Постановление правительства 855 утверждении временных правил. Правила определения признаков преднамеренного банкротства. Выявление фиктивного банкротства

У Вас возникают сложности при подготовке анализа финансового состояния Должника-банкрота? Тогда Вам необходим надежный партнер для подготовки финансового анализа предприятий.
Опытный финансовый аналитик предоставляет профессиональные услуги в области анализа финансового состояния Должника-банкрота, который проводится в рамках проведения процедуры арбитражного управления. При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние Должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках. Документы, содержащие анализ финансового состояния Должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) Должника, в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.
Услуги по проведению финансового анализа могут также предоставляться любым заинтересованным лицам, желающим провести проверку финансового положения предприятия-контрагента.
Я уже достаточное время занимаюсь проведением ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА для арбитражных управляющих. За это время учла опыт предыдущих работ и наработала большую практику профессиональной подготовки финансового анализа.

ВИДЫ УСЛУГ:
В настоящий момент осуществляю следующие виды услуг:
- ПОДГОТОВКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДОЛЖНИКА в соответствии с Постановлением Правительства РФ №367 от 25.06.2003 г.;
- ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 855 от 27.12.2004 г.
ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА:
Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:
а) подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности Должника и обоснования целесообразности введения в отношении Должника соответствующей процедуры банкротства;
б) определения возможности покрытия за счет имущества Должника судебных расходов;
в) подготовки плана внешнего управления;
г) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;
д) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

РЕЗУЛЬТАТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА:
По результатам финансового анализа арбитражный управляющий должен дать ответ на три вопроса:

  1. Возможно или невозможно восстановить платежеспособность Должника;
  2. Какую процедуру банкротства целесообразно ввести в отношении Должника;
  3. Возможно ли покрыть за счет имущества Должника судебные расходы.
Финансовый анализ в процедурах банкротства проводится по Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367.
Подготовка Заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства
Дополнительно к финансовому анализу подготавливается Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (далее Заключение). Заключение составляется по Временным правилам проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 (далее по тексту - Временные правила).
Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.
Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность Должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На втором арбитражный управляющий проводит анализ сделок Должника за весь исследуемый период. В ходе анализа сделок Должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления Должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб Должнику в денежной форме.
Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению Должника. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность Должника.
По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства .

НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ:
Для проведения качественных работ по финансовому анализу предприятия-Должника заказчику необходимо подготовить и передать комплект документов.
Все документы Должны быть действительными на день представления. Все документы предоставляются только в копиях. При этом копии документов Должны быть оформлены аккуратно и быть пригодными для прочтения.

Примерный список документов, которые необходимы для подготовки финансового анализа (ВАРИАНТ ОТПРАВКИ ДОКУМЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ):
1. Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках поквартально за последние 2-3 года по настоящее время, которые сданы предприятием, либо предоставлена информация ИФНС. Варианты предоставления данных: файлы Excel (желательно), Word, сканы в формате pdf, также информацию за все периоды можно консолидировать в таблицу Excel (наилучший вариант).
2. Сведения о средней численности сотрудников (РСВ-1) поквартально за последние 2-3 года по настоящее время, которые сданы предприятием. Варианты предоставления данных: файлы Excel (желательно), Word, сканы в формате pdf, также информацию за все периоды можно консолидировать в таблицу Excel (наилучший вариант), интересуют данные по количеству сотрудников и общая сумма з/платы поквартально.
3. Структура предприятия (штатное расписание в виде блок-схемы). Вариант предоставления данных: файл Word.
4. Сведения о расчетных счетах (справка ИФНС). Вариант предоставления данных: скан в формате pdf.
5. Выписка ЕГРЮЛ. Вариант предоставления данных: скан в формате pdf.
6. Акты инвентаризации, справки о задолженности, последнее аудиторское заключение, акты налоговых проверок, договоры и др., то может пояснить причину существенного ухудшения финансового состояния предприятия-банкрота. Варианты предоставления данных: сканы в формате pdf, файлы Word, файлы Excel и др.
7. Учетная политика. Скан документа можно не высылать, а ответить на вопросы: Когда принималась УП? С какой периодичностью утверждалась? В учетной политике содержится ли информация о правилах документооборота? Прописан ли порядок контроля за хозяйственными операциями? Прописан ли порядок проведения инвентаризации в учетной политике? Варианты предоставления данных: сканы в формате pdf, файлы Word и др.
8. Копии разрешительных документов (лицензий, сертификатов и т.д.). Варианты предоставления данных: сканы в формате pdf и др.
9. Расшифровка статей (вариант предоставления данных: файлы Excel):


