Понятие атмосферного воздуха. Правовые меры его охраны. Атмосферный воздух Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха

Тема № 17. Правовая охрана атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух выделяется как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды, который следует отграничивать по правовым и естественно-природным признакам от других элементов атмосферного пространства, таких как озоновый слой, климат, а также от околоземного космического пространства, выходящего за пределы земной атмосферы.

Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правового регулирования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с данным Законом атмосферный воздух определяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. Таким образом, атмосферный воздух охватывает собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. При этом не весь газовый состав атмосферы подпадает под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе. Так, озоновый слой атмосферы, охрана которого названа как одно из требований по охране атмосферного воздуха (ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»), составляет самостоятельный объект правового регулирования. В рамках выполнения международных обязательств Республики Беларусь по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата осуществляется регулирование выбросов парниковых газов, т. е. газообразных составляющих атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.

В отличие от других компонентов природной среды, являющихся объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект, а не объект использования. Приоритет охраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферного воздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствами атмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов природопользования. В силу своих физических свойств, таких как наличие постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Эти же свойства атмосферного воздуха ограничивают его использование как индивидуализированного объекта природопользования.

Государство имеет суверенные права на воздушное пространство, образующее составную часть государственной территории Республики Беларусь, но не являющееся компонентом природной среды. По отношению к атмосферному воздуху государство обладает определенными полномочиями по регулированию общественных отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, в том числе выполнению международных обязательств, принятых на себя Республикой Беларусь в данной области.



Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм, которые регулируют использование полезных свойств данного компонента природной среды, в законодательстве об охране атмосферного воздуха специально не выделяется. Учитывая имеющееся в экологическом законодательстве понятие природопользования как деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, есть основания вести речь о постепенном формировании такого института применительно к атмосферному воздуху.

Можно выделить некоторые составляющие атмосферы, которые могут использоваться в человеческой деятельности и которые в будущем могут получить статус ресурсов, например, смесь газов, составляющих атмосферный воздух, полезные свойства атмосферы, формирующие погоду и климат, и некоторые другие. Пользование этими природными элементами специально не регулируется. В соответствии со ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об охране атмо­сферного воздуха» предусмотрено только потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

  • 5.Общая характеристика права собственности на природные объекты (ресурсы): понятие, формы, субъекты, объекты, содержание.
  • 6.Право общего природопользования.
  • 7. Право специального природопользования.
  • 8.Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, функции, методы, формы.
  • 9.Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 10.Экологическое нормирование (стандартизация). Виды экологических нормативов.
  • 11.Экологическая экспертиза: понятие, принципы, виды, объекты и порядок проведения.
  • 12.Экономический механизм охраны окружающей природной среды: понятие, структура и элементы.
  • 13.Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции и виды.
  • 14.Механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.
  • 15.Недра как объект использования и охраны. Право пользования недрами: понятие, виды и условия.
  • 16.Правовая охрана недр. Ответственность за нарушения законодательства о недрах.
  • 17.Воды как объект использования и охраны. Право собственности на водные объекты.
  • 18.Право водопользования: понятие, виды, условия.
  • 19.Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
  • 20.Правовая охрана вод. Ответственность за нарушение водного законодательства.
  • 21.Леса как объект использования и охраны. Право собственности на леса.
  • 22.Условия и порядок предоставления права лесопользования юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям).
  • 23. Условия и порядок предоставления права лесопользования физическим лицам.
  • 24.Правовая охрана и защита лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
  • 25.Животный мир как объект использования и охраны. Право пользования животным миром: понятие, виды, условия.
  • 26.Понятие и правовые основы охоты. Виды охоты. Документы, удостоверяющие право граждан на охоту.
  • 27.Ответственность за нарушение правил охоты (незаконную охоту).
  • 28.Понятие и правовые основы рыболовства. Виды рыболовства. Ограничения рыболовства.
  • 29.Ответственность за нарушение правил рыболовства (незаконную добычу водных биологических ресурсов).
  • 30.Правовые меры охраны животного мира.
  • 31.Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха.
  • 32.Нормирование качества атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
  • 33.Понятие и особенности правовой охраны природно-заповедного фонда.
  • 34.Правовой режим государственных природных заповедников.
  • 35.Правовой режим национальных и природных парков.
  • 36.Правовой режим государственных природных заказников и памятников природы.
  • 37.Правовой режим природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  • 38.Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
  • 40.Субъекты международного экологического права. Международная эколого-правовая ответственность.
  • 31.Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха.

    Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

    Охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата – одно важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном, региональном и национальных масштабах.

