Основы государственной службы в РФ. Федеральный закон "об основах государственной службы российской федерации" С изменениями и дополнениями от

В связи со стремительным социально-экономическим развитием РФ, предпринимательская деятельность в области импорта и экспорта товаров, услуг и результатов интеллектуального труда требует постоянной реформации и контроля. С этой целью был создан действительный ФЗ о внешнеторговой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ (акт от 8 декабря 2003 г.) принят 21 ноября 2003 года, вступил в силу 26 ноября 2003 года . Положение действующего ФЗ употребляется в отношении официального упорядочивания внешнеторговых операций. Настоящий правовой акт регламентирует регулирование потоков импорта и экспорта и полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой активности. В ФЗ-164 предусмотрены способы юридической защиты интересов Российской федерации в сферах экономики и политики.

ФЗ «Об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности» в РФ не может применяться в отношении следующих видов деятельности:

  • Оказываемые представителями органов государственной власти некоммерческие и неконкурирующие услуги;
  • Услуги, предоставляемые Центральным Банком России (ЦБР) в соответствии с установленными Федеральными законами функциями;
  • Деятельность по оказанию услуг в рамках социального (в том числе и пенсионного) обеспечивания, при условии гарантии Правительства Российской Федерации, отсутствия конкуренции с другими органами соцобеспечения или при эксплуатации государственных финансовых ресурсов.

Основой для государственного упорядочивания внешнеторговой активности является Конституция Российской Федерации. Регулирование осуществляется посредством соответствия критериям, установленным действующим 164-ФЗ, общепринятыми нормативам международного права и принципам международной дипломатической договорённости.

В рамках осуществления внешнеторговых сделок субъекты Российской Федерации уполномочены переводить переговоры с субъектами иностранных государств. Переговоры с иностранным государственным правительством возможны только при согласии Правительства Российской Федерации (ст. 8, п. 1 ).

В ФЗ о внешнеторговой деятельности существуют понятия:

  • Аналогичный товар - соответствующий максимальному числу общих характеристик с другим объектом торговли, товар;
  • Взаимность - взаимная деятельность между субъектами РФ и иностранными субъектами по созданию взаимовыгодных условий и режимов внешнеторговой деятельности;
  • Бартерная сделка - соглашение об обмене товаров, услуг и плодов интеллектуального труда;
  • внешнеторговая деятельность - активность по осуществлению сделок в области внешней торговли;
  • Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - совокупность сделок между иностранными и российскими лицами по передаче прав на интеллектуальные активы;
  • Внешняя торговля информацией - осуществление информативных передач;
  • Внешняя торговля товарами - международный товарооборот между Российской Федерацией и иностранными государствами;
  • Зона свободной торговли - таможенные территории, на которых производится сбыт товара без таможенных пошлин.

Участниками внешнеторговой деятельности может стать любой гражданин РФ и иностранное лицо . Ограничения этого права предусмотрены рассматриваемым Федеральным законом и нормативами, установленными в международных договорах РФ.

Защита экономических интересов Российской Федерации осуществляется посредством наблюдения за внешнеторговой деятельностью с позиции компетентных органов государственной власти (ст. 52) . Контролируя процессы импорта и экспорта интеллектуальной, информационной и материальной продукции, данные органы обеспечивают соблюдение нормативов Федерального закона 164-ФЗ.

Согласно ст. 40 настоящего закона, при введении санкций со стороны иностранного государства, Российская Федерация уполномочена принимать меры. В случаях несоблюдения экономических интересов РФ, не предоставления юридической защиты торговых интересов, Правительством Российской Федерации принимается решение о режиме введения ответных мер.

Скачать ФЗ 164

В целях получения достоверной информации о международном товарообороте и внешнеторговой деятельности, необходимо ознакомиться с текстом «Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ». Актуальный текст с последними поправками скачать

Текст ФЗ о техническом регулировании с изменениями на 2018 год

Последние изменения, внесенные в закон о внешнеэкономической деятельности

Последняя поправка в действительный закон была внесена «Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (редактировался 3 июля 2016 года) . Изменения коснулись статьи 6 настоящего закона. В новой редакции с. 6 дополняется пунктом 6.1, определяющим последовательность передачи полномочий во внешнеэкономической области от органов государственной исполнительной власти органам местной исполнительной власти субъектов РФ. Соответственные полномочия во внешнеторговой деятельности передаются согласно букве Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятого 6 октября 1999 года.

Ранее произошли не менее важные поправки в других статьях рассматриваемого закона. В ст. 4, вводящей в основные принципы федеральной стабилизации внешнеторговой деятельности, утратил силу пункт 3 (постановлением Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ) .

Согласно поправкам 2015 года, цель экономической политики Российской Федерации - обеспечение оптимальных условий для российской торговли, экспортёров, производителей и потребителей товаров и услуг (ст. 5 настоящего Федерального закона).

