Возмещение расходов временного управляющего при наблюдении. Постановления пленума вас рф. Сумма денежной выплаты арбитражным управляющим

За осуществление деятельности в рамках своих полномочий арбитражному управляющему предусмотрена выплата вознаграждения. Процедура этой выплаты, как и её размеры, регулируются статьей 20.6 Федерального Закона РФ о несостоятельности (банкротстве), который был принят в 2002 году. С того времени документ претерпел множество правок и дополнений, но основные моменты остались в силе. Производится выплата за счёт предприятия-должника, которым руководит арбитражный управляющий, а её сумма состоит из фиксированной и процентной ставки, поэтому может существенно колебаться.

Сумма денежной выплаты арбитражным управляющим

Закон чётко гласит о том, что арбитражный управляющий наделён правом на получение вознаграждение за свою работу. Также он претендует на полную компенсацию расходов, которые он фактически понёс при исполнении своих обязанностей.

Вознаграждение арбитражного управляющего отличается в зависимости от того, какую именно должность занимает АУ на предприятии-банкроте, на какой стадии банкротства находится должник.

Он может иметь приставку финансовый, административный, временный, конкурсный и внешний. Все эти должности объединяются под названием арбитражный управляющий. Но на лицо, занимающее какую-либо из них, налагаются несколько различные функциональные права и обязанности. От чего проистекает и разница в размере вознаграждения. Информация о правах арбитражного управляющего .

Фиксированная ставка

Первая её часть, то есть фиксированная ставка в месяц составляет:

  • 25 000 рублей для финансового управляющего (единовременная выплата за проведение определенной процедуры в деле о банкротстве);
  • 15 000 рублей выплачивается административному управляющему;
  • по 30 000 рублей для временного и конкурсного управляющих. Требования к конкурсному управляющему ;
  • 45 000 рублей для .

Процентная ставка

Вторая часть вознаграждения должна включать в себя проценты, которые вычисляются в зависимости от оценки балансовой стоимости предприятия-должника.

Согласно пункту 10 упомянутой статьи Закона о несостоятельности максимальная сумма процентов вознаграждения временного управляющего не может составлять больше 60 000 рублей. Ранжирование этой суммы производится в прямой зависимости от балансовой стоимости имущества банкрота:

  1. Если она не превышает 250 тысяч рублей — выплата составит 4% от БСА.
  2. От 250 тысяч до 1 миллиона рублей — выплата будет равняться 10 тысячам рублей плюс 2% от числа, превышающего 250 тысяч.
  3. От 1 до 3 миллионов рублей — 25 тысяч и 1% от превышения 1 миллиона рублей.
  4. Свыше 3 миллионов — сумма выплаты равняется 45 000 рублей и 0,5% от превышения лимита.

Система подсчёта процентов выплаты вознаграждения административному управляющему имеет более широкую структуру, но ведётся по аналогии:

  1. В случае, когда балансовая стоимость предприятия-должника составляет 250 тысяч рублей — административный управляющий получает 4% от неё.
  2. 250 тысяч-1 миллион рублей — 10 тысяч и 1% от разницы между общей суммой и 250 тысячами рублей.
  3. 1-3 миллиона — 17 500 рублей плюс 0,5% от превышения над миллионом.
  4. 3-10 миллионов рублей — 27 500 и 0,2% от разницы.
  5. 10-100 миллионов — 41 500 рублей и 0,1 % превышающей суммы.
  6. 100-300 миллионов рублей — 131 500 плюс 0,05%.
  7. 300 миллионов-1 миллиард — 231 500 рублей и 0,01%.
  8. Более 1 миллиарда рублей — 301 500 и 0,001% от суммы, превышающей миллиард.

Проценты, идущие на выплату вознаграждения внешнему управляющему, формируются исходя из двух вариантов окончания его деятельности — успешного и неуспешного.

Так, если по итогам арбитражного управления предприятие-банкрот восстановило свою платёжеспособность, то внешний управляющий должен получить 8% от суммы, которую должник направил на погашение задолженности перед своими кредиторами.

В случае если юридическое лицо все же было окончательно признано неплатёжеспособным, и было открыто по нему конкурсное производство, то внешний управляющий претендует на 3% от прироста общей стоимости имущества предприятия за период его работы. Функции временного управляющего при банкротстве .

Размер процентного вознаграждения конкурсного управляющего подсчитывается по следующему алгоритму:

  1. Если официально зарегистрированные требования кредиторов были выполнены более чем на 75% — конкурсный управляющий получает 7% от суммы удовлетворенных требований.
  2. Свыше 50% зарегистрированных требований — вознаграждение составляет 6%.
  3. Более 25% требований — 4,5%.
  4. Менее 25% удовлетворенных требований — 3% от их суммы.

Исходя из вышеперечисленного, становится понятным, что квалифицированность и опыт арбитражного управляющего напрямую влияют на уровень его денежного вознаграждения за проделанную работу.

Чем успешнее будет выполнена работа арбитражным управляющим, тем более высокую сумму он сможет получить.

Сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего — 7 %.

Нормы, регламентирующие процедуру вознаграждения

Арбитражный суд, занимающийся делом о финансовой несостоятельности лица, вправе повысить сумму вознаграждения, которую предстоит выплатить арбитражному управляющему. Ходатайствовать о подобном решении могут совет кредиторов либо другие лица — участники дела о неплатёжеспособности. Причиной для этого могут служить трудоёмкость и объём проделанной работы. В то же время данное постановление суда могут обжаловать другие

Возможны случаи, когда суд возлагает полномочия арбитражного управляющего на определённое лицо, которое обязано выполнять надлежащие функции в связи с отсутствием возможности назначить другого кандидата. В такой ситуации этот арбитражный суд назначает уровень вознаграждения. При этом оно может быть больше, но не меньше указанных в предыдущем разделе фиксированных сумм.

Совет кредиторов предприятия-должника вправе установить дополнительное вознаграждение для арбитражного управляющего. Его источником в этом случае являются средства самих кредиторов, принявших данное решение.

Для расчёта процентной суммы вознаграждения используется бухгалтерская отчётность на момент завершения дела о банкротстве. Согласно ей и делаются выводы о балансовой стоимости предприятия с учётом всех бухгалтерских проводок, которыми занимался арбитражный управляющий.

