Вывоз мусора тсж. Сергей степанов. Правильный выбор исполнителя – отсутствие проблем для вас

Скопление мусора - это серьезная проблема, которую нужно быстро решать. Для этого существуют специальные свалки и площадки по утилизации. Такой щекотливый вопрос можно оперативно урегулировать, заключив договор на вывоз мусора, что очень важно в случаях с опасными отходами. Рассмотрим данный процесс детальнее.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Кому необходимо заключать договор на вывоз мусора.
  • Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора.
  • С кем заключать договор на вывоз мусора.
  • Как снизить расходы, заключая договор на вывоз мусора.
  • Какие нюансы есть в договоре на вывоз мусора для УО.

Кому необходимо заключить договор на вывоз мусора

По жилищному праву, собственники жилых помещений в МКД кроме своих квартир обязаны проявлять заботу об общем имуществе дома, включая контейнеры с мусором и их систематическое опорожнение. Оформление договоров с предприятиями по утилизации бытовых отходов жильцы чаще всего возлагают на ТСЖ или управляющую организацию, которая занимается содержанием дома. Однако каждый владелец имеет право заключить индивидуальный договор на вывоз мусора отдельно от остальных.

Намного любопытнее складывается ситуация у собственников коттеджей и домов в частной застройке. Официально их нельзя заставить подписать соглашение на вывоз ТБО, поэтому большинство домовладельцев самостоятельно отвозят свои бытовые отходы на свалку. Но если хозяин не захочет совершать лишние действия и станет пользоваться общим контейнером, заключение договора на вывоз мусора неизбежно. К тому же санитарное состояние домовладений находится под контролем местных органов власти, а в ряде регионов России к собственникам частного жилья, наносящим вред экологии, применяются даже административные санкции. Следовательно, незаключение соответствующего договора может квалифицироваться как загрязнение окружающей среды.

Кроме домовладельцев и предпринимателей, располагающих торговыми точками и офисами в городской черте. Они тоже имеют право выбора одного из вариантов: освобождаться от мусора (чаще всего это упаковка и коробки, которые накапливаются при приемке товара) самостоятельно либо оформлять договор вывоза мусора с юридическим лицом или управляющей организацией.

В то же время во многих населенных пунктах приняты собственные правила благоустройства территорий и их санитарного содержания, по которым организации и частные предприниматели обязаны заключать договоры такого рода. Чтобы избежать этого, существует единственный способ - получение лицензии на вывоз отходов, которая предоставляет юридическим лицам и ИП возможность для самостоятельного обслуживания.

Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора

Подавляющее большинство российских городов удачно совмещает многоэтажную жилую застройку с частным сектором, в то время как обязанности по содержанию коллективного имущества МКД, включая мусорные баки, официально возложены на владельцев квартир согласно Жилищному кодексу Российской Федерации. Необходимость оформлять договор на вывоз тбо для хозяев частных домов федеральным правом не предусмотрена.

Это повышает актуальность избавления от бытовых отходов и их утилизации для городского населения, а проблема сбора мусора все больше обостряется в связи с расширением и развитием административных единиц. Откуда берется столько мусора? ТБО (другими словами – бытовые отходы) являются результатом жизнедеятельности человека и следствием работы предприятий. Основные проблемы возникают в процессе сбора и вывоза отбросов из жилого сектора и организаций.

Функция очищения населенных пунктов от ТБО возложена на органы МСУ. Поэтому администрации многих городов и районов вовремя обратили внимание на остроту данной проблемы. Вернее, на нерегулярность очищения от бытовых отходов территорий частного сектора. Они оперативно урегулировали этот вопрос на местном уровне путем издания необходимых приказов и распоряжений.

Региональные органы власти обязывают специализированные предприятия размещать и вывозить мусорные баки из частной жилой застройки, а также мотивируют домовладельцев заключать договоры на оказание услуг по вывозу мусора.

Необходимость оформления подобных документов для организаций предусмотрена законами и санитарными нормами РФ.

Для управляющих компаний (в том числе жидких) включен в перечень мероприятий по содержанию коллективного имущества собственников, чем они и занимаются согласно «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме». Они же составляют договоры с нужными предприятиями или ИП, которые специализируются на данных работах и являются непосредственными поставщиками услуг. Возникает лишь вопрос, с какой организацией заключить договор на вывоз мусора в 2017?

С кем заключать договор на вывоз мусора

В соглашении участвуют две стороны - заказчик и исполнитель:

  • в роли заказчика может выступать любое юридическое лицо, ИП или гражданин. Составить документ вправе собственники МКД и владельцы личных участков земли в частной застройке;
  • исполнителем может стать предприятие или ИП. Гражданское лицо может официально вывозить отходы лишь 5-го класса опасности. Для сбора и дальнейшей утилизации ТБО первых четырех классов опасности исполнитель должен иметь лицензию (статья 12 п.30 ФЗ №99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Согласно ст.426 Гражданского кодекса договор на вывоз мусора является гласным. Это говорит о том, что предприятие, вывозящее ТБО, обязано сотрудничать со всеми субъектами, желающими получать его услуги. При этом, несмотря на свои обязательства, организация самостоятельно формирует условия договора, единые для всех клиентов. Это вряд ли позволит заказчику внести изменения в документ.

В связи с действием на территории РФ свободы заключения договоров заказчика нельзя заставить подписывать соглашение с конкретно выбранной организацией. Если местные органы власти требуют сотрудничества с указанной ими компанией, это противоречит закону.

Какие пункты содержит договор на вывоз мусора (образец)

Чаще всего документы по услугам ТБО оформляют юристы предприятия-исполнителя или специалисты управляющей организации, которая обслуживает МКД. В первом и втором случае типовой договор на вывоз мусора должен вмещать основные данные:

  • название (или ФИО) обеих сторон;
  • фактический адрес объекта вывоза ТБО;
  • количество вывозимых отходов;
  • график предоставления услуги (вносится в документ или оформляется приложением);
  • стоимость работ согласно актуальным тарифам;
  • обязанности, полномочия, ответственность сторон.

Кроме того, документ может содержать сведения об отходах, которые не подлежат вывозу данным исполнителем. Как правило, это токсичные предметы (например, ртутные лампы, которые подлежат особой утилизации специальными предприятиями и которые выбрасывать в общие контейнеры запрещено). Сюда же относится строительный мусор, скопившийся после ремонта управляющей компании, металлолом и крупногабаритные отходы, опавшая листва и сломанные ветви с придомовой территории.

Договор вывоза мусора с физическим лицом составляется в письменном виде. Вдобавок законом допускается не только формат двухстороннего соглашения за подписью обеих сторон, но также талоны или квитанции, получаемые от исполнителя работ. Здесь работают положения статьи 428 Гражданского кодекса о договоре присоединения. То есть заказчик предварительно принимает условия, предложенные поставщиком услуг. Выданная квитанция доказывает, что стороны полностью исполнили договорные обязательства.