· Расшифровка основных средств, других статей внеоборотных активов с существенными сумма в балансе на текущую/ближайшую дату, либо на дату последней отчетности. Примерная структура таблицы Excel (столбцы): наименование основных средств (других объектов внеоборотных активов), год ввода, степень износа, первоначальная стоимость (на начало анализа, т.е. на дату первой отчетности, которую Вы вышлите), амортизация (за период с даты первой отчетности по дату данной расшифровки), остаточная стоимость (на дату данной расшифровки).
· Расшифровка финансовых вложений на текущую/ближайшую дату, либо на дату последней отчетности. Примерная структура таблицы Excel (столбцы): вид, наименование, имущество, внесенное в качестве финансового вложения, срок, сумма.
· Расшифровка ДЗ, КЗ, заемных средств на текущую/ближайшую дату, либо на дату последней отчетности. Примерная структура таблицы Excel (столбцы): контрагент, дата возникновения, сумма.
· Расшифровки других значимых (существенных) статей баланса.
10. Отчет о проделанной работе арбитражного (конкурсного) управляющего, копии ответов на запросы арбитражного управляющего. Вариант предоставления данных: файл Word и др.
11. Сведения из реестра требований кредиторов. Вариант предоставления данных: файл Word, файл Excel
Проживаю в городе Екатеринбурге. Возможно сотрудничество через Интернет. Возможно заключение договора на предоставление услуг.
Стоимость: договорная. Оплата производится после проверки 80% (основного фрагмента) финансового анализа и заключения, т.е. с практически полностью подготовленной информацией.
Срок подготовки отчетов с момента отправки полного пакета документов: в среднем – 7 дней, максимум - до 10 дней. Консультация/ведение данной процедуры совместно с АУ до окончания процедуры банкротства.

К работе прилагаю необходимые знания, хороший опыт и усердие.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Токмянина Ирина,

(утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855)

I. Общие положения

1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - проверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период) исследуются:

а) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия
признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г. N 855

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
ПРОВЕРКИ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКОВ
ФИКТИВНОГО И ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА

I. Общие положения

1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным правляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - роверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период
проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период) исследуются:

А) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

З) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.
В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.
Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

А) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными
управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.
В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) ризнаков фиктивного или преднамеренного банкротства

14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

"Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему постановлению

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:


Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

I. Общие положения

Бесплатная юридическая консультация:


1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - проверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период) исследуются:

а) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

Бесплатная юридическая консультация:


г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

Бесплатная юридическая консультация:


и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

Бесплатная юридическая консультация:


3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

Бесплатная юридическая консультация:


На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

Бесплатная юридическая консультация:


а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

Бесплатная юридическая консультация:


10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

Бесплатная юридическая консультация:


14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

Бесплатная юридическая консультация:


г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

Бесплатная юридическая консультация:


15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Определяются правила, в соответствии с которыми арбитражные управляющие осуществляют проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период. В случае установления существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период.

Бесплатная юридическая консультация:


Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Какие бывают признаки у преднамеренного банкротства

Преднамеренное (фиктивное) банкротство – противозаконное действие, влекущее за собой уголовное наказание. Ответственность грозит учредителям и руководителям фирм, которые решили избежать исполнения своих обязательств перед кредиторами при помощи разорения.