Вариант с в деле о несостоятельности предусматривает выплату суммы в сроки и в размерах, оговорённых данными соглашениями.

Как выплачивается — проблемы, связанные с вознаграждением

Юридическая практика показывает, что ни один законодательный акт не может предусмотреть всех нюансов, которые возникают при ведении соответствующих дел. Это приводит к необходимости изменений, дополнений или же разъяснений компетентных органов.

В Российской Федерации спорными моментами в законодательстве, касающимися арбитражных дел занимается Высший Арбитражный Суд (ВАС). Финансовые вопросы всегда вызывали дополнительные конфликты. Поэтому 25 декабря 2013 года ВАС принял постановление, в котором сделал акцент на вопросы, связанные с оплатой труда арбитражного управляющего в процессе дела о финансовой несостоятельности.

Согласно действующему Закону начисление средств арбитражному управляющему начинается со дня его назначения на должность соответствующим судебным постановлением. Вознаграждение прекращает начисляться с момента:

  1. Когда суд своим актом отстранил лицо от исполнения обязанностей управляющего.
  2. Если вынесен акт об остановке производства о банкротстве.
  3. Когда принимается мировое соглашение.
  4. Принятия судебного решения о начале следующего дела по процедуре банкротства того же предприятия-должника.
  5. Окончания конкурсного производства. Сроки конкурсного производства .
  6. Смерти лица, занимающего должность арбитражного управляющего.

Если арбитражный управляющий приступил к осуществлению своих обязанностей не в первый день месяца или завершил работу не в последний день, то начисление вознаграждения производится пропорционально числу дней при исполнении надлежащих функций.

При ликвидации предприятия признанного в процессе дела о банкротстве таковым, конкурсным управляющим подаётся ходатайство о прекращении текущего производства.

До внесения записи о ликвидации юридического лица в реестр проходит определённое время. Этот период не оплачивается управляющему, если в течение его он не принимал участия в судебных процессах, где заинтересованные лица пытались обжаловать решение о ликвидации предприятия. В последнем случае именно с этих лиц взыскивается сумма в фиксированном размере согласно сложности и объёму выполненной конкурсным управляющим работы.

Когда управляющий участвует в процедуре восстановления финансовой стабильности или является наблюдателем на предприятии, он имеет право требовать с должника выплату суммы в фиксированном размере.

В процессе конкурсного производства либо же внешнего управления сам управляющий за счёт финансовых средств банкрота выплачивает себе вознаграждение. Следует учесть, что первоочередное право на удовлетворение финансовых требований имеют кредиторы, а уже потом лицо, осуществляющее управление.

Если в процессе одного производства о банкротстве должность управляющего занимали разные лица, то оплата за работу распределяется между ними пропорционально времени исполнения полномочий. Но если один сделал гораздо больше для успеха дела, то суд может перераспределить проценты с учетом этого факта.

Первоочередное право на удовлетворение финансовых требований за кредиторами.

Взыскание при недобросовестном исполнении обязательств

Законом предусмотрена , так как на практике встречаются случаи недобросовестного или даже убыточного для должника и кредиторов исполнения им своих полномочий. При этом пострадавшие и заинтересованные лица должны доказать в суде подобные неправомерные или халатные действия/бездействия управляющих.

Суд может пропорционально снизить размер вознаграждения. Даже если оно уже было выплачено, то лицо, участвовавшее в деле о банкротстве, вправе предъявить обоснованные претензии и претендовать на взыскание определённой суммы с арбитражного управляющего в рамках общего срока исковой давности. К примеру, в 2012 году на сайте ВАСа появилась информация о том, что за различные нарушения были дисквалифицированы 19 арбитражных управляющих.

Управляющий наделён правом уступить другому собственное требование о выплате вознаграждения. Это требование автоматически наследуется, если арбитражный управляющий умер.

Как видим, законодательство чётко регулирует размер и порядок оплаты труда арбитражным управляющим, но в каждом конкретном процессе дела о банкротстве могут возникать определённые нюансы, влияющие на суммы выплат.

Институт банкротства в России, как никакая иная отрасль, постоянно подвергается изменениям, но без какой-либо системы. Изменения вносятся как федеральными законами, так и иными нормативными актами. Но арбитражные управляющие, прочитав норму, не прямо применяют ее, а сразу ищут ее толкование, данное многочисленными Пленумами недавно Высшего арбитражного и Верховного судов РФ, теперь только Верховного суда РФ, различными постановлениями и иными обязательными к применению правовыми актами. И не дай Бог арбитражному управляющему ошибиться в квалификации нормы во времени или пространстве, или с учетом ее местной специфики! Возникает вопрос: «А что, у нас в Российской Федерации уже прецедентное англо-саксонское право ввели?»

Дебет и кредит арбитражного управляющего

Федеральный закон от 8.01.98 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в сравнении с первым законом о банкротстве 1992 г. явился новой вехой в правовом регулировании. Именно тогда установили, что арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов, действующее на основании лицензии, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Обязательность регистрации предпринимателем была обусловлена тем, что арбитражный управляющий несет гражданскую ответственность всем своим имуществом, и через это законодательно обеспечили гарантии возмещения убытков арбитражным управляющим в случае его неправомерных действий.

Тогда же ввели правило, устанавливающее за исполнение полномочий арбитражного управляющего ежемесячное вознаграждение в размере, определяемом собранием кредиторов и утверждаемым арбитражным судом. Была предусмотрена также и возможность установления дополнительного вознаграждения по результатам деятельности. Правила лицензирования деятельности арбитражных управляющих вступили в силу с 1 марта 1999 г. В лицензии, выдаваемой арбитражному управляющему, ставился штамп регистрации в арбитражном суде, по назначению которого предполагалась деятельность, делалась запись и присваивался регистрационный номер, что давало арбитражному управляющему право ведения деятельности. Нередки были случаи, когда суд не утверждал предложенную кредиторами кандидатуру и назначал иную из своего резерва. Но кому-то в голову среди законодателей пришло, что это «источник» коррупции, и этот порядок был отменен.

Следующий этап — введение новых правил правового регулирования Федеральным законом от 26.10.02 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ). Тогда и был создан на основе сообщества арбитражных управляющих первый институт саморегулирования, обязав всех вступить во вновь созданные саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Но была сохранена обязательность регистрации арбитражного управляющего в качестве предпринимателя. Процесс переформатирования сообщества действующих арбитражных управляющих от состояния фактической самозанятости на основе выданной ФСФО РФ лицензии и переходу к деятельности в составе и под контролем саморегулируемых организаций к 1 января 2004 г. завершился.

