Постановление об освобождении от обязанностей приемного родителя. Вступление в брак. Отстранение и освобождение от опеки: тонкая грань

Статус опекуна и попечителя предполагает широкий объем правомочий. Согласно закону (ст. 37 и 38 ГК РФ), эти лица имеют возможность распоряжаться имуществом представляемого гражданина.

Такая ситуация неизбежно порождает вопросы о том, что делать, если попечитель или опекун злоупотребляют в процессе выполнения своих функций? Другая проблема касается случаев прекращения статуса этих лиц в случае, если основания для их назначения отпали.

Действующий закон предусматривает возможность освобождения и отстранения опекунов и попечителей от выполнения ими своих функций по целому ряду оснований.

Освобождение и отстранение: в чем разница?

Нередко граждане не отличают институты освобождения и отстранения опекунов и попечителей (ст. 39 ГК), а также прекращение их статуса. Это является ошибкой.

Главным основанием для разделения является причина, служащая основанием для применения той или иной нормы закона:

  • В случае с прекращением опеки и попечительства (ст. 40 ГК), ими служат все ситуации, когда подопечный получает полную дееспособность или ее больший объем при достижении определенного возраста, по судебному решению (восстановление или эмансипация), либо в результате вступления в брак. В таких ситуациях этот статус прекращается автоматически.
  • Ситуации, при которых происходит освобождение граждан от выполнения их функций, не связаны с изменениями в дееспособности подопечных. Это происходит в тех случаях, когда необходимость в таких лицах отпадает (возвращение детей родителям, либо усыновление), а также при невозможности эффективно представлять их интересы.
  • Основанием для отстранения опекуна либо попечителя является совершение им действий, противоречащих интересам подопечного.
  • Освобождение и отстранение опекунов и попечителей отличаются и в части применяемых процедур.

Освобождение опекунов и попечителей от исполнения ими свои обязанностей

Основной целью назначения таких лиц является необходимость добросовестного управления имуществом и воспитания подопечных (в случаях с несовершеннолетними). Освобождение этих лиц от обязанностей связано с двумя основными группами причин:

  • Если у несовершеннолетнего появляются законные представители. Это относится к ситуациям, когда восстанавливаются родительские права, а также к случаям усыновления. Родители или усыновители обладают всеми правомочиями по воспитанию и управлению имуществом несовершеннолетних. В целях устранения возможных коллизий, законодатель предусматривает обязанность уполномоченного органа прекратить статус лиц, выполнявших эти функции.
  • Если назначенное лицо не в состоянии выполнять свои обязанности в сложившейся ситуации. В случаях, когда подопечный помещается в медицинское, социальное или образовательное учреждение, гражданин не может эффективно участвовать в его воспитании. По этой причине орган опеки и попечительства освобождает такого опекуна или попечителя от обязанностей.

Такая процедура может быть осуществлена и по собственной просьбе гражданина. Другой причиной может служить выявление органом опеки и попечительства конфликта интересов между ним и подопечным. При этом важно не совершение опекуном или попечителем каких-либо действий, нарушающих права, а сама возможность таковых.

Особенности процедуры освобождения опекунов и попечителей от выполнения обязанностей

Все необходимые решения, связанные с освобождением от данного статуса принимаются органами опеки и попечительства. Если они связаны с появлением у подопечного несовершеннолетнего законных представителей, то эти действия являются составной частью процедуры усыновления или восстановления родительских прав.

Если освобождение от статуса опекуна или попечителя связано с помещением подопечного в социальное, образовательное или медицинское учреждение, то эти решения принимаются вместе. Возможно и сохранение опеки и попечительства. Такая ситуация имеет место быть, если отмена статуса опекуна или попечителя навредит интересам подопечного. Примером может послужить наличие необходимости эффективного управления имуществом или установившиеся теплые отношения между этими гражданами.

В остальных случаях (освобождение по собственному желанию или по инициативе органа опеки и попечительства) рассмотрение этого вопроса является самостоятельной процедурой. В случае, когда имеет место конфликт интересов сторон, опекун или попечитель может быть освобожден на время. Это связано с периодом, в течение которого будут действовать основания для противоречий.

Отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

Отстранение опекуна или попечителя от выполнения ими своих функций связано с недобросовестным исполнением соответствующих обязанностей. Закон выделяет несколько оснований для применения такой процедуры (ч. 5 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

  • Если возложенные на него обязанности выполняются ненадлежащим образом.
  • В случаях существенного нарушения законных интересов и прав подопечного. К ним относятся корыстные цели опекуна или попечителя, а также невыполнение обязанностей по надзору и оставление подопечного без необходимой помощи.
  • Если установлены факты нарушения правил охраны и распоряжения собственностью подопечного.

