Понятие и сущность права, его роль в жизни общества. Соотношение государства и права. Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства Значение права его роль в жизни общества

Право возникает в государственно организованном обществе, как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Признаки права:

1) Общеобязательность - право представляет собой единственную в государстве систему правил поведения, которые обязательны для всех субъектов общественных отношений (физические лица, юридические лица, организации и т.д.);

2) Формальная определённость – правила поведения устанавливаются и санкционируются государством в официальных актах, которые подлежат единообразному толкованию;

3) Интеллектуально волевой характер - право выражает общую волю граждан государства, обусловленную объективными интересами и потребностями личности, социальных групп и общества в целом;

4) Гарантированность государства - государство создаёт необходимые условия для реализации права, как системы общеобязательных правил поведения;

5) Обеспеченность охрана государства - реализация права обеспечивается государством посредствам охраны его предписаний от нарушений, принудительной силой мерами юридической ответственности;

6) Нормативность – все общеобязательные правила поведения выражаются в правовых нормах;

7) Системность – право выступает, как совокупность правовых норм, которые расположены в определённой системе, состоящей из относительно самостоятельных групп норм;

8) Государственно регулятивный характер - право является государственным регулятором общественных отношений.

Право – это система выраженных в правовых нормах общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются, санкционируются государством в официальных актах, выражают общую волю населения, охраняются мерами юридической ответственности и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право, как совокупность общеобязательных правил поведения представляет собой позитивное право и состоит из правовых норм. Правовая норма – это первичный элемент права, это образец или модель типового общественного отношения, который устанавливается государством. Определяет границы возможного или должного поведения в общественных отношениях.

Признаки нормы права:

1) Общность и формальная определённость - это общие правила поведения, образец, модель типового общественного отношения, который устанавливается, санкционируется государством в официальных актах;

2) Общеобязательность - это правила определяющее границы возможного или должного поведения всех потенциальных субъектов типовых общественных отношений;

3) Предоставительно - обязывающий запрещающий характер - норма права является повелительным предписанием имеющим характер дозволения, обязывания или запрета;


4) Охранительный характер - повелительное предписание в любом случае находиться под охраной государства, вследствие того, что оно установлено государством, предусмотрены и меры государственного принуждения в случае его нарушения;

5) Определённость - это определённый метод воздействия, на типовые общественные отношения включающий обстоятельства при которых применяется норма, взаимные права и обязанности участников отношений, а так же санкции за невыполнение обязанностей;

6) Конкретность - это полнота и точность указания на признаки правил поведения;

7) Неперсонифицированность – означает, что норма права распространяется на неопределённый круг лиц;

8) Норма права выступает государственным регулятором типового общественного отношения.

Каждая норма права имеет свою структуру, состоящую из 3ёх взаимосвязанных элементов:

- Гипотеза – это предположение, в котором указывается при каких условиях следует руководствоваться данным правилом;

- Диспозиция – это распоряжение, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий предусмотренных гипотезой, то есть само правило поведения;

- Санкция - это взыскание, в котором определяется, какие меры государственного взыскания или принуждения, могут применяться, к нарушителя правила предусмотренного диспозицией.

Моделью логической структуры нормы права является словесная схема, если то иначе (if then else).

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивно-охранительные функции лишь при наличии всех трёх структурных элементов. В связи с этим необходимо помнить, что норма права не тождественна статье нормативно правового акта. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статься нормативно правового акта – это внешняя форма её изложения. В статье нормативно правового акта может содержаться часть нормы или часть её элемента, поэтому в целом норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно правовых актов.

Важнейшим средством организации общественной жизни являются социальные нормы .

Социальные нормы – это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях, они обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничноефункционирование общества в соответствии с потребностями его развития и характеризуются следующими признаками:

1) Они являются правилами поведения людей, по мнению определённых коллективов, различных организаций или государства;

2) Это правила поведения общего характера;

3) Это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе (В необходимых случаях они обеспечиваются принуждением).

Все социальные нормы делятся по двум основаниям:

1) По способу их установления или создания;

2) Посредством охраны их от нарушения.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) Нормы права - это правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством;

2) Нормы морали (нормы нравственности)- это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

3) Нормы общественных организаций - представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций;

4) Нормы обычаев – это правила поведения сложившиеся в определённой общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенности в том, что они исполняются в силу привычки ставшей естественной жизненной потребностью жизни человека;

5) Нормы традиций - выступают в виде наиболее обобщённых и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определённой сферы жизнедеятельности человека, традиции бывают: семейные, национальные и т.д.;

6) Нормы ритуалов – представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия.