Какие нюансы содержит договор на вывоз мусора для УО

В начале прошлого года вступили в силу изменения (№458-ФЗ от 29.12.2014) к закону «Об отходах производства и потребления» и другим правовым актам, а также отмена некоторых положений и даже целых нормативов РФ. Что нового принес этот федеральный закон?

Главным изменением стало выведение услуги вывоза мусора из категории работ по техобслуживанию с последующим отнесением его к разряду коммунальных услуг.

Вместо понятия «вывоз ТБО» введен новый термин – «вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов)». Имеются в виду отходы, которые появляются у граждан при удовлетворении бытовых и личных нужд, включая товары народного потребления. В группу ТКО также вошли отходы деятельности ИП и юридических лиц, по составу аналогичные отходам собственников квартир, образуемым в процессе потребления.

До сих пор в законодательстве существует пробел по жидким отходам, возникающим в домах без канализации и центрального водоснабжения, которые скапливаются в выгребных и сливных ямах. Такая же ситуация сохраняется со спиленными деревьями и листвой. Все это вызывает вопросы, связанные с оплатой услуг по избавлению от подобных неучтенных отходов.

Та как услуга с января 2016 года стала коммунальной, оплата за нее рассчитывается не на число проживающих, а на квадратный метр площади. И здесь возникает главный вопрос - как определить реальное потребление для граждан, живущих без временной прописки? В сравнении с остальными услугами ЖКХ на вывоз мусора нельзя поставить приборы учета. Разумным выходом могут стать поправки к «Правилам предоставления коммунальных услуг» (Постановление №354 от 06.05.2011 Правительства РФ) в части актирования проживающих временно граждан. Данным документом нужно закрепить, что на основе данных о фактической численности жильцов, временно живущих в квартире МКД, управляющая компания или ТСЖ могут осуществлять начисления за услугу ТКО.

Мнение эксперта

Перерасчет коммунальной услуги

А.Н. Гаркуша,

председатель правления ТСЖ «Флиера 9», Орехово-Зуево

Не совсем ясен механизм определения характеристик качества услуги по договору на вывоз мусора, а также исполнителя этих работ.

На основании пункта 49 Правил №354 поставщик коммунальных услуг должен обеспечивать потребителям их должное качество, безопасность для здоровья (жизни) и безвредность для их имущества согласно договору и законодательным нормам РФ.

В свою очередь, потребитель коммунальных услуг вправе требовать от исполнителя компенсацию неустойки (штрафа, пени), возмещение ущерба и вреда для здоровья, жизни либо имущества собственника жилья (и граждан, с ним проживающих) из-за выполнения работ неподобающего качества.

К тому же не до конца доработаны критерии оценки качества услуг по вывозу бытовых отходов, что со своей стороны может ущемлять права потребителя.

Если договор не предусматривает иное, исполнитель обязан осуществлять расчет платы за оказанные им коммунальные услуги (как того требуют Правила №354), а также выполнять перерасчет сумм оплаты за КУ при имеющихся на то основаниях, включая выполнение работ плохого качества или с перерывами недопустимой продолжительности. Перерасчет производится и за время отсутствия собственника в занимаемой квартире после проведения проверки на предмет достоверности предоставленных им исполнителю показаний приборов учета, а также фиксации данных индивидуальных, квартирных (общих), комнатных счетчиков (распределителей), размещенных снаружи помещений (согласно пункту 31 п/п «г» указанных Правил).

Итак, с основаниями для проведения перерасчета оплаты коммунальных услуг согласно пункту 93 все ясно. А как быть с соблюдением их достойного качества и недопустимо долгими перерывами?

Поставщик услуг может проверять численность проживающих в квартире потребителей, включая временных лиц, и подтверждать это официально составленным актом в соответствии с пунктом 32 п/п «е.1».

Когда в жилом помещении обитают временные потребители, сумма оплаты за получаемые услуги ЖКХ исчисляется из расчета количества постоянных и временных жильцов, находящихся на данной площади. Вместе с тем при начислении платы за определенный вид КУ потребителя относят к категории временно проживающих, если он находится в квартире 5 дней подряд и более.

Как все это время должен вести себя председатель ТСЖ или ЖСК? На протяжении 5-ти суток караулить входную дверь с понятыми? Разумеется, владельцы помещений МКД и пользователи их квартир должны уведомить управляющую организацию обо всех временных жильцах. Однако вряд ли они сделают это добровольно.

Если потребитель не появлялся в жилом помещении полных пять календарных дней и дольше, сумма оплаты получаемых услуг ЖКХ подлежит пересчету за исключением центрального отопления.

Для соблюдения потребительских прав и при оформлении должных документов вполне возможен перерасчет с одновременным согласованием конечной суммы с РСО и снижением общего платежа для ТСЖ или ЖСК.

Тем не менее предприятия, которые занимаются вывозом и утилизацией ТКО, о перерасчете даже слышать не хотят. Каким должен быть механизм подобного перерасчета? И кто окажется крайним в этой веренице: исполнитель, заключивший договор на вывоз мусора, либо управление соцзащиты?

За какой период времени предполагается начисление на пять дней постоянного проживания – за месяц или только за эти дни?

Если жильца не было в квартире 5 дней, после чего он более 3-х недель заваливал мусорный бак, почему обслуживающая компания должна вывозить отходы бесплатно?

Для такого случая ни один из документов, предложенных Правилами (пункт 93) и прилагаемых к заявлению, не годится, кроме «иных документов, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия в жилом помещении» (п/п «к»).

  • Стоимость услуг.

Стоимость накопления ТКО определяется на основании нормативных актов, принимаемых государственными органами власти для каждого из субъектов РФ.

Опубликовано новое постановление о ценообразовании в части обращения с ТКО, а старый документ №520, утвержденный Правительством РФ 14.07.2008, прекратил свое действие 01.01.2016. В нише обращения с коммунальными отходами установлены новые допустимые регламентируемые тарифы:

  • на обслуживание для регионального оператора (единая ставка);
  • на обработку, утилизацию и захоронение бытовых отходов.

Цены на услуги предприятий, которые занимаются операциями с ТКО, устанавливаются по договоренности сторон. Они не могут превышать граничные тарифы, принятые соответствующими органами местной власти субъектов РФ для проведения контролируемой деятельности по обращению с бытовыми отходами.

Имеют право на существование и расценки, дифференцированные по группам потребителей, допустим, проживающих в МКД и частных домах, или по муниципальным образованиям, техническим характеристикам каждой территории.

Мнение эксперта

Изменение порядка оплаты услуг по вывозу, транспортировке и захоронению твердых бытовых отходов

Ю.М. Федоров,

Новый порядок оплаты услуг по вывозу, транспортировке и захоронению ТБО не отрегулирован должным образом, и его реализация вызывает у экспертов определенные опасения. Так пока еще не во всех субъектах РФ назначены региональные операторы, а где назначены - еще не везде заключены необходимые договоры с потребителями коммунальных услуг и организациями, предоставляющими услуги по их сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию. Не урегулированы в должной мере во многих регионах вопросы финансирования деятельности региональных операторов. Много вопросов и опасений о вероятности увеличения размера платы за новую коммунальную услугу. Хотя уполномоченные чиновники из Минстроя России, жилищных инспекций и некоторых других органов государственной власти обещают плату не повышать.