Хотя вопросы надзора, воспитания и управления имуществом являются частными случаями ненадлежащего выполнения обязанностей, они служат самостоятельными снованиями для отстранения опекуна или попечителя. Это связано с тем, что такие нарушения однозначно наносят ущерб подопечному.

Ненадлежащее выполнение других обязанностей может не оказать негативного влияния на подопечного, но существенно осложнить возможность контроля за действиями опекуна или попечителя. Характерным примером является непредставление ежегодного отчета в соответствующий орган.

Особенности процедуры отстранения опекунов и попечителей от выполнения обязанностей:

Порядок отстранения от выполнения функций этих лиц предусматривает принятие соответствующего решения органами опеки и попечительства (ч.3 ст. 39 ГК). Такой статус прекращается с момента, когда оформлен указанный акт.
Если отстраненный гражданин считает это решение необоснованным, он может обжаловать его, обратившись в районный суд по месту нахождения органа опеки и попечительства.

Последствия отстранения

Если имуществу или подопечному причинен вред, то орган опеки и попечительства обязан предъявить исковые требования о возмещении ущерба.

Кроме того, законодательство предусматривает уголовную (ст. 156 УК) и административную ответственность (ст. 5.35 КоАП) таких граждан.

Если нарушения опекунов или попечителей имеют соответствующие признаки, то орган опеки и попечительства обязан инициировать расследование.

Отстранение от выполнения этих функций имеет и другие последствия. Такие лица не смогут усыновить детей (ст. 129 СК), стать приемными родителями (ст. 153 СК), а также повторно получить статус опекуна и попечителя (ст. 146 СК).

Процедуре отмены усыновления посвящены пять статьей Семейного кодекса РФ (ст.ст. 140-144), все они о судебном этапе отмены и ничего не говорят о том, что предшествует (или могло бы предшествовать) подаче заявления в суд. В Правилах передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275 , об отмене усыновления не говорится вообще ничего. Хотя в этом документе есть положения о взаимодействии усыновителей и органов опеки после утверждения усыновления судом (например, о порядке контроля за усыновителями).

Важно отметить, что освобождение от обязанностей опекуна не несет отрицательной коннотации и не является препятствием для принятия другого ребенка в будущем. Напротив, опекун, отстраненный от обязанностей, получает своеобразный «волчий билет» - он утрачивает право принять другого ребенка или детей в будущем, в т.ч. и усыновить.

Порядок отмены опеки, как он описан в нормативных актах, позволяет сделать любопытные наблюдения: перечисляя основания для отстранения опекуна, закон делает явный акцент на имущественные взаимоотношения между опекуном и подопечных. Из нарушений личных прав подопечных - только «оставление подопечного без надзора и необходимой помощи». Возможно, это связано с тем, что опека нередко устанавливается в отношении пожилых граждан или недееспособных взрослых, но тем не менее перекос в «имущественную» плоскость налицо.

И освобождение, и отстранение опекуна от обязанностей оформляется актом ООП. Такой порядок предоставляет сотруднику ООП определенную свободу выбора в выборе формулировок для отмены опеки, ведь сотрудник ООП формально не связан заявлением опекуна и вправе издать акт, где вместо «опекун освобожден от исполнения обязанностей по просьбе опекуна» будет значиться «опекун отстранен от исполнения обязанностей по причине ненадлежащего из выполнения». Учитывая суровые последствия «отстранения», сотрудник ООП получает возможность использовать формулировку в акте об отмене опеке как инструмент репрессий против «несговорчивого» опекуна.

В отличие от опекунов, у приемных родителей есть возможность указать личные, неимущественные, проблемы в качестве основания для отказа от воспитания ребенка. Однако, и в случае приемной семьи у сотрудника ООП фактически есть выбор: принять отказ приемного родителя и освободить его исполнения договора добровольно или же протянуть время до того момента, когда конфликтные отношение в приемной семье усугубятся до уровня «неблагоприятных условий для воспитания ребенка» и тогда ООП могут инициировать расторжение договора «по причине грубого неисполнения приемным родителем своих обязательств».

Все описанное выше составляет полный комплекс правовых норм, регулирующих возврат усыновленных, подопечных и/или приемных детей в Российской Федерации. Этих норм немного. Надо ли прописать процедуру возвратов более подробно?

На мой взгляд, существующее регулирование вполне достаточно.


Возможно, мой ответ удивит читателей. У нас в России принято искать решения всех проблем в наращивании правового регулирования, во все более подробных административных процедурах, в суровых наказаниях. Но любовь к тотальному контролю и наказаниям не учитывает одного важного обстоятельства: жизнь общества и его успешное развитие предполагает два принципа регулирования .