На арбитражных управляющих сразу легла дополнительная финансовая нагрузка в связи с вновь введенной обязанностью страхования своей гражданской ответственности, обязательным заключением договора страхования на сумму не менее 3 млн руб., а также при стоимости активов должника более 100 млн руб. заключением договора дополнительного страхования. Но ни один из участников этой законодательной инициативы по настоящее время не озаботился тем, что введением обязательного страхования гражданской ответственности арбитражного управляющего за счет его личных денежных средств не урегулированы вопросы личных взаимоотношений арбитражных управляющих и страховщиков в части определения величины страховой премии. Одновременно возникла обязанность формирования компенсационного взноса в СРО, что вылилось каждому из нас в кругленькую сумму — 50 тыс. руб., а также в необходимость уплаты разового вступительного взноса в среднем на каждого не менее 20-30 тыс. руб. и последующих ежемесячных взносов. И все это из личного кармана управляющего!!!

Тогда же гарантировали, что вознаграждение арбитражного управляющего устанавливается в размере не менее 10 000 руб. ежемесячно, и такое положение дел продолжалось до принятия Федерального закона от 20.12.08 г. № 296-ФЗ. С 2009 г. мы сразу стали «богаче»: так минимальное ежемесячное вознаграждение в наблюдении и конкурсном производстве нам установили в размере 30 тыс. руб., во внешнем управлении 45 тыс. руб. в месяц. Тогда же в 2008 г. нам перед носом повесили так называемую морковку в форме процентного вознаграждения.

Процентное вознаграждение

Правила исчисления и выплаты процентного вознаграждения неоднократно менялись. В действующей редакции ст. 20.6 Закона № 127-ФЗ указано, что для расчета суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего балансовая стоимость активов должника определяется по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.09 г. № 60, позже Пленумом ВАС РФ от 25.12.13 г. № 97, было установлено:

при расчете суммы процентов по вознаграждению на основании балансовой стоимости активов должника суд вправе снизить их сумму исходя из действительной стоимости имеющихся у должника активов по ходатайству участвующего в деле лица; суд вправе приостановить рассмотрение вопроса об определении размера процентов по вознаграждению до реализации активов должника в ходе процедуры банкротства; суд вправе отсрочить исполнение определения об определении размера процентов по вознаграждению и их взыскании до реализации активов должника в ходе конкурсного производства; судебный акт об определении размера процентов также может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам.

Возникает вопрос о том, что же осталось от первоначально сформулированной в законе нормы.

Пленумом № 97 в п. 13.2 было установлено: «Резервирование средств на выплату процентов осуществляется управляющим в соответствии с его предварительным расчетом за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, взыскания дебиторской задолженности, оспаривания сделок и т. п., путем зачисления на открываемый для этого помимо основного отдельный счет должника». До сегодня ни мы, ни банки, ни суды не знаем, что такое «отдельный счет должника, предназначенный для резервирования процентного вознаграждения». Поэтому механизм сохранения и накопления денежных средств, предназначенных для выплаты процентного вознаграждения арбитражным управляющим, оказался мертворожденный.

Не ясно, почему при расчете процентного вознаграждения конкурсному управляющему не учитываются суммы погашенных им из конкурсной массы текущих требований? В чем вина конкурсного управляющего, если предприятие накопило большие текущие платежи? В чем виноват конкурсный управляющий, получивший в свое ведение предприятие, где огромная текущая задолженность по зарплате, налогам, платежам во внебюджетные фонды, коммунальным и иным платежам, возникшим за период, истекший с момента принятия заявления о признании должника банкротом? И не следует ли исчислять текущие платежи не с даты принятия заявления о признании должника банкротом, а с даты фактического введения первой процедуры?

Пленум № 97 разъяснил, что в случае прекращения производства по делу по ст. 113 Закона № 127-ФЗ во внешнем управлении или по аналогичному обстоятельству в конкурсном производстве, что реже, процентное вознаграждение не выплачивается. Разве в таком способе прекращения производства по делу нет заслуги арбитражного управляющего? Разве не он убедил третье лицо или собственника в необходимости рассчитаться с кредиторами?

Чем это отличается от установленного законом механизма, гарантирующего процентное вознаграждение административному управляющему в финансовом оздоровлении?

Таким образом, по нашему мнению, вознаграждение арбитражного управляющего, несмотря на систематический рост стоимости жизни в стране, давно не соответствует ни квалификации и затрачиваемым усилиям арбитражных управляющих, давно наметилась и прогрессирует тенденция к его уменьшению.

На встрече с учителями Президент РФ назвал среднюю зарплату по стране — 37 000 руб. Это зарплата, а на нее работодателями начисляется и уплачивается в бюджет НДФЛ 13% и в Пенсионный фонд — 24%. Это значит, что средний начисляемый доход работников в России составил почти 51 тыс. руб. Поэтому легко сосчитать, что вознаграждение арбитражного управляющего в сумме 30 тыс. руб. составляет всего 59% от среднего дохода россиян, работающих по трудовым договорам, и не несущих даже малой части той меры ответственности, которая установлена по отношению к арбитражным управляющим. Кроме того, работники защищены Трудовым кодексом РФ и обеспечены работодателем рабочим местом, связью, коммунальными услугами, транспортом, канцелярскими принадлежностями… А если размер нашего вознаграждения сравнить с заработной платой отстраняемого нами руководителя, усилиями или руками которого, как правило, создано банкротство на предприятии?

А как обстоит дело у нас? Много ли фактических расходов, понесенных из собственного кармана, разрешено нам отнести в конкурсную массу? Фактические, т. е. документально доказанные почтовые услуги? Немного канцелярских расходов? Часть ГСМ, затраченного на эксплуатацию собственного автомобиля, эксплуатируемого в интересах должника при поездках в заседания судов? И то не всегда.

Страхование ответственности

Вернемся к вопросу страхования ответственности. Если это «обязательное страхование», то и размер страховой премии должен быть законодательно установлен, как с ОСАГО, и соразмерен получаемому вознаграждению. Или вознаграждение арбитражному управляющему должно уплачиваться с учетом его затрат по страхованию. В хозяйственной деятельности предпринимателей и юридических лиц затраты по ОСАГО относят на себестоимость. Почему у нас в банкротстве их нельзя финансировать из конкурсной массы?