  • Региональные программы.

С учетом того, что раньше общий технологический процесс дифференцировался между исполнителями (то есть транспортировку, утилизацию и захоронение осуществляли независимые друг от друга организации), сейчас законодатель возложил весь процесс на одного исполнителя. С этой целью каждый субъект РФ выбирает для себя регионального оператора, с которым составляет договор на вывоз ТКО. Принятый федеральный закон устанавливает необходимость разработки и внедрения для каждого субъекта РФ региональных программ по обороту отходов, рассчитанных на десять лет.

Статья 1 законодательного акта №458-ФЗ устанавливает, что региональным оператором является юридическое лицо, оформившее договор на предоставление услуг по вывозу и обработке ТКО с их владельцем на территории, попадающей в зону охвата данного оператора. С начала прошлого года все потребители обязаны были оформить соглашения на обслуживание их региональным оператором во исполнение статьи 12 упомянутого Закона.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса договор на организацию вывоза мусора является гласным, а управляющие компании и ТСЖ должны подписать документ с региональным оператором. Он, со своей стороны, обязан принимать бытовые отходы в местах и количествах, указанных в соглашении, организовывать их сбор, перевозку, переработку, обезвреживание и захоронение согласно нормативам РФ. Владелец ТКО, в свою очередь, оплачивает работу регионального оператора по стоимости, рассчитанной и утвержденной в рамках единого тарифа. Законодательно утвержден образец типового договора на вывоз мусора. Если в МКД выбрана и утверждена форма прямого управления, соглашение будет заключаться без посредников между владельцами помещений и региональным оператором.

Работая по договорной схеме, управляющая компания, ТСЖ или ЖСК собирают плату за вывоз бытовых отходов и ведут работу с недобросовестными плательщиками. Во исполнение «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (пункт 4, п/п «ж»), принятых 15.05.2013 постановлением Правительства №416, управляющий орган МКД организует и проводит расчеты за услуги ЖКХ, включая начисление выплат, оформление платежных квитанций, отправление их хозяевам и пользователям квартир многоэтажки, принятие претензионно-исковых мер к должникам.

Одновременно с этим предусмотрен прямой способ поступления коммунальных платежей от владельцев жилья в компанию, поставляющую ресурсы. Так как вывоз бытовых отходов является коммунальной услугой, высока вероятность, что будут изменены и данные правоотношения.

  • Лицензирование деятельности по обращению с отходами.

Произошли изменения в правовом поле системы обращения с отходами. До этого работы по обезвреживанию и утилизации отходов I-IV категорий опасности подлежали лицензированию в соответствии с ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011. Позднее, с 01.07.2015, подобное официальное разрешение потребовалось также на сбор, перевозку, переработку, обезвреживание и распределение небезопасных бытовых отходов, принадлежащих к указанным классам вредности.

Постановление Правительства №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», принятое 03.10.2015, четко установило:

  • лицензирующий орган в лице Росприроднадзора;
  • список работ, подлежащих лицензированию в данной сфере деятельности;
  • лицензионные условия для претендента на получение лицензии и лицензиата формулируются Федеральными законодательными актами «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления»;
  • пакет документов, необходимый для получения лицензии;
  • список документации на случай переоформления лицензии при расширении видов лицензионной деятельности либо изменения ее дислокации;
  • перечисление грубых нарушений условий лицензии.

На сегодняшний день лицензии на операции по обработке и распределению ТКО I-IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, действительны до 01.01.2019.

Мнение эксперта

С вывозом отходов осталось много нерешенных проблем

Е.В. Шерешовец,

директор консалтинговой компании «КИТ», заведующая кафедрой «Правовое регулирование строительства и ЖКХ» в ФАУ ДПО «Государственная академия повышения квалификации, переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса» при Минстрое России

Принятый Федеральный закон не урегулировал ряд вопросов.

Основной проблемой, возникающей при оформлении взаимодействия с региональным оператором, является утверждение места поставки коммунального ресурса, а также границ эксплуатационной ответственности. Данные границы по каждому конкретному ресурсу официально утверждены постановлением №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», принятого 13.08.2006.

Смысл законодательного акта заключается в принятии на обслуживание каждой стороной договора имущества, которым она владеет или которое приняла на баланс. Так на основании пунктов 5-7 упомянутых Правил содержания очевидно, что все инженерные системы здания (ХВС, ГВС, электро- и газоснабжение, отопление) и коллективные приборы учета принадлежат к общему имуществу владельцев МКД, следовательно, обслуживаются управляющей организацией. Состояние коммуникационных сетей вне стен жилого дома контролируют поставщики услуг.

Однако в случае договора на вывоз мусора данная логика не всегда уместна. Услуги регионального оператора начинают действовать с контейнерной площадки. В свою очередь, уход за контейнерами и накопительными бункерами относится к компетенции юридических лиц, частных предпринимателей и граждан, которые являются их законными владельцами (арендаторами), имеют на них вещевое право либо официально управляют данными объектами.

Тем не менее контейнерные площадки большинства регионов не принадлежат к общему имуществу владельцев МКД и муниципальной собственности. Чтобы оформить их в качестве коллективной собственности МКД, нужно сформировать земельный участок и принять соответствующее решение на общем собрании жильцов многоэтажки (пункты 1-10 Правил №491, статьи 30, 36, 40, 161 и 162 Жилищного кодекса).

Итак, для каждого МКД местные органы власти должны установить границы участка земли, который входит в состав общего имущества здания. В противном случае муниципалитеты имели право (до конца 2015 года) принять контейнерные площадки в собственность, чтобы передать их региональному оператору для оказания услуг. Иначе ТСЖ и управляющие компании вправе отказаться от содержания контейнерных площадок в связи с недостатком средств, поскольку все деньги, получаемые по договору на вывоз мусора, будет забирать региональный оператор.

Следующий нерешенный вопрос – как определить степень качества услуги вывоза бытовых отходов? Во исполнение пункта 49 Правил №354 исполнитель КУ обязан оказывать потребителям услуги должного качества, безопасные для здоровья и жизни, а также не причиняющие ущерб имуществу граждан согласно положениям договора и нормам законодательства РФ. Потребитель коммунальных услуг, со своей стороны, может претендовать на получение от исполнителя неустойки (штрафа, пени), компенсации убытков и вреда, нанесенного здоровью (жизни), имуществу пользователя (совместно проживающих лиц) из-за оказания КУ неподобающего качества. В то же время слабо отработаны критерии оценки качества услуг по транспортировке мусора, а это, в свой черед, частично ущемляет права потребителя.