Бесплатная юридическая консультация:


Определение явления

Умышленное или преднамеренное банкротство подразумевает проведение намеренной бездеятельности или наоборот деятельности руководителя или учредителей организации, которые привели к тому, что структура не смогла выполнять свои финансовые обязательства.

Фиктивным банкротством называют провозглашение несостоятельности организации выполнить свои финансовые обязательства с целью получения отсрочки у заимодавцев, введение кредиторов в заблуждение.

Эти понятия схожи между собой и в одинаковой мере преследуются законом, а разница между ними состоит в следующем: умышленное банкротство предполагает отмывание денег, которые были получены в кредит, руководством или учредителями компании при полном понимании того, что собственность компании стоит гораздо дешевле. Фиктивное же банкротство преследует цель получить дополнительные средства от кредиторов.

Спорные признаки

Взгляд со стороны закона

Понятие несостоятельности юридических лиц вошло в российское законодательство в 1992 году, однако широко применяться начало с 1998 года. Своевременное распознание черт преднамеренного банкротства призвано встать на защиту интересов заимодавцев.

Проверить наличие подобных признаков можно, основывая на заключении арбитражного суда в случае подачи ходатайства особами, которые участвуют в тяжбе о банкротстве. Это определено статьей 50 пунктом 3 Федерального Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)». За выявление этих черт несет ответственность назначенный арбитражный управляющий (ст. 24 п.3 Закона N 127-ФЗ).

Бесплатная юридическая консультация:


Определение предумышленного банкротства, а также степень ответственности официальных лиц, закреплены УК РФ и Кодексом об административных правонарушениях:

  • ст. 196 Уголовного кодекса дает определение понятию «преднамеренное банкротство»;
  • ст. 197 УГ определяет понятие «фиктивное банкротство»;
  • ст. 169 определяет размеры убытка, которые являются крупными и особо крупными.

Методологию обнаружения таких видов разорения содержит документ Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, который утвержден Постановлением Правительства России от 27.12.2004 N 855. Пункт 11 Правил определяет, что обнаружение признаков должно производиться, когда причиной судебного разбирательства стало заявление об преднамеренном банкротстве, поступившее от должника.

Выявление и ответственность

Основания для того, чтобы притянуть к субсидиарной ответственности:

  • должник признается банкротом;
  • недостаточность собственности должника для того, чтобы произвести расплату с заимодавцами;
  • вина особ, которые способны влиять на деяния и поступки должника, при процедуре банкротства.

Инициатором процедуры притягивания к ответственности может выступать арбитражный управляющий или же физическое лицо, принимающее участие в тяжбе о банкротстве.

Но возможно предъявление подобного иска иными особами – заимодавцами либо уполномоченным органом:

Бесплатная юридическая консультация:


  • если виновные не привлекались к субсидиарной ответственности, назначенной управляющим, по окончании процедуры банкротства. Это определено п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса;
  • ст. 129 ФЗ «О несостоятельности» определяет, что повинные в банкротстве могут привлекаться к ответственности по иску управляющего по ходу конкурсного производства.

Обнаруживать черты преднамеренного банкротства имеют право:

  • арбитражный управляющий (определено пунктом 4 статьи 29 Закона N 127-ФЗ);
  • привлеченные арбитражным управляющим или другими особами эксперты.

Алгоритм доказательства преднамеренного банкротства:

  1. Управляющим в ходе всякой процедуры банкротства обнаруживаются обстоятельства, за которые предусматривается ответственность.
  2. После того, как должник признан банкротом, закрыт реестр заявок заимодавцев и продана собственность должника, конкурсным управляющим подается исковое заявление о притягивании к субсидиарной ответственности повинных.
  3. Управляющим также может подаваться ходатайство о назначении в судебном порядке экспертизы для обнаружения примет преднамеренного банкротства.
  4. Если кто-то из заимодавцев считает, что управляющий не заинтересован в выявлении обстоятельств, которые влекут субсидиарную ответственность, он имеет право лично обратиться в судебную инстанцию, которая занимается рассмотрением дела о банкротстве, подав для проведения экспертизы ходатайство.