Соотношения права и морали – это важнейшая проблема любого государства. В нашей стране нормы права закреплены в актах государственных органов. Моральные нормы и принципы содержаться в сознании людей, находят своё отражения в произведениях литературы, искусства и СМИ. Для оценки поведения используют критерии, правомерно или не правомерно или имеет юридическое значение. Иные критерии содержаться в моральных нормах. Оценка моральных норм – это морально или аморально, плохо или хорошо, честное или нечестно. Реализация правовых норм в необходимых случаях обеспечивается специальным государственным аппаратом, а соблюдение норм морали контролируется общественным мнением или пресекается с помощью общественного порицания. Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью.

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

На уроке мы рассмотрим понятие права и его роль в жизни общества. Вы узнаете, какие признаки отличают право от других социальных норм, какие функции оно выполняет в процессе регуляции общественных отношений, а также в чем проявляется взаимосвязь права с государством.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Право и его роль в жизни общества

В объективном смысле право - это совокупность правовых норм, обеспеченных принудительной силой государства.
В субъективном смысле право - это правомочия конкретного лица, официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации (например, право на жизнь, свободу, собственность).
В общем под правом следует пониматьсистему общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

Признаки права:
1. Общеобязательность означает, что право является единственной системой социальных норм, исполнение которых обязательно на территории данного государства для всего населения.
2. Формальная определенность права заключается в том, что правовые нормы устанавливаются государством в официальных нормативно-правовых актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями (корпоративные нормы), либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, обычаи, традиции).
3. Обеспеченность принудительной силой государства означает, что реализация норм права охраняется принудительной силой государства. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, органы власти применяют к нарушителям меры государственного принуждения. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность соблюдения требований правовых норм.
4. Системность состоит в том, что совокупность правовых норм образует систему права, которая складывается в любом государстве. Система права характеризуется внутренней согласованностью и взаимодействием составляющих ее элементов (норм, институтов и отраслей права). Другими словами, право - это нормативная система, в той или иной форме исходящая от государства и связанная с ним.

Рис. 2. Судейский молоток - символ Суда и Закона ()

В обществе действуют и другие нормативные системы, например обычаи или мораль. При этом в конкретном обществе может сложиться несколько различных систем морали (если это многонациональное или многоконфессиональное общество), но правовая система всегда одна. Право применяет равный масштаб к разным людям, исходит из принципа равноправия, то есть формального равенства людей (это означает предоставление равных правовых возможностей и наложение равной ответственности перед законом).
Право оценивает только поведение людей, только их поступки, выраженные вовне, оно не дает оценку мыслям и чувствам людей, что делает мораль. Поэтому возможны расхождения между правовой и моральной оценкой поведения человека, когда с точки зрения права действие является законным, а мораль видит в данном поступке моральную ущербность (например, брак из корыстных побуждений).
Право, как и все остальные социальные регуляторы, выполняет в обществе определенные функции.
Функции права подразделяются на две группы:
-1. общесоциальные;
-2. специальные (юридические).
Общесоциальные функции выполняют все социальные нормы, все нормативные системы общества. К ним относятся:
1. воспитательная - социализация человека, приобщение его к жизни в обществе;
2. социального контроля - право контролирует поведение человека, определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений;
3. ценностно-ориентировочная - все социальные нормы ориентируют человека, как вести себя в обществе;
4. культурно-историческая - в праве находят выражение все духовные ценности, культурные традиции народа и общества, право передает их из одного поколения в другое.
Специальные (юридические) функции права:
1. регулятивная - право устанавливает в обществе определенные правила поведения, направленные на упорядочение связей между людьми;
2. охранительная - право защищает наиболее важные общественные отношения от посягательств, обеспечивает их стабильность и устанавливает санкции за различные правонарушения;
3. также можно выделить политическую функцию - право выступает формой, в которую облекаются все политические процессы в государстве (реформы, выборы органов власти и др.). Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и гарантирует устойчивость государственной власти.
Итак, роль права в жизни общества состоит в том, что оно выступает государственным регулятором типовых общественных отношений и в демократическом государстве обеспечивает свободное развитие личности, а также организованность и порядок в обществе.

Рис. 3. Арестованный бывший президент Мубарак ()

Право, как и государство, - это продукт развития общества на определенном этапе исторического процесса. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
1. право не может развиваться и функционировать без государства, так как государство - это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства решения, облеченные в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено его принудительной силой;
2. государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно возможность государственного принуждения в случае нарушения нормы права отличает правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе;
3. Не только право нуждается в государстве, но и государство - в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму, что исключает произвол государственных органов по отношению к гражданам. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Составьте таблицу «Право и мораль - сходства и различия».

