Требования валютного контроля. Когда нужна и как заполнить справку о подтверждающих документах Валютные операции документы валютного контроля

При проведении валютных операций банк осуществляет валютный контроль. Интересуют сроки предоставления в банк паспорта сделки, справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и санкции за их несвоевременную подачу в банк, сроки привлечения к ответственности.

Ответ:

За нарушение установленного порядка валютного контроля организации и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ на весьма существенные суммы (до 1 млн руб.). В связи с этим автором представлен обзор основных нововведений и изменений, касающихся обязанностей организаций и ИП, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с иностранными субъектами (нерезидентами), представлять с 1 октября 2012 г. соответствующие документы в уполномоченный для осуществления валютного контроля банк (банк, в котором у организации открыт валютный счет).

С 1 октября 2012 г. вступила в силу новая Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». В связи с этим с 1 октября 2012 г. утратили силу:

— Положение Банка России от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

— Инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Инструкция распространяется на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»), физических лиц — индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — резиденты) (п. 1.6 Инструкции N 138-И).

Требования настоящей Инструкции не распространяются на нерезидентов — физических лиц.

Инструкция не распространяется на осуществление валютных операций по счетам, открытым в Банке России, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 1.7 Инструкции N 138-И).

Не применяется Инструкция в отношении тех контрактов или кредитных договоров, сумма которых не превышает 50 000 долл. США (по курсу на дату заключения контракта или внесения в него последних изменений).

Раньше по кредитным договорам нужно было оформлять паспорт сделки, если сумма превышала 5000 долл. США.

Сейчас старый паспорт сделки можно закрыть по кредитному договору на сумму менее 50 000 долл. США.

Сейчас, например, гражданин России может перечислить (как со своего валютного счета в банке, так и с банковской карты) иностранному гражданину (или наоборот, получить от нерезидента) денежные средства (в валюте или в рублях) в виде займа (в т.ч. процентного) в любой сумме и не обязан представлять документы в банк и оформлять паспорт сделки.

Физические лица вправе закрыть ранее открытые паспорта сделок по кредитным договорам (договорам займа) вне зависимости от суммы обязательств.

Оформление расчетного документа (платежки)

В платежке при перечислении или поступлении рублей не нужно указывать номер паспорта сделки (ПС). Раньше в поле «Назначение платежа» в фигурных скобках нужно было указывать код валютной операции (КВО) и номер паспорта сделки (ПС).

Сейчас — только код валютной операции (КВО), например {V011100}.

Не нужно оформлять платежки (ни в рублях, ни в валюте), если:

— расчеты по банковской карте (но нужна СВО);

— расчеты по аккредитиву (но нужна СВО);

— банк имеет право на акцепт платежного требования или инкассового поручения ;

— принудительное взыскание денег по закону или по исполнительным документам.

Оформление паспорта сделки (ПС)

Паспорт сделки оформляется при одновременном выполнении условий:

1) между российской и иностранной организацией (между резидентом и нерезидентом) имеется согласованный (или-или):

— контракт (на ввоз или вывоз товаров, на оказание услуг, выполнение работ, на передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав, на аренду недвижимости, лизинг, кредит, заем);

— предварительный договор;

— предложение о заключении договора (оферта);

— проект договора;

2) предусмотрены расчеты с российской организацией в рублях или в валюте:

— через счета в банках РФ;

— через счета в иностранных банках.

3) сумма обязательств превышает в эквиваленте 50 000 долл. США (или-или):

— на дату заключения контракта (кредитного договора);

— на дату изменения суммы обязательств по контракту (допсоглашения);

— на дату «накопления» предельной суммы по контрактам без указания суммы.

Ранее были такие же требования (кроме суммы по кредитному договору — не менее 5000 долл. США).

Сейчас для посредников, участвующих в расчетах (договоры агентские, комиссии, поручения), сумму обязательств для определения обязанности в оформлении ПС (50 000 долл. США) нужно считать по всем денежным расчетам. Ранее предусматривалось только по сумме посреднического вознаграждения.

Таким образом, большинство посредников после 1 октября 2012 г. вынуждены будут оформить паспорт сделки (ПС) и выполнять иные обязательства (предоставлять СВО и СПД ).

Сейчас нужно оформлять ПС и предоставлять СВО и СПД при проведении таких специфических операций, связанных с техническим и эксплуатационным обслуживанием транспортных средств:

— продажи на территории РФ ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;

— приобретения на территории РФ ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;

— продажи за рубежом ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров;

— приобретения за рубежом ГСМ, продовольствия, МТЗ и иных товаров.