I. Первый формулируется так: «Все, что прямо не разрешено, запрещено». Такое регулирование преследует цель ограничить или полностью исключить нежелательное поведение, а не стимулировать свободную инициативу. Например, уголовное или административное право. Поскольку ограничительное регулирование буквально "замораживает" любую активность, прямо им не разрешенную, именно оно должно быть максимально подробно и детально, чтобы не зайти в те области человеческой деятельности, где благополучие общества и каждого его члена определяется не сферой запрещенного, а сферой разрешенного.

II. Второй принцип звучит так

: «Разрешено все, что прямо не запрещено» . Без регулирования такого рода затрудняется развитие общества буквально во всех значимых областях: экономика, наука и инновации, образование и культура, инновации, социальная помощь (в т.ч. семейное устройство). Дело в том, что в этих сферах жизни каждая отдельная ситуация и потребности ее участников слишком непредсказуемы и уникальны, чтобы их можно было заранее описать в обязательном для всех регламенте. Напротив, в этих областях гарантировать успех могут только свободное творчество и оперативная настройка процессов под конкретного получателя - качества, характерные для профессиональной среды , существующей по законам открытого обмена информацией, профессионального достоинства и престижа.

Вот поэтому я в каждом посте повторяю одно и то же

Нам не решить проблему детских домов без профессионализации семейного устройства.


Под профессионализацией семейного устройства я понимаю по сути создание той самой профессиональной среды, о важности которой писала выше:

  • Подготовку, аттестацию и регулярное повышение квалификации для сотрудников органов опеки и банка данных.

  • Подготовку специалистов по сопровождению и сотрудников ООП, и приемных родителей, знакомых с психологией сиротства, открытых для международного обмена опытом, постоянно обновляющих своих знания.

  • Подготовку и постоянное профессиональное сопровождение приемных родителей, сознательно выбирающих профессию замещающего родителя - т.е. родителя для не кровных детей, обладающего педагогическими и психологическими навыками, достаточными для участия в работе по реабилитации и социализации детей-сирот с тяжелым (в т.ч. детдомовским) прошлым, и/или с особенностями здоровья, и/или с перспективной возвращения в кровную семью.

  • Реформирование классических детских домов в центры патронатной подготовки и сопровождения.

Новая редакция Ст. 39 ГК РФ

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенных опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Комментарий к Ст. 39 ГК РФ

По основаниям, указанным в рассматриваемой статье, орган опеки обязан или может освободить опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, а при ненадлежащем, недобросовестном отношении последнего к своим обязанностям - отстранить опекуна или попечителя.

Другой комментарий к Ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет основания освобождения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Такими основаниями являются: возвращение подопечного родителям (например, в случаях восстановления родителей в родительских правах, их освобождения из мест лишения свободы и т.д.), его усыновление, помещение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты или другое аналогичное учреждение, а также личная просьба опекуна или попечителя. В каждом конкретном случае вопрос должен решаться исходя из интересов ребенка. Например, возвращение отсутствующего родителя, лишенного родительских прав, не всегда благо и не должно служить основанием для прекращения опеки или попечительства. В соответствии с Семейным кодексом родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63), но родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей (ст. 65). С учетом этого орган опеки и попечительства в отдельных случаях может отказать в прекращении опеки или попечительства, если придет к выводу, что это будет противоречить интересам ребенка.

Освобождение опекуна или попечителя от выполнения опекунских обязанностей возможно по его личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами. Это может быть болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным, а также изменение семейного положения, новая работа, которую трудно совмещать с обязанностями опекуна (попечителя), частые и длительные командировки и др. Освобождение опекуна (попечителя) производится на основании постановления главы местной администрации при наличии заключения соответствующего отдела, осуществляющего контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

2. Помимо освобождения опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей в силу субъективных или уважительных причин комментируемая статья предусматривает возможность отстранения от опекунских (попечительских) обязанностей. Основанием для отстранения являются виновные действия, а именно ненадлежащее выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей. В качестве таковых Закон называет использование опеки и попечительства в корыстных целях (например, занятие жилой площади подопечного, незаконное использование его имущества и др.), оставление подопечного без надзора и необходимой помощи. В этих случаях орган опеки и попечительства не только принимает решение об отстранении лица, злоупотребляющего опекунскими обязанностями, но и обязан принять меры для привлечения виновного к ответственности, в том числе и уголовной.

Действующее законодательство позволяет практически каждому человеку оформить опекунство над пожилым человеком или над несовершеннолетним ребенком.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но если по какой–либо причине попечитель решит отказаться от опеки, то он вправе это сделать только на основаниях, указанных в действующих законопроектах.