  • 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Право, его роль в жизни государства и общества.

    Право - совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил поведения, регулирующих отношения людей в обществе. Соблюдение этих норм обеспечивается мерами государственного принуждения. Они должны быть обязательны для всех.

    Источниками права являются:

    1. правовой акт (например, закон),

    2. правовой обычай (исторически сложившиеся нормы, которые могут быть не закреплены законодательно, но учитываются судом),

    3. судебный прецедент (учет прошлых решений, например, суды Российской Федерации обязаны руководствоваться толкованиямиЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека),

    4. правовая доктрина (положения из работ известных ученых - характерно для Великобритании, в России официально не признается источником права),

    5. нормативный договор (соглашение, в котором одной из сторон является государство, но, в отличие от правовых актов, обязательно участие других субъектов, например, международное соглашение).

    Роль права в жизни государства и общества :

      Регулирует общественные отношения.

      Охраняет интересы людей.

    Важной особенностью пра́ва является то, что право предоставляет определенные права́ , в то же время налагаетобязанности , за невыполнение которых человек несет ответственность.

    В России действуют различные отрасли права:

      Конституционное право - регулирует наиболее важные отношения, например, основы государственного строя и избирательной системы.

      Уголовное право - определяет, является ли содеянное преступлением, и меры наказания.

      Гражданское право - регулирует имущественные отношения, защиту чести и достоинства.

      Трудовое право - отношения работников и работодателей.

      Семейное право - вступление в брак, совместная жизнь, развод.

      Административное право - отношения между гражданами и представителями власти, например, контролерами в общественном транспорте.

    Под правовым государством подразумевают наличие такой системы юридических норм, которые не противоречат естественным правам человека, формальному равенству людей. С этой точки зрения право рассматривается как форма общественного сознания (сравните с религией), а не просто свод законов. Конкретная юридическая норма может быть правово́й или неправово́й в зависимости от её соответствия принципам права. Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании этого подхода в официальных представлениях о природе права (wikipedia).

    2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

    Применительно к постиндустриальному обществу, данная фраза подчеркивает, что наука в постиндустриальном обществе становится непосредственной производительной силой , то естьмыслительный процесс рассматривается как необходимое условие производства .

    Здесь обыгрывается афоризм, автором которого считается известный математик и философ Рене Декарт (1596–1649): «Я мыслю, следовательно, я существую». Кастельс переиначивает фразу, заменяя слово «существую» на «произвожу». То есть, если у Декарта мышление является одним из основных условий существования, то Кастельс подчеркивает роль информации и мышления для производства в эпоху информационного общества.

    Основные характеристики постиндустриального общества (эта стадия наступает после индустриального ):

      Преобладает не промышленность (производство товаров), а информация и сфера обслуживания (производство услуг). - Превосходство сферы услуг над сферой производства товаров.

      Изменяется социальная структура: классовое деление заменяется делением по профессиональному признаку.

      Большое значение приобретает уровень образования. Затраты на образование и переподготовку кадров увеличиваются.

    3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

    Если Вы в данной ситуации постараетесь незамедлительно покинуть опасную зону, то ваше решение будет вполне разумным:

      Акции протеста, нарушающие общественный порядок, представляют серьезную угрозу для участников и окружающих людей. Может возникнуть драка, давка, что приводит к ранениям и гибели людей .

      Кроме того, за участие в беспорядках можно получить административное взыскание, подвергнуться судебному преследованию со стороны правоохранительных органов. Порядок проведения подобных мероприятий определяет Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В данном случае предлагается перекрыть движение, что нарушает правила дорожного движения, права людей, пользующихся автотрассой по назначению.

      Отказ от участия в акции протеста не обязательно означает равнодушие к судьбе гибнущего парка. Более правильным будет привлечь внимание властей и общественности через прессу, обратиться к администрации территории с требованием не допустить вырубку, обратиться за помощью к депутату, подать заявление в суд.

    Люди, которые считают необходимым поддержать акцию своим участием, выдвигают следующие аргументы:

      Попытки решить проблему законным путем не имели действия, поэтому только так, устроив затор на дороге, можно добиться внимания властей. Любая подобная акция, включая голодовки протеста и т.п., в случае получения огласки и общественного резонанса, служит поводом для проверки, смены кадрового состава. Это заставляет администрацию и депутатов более внимательно следить за соблюдением прав человека, прислушиваться к мнению населения.

      Пока будет принято решение законным путем, парк будет вырублен.