Ранее это было не нужно.

Согласно изменениям ПС представляется в банк в одном (бумажном) экземпляре (после оформления отдается клиенту, а банк учитывает ПС только в электронном виде).

Ранее нужно было два экземпляра (один в банк, другой клиенту).

Можно также поручить оформление ПС своему банку (по отдельно оформляемому заявлению, если это предусмотрено договором с банком) или своему филиалу (если через его счет идут расчеты по контракту).

Сроки представления в банк паспорта сделки (ПС) и пакета документов (что наступит раньше):

— при зачислении рублей и валюты — до даты представления СВО, т.е. не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег;

— при списании рублей и валюты — до даты представления СВО, т.е. не позднее оформления платежки или при использовании банковской карты — не позднее 15 рабочих дней после месяца списания денег по карте;

— при ввозе или вывозе товаров за пределы Таможенного союза — до даты подачи таможенной декларации ;

— при ввозе или вывозе товаров в рамках Таможенного союза (в/из Беларуси и в/из Казахстана) — до даты представления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;

— при выполнении работ или услуг — до даты представления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;

— при исполнении обязательств иным способом — до даты представления в банк справки о подтверждающих документах (СПД), т.е. не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов.

Ранее паспорт сделки следовало оформить не позднее осуществления первой валютной операции или первого исполнения обязательств по контракту.

Обратите внимание! Вышеуказанные сроки передачи в банк паспорта сделки и пакета документов в действительности сокращаются на три рабочих дня.

Дело в том, что сейчас документы считаются представленными российской организацией в срок, если в указанные выше сроки организация представила их в банк и банк успел обработать и зарегистрировать ПС (на это банку и дается три рабочих дня).

Ранее документы считались представленными на дату их поступления в банк от российской организации.

Как известно, штраф за несвоевременное представление таких документов составляет от 5000 руб. до 50 000 руб. (п. п. 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ). Переоформление ПС (внесение в ПС изменений) производится только на основании заявления российской организации, переданного в банк, в сроки:

— при обычном переоформлении — 15 рабочих дней после даты оформления изменяющих документов;

— при изменении сведений о российской организации — 30 рабочих дней с даты внесении изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);

— если в контракте есть условие о его продлении без подписания допсоглашений — 15 рабочих дней после даты, ранее указанной как дата завершения исполнения всех обязательств по контракту (в банк представляется только заявление о переоформлении ПС с новой датой завершения контракта).

Ранее два экземпляра переоформленного ПС (с пакетом документов) следовало представить банку не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк документов валютного контроля.

Порядок и основания закрытия ПС не претерпели существенных изменений.

Российская организация обязана представить в банк заявление о закрытии ПС:

— при переводе ПС в другой банк;

— при исполнении сторонами всех обязательств по контракту;

— при исполнении обязательства по контракту третьим лицом;

— при уступке требования (переводе долга) на другое лицо (резидента, нерезидента);

— при прекращении обязательств по другим основаниям;

— при прекращении оснований, требующих оформления ПС (например, допсоглашение о снижении суммы по контракту);

— если ПС был оформлен ошибочно.

Банк вправе самостоятельно закрыть ПС без заявления российской организации по истечении 180 календарных дней после даты завершения исполнения обязательств, указанной при оформлении ПС (гр. 6 разд. 3 бланка ПС):

— если по имеющейся у банка информации обязательства по контракту исполнены, но заявление о закрытии ПС организацией не представлено;

— если по имеющейся у банка информации обязательства по контракту не исполнены и организация не представила какие-либо документы или заявления. Конечно же, об этом будет проинформирован орган валютного контроля.

Однако сейчас можно возобновить валютный контроль по закрытому паспорту сделки (ПС), если организацией в контракт будут внесены изменения, предусматривающие продолжение исполнения обязательств по нему (на основании заявления организации и внесения изменений в ПС). Ранее не было такой возможности.

Порядок перевода ПС в другой банк:

— первый банк на основании заявления закрывает ПС;

— первый банк выдает российской организации паспорт сделки и ведомость банковского контроля (ВБК) на бумажном носителе и в электронном виде;

— российская организация несет в новый банк контракт (пакет документов), ПС и ВБК (в бумажном и электронном виде) в течение 30 рабочих дней после закрытия ПС (или не позднее срока представления СВО по зачислению или списанию денег через новый банк);

— новый банк принимает на учет ПС (в котором все, включая номер, остается прежним, но банком заполняется разд. 4 ) и продолжает вести ВБК по контракту.