Напоследок остается подчеркнуть, что все недоработанные вопросы должны быть урегулированы постановлениями правительства о предоставлении коммунальных услуг и порядке содержания общего имущества граждан. Хочу надеяться, что интересы управляющих компаний и ТСЖ будут соблюдены.

Как УО снизить расходы на услуги договора на вывоз мусора

  • Способы утилизации отходов.

Известный физик Нильс Бор (Дания) в свое время писал, что люди не погибнут в атомном кошмаре, а задохнутся в своих отходах. Эти слова подтверждаются практикой: житель российской столицы каждый день оставляет после себя почти 800 г бытового мусора. На первый взгляд, это мелочь, однако весьма важная. Суммарный вес производимых москвичами отходов жизнедеятельности достигает ежегодно по 5-7 млн тонн. Подавляющую часть (80 %) огромной кучи бытового мусора несколько тысяч грузовых машин (как правило, морально устаревших и чудовищно дымящих) везут на полигоны, которые зачастую уже заполнены, а большинство и вовсе закрыты. Сегодня в Подмосковье собралось около 120 млн тонн бытового мусора, который занимает более семисот гектаров земли. Если москвичи продолжат создавать бытовые отходы такими темпами, вопрос утилизации ТБО вскоре станет неразрешимым.

Существует отличная альтернатива захоронению мусора - процесс сжигания. Современные столичные мусоросжигательные предприятия перерабатывают до 13 % бытовых нечистот. Сжигание ТКО широко используется и за рубежом. Тем не менее жители столицы активно выступают против возведения мусоросжигательных заводов, полагая, что они засоряют атмосферу огромной массой вредных веществ. Конечно, этот аргумент вполне можно оспорить, поскольку сжигание отходов - это вполне современное решение. В процессе этого горы мусора превращаются в скромные кучки шлака, одновременно устраняя трудности с нехваткой земель для захоронения ТБО. Нынешние мусоросжигательные предприятия высокотехнологичны, экологически безопасны и одновременно представляют собой сложные и дорогостоящие производства. Некоторая доля затрат на их обслуживание компенсируется благодаря тепловой энергии, образуемой при сгорании мусора. Кроме того, расходы на утилизацию уменьшаются при захоронении шлаков, количество которых даже несопоставимо с колоссальными масштабами бытовых остатков.

В большинстве стран «мусорный вопрос» решается только путем сжигания ТБО. К примеру, в центре столицы Австрии работает мусоросжигательный завод, не только уничтожающий отходы, но и производящий при этом тепловую энергию, которой обогреваются 107 000 венских домов. Предприятие использует новейшую технологию сжигания, которая исключает опасные выбросы в атмосферу. Поэтому Вена по-прежнему считается одной из самых экологичных европейских столиц. Аналогичные мусоросжигательные мощности работают и в других крупных центрах Евросоюза.

В то же время мусор, утилизируемый в австрийской Вене, проходит предварительную сортировку, поэтому уничтожается только то, что не подлежит переработке в качестве вторичного сырья. Вдобавок методика мусоросжигания подразумевает обязательное очищение сгораемой массы от вредных для экологии остатков жизнедеятельности.

К сожалению, рассмотренные методики утилизации ТБО с каждым годом становятся все дороже, требуя повышения финансовых вложений на уровне города и в частности каждого потребителя, заключившего договор на вывоз мусора.

Можно ли снизить издержки на бытовые отходы, чтобы обеспечить людям экологически безопасную среду?

Разумеется, это возможно. Но для этого применяют селективное (раздельное) накопление мусора с дальнейшим рециклингом, то есть переработкой во вторсырье. Такой способ максимально выгоден экономически и безопасен в экологическом плане, поскольку ощутимо экономит земельные и минеральные ресурсы, не засоряет воздух, почву и водоемы. Сегодня в Москве вторичной утилизации подвергается до 6 % бытовых отходов. Причем даже этот скромный показатель эксперты считают завышенным. Поэтому абсолютное обращение к рециклингу видится весьма далекой перспективой ухода от захоронения мусора, хотя и максимально подходящей.

Твердые коммунальные отходы включают в себя битое стекло, металлолом, различные виды пластмасс, бумагу и картон, которые прессуются в смеси с влажными отходами пищи. Ориентировочное содержание фракций в ТКО отражено в следующей таблице.

Повторная переработка ненужного мусора - процесс неизбежный. Поэтому вопреки желаниям и возможностям нам придется его применять.

Другими словами, твердые бытовые отходы представляют собой ценные залежи сырья, пригодного для применения в промышленности. И что важно, для его добычи не нужно бурить нефтеносные земляные слои или опускаться в стволы шахт. Мы приобретаем такое сырье в форме упаковок и по привычке отправляем в мусор. Вдобавок еще и доплачиваем за избавление своего жилья от важных сырьевых материалов! По статистическим данным, доля вторсырья в твердых бытовых отходах москвичей составляет примерно 51 %.

Выходит, что повторная переработка бытового мусора неотвратима, и рано или поздно мы начнем заниматься этим всерьез. Тут же возникают вопросы: кто будет сортировать отходы и где лучше это делать, какую массу фракций выгодно выделять?

Разрозненный сбор ТБО должен стать способом подготовительного обогащения вторичного сырья для повышения продуктивности его последующей промышленной сортировки.

Известны два метода сортирования отходов: 1) предварительное разделение мусора до выноса из квартиры; 2) разбор отходов на специализированных станциях сортировки ТБО. Многократные эксперименты по избирательному накоплению мусора доказывают, что в роли сырья для дальнейшего производства продукции оптимальными будут коммунальные отходы, которые на начальном этапе рассортированы жильцами. Это подтверждают и результаты исследования, проведенного в Василеостровском районе северной столицы России.

Впрочем, дифференцированный сбор отходов вовсе не гарантирует получения чистых фракций вторсырья, используемых для непосредственного использования перерабатывающими заводами. Причина этого – проникновение смешанного мусора в баки с рассортированными бытовыми остатками. Отсюда следует, что раздельное накопление ТКО должно использоваться как способ заблаговременного обогащения вторсырья, который обеспечивает эффективность технологической заводской сортировки.

К сожалению, большинство россиян не может похвастаться своими просторными кухнями, поэтому скопление нескольких бачков для сортировки мусора в городских квартирах просто нереально. Как быть в таких случаях? Возложить все бремя распределения мусора на специализированные сортировочные станции либо все же перебирать отходы дома?

  • Лишние фракции.

Опыт зарубежных стран и российской действительности подтверждает, что смешанная модель рециклинга (дифференциация мусора населением с дальнейшей сортировкой в пунктах переработки) максимально эффективна, технически рациональна и экономически рентабельна. Проблематичной частью данной схемы становится разборка бытовых отходов населением, без чего результативность рециклинга сводится к нулю. Для этого потребуются новые организационные, технические и финансовые решения, которые создадут условия для распределения ТБО собственниками жилья, которые оформили договор на вывоз мусора.