Что это такое?

Опекунство – процедура, позволяющая защитить незащищенные слои населения, например несовершеннолетних детей или пенсионеров.

Процедура установления опекунства упрощена до минимума. В связи с чем, нужно принести минимум документов и выделить небольшое количество времени для оформления.

Главное условие – подходить подо все требования, которые оговариваются действующим законодательством.

Соответствие им строго обязательно. При нарушении хотя бы одного пункта, в продолжении процедуры оформления опекунства будет отказано. Помимо требований, предъявляемых к опекуну, также нужно знать основные нюансы при оформлении.

Опекунство – мера социальной защиты прав и интересов нуждающихся людей. К таковым стоит отнести:

  • в возрасте свыше 80 лет;

Именно в отношении данных категорий лиц допускается оформление процедуры. При этом закон строго регулирует данный процесс и оговаривает порядок действий.

Часто понятие опекунства путают с аналогичными терминами «Попечительство» и «Усыновление». Опекунство имеет несколько иной характер действий.

Опека осуществляется над детьми до 14 лет, сопровождается согласием ребенка, возраст которого свыше 10 лет.

Возможно оформление полного опекунства над пожилыми людьми, признанными недееспособными в судебном порядке.

– установление опеки над детьми в возрасте 14–23 лет с обязательным согласием подопечного. Также попечительство возможно над пожилыми гражданами, которые хотят оформить над собой опеку в виде патронажа. Допускается соглашение сторон с дополнительным денежным вознаграждением при необходимости. В случае с несовершеннолетними детьми, государство уплачивает денежное вознаграждение попечителю.

окончательная форма получения прав на ребенка. После оформления процедуры новый родитель уже может изменять имя и фамилию подопечного. А опека не подразумевает отказ биологических родителей от собственного ребенка. Это добровольная передача прав на временный уход за подопечным, в связи с болезнью или уездом в командировку.

Человек, взявший на себя обязательство по уходу и содержанию нуждающегося гражданина, вправе и отменить опекунство.

Законодательство

Отмена опекунства возможно только на основании статьи 39 и 40 Гражданского кодекса.

В первом нормативном акте оговаривается освобождение и отстранение попечителя от выполнения своих обязательств. А во втором порядок прекращения процедуры опеки.

Также стоит отметить Семейный кодекс и «Об опеке и попечительстве», который оговаривает все действия по установлению опекунства и требованиям к опекуну.

Кто может претендовать?

Оформление процедуры опекунства подразумевает в себе не мало особенностей и нюансов.

Так например, Семейный кодекс оговаривает все требования, предъявляемые к потенциальному попечителю. Федеральный закон № 48 «Об опеке и попечительстве» оговаривает также требования, но уже предъявляемые к попечителю несовершеннолетнего ребенка.

Требования следующие:

  • Каждый попечитель должен быть совершеннолетним дееспособным гражданином.
  • При усыновлении факт возрастной разницы обязан присутствовать. При усыновлении попечитель и подопечный должен быть с разницей в 16 лет.
  • Попечитель обязан быть дееспособным гражданином, у которого нет никаких ограничений, указанных в статье 29 Гражданского кодекса.

Требования

может только дееспособный человек. Не вправе стать попечителями граждане, которые:

  • лишены родительского права и ограничены в нем по судебному распоряжению;
  • отстранены от выполнения своих обязательств;
  • страдают от алкогольной и наркотической зависимости;
  • судимые ранее за тяжкие преступления или подвергающиеся уголовному преследованию;
  • не прошли курсы приемных родителей;
  • заключены в однополом браке;
  • имеют хронические заболевания, указанные в постановлении правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года №117.

К последним стоит отнести:

  • туберкулез 1 и 2 стадии под наблюдением врачей;
  • инфекционные заболевания в период обострения;
  • психические заболевания, наркомания, алкоголизм и токсикомания;
  • злокачественные опухоли на стадии 3 и 4;
  • травмы, которые привели к присуждению 1 группы инвалидности.

Также при назначении опекунства учитывается:

  • личные качества попечителя и способность к выполнению взятых на себя обязательств;
  • желание опекаемого;
  • отношение между двумя сторонами.

При назначении опеки над несовершеннолетним человеком, учитывается мнение ребенка. Приоритетом при назначении опеки становятся близкие родственники – бабушки и дедушки.

Обязанности

При оформлении опекунства, на попечителя возлагаются определенные , которые он должен выполнять.

Он обязуется:

  • приобретать необходимые продукты для подопечного, в том числе личные вещи и товары личной гигиены;
  • представлять его интересы в суде и других государственных инстанциях;
  • совершать сделки от лица подопечного;
  • получать денежные средства подопечного и распоряжаться ими в интересах опекаемого.