      Они уверены в правоте защитников парка, поэтому готовы пострадать ради спасения природы (надо отдавать себе отчет, что занятие это неблагодарное).

      Есть, правда очень малая, вероятность, что удастся доказать в суде, что решение о вырубке было принято с нарушением законодательства и что данная акция преследовала цель восстановления законности.

    Билет № 4

    Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества, государства»

    Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию; формировать гражданские качества личности, делающих её политически активной в современном обществе, и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основы РФ

    а) образовательные:

    Объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;

    Объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

    Понимать, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

    Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

    б) развивающие:

    Способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;

    Умение работать с документами;

    Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

    Развивать умение делать выводы

    в) воспитательные:

    Содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

    Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

    Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

    Ход урока

    I . Вводная часть.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация работы.

    Диалог двух учащихся. Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика и ведут диалог.

    Человек родился?

    Человек родился.

    Человек!

    Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.

    Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

    А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.

    А для чего люди придумывают социальные нормы?

    Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

    Но ведь эти правила выполнять необязательно, поэтому они не всегда наводят порядок.

    Да, но некоторые правила обязательны и за то, что их не выполняют, приходится отвечать. Эти правила возведены в законы, которые охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

    Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?

    - Хотели ли бы вы жить в таком обществе? Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

    Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству? Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания – Право, которое как раз и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.

    Запишем тему нашего урока: Право, его роль в жизни общества и государства

    Определите цели урока

    Верно, мы должны рассмотреть разные значения понятия права, определить его место в жизни общества и государства

    Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

    Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но уже опираясь на услышанное в ходе урока.

    II . Основная часть. Изучение нового материала.

    1. Рассмотреть содержание понятия «право»

    В любом обществе должен существовать порядок. На чем же он базируется? На определенных нормах, правилах поведения, И неважно, говорим ли мы о древнейшем обществе охотников и собирателей, либо о современном постиндустриальном обществе. В нем обязательно работают социальные регуляторы, которые и определяют поведение каждого из нас. Как вы думаете, что это за социальные регуляторы (обычаи, традиции, религия, мораль, законы).

    Правильно, поведение в обществе регулируется разными социальными нормами, которые действуют в обществе в целом или в ее отдельной сфере: в экономике, политике. Но один из этих регуляторов отличается коренным образом. Это – право. Оно получило свое название от латинского слова « justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Однако слово право может иметь разный смысл.

    - Что же такое Право? Попробуйте сформулировать его определения

    1) возможность поступать тем или иным образом: право на что-то;

    2) совокупность правил поведения, принятых в государстве и обязательных для выполнения

    - А для кого приняты эти нормы? (для граждан, для чиновников, для органов управления)

    Т.е., право определяет, не только правила поведения, но и правила управления обществом, государством, создается единый, равный для всех порядок.

    Перечисленные права можно поделить на две группы. Как думаете, какие? Почему?

    Правильно. Одна группа прав дана человеку от рождения, эти права необходимы для нормального развития, называются естественными. они выражены в Декларации прав человека, принятой ООН. Другие права зависят от формы государства и их принимает само государство. Такое право называется позитивным.

    Одним из прав, действующих в нашем обществе является право на свободу слова. Что это означает?

    Действительно, это означает, что вы можете выражать свое мнение по любой теме. А если вы оскорбите человека, выражая свое мнение о нем? Вы нарушаете его право, а именно честь и достоинство.

    - Что же должно лежать в основе права? (справедливость, мера)

    Но стоит следующая проблема: как определить меру справедливости ? Давайте размышлять. – Что такое мера? (Мера – это то, что отвечает на вопрос: сколько, какое количество, какой размер и т.д.)

    - Как определить меру прав человека ? Получается, надо ограничить свободу человека? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку

    Т.о., подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей, которые, в свою очередь должны уважать ваши права. Право определяет, что человеку можно делать, а что нельзя, от чего он должен быть защищен и за что сам несет ответственность.

    Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права (абсолютно обязательном повелительном требовании). Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами. Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право - это, прежде всего, ответственность.

    Прочитайте отрывок из документа Е.Н.Трубецкого с. 73 и ответьте на вопрос: что служит границей внешней свободы отдельного лица? (в соответствии с требованиями добра).

    Понятие «добро» является сутью морали. Значит, мораль и право есть слова-синонимы или нет? - В чем состоит отличие права от морали?

    Подводя итог, можем сделать вывод о том, что право определяет определенные права и обязанности, принятые в государстве, определяемые мерой свободы, справедливости и ответственности.

    2. История возникновения права. Работа с документами.

    - Как и когда возникло право?

    - Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?

    Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.

    Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

    Одним из первых записанных правил являются законы царя Хаммурапи, созданные в начале 2 тыс. дон.э. На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, ребята рассмотрим отрывки из названных сводов законов.

    - Перед Вами статьи из законов Хаммурапи и Русской правды

    Законы Хаммурапи . Я - ц а р ь м о г у ч и й сред и ц а р е й, м о и слов а п р е в о с х о д н ы, м о я мудрость бесподобна. П о п о в е л е н и ю Ш а м а ш а, в е л и к о г о судьи небе с и з е м л и, д а воссияет м о е п р а в о в с т р а н е, п о слову М а р д у к а, м о е г о в л а д ы к и, д а н е найдет м о й п а м я т н и к н и к о г о, к т о б ы удалил е г о.

    196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

    197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

    202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения,

    то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

    203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового поло­

    жения, то обязан уплатить мину серебра.

    Русская правда.

    5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

    7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

    17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

    26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

    24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

    Определите общие черты законов и различия (Общее и различие: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны).

    - Сейчас для нас эти законы кажутся неправдоподобными. Однако они действительно существовали.

    Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: «Государство - это я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией (о ней мы поговорим на будущих уроках) и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон вводит жизнь в управляемое русло. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Другими словами без права невозможно регулировать жизнь общества и государства.

    3. Определить признаки нормы права.

    А теперь давайте откроем 72 страницу учебника и найдем определение нормы права. Выпишите это определение себе в тетради. Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

    Как видите, в основе права – совокупность правовых норм.

    Что же собой представляет правовая норма? Найдите на с. 75 определение правой нормы и ее отличительные особенности

    Норма права - это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

    Отличительные особенности:

    Закрепленность в законе (или других нормативных актах0

    Общеобязательность

    Обеспеченность силой государства

    Что значит общеобязательное?

    Будет ли работать система, если каждая из норм права не будет обязательной для всех?

    А кто должен обеспечить эту обязательность (Государство).

    Каким образом? (Государство устанавливает, обеспечивает и гарантирует их выполнение и наказывает за их невыполнение)

    4. Дать общую характеристику законам.

    Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает или закрепляет ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативно-правовыми актами. Из чего же складывается система законодательства? Рассмотрите схему с. 74.(Конституция, законы, подзаконные акты).

    Почему схема имеет ступенчатую форму?

    Конституция – фундамент всех законов страны. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой чем подзаконные акты. Они принимаются Федеральным собранием или всем народом (путем референдума), делятся на основной (Конституция) и обыкновенные. Подзаконные акты зависят от того кто их издает: Указы (президент), постановления (правительство), приказы, распоряжения (министерства) и т.д.

    Почему лестница имеет единое основание?

    5. Главное предназначение права выражены в их функциях.

    Функции права:

    А) регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.

    Б) охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.

    III . Проверка усвоения материала

    1. Признаки права. Упражнение « Реконструкция правового источника»

    А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном праве России. Скажите ребята, а каким вы представляете право сейчас? Какими признаками вы наделите право? Для этого закончите предложения . Работа со слайдом. С некоторыми признаками Вы уже познакомились. Поэтому Вам будет нетрудно справиться со своей задачей.

    1. Право выражено в …………нормативно-правовых актах. Правило, записанное в любом законе, и есть право.

    2. Право принимается………государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности.

    3. За нарушение права всегда наступает…….юридическая ответственность.

    4. Право регулирует только конкретные………..поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

    5. Право не……вечно. Оно создается………. Людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

    2. А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

    3. Скажите, какова же роль права в обществе и государстве?
    4. Согласны ли вы с высказыванием У. Шекспира Сущность закона – человеколюбие

    Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

    Что на уроке было главным?

    Что было интересным?

    Что узнали нового?

    Что вызвало затруднение?

    IV . Подведение итогов урока.

    Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации жизни и деятельности любого гражданского общества. Необходимо чётко осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым фундаментом для любого государственного устройства.

    Не случайно символом нашего урока была древнегреческая богиня правосудия - Фемида. Фемида иносказательно означает теперь закон, а ее весы – символизируют правосудие. Ведь весы - древний символ справедливости и меры. Как вы думаете, что означает повязка на глазах? (Беспристрастие)

    Что означает меч? Меч Фемиды – обоюдоострый, он не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия"правого дела" и силы. Что означают символы - змея, книга, - подумать дома.

    V . Д/з. п.8, с.69-70, 72-75 . Думаю, что каждый из вас в ходе работы на уроке сделал для себя определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и вам предстоит написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (Вл. Соловьёв, философ).