Давайте попробуем понять, какие фракции на самом деле следует отсортировывать нам, а что можно выделить на станциях переработки. В последнее время ряд европейских государств, в особенности Германия, стремятся сократить группы сортируемых фракций, так как прекрасная идея переработки отходов становится абсурдной. А немцам приходится решать ежедневное уравнение со множеством неизвестных во время скрупулезной сортировки домашнего сора.

Пример

Большинство жителей Германии используют кофеварки, очистка которых занимает массу времени. Сваренная гуща должна отправляться в ведро для биологических отходов (имеют самый дешевый вывоз), бумажный фильтр (очищенный от кофе) помещается в бачок с бумагой, кофейную упаковку следует осмотреть на наличие особой маркировки Grune Punkt («зеленая точка»). Если таковая отсутствует, упаковка кладется в ведро с отходами аналогичной фракции. Присутствие маркировки говорит о том, что упаковка должна находиться в специальном контейнере. Вывоз упаковки Grune Punkt населением не оплачивается, поскольку его утилизация заранее профинансирована производителем.

Еще строже обстоят дела со сбором бытовых отходов в Японии. У них каждый житель перед покупкой новой вещи должен подумать, как ее потом утилизировать. Допустим, за утилизацию старого компьютера японцы платят $25-35 с учетом его модификации. Аналогичные требования предъявлены ко всем крупногабаритным предметам.

Рассматривая фракционный состав отечественных отходов, мы видим, что их подавляющая часть отводится бумаге (чаще всего упаковочной) и остаткам пищи. К тому же, если данные фракции смешаны, то их последующая переработка в большинстве случаев невозможна. Отсюда следует, что основной целью сортировки бытовых отходов жильцами является отделение пищевых отбросов. А остальная сухая масса в мире высоких технологий легко распределяется в пунктах мусоросортировки.

Куда же девать оставшиеся пищевые отходы? Рассмотрим существующие варианты для урегулирования данной проблемы.

Известно, что остатки пищи становятся превосходной средой для развития патогенных микроорганизмов, а также размножения крыс, мышей и насекомых. Знаете ли вы, что ведро с продуктовым мусором, оставленное на ночь в квартире, способно вызвать мигрень в процессе разложения пищи, выделяя при брожении ядовитые газы (даже фенол и аммиак)?

В качестве одного из способов освобождения квартир от пищевых отходов является приобретение специальных измельчителей. Там остатки еды очень мелко перемалываются, затем смываются в канализацию, чтобы в очистных сооружениях удалиться из стоков вместе с остальной органикой. Для измельчения созданы специальные устройства - диспоузеры, которые устанавливаются под мойкой на кухне и присоединяются к трубам водостока. Данный прибор можно отнести к группе природоохранных устройств. Он не допустит на полигоны даже самого мизерного процента органики и перемелет все, в том числе кости. Органические элементы, попадающие в сточные воды, успешно используют для генерации электроэнергии на очистных станциях. Для примера назовем Курьяновские очистные сооружения (КОС) российской столицы.

В нашей стране измельчители пищевых отходов еще не приобрели достаточной популярности, в сравнении с промышленно развитым Западом. Так в США подобные устройства установлены в 55 % зданий, Новая Зеландия имеет 37 % оборудованных диспоузерами домов, а Китай с Великобританией – 20 % и 7 % соответственно. Может быть, недалек тот день, когда эти полезные приборы появятся в наших домах наравне с привычными счетчиками воды и помогут потребителям уменьшить затраты на услуги договора на вывоз мусора.

Но пока измельчитель в квартире отсутствует, мы все-таки будем отсортировывать пищевой мусор от ТБО. И здесь нам не обойтись без разделения отходов на фракции. В случае с МКД, лишенными мусоропроводов, обычно сложностей не возникает, так как для сбора мусора на площадках помещают селективные контейнеры. Зато в домах с мусоропроводом практически невозможно организовать дифференцированный сбор мусора. Разумеется, можно заварить трубу мусороприемника, и жителям придется выносить мусор на оборудованные для этого площадки. Такой подход может даже улучшить санитарно-эпидемиологическое состояние здания, поскольку мусоропровод - главный источник любой заразы. Но вместе с тем комфортность обитателей таких домов резко снизится, что усложнит жизнь пенсионерам и людям с ограниченными возможностями. К тому же это нарушает права маломобильных категорий граждан. Разумным выходом из щекотливой ситуации станет практичное техническое решение – создание специального мусоропровода согласно современным требованиям к сортировке коммунальных отходов.

  • Установка по раздельному сбору.

Каждый год человечество выбрасывает почти 1,3 млрд тонн еды. В экономически развитых странах на единицу населения напрасно расходуется 95-115 кг продуктов питания. В последнее время Россия тоже не отстает от иностранных держав. Каждый житель столицы ежегодно отправляет в мусорный бак почти 150 кг остатков пищи (данная цифра учитывает потери в торговых точках, на складах и овощных базах).

В зарубежных странах приобрели популярность комплексные установки по селективному сбору отходов для МКД, размещаемые в камерах мусороприемника. Их действие элементарно. Снизу мусоропровода монтируется вращаемый стенд для приемки отходов, разграниченный на секции (в соответствии с количеством фракций). Каждый этаж оборудуется пультом с названием нужных фракций. Человек просто нажимает на нужную кнопку, и стенд поворачивается для «приема» мусора именно этой группы. Подобным образом все фракции ТКО сортируются по контейнерным отсекам. Остатки пищи сливаются в канализацию прямо в мусоросборной камере, намного сокращая объемы мусора, вывозимого для захоронения. А собственники МКД избавляются от обязанности выносить мусор во двор.

Первый опытный экземпляр российской установки для селективного сбора ТБО через мусоропровод прошел испытания в одном из московских жилых домов. Итак, наличие в МКД мусоропроводов, дооснащенных приборами для сортировки отходов, в какой-то мере урегулирует вопросы с раздельным накоплением сбора бытовых отбросов.

Применение высоких технологий для сбора мусора, основанных на последних поправках к Закону №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 (действуют с 01.07.2015), предусматривает и более высокие требования к контейнерным площадкам для мусора. На что нужно обратить особое внимание?

  1. Замена старых моделей мусорных баков на современные евроконтейнеры, оборудованные крышками.
  2. Внедрение избирательного сбора ТКО на контейнерных площадках.

Количество мусорных баков на площадке и периодичность удаления отходов должны отвечать действующей норме их накопления в расчете на одного жильца. Такой подход исключит переполнение баков и засорение мусором контейнерных пятачков.

Внедрение последних инноваций в деятельность по сбору, вывозу и переработке ТКО усовершенствует условия проживания граждан в МКД, а также улучшит санитарные показатели наших городов.

В Москве проводится так называемый эксперимент по монополизации вывоза и утилизации мусора, образующегося в жилых домах. В этом году затронут один округ – Юго-Западный (ЮЗАО). Со следующего, 2014 года этот эксперимент распространяется еще на 4 административных округа: Юго-Восточный, Северо-Восточный, Северный и Западный (ЮВАО, СВАО, САО и ЗАО).