В ст. 14.12. КоАП Росссии определяется состав правонарушения, который влечет за собой несение ответственности административного характера за проведение преднамеренного банкротства.

Статьей 196 Уголовного кодекса определяется уголовная ответственность, которую влечет за собой доведение до преднамеренного банкротства.

Доказательства

Как доказать, что банкротство было преднамеренным?

Бесплатная юридическая консультация:


Как проводится процедура банкротства юридических лиц и в чем ее отличия - расскажем далее.

Сделать это можно, если в ходе проверки выявлены такие факты:

  • должник пытается утаить свою собственность и имеющиеся обязательства;
  • параллельно с приостановкой текущих платежей должник вкладывает значительные суммы в сторонние ресурсы, приобретает недвижимость или другие ценности, оформляя их на посторонние имена.

Судом могут быть выявлены признаки имитирования несостоятельности в ходе признания банкротства. В результате за собственностью и финансами должника устанавливается наблюдение, а управляет компанией управляющий, который назначен судом. После чего суд признает несостоятельность окончательно.

Задачей назначенного управляющего является сбор информации о финансах должника, анализ настоящего состояния его финансов и дел, выявление средств, которые были незаконно выведены из оборотов компании.

Детали преднамеренного банкротства

Нюансы отличий

Кажется, что нет существенных отличий между понятиями банкротства фиктивного и преднамеренного, но это далеко не так. Эти понятия отличаются не только по определению, но и по цели, а также уровню ответственности. Сравним эти два определения.

Совершение действий гражданами, которые стали причиной неспособности организации погашать кредитную задолженность является признаком преднамеренного банкротства. Цель подобных манипуляций – присвоить активы компании незаконным образом.

Бесплатная юридическая консультация:


Объявление о несостоятельности структуры в вопросах внесения кредиторской задолженности, которое заведомо ложно, является признаком фиктивного банкротства. Это действие имеет целью получить рассрочку или отсрочить платежи либо же избежать необходимости их внесения.

Процедура и участники

Процедура данного вида банкротства идентична с обычной процедурой. Инициатором рассмотрения в арбитражном суде дела может быть должник или кредиторы, долговые обязательства перед которыми превышают 300 тысяч рублей. Для начала процедуры руководители или учредители используют методику, которая приводит к занижению стоимости активов или созданию задолженности искусственным образом.

  • государственные интересы и интересы коммерческих заимодателей;
  • правоотношения, которые возникают относительно выполнения перед кредиторами обязательств в процессе ведения хозяйственной деятельности.
  • руководство структуры-должника;
  • учредители;
  • индивидуальный предприниматель;
  • физлицо.

В качестве соучастников по делу могут проходить:

  • главный бухгалтер;
  • директор другого субъекта хозяйствования, который использовался для вывода активов должника.

Этапы планирования

Первое, что нужно сделать, это проанализировать, является ли должник платежеспособным, это относится к обязанностям арбитражного управляющего. Кроме этого нужно провести финансовый анализ. Эти требования прописаны в Постановлении 367 от 2003 года Правительства России.

На следующем этапе специалистами проводится проверка сделок и прочих действий, которые могли привести к неблагоприятному состоянию структуры. Могут быть проанализированы сделки за весь срок существования фирмы.

Бесплатная юридическая консультация:


Задача управляющего на этом этапе: выявить незаконные сделки или такие, которые противоречат условиям рынка. Они приводят к неплатежеспособности или наносят большой ущерб.

Если управляющий не выявил признаков фиктивного банкротства, компания может работать и дальше.

Экспертиза и выводы

Соответствует ли предприятие признакам преднамеренного проведения банкротства, должен определить арбитражный управляющий. С этой целью он сопоставляет кредитные и другие обязательства с наявными средствами, а также проводит анализ хоздеятельности структуры или предпринимателя за 3 последних года, проводит сверку наличия основных средств и материалов, если необходимо, проводит аудиторскую проверку.