Никакой критики не терпит позиция страховых компаний по поводу устанавливаемой ими величины страховой премии в части обязательного страхования в сумме 3 млн руб. А в части устанавливаемых ими сумм страховой премии по дополнительному страхованию позиция страховщиков вообще находится за гранью разумного. Какая, по сути, арбитражному управляющему разница, сколько составляет стоимость активов у должника? У него сумма вознаграждения не возрастет от того, что на отчетную дату, предшествующую введению процедуры, на которую он назначен, должник «нарисовал» в балансе мертвые цифры больше ста миллионов рублей в виде липовых активов, а чаще «мертвой» кредиторской задолженности.

Или иной недавний пример: в одном судебном определении от 14 октября 2015 г. гражданка Ч. просит признать гражданку К. банкротом, суд запросил предоставить кандидатуру финансового управляющего, отвечающего требованиям ст.20.2 Закона о банкротстве. Это значит, что при гарантированном вознаграждении, находящемся в депозите суда до завершения процедуры, на срок 2-3 года в сумме 10 тыс. руб., у арбитражного управляющего должна быть оформлена страховка, стоимость которой не менее 25 тыс. руб. на год. Это разве разумно?

Выступая на Уральском форуме арбитражных управляющих, мною предлагалось ввести правило обеспечения гарантий по страховой ответственности арбитражных управляющих иными способами, например банковским депозитом на сумму 3 млн руб., предоставленным самим арбитражным управляющим или иными лицами. Почему мы должны «кормить» страховщиков, если у арбитражного управляющего или в его команде есть в распоряжении свободные 3 млн руб., и они лежат на процентном депозите?

Гражданским кодексом РФ в ст. 329 установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами. Страхование — это всего лишь «другой способ». Почему нам установлено только страхование?

О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающи-мися вознаграждения арбитражного управляющего при банкротстве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбит-ражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам (далее - суды) следующие разъяснения.

1. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, которое состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.

Требования о выплате как фиксированной суммы, так и суммы процентов относятся к текущим платежам первой очереди (абзац второй пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве) в любой процедуре банкротства независимо от того, за какую процедуру начислено вознаграждение.

2. Установленный пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве размер фиксированной суммы вознаграждения выплачивается за каждый месяц, в котором лицо осуществляло полномочия арбитражного управляющего. В связи с этим следует иметь в виду, что в силу абзацев двадцать третьего - двадцать шестого статьи 2, пунктов 2 и 6 статьи 83, статьи 123, пункта 2 статьи 127, пункта 1 статьи 129 и пункта 4 статьи 159 Закона о банкротстве такие полномочия возникают с даты принятия судебного акта об утверждении лица арбитражным управляющим и прекращаются с даты:

1) принятия судебного акта об освобождении или отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;

2) принятия судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве;

3) принятия судебного акта об утверждении мирового соглашения;

4) принятия судебного акта о введении следующей процедуры банкротства (за исключением случаев, когда одновременно то же лицо утверждается арбитражным управляющим в этой следующей процедуре либо на него возлагается исполнение таких обязанностей);

5) завершения конкурсного производства;

6) смерти арбитражного управляющего.

В случае объявления отдельно резолютивной части какого-либо из перечисленных судебных актов (часть 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) датой возникновения или прекращения полномочий арбитражного управляющего является дата объявления этой части.

Поскольку в силу пункта 3 статьи 58 Закона о банкротстве приостановление производства по делу о банкротстве не является препятствием для осуществления арбитражным управляющим действий, предусмотренных данным Законом, за период такого приостановления арбитражному управляющему выплачивается фиксированная сумма вознаграждения, за исключением случаев приостановления производства по делу о банкротстве до вынесения определения по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности (абзац седьмой пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве).

Если полномочия арбитражного управляющего возникли или прекратились не в первый или последний день месяца соответственно, то за неполные месяцы наличия у него полномочий фиксированная сумма вознаграждения выплачивается пропорционально количеству календарных дней в каждом таком месяце.

Период с даты подачи конкурсным управляющим ходатайства о завершении конкурсного производства и до даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника (пункты 2 - 4 статьи 149 Закона о банкротстве) не включается в расчет фиксированной суммы вознаграждения конкурсного управляющего. Однако если в указанный период конкурсный управляющий был вынужден осуществлять свои полномочия, например, участвовал в судебных заседаниях по вопросам обжалования определения о завершении конкурсного производства, то фиксированная сумма вознаграждения (полностью или в соответствующей части, с учетом объема и сложности работы конкурсного управляющего) за этот период может по правилам статей 110 - 112 АПК РФ быть взыскана в пользу конкурсного управляющего с лиц, проигравших соответствующие судебные споры.

Отмена судебного акта об утверждении арбитражного управляющего или введении процедуры банкротства сама по себе не лишает управляющего права на получение вознаграждения за период до даты такой отмены.

3. Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается должником в процедурах наблюдения и финансового оздоровления по требованию арбитражного управляющего, а в процедурах внешнего управления и конкурсного производства − самим управляющим за счет имущества должника не ранее последнего дня оплачиваемого месяца.

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.

Так как согласно этой норме единственным основанием для возложения обязанности по погашению расходов по делу о банкротстве на заявителя является недостаточность средств у должника, то в случаях, когда вознаграждение арбитражному управляющему осталось невыплаченным ввиду погашения им самим за счет конкурсной массы других требований в нарушение очередности, установленной статьей 134 Закона о банкротстве, обязанность по выплате такого вознаграждения не может быть возложена на заявителя.

Вместе с тем невыплата суммы вознаграждения арбитражному управляющему им самим в нарушение названной очередности в данном случае не может служить основанием для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности в соответствии со статьей 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В связи с этим, а также с учетом того, что правовая природа вознаграждения арбитражного управляющего носит частноправовой встречный характер (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), применительно к абзацу третьему пункта 1 статьи 723 и статье 783 ГК РФ, если арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, размер причитающихся ему фиксированной суммы вознаграждения и процентов по вознаграждению может быть соразмерно уменьшен. Бремя доказывания ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей лежит на лице, ссылающемся на такое исполнение.