Оформление справки о валютных операциях (СВО)

При перечислении или получении валюты или рублей по контракту оформляется справка о валютных операциях.

Как и прежде, банку можно поручить заполнять СВО на основании документов, представляемых российской организацией.

Как и раньше, СВО не нужно представлять, если по контракту с расчетами в рублях не оформляется паспорт сделки (ПС). СВО оформляет только резидент (российская организация) и представляет одновременно с обосновывающими документами.

Как и прежде, СВО с расчетами по контракту в валюте нужна вне зависимости от оформления ПС.

По новым правилам при оплате в валюте без оформления ПС в СВО нужно указывать номер и дату документа, явившегося основанием для платежа. Ранее этого не требовалось.

При получении рублей по контракту без паспорта сделки можно (а с паспортом сделки — нужно) оформлять СВО, если в платежке иностранный партнер:

— не указал код валютной операции (КВО);

— в платежке иностранный партнер указал КВО, но вы с ним не согласны.

В обоих случаях нужно соблюдать срок представления СВО — 15 рабочих дней с даты зачисления рублей (иначе грозит штраф по ст. 15.25 КоАП даже при добровольной подаче СВО).

Сейчас российской организации при перечислении рублей иностранной организацией нужно представлять справку о валютных операциях (СВО), если по контракту должен быть оформлен паспорт сделки. Раньше при перечислении рублей этого не требовалось.

Раньше при поступлении рублей от иностранной организации нужно было составлять справку о поступлении валюты РФ. Сейчас вместо нее — СВО.

СВО также нужно представлять при перечислении или поступлении иностранной валюты. Сроки остались прежними.

Нужно оформлять СВО при расчетах в рублях и в валюте в случае расчетов:

— по банковской карте (если оформлен ПС, иначе — не нужно);

— по аккредитиву;

— через счет за границей (в иностранном банке);

— третьим лицом — российской организацией;

— при уступке требования нерезиденту.

Не нужно оформлять СВО при перечислениях в рублях и в валюте в случаях:

— банк имеет право на акцепт платежного требования или инкассового поручения;

— принудительное взыскание денег по закону или по исполнительным документам;

— при расчетах со своим банком;

— перечисления валюты на счет другой организации в своем же банке;

— перечисления валюты на свои же счета в любых банках.

Сроки представления СВО в банк:

— при зачислении рублей и валюты — 15 рабочих дней после даты зачисления;

— при списании рублей и валюты — одновременно с платежкой;

— при списании по банковской карте рублей и валюты — 15 рабочих дней после месяца списания денег по карте (только по оформленным ПС);

— при расчетах в валюте или рублях через иностранный банк — 30 рабочих дней после месяца расчетов (передается вместе с копиями выписок по зарубежному счету).

Корректирующую справку о валютных операциях (СВО) нужно составлять в случае изменения сведений из прежней СВО. Корректирующая СВО — это «новая старая» СВО с измененными данными и звездочкой (*) в поле корректировки.

Раньше корректирующих СВО не было.

Срок представления корректирующей СВО — 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения.

При этом датой оформления изменяющего документа является наиболее поздняя по сроку:

— или дата его подписания;

— или дата вступления его в силу;

— или дата его составления.

В ряде случаев в интересах российской организации как можно скорее представить в банк корректирующую СВО.

Справка дополнена графой 11 «Ожидаемый срок», в которой нужно указывать максимальный срок поставки товаров (работ, услуг) в счет выплаченной иностранному поставщику предоплаты. Этот срок определяется организацией самостоятельно, расчет банком не контролируется.

Однако если в указанный срок поставки не произойдет, то банковская программа будет автоматически фиксировать нарушение валютного законодательства, что может повлечь взыскание штрафа по п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (от 3/4 до 1 размера суммы аванса).

Иными словами, российской организации нужно вовремя внести коррективы в такую СВО.

По новым правилам в графе 8 СВО нужно указывать номер и дату контракта по операциям в валюте без оформления паспорта сделки (ПС).

Кроме того, сейчас в отдельной ячейке нужно указывать код страны иностранного банка, через который проводятся расчеты в валюте и в рублях.

Оформление справки о подтверждающих документах (СПД)

При исполнении обязательств по контракту (поставки, выполнения работ и т.п.) оформляется справка о подтверждающих документах.