После подобной экспертизы управляющий определяет, есть ли признаки умышленности. Если за 36 последних месяцев не продавались и не отчуждались иным способом основные средства, деятельность осуществлялась в обычном режиме, и обеспечение кредиторских требований ухудшилось ненамного, делается заключение, что подобные признаки отсутствуют.

Если же деньги выводились со счетов, распродавалось имущества, были организованы новые фирмы, подобные действия расцениваются как умышленное банкротство.

Как вывести активы

Чтобы избежать колоссальных утрат при проведении преднамеренной процедуры банкротства, следует понимать, какие самые популярные схемы используются для вывода активов:

Причины, порядок осуществления процедуры банкротства предприятия описаны в этой статье.

Что можно купить на торгах по банкротству Сбербанка АСТ - читайте здесь.

Получите БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию прямо СЕЙЧАС:

Москва и область

Санкт-Петербург и область

Преднамеренное банкротство. Статья 196 УК РФ 2014. Преднамеренное и фиктивное банкротство

В этой статье речь пойдёт о фиктивном банкротстве, а также будет охарактеризована правовая природа, определяющая преднамеренное банкротство. Помимо этого будет приведена сравнительная характеристика двух видов банкротства, а также рассмотрена ответственность, которая налагается за совершение этого преступления.

Определение понятия

Банкротство – неспособность должника в полном объёме удовлетворить выдвигаемые требования кредиторов относительно денежных обязательств.

Статьи Уголовного кодекса дают определения общим признакам банкротства, к которым относится:

  1. Наличие у должника обязательства в денежном эквиваленте.
  2. Неспособность юридического или физического лица удовлетворять поступающие требования кредиторов в отношении денежных обязательств.
  3. Наличие задолженностей у физического лица не меньше 10 тысяч рублей, а у юридического – не менее 100 тысяч.
  4. Официальное признание арбитражем несостоятельности должника.

Неправомерные действия при процедуре банкротства

Фиктивное банкротство и преднамеренное характеризуются совершением определённых неправомерных действий, к которым относится:

  1. Сокрытие имущества, а также прав на него, сведений, которые включают данные о местонахождении, размере, передаче в иное владение либо отчуждение.
  2. Невыполнение обязанностей относительно передачи заявления в суд о признании должника банкротом.
  3. Невыполнение установленных правил, которые применяются в период наблюдения, конкурсного производства, внешнего управления, заключения или исполнения мирового договора.
  4. Фальсификация документов бухгалтерского учёта или же иных доходно-расходных данных.

Преднамеренное банкротство

Этот вид банкротства выражается в умышленном создании либо увеличении неплатёжеспособности организации, которое совершается посредством действий собственника или руководителя с целью удовлетворения своих личных интересов. Также преступление может выражаться в виде причинения крупного ущерба предприятию путём заключения невыгодных сделок, принятия на себя долгов третьих лиц, некомпетентного ведения дел, которые ведут к невозможности удовлетворения законных требований кредитора.

Непосредственным объектом банкротства выступает экономическая деятельность предприятия, которая находится под охраной действующего законодательства. Дополнительный объект – это установленный порядок, который определяет проведение самой процедуры банкротства.

Роль кредитора в этом случае принадлежит юридическим и физическим лицам, которые вправе предъявлять самостоятельные требования к предприятиям и организациям.

Преднамеренное банкротство является искусственно спровоцированным. Объективная сторона включает в себя три основных элемента:

  1. Деяние, выраженное в виде бездействия или действия.
  2. Причинная связь между последствием и деянием.
  3. Последствия в форме крупного ущерба.

Банкротство совершается в процессе осуществления активных действий. В некоторых случаях оно может быть спровоцировано путём бездействия. Тогда объективной стороной выступает ненадлежащее исполнение руководителем своих прямых должностных обязанностей.

Субъективная сторона характеризуется прямой формой вины. В этом случае должностное лицо задаётся целью доведения предприятия до неплатёжеспособности и на протяжении долгого времени идёт к поставленной цели.

