Приказ о создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС) Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) была образована постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. на базе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Основная цель создания этой системы - объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправлении и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

3.2.1. Задачи РСЧС

В соответствии с Законом РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” основными задачами РСЧС являются:

Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функциониро-


вания организаций и объектов социального назначения в ЧС;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

Подготовка населения к действиям в ЧС;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты от ЧС;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;

Международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС.

Учитывая исключительно широкий спектр решаемых РСЧС задач, только на федеральном уровне нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ и более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений правительства РФ, около 300 ведомственных приказов, положений и инструкций.

3.2.2. Организационная структура РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, органы местного самоуправления, различные производственно-хозяйственные структуры и организации, деятельность которых связана с решением вопросов защиты от ЧС, а также силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС.

РСЧС строится по территориально - производственному принципу, состоит из функциональных и территориальных подсистем. Структура РСЧС приведена на рис. 3.1.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите от ЧС в сфере их



деятельности. Таких подсистем насчитывается более трех десятков. В частности, это подсистемы: наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (Росгидромет), охраны лесов от пожаров (Федеральная служба лесного хозяйства), контроля обстановки на потенциально опасных объектах (Госатомнадзор, Госгортехнадзор), сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (Российская академия наук, Минстрой), экстренной медицинской помощи (Минздрав).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно-территориальному делению. Они имеют пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

Уровни РСЧС строятся по следующему принципу.

Федеральный уровень - к нему относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Межрегиональный уровень РСЧС - образован за счет районирования территории России по семи регионам. В состав РСЧС входят регионы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск). Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Региональный уровень - включает в себя органы исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Муниципальный (местный) уровень охватывает территории муниципальных образований;

Объектовый уровень охватывает территорию предприятия, учреждения, организации.

3.2.3. Система управления РСЧС

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством Российской Федерации, непосредственное руководство возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы - постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;

- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

На межрегиональном уровне функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

Разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Координация деятельности органов управления и сил РСЧС;


Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧСи обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, повреждённых и разрушенных в результате ЧС;

Рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне - МЧС РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;

- на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на региональном уровне - территориальные органы МЧС РФ, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС по субъектам РФ);

- на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне (в организациях) – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

3.2.4. Силы и средства РСЧС

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства. Их состав определяется постановлением Правительства РФ № 1113. Одна часть сил и средств предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизнедеятельности. Вторая часть сил и средств предназначена для ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Этим же постановлением утвержден перечень сил постоянной готовности – их формирования укомплектованы с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

Соединения и части Войск гражданской обороны;

Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС;

Центр по проведению спасательных операций особого риска;

Авиация МЧС.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС, используются эшелонировано.

Срок прибытия сил первого эшелона в район бедствия - не более 30 мин. Их основные задачи: локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, оказание медицинской помощи пострадавшим, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ.

Если сил первого эшелона недостаточно для ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства второго эшелона . Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.

Если и сил второго эшелона недостаточно для ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства третьего эшелона . Срок их прибытия в район бедствия – от трех часов до нескольких суток.

Порядок задействования сил и средств РСЧС . Ликвидация ЧС осуществляется, как правило, силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Руководит работами соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая может взять на себя и руководство ликвидацией ЧС.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минтранс России формирует и отвечает за функционирование функциональной подсистемы РСЧС «Транспортное обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций». Для этого приказом Минтранса России от 20.09.2005 N 112 (ред. от 09.03.2016) утверждено "Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и "Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности".

Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Настоящее Положение определяет порядок организации, функционирования и задачи функциональной подсистемы транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ТО ЧС).

2. ФП ТО ЧС создается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N 335.

3. ФП ТО ЧС создается Минтрансом России и действует на федеральном уровне.

4. Контроль за соответствием установленным требованиям ФП ТО ЧС осуществляет в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся в ведении Минтранса России.

5. Организация, состав сил и средств ФП ТО ЧС, а также порядок их деятельности определяется настоящим Положением.