Сейчас СПД представляется в банк в одном экземпляре (ранее — в двух), как прежде, вместе с пакетом документов.

Согласно изменениям нужно представлять СПД и документы по кредитному договору (договору займа). Раньше этого не требовалось.

Не нужно представлять СПД и документы по контракту, предусматривающему периодические платежи (арендные, лизинговые, за услуги связи, страховые взносы и т.п.). Раньше было нужно.

Инструкцией N 138-И полностью изменен (расширен) перечень кодов подтверждающих документов (КПД).

В СПД нужно указывать признак поставки в графе 9:

— 1 — исполнение резидентом обязательств в счет ранее полученного аванса;

— 2 — предоставление резидентом отсрочки платежа нерезиденту;

— 3 — исполнение нерезидентом обязательств в счет ранее полученного аванса;

— 4 — предоставление нерезидентом отсрочки платежа резиденту;

— в рамках Таможенного союза в графе 11 СПД нужно проставлять код страны грузоотправителя (грузополучателя) при поставках, т.е. Казахстан (398) или Беларусь (112) .

В СПД нужно указывать в графе 10 информацию об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денег за поставленные товары (работы, услуги).

Этот срок устанавливается российской организацией самостоятельно исходя из условий контракта или исходя из обычаев делового оборота.

Банк только контролирует поступление денег в течение этого срока и при просрочке автоматически отражает нарушение валютного законодательства (что повлечет начисление штрафа по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в сумме 1/150 ставки Банк России от незачисленных денег за каждый день просрочки и/или от 3/4 до 1 размера незачисленной суммы).

В связи с этим российской организации целесообразно своевременно вносить корректировки в СПД, если по каким-то причинам ранее указанный срок получения от нерезидента денег переносится. Корректирующая СПД представляется в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления изменяющих документов.

Сроки представления СПД и пакета документов:

— импорт или экспорт товаров за пределы Таможенного союза — 15 рабочих дней после даты выпуска по таможенной декларации;

— импорт или экспорт товаров в рамках Таможенного союза — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;

— выполнение работ, оказание услуг, результаты интеллектуальной деятельности — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов;

— исполнение (прекращение) обязательств иным способом (например, уступка, новация и т.п.) — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документов.

Подтверждающие документы:

1) при вывозе (ввозе) товара за пределы Таможенного союза — таможенная декларация ;

2) при вывозе (ввозе) товара в пределах Таможенного союза (или-или):

— транспортные (перевозочные, товаросопроводительные) документы;

— коммерческие документы;

— статистическая форма учета перемещения товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40);

— иные документы, содержащие сведения о вывозе или ввозе товара, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

3) при выполнении работ, оказании услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав:

— акты приема-передачи;

— счета;

— счета-фактуры;

— иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в т.ч. документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

4) при ином исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) — любые подтверждающие документы, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Уважаемые клиенты!

В соответствии с действующим валютным законодательством РФ следующие операции, в частности, отнесены к валютным:

  • Расчеты в иностранной валюте между резидентами;
  • Расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (рублях) между резидентами и нерезидентами;
  • Расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (рублях) между нерезидентами.

На банки, как на агентов валютного контроля, возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением их клиентами (резидентами и нерезидентами) требований актов валютного законодательства при проведении валютных операций. В этих целях банк имеет право запрашивать и получать от клиентов документы, связанные с проведением валютных операций (договоры, таможенные декларации, паспорт сделки и пр.). При этом в ряде случаев банк отказывает в совершении валютной операции (при нарушении клиентами установленных требований).

При заключении договора с нерезидентом рекомендуем Клиентам - резидентам сразу определить необходимость оформления паспорта сделки (ПС).
Для проведения операций в иностранной валюте Клиент открывает в банке следующие счета: расчетный рублевый, текущий валютный и транзитный валютный счет.

Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки оформляется :

  • при проведении расчетов и переводов резидента за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемые информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. (ПС форма 1 );
  • при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации от нерезидентов по кредитному договору. (ПС форма 2 ).

Паспорт сделки не оформляется:

  • если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта с учетом внесенных изменений и дополнений.
  • если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тысяч долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора с учетом внесенных изменений и дополнений.

По каждому контракту (кредитному договору) оформляется один ПС в одном банке.

Для оформления ПС Клиент представляет в банк следующие документы:

  • два экземпляра ПС;
  • оригинал и копию контракта (договора), являющегося основанием для проведения валютных операций;
  • иные документы, предусмотренные Федеральным законом № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - при необходимости.