Это преступление совершается и посредством косвенного умысла. В таком случае опасные последствия будут промежуточным явлением или же побочным результатом неправомерных действий.

Признаки преднамеренного банкротства

Выявление признаков банкротства может быть осуществлено в процессе инвентаризации, целевого состояния финансов должника или же аудиторской проверки.

В процессе проведения проверок необходимо обратить особое внимание на признаки:

  • наличия невыплаченных дебиторских задолженностей;
  • сокрытия имущества или обязательств должника;
  • наличия финансовых вложений, проведённых в период, когда должником были приостановлены текущие платежи.

Неплатёжеспособность предприятия достигается путём отчуждения определённой части имущества. Арбитражный управляющий обязан проанализировать совершённые сделки фирмы за период последних двух лет, которые предшествовали началу процедуры банкротства. Особое внимание следует обратить на атипичные соглашения (сделки, обладающие нерыночными условиями). Именно этот вид сделок, как правило, влечёт за собой снижение платёжеспособности организации.

Когда производится экспертиза преднамеренного банкротства, обязательному исследованию подлежит:

  • учредительная документация должника;
  • список дебиторов и кредиторов;
  • бухгалтерская отчётность;
  • справки о задолженностях;
  • отчёты оценки бизнеса;
  • материалы судебных разбирательств;
  • налоговая документация;
  • аудиторские заключения;
  • отчёты ревизионных комиссий.

Во всех этих документах арбитражный управляющий должен выявить причины, вследствие которых ухудшилось финансовое состояние фирмы, а также проверить наличие возможности удовлетворения кредиторских требований.

В результате проверки составляется заключение, на основании которого производится дальнейшее расследование по делу.

Ответственность

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность за преднамеренное банкротство. УК РФ предполагает штраф в размере от 100 до 300 тысяч либо изъятие суммы средств, равной доходу осуждённого за последние два года трудовой деятельности. Также возможна мера пресечения в виде лишения свободы до 6 лет в совокупности со штрафом до 80 тысяч рублей (ст. 196).

Как известно, сам факт преднамеренного банкротства не влечёт за собой уголовной ответственности. Это деяние обретает признаки преступного только в том случае, если есть наличие двух основополагающих признаков: умысла и характера последствий.

Хотя банкротство по своей природе всегда влечёт негативные последствия, но для наступления уголовной ответственности необходимо нанесение особо крупного ущерба, который превышает 250 тысяч рублей.

Определение понятия фиктивного банкротства

Фиктивное банкротство – это заведомо ложное признание руководителем предприятия несостоятельности подконтрольного юридического лица, выраженное посредством обращения в арбитраж с целью признания организации банкротом, а также неспособности удовлетворения требований кредиторов.

В этом случае преступление будет заключаться в причинении материального ущерба кредиторам путём введения их в заблуждение о действительном материальном положении предприятия-должника.

Фиктивное банкротство определяется рядом признаков, основным из них считается наличие у должника возможности удовлетворить в полном объёме или же частично требования кредитора, которые сложились на момент обращения в арбитраж. Если заявление по факту банкротства было представлено одним из кредиторов, в таком случае состав преступления будет отсутствовать.

Также признаком фиктивного банкротства можно считать денежные средства должника, которые хранятся на различных банковских счетах.

Наличие признаков банкротства устанавливается благодаря результатам анализа степени платёжеспособности по нынешним обязательствам, а также обеспеченности обязательств должника необходимыми оборотными активами.

Степень платёжеспособности определяется посредством соотношения обязательств должника к установленному среднемесячному доходу за анализируемый период.

Ответственность за совершение фиктивного банкротства

За такой вид банкротства государство предусмотрело ответственность, которую закрепляют определённые статьи Уголовного кодекса. Так, ст. 197 УК предусматривает наличие ответственности за ложное признание руководителем предприятия или организации своей неплатёжеспособности с целью введения кредиторов в заблуждение для дальнейшей невыплаты накопившихся долгов. Мера пресечения за этот вид преступления предусматривает штраф от 500 до 800 минимальных зарплат, либо в размере полученного дохода за период от 5 до 8 месяцев трудовой деятельности. Также законом предусмотрено лишение свободы сроком до 6 лет наряду со штрафом, который равен 100 минимальным размерам заработных плат.