Он не вправе сдавать, покупать и продавать собственность подопечного. В некоторых случаях это возможно, но после получения одобрения у органов опеки и попечительства.

Как отменить опекунство?

Многие, взяв на себя такие обязательства, не справляются с поставленной задачей. В связи с чем, они желают знать как отменить опекунство.

Основания для прекращения опеки оговариваются в и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Над несовершеннолетним ребенком

Многие граждане, взявшие на себя обязательства по опеке над малышом, желают знать, как отменить опекунство над несовершеннолетним.

Опека над детьми прекращается автоматически по достижению ими совершеннолетнего возраста.

Чаще опека переходит в попечительство, когда ребенок достигает возраста 14 лет.

Согласно законодательству, опекун переходит в попечителя автоматически, даже не подавая заявление на переквалификацию.

Не требуется решение об окончании попечительства и после достижения ребенком 18 лет.

Основаниями для прекращения попечительства становятся:

  • приобретение ребенком полной дееспособности после наступления совершеннолетнего возраста;
  • вступление в брак, будучи несовершеннолетним ребенком;
  • освобождение от обязательств на добровольной основе или при определенных условиях;
  • ненадлежащее выполнение обязательств;
  • использование полученных денежных средств в своих интересах;
  • не оказание помощи опекаемому, оставление без надзора.

В третьем случае освобождение от опеки осуществляется органами опеки и попечительства. И это возможно только при передаче ребенка родителям или усыновителям.

Также решение о помещении ребенка в лечебное или воспитательное учреждение становится поводом для освобождения опекуна от исполнения обязательств.

Над пожилыми

Отменить опекунство может любой заинтересованный человек, который докажет корыстность действий попечителя.

Если опекун действует неподобающе, то есть оставляет без надзора недееспособного человека, не обеспечивает его, не помогает в защите своих прав, то его могут лишить права опекать человека.

Также попечитель вправе самостоятельно отказаться от опеки, предоставив доказательства.

Например, если ухудшилось финансовое положение или попечитель нуждается в медицинской помощи. В этом случае опека автоматически снимается. Возможен отказ от опекунства в судебном порядке.

Основания

Основаниями для прекращения опеки могут быть:

  • смерть попечителя или опекаемого;
  • срок действия документа об установлении опеки истек;
  • в случае отстранения попечителя от обязанностей в судебном порядке.

Все условия прекращения опекунства подробно прописаны в статье 29 Федерального закона №48 №Об опеке и попечительстве».

Добровольная опека вправе прекращаться и по совместному заявлению обоих сторон, а также если опекун не может выполнять свои обязательства в силу различных обстоятельств.

Попечитель вправе подать заявление об отмене опекунства в любое время, вне зависимости от срока окончания действия договоренности.

В принудительном и добровольном порядке

Существует не мало нюансов при отмене опекунства. Если говорить об опеке над несовершеннолетним ребенком, то забрать ребенка у ближайших родственников – опекунов до момента вынесения решения государственным органом, не возможно.

Добровольный отказ от опекунства – это подача заявления в органы опеки и попечительства самим попечителем.

Именно в заявлении указывается причина такого действия. В течение 3 рабочих дней государственная инстанция принимает решение.

В принудительном порядке – подача заявления заинтересованным лицом, с указанием нарушений обязательств. К заявлению прикладываются подтверждающие документы.

Порядок оформления

Процедура отказа от опекунства над конкретным человеком включает в себя несколько этапов. Изначально попечитель приходит в орган опеки и попечительства и подает соответствующее заявление.

Возможна подача заявления и самим опекаемым. Комиссия рассматривает поданное заявление и принимает решение. Вместе с этим составляется акт.

Заявление включает в себя следующие реквизиты:

  • наименование организации, в которую подают заявление;
  • фамилия, имя и отчество заявителя, место проживания;
  • изложение своей мысли с ссылкой на законодательную базу;
  • причина отказа от опекунства;
  • фамилия, имя и отчество подопечного;
  • дата и подпись с расшифровкой.

Документы

Помимо заявления человек должен предоставить:

  • при добровольном отказе – справки, подтверждающие ухудшение здоровья или финансового состояния;
  • при принудительном – справки из медицинского учреждения о побоях и ссадинах, справка из наркодиспансера, иные справки, подтверждающие халатное отношение попечителя.

В случае принудительного лишения опекунства, нужно подать заявление в суд. Приложить к нему:

  • справка о рождении детей;
  • справка из медицинского учреждения об установлении инвалидности;
  • заключение органа опеки и попечительства;
  • акт обследования жилищных условий.