При рассмотрении вопроса о снижении размера вознаграждения арбитражного управляющего суду следует учитывать, в частности, имелись ли случаи признания судом незаконными действий этого управляющего, или необоснованными понесенных им за счет должника расходов, или недействительными совершенных им сделок, причинил ли он убытки должнику, а также имелись ли периоды, когда управляющий фактически уклонялся от осуществления своих полномочий.

Вопрос о снижении размера вознаграждения арбитражного управляющего рассматривается судом при наличии возражений лица, участвующего в деле о банкротстве или арбитражном процессе по делу о банкротстве, при рассмотрении заявления арбитражного управляющего о взыскании такого вознаграждения. Если этот вопрос не был рассмотрен при рассмотрении указанного заявления либо если вознаграждение уже было выплачено управляющему без рассмотрения такого заявления, то участвующее в деле о банкротстве лицо вправе потребовать от управляющего возврата соответствующей части выплаченной ему суммы. Данное требование предъявляется в рамках дела о банкротстве и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 60 Закона о банкротстве; по результатам его рассмотрения суд выносит определение о взыскании соответствующей суммы в пользу должника, которое может быть обжаловано, и на его основании выдает исполнительный лист. По ходатайству заявившего требование лица исполнительный лист может быть направлен для исполнения непосредственно судом. К указанному требованию применяется общий срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).

6. Согласно пункту 6 статьи 20.6 Закона о банкротстве в случае возложения в деле о банкротстве на арбитражного управляющего полномочий в связи с невозможностью утверждения иного арбитражного управляющего размер вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему в период исполнения им возложенных на него обязанностей, устанавливается арбитражным судом. При этом размер фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего не может быть менее, чем размер фиксированной суммы вознаграждения, определяемый для соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, согласно Закону о банкротстве.

При установлении размера фиксированной суммы вознаграждения судам следует учитывать, что определение его в сумме, превышающей соответствующий размер в данной процедуре банкротства, допустимо только в случаях, указанных в пункте 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве.

Проценты по вознаграждению в рассматриваемом случае такому управляющему не выплачиваются.

7. Согласно пункту 2 статьи 123 Закона о банкротстве, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. Пункт 4 статьи 159 того же Закона также предусматривает, что с даты утверждения мирового соглашения судом прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, но лицо, исполнявшее обязанности внешнего управляющего, конкурсного управляющего должника − юридического лица, исполняет обязанности руководителя должника до даты назначения (избрания) руководителя должника.

В таких случаях за период с даты прекращения полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве и до даты избрания (назначения) нового руководителя должника соответствующему лицу выплачивается за счет должника вознаграждение в фиксированной сумме, размер которой определяется по правилам пункта 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве.

8. В случае прекращения производства по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 57 Закона о банкротстве), в том числе в связи с исполнением обязательств должника третьим лицом (статьи 113 и 125 того же Закона), проценты по вознаграждению за процедуру банкротства, в ходе которой было прекращено производство, не выплачиваются, за исключением случаев восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления. В исключительных случаях, если арбитражный управляющий докажет, что он внес существенный вклад в достижение целей соответствующей процедуры банкротства (например, в результате его деятельности существенно увеличилась стоимость чистых активов должника), суд вправе увеличить размер фиксированной части его вознаграждения применительно к пункту 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве.

В силу пункта 15 статьи 20.6 Закона о банкротстве при прекращении дела о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения выплата суммы процентов по вознаграждению за процедуру банкротства, в ходе которой оно было утверждено, осуществляется в случаях, порядке и размере, которые установлены мировым соглашением. Отсутствие в мировом соглашении условий о праве арбитражного управляющего на такие проценты не является основанием для отказа в его утверждении судом; проценты ему в таком случае не выплачиваются.

9. Если в ходе одной процедуры банкротства полномочия арбитражного управляющего осуществлялись несколькими лицами, то проценты по вознаграждению за эту процедуру распределяются между ними пропорционально продолжительности периода полномочий каждого из них в ходе этой процедуры, если иное не установлено соглашением между ними. Суд вправе отступить от указанного правила, если вклад одного управляющего в достижение целей соответствующей процедуры банкротства существенно превышает вклад другого.

10. В судебном акте об утверждении арбитражного управляющего суд, указывая фиксированную сумму вознаграждения в соответствии с пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве, не должен определять размер процентов.

11. Рассмотрение вопроса об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему (пункт 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве), возможно только после истечения срока на заявление требований кредиторами, установленного пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве.

Фиксированная сумма вознаграждения в увеличенном судом размере выплачивается начиная с даты принятия соответствующего определения судом (пункт 2 настоящего постановления) и до введения следующей процедуры банкротства; прекращение полномочий одного и утверждение другого арбитражного управляющего сами по себе не изменяют этот размер.

Если впоследствии объем и сложность выполняемой арбитражным управляющим работы существенно уменьшатся, суд применительно к пункту 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе уменьшить на будущее размер фиксированной суммы вознаграждения, но не менее чем до суммы, указанной в пункте 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве.

12. При рассмотрении вопросов об уплате процентов по вознаграждению временного, административного и внешнего управляющего судам следует руководствоваться следующим.

12.1. В соответствии с пунктом 9 статьи 20.6 Закона о банкротстве в случае, если иное не предусмотрено названным Законом, сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего выплачивается ему в течение десяти календарных дней с даты завершения процедуры, которая применяется в деле о банкротстве и для проведения которой был утвержден арбитражный управляющий.

Если арбитражный управляющий до истечения указанного десятидневного срока не подал заявление об определении размера процентов, он может обратиться с таким заявлением в суд в любой момент вплоть до завершения конкурсного производства (прекращения производства по делу); в этом случае с момента определения судом размера соответствующего требования оно должно признаваться текущим требованием первой очереди (абзац второй пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве). Если указанное требование (размер которого определен судом) не было погашено до завершения конкурсного производства (прекращения производства по делу), то арбитражный управляющий вправе применительно к части 2 статьи 112 АПК РФ обратиться за его взысканием в суд, рассматривавший дело о банкротстве, не позднее шести месяцев со дня завершения конкурсного производства в отношении гражданина или прекращения производства по делу.

Арбитражный управляющий не вправе выплачивать себе проценты по вознаграждению до определения их размера в соответствующем судебном акте.