    Законодательная база в данной области основывается на Конституции РФ, в нее входят многочисленные международно-правовые, региональные, национальные и локальные акты. Это Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», акты федерального уровня (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах и т. п.), уровня субъектов РФ, подзаконные акты – постановления Правительства РФ, санитарно-гигиенические нормативы Минздравсоцразвития РФ. Российское законодательство об охране атмосферного воздуха базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении и др.

    Правовыми инструментами для реализации указанных принципов являются:

    – установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий;

    – государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ;

    – получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия;

    – государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных физических воздействий и их источников.

    Объекты правового регулирования Атмосферный воздух – естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых производственных и иных помещений.

    Воздух в жилых, производственных, общественных помещениях, в установках, компрессорах, баллонах и др., т. е. изъятый из окружающей среды или отделенный от нее, является объектом гражданского, трудового и иного законодательства.

    Климат представляет собой многолетний режим погоды данной местности, определенный географической широтой, высотой над уровнем моря, удаленностью местности от океана, рельефом суши, антропогенным воздействием и иными факторами. Правовому регулированию подлежат система и средства наблюдения за состоянием и изменения климата, меры по стабилизации концентраций парниковых газов, воздействие на погоду и климат и иные вопросы.

    Озоновый слой является частью атмосферного воздуха, расположенной на высоте от 20 до 50 км, предохраняющей живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п. также подлежат правовому регулированию и охране.

    Загрязнение атмосферного воздуха, происходящие и прогнозируемые изменения климата, трансграничные переносы вредных веществ, большие расстояния и иные негативные явления и процессы требуют принятия неотложных организационных и правовых мер.

    Согласно ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, который является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды.

    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей следующее:

    – обеспечить выполнение уполномоченными органами мероприятий по охране атмосферного воздуха;

    – соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу;

    – соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

    – соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    – выполнение федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов РФ и выполнение мероприятий по его охране;

    – обеспечить выполнение иных правил, установленных законодательством РФ, ее субъектами в данной области.

    Выделяют три вида экологического контроля:

    – информационный – как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и пресекательных действий;

    – предупредительный – проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства;

    – карательный – выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.

    Государственный контроль осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.

    Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Наряду с государственным контролем за охраной атмосферного воздуха указанный Закон предусматривает производственный и общественный контроль за охраной окружающего воздуха.

    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и назначающие лиц, ответственных за проведение производственного контроля, и (или) организуют экологические службы.

    Общественный контроль осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей среды, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.

    Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

    "

    Понятие атмосферного воздуха в качестве объекта природы дается в преамбуле Федерального закона РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» . В ней атмосферный воздух определяется как жизненно важный компонент окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

    Физическое состояние атмосферного воздуха представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (ст. 1 Закона).

    Атмосфера - тонкая газовая оболочка, окружающая Землю и разделенная на несколько сферических слоев. Около 95% массы воздуха приходится на внутренний слой - тропосферу, простирающуюся вверх над поверхностью Земли примерно на 17 км.

    Если Землю сравнивать с яблоком, то обеспечивающая нашу жизнь воздушная оболочка соответствует толщине его кожуры. Около 99% объема чистого сухого воздуха в тропосфере состоит из двух газов: азота (78%) и кислорода (21%). Оставшийся объем воздуха в тропосфере содержит небольшое количество аргона (менее 1%) и около 0,35% диоксида углерода. Атмосферный воздух в тропосфере содержит также водяные пары в количестве, меняющемся от 0,01% у холодных полюсов до 5% - во влажных тропиках . Воздух, находящийся в тропосфере, подлежит регулированию по использованию и охране. Воздух, находящийся в различных помещениях, установках, компрессорах, баллонах и т.д., изъятый из природной среды, является объектом гражданского, трудового, административного законодательства.

    Правовому регулированию не подлежат: климат местности, зоны ветров и магнитные бури. Говоря о роли атмосферного воздуха, необходимо напомнить, что рост загрязнения атмосферы увеличивается с каждым годом. Так, наблюдение за составом атмосферного воздуха показывает, что происходит постоянный рост содержания углекислого газа в атмосфере. Концентрация его сто лет назад, т.е. до начала бурного промышленного развития, была на уровне 0,029%, сейчас она достигает 0,032%, а в перспективе может привести к серьезным необратимым изменениям биосферы.

    Охрана атмосферного воздуха приобретает особую актуальность в условиях интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства, роста г ородов и увеличения количества транспортных средств; расширение исследований космического пространства также усиливает отрицательные антропогенные воздействия на атмосферу. Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнения на значительное расстояние.

    Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется мировой океан, окисляется почва и вода. Так, на территорию Российской Федерации вместе с воздушными массами ежегодно поступает 2 млн тонн двуокиси серы и около 10 тонн сульфатов. С осадками на сельскохозяйственные угодья центральных областей европейской части страны выпадает около 1 млн тонн серной кислоты. Для ее нейтрализации необходимо 1,5 млн тонн технической извести, стоимость которой составляет миллионы рублей.

    Увеличивается количество выбрасываемых в атмосферу тяжелых металлов - таких как свинец, медь, хром, бериллий, мышьяк, кобальт и другие. Опасность их для человека заключается в том, что в процессе эволюции организм не выработал защитных механизмов к этим веществам. По этим причинам, возможно, их отрицательное воздействие на здоровье человека. Вызывает беспокойство увеличивающаяся концентрация в воздухе канцерогенных соединений. Так, пробы льда на станции Пионерская в Антарктиде показали, что концентрация соединений бензопирена в три раза выше, чем 600 лет назад.

    Это объясняется переносом на большие расстояния продуктов деятельности человека, усиливающейся за последние сто лет. К канцерогенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, относятся некоторые соединения полициклических углеводородов, которые выбрасываются в атмосферу стационарными источниками (90%), а оставшиеся 10% приходятся на выбросы автотранспортных средств. Из общего количества полициклических углеводородов, находящихся в отработавших газах автомобилей, примерно 20-30% составляют канцерогенные вещества.

    К загрязнителям атмосферы относятся и вредные физические воздействия на нее. Одним из них является шум, сопровождающий нас в быту. Он может оказывать вредное воздействие на человеческий слух. Диапазон звуков, воспринимаемых человеком, простирается от порога слышимости до порога болевых ощущений, равного 130 ДБ. При уровне звукового давления более 140 ДБ возможен разрыв барабанной перепонки.

    Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах остается недопустимо высоким. В отечественной системе учет выбросов по ряду веществ не существует, но они составляют заметную величину, сравнимую с антропогенными выбросами (например, леса являются достаточно мощным источником выделения метана и окислов азота). Так, заболоченные земли и озера являются источником выделения метана. Вулканы и лесные пожары являются заметными источниками диоксидов серы и азота, оксида углерода и др. В настоящее время действуют два перечня методик исчисления: 1) перечень методик измерения концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах; 2) перечень технических средств контроля промышленных выбросов.

    Правовая охрана атмосферного воздуха заключается в установленной законодательством совокупности государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение воздушного бассейна от загрязнения, истощения его кислородных запасов, рациональное использование воздуха в хозяйственных целях, воспроизводство его запасов в интересах оздоровления и улучшения окружающей человека среды, животного мира, жизни и здоровья настоящего и будущих поколений. Основные законодательные акты об охране атмосферного воздуха в Российской Федерации составляют достаточно большой массив. К ним относятся и международно-правовые акты (к примеру, Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.; Монрельский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987г; Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Киотский протокол и другие). Центральным законом, регулирующим охрану атмосферного воздуха, озонового слоя и климата, является действующий Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Существует также ряд постановлений Правительства РФ, такие как постановление Правительства РФ от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования ввоза потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (с изм. и доп. от 3 июня 2016), а также постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха» от 05.06.2013 № 477, ряд ведомственных актов Росгидромета, Минздрава РФ и другие.

    Таким образом, российское законодательство соответствует международным требованиям в области охраны атмосферного воздуха и основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни труда и отдыха, недопущения вредных воздействий на атмосферный воздух, обеспечения гласности, полноты, достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнения и другие.

    Охрана атмосферного воздуха осуществляется различными способами: биологическими (проведением работ по воспроизводству природных ресурсов, их охране и защите от истощения), технологическими (совершенствованием технологических процессов, систем очистки, организацией безотходных производств), экономическими (планированием охраны, материально-техническим обеспечением, развитием материального стимулирования за выполнение природоохранительных мероприятий), санитарными (принятием мер по оздоровлению окружающей среды), организационными (организацией рационального использования воздушного бассейна и контроля за его состоянием и охраной), идеологическими (проведение эколого-воспитательной работы, улучшением экологической подготовки кадров и т.п.), правовыми. Однако, говоря о современном законодательстве в области регулирования охраны атмосферного воздуха, следует отметить, что оно далеко не совершенно. Недостатки его заключаются в том, что в нем присутствует нечеткость и неопределенность понятия атмосферного воздуха и его охраны.