Последствия

Время чтения: 8 минут

Российское законодательство рассматривает опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами как сугубо добровольное мероприятие. Это в первую очередь право субъектов, и к его реализации никто не может быть принужден. В контексте этого гражданам дано право как на добровольное согласие, так и на добровольный отказ от опекунства. Данный процесс лишь частично регламентирован законодательно, поэтому сопряжен с массой нюансов, которые необходимо соблюсти заинтересованным сторонам.

Что такое опека

Опекой, согласно ст. 2 Федерального закона № 48 «Об опеке и попечительстве» от 24.08.2008, признается форма семейного устройства лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста или признанных в силу психического заболевания недееспособными, установленная компетентными органами в воспитательных целях, а также в целях защиты прав и интересов опекаемого.

В рамках данного статуса лицо, на которое возложены обязанности опекуна, представляет интересы подопечного в отношениях с любыми субъектами без каких-либо специальных полномочий, кроме случаев, когда того требует закон. В число обязанностей лица в рамках опекунства также входит проживание с подопечным, обеспечение его содержания, забота о всестороннем развитии, а также о восстановлении психического здоровья, если дееспособность была утрачена.

Опекуном не может стать кто угодно. Закон требует, чтобы это был совершеннолетний дееспособный гражданин, не имеющий судимостей, не лишенный родительских прав и обладающий соответствующими финансовыми и имущественными возможностями. К слову, опека также может быть реализована в форме приемной семьи или патронатного воспитания.

Законодательство

Главным документом, регулирующим опекунство и все сопутствующие ему процедуры, является Гражданский кодекс РФ. Он вводит опеку в гражданское законодательство как одну из форм семейного устройства, регламентирует общие требования к личностям опекунов и определяет порядок установления опекунства. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 35 ГК РФ, статус опекуна дается исключительно с согласия на такое бремя самого субъекта.

Не меньшее значение имеет Семейный кодекс РФ. В частности, ст. 145 СК РФ регламентирует ряд условий установления опекунства, среди которых также фигурирует согласие на опеку, но необходимо оно уже со стороны потенциального подопечного, достигшего десятилетнего возраста. Учитывая это, нельзя исключать также и право подопечного на отказ от своего опекуна, даже если это прямо не определено в законе.

В конце концов все это обрело отражение в основных принципах опеки, зафиксированных ст. 5 ФЗ «Об опеке и попечительстве», одним из которых является свобода принятия решения и свободная возможность отказаться от опекунства над ребенком.

Согласно п. 3 ст. 29 ФЗ от 24.08.2008, опекун может быть освобожден от своих функций по собственной просьбе. Такое освобождение прекращает опеку и влечет за собой соответствующие правовые последствия.

Кроме того, документ регламентирует порядок отбора кандидатов, их правовой статус и ответственность, правила управления имуществом подопечных, полномочия органов опеки и множество других важных вопросов.

Не меньшее значение имеет постановление Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 и утвержденные им Правила, поскольку в них конкретизированы требования законодательства и пошагово прописаны все этапы процедуры установления опекунства.

Причины отказа от опеки

Законодательством причины отказа от опеки не конкретизированы. В силу этого лицо, желающее совершить такой отказ, способно мотивировать его исключительно личными внутренними побуждениями, без необходимости обосновывать свою позицию. На практике причиной такого обращения со стороны опекуна может стать что угодно, в том числе:

  • непреодолимые разногласия между опекуном и опекаемым или же членами их семей;
  • невербальная несовместимость субъектов отношений;
  • противоречия между интересами опекуна и интересами опекаемого;
  • заболевание, препятствующее исполнению опекунских обязанностей;
  • вынужденный переезд в другую местность, что противоречит воле или интересам подопечного;
  • банальное отсутствие желания далее исполнять свои обязанности.

Опека – это не только право, но и обязывающее опекуна бремя. В рамках своих обязанностей он должен не только всячески осуществлять защиту прав и интересов опекаемого, но и отчитываться в добросовестности исполнения своих обязанностей перед контролирующими организациями.

В частности, опекуны ежегодно подают отчеты в надзорные органы, в которых отображают все имущественные операции, коснувшиеся собственности подопечного, но совершенные именно опекуном. Поэтому объем осуществляемого контроля также становится одним из факторов отказа для семей, не желающих более опекать детей.