12.2. В силу пунктов 10 и 11 статьи 20.6 Закона о банкротстве сумма процентов по вознаграждению временного и административного управляющих составляет процент от балансовой стоимости активов должника.

Под балансовой стоимостью активов следует понимать валюту баланса должника, то есть сумму оборотных и внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса должника.

12.3. Согласно пункту 11 статьи 20.6 Закона о банкротстве сумма процентов по вознаграждению административного управляющего составляет процент от балансовой стоимости активов должника, определяемой в силу пункта 14 этой статьи по данным бухгалтерской отчетности должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения финансового оздоровления.

Указанные проценты выплачиваются только после завершения процедуры финансового оздоровления в общем порядке, разъясненном в пункте 12.1; они не могут выплачиваться ранее погашения в ходе финансового оздоровления требований кредиторов, включенных в реестр.

Если при рассмотрении вопроса о прекращении производства по делу о банкротстве по результатам финансового оздоровления в связи с удовлетворением требований кредиторов, включенных в реестр (абзац второй пункта 3 статьи 86 и абзац второй пункта 6 статьи 88 Закона о банкротстве), выяснится, что должник рассчитался с кредиторами, включенными в реестр, но у него недостаточно средств для выплаты процентов по вознаграждению, то это обстоятельство не препятствует прекращению производства по делу о банкротстве по упомянутому основанию.

12.4. Согласно абзацу второму пункта 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве сумма процентов по вознаграждению внешнего управляющего при прекращении производства по делу о банкротстве в связи с удовлетворением требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов (абзац второй пункта 6 статьи 119 и абзац второй пункта 2 статьи 120 Закона о банкротстве) составляет восемь процентов сумм, направленных на погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Указанные проценты не могут удерживаться при удовлетворении требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и подлежат выплате сверх сумм, направляемых на расчеты с этими кредиторами, в общем порядке, разъясненном в пункте 12.1; они не могут выплачиваться ранее погашения в ходе внешнего управления требований кредиторов, включенных в реестр.

Если при рассмотрении вопроса о прекращении производства по делу о банкротстве или переходе к расчетам с кредиторами по результатам внешнего управления выяснится, что должник рассчитался с кредиторами, включенными в реестр, или у него имеются на это средства, но недостаточно средств для выплаты процентов по вознаграждению, то это обстоятельство не препятствует прекращению производства по делу о банкротстве по данному основанию или переходу к расчетам с кредиторами.

12.5. Согласно абзацу третьему пункта 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве сумма процентов по вознаграждению внешнего управляющего в случае признания должника банкротом составляет три процента прироста стоимости чистых активов должника за период внешнего управления.

Размер такого прироста определяется в силу пункта 14 указанной статьи по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения внешнего управления и дате признания должника банкротом, по правилам порядка, утвержденного приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 № 10н/03-6/пз.

12.6. При расчете суммы процентов по вознаграждению на основании балансовой стоимости активов должника (пункты 10 - 12 и 14 статьи 20.6 Закона о банкротстве) суд вправе снизить их сумму исходя из действительной стоимости имеющихся у должника активов по ходатайству участвующего в деле лица при условии, что им будет доказано, что действительная стоимость активов значительно меньше стоимости, рассчитанной на основании бухгалтерской отчетности. Если будет доказано, что имеются серьезные сомнения в том, что действительная стоимость активов не отличается существенно от стоимости, рассчитанной на основании бухгалтерской отчетности, однако невозможно точно определить действительную стоимость, то суд вправе приостановить рассмотрение вопроса об определении размера процентов по вознаграждению до реализации активов должника в ходе процедуры банкротства.

Если выплата процентов по вознаграждению может привести к затруднительности финансирования мероприятий конкурсного производства, то суд вправе применительно к статье 324 АПК РФ отсрочить исполнение определения об определении размера процентов по вознаграждению и их взыскании до реализации активов должника в ходе конкурсного производства.

Кроме того, если на момент вынесения судебного акта об определении суммы процентов не имелось серьезных сомнений в достоверности данных бухгалтерской отчетности, но впоследствии после реализации активов должника выяснилось, что вырученная сумма значительно меньше, чем ранее определенная на основании бухгалтерской отчетности стоимость активов, то судебный акт об определении размера процентов также может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам (пункт 1 части 2 статьи 311 АПК РФ).

13. При рассмотрении вопросов об уплате процентов по вознаграждению конкурсного управляющего судам надлежит руководствоваться следующим.

13.1. Согласно пункту 13 статьи 20.6 Закона о банкротстве сумма процентов по вознаграждению конкурсного управляющего устанавливается в зависимости от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

При исчислении таких процентов учитываются удовлетворенные конкурсным управляющим включенные в реестр требования всех очередей (за исключением указанных в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве опоздавших требований) и не принимаются в расчет удовлетворенные им текущие платежи.

Если в числе удовлетворенных требований кредиторов имелись требования, обеспеченные залогом, удовлетворенные за счет выручки от реализации предмета залога, то в этом случае общие правила пункта 13 статьи 20.6 Закона о банкротстве должны применяться с учетом специальных правил, установленных в статье 138 Закона, согласно которым на погашение текущих платежей может направляться не более десяти (пункт 1 статьи 138) или пяти (пункт 2 статьи 138) процентов выручки от реализации предмета залога.

Это регулирование означает следующее. Проценты по вознаграждению конкурсного управляющего исчисляются по правилам пункта 13 статьи 20.6 Закона о банкротстве для всех удовлетворенных требований, включенных в реестр требований кредиторов, за вычетом требований залогового кредитора, удовлетворенных за счет выручки от реализации предмета залога. Кроме того, подлежат исчислению проценты отдельно для требований каждого залогового кредитора, погашенных за счет выручки от реализации каждого отдельного предмета залога; при этом проценты, исчисляемые при удовлетворении залогового требования, уплачиваются только за счет и в пределах указанных десяти или пяти процентов.

Под текущими платежами, поименованными в приведенных нормах Закона о банкротстве, понимаются в том числе расходы, связанные с реализацией заложенного имущества (затраты на оценку предмета залога, его охрану, проведение торгов по его реализации), и вознаграждение арбитражного управляющего (как фиксированная сумма, так и проценты). Действуя добросовестно и разумно, конкурсный управляющий обязан приступать к выплате собственного вознаграждения в виде процентов только после погашения иных видов текущих платежей. При этом общая сумма процентов по вознаграждению конкурсного управляющего, определяемая в отношении погашенных требований залогодержателя, не может превышать предельной суммы в десять или, соответственно, пять процентов выручки от реализации заложенного имущества.