Внимание! Следует учесть, что документы для оформления ПС должны быть представлены в банк не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

В случае внесения в Контракт (договор) изменений и/или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в Паспорте сделки, необходимо предоставить в Банк:

  • два экземпляра переоформленного ПС;
  • оригинал и копию документов, подтверждающих вносимые изменения.

Порядок представления клиентами в Банк документов и информации при проведении валютных операций:

1. При зачислении на банковский счет средств в иностранной валюте, Клиент представляет в банк Справку о валютных операциях и Распоряжение на списание иностранной валюты с валютного транзитного счета .
Срок представления указанных документов - не позднее 15 рабочих дней со дня зачисления средств на счет.

2. При зачислении средств на банковский счет в Российских рублях, Клиент предоставляет в банк Справку о поступлении валюты Российской Федерации .
Срок представления Справки - не позднее 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции по контракту.

3. При списании с банковского счета средств в иностранной валюте, Клиент представляет в банк Заявку на покупку валюты , Заявление на перевод иностранной валюты и Справку о валютных операциях .
Срок представления Справки - в день проведения операций.

4. При списании с банковского счета средств в рублях Клиенты резиденты и нерезиденты представляют в банк расчетный документ, содержащий в поле "Назначение платежа" перед текстовой частью следующую информацию:
-код вида валютной операции;
- номер ПС (если по данной валютной операции предусмотрено оформление ПС).

Указанная информация должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид:

{VOкод вида валютной операцииPSномер паспорта сделки}

Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Разделительные символы "VO", "PS" указываются прописными латинскими буквами.

Клиенты-резиденты помимо расчетного документа представляют документы, являющиеся основанием для проведения операции.

Перечень кодов видов валютных операций приведен в Инструкции ЦБР № 117-И .

Порядок предоставления подтверждающих документов:

1. При проведении валютной операции по контракту, по которому оформлен ПС, Клиент представляет в банк документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности (подтверждающие документы).
В качестве подтверждающих документов могут использоваться следующие документы: грузовая таможенная декларация (ГТД), накладные и счета-фактуры, акты выполненных работ и др.
Одновременно с подтверждающими документами Клиент представляет в банк Справку о подтверждающих документах .

Срок представления указанных документов - не позднее:

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска таможенными органами ввозимых товаров на таможенную территорию РФ либо вывозимых товаров с таможенной территории РФ (в грузовой таможенной декларации - дата в графе "D");

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом грузовой таможенной декларации (дата в регистрационном номере в графе "А" ГТД) - по ввозимым на таможенную территорию РФ товарам, которые в соответствии со статьёй 150 Таможенного Кодекса РФ выпускаются таможенными органами до подачи таможенной декларации (например: товары, ввозимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; скоропортящиеся товары; живые животные; радиоактивные материалы; международные почтовые отправления и экспресс- грузы);

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ без подачи таможенной декларации (ввоз/вывоз в Белоруссию), либо документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления подтверждающих документов в этом случае является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон либо дата составления подтверждающего документа.

В случае изменения данных о стоимости товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в Банк предоставляется новая справка о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после даты оформления документов, подтверждающих изменение стоимости.

Требования к оформлению документов, связанных с проведением валютных операций:

1. Документы, связанные с проведением валютной операции (контракты, договоры, счета и подтверждающие документы), представляются Клиентом в банк в подлиннике либо в виде копии.
Копии документов должны быть заверены подписью лица, имеющего право первой подписи по счету в банке, с приложением оттиска печати на каждой странице документа, либо прошиты и заверены на последнем листе.
2. Все документы должны быть действительны на день представления в банк.
3. Если документ составлен на иностранном языке, по запросу банка должен быть представлен заверенный на русский язык перевод.
4. Паспорт сделки и Справки, заполняемые в связи с проведением валютной операции, подписываются от имени Клиента:

  • индивидуального предпринимателя - этим резидентом или лицом, уполномоченным им на основании Доверенности , и заверяется печатью (при ее наличии);
  • юридического лица - двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи (или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей, с приложением оттиска печати.

Документы валютного контроля для банка

Ввиду требований частей 2 и 3 статьи 22 закона «О валютном…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ контроль над перемещением валюты в РФ осуществляется органами власти (Правительством, ЦБ, ФНС и ФТС). При этом банки являются валютными агентами и обязаны выполнять контрольные мероприятия в отношении своих клиентов, осуществляющих валютные операции.