Сравнительный анализ двух видов банкротства

Для того чтобы лучше разобраться с двумя видами преступных деяний, нужно понять, какими отличительными чертами они обладают. Схематично такую информацию можно представить в таблице.

Сравнительная характеристика видов банкротства

Заключение

В заключение нужно отметить, что признаки фиктивного и преднамеренного банкротства имеют кардинальные различия между собой. Исходя из вышеперечисленного, нужно отметить, что фиктивным является банкротство, при котором руководитель учреждения или предприятия без существующих на то причин обращается в арбитраж для признания своей организации неплатёжеспособной. Совершается деяние с целью последующей невыплаты долга кредиторам.

Преднамеренным считается банкротство, при котором предприятие или организация действительно не в состоянии погасить накопившиеся кредиторские долги из-за умышленного или халатного ведения дел со стороны уполномоченного на то должностного лица.

Признаки фиктивного банкротства

ИП и предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью, находясь на грани банкротства, могут подать заявление в арбитражный суд о признании себя финансово несостоятельными.

Инициирование данной процедуры позволяет получить рассрочку и отсрочку по долговым обязательствам, а также квалифицированную помощь специалиста по восстановлению платёжеспособности предпринимателя или организации.

Однако в отдельных ситуациях заинтересованные лица идут на обман системы.

Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства

На практике встречаются случаи преднамеренного банкротства – ситуации, когда руководство предприятия или ИП подают ложное заявление в суд для введения кредиторов в заблуждение.

Если при этом должник способен самостоятельно погасить имеющиеся у него обязательства, однако имеет намерение скрыть свой реальный доход и освободиться от оплаты задолженностей, речь идёт о фиктивном банкротстве.

Хотя разница между двумя правонарушениями незначительная, за них полагаются различные меры наказания.

Ниже перечислены основные признаки фиктивного банкротства:

  • сокрытие финансовых активов компании;
  • необоснованное отчуждение имущества предприятия в пользу третьих лиц;
  • неполное предоставление отчётности и бухгалтерской документации;
  • заключение невыгодных компании-должнику договоров;
  • наращивание кредиторских долгов;
  • подделка или уничтожение финансовой документации;
  • создание необоснованно больших резервов по дебиторским задолженностям;
  • распродажа дорогого имущества компании;
  • незаконный оборот наличных средств;
  • повышенная активность в заключении различных договоров незадолго перед обращением в суд с заявлением.

При нулевой платёжеспособности предприятия и невозможности её повышения судья может принять решение о списании долга. Таким образом, кредитор рискует потерять деньги.

В случае обнаружения наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства нарушителя ожидает привлечение к административной или даже уголовной ответственности.

Выявление признаков фиктивного банкротства

Определением наличия у заявителя корыстного умысла в инициировании процедуры признания банкротом занимается назначенный судебной инстанцией арбитражный управляющий.

В первую очередь он должен провести анализ материального положения должника за два года до момента обращения в судебную инстанцию.

Таким образом, уполномоченный управляющий обязуется проверить следующую документацию компании или ИП:

  • бумаги, содержащие сведения о руководстве компании и органах управления;
  • учредительные документы;
  • список имущества, имеющегося у должника на момент обращения в суд и за 2 года до этого дня;
  • договоры, характеризующие финансово-хозяйственную активность предприятия или ИП (к примеру, об отчуждении или покупке недвижимости);
  • бухгалтерскую отчётность;
  • перечень кредиторов с указанием суммы задолженности перед каждым из них;
  • материалы об имеющихся судебных процессах, проводимых в отношении должника или с его участием;
  • отчёты о финансовой оценке бизнеса;
  • справки о долгах перед бюджетными и внебюджетными фондами, налоговой службой и другими инстанциями;
  • прочие документы, имеющие отношение к деятельности должника.