13.2. Размер процентов по вознаграждению конкурсного управляющего предварительно рассчитывается им самостоятельно, при этом учитывается сумма средств, которая фактически пойдет на удовлетворение требований кредиторов с учетом того, что часть средств будет зарезервирована и потрачена на данные проценты.

Резервирование средств на выплату процентов осуществляется управляющим в соответствии с его предварительным расчетом за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, взыскания дебиторской задолженности, оспаривания сделок и т.п., путем зачисления на открываемый для этого помимо основного отдельный счет должника.

Если после предварительного определения размера процентов и резервирования этой суммы на отдельном счете в ходе расчетов с кредиторами окажется, что фактически их требования будут погашены в большем или меньшем размере, нежели планировалось при расчете размера процентов, в том числе в связи с необходимостью оплаты новых текущих платежей, то их размер подлежит перерасчету конкурсным управляющим, который перечисляет необходимую сумму на отдельный счет или списывает ее с него.

Сведения о предварительном расчете процентов и о резервировании их суммы включаются конкурсным управляющим в отчет о своей деятельности (пункт 1 статьи 143 Закона о банкротстве) и могут быть проверены по ходатайству участвующих в деле лиц судом; если будет установлено необоснованное завышение конкурсным управляющим суммы зарезервированных им процентов, то рассматривающий дело о банкротстве суд по заявлению участвующего в деле лица обязывает управляющего перечислить сумму превышения с отдельного счета на основной счет должника.

Окончательный расчет размера процентов по вознаграждению конкурсного управляющего определяется им при окончании расчетов с кредиторами и утверждается судом, на основании определения которого сумма процентов подлежит перечислению с отдельного счета управляющему.

14. Если заявление о признании банкротом отсутствующего должника по правилам параграфа 2 главы XI Закона о банкротстве подается конкурсным кредитором, то применительно к пункту 2 статьи 227 этого Закона данный кредитор указывает в этом заявлении размер самостоятельно определенного им единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника; правила пунктов 3, 9 и 12 − 14 статьи 20.6 Закона о банкротстве в таком случае не применяются.

В случае необходимости и при наличии на то средств должника суд вправе на основании пункта 6 статьи 20.6 Закона о банкротстве увеличить размер единовременного вознаграждения.

Единовременное вознаграждение уплачивается конкурсному управляющему за счет средств должника при завершении конкурсного производства, а при отсутствии у него на это средств - за счет заявителя на основании пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве.

15. При взыскании фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего с заявителя (пункт 3 статьи 59 Закона о банкротстве) необходимо учитывать, что если в заявлении о признании должника банкротом была указана максимальная сумма финансирования заявителем расходов по делу о банкротстве, то сумма взыскиваемого вознаграждения (как и всех остальных расходов) не может превышать данный лимит. Если при рассмотрении обоснованности такого заявления о признании должника банкротом суд сочтет предложенный заявителем лимит финансирования явно заниженным, то он вправе предложить заявителю увеличить его до обоснованной суммы, а при его отказе и наличии серьезных сомнений в достаточности имущества должника для финансирования расходов суд вправе прекратить производство по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве. В случае наличия у суда обоснованных сомнений в способности заявителя осуществить финансирование расходов по делу о банкротстве (в том числе в части вознаграждения) суд вправе предложить ему внести на депозитный счет суда денежные средства в размере, достаточном для погашения таких расходов, а при отказе от их внесения − прекратить производство по делу на основании приведенной нормы.

16. Вознаграждение, подлежащее выплате арбитражному управляющему, при отсутствии у должника средств, достаточных для его выплаты (пункт 3 статьи 59 Закона о банкротстве), может быть взыскано с заявителя по делу о банкротстве и в том случае, когда должником является гражданин.

Так как требование об уплате вознаграждения является текущим и не погашается с завершением конкурсного производства в отношении должника-гражданина, заявитель не лишен возможности потребовать от должника возврата соответствующей суммы в пределах общего срока исковой давности, течение которого начинается с даты выплаты указанного вознаграждения арбитражному управляющему; названное требование рассматривается в деле о банкротстве.

17. Арбитражный управляющий вправе уступить свое требование об уплате вознаграждения другому лицу; данное требование переходит по наследству в случае смерти управляющего (статья 1112 ГК РФ).

Взыскание вознаграждения правопреемником в таких случаях также осуществляется в рамках дела о банкротстве.

18. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Разъяснения, приведенные в пункте 13.2 данного постановления (кроме абзаца первого), применяются, если процедура конкурсного производства была введена после размещения настоящего постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Добрый день!

Согласно ФЗ «О несостоятельности»:

Статья 20.6. Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве

1. Арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
2. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника , если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для:
временного управляющего - тридцать тысяч рублей в месяц;
административного управляющего - пятнадцать тысяч рублей в месяц;
внешнего управляющего - сорок пять тысяч рублей в месяц;
конкурсного управляющего - тридцать тысяч рублей в месяц;
финансового управляющего - двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
4. В случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.

Статья 59. Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим

1. В случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
Мировым соглашением может быть предусмотрен иной порядок распределения указанных расходов.
2. В случае, если по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражным судом вынесено определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения или об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу, за исключением удовлетворения требований заявителя после подачи заявления о признании должника банкротом, указанные в пункте 1 настоящей статьи расходы относятся на заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением кредитора, за исключением случаев, если заявителем является работник или бывший работник должника. В случае, если заявление было подано в порядке, установленном пунктом 5 статьи 39 настоящего Федерального закона, расходы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, распределяются между заявителями пропорционально суммам их требований.
3. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
При продолжении дела о банкротстве должника выплаты, осуществленные заявителем в счет погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, компенсируются при погашении требований кредиторов по текущим платежам в порядке удовлетворения требований кредиторов той очереди, к которой относились осуществленные заявителем выплаты.
Настоящий пункт не применяется к заявителю, являющемуся работником или бывшим работником должника.
4. Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве устанавливается в решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве»:

1. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, которое состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
Требования о выплате как фиксированной суммы, так и суммы процентов относятся к текущим платежам первой очереди (абзац второй пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве) в любой процедуре банкротства независимо от того, за какую процедуру начислено вознаграждение.