Часть 7 статьи 23 ФЗ № 173 обязывает их отчитываться перед ЦБ РФ и другими компетентными органами об операциях с валютой, которые совершаются организациями и гражданами с использованием открытых у них счетов. При этом банки в силу требований части 1 статьи 23 ФЗ № 173 наделены правом получения от своих клиентов информации, касающейся легальности выполняемых ими валютных операций и обслуживания принадлежащих им банковских счетов.

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в части 9 статьи 1 ФЗ № 173. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

Документы для контроля

Полный список бумаг, при помощи которых можно доказать законность выполнения валютной проводки, приведен в части 4 статьи 23 ФЗ № 173. В частности, к таковым относятся:

  • документы, устанавливающие право на имущество, факт регистрации организации, ее правовой статус (резидент, нерезидент), постановку на налоговый учет;
  • бумаги, оформляемые банками и компетентными органами, указывающие на возможность компании открыть счет, провести по нему конкретную операцию, а также подтверждающие ее осуществление;
  • договоры, соглашения, акты приема-передачи, накладные, коносаменты и прочие документы, указывающие на наличие сделок и исполнение обязательств по ним;
  • паспорт сделки;
  • таможенные декларации, указывающие на перемещение валюты и товаров через границу.

Основными формами учета, которые требуются для легального проведения валютных транзакций, согласно положениям пункта 1.5 инструкции ЦБ РФ «О порядке…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция), выступают:

Скачать форму справки
  • справка о валютных операциях (далее — СВО);
  • справка о подтверждающих документах для валютного контроля (далее — СПД).

Следует помнить, что для проведения контроля в отношении одной операции, согласно статье 23 ФЗ № 173, банку требуются лишь документы, имеющие к ней непосредственное отношение. Если при этом к конкретной операции относится лишь часть текста документа, организация может представить лишь выписку, подтверждающую конкретную транзакцию. Обозначенная норма также обязывает организацию предоставлять только документы, действительные на дату их направления (оригиналы остаются у предъявителя, в дело подшиваются лишь копии, заверенные банковской организацией или государственным органом). При этом не стоит забывать о необходимости нотариально подтвержденного перевода бумаг, выполненных на иностранном языке, и их легализации посредством простановки апостиля.

Паспорт сделки

Паспорт сделки, исходя из предписаний пункта 6.1 Инструкции, является основным документом компании, который требуется банку для контроля за движением валюты. Приложением № 4 к Инструкции предусмотрены 2 формы бланка паспорта (для контракта и кредитного договора).

Направляется документ банку, в котором у компании имеется валютный счет, задействованный для расчетов по сделке (при этом для каждого контракта делается отдельный паспорт). Помимо паспорта организация, ввиду пункта 6.6 Инструкции, должна представить банку заключенный договор и иные бумаги, которые обозначены в паспорте или требуются для подтверждения обозначенных в нем сведений.

При направлении проекта соглашения вместе с паспортом требования пункта 6.12 Инструкции обязывают компанию направить уже подписанный контракт в течение 15 дней с момента его заключения. Банку, в свою очередь, отводится 3 дня на проверку представленных документов. В случае их соответствия предъявляемым требованиям он должен составить для данной сделки паспорт в электронном варианте, а также присвоить ему учетный номер. При этом готовым документ признается с момента его подписания банковским работником и присвоения ему номера.

Не знаете свои права?

Конкретного срока для предоставления паспорта сделки законодательством не устанавливается, однако следует знать, что он должен быть направлен в банк, согласно пункту 6.5 Инструкции, одновременно с СВО или СПД (в зависимости от того, какая из указанных справок оформляется раньше).

Справка о валютных операциях - образец заполнения на 2018 год

Согласно пункту 2.1 Инструкции, организация обязана оформить и представить своему валютному агенту (банку, оформлявшему паспорт сделки) СВО и документы, в ней указанные (подтверждающие законность операции), при списании валюты со своего счета либо зачислении средств на него. При этом данный пункт предоставляет и возможность не представлять подтверждающие документы, если сумма операции не превышает 1 000 долларов.

Практикам следует помнить также о ситуациях, определенных пунктом 2.4 Инструкции, когда предоставление не требуется, например:

  • при произведении операций между организацией и ее уполномоченным банком (купле-продаже валюты, переводе валюты со счета на депозит и т. д.);
  • при произведении валютных операций между резидентами, счета которых находятся в одном и том же уполномоченном банке;
  • при обозначении в соглашении между организацией и банком обязанности последнего оформлять СВО самостоятельно.