    Кроме того, в нем отсутствует инструмент, реализующий механизм воздухоохранной деятельности. Большинство норм Федерального закона носят декларативный характер, они, как правило, не обеспечены подзаконными актами по процедурам нормирования воздействия на него, информирования населения и хозяйствующих субъектов о качестве воздуха и прогнозов его изменения и т.д.

    • СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
    • Тайлер Миллер Жизнь в окружающей среде. М.: Галактика С. 180-181.

    Атмосферный воздух играет огромную роль в жизни общества. Трудно переоценить его экологическое и экономическое значение как природного ресурса. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, как сказано в пре­амбуле к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха».

    Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной сре­ды. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 40 до 505% заболеваний человека в наше время могут быть связаны с из­менением окружающей среды и, в первую очередь, с загрязнением атмосферы.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружа­ющей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмос­ферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космиче­ское пространство.

    Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружа­ющей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производствен­ных и иных помещений.

    Озоновый слой - это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от ради­ационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулирова­нию и охране подлежат производство и применение озоноразрушаю­щих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п.

    Важное значение имеет озоновый слой для поддержания темпера­турного баланса на Земле, сочетая в себе парниковые и антипарнико- вые свойства. Он же - активный участник формирования погоды - служит, по мнению специалистов, аккумулятором и преобразователем энергии, вносимой в атмосферу волновым излучением Солнца.

    В середине XX века стало понятным надвигающееся разрушение озонового слоя как одно из проявлений антропогенной деформации окружающей среды, ведущей к нарушению функционирования эко­логических систем и биосферы Земли. Озон, находящийся на высоте около 30 км от земной поверхности, представляет собой тончайший слой толщиной около 3 мм и является одним из обязательных условий сохранения жизни на нашей планете, так как защищает ее от ультра­фиолетового излучения на биомассу планктона - главного произво­дителя кислорода, на все живое, произрастающее и двигающееся на Земле.

    В соответствие с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» регулируются общественные от­ношения в области охраны атмосферного воздуха, предусматриваю­щие улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные последствия для населе­ния, растительною и животного мира. Охрана атмосферного воздуха осуществляется посредством:



    Нормирования качества атмосферного воздуха и вредных физи­ческих воздействий на атмосферный воздух (существуют гигиениче­ские и экологические нормативы, технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы);

    Государственной регистрации вредных (затрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

    Установлением требования о том, что производство и исполь­зование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

    Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационар­ные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

    Кроме того, Закон запрещает:

    Выбросы в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

    Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и инои де­ятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    Производство и эксплуатацию транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в вы­бросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

    Правовые меры охраны атмосферного воздуха

    В соответствии со ст. 14. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление лимитов на вы­бросы, сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также установле­ние платы за негативное воздействие на окружающую среду являются одними из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.



    В целях предотвращения негативного воздействия на окружаю­щую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в том числе следующие нормативы допустимого воздействия на окружаю­щую среду:

    Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ и микроорганизмов;

    Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

    Для оценки состоянии атмосферною воздуха законодательством

    РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических осо­бенностей и повышенной социальной ценности отдельных террито­рий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных или иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

    Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных ве­ществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного райо­на не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Устанавливаются также и нормативы предельно допустимых кон­центраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воз­действий, и ряд других.

    Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполни­тельной власти в области охраны окружающей среды, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющими государственное управление в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

    Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) вешеств в атмос­ферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

    Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным орга­ном исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допуска­ются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмо­тренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации

    Порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Административным регла­ментом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выда­че разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружа­ющую среду, утвержденный приказом Министерства природных ре­сурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288.

    Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

    Условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физиче­ские воздействия на него;

    Стандартов, нормативов, правил и иных требовании охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

    Режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стаци­онарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    Выполнения федеральных целевых программ охраны атмосфер­ного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

    Иных требований юконодательства Российской Федерации в области охраны ашисферного воздуха.

    Государственный надзор ta охраной атмосферного воздуха осу­ществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосфер­ный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

    Юридические лица, которые имеют источники вредных хими­ческих, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

    Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертифи­кация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств, и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требова­ниям охраны атмосферного воздуха.

    При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вы­звано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здо­ровью человека, принимаются экстренные меры по защите населе­ния в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера.

    В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха 1 . В частности, запрещается -

    Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

    Внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудова­ния и других технических средств, если они не отвечают установлен­ным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

    Проектирование, размещение и строительство объектов хозяй­ственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фон­да растений и генетического фонда животных, наступлению необрати­мых последствий для людей и окружающей природной среды;

    Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмос­ферный воздух;

    Производство и эксплуатация транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.