Но, как мы уже выяснили, подопечный также вправе сменить опекуна, отказавшись от опекунства со стороны нынешнего приемного родителя. Так как данный процесс не запрещен, но и не регламентирован законодателем, причиной обращения в компетентные органы с заявлением об отказе от опекуна могут выступить:

  • взаимная неприязнь подопечного и опекуна;
  • восстановление способности отдавать отчет своим действиям (для тех, кто был лишен дееспособности);
  • внутрисемейные противоречия;
  • отсутствие невербальной связи и контакта между сторонами;
  • отсутствие у опекаемого дальнейшего желания проживать с приемными родителями;
  • систематическое нарушение прав подопечного и иные причины, которые заставили последнего отказаться от опекуна.

Пройдите социологический опрос!

Порядок оформления отказа

Несмотря на то, что порядок отказа от опекунства законодательством не предусмотрен, он включает в себя необходимость прохождения нескольких обязательных этапов. В их число входит:

  1. Обращение в компетентные органы.
  2. Сбор и подача пакета необходимых документов.
  3. Подача .
  4. Рассмотрение обращения.
  5. Принятие решения и оформление соответствующего акта.

Для полного понимания ситуации считаем целесообразным рассмотреть наиболее значимые моменты подробнее.

Куда обращаться

Согласно ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве», решение об освобождении лиц от возложенных на них опекунских обязанностей принимает орган опеки. Следовательно, обращение необходимо направлять именно в орган опеки по месту жительства приемной семьи. В случае возникновения противоречий между интересами подопечного и опекуна решение о прекращении опеки также принимается опекунским советом, поэтому и подопечному следует обращаться туда.

Необходимые документы


Законодатель считает, что опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей в результате их личной просьбы. Представляется, что такая просьба должна быть выражена в форме заявления, поданного на имя руководителя органа опеки. В заявлении указываются:

  • полное наименование органа, в который направляется обращение;
  • анкетные данные опекуна и опекаемого, в том числе адрес проживания;
  • указание на реквизиты акта, которым было установлено опекунство;
  • выражение просьбы об освобождении от опекунских функций;
  • обоснование своей позиции, описание жизненных обстоятельств, препятствующих дальнейшему осуществлению опекунских функций;
  • ссылка на ст. 29 ФЗ № 48 от 24.08.2008, определяющую, как отказаться от опекунства;
  • дата и подпись.

Конкретных требований и правил подачи заявления об отказе от опеки законом не предусмотрено, однако правильнее всего будет подать такой документ лично.

Обратим внимание, что вместе с заявлением в орган опеки должны быть поданы:

  • документы, удостоверяющие личность заявителя;
  • копия акта об установлении опекунства;
  • отчет опекуна, необходимость предоставления которого установлена ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • иные документы, которые могут потребовать представители органа опеки.

Отметим, что если такое обращение направляет опекаемый, интересы которого являются приоритетными, ему, вероятнее всего, достаточно будет лишь одного заявления. Представляется, что такое заявление, независимо от причин, может быть направлено даже в устном виде.

В соответствии с п. 6 «Правил проверки условий жизни подопечных», утвержденных постановлением Правительства РФ № 423 от 18.05.2009, заявление подопечного должно стать основанием для внеплановой проверки условий жизни, в результате которой могут быть выявлены противоречия интересов сторон или, например, восстановление дееспособности у человека, ранее ее лишенного. Это в итоге приводит к освобождению опекуна, в том числе временному, от выполнения его обязанностей, или же опекаемый должен будет обратиться в суд для восстановления дееспособности.

Сроки и результат рассмотрения

Если решение принимается на основании заявления, направленного опекуном, рассмотрение дела обычно занимает не более трех дней.

Должностные лица составляют акт, согласно которому опека прекращается, а лицо освобождается от выполнения опекунских функций. Правоотношения между опекуном и его подопечным прекращаются с момента принятия данного акта.

Если же соответствующее обращение направляется опекаемым, на расторжение отношений уйдет несколько больше времени. Дело в том, что в таком случае органам опеки необходимо:

  1. Вынести акт о проведении внеплановой проверки.
  2. Провести проверку.
  3. В течение 10 дней составить акт по результатам ее проведения.
  4. На основании данного документа (в случае принятия положительного решения) составить акт об освобождении гражданина от опекунских функций.

При этом сам опекун, согласно ч. 7 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве», обладает правом оспорить такое решение

Судебный порядок

Судебный порядок освобождения от опекунства законом не предусмотрен. Функции принятия решения по данному поводу, как уже сказано, возложены на органы опеки. Необходимость применения судебного порядка, в частности, по обращению органа опеки, согласно ст. 70 СК РФ, установлена лишь в случаях, когда биологических родителей лишают их родительских прав. В таком случае орган опеки обязан подать соответствующее ходатайство в суд. Но распространение данной нормы на опекунов не предусмотрено – для них законодатель предусмотрел ст. 29 ФЗ № 48 от 24.08.2008.