Реализуя цель обеспечения сохранности имущества должника, временный управляющий контролирует соблюдение должником ограничений и выполнение им обязанностей, установленных Законом о банкротстве. В то же время меры, принимаемые временным управляющим, должны быть разумными, с учетом интересов должника и его кредиторов. Это должны быть меры, коммерчески оправданные в данной ситуации, т.е. такие, которые лицо предприняло бы по защите своего собственного имущества с учетом размера и рисков, которым это имущество подвергается, в том числе риска недобросовестных действий руководителя должника, если его личность и поведение позволяют предположить такую возможность.

В соответствии со ст. 64 Закона о банкротстве органы управления должника могут совершать, исключительно с письменного согласия временного управляющего, сделки, связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах и объединениях юридических лиц, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении должником облигаций и иных эмиссионых ценных бумаг, за исключением акций, о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций, о заключении договоров простого товарищества.

По существу, ст. 64 Закона о банкротстве устанавливается особый режим деятельности должника в ходе наблюдения, ограничивается его правосубъектность.

Наряду с указанными выше ограничениями, на руководителя должника возлагается обязанность в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных Законом о банкротстве вопросов (п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве).

Если руководитель должника нарушает требования Закона о банкротстве, он может быть отстранен от должности судом по ходатайству временного управляющего. Исполнение обязанностей руководителя должника в таком случае возлагается на иное лицо, представленное уполномоченными органами должника в качестве руководителя должника, или на заместителя руководителя, или на одного из работников. Судом выносится соответствующее определение (ст. 69 Закона о банкротстве).

Среди прав и обязанностей временного управляющего, закрепленных ст. 66-67 Закона о банкротстве, содержатся такие, которые способствуют выполнению задачи обеспечения сохранности имущества должника. Например, временный управляющий вправе:

  • предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ст. 63-64 Закона о банкротстве;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
  • обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве;
  • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

При этом на органы управления должника возлагается обязанность предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности человека.

Предоставление отчетности в суд временным управляющим

Временный управляющий обязан представить в суд отчет о своей деятельности с приложением заключения о финансовом состоянии должника и обоснованием возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур: финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве). Временный управляющий должен, кроме того, определить достаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения или невозможности восстановления платежеспособности должника (ст. 70 Закона о банкротстве).

Если в результате анализа финансового состояния должника будет установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов. Если же кредиторами не будет определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника их покрытие оказалось невозможным, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов.

Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются временным управляющим первому собранию кредиторов, в суд, рассматривающий дело о банкротстве, а также СРО арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.

Составление реестра требований кредиторов

Временный управляющий должен составить реестр требований кредиторов (ст. 16, 71 Закона о банкротстве).

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней со дня опубликования сообщения о введении наблюдения. При рассмотрении споров необходимо учитывать, что возможность восстановления пропущенного 30-дневного срока Закона о банкротстве не предусмотрена.

Если требования кредиторов предъявлены после истечения 30 дней со дня опубликования сообщения о введении наблюдения, то они подлежат рассмотрению судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения (п. 7 ст. 71 Закона о банкротстве).

Должником, временным управляющим, другими лицами, участвующими в деле, могут быть предъявлены возражения относительно требований кредиторов. Такие возражения могут быть предъявлены в суд в течение 15 календарных дней со дня истечения срока предъявления требований кредиторов.

Суд проверяет обоснованность требований кредиторов и выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. В этом же определении суда указываются размер и очередность удовлетворения требований кредиторов.

Указанное определение вступает в силу немедленно и направляется судом должнику, временному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю. Определение может быть обжаловано.

Собрание кредиторов при банкротстве

Временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов (ст. 72-74 Закона о банкротстве), на котором кредиторы, с учетом информации о финансовом положении должника, могли бы принять обоснованное решение по процедуре, подлежащей применению к должнику (заключении мирового соглашения, введении финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства).

Для созыва первого собрания кредиторов временный управляющий определяет дату его проведения. При этом следует учитывать, что первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за 10 дней до дня окончания процедуры наблюдения.

В порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 13 Закона о банкротстве, временный управляющий уведомляет о созыве первого собрания кредиторов всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов (п. 2-3 ст. 72 Закона о банкротстве).

К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, вопросы:

  • принятия решения об обращении в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о заключении мирового соглашения;
  • определения дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • определение СРО арбитражных управляющих, которая должна представить в суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • образование комитета кредиторов, определения количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрания членов комитета кредиторов.

Суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Так, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одно из процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, и нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве, суд в соответствии со ст. 75 Закона о банкротстве:

  • выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство соответствующих лиц и другие необходимые условия (п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве);
  • при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления выносит определение введении внешнего управления, если у суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
  • при наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Прекращение процедуры наблюдения

Со дня введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Однако в случае, если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает его провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе СРО, из членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

Основные недостатки процедуры наблюдения

Основные недостатки процедуры наблюдения - это невозможность быстрого принятия решений в делах о банкротстве, что для таких дел имеет первостепенное значение, а также связанный с этим риск снижения стоимости бизнеса должника из-за издержек в период наблюдения. Лучший результат для кредиторов достигается путем быстрой продажи жизнеспособных частей бизнеса должника, пока стоимость этого бизнеса не упала вследствие возбуждения производства по делу о банкротстве. Опасения по поводу процедуры наблюдения связаны также с сохранением руководством должника своих полномочий, хотя и под контролем временного управляющего, так как во взаимоотношениях указанных лиц довольно часто возникают проблемы.

Одна из главных целей рыночного законодательства о банкротстве - максимальное упрощение и ускорение производства по делам о банкротстве, разумеется, с сохранением необходимых правовых гарантий всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Особенности банкротства кредитных организаций / Читать все про банкротство

В целом правила о банкротстве кредитных организаций направлены на предупреждение банкротства кредитных организаций и их финансовое оздоровление, а если это сделать не удается, то на упрощение и ускорение процедуры банкротства кредитных организаций.

Вы можете направить нам свое письмо на адрес электронной почты.
Уверяем вас, что наш сотрудник ответит на ваш вопрос в максимально
короткий срок. Каждое ваше письмо ценно для нас.
Или воспользуйтесь формой обратной связи.