6. Силы и средства ФП ТО ЧС привлекаются для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и иного уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

7. На федеральном уровне ФП ТО ЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

8. Координационным органом ФП ТО ЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Комиссия) и осуществляющая свою деятельность в соответствии с Положением о ней.

9. Постоянно действующими органами ФП ТО ЧС являются:

структурное подразделение Минтранса России и структурные подразделения, находящиеся в ведении Минтранса России, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

10. Органами повседневного управления ФП ТО ЧС являются:

ответственный дежурный Минтранса России;

единая дежурно-диспетчерская служба федеральной службы, дежурные федеральных агентств;

Главный авиационный координационный центр поиска и спасания ФБУ "Служба ЕС АКПС" (ГКЦПС);

авиационные координационные центры поиска и спасания (КЦПС) ФКУ "Авиационный поисково-спасательный центр" (АПСЦ);

Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ);

морские спасательно-координационные центры;

бассейновые аварийно-спасательные управления;

государственные бассейновые управления;

государственное управление аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте;

центр управления перевозками (ЦУП) ОАО "РЖД";

дорожно-диспетчерская служба перевозок управления железных дорог;

дорожно-диспетчерские службы отделений, станций, дистанций.

Постоянно действующие органы управления ФП ТО ЧС осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления ФП ТО ЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

11. К силам и средствам ФП ТО ЧС относятся:

спасательные парашютно-десантные группы;

аварийно-спасательные команды;

наземные поисково-спасательные группы (команды);

морские специализированные подразделения по борьбе с разливом нефти;

морские спасательные подцентры;

противопожарные поезда.

12. Привлечение сил и средств ФП ТО ЧС осуществляется:

в соответствии с планом действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;

по решению Минтранса России.

13. Для выполнения задач ФП ТО ЧС привлекаются силы и средства организаций независимо от их форм собственности на основе заранее разработанных планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и заключенных договоров.

14. Планирование транспортного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минтранса России заблаговременно и учитывает три категории приоритетов:

первая категория - потребности федеральных органов исполнительной власти, которым при выполнении возложенных на них чрезвычайных задач необходимо прибегать к услугам транспортных средств. За ними закрепляется право первоочередного доступа к любому виду транспорта;

Дополнительно на Комиссию возлагаются обязанности по согласованию интересов и потребностей регионов страны в ходе планирования и выполнения транспортных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

15. Для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов Минтранса России и находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации.

16. Управление ФП ТО ЧС, оповещение и информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации силы ФП ТО ЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением Министра транспорта Российской Федерации для соответствующих органов управления и сил ФП ТО ЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ФП ТО ЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

осуществление контроля за обстановкой и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

планирование действий органов управления, сил и средств ФП ТО ЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка сотрудников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области транспортного обеспечения;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации сотрудников в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за обстановкой и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП ТО ЧС на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ФП ТО ЧС о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование сотрудников о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов Минтранса России в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств ФП ТО ЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль обстановки, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение руководителей подведомственных Минтрансу России федеральной службы и федеральных агентств, сотрудников о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите сотрудников от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств ФП ТО ЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной ситуации;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия с подведомственными Минтрансу России федеральной службы и федеральными агентствами, МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях.

19. Финансовое обеспечение функционирования ФП ТО ЧС, целевых программ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок работы комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).

2. Комиссия является координационным органом функциональных подсистем Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на транспортном комплексе (далее - чрезвычайные ситуации или ЧС).

Состав Комиссии утверждается приказом Министерства транспорта Российской Федерации.

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации является председателем Комиссии, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

3. Основными задачами Комиссии являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ЧС);

в) обеспечение согласованности действий Минтранса России, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств с МЧС России, при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

г) рассмотрение вопросов привлечения сил и средств ФП ЧС к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в установленном порядке;

д) осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры транспортного комплекса при возникновении ЧС, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, сырья, подвижного состава;

ж) организация дорожного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) осуществление руководства мероприятиями по созданию и использованию ведомственных финансовых ресурсов, необходимых для проведения профилактических мероприятий, покрытия расходов, связанных с организацией и проведением обеспечения транспортом, поисково-спасательных и восстановительных работ в районах ЧС;

и) участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности эксплуатации транспорта, а также правил защиты персонала организаций транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций;

4. Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

а) разрабатывает мероприятия экономического, организационно-технического и методического характера, направленные на создание в организациях транспортного комплекса Российской Федерации условий, способствующих снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, улучшению экологической обстановки;

б) обеспечивает взаимодействие отраслевых комиссий по чрезвычайным ситуациям по вопросам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, повышения надежности и устойчивости функционирования подведомственных видов транспорта и объектов транспортного комплекса Российской Федерации;

в) организует работу по совершенствованию системы информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на основе развития информационно-вычислительных комплексов и центров, сетей связи и передаче данных, а также системы оповещения работников подведомственных организаций транспортного комплекса Российской Федерации;

г) координирует организацию транспортного обеспечения поисково-спасательных, аварийно-спасательных, других неотложных работ и эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

д) в случае необходимости участвует в планировании и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводимых МЧС России;

ж) подготовка и представление в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности предложений в случае необходимости о привлечении в установленном порядке сил и средств других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения общественного порядка и охраны объектов транспортного комплекса Российской Федерации в зонах чрезвычайных ситуаций;

з) осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при выполнении задач, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

и) оказывает помощь отраслевым комиссиям по чрезвычайным ситуациям в решении вопросов, входящих в полномочия Комиссии, заслушивает руководителей структурных подразделений Министерства по вопросам состояния работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

к) привлекает к решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителей структурных подразделений Министерства.

8. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.

9. Заседание Комиссии проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседание Комиссии проводит ее председатель или его заместитель. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется департаментами Министерства, к сфере ведения которых относятся вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны быть представлены в Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании. Решения комиссии доводятся секретарем комиссии до ее членов, а также до руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств.

При необходимости к участию в заседаниях Комиссии могут привлекаться руководители структурных подразделений, подведомственных Министерству, а также приглашаться представители других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Председатель Комиссии систематически информирует Министра транспорта Российской Федерации по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на заседаниях.

10. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Департамент транспортной безопасности и специальных программ.

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций


Для ведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются:
-
соединения и части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения, авиация МЧС России - решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или начальников региональных центров (ГОЧС) с немедленным докладом по команде;
- территориальные поисково-спасательные службы, муниципальные противопожарные подразделения - решением руководителя соответствующей территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- силы и средства функциональных подсистем - решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, их региональных органов, объектов и организаций.

По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС поступают в распоряжение руководителей соответствующих КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), на который возложены задачи организации ликвидации чрезвычайной ситуации.

В целях оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующих руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа:
начальный этап - проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.

I этап - проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
II этап - завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

На каждом этапе проведения аварийно-спасательных работ руководителем ОГ МЧС России, соответствующей КЧС (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий.

На начальном этапе решаются следующие основные задачи:
1. Защита населения и оказание помощи пострадавшим:
оповещение об опасности;
использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения;
розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи;
соблюдение режимов поведения населения и спасателей.
2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов:
локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
приостановка или прекращение технологических процессов;
тушение пожаров;
санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.
3. Подготовка к проведению работ группировками сил и средств:
ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств;
выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи управления в зоне чрезвычайной ситуации местным организациям.
Комиссия оценивает объем выполненных работ, готовит акт на передачу объектов и пострадавшей территории соответствующим органам исполнительной власти, местного самоуправления или руководителям организаций.

В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по созданию условий для функционирования объектов экономики и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.
С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления или руководителя организации (объекта).

Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании решения руководителя соответствующей КЧС или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

На завершающем этапе работ, при необходимости, проводятся мероприятия в целях восстановления деятельности пострадавших объектов и инфраструктуры. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п. Эти мероприятия проводятся под руководством федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, к которым относятся пострадавшие объекты.

Следует подчеркнуть, что силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении работ используются эшелонированно: первый, второй, третий эшелоны и резерв.

В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.
Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

В состав сил второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов.
Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может создаваться третий эшелон.
В состав сил третьего эшелона включаются силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.

В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач.
Действия органов управления, сил и средств в составе группировок сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируются положениями и требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Основными положениями являются следующие.

Органы управления и силы РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории чрезвычайной ситуации.

Воинские части и соединения гражданской обороны приводятся в готовность к выполнению поставленных задач в мирное время по степеням готовности № 1, 2 (Директива МЧС России от 3 ноября 1998 г. № 1).
Порядок применения региональных и территориальных поисково-спасательных служб и формирований МЧС России и временные нормативы их действий определены приказом МЧС России от 23 октября1997 г. № 384. (табл. 3.3.1).

Таблица 3.3.1
Нормативы реагирования поисково-спасательных служб и формирований

Силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также на основе Руководства по взаимодействию МЧС России с Минобороны России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доставка сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зону (район) чрезвычайной ситуации и возвращение их в места постоянной дислокации осуществляется транспортными средствами Минтранса России и МПС России по заявкам МЧС России за счет ассигнований, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также авиацией МЧС России.
Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности.
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. При невозможности ликвидировать чрезвычайную ситуацию своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.
При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.

В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25%, соответственно увеличивается время отдыха.

В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2-3 мин. после завершения одного или нескольких рабочих циклов.

Продолжительность перерывов в ходе работ смены 10-15 минут.

Взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций, как указывалось выше, организуется во всех органах управления РСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию.

В указаниях по взаимодействию определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам развития чрезвычайной ситуации; привлекаемые силы, средства, состав группировок сил и их задачи: обеспечение их выдвижения и ввода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; порядок переподчинения воинских частей гражданской обороны соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и согласования их действий с воинскими частями и формированиями других министерств и ведомств; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.

Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

План взаимодействия является составной частью плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается обычно на карте (схеме) с пояснительной запиской и приложением к нему необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. Может разрабатываться и текстуально. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район бедствия, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов Российской Федерации, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона, субъекта Российской Федерации и других территориальных образований).

Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками (руководителями) вышестоящих органов управления.

Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей и формирований).

На начальников региональных центров ГОЧС возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств, расположенных в регионе, по вопросам:
- совместной разработки и корректировки планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных соединений и частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб, учреждений и формирований регионального подчинения;
- создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;
- оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организации взаимного информирования об обстановке;
- выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядка их вызова;
- использования загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);
- организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);
- планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения и территорий в регионе;
- согласования планов действий с соседними регионами, субъектами Российской Федерации и управлениями военных округов (флотов).

На руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям в части организации взаимодействия возлагается:
- обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;
- организация оповещения органов управления, в том числе взаимодействующих сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий, приемах и способах защиты;
- организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
- распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;
- согласование действий с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних субъектов, органов местного самоуправления и других административных образований по вопросам совместных действий и обмена информацией;
- организация своевременной информации и отчетности перед вышестоящим органом управления о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и изменениях обстановки.

Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны: контролировать обстановку в зоне чрезвычайной ситуации и постоянно уточнять данные о ней; обеспечивать выполнение совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций зависит от следующих основных факторов: характера и масштаба чрезвычайной ситуации, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, их места в составе группировки сил, мобильности и способов восстановления готовности.

Связь в каждой части, подразделении, формировании осуществляется силами и средствами подразделений связи (рот, взводов, отделений) и службсвязи с использованием имеющихся технических средств в соответствии с ранее разработанной структурой управления.

Развертывание связи осуществляется поэтапно по мере прибытия сил в зону чрезвычайной ситуации. На начальном этапе работ связь аварийно-спасательных формирований объектов (объединений), поисково-спасательных отрядов, противопожарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи осуществляется по ведомственной принадлежности и координируется местными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и органами управления ГОЧС, а при объектовых авариях - администрацией (КЧС) объекта.

С прибытием дополнительных сил для ликвидации глобальных (региональных) чрезвычайных ситуаций общую координацию использования сил и средств связи в зоне работ осуществляет оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра ГОЧС.

И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


На третьем этапе
в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.