Тема родительского собрания права человека глазами ребенка. Презентация родительского собрания «Права ребенка – обязанности родителей» методическая разработка на тему. Подготовка к собранию

МБДОУ детский сад «Родничок»

Родительское собрание –

деловая игра

«Права детей»

Калинина Вера Владимировна

Наумова Галина Геннадьевна

Оханск 2013

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских собраниях. Наша встреча идет под девизом «Защитим права наших детей». У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем вместе разобраться.

Когда рождается на свет ребенок,

Нет для родителей дороже никого.

И смысл жизни сразу изменился -

Вы начинаете жить только для него.

Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас взрослых? Сегодня на нашем собрании мы будем говорить о нарушениях прав детей, но не о тех, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита.

Давайте рассмотрим, те права ребёнка, которые наиболее часто нарушаются.

    Довольно часто родители перекладывают свои обязанности на посторонних людей.

    Родители часто используют в воспитании телесные наказания.

    Очень часто дети, опираясь на пример родителей, негативно относятся к детям с ограниченными возможностями в здоровье.

    Иногда нам очень хочется, чтобы ребенок посидел, помолчал, не разбрасывал свои игрушки, тем самым мы нарушаем его права.

    Часто нарушается статья 9 «Конвенции о правах ребенка», когда ребенку не позволяют жить с родителями и встречаться с ними. При разводе один родитель запрещает другому встречаться с ребенком.

    Случается и такое, когда взрослые эксплуатируют детей. Нарушается статья…

Мы рассмотрели несколько нарушений прав ребенка, хотя их во много раз больше. А сейчас давайте проверим, как вы знаете права своих детей. Ведь если знаете права, вы не будете их нарушать.

Давайте разделимся на две команды (ромашка).

Разминка”

Начнём нашу игру. Задания для вас. Вы должны будите назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, вспомните, как назывались литературные произведения, кто их авторы, и конечно же самих сказочных героев. За каждый правильный ответ я буду выдавать жетоны.

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина)

2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка ряба. Русская народная сказка).

3. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. “Золотой ключик или приключения Буратино” А.Н.Толстой).

4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит. К.И.Чуковский).

5. Отмою всё! (Мойдодыр. К.И.Чуковский).

6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Русская народная сказка “Гуси - лебеди”).

Гейм. “ Заморочки из шкатулки”

В этом гейме уточним или узнаем что-то новое о правах человека.

В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, по возможности соблюдать их. В этом гейме будут заданы вопросы, отвечать надо четко, громко и правильно! Я буду доставать из шкатулки по очереди предметы символизирующие знакомые всем права человека.

    Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

    Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

    Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

    Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

    Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

    Игрушки - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка играть и отдыхать).

Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

Очень часто повторяющаяся ситуация: например, Ваша дочка утром хочет надеть свое любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт.

Вопрос: Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию? Ответы родителей.

Вывод: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.) . А государства-участники уважают это право каждого ребенка. (Статья 14.) .

Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления, .. .

Это насилие и агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы. «Даша, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!. .. и т. д. и т. п.

Ответы родителей.

Вывод: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов. .. (Статья 18.) .

«Гонка за лидером»

Права литературных героев

    В какой сказке было нарушено право человека на жизнь?(«Морозко», «Сказка о царе Салтане»)

    В какой сказке было нарушено право героя жить со своими родителями?(Снежная королева)

    Герои, какой сказки пользуются правом на получения бесплатной медицинской помощи?(Айболит)

    В какой сказке у известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко».)

    Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»).

    Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.

    Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница» Гаршин).

    В каких сказках не нарушены права?

Подведем итоги. Подсчитываем жетоны. У команды… но вы все молодцы!

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное – захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей, не нарушать их права. Я благодарю всех родителей, принявших участие в собрании.

Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!
Берегите детей, берегите!

Приложение.


«Разминка»

(родители отвечают на вопросы)


«Заморочки из шкатулки»

Разбор ситуаций.


«Гонка за лидером» Нарушение прав в сказках.

Филатова Надежда Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр детский сад № 33 "Ромашка"
Населённый пункт: Московская область город Воскресенск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Права ребенка"
Дата публикации: 15.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Родительское собрание «Права ребенка»

Ход собрания
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья - группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова). Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом. Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома. Кроме того все чаще и чаще обсуждается проблема домашнего насилия, жестокого обращения с детьми. Все перечисленное связанно со снижением воспитательного потенциала семьи, и как следствие нарушением прав ребенка. Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок. Условно права ребенка можно разделить на
6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. Все это права, за выполнение которых отвечает государство, права, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Остановимся также и на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, которые его окружают. Но именно он чаще всего становится объектом, на который выплескивают свои негативные эмоции родители. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Кроме того многие родители используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость в отношении своих детей при их малейшем неповиновении. Следует помнить, что жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения и не страдал от негативных последствий. Ведь он ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет и создал вам дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы. Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создать условия для их реализации. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье. Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера. Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И, конечно же, сохранять оптимизм.
Уважаемые родители, наша первая встреча по изучению прав ребенка подходит к концу, но мы еще не раз будем говорить о них. Ведь только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы вырастим полноценно развитую личность. А это залог благополучия будущего России и всего мира. Из опыта работы ДОУ по ознакомлению детей со своими правами. Коротко познакомимся с основными международными документами и документами Российской Федерации, регулирующими права ребенка: Декларация прав ребенка (принятая ООН 20.11.1959 г.). Конвенция о правах ребенка (принятая ООН 20.11.1989 г.). Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 г.). Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001,2006 гг.). Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.).
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Декларация прав ребенка
является первым международным документом. В 10принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ –
Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: – на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных
актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,Закон «Об образовании». – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Семейный Кодекс РФ
– документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Закон «Об образовании»
утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56). В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.
Устав ДОУ
– нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза¬имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, .
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства - критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на
образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.
Право ребенка на игру
«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще¬ствлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребенка.
Решение общего родительского собрания
1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его. 2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем. 3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье. 4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым. 6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

(Участвуют дети подготовительной к школе группы, их родители.)

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда!

Одно из главных и важных прав у всех, кто живет на земле – это право на здоровье. Начиная день с приветствия «Здравствуй», мы дарим миру, человеку здоровье.

Песня с игрой на музыкальных инструментах «Здравствуй, Родина моя!»

С Родиной мы поздоровались, теперь пришло время поздороваться с вами, уважаемые родители. Не случайно наше родительское собрание открыто строчками: «Как хорошо, что есть права...». Что мы в наше время знаем о правах ребенка, с какого возрастного периода жизни ребенок может воспользоваться своими правами?

По инициативе ООН с 2001 года объявлено международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты. Россия активно откликнулась на эту инициативу, появились всевозможные проекты, но к сожалению, в целом правовая и педагогическая культура наших граждан находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка, знаком лишь 1% родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности смогли только 28%. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его право. Вместе с тем 74% допускают шлепок по попе и 31% - использование ремня, как вид наказания.

Мы должны знать права детей, чтобы не допускать ошибок в воспитании. Помогут нам в этом два основных документа: Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Ну а дети сейчас помогут раскрыть и напомнить вам, уважаемые взрослые, их права.

Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем и вас

К тому же призываем!

У меня есть право

Бесплатно обучаться.

Интересно, весело

В школе заниматься!

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка будет

Теплый, светлый дом.

Право есть у всех на свете

Говорить всегда, везде,

Знают взрослые и дети,

На родном лишь языке!

Право есть еще одно –

Нам питание нужно.

И чистая вода всегда

На столе стоять должна.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить!

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты!

А мечты исполняются только тогда, когда мы живем в дружбе со всем, что нас окружает.

Песня с движениями «Не дразните собак».

Уважаемые родители, кем для вас являются ваши дети? (Ответы родителей.)

Мне очень приятно слышать, что для вас дети – это личности, личности, которые стоят на пути формирования. Неотъемлемой частью отношения к ним должно стать для нас уважение.

Ребята, что для вас значит, когда вас уважают?

Взрослая аудитория, что значит для вас – уважать?

Все, что вы сказали, плюс ответы детей, все это должно переплестись и применяться на практике по отношению к нашим детям. Уважение должно стать основой отношений: взрослый – ребенок.

Дети вас несомненно уважают и очень преданно любят. Они приготовили вам небольшие символы своей любви к вам (дарят сердечки). Спасибо вам, ребята, за ваш труд, за то, что вы так помогли нам сегодня, мы очень вам благодарны.

Дети уходят в группу.

Ну а мы, уважаемые родители, послушаем сейчас ответы ваших детей на некоторые вопросы.

Аудио – запись детских ответов на вопросы:

  • У вас есть права?
  • Знаете ли вы их? Назовите?
  • А обязанности у вас есть?
  • Какие?
  • Дома вас называют ласково?
  • А как вас поощряют за какие-то достижения, послушание?
  • А приходилось вам слышать от своих родителей фразы: «Мне некогда, подожди, не мешай»?
  • Кто из вас поскорее хочет стать взрослым?
  • Почему?
  • Став взрослыми, вы будете наказывать своих детей?
  • Что бы вы хотели пожелать своим родителям?

Уважаемые родители, взрослые, я, наш педагогический коллектив, призываем вас установить в своих домах согласие и понимание. Научитесь, слушать, слышать детей, исключите игнорирование, всегда уважайте, ведь они взрослеющие личности!

Не травите детство спором.

Не судите разговором.

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

За шалости не корите.

Ни родитель, и ни взрослый,

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите!

Родителям раздаются брошюры о правовом воспитании.

ТАТЬЯНА ФООС
Родительское собрание на тему: «Охрана прав и достоинств ребенка»

Родительское собрание

Тема : «Охрана прав и достоинств ребенка »

(по материалам «Декларации прав ребенка » )

Задачи :

Формировать у родителей представления о правах ребенка ;

Развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника) ;

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Материал : видеоролики из жизни детей группы (право на отдых , право на образование , право на неприкосновенность жилища); книга, «Мои права и обязанности » , изготовленная детьми группы; выставка рисунков «Моя семья» ; педагогические ситуации, выставка документов по защите прав детей : Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка , Семейный кодекс и др. ; тест «Какой вы родитель , тест «Я и мой ребенок » ; памятка родителям «Права и обязанности родителей » .

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители !

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель , обязан знать свои собственные права , права своих детей , уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей . Каждый ребенок на свете имеет право на детство . Это право защищено международными правовыми актами . Если ребенок сыт и здоров , получает необходимое лечение и любовь близких и ценит все это, он никогда не станет смеяться над ребенком -инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.

Насколько вы осведомлены в области правовых знаний , мы с вами сейчас и увидим. С помощью сказок вспомним права человека .

Вопросы :

Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ? (право на жизнь )

Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)

Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)

Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей)

Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна-Лягушка» ? (вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца, прогневавшись на его отца? (право жить со своими родителями )

Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» . На какое право посягнула царица , приказав Чернавке извести царевну и бросить ее в лесу? (личная неприкосновенность, жизнь и свобода) .

Просмотр видеоролика инсценировки детьми сказки «Заюшкина избушка» ? (право на неприкосновенность жилища)

Просмотр видеороликов о права детей в группе (дети играют : право на отдых , играю с кем хочу и во что хочу, право индивидуальности ).

Посмотрим, что же знают наши дети о своих правах обязанностях .

Презентация книги «Мои права и обязанности » , изготовленная детьми.

Просмотр видеоролика беседы с детьми по правам и обязанностям .

Жизнь маленького ребенка начинается с детства, и еще в древние времена люди понимали это. Как же помочь ребенку ? Как ему защитить себя, отстоять свое собственное мнение? Какие правовые документы по правам детей вы знаете ?

Вопросы :

Как называется основной документ по правам ребенка , принятый 44 сессией Генеральной ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка )

В каком возрасте человек считается ребенком , по мнению ООН? (0 – 18 лет)

На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка ? (на родителей )

Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей ? правом , и обязанностью)

Решение педагогических ситуаций :

Ситуация 1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг . Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 2.

Петя бегал по группе во время занятия. На замечание воспитателя ответил : “ Ну и что? Я имею право на свободу перемещения. ”

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 3.

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 4.

В нашем кинотеатре идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя.

Нарушаются ли права ребенка на получение информации?

Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья , но не каждый знает, как это сделать. И, конечно, невозможен процесс воспитания вообще без наказаний, применяемым к своим детям.

Написать наказания, которые вы применяете к своим детям.

Для правильного воспитания детей важно знать, какие формы наказаний существуют :

а) физическое применяется часто тогда, когда сами родители слабо контролируют свое поведение;

б) речевая агрессия (ругань, оскорбления) – тоже мало эффективна и обычно ведет к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками;

в) сепарационные наказания, то есть лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним, то есть ребенка лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться.

Это чрезвычайно сильно действующая форма и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

г) Наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребенка за провинность чего-нибудь приятного (сладостей , новых игрушек, прогулок и т. д.) . Такой метод может принести успех, если только ребенок считает ограничение справедливым , если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события . Применяя это наказание, нельзя лишать ребенка того , что необходимо для его полноценного развития.

Чтобы подкрепить желаемое поведение ребенка , вы, родители , часто используете поощрения. Напишите их

Как правило , мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Объятья, похвала, улыбка – в отличие от десятой ненужной куклы или машины – не приведут к избалованности, а только подтвердят любовь и укрепят доверительные отношения. А баловство начинается там, где взрослые не могут сказать «нет» , наказать ребенка за проступки , и потакают всем его просьбам в ущерб своим потребностям.

Занимаясь воспитанием детей, нас порой мучают сомнения : не слишком ли мы строги, а может, наоборот, чересчур мягки и позволяем садиться себе на шею. Вот бы кто-нибудь объективно посмотрел со стороны. Наш тест выступит в роли независимого эксперта.

Тест «Какой Вы родитель

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос : «Какой Вы родитель Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста

Не знаю, что бы я без тебя делал (а)

И в кого ты такой уродился !

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну на кого ты похож (а?

Я в твои годы.

Ты моя опора и помощник (ца)

Ну что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь!

Какая (какой) ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька?

У всех дети, как дети, а ты….

Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая!

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу . Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком , непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка .

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком , его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

«Ребенок – зеркало семьи ;

как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

И закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу высказыванием С. Соловейчика : «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне : «Мне послан ребенок ; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, сегодняшний, и поэтому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка , охраняю его детство , понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не унижаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым возвышаюсь в духе своем»».

Тест для родителей «Я и мой ребенок »

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима . Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях , поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы Ответы

Можете ли Вы? Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком ? А Б В

2. Посоветоваться с ребенком , невзирая на его возраст? А Б В

3. Признаться ребенку в ошибке , совершенной по отношению к нему? А Б В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты ? А Б В

6. Поставить себя на место ребенка ? А Б В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц? А Б В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? А Б В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка ? А Б В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В

11. Выделить ребенку один день , когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? Б В А

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил , грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка ? А Б В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А Б В

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспиания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков : забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно . Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка .

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка . Вам недостает либо знания , как сделать ребенка личностью , либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Памятка для родителей

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.

2. На прием детей в ДОУ в соответствии с договора ДОУ.

3. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса.

4. На перевод ребенка , в другое ДОУ.

5. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с воспитателем группы или администрацией ДОУ и обращаться к уполномоченному по правам

6. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями.

7. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний , а также на получение информации о своем ребенке , если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку .

8. Требовать соблюдения прав ребенка .

9. На полную информацию об образовательно-воспитательном процессе в ДОУ.

10. Высказывать обоснованную критику в адрес ДОУ на родительских собраниях , а также при встрече с заведующим ДОУ в корректной форме.

11. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с заведующим ДОУ.

12. В случае конфликта между родителем и воспитателем , между воспитателем и ребенком , а также между детьми на перевод ребенка с согласия администрации в другую группу.

13. Оказывать материальную помощь образовательному учреждению, предусмотренным договором с ДОУ об использовании средств.

14. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение , оскорбление, эксплуатацию.

2. Обеспечивать детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом образовательном учреждении.

3. Следить за внешним видом, поведением своих детей.

4. Интересоваться успехами и неудачами своих детей.

5. Выполнять Договор, заключенный с образовательным учреждением.

6. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т. д.) .

7. Регулярно посещать родительские собрания ,

8. Соблюдать режим ДОУ

9. В случае причиненного ущерба имуществу ДОУ родители обязаны возместить его.

10. Своевременная оплата за содержание ребенка в детском саду .

«Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя. Но повторить на высшей основе- воспитать человека лучше, чем ты сам».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Права ребенка – обязанности родителей»

«Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя. Но повторить на высшей основе- воспитать человека лучше, чем ты сам». В.А. Сухомлинский

Жизненные ценности Жизнь Здоровье Семья Друзья Мир Родина

ООН – обеспечение прав человека во всем мире Женева здание ООН Флаг ООН

Правовые документы, направленные на защиту прав и свобод детей

Права россиян записаны в главном законе – Конституции Российской Федерации Мы - граждане России Есть книга правды и свободы Вся наша жизнь ее слова, Запечатлели в ней народы Свои священные права

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка » -Декларация прав человека -Конвенция о правах ребенка -Семейный кодекс РФ Правовые документы, направленные на защиту прав и свобод детей

Права ребенка Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство. Отсутствие дискриминации. Право на свободу совести и религиозных убеждений. Право на жизнь с родителями. Право на труд. Право на отдых. Право на защиту жизни и здоровья. Право на образование. Право на отсутствие рабства. Право на жилище. Право на свободу слова. Право на получение информации. Право пользоваться достижениями культуры. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

КАКИЕ ПРАВА ИМЕЮТ ДЕТИ?

Какое право, на Ваш взгляд является самым главным?

Обязанности родителей: КОНСТИТУЦИЯ РФ C татья 38 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Статья 43 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Статья 26 Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Быть таким, какой есть. Иногда ставить себя на первое место. Быть безупречным на все сто процентов. Просить о помощи и эмоциональной поддержке. Любить людей, приносящих мне вред. Чувствовать себя виноватым за свои желания. Говорить «нет, спасибо», «извините, нет». Протестовать против несправедливого обращения. Жертвовать своими душевными потребностями ради кого-нибудь. Менять убеждения по требованию кого-либо. Выполнять неразумные приказы. Отвечать за свои поступки. Следовать за толпой, быть как все. Выбиваться из сил ради других. Побыть в одиночестве.

Проблемные ситуации Ситуация 1 Мама. Сколько раз тебе говорить: В 10 часов вечера все твои гости должны быть дома, своих гостей ты должен отправить пораньше. Ваша ужасная музыка всем действует на нервы. Сын. Но мама ты же все равно еще не спишь. Кроме того я имею право на свободу общения?

Ситуация 2 Мама. Доченька, я ухожу на работу, прибе­рись, пожалуйста, помой после себя посуду, сходи в магазин. Дочь. Мама, у меня завтра контрольная. Мама. Ты решишь свои задачи. Нельзя же оставлять в доме бардак! Дочь. А есть, между прочим, такой закон: я имею право не выполнять любую работу, которая препятствует получению образования.

Права человека заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Кто сегодня нарушает права слабого должен знать, что завтра найдется другой, более сильный, кто нарушит его права. Поступайте с другим так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Каждое право порождает определенную обязанность, и, выполняя ее, вы создаете права для тех, кто рядом с вами.

Уважаемые родители, продолжите одну из нескольких фраз: Я сегодня задумался о... Мне сегодня понравилось (не понравилось)... Я изменил мнение о...

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. Плутарх

Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим.

Презентацию подготовила Классный руководитель:6 класса Крупинская Наталья Владимировна МОУ СОШ №7 п.Владимировка Спасибо за внимание!