При этом сам опекун, согласно ч. 7 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве», обладает правом оспорить решение об освобождении его от обязанностей опекуна. Поэтому судебный порядок может быть применен также в случаях, когда надзорные органы уже приняли решение об освобождении гражданина от опекунских функций, но он воспользовался своим правом на обжалование. В таком случае он подает иск в суд по месту нахождения органа опеки, поскольку тот в данной ситуации будет являться ответчиком.

Кроме того, судебный порядок для прекращения опеки может потребоваться в случаях, когда прекращение опеки необходимо в силу восстановления дееспособности подопечного. В таком случае ходатайство в суд, согласно ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве», должен подать сам опекун. Бездействие последнего в данном вопросе противоречит интересам подопечного и законодательству, что требует обращения в суд уже от органа опеки.

Последствия отказа от опеки

Общие последствия прекращения опекунства предусмотрены положениями ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве». В их число входят:

  • обязанность лица, освобожденного от опекунских функций, в трехдневный срок с момента, когда ему стало об этом известно, предоставить органам опеки опекунский отчет, подаваемый им ранее ежегодно в соответствии со ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • привлечение лица к административной, уголовной или иной ответственности по ходатайству органов опеки, если по результатам проверки будут выявлены нарушения закона. Указанное ходатайство направляется компетентным органам в течение недели с момента получения отчета или в течение двух недель в случае обнаружения таких оснований;
  • прекращение ранее заключенного с лицом договора об опекунстве.

Кроме общих правовых последствий, могут также наступать и частные последствия, поставленные в зависимость от объекта опеки. Для полного понимания рассмотрим самые распространенные случаи.

Отказ от опеки над несовершеннолетним

Опека над малолетним ребенком имеет массу специфических особенностей, что связано с особым характером государственной поддержки детей, оставшихся без попечения биологических родителей. Поэтому и отказ от опекунства несовершеннолетнего, помимо общих, имеет весьма специфические правовые последствия. В частности, согласно «Правилам проверки условий жизни подопечных», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 423 от 18.05.2009, вместе с составлением акта об освобождении опекуна от его обязанностей, орган опеки принимает решение о направлении ребенка в другую семью или организацию для детей-сирот.

Кроме того, опекуны лишаются права на пособие, назначенное на содержание ребенка, компенсационных выплат, если ребенок являлся инвалидом, а также на вознаграждение, которое выплачивается за выполнение опекунских функций.

Отказ от опеки над пожилым

В случае расторжения опекунства над пожилым человеком наступают все общие последствия, указанные выше. Более того, если опека осуществляется над пожилым человеком, которому в соответствии с указанием врача требуется постоянный уход или он является инвалидом первой группы, или достиг возраста 80 лет, то опекуну, согласно указу Президента РФ от 26.02.2013 № 175, предоставляются компенсационные выплаты в размере 1200 рублей. С момента подписания акта об освобождении опекуна от его обязанностей выплата таких компенсаций прекращается.

Не следует путать опеку с пожизненной рентой, которая может быть оформлена исключительно с дееспособными стариками и заключается посредством договора, без участия в этом органов опеки.

Отказ от опеки над недееспособным

Отказаться от опекунства над недееспособным, независимо от причин такой недееспособности, также можно в общем порядке. В таком случае лицо, освобожденное от обязанностей опекуна, не вправе более выступать законным представителем и заключать сделки от лица недееспособного. В таком случае исполнение по уже заключенным сделкам, а также заключение новых договоров возлагается на нового опекуна, а при его отсутствии – на орган опеки. Отметим, что сделки, заключенные вопреки интересам подопечного, могут быть признаны недействительными.

Отказ в опеке

Законом предусмотрены четкие требования к потенциальным кандидатам на опекунство, правила их отбора и назначения. Однако право на опеку предоставляется гражданам далеко не всегда. По результатам рассмотрения заявления органы опеки вправе вынести решение как об установлении опеки, так и об отказе в ее установлении. Причиной тому может стать:

  • несоответствие личности кандидата требованиям ст. 146 СК РФ;
  • отсутствие у него материальной возможности воспитывать ребенка, оказывать уход и защищать интересы иных подопечных;
  • несоответствие жилого помещения требованиям жилищных нормативов;
  • наличие заболеваний, входящих в список, утвержденный постановлением Правительства РФ № 117 от 14.02.2013;
  • несоответствие поданных документов установленным стандартам, подача ложных сведений и документов;
  • наличие иных потенциальных опекунов, обладающих преимуществом при оформлении опекунства.

Отказ в опеке оформляется соответствующим актом должностного лица. В нем должны быть указаны и обоснованы причины отказа кандидату на опекунство. Если субъект считает такой отказ необоснованным, он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.