СВО оформляется по унифицированной форме (приложение № 1 к Инструкции). При этом помимо собственно бланка справки в указанном приложении содержится подробная инструкция по ее заполнению. Образец заполненной СВО вы можете скачать на нашем сайте .

Справка о подтверждающих документах

Необходимость оформления СПД, а также прилагаемых к ней документов, подтверждающих исполнение по сделке, предусмотрена пунктом 9.1 Инструкции. Справка эта выполняется на унифицированном бланке, который можно найти в приложении № 5 к Инструкции (там же можно ознакомиться с порядком заполнения).

Следует помнить, что СПД оформляется только в том случае, если ранее на сделку был оформлен паспорт. Соответственно, подается справка, согласно пункту 9.1 Инструкции, именно в то отделение банка, которое оформляло (или будет оформлять) паспорт.

Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1-9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции. Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. При этом от организации требуется лишь своевременная подача подтверждающих документов.

Валютный контроль и сроки предоставления документов

Сроки представления учетных форм (СВО и СПД) и прилагаемых к ним документов также определяется Инструкцией. Так, СВО с прилагаемыми к ней документами направляется в банк, согласно пункту 2.3, одновременно с распоряжением о списании валюты со счета. Если речь идет о зачислении валюты на счет организации, справка направляется в банк в течение 15 дней с момента зачисления.

Порядок исчисления сроков представления СПД и документов, к ней прилагаемых, обозначен в пункте 9.2.1. Согласно его положениям, данную справку необходимо направить в банк в течение 15 дней после окончания месяца, в котором таможенными органами на декларации (заявлении на условный выпуск) была проставлена соответствующая отметка о дате ввоза (вывоза) или условного выпуска. В том случае, если исполнение контракта подтверждают иные документы, предельный срок направления СПД, согласно пункту 9.2.2, ограничивается 15 днями после окончания месяца, когда подтверждающие документы были оформлены.

При этом следует помнить, что при наличии нескольких таможенных отметок или подтверждающих документов, имеющих разные даты, в расчет принимается последняя из них.

Подводя итог, отметим, что документами валютного контроля по факту являются не только собственно бумаги, подтверждающие легальность проведения валютных операций, но и документы (учетные формы), которые необходимы для сопровождения и учета всех проводимых валютных операций. Под последними понимаются паспорт сделки, справки о валютных операциях и подтверждающих исполнение сделки документах.

Скачать форму справки

Инструкция 138 и справка о валютных операциях

При проведении валютных операций, перечисленных в законе «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173) и подлежащих обязательному валютному контролю, резидент должен представить в уполномоченный банк (далее — УБ) отчетные документы, к которым ранее относилась справка о валютных операциях (далее — СВО). Данная обязанность существовала до 01.03.2018 и была установлена гл. 2 инструкции Банка России «О порядке представления…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — инструкция № 138-И).

При этом действие инструкции № 138-И распространялось на следующих лиц — резидентов РФ:

  • юридических лиц и их филиалы;
  • физических лиц — индивидуальных предпринимателей;
  • лиц, осуществляющих частную практику.

К основаниям подачи СВО относятся:

  • перечисление нерезидентом — контрагентом по сделке на транзитный валютный счет резидента иностранной валюты;
  • исполнение резидентом своих обязательств по договору путем списания иностранной валюты с его расчетного счета и зачисления на счет нерезидента;
  • расчет по сделке осуществляется в рублях, при этом оформляется паспорт сделки (далее — ПС).

ВАЖНО! Оплата по договору в рублях без паспорта сделки не требует предоставления в УБ справки, необходимо направить только обосновывающие платеж документы.

Порядок оформления ПС как документа валютного контроля также регулировался отмененной инструкцией № 138-И. Так, ПС представлялся:

  • при экспортных и импортных операциях;
  • заключении договоров на сумму, равную или превышающую 50 000 долларов США;
  • осуществлении расчетов с зарубежными партнерами и в др. случаях.

Заполнение справки о валютных операциях, где скачать образец бланка 2017 года

Инструкция № 138-И подробным образом регламентировала, оформление справки о валютных операциях и каков порядок ее заполнения. К ней также прилагалась форма справки, которая могла быть заполнена резидентом как письменно, так и в электронном виде. Сама справка направлялась в УБ в 1 экземпляре.