Качество работы в этом году подрядной организации ООО «МКМ-Логистика» (выигравшей конкурс на 25 млрд.руб.) в рамках этого «эксперимента» вызвало нарекания даже у контролирующих подразделений самого Правительства Москва – Мосжилинспекции и Объединения административно-технических инспекций, о чем была официально опубликована информация . Но, судя по удалению этой новости о нарушениях с официального сайта Мосжилинспекции , можно предположить, что на руководство МЖИ было оказано давление городскими руководителями, чтобы МЖИ не портило благостную картину проводимого «эксперимента».

Несмотря на недовольство жителей, выраженное в открытом письме жилищных объединений ЮЗАО, а также несмотря на , Правительство Москвы продолжает «эксперимент».

В процессе этого «эксперимента» Правительство Москвы открыло новые законы математики. Как известно, нормы накопления (вывоза) мусора законодательно (в том числе и в соответствии с законодательством Правительства Москвы – постановление от 15.01.2008 № 9-ПП) зависят от количества жильцов, зарегистрированных в каждой квартире многоквартирного дома. Но оказалось, что эту зависимость можно чудесным образом превратить в совершенно другую – от количества квадратных метров в этом же доме, причем эта зависимость – абсолютно одинаковая по всей Москве, для каждого жилого дома столицы, независимо от количества проживающих и, например, наличия магазинов на первых этажах. Выглядит это следующим образом.

Согласно положениям нормативных документов Правительства Москвы (постановление №9-ПП) нормативы расхода на вывоз и утилизацию мусора рассчитываются, исходя из количества зарегистрированных жильцов. Но вдруг, в результате «эксперимента» законодательные нормативы отодвигаются, и появляется новый феноменальный норматив по вывозу и утилизации мусора – 2,08 руб. с кв.м. жилых и НЕЖИЛЫХ помещений в месяц. Т.е. оказывается квартира площадью 100 кв.м., где проживает одинокий пенсионер, и небольшой магазин на первом этаже этого же дома площадью 100 кв.м., производят одинаковое количество мусора! Абсурдность этой ситуации не смутила «инициаторов» этого «эксперимента» и, наплевав на Жилищный кодекс РФ (который говорит о том, что расходы по каждому дому должны быть определены отдельно именно для этого дома), цифра 2,08 руб. насильственно вменяется для всех жилых домов и всем управляющим организациям Москвы, которым «повезло» попасть в зону действия этого махрового «эксперимента» и которые получают бюджетные субсидии. При этом расчет полученной цифры – 2,08 руб. за кв.м. площади в месяц – никому не предоставляется, поскольку его быть в природе не может. Он противоречит самим принципам подомового учета и является «средней температурой по больнице».

Понимая это Правительство Москвы не стало церемониться с управляющими организациями и дало указание всем префектурам, управам районов и ГКУ ИС районов обеспечить в принудительном порядке неукоснительное подписание соглашений, согласно которым всем этим организациям насильственно уменьшается сумма предоставляемых бюджетных субсидий на 2,08 руб. с кв.м. в месяц от общей площади жилых домов, а не только от жилой площади, на которую выделяются бюджетные субсидии. Фактически это нонсенс: квартиры, которые получают бюджетные субсидии, расплачиваются за мусор, который образовывается в том числе и от магазинов и офисов на первых этажах жилых домов! Всем управляющим организациям, в том числе ТСЖ, не согласным на участие в эксперименте, размер бюджетных субсидий просто был урезан волевым порядком.

При этом формально письменное указание Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы не несет в себе формулировки «неукоснительно», но со слов представителей окружных и районных органов исполнительной власти устное указание подкрепило вот эту бумагу однозначным требованием: обеспечить подписание любой ценой с угрозой невыплаты бюджетных субсидий даже независимо от того, подпишут управляющие организации и ТСЖ-ЖСК предлагаемые соглашения или не подпишут. Ярким подтверждением невыплаты бюджетных субсидий является факты, указанные в обращении ТСЖ «Ломоносовский, 18», о котором будет сказано далее.

Более того, теперь стоимость вывоза мусора для всех жилых домов увеличится. В качестве примера предлагаю ознакомиться с опубликованным на сайте журнала "Председатель ТСЖ" обращением ТСЖ «Ломоносовский, 18» в ФАС России. По их расчетам стоимость вывоза нормативного объема ТБО и КГМ для многоквартирного дома 18 по Ломоносовскому проспекту г. Москвы по условиям эксперимента оказывается на 32,64% дороже, чем фактическая стоимость вывоза и утилизации ТБО и КГМ вне эксперимента. При этом ТСЖ недополучает из бюджета часть субсидии на содержание и ремонт общего имущества, предназначенной для вывоза и утилизации ТБО и КГМ, на сумму 721 058,53 руб. и продолжает нести бремя расходов на данные виды работ из средств, предназначенных непосредственно для содержания и ремонта общего имущества.

Но и это еще не всё. Теперь управляющие организации больше не смогут штрафовать организацию, вывозящую мусор, за, например, несвоевременный или не качественный вывоз ТБО. В настоящее время у управляющих организаций заключены прямые договоры с организациями, вывозящими ТБО и КГМ, и согласно этих договоров управляющая организация контролирует работу подрядчиков и накладывает на них штрафные санкции. Суммы от этих штрафных санкций сегодня используются на содержание этого же жилого дома, в том числе на вывоз сверхнормативного мусора, который периодически образуется, например, после праздничных дней. Но теперь, в рамках этого «эксперимента» согласно «СОГЛАШЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории …АО г. Москвы», штрафные санкции теперь будет накладывать и получать Государственное казенное учреждение города Москвы по организации обращения с отходами производства и потребления «Мосэкопром». Формально, управляющая организация может попробовать повлиять на это, заполняя Акты выявленных нарушений, но если учесть, что Мосжилинспекцию заставили удалить новость о нарушениях со своего официального сайта, это означает, что Акты, заполняемые управляющими организациями, приниматься во внимание не будут. Ведь Правительство Москвы не захочет, чтобы кто-то знал истинное качество работы мусоровывозящих организаций в рамках этого «эксперимента». Поэтому, когда Москва начнет зарастать мусором, то обязательно найдут виновных, но «эксперимент» останется «вне подозрений».

Удивляет еще и то, что ФАС России до сих пор не опубликовал свои решения по возбужденному делу № 1-00-292/00-04-13 по признакам нарушения Правительством Москвы части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в издании и утверждении Постановления Правительства Москвы № 662-ПП от 02.10.2012 «О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. № 485-ПП». Причины этого совершенно непонятны.

И последнее. Теперь в своих отчетах управляющие компании не смогут законно отчитаться перед собственниками жилых и нежилых помещений о расходах на вывоз и утилизацию мусора. До этого махрового «эксперимента» управляющие организации использовали понятный законный расчет, основанный на уже упоминавшемся постановлении №9-ПП. Теперь же такого законного расчета не будет, и управляющие компании будут вынуждены использовать ничем не подтвержденные цифры. Это повлечет за собой многочисленные конфликты с жителями, а также возможные штрафные санкции со стороны Мосжилинспекции и не исключено, что и со стороны Прокуратуры Москвы.