Перечисленная документация должна быть предоставлена по требованию управляющего от руководства компании-должника, имеющихся у неё кредиторов, государственных инстанций, обладающих копиями интересующих должностное лицо бумаг, и иных лиц, способных помочь в проведении проверки.

По окончании проверки уполномоченный управляющий выносит одно из следующих решений:

  • об отсутствии признаков фиктивной несостоятельности;
  • о наличии данных признаков;
  • о невозможности осуществления анализа (в случае отсутствия требующейся документации и сведений о сделках).

Заключение об отсутствии(наличии) признаков фиктивного банкротства, оформленное управляющим в письменном виде, должно содержать персональные данные должника, дату и место составления документа, сведения об ответственном по делу управляющем, наименование суда и номер дела, а также результаты проведённой проверки.

Данное заключение предоставляется в десятидневный срок с момента его оформления судье и собранию кредиторов.

При наличии признаков обмана управляющий обязан уведомить соответствующие органы, уполномоченные возбуждать производство по делу.

Последствия фиктивного банкротства

Данное преступление наносит существенный ущерб как кредиторам, так и государству.

Именно поэтому нарушителя может ожидать привлечение к административной ответственности по статье 14.12 КоАП РФ или к уголовной по 196 и 197 статьям УК РФ.

Уголовная ответственность

За преднамеренное банкротство (то есть намеренное осуществление руководителем или ИП действий, ставших причиной потери платёжеспособности предприятия или предпринимателя) и нанесение ущерба в крупном размере нарушителя ожидает:

  • привлечение к принудительным работам на период до 5 лет;
  • назначение штрафного взыскания в фиксированной сумме (от 200 тыс. до 500 тыс. рублей) или в размере дохода лица за срок от 1 года до 3 лет;
  • заключение под стражу вплоть до 6 лет включительно (при этом нарушитель обязуется выплатить штраф величиной до 200 тыс. рублей или в размере совокупности полученного им дохода за 1,5 года).

В последнем случае штрафная санкция может не назначаться, если так решит суд.

За фиктивное банкротство (ложное объявление лица несостоятельным), ставшее причиной нанесения крупного ущерба, также предусмотрена уголовнаяответственность и одна из следующих мер наказания:

  • привлечение нарушителя к принудительным работам на период до 5 лет;
  • назначение штрафного взыскания в фиксированной сумме (от 100 тыс. до 300 тыс. рублей) или в размере совокупности прибыли, полученной лицом за 1–2 года;
  • заключение под стражу до 6 лет включительно (судья также вправе назначить штраф, величина которого не превышает 80 тыс. рублей или совокупности дохода, полученного лицом за полгода).

Стоит отметить, что в случае рассмотрения дел о финансовой несостоятельности лиц крупным признаётся ущерб, величина которого превысила рублей.

Административная ответственность

Если управляющим выявлено преднамеренное либо фиктивное банкротство, но в ходе разбирательства по делу не установлено наличие признаков уголовно наказуемого деяния, нарушителей ожидает штрафная санкция:

  • в сумме от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (для должностных лиц);
  • в сумме от 1 тыс. до 3 тыс. рублей (для граждан).

Для должностных лиц штрафное взыскание может быть заменено дисквалификацией на период от полугода до 3 лет (при фиктивном банкротстве) либо от 1 года до 3 лет (за преднамеренное оглашение лица несостоятельным).

Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

(Санкт-Петербург)

Штрафы у нас, как обычно, смехотворны! Ну что такое три тысячи для человека, который решил пойти на определенные махинации и стать банкротом? Он же столько денег на этой афере «заработает», что безболезненно сотню таких штрафов заплатит. По-моему, чтобы другим неповадно было, таких «умников» махинаторов нужно за решетку сажать. Тогда люди будут хоть немного бояться фиктивного банкротства.

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

I. Общие положения

1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - проверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период) исследуются:

а) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.