Заголовочная часть СВО охватывала следующую информацию:

  • Название уполномоченного банка, где у резидента открыт валютный счет.
  • Наименование резидента.
  • Дату заполнения справки.
  • Номер счета резидента.
  • Код страны иностранного банка (если операции проходят через банк-нерезидент).
  • Признак корректировки (заполняется только в случае представления корректирующей СВО).

Основная часть включала в себя следующие графы:

  • Сведения о документе — основании проведения операции (уведомлении, распоряжении и т. д.).
  • Дату осуществления операции.
  • Признак платежа.
  • Код вида валютной операции.
  • Сумму операции.
  • Реквизиты паспорта сделки или договора.
  • Срок возврата аванса.
  • Ожидаемый срок.

Дополнительная часть состояла из:

  • примечания, в котором могли быть указаны дополнительные сведения по осуществляемым валютным операциям.
  • Сведений УБ (даты получения СВО банком, даты возврата СВО (с обоснованием причин) уполномоченным банком (с указанием причин возврата), даты принятия справки).

Как заполнялись графы «Дата операции», «Признак платежа» и «Ожидаемый срок» в справке о валютных операциях

Некоторая часть граф основной части СВО не вызывала трудностей при заполнении. Разберем более подробно только те, которые нуждаются в пояснении.

Графа 4 «Признак платежа» свидетельствовала о виде валютной операции. В ней необходимо было проставить одну из нижеследующих цифр:

  • 1 — если деньги поступают на счет российской стороны сделки;
  • 2 — если деньги переводит сам резидент;
  • 7 — при получении денег на счет российской стороны, которая является финансовым агентом (фактором), если по сделке оформляется ПС;
  • 8 — если деньги поступают, или 9, если списываются на/со счета третьего лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, при заполнении СВО российским контрагентом, оформившим ПС;
  • 0 — если платеж перечисляется в рамках исполнения обязательств по аккредитиву в пользу бенефициара — иностранного контрагента.

Графа 12 «Ожидаемый срок» предполагала указание предельного срока (последней даты) исполнения обязательств иностранным контрагентом по сделке, которая требует оформления ПС, и заполняется только в случае получения российской стороной товаров / принятии ею работ, оказанных услуг / получении сведений и результатов интеллектуальной деятельности в счет произведенного резидентом авансового платежа.

Предельный срок рассчитывался следующим образом:

  • Если в договоре указана дата исполнения обязательств, к ней прибавлялись сроки, требуемые согласно обычаям делового оборота для перемещения товаров в Российскую Федерации и (или) оформления документов, свидетельствующих об исполнении иностранным контрагентом обязательств.
  • Если в договоре не указан срок исполнения, он рассчитывался российским контрагентом самостоятельно с учетом вышеуказанных сроков ввоза товаров и (или) оформления подтверждающих документов.

Сроки предоставления справки

В зависимости от вида осуществляемой операции инструкцией № 138-И было предусмотрено несколько сроков представления СВО. Так:

  • Если резидент получает денежные средства на свой транзитный валютный или расчетный счет или перечисляет их с расчетного счета посредством банковской карты, справка передается в УБ в течение 15 рабочих дней после зачисления или перечисления денег.
  • При проведении операции через счет иного лица-резидента в УБ — в пределах 15 р. д. после оформления справки о валютной операции по счету данного лица.
  • При осуществлении обязательств по импортному аккредитиву, в котором получателем выступает иностранный контрагент, — в течение 15 р. д. после завершения месяца, в котором был осуществлен платеж по аккредитиву.
  • При получении резидентом денег на свой счет, открытый в ином УБ, согласно условиям сделки по уступке требования нерезиденту справка представляется в УБ не позже 15 р. д. после того, как была получена справка иным УБ.
  • При осуществлении резидентом операции по своему счету или счету третьего лица, открытому в иностранном банке, если оформляется паспорт сделки, — в пределах 30 р. д. после проведения операции.
  • При переводе резидентом денег иностранному контрагенту со своего расчетного счета справка представляется наряду с распоряжением о списании средств.

ВАЖНО! Несоблюдение сроков подачи справки может повлечь административную ответственность резидента, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа с максимальной границей в 150 000 руб. (в зависимости от характера нарушения и статуса нарушителя).

Таким образом, при осуществлении определенного вида валютных операций российскому контрагенту по сделке до 01.03.2018 г. было необходимо представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях. Данная справка составляась по установленной законодателем форме и передавалась в регламентированные им сроки, за нарушение которых резиденту грозила административная ответственность. В 2018 — 2019 году справка о валютных операциях более не используется.

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы