Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. Правила развешивания кормушек

МБОУ Пакалёвская основная

общеобразовательная школа.

«Покормите птиц зимой»

Участники проекта:

ученики начальных классов.

Руководитель проекта:

учитель начальных классов Косолапова З.К.


Цель проекта: узнать нужна ли помощь птицам зимой, живущих рядом с человеком.

Задачи проекта:

1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;

2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

3. Практическое выполнение кормушек;

4. Сделать анализ и обобщить результат .

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

1 этап – теоретический.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Речка покрылась льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. К тому же маленькие птицы питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается слоем снега или льда.А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: овес, семечки тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности,

узнать и изучить материал о зимующих птицах – их местообитание, питание и особенности приспособления к зимовке.

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

А есть птицы - гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг.

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух . Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.


Синица

Обитает в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. В дикой природе встречается в разнообразных лесах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах.

Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. Питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов .


Поползень

Обычен как в средней полосе России, так и в Сибири, где гнездится в лиственных, хвойных и смешанных лесах, а также садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.

Гнездятся в дуплах, однако в отличие от дятлов, сами выдолбить дупло не в состоянии, поэтому они используют старые гнёзда дятлов либо занимают естественные полости деревьев.

Обитает в лесах - как лиственных, так смешанных и хвойных, при этом предпочитает районы с изобилием высокоствольных и старых деревьев, где находит себе пропитание. В любое время года делают запасы впрок, пряча по отдельности каждое семя в щелях ствола дерева и маскируя его лишайником или кусочком коры. Зимой охотно пользуются оставленными человеком кормушками.


Дятел

Большой пёстрый дятел - населяет самые разнообразные лесные ландшафты. Нередко селится в пределах населённых пунктов - в старых садах, парках, на кладбищах.

Дятел играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные им дупла для других гнездящихся в них мелких птиц, таких как синиц и мухоловок. Кроме того, он в большом количестве поедает лесных вредителей - тлю, гусениц бабочек и питающихся древесиной насекомых - усачей, златок, короедов, муравьёв и многих других В лесах с хвойными породами деревьев их основной корм - семена сосны, ели и лиственницы. Для долбления шишек используется «кузница», специально отведённое место - развилка дерева, щель в коре или отверстие, проделанное дятлом, в которое вставляется шишка. В южных широколиственных лесах дятлы употребляют в пищу орехи и плоды косточковых растений.


Сойка

Размером с галку, но от неё она отличается рыжевато-коричневой окраской. У встревоженной сойки на голове поднимается хохолок. Весной и летом сойки питаются насекомыми, а зимой – желудями и орехами. Но в суровые зимы могут залетать в сады и огороды, чтобы подкормиться на кормушках.

Питается как растительной, так и животной пищей. У европейских подвидов основная пища - жёлуди. Делая значительные (до 4 кг) запасы на зиму, способствует распространению дуба. Также питается различными ягодами, семенами, насекомыми, при случае - мелкими грызунами, ящерицами, лягушками.


Воробей

Все знают воробья. Но не всем известно, что воробьи бывают разных видов. ПОЛЕВОЙ ВО-РОБЕЙ с коричневой шапочкой и чёрными пятнышками на щеках. А ВОРОБЕЙ ДОМОВЫЙ с серой шапочкой на голове и пятен на щеках у него нет. Эта маленькая птичка уничтожает вредителей полей, садов и огородов намного больше, чем весит сама. А вот зимой они жмутся поближе к жилью человека, надеясь найти пропитание в холода.


ГОЛУБИ

Дикие голуби появились на земле 35 миллионов лет назад. Предком всех современных голубей был дикий сизый голубь. Голубь – действующее лицо многих древних легенд. Согласно легенде бог войны Марс не стал воевать потому, что голубка сила гнездо на его боевом шлеме. С этого момента голубь стал символом мира и дружбы. Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания. Но эта красивая птица обладает быстрым, уверенным полётом. Голуби, живущие в городах и селениях, кормятся рано утром и во второй половине дня. Они съедают много хлебных зёрен, посещая поля и хозяйственные дворы, но и уничтожают семена сорных трав.


Клёст

Клёст-еловик, или обыкновенный клёст- лесная певчая птица. Характеризуется мощным клювом с перекрещивающимися кончиками и питанием семенами ели и других хвойных деревьев.

Дневная, шумная и подвижная птица. Почти всё время проводит на деревьях. Летает, быстро по волнистой траектории. В полёте стайка клестов перекликается, издавая «кеп-кеп-кеп».

В любое время года клесты совершают перекочёвки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов.

Помимо хвойных семян клесты питаются сорняками и семенами подсолнуха, иногда насекомыми.

Клёсты могут гнездоваться летом и зимой в зависимости от урожая семян хвойных, чаще гнездование бывает в январе. Птицы строят гнёзда недалеко друг от друга.


Загадки о птицах

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

сорока

воробей

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Все равно он будет мой!

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

сойка

дятел

Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.

В желтой шубке перьевой

Прилетает к нам зимой.

Щечки белые, как снег

Любит крошки на обед.

Это птичка-невеличка,

А зовут её…

Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют. Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.

синичка



2 этап - практический

Задача: изготовить с родителями кормушки, развесить их в саду и следить за тем, чтобы в них был корм, сфотографировать.

Мы решили устроить птичью столовую возле нашей школы. Стали с увлечением делать кормушки для птиц.



Мы каждый день кормим птиц. Они дожидаются нас, сидя на деревьях. Если долго не выносим корм, то птицы прилетают к окну и стучат. Напоминают о том, что им пора завтракать.

Вывод:

Кормушки облегчают птицам поиски еды, а это значит, что они будут тратить меньше сил, что поможет сохранить им драгоценную энергию.


Памятка “Как подкармливать птиц”.

Мы решили привлечь жителей села заботиться о птицах зимой. Для этого мы приготовили листовки и памятки и раздали их.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.



3 этап – наблюдение.

Задачи: отмечать в таблице температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Дата

Температура воздуха

Количество птиц

Какие птицы прилетают

4воробья, 1 синица

3 синицы, 1 воробей

6 синиц

2 сороки, 5 синиц.

3 синицы

4 синицы

7 синиц, 1 сойка.

6 воробьёв, 7 синиц,2 сороки

7 синиц

12 синиц, 3 воробья, 1 сорока

5 синиц

4 синицы,2 воробья

6 синиц

Вывод:в холодную погоду на кормушку прилетает меньше пернатых гостей, они прячутся и экономят энергию.


4 этап – защита проекта.

Цель:сделать анализ своей работы; обобщить результат


Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Введение

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея - познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Птицы на кормушке».

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность «Птицы на кормушке»

Проблема . Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования : зимующие птицы нашего города.

Методы исследования , которые ребенок для себя определяет сам:

  • Подумай сам.
  • Спроси у другого.
  • Посмотри в книге, получи информацию по интернету.
  • Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Я обратился за помощью к старшему брату, к родителям, воспитателям. Оказывается, рядом с нами и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом мне помог брат. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрел фотографии птиц, узнал об особенностях их зимовки.Вот, что я узнал:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например:сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм - ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках - то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма - семян из еловых шишек.

Практический этап исследования

Я очень удивился, когда узнал, что синицы любят сало. Подумал, а где она его берет? Вспомнил, что синицы, что бы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

1. Изготовление кормушек .

Вместе со старшим братом смастерили разные кормушки и развесили их в своем дворе и на участке детского сада. Поинтересовался у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби - были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили с прогулки. Они видимо, очень пугливы и осторожны.

2. Питание птиц.

Подкармливая птиц, я наблюдал и узнал, что:

  • почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.
  • синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.
  • Пшено и просо - любимая еда воробьев.
  • Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

А снегири на мою кормушку так и не прилетели, я для них приготовил ягоды рябины. Но я буду их ждать - надеюсь, что прилетят.

Результаты исследования:

1. Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.

2. Оформил альбом о зимующих птицах.

3. Составил рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Моя гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Я привлек своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь мы вместе следим, что бы в кормушках был корм и наблюдаем за ними.

5. Птиц на участке детского сада и в моем дворе стало больше.

Вывод: Зима - трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

Дата публикации: 15.12.17

Проект

«Покормите птиц зимой!»

Подготовила воспитатель группы «Солнышко» Лапенкова Т.В.

Цель проекта: формирование интереса к природе родного края; к птицам, зимующим в нашей местности; формировать любовь к животным и птицам, требующим особой заботы и внимания в холодное время года; активизация познавательных интересов; заинтересовать родителей принять участие в акции: «Покормите птиц зимой!», а также в конкурсе на изготовление лучшей кормушки для птиц.

Всестороннее развитие личности ребенка, укрепление здоровья при взаимодействии с окружающей средой.

Обогащение предметно-развивающей среды. Подборка и обновление игрового оборудования.

Повышение квалификации педагогов и компетентности родителей.

Задачи проекта:

Развивающие: Расширение кругозора, приобретение новых знаний о птицах.

Коррекционные: Развитие двигательных навыков, развитие общей и мелкой моторики, укрепление здоровья на прогулках, на занятиях и в повседневной жизни.

Воспитательные: Воспитание духовных, нравственных и волевых качеств, доброты и сострадания к «братьям нашим меньшим».

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети группы раннего возраста «Солнышко», воспитатели, родители.

Реализация проекта

По трем этапам

Подготовительный этап

Диагностический опрос родителей «Наблюдаете ли вы за птицами, когда гуляете с детьми?»

Оформление информационного уголка для родителей: «Советы родителям»

Изготовление плаката «Покормите птиц зимой!»

Подбор подвижных игр о птицах: «Воробушки и автомобиль», «Птички летают» и др.

Подбор стихов и потешек о птичках, чтение художественной литературы.

Подбор пальчиковых, дыхательных гимнастик.

Разучивание игр с детьми.

Наблюдения за птицами на прогулке.

Экскурсия по территории участков дома ребёнка с целью наблюдения за поведением зимующих птиц «Где же наши птички?»

Основной этап

Мероприятия:

Беседы с детьми о птицах, зимующих в нашей местности.

Разучивание подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Прилетели птички воробьи, синички» на участке дома ребёнка и на физкультурных занятиях.

Проведение наблюдений за птицами на прогулке: голуби, синицы, воробьи, вороны.

Рассматривание предметных картинок о зимующих птицах нашей полосы.

Проведение разных видов гимнастик: пальчиковая и дыхательная.

Чтение художественных произведений: стихов, рассказов, потешек о птицах: «Сорока-сорока», «Андрей-воробей» и др.

Проведено открытое занятие «К нам синичка прилетела».

Наблюдение на прогулке «Наши кормушки для птиц».

Экскурсия по участку «Где же наши птички?»

Проведён смотр-конкурс «Лучшая кормушка для птиц».

Заключительный этап

Развитие детей - это получение информации об окружающем мире. Окружающий мир всегда интересует детей. Они задают сотни вопросов каждый день. Наблюдения за природой - один из способов получения ответов на детские вопросы. Это способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи.

В ходе реализации проекта дети получили навыки наблюдения за живой природой. Стали чаще обращать внимание на птиц, прилетающих на участок, где проходит прогулка. Приносить из дома корм для птиц и сыпать его в кормушку. Наблюдать за птичками в кормушке. Эмоционально реагировали на стихи и потешки о птицах, многие заучили полюбившиеся потешки и с удовольствием рассказывали их на прогулках и занятиях.

В уголке для родителей была размещена информация о прогулках и наблюдениях в живой природе, подборка подвижных игр, в которые можно играть на прогулке. Также подготовлен плакат «Покормите птиц зимой!» Проведён конкурс для родителей и детей

« Лучшая кормушка для птиц». Родители Светы М. и Ангелины М. приняли активное участие в изготовлении кормушки для птиц, за что были отмечены «Благодарностью за активное участие в жизни группы»

В результате работы над проектом у детей сформированы разносторонние знания о зимующих птицах нашей полосы. Родители получили полезную информацию о важности воспитания в подрастающем поколении доброты и отзывчивости к «братьям нашим меньшим», внимательного отношения к природе родного края.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Конспект открытой образовательной деятельности:

Экскурсия по участку «Где же наши птички?»

Воспитатель: Лапенкова Т.В.

Присутствовали подгруппа детей:

София С. 2г.7м.(ЗРР),Таисия Г. 2г.5м (ЗРР), Максим В. 2г (ЗПРР)

Рита К. 2г.4м (ЗРР), Ангелина М. 2г.8м (ДЦП, ЗПРР), Светлана М. 2г.8м.(ЗПРР)

Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от экскурсии, продолжать
формировать представление о внешнем виде птиц, о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:
1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица, воробей, синица, голубь, голова, хвост, крылья, клюв, глазки, синий, черный, желтый, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, пшено, хлопья, снег, холодно, голодно

Развивать желание наблюдать за птицами.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

.
3.Воспитательные :

Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица, воробей), что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей.

Учить узнавать и называть птиц, формировать умение выделять характерные особенности внешнего вида, способы передвижения, особенности поведения.

Побуждать включать движения рук по предметам (кормушка, корм) в процессе знакомства с ними, потрогать их и т.д.

Учить детей следить за рассказом воспитателя

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2 слов,

Используемые технологии

Средства обучения : кормушки для птиц, щёточка для очистки кормушек от снега, пакетики с кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья)

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент. Чтение стихотворения о птицах.

2. Наблюдение за птицами на прогулке.

3. Рассматривание кормушек на прогулке, очистка кормушек от снега, добавление корма в различные кормушки.

4. Вопросы к детям.

5. Рассказ воспитателя о зимующих птицах.

5.Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Предварительная работа : разучивание пальчиковой игры «Птички», рассматривание предметных картинок «Зимующие птицы», изготовление кормушек для птиц, рисование на занятии пальчиками «зёрнышки для птиц».

Ход экскурсии.

Выход на прогулку. Организационный момент: построение парами.

Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Вопросы к детям: - Почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).

А как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).

Сейчас мы погуляем с вами вокруг дома и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?

Во время экскурсии обратить внимание детей на кормушки для птиц не только на нашем участке, но и на соседних. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами. Показать, как очистить кормушку от снега (Смести снег щёточкой). Рассмотреть с детьми, какие бывают кормушки (большие, маленькие). Рассмотреть принесённый корм для птиц (пшено, семечки, хлопья, крошки белого хлеба). Просить детей повторять названия корма для птиц. Если есть возможность, опустить кормушки, чтобы дети сами могли насыпать корм на дно кормушки. Поощрить активность детей.

Как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей). Потому, что птиц много, нужно, чтобы всем зимующим птицам хватило кормушек и корма.

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей споражением центральной нервной системы с нарушениемпсихики»

Конспект организованной образовательной деятельности.

Наблюдение «Кормушки для зимующих птиц»

Подготовила и провела воспитатель группы «Солнышко» Лапенкова Т.В.

Присутствовала подгруппа детей:


София С. 2г.7м.(ЗРР),

Таисия Г. 2г.5м (ЗРР),

Максим В. 2г (ЗПРР)

Рита К. 2г.4м (ЗРР),

Ангелина М. 2г.8м (ДЦП, ЗПРР), Светлана М. 2г.8м.(ЗПРР)


Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от занятия на свежем воздухе;
формировать представление о внешнем виде кормушек для птичек,
о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:
1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, зёрнышки, хлопья, крошки хлеба.

Развивать способность детей к речевому общению,

Развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи
3.Воспитательные :


4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица, воробей, голубь)

Дать представление о кормушке, формировать умение выделять её характерные особенности внешнего вида,

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей,

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним, потрогать их и т.д.,

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2слов

Развивать умения играть вместе со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи детей.

«Социализация». Развитие игровой деятельности детей.

Используемые технологии : коррекционно-развивающего обучения, элементы здоровье-сберегающей технологии, игровые, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Средства обучения : кормушки для птиц, блюдечки с разным кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, кусочки хлеба)

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент. Внесение кормушек на участок дома ребёнка.

2.Рассматривание кормушек.

3. Рассматривание корма для птиц

4.Чтение потешек о птичках.

Предварительная работа : разучивание пальчиковой игры «Птички», разучивание подвижной игры «Воробушки и автомобиль», изготовление кормушек для птиц, рассматривание предметных картинок о зимующих птицах нашей полосы.

Ход занятия.

Внести кормушки на участок. Обратить внимание детей на кормушку, стоящую

на столе. Воспитатель задаёт вопросы детям: «Ребятки, что это такое?»

Подытоживает ответы детей: «Да, это кормушка для птичек, которые остались зимовать у нас». Воспитатель: «А какое сейчас время года?» Дети отвечают.

Да наступила зима, стало холодно, птицам тяжело достать корм, поэтому люди делают кормушки для птиц и подкармливают птичек.

Воспитатель даёт возможность потрогать кормушку, объясняет, что у каждой кормушке есть донышко, куда насыпают корм, есть крыша, чтобы корм не засыпал снег.

Затем воспитатель задаёт вопрос: «Дети, а какой корм можно насыпать в кормушку?» Правильно, можно насыпать зёрнышки, хлебные крошки, хлопья и семечки. Посмотрите, какой корм я принесла? Семечки и хлопья. (Ребятки повторяют названия корма.) Я сейчас вам раздам немного корма, а вы посыпьте его в кормушку.(Дети сыплют зёрнышки в кормушку со словами: «Кушайте птички! Кушайте птички!»

Воспитатель читает потешку: «Кушайте птички! Снегири, синички! И хохлатый воробей, подлетай, не робей!» Дети повторяют потешку, имитируя ручками полёт птиц.

Затем воспитатель вешает кормушку на дерево и приглашает ребят поиграть в подвижную игру «Воробышки и автомобиль». Игра проводится 2-3 раза.

В завершении воспитатель снова просит подойти детей к кормушке и подводит итог занятия: «Сегодня мы с вами повесили кормушку для птиц и насыпали в неё корм для птичек, которым холодно и голодно зимой. Ребятки, давайте будем каждый день подкармливать птичек, приносить зёрнышки и сыпать в кормушку, чтобы наши птички не погибли».

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по теме:

«Птичка-синичка прилетела к нам»

Взаимопосещение занятий, декабрь, 2016 г.

ООД проводила с детьми:

Маша М., 4г.2м., ДЦП, ЗРР,

Ника Г., 3г.10м., синдром Дауна, ЗПРР

Знакомство с птичкой – синичкой.

Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от занятия,
формировать представление о внешнем виде птицы (синица),
о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:


1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица синица, голова, хвост, крылья, клюв, глазки, синий, черный, желтый, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, пшено, хлопья, холодно, голодно

Развивать способность детей к речевому общению,

Развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи
3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
- прививать любовь и бережное отношение к птицам, стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица),

Учить узнавать и называть птицу (синица), формировать умение выделять её характерные особенности внешнего вида, способы передвижения, особенности поведения,

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей,

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним, гладить их и т.д.,

Учить детей следить за рассказом воспитателя,

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2-3 слов,

Развивать умения играть вместе со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи детей.

«Социализация». Развитие игровой деятельности детей.

Используемые технологии : коррекционно-развивающего обучения, элементы здоровье-сберегающей технологии, игровые, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Средства обучения : игрушка-синичка, кормушка для птиц, блюдечки с разным кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, кусочки хлеба), краски пальчиковые, влажные салфетки, альбомные листы с рисунком кормушки для птиц.

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент.

2.Рассматривание игрушки-синички.

3. Вопросы к детям.

4.Физкультминутка (пальчиковая игра)

5. Рисование пальчиковыми красками зёрнышек в кормушке

Предварительная работа : наблюдение за зимующими птицами на прогулке, разучивание пальчиковой игры «Птички», изготовление кормушек для птиц, рисование воспитателем на альбомных листах кормушки с птицами.

Ход занятия.

Организационный момент. (Дети сидят за столом)
Сюрпризный момент: Стук в окно.
Воспитатель: Тише, ребята, слышите? Кто-то стучится к нам в окно! (Берёт в руки спрятанную игрушку-птичку и показывает детям).
Смотрите! Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай, с детками ты поиграй!

Основная часть.

Воспитатель:
- Ребята, давайте познакомимся с птичкой?(ответ детей)
Воспитатель говорит от имени птички:
- Я птичка синичка.
Ответ детей: (Я Маша, я Ника)
Птичка:
- Посмотрите, какое у меня желтое брюшко, а головка черная, еще у меня есть лапки, крылышки, клюв и глазки!
Воспитатель снова закрепляет части тела птички.
Воспитатель:
- А теперь давайте поиграем с синичкой!
Пальчиковая гимнастика "Птички"
Птички-невелички летают и поют. (Машут руками.)
Птички- невелички зернышки клюют! (Стучат пальчиками по столу)
Птички сели посидели, птички дальше полетели! (Сжать кулачки на столе и снова помахать руками).
Дети повторяют движения за взрослым, имитируя движения птичек кистями рук.
Воспитатель:
- Ой, устали, полетали, кушать захотели!
Воспитатель: (от имени птички)
- Вы меня покормите? Давайте ребята покормим нашу птичку!(ответ детей)
Воспитатель:
- Вы знаете, что кушают птички?(ответ детей)
-Ребята посмотрите что под салфеточкой! Там ждет птичку сюрприз!
(На столе стоят, накрытые салфетками, блюдца с кормом для птиц.)
Воспитатель убирает салфетки и рассматривает с детьми угощения для птиц, рассказывает, чем можно кормить птиц (пшено, крошки хлебные, зерна, семечки и т.д.)
Воспитатель ставит на стол кормушку
- Кто знает, что перед нами? Кормушка. (ответ детей)
- А теперь тихонечко, чтобы не испугать птичку, насыпаем зернышки и посмотрим.
(Воспитатель ставит птичку в кормушку, дети сыплют корм.)
Птичка:
- Спасибо большое, здесь так много корма, можно я отнесу своим друзьям? (ответ детей)
- Мне у вас понравилось, но надо лететь. Я полечу и позову своих друзей, а вы повесьте эту кормушку на дерево. Мы с друзьями всегда будем прилетать к вам в гости!
Птичка: До свидания ребята!
Дети: - До свидания!

Рисование пальчиками зёрнышек для птичек.

(На листе бумаги нарисована кормушка и птицы)см. приложение

Воспитатель: Ребята, посмотрите, птички перелетели в кормушку, а корма в ней нет? Что же делать?

Дети: нужно нарисовать зернышки (если не отвечают помочь с ответом)

Воспитатель: (показ) Я обмакиваю кончик пальца в краску и прикладываю его к бумаге, отрываю кончик пальчика и снова прикладываю рядышком, и так много раз, чтобы получилось много зернышек в кормушке для птиц. Затем вытру палец влажной салфеткой. А теперь вы нарисуйте зёрнышки в своей кормушке.

Дети рисуют, у кого не получается помочь.

Воспитатель: птички обрадовались, стали клевать зернышки и весело щебетать.

Молодцы, ребятки, справились с заданием.

Итак, сегодня, мы с вами познакомились с птичкой синичкой, узнали какая она и как она живет и питается.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Подготовила и провела воспитатель Лапенкова Т.В.

занятие, декабрь, 2016 г.

проводила с детьми:

Таисия Г. 2г.7м. (ЗРР), Рита К.2г.6м. (ЗРР), Влада К. 2г.5м.(ЗРР), Максим В.2г.(ЗПРР)

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Цель :

1.Доставить детям радость и удовольствие от занятия.

2.Поддерживать познавательный интерес и любовь к природе. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи :

1. Образовательные :

Дать понятие «кормушка», её назначение

Формировать знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник) при украшении кормушки

Узнавать и называть основные цвета : синий, красный, белый

Расширять представления о жизни зимующих птиц, особенностях их поведения и питания

Закреплять обобщающее понятие : корм

2. Развивающие :

Развивать мелкую моторику рук (зрительно-моторную координацию) при украшении кормушки

Развивать точность, аккуратность, дифференцированные движения рук;

Развивать тактильно-двигательные ощущения (знакомить с разными видами материала : твёрдый, гладкий)

Развивать внимание, память, точность движения.

3. Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение и любовь к птицам.

Для создания кормушки вам понадобятся:

1.2 пластиковые тарелки.

  • 3 верёвочки по 50 см.
  • Краска акриловая.
  • Шило.
  • Крупные бусины 6 шт.
  • Цветная самоклеющаяся бумага.

Начинаем изготовление.

  • Возьмите две пластиковые тарелки, и сделайте в каждой тарелке по три отверстия на равном расстоянии друг от друга, примерно 1 см от края.
  • Покрасьте тарелки в понравившийся Вам цвет.
  • Вместе с детьми, украсьте геометрическими фигурами, вырезанными из самоклеящейся цветной бумаги.
  • Сквозь отверстия 1 тарелки (нижней) протягиваем верёвочки. Завязываем узелки и крепим бусины.
  • Переворачиваем тарелку вверх дном и протягиваем верёвочки в отверстия.
  • Все три верёвки связать одним узлом.

5.Второй ряд бусин крепим на середине каждой верёвочки.

Кормушка готова. На прогулке вместе с детьми закрепите изготовленную кормушку на ветке дерева и насыпьте корма.

Проект

Тема: « Покормите птиц зимой!»

Подготовительная группа № 4

Составили:

Липаткина С.Е.- воспитатель

Рязань

2016 г

Тема «Покормите птиц зимой!»

Вид проекта : информационно – творческий

Актуальность:

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Участие в конкурсе «Столовая для пернатых» в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Покормите птиц зимой!» можно считать своевременным и актуальным.

Цель:

Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц. Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.

Задачи:

Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.

Продолжительность: краткосрочный (1неделя)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.

2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.

3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)

4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.

5. Обращение к детям детского сада (листовки).

II этап – основной

Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.

1. Беседа «Зимующие птицы»

2. Заучивание стихов о птицах (Александр Яшин «Покормите птиц»)

4. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах

5. Д/игра «Накорми птиц»

6. Д/игра «Верю – не верю»

7. Экскурсии:

Наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?»

Столовая для птиц

9. Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»

10.

III этап - заключительный

1.Выставка кормушек «Столовая для пернатых».

2.Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.

3.Организация дежурства детей.

«Покормите птиц зимой!»

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Беседа «Зимующие птицы»

Программное содержание:

Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.

Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход занятия:

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)

Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?(синица, воробей, сорока.)

Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)

Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»

Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)

Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» (голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

Дети, а как можно помощь зимой птичкам? (Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

Кто это?

Строение.

Чем питается?

Как передвигается?

Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

О каких птицах мы сегодня говорили?

Какую птицу называют лесным доктором?

Какое полезное дело для леса делают дятлы?

Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

Почему дятлов надо охранять?

Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

Что нового, интересного вы сегодня узнали?

О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!

Стихотворение о птицах

«Покормите птиц»

Стихи, пословицы и поговорки про птиц

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы выжили!

- Мы живы, живы мы!

Картотека пословиц и поговорок о птицах

Видно птицу по полету.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Всякая ворона свой зобок набивает.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки - свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороненку гнездо - родимая хата.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек - умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горюет.

Дидактическая игра «Накорми птиц».

Задачи: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры:

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.

· Клесты выводят птенцов зимой.

· У синицы желтая грудка.

· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост.

· У свиристеля на голове хохолок.

· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи.

· Клесты любят семена шишек.

Наблюдения за птицами




«Столовая для пернатых»

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1.Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4.Кормушки нужно держать в чистоте.

5.Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6.Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.

Правила поведения возле кормушек.

Громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Если начал птиц кормить

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!!!

Заключительная часть

«Мы вас любим! Прилетайте к нам еще!»

Фото


Ольга Садовникова
Проект «Покормите птиц зимой»

О проекте :

Тип проекта : информационно – творческий, практический

Участники проекта : дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель

Срок реализации проекта : среднесрочный

Формы работы : игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Цель :

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах , их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц .

Задачи :

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам , желание помогать в трудных зимних условиях.

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц .

3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4. Научить детей правильно их подкармливать

Актуальность проекта :

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам , желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели . Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой .

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : декабрь – январь

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный

II этап – основной (практический)

III этап – заключительный

I этап - подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Перспективное планирование проекта .

Разработка и накопление методических

материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Подкормка и наблюдение за птицами

Выставка детских работ

Заключительный этап подразумевает получение конкретного результата :

Выставка кормушек «Птичья столовая» .

Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.

Подкормка птиц в течении зимнего периода

Домашние задание родителям

Совместно с ребенком сделать кормушку.

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в

книгах и журналах.

Игровая деятельность

Дидактические игры :

«Один - много» , «Назови ласково» , «Четвертый лишний» , " «Чей хвост?» , «Кто что ест» , «Узнай по голосу» , «Что едят птицы » .

Н/и «Домино» (птицы ) ,«Разрезные картинки» ,

Сюжетно - ролевые игры : «Птичий двор» , «Воробушки» , «Снегири» .

Познавательная исследовательская деятельность

Тема : «Зимующие птицы »

Цели : рассказать детям о зимующих птицах , объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие) ; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам .

Беседы : «Как живут наши пернатые друзья зимой » , «Кто

заботится о птицах », «Пользу или вред приносят птицы , «Меню птиц » , «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой .

Решение проблемной ситуации :

«Что может произойти, если не подкармливать птиц

зимой ».

Наблюдение за птицами зимой :

Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой.

Труд : изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц .

Речевое развитие

Чтение рассказов : И. Тургенева «Воробей» , М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма,

Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона» . Сухомлинского «О чм плачет синичка» , просмотр мультфильма «Высокая горка» , просмотр

презентаций : "Зимующие птицы ", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах ; обсуждение пословиц, поговорок,

отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц .

Художественное творчество

Рисование : «Синички»

Цель : развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования –ладошками.

Аппликация : «Снегирь»

Цель : учить передавать особенности строения, окраски снегиря.

Лепка : «Птички прилетели на кормушку»

Цель : Закрепить знания детей о жизни птиц в зимнее время .

Результаты реализации проекта .

Расширен кругозор детей о зимующих птицах .

Улучшилась предметно – развивающая среда : иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах , загадками, презентациями о зимующих птицах .

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное

участие в оказании помощи птицам в трудных зимних

условиях.

Дети узнали много нового и закрепили знания, полученные ранее :

1). про зимующих птиц : воробей, голубь, синица, дятел, сорока, ворона, галка, снегирь и др.

2). чем питаются и какую пользу приносят людям. Питаются : насекомыми, различным зерном, мелкими грызунами и т. д. Полезны тем, что круглый год очищают леса и сады от насекомых и вредителей.

3). где живут птицы ? (Высоко на деревьях, в гнздах и дуплах) .

4). как кричать некоторые из птиц : воробьи – чирикают, синицы – свистят, голуби – воркуют, вороны – каркают.

Приложение :

Дидактическая игра "Один - много"

ВОРОНА -. - ВОРОБЕЙ -.

СНЕГИРЬ -. - ГОЛУБЬ -.

СИНИЦА -. - СОРОКА -.

Дидактическая игра "Назови ласково".

ВОРОБЕЙ -. - СНЕГИРЬ -.

ГАЛКА -. - СИНИЦА -.

Пальчиковые игры :

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимать и разжимать кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибать по пальцу

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. опять сжимать и разжимать кулачки

«Покормите птичек »

Прилетайте, птички! «зовущие» движения пальцев

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки тереть подушечки пальцев друг о друга

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, «режущие» движения одной ладони по другой Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

то же – левой рукой

Ешьте макароны! тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны»

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

Мы во двор пришли

Бабу снежную

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом

катались,

А еще в снегу

валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с

большого.

«Идут» по столу указательным и

средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя

ладонями.

«Крошат хлебушек»

Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

Выучить с детьми наизусть :

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Вс равно ты будешь мой. (дятел)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)