Итоговые выводы.

1. Правительство Москвы не считает Жилищный кодекс РФ документом, которым следует руководствоваться при управлении жилищным и коммунальным хозяйством столицы. 2. Расходы всех управляющих организаций Москвы на вывоз и утилизацию мусора вырастут, а с учетом того, что муниципальная ставка остается на том же уровне (максимально – 24,53 руб. за кв.м. в месяц) расходы на содержание и ремонт жилых домов снизятся. Это ухудшит качество содержания жилых домов и приведет к непредсказуемым последствиям на длительных промежутках времени с учетом того, что этот махровый «эксперимент» рассчитан на 15 лет! 3. Любая проверка собственниками жилых или нежилых помещений, а также контролирующими органами – Жилищной инспекцией и Прокуратурой Москвы – приведет к наложению штрафных санкций на управляющие компании, которые не смогут документально подтвердить правильность расчетов стоимости вывоза и утилизации мусора. text-indent:-18.0pt;">4. Управляющие организации Москвы перестали влиять на качество вывоза и утилизации мусора и подрядчики могут позволить себе все 15 лет вывозить мусор так, как им этого захочется, примером чего является действия Мосжилинспекции и Объединения АТИ.


Вывоз мусорных куч всегда интересовал людей всех многоквартирных домов едва ли не больше всего. Наибольшее замешательство вызвало недавнее решение некоторых ТСЖ начислять плату за вывоз мусора в соответствии с квадратурой квартиры, а не количеством прописанных в ней жильцов. Это уже не очень правильно с той точки зрения, что мусор не образуется сам по себе на квадратных метрах, а создают его люди. Кто и сколько мусорит, подсчитать очень сложно, но примерно этот объем составляет 1,2 кубических метра мусора, приходящегося на одного человека. Самое интересное, что тариф на вывоз бытовых отходов не устанавливается ни одним законодательным актом или документом. Все суммы, которые выставляются жильцам, рассчитываются непосредственно самой компанией, которая оказывает услуги по вывозу мусора.
Решение о правилах расчета тарифов на вывоз мусора должно приниматься собственниками и членами правления ТСЖ на проведении общего собрания. Как и на каком основании будет взиматься плата с жильцов, это можно решить самим ТСЖ. Далее принятое решение должно быть согласовано с ревизионной комиссией, тарифы обговорены и доказано, что именно такими они должны быть.
Для товариществ собственников жилья не должно иметь значение то, какова стоимость вывоза мусора, согласно ставке городских органов хозяйствования. Это вариант тарифа, которые предлагается нанимателям. В первую очередь, позаботиться стоит о том, что является выгодным конкретно для вашего многоквартирного дома, каков состав собственников жилья в доме и какими материальными возможностями они обладают.
Сегодня появилась одна важная особенность при заключении договоров с обслуживающими компаниями. К примеру, с той же мусоровывозящей. С ними можно торговаться! Они в любом случае предлагают свои услуги ТСЖ по ценам, которые выгодны им. А эти суммы не всегда совпадают с теми, которые рассчитываются самими жильцами. И получается, что мусор вывозить компания отказывается по той простой причине, что один контейнер в сутки вывозить нерентабельно, а собственники жилья отказываются платить больше, потому что и этот контейнер с трудом наполняется, - так зачем же больше? можно и нужно искать компромиссное решение, попытаться договариваться с компанией-поставщиком услуг . Оптимальным вариантом является расчет тарифов на вывоз мусора не по тому количеству жителей, которое зарегистрировано в доме, и не по квадратным метрам в квартирах, а именно по фактическому вывозу объема мусора или количества контейнеров.
В целях избегания переплаты можно также проверить и уточнить в соответствующей организации, а сколько контейнеров принадлежит территории именно вашего дома? Не стоят ли около вашего дома чужие контейнеры, которые просто убрали с территории соседнего дома. Любые мелочи могут повлиять на повышение тарифа на оплату вывоза мусора, поэтому лучше разобраться и не допустить этого.
Иногда повышение оплаты за вывоз мусора происходит на основании оправдания компании – поставщика на счет того, что необходимо захоронение вывозимых отходов, для чего и требуются дополнительные средства. Помните, вы вправе требовать договорных отношений, только на основании двустороннего соглашения можно взимать плату за дополнительные услуги, как например, захоронение, кроме вывоза. Таким образом, ТСЖ должна заключить договор с компанией, которая занимается вывозом ТБО и предусмотреть в нем соответствующие пункты. ТСЖ – это в первую очередь компания, которая действует в интересах жильцов дома. Поэтому не допустить переплаты и надувательства – это первоочередная задача товарищества.
Что касается экологической безопасности и нанесения ущерба и вреда природе, то он должен быть компенсирован. Делать эту компенсацию обязаны именно те компании, которые занимаются вывозом мусора. Либо они проводят утилизацию, либо заключают договора с третьей компанией на утилизацию. Помимо того, эта компания должна уплатить соответствующие сборы и налоги за причинение вреда окружающей среде. Вот все эти нюансы, которые являются не бесплатными, требуют вложений. И чаще всего именно с собственников жилья пытаются получить плату в виде завышенного тарифа для компенсирования всех этих сопутствующих расходов. на самом деле, будьте бдительны и не поддавайтесь провокациям и требованиям платить повышенную ставку за вывоз мусора. Утилизация и переработка отходов никакого отношения к рядовым гражданам, собственникам жилья, не имеет. Опасных для экологии веществ среди бытового мусора нет, промышленных отходов также не бывает. Само товарищество также не является промышленной и производственной компанией, поэтому загрязнение окружающей среды – это прерогатива только предприятий соответствующей сферы, которые и обязаны платить за свою деятельность налоги и сборы.

Заключаю договора с подрядчиками по обслуживанию дома. Буду подробно писать куда и на что уходят деньги с общедомового счета ТСЖ, собираемые по статье "текущий ремонт и обслуживание". Финансовая прозрачность деятельности - по максимуму.

ЧАСТЬ 1 - ВЫВОЗ МУСОРА

В доме у нас нет мусоропровода. Чтобы выкинуть мусор надо с мешочком прогуляться до контейнерной мусорной площадки, положение которой определено по согласованию с Администрацией Великого Новгорода.

Текущее состояние у нашего дома (24к1) следующее:

Красный кружок - мусорная контейнерная площадка.

На этой площадке расположено 4 контейнера и площадка под крупногабаритный мусор.

Один из контейнеров принадлежит нашему дому - это наше общее имущество.

1ый вариант расчета оплаты за вывоз мусора (теоретический).
Согласно постановлению Администрации Великого Новгорода №62 от 22 апреля 2005 года «Об утверждении среднегодовой нормы накопления твердых бытовых отходов» установлена норма накопления мусора в объеме 2,2 куб.м. в год на человека.
Комитет ЖКХ Администрации Великого Новгорода письмом №41 от 13 февраля 2011 года разъясняет, что вышеуказанные 2,2 куб.м. распределяются в соотношении 1,76 куб.м. ТБО (твердобытовые отходы, которые в контейнерах) и 0,44 куб.м. крупногабаритные отходы - КГО (рядом с контейнерами есть площадка под крупногабаритный мусор).

Количество жителей в доме в среднем принято определять по прописке (хотя я такой нормы не нашел).

На текущий момент в нашем доме прописано 64 человека.
64*1,76(в год)/12мес=9,4 куб.м. в месяц мусора ТБО в контейнерах
64*0,44(в год)/12мес=2,3 куб.м. в месяц крупногабаритного мусора

Тариф Спецавтохозяйства на 2011 год за вывоз и переработку мусора
по заключенному договору равен 225,11руб без НДС за 1 кубический метр.
На их сайте есть тарифы , нашей цифры нет, но очень близко.

Выходит (9,4+2,3)*225,11*1,18(ндс)=3107 рублей в месяц

2ой вариант расчета оплаты за вывоз мусора (практический).
В том же письме комитета ЖКХ Администрации Великого Новгорода №41 от 13 февраля 2011 года поясняется, что Спецавтохозяйство, заключая договора с ТСЖ, должно учитывать нормы приведенные выше, но не строго следовать им.

И в этом есть логика - утвержденные нормы (которые 2,2куб.м в год на человека) достаточно приблизительные, кол-во прописанных в доме на практике не совпадает с реально проживающими (и выбрасывающими мусор). Поэтому в письме комитета ЖКХ указывается, что окончательный график и объем вывозимого мусора Спецавтохозяйство согласовывает с ТСЖ при заключении договора (а нормы лишь учитывает при расчетах).

На практике с 2009 года мусор с нашей контейнерной площадки из всех 4-х контейнеров вывозится мусоровозом через день (15 раз в месяц). До 2009 вывозили 3 раза в неделю (12 раз в месяц) и, по утверждению специалистов из Спецавтохозяйства - было мало - контейнеры переполнялись. И предыдущая управляющая Жилфонд вместе с управляющими компаниями соседних домов обращался к Спецавтохозяйству с письмом об увеличении кол-ва вывозимого мусора…

Объем контейнера равен 0,75 куб.м. Итого 11,25 куб.м. в месяц за вывоз через день (15 раз в месяц) мусора из контейнера.
За крупногабаритным мусором (КГО) приезжает отдельная машина (обычный кузовной самосвал) и вывозит КГО один раз в месяц. Объем КГО, который вывозится от нашего дома на текущий момент, принят за 1,95 куб.м. в месяц. Это самая непонятная цифра. Мне не удалось получить внятного разъяснения в Спецавтохозяйстве откуда она берется. В любом случае 1,95 это меньше, чем 2,3 куб.м. (которые по нормам).

Как итог:
2ой вариант, который будет и есть сейчас по факту, на 400 рублей в месяц (4800руб в год) дороже, чем в 1ый вариант, который получается по нормам.

Итого выходит 3507руб в месяц - 42084руб в год - 1,11руб на 1кв.м. квартиры в месяц (сумма площадей всех квартир нашего дома 3153,3 кв.м. при текущем тарифе 20р/кв.м. квартиры)

Спецавтохозяйство соглашается, что мы имеем полное право требовать привести все в соответствие с 1ым вариантом, или вообще предложить свои варианты объемов вывозимого мусора (например, привязаться не к прописке, а к фактическому кол-ву жителей, или вообще вывозить мусор по заявкам по факту наполнения контейнера).
Но для этого нам надо, как минимум:

- установить контейнер отдельно на своей территории; каким-либо образом ограничить доступ к контейнеру, чтобы никто, кроме жителей нашего дома туда не выбрасывал мусор...

В текущих условиях я не вижу возможностей для таких экспериментов, хотя, может быть, я и ошибаюсь. С одной стороны ходить выбрасывать мусор немного далековато и не всегда удобно, с другой стороны размещать контейнер где-то в районе детской песочницы не очень хочется, да и непонятно как следить, чтобы в нашу мусорку не выбрасывалось лишнего мусора…
И самое главное, абсолютно, не факт, что в результате всех этих экспериментов мы будем платить меньше.

Все мы не раз наблюдали картину, когда, особенно во время праздников и выходных, мусорные контейнеры переполнены, около них лежат кучи мусора. Так, естественно, быть не должно. А кто же отвечает за сбор и вывоз мусора ? Муниципальные службы или специализированное автохозяйство? На это дают ответ В соответствии с ними одной из обязанностей управляющей компании является сбор и вывоз мусора.

В Правилах говорится:

" Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

  • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
  • своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
  • организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
  • свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
  • проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории".

Кроме того, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с входит в состав работ по содержанию общего имущества, которым и занимаются управляющие компании. А они уже заключают договора со специализированными организациями или индивидуальными предпринимателями, которые непосредственно вывозят мусор.

В домах с населением до 200 человек для сбора мусора применяются переносные металлические мусоросборники емкостью 100 литров, которые устанавливаются под навесами. В домах с населением более 200 человек для этого применяются контейнеры вместимостью до 800 литров. Если по какой-то причине металлических контейнеров нет, временно допускается бункер для крупногабаритных отходов и деревянные съемные ящики без дна с люками 0,5х0,5 м. Временные мусоросборники должны быть плотными и покрашены стойкими красками.

Металлические мусоросборники должны окрашиваться не реже двух раз в год, весной и осенью.

Все мусоросборники должны устанавливаться на площадке с асфальтовым или бетонным покрытием, огражденной забором и кустарниковыми насаждениями.

Подъезды к площадке с мусоросборниками должны быть освещены и иметь дорожное покрытие, позволяющее развернуться контейнеровозам с учетом выпуска стрелы подъема или манипулятора.

Расстояние до мусоросборников должно быть не менее 20 и не более 100 метров от входных дверей в здания.

Для сбора крупногабаритных отходов: старой мебели, остатков от текущего ремонта квартир и т.п., оборудуются специальные площадки или бункеры-накопители. По мере их заполнения управляющая компания организует вывоз мусора мусоровозами для крупногабаритных отходов или грузовым транспортом.

Сжигать мусор на придомовой территории и в мусоросборниках запрещается.

Кроме того, на территории у каждого дома на тротуарах, во дворах, перед входами в магазины и другими местами возможного образования мусора должны устанавливаться урны по образцу, установленному органом местного самоуправления, на расстоянии не более 100 м одна от другой. Урны должны очищаться по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки и периодически промываться во время утренней уборки. Также их должны ежегодно окрашивать.
Таковы основные положения, определяющие сбор и вывоз мусора . Требовать выполнения установленного порядка мы должны не у водителя мусоровоза, а у своей управляющей компании, ТСЖ и т.п.