Обновлённый текст статьи 12 закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности раскрывает методику стабилизации действий в рассматриваемой сфере. Организация сдельной деятельности осуществляется посредством упорядочивания:

  • Таможенно-тарифного типа;
  • Нетарифного типа;
  • Санкций в отношении экспорта информационных, интеллектуальных и материальных услуг и товаров;
  • Административных и экономических мер, влияющих на развитие торговых отношений и предусмотренных Федеральным законодательством.

Иные методы федерального упорядочивания внешнеторговой деятельности недопустимы .

31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об осно­вах государственной службы Российской Федерации», который устано­вил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохож­дения ими государственной службы . Основная цель Закона - созда­ние единой общефедеральной правовой базы государственной служ­бы, придание ей профессионального характера. Это должно было спо­собствовать утверждению единой системы государственной службы в стране, стать одной из важных опор ее государственной целостности.

До реформы государственной службы, начатой в 1992 г., в отечест­венном законодательстве не было официального, нормативно закреп­ленного определения понятия «государственная служба». В юридиче­ской литературе (учебниках, научных статьях) под государственной службой понималось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им . Иначе говоря, понятие «государстве нная_служба» связывалось с понятием «государственный служащий », при этом государственными считались все Служащие, работавшие в любой государственной организации, а не только в государственных органах.

Согласно Закону об основах государственной службы РФ к госу­дарственным служащим были отнесены только лица, замещавшие го­сударственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях . Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назна­чения. Государственные должности категории «А» - это должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конститу­циями, уставами субъектов Федерации для непосредственного испол­нения полномочий государственных органов. Государственные долж­ности государственной службы категории «Б» - это должности, уста­навливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Государственные должности государственной службы категории «В» учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Исходя из такого деления этих должностей, в За­коне было дано определение понятия «государственная служба»; под ней понималась профессиональная деятельность лиц, замещавших должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полно­мочий только государственных органов.

В этом Законе были даны определения и других фундаментальных понятий - государственной должности, государственного служащего и др. Закон не только повышал требования к государственным служа­щим, их обязанностям, но и создавал гарантии их правовой и соци­альной защищенности.


Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законода­тельных и других нормативных правовых актов, обеспечивал реализа­цию его положений как на федеральном уровне, так и на уровне субъ­ектов Федерации. Он предусматривал право субъектов Федерации са­мостоятельно регулировать многие вопросы государственной службы с учетом местных условий и обычаев. Тогда еще не было установлено деление государственной службы на три ее вида, но Закон определял, что на его основе устанавливаются федеральными законами особенности государственной службы в отдельных государственных органах (дипломатическая, военная, в органах внутренних дел, в учреждениях и органах прокуратуры, таможенных и других органах).

В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по даль­нейшему укреплению органов государственной власти, и прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отве­чающими современным требованиям по своей профессиональной под­готовке, деловым и личностным качествам . Однако ряд запланирован­ных к принятию федеральных законов разработан не был.

Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдель­ных категорий государственных служащих: Федеральный конститу­ционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.), федеральные законы от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» и др.

Для практической организации и повседневного функционирова­ния государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федера­ции», от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государствен­ных должностей федеральной государственной службы» (с изм. и доп.), от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных госу­дарственных служащих», от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохожде­ния военной службы» и др.

Многие вопросы федеральной государственной службы были уре­гулированы дисциплинарными уставами, положениями о конкретных органах и нормативными правовыми актами Правительства, мини­стерств и ведомств. Роль Правительства особенно важна в организа­ции исполнения законов и указов Президента, прежде всего в сфере подготовки и повышения профессиональной квалификации, матери­ального и социального обеспечения государственных служащих.

Руководители государственных органов разных уровней за указан­ный период приобрели немалый опыт по применению законодатель­ства о государственной службе.

Однако накопленный за предыдущие годы опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государствен­ной службы в условиях, по сути, нового строя имеет не только поло­жительную, но и отрицательную составляющую: к 2001 году не была создана эффективная государственная служба, качественно управ­ляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостат­ков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Феде­рации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г.

Конституция РФ.

ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ. 1995. № 31. Ст. 2990.

ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. (в ред. ФЗ от 16.07.1998 г.). // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст.1014; 1998. № 29. Ст.3395.

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 22. ст. 1475.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3032.

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Утв. пост. Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст.4520.

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Утв. пост. Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4516.

Постановление КС РФ от 21 ноября 2002 года по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Статус беженцев и вынужденных переселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С.108-115.

Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Гос. и право, 1994. № 3. С.16- 24.

Борисова Н.Е., Дмитриев Ю.А. Проблема возрастных ограничений в российском законодательстве // Гос. и право, 1999. № 11. С.25-30.

Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

Гражданин и аппарат управления в СССР. М., 1982.

Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.

Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Гос. и право, 2001. № 6. С.25-34.

Малько А.В. Основы теории законных интересов // Журнал российского права, 1999. № 5/6. С.65-72.

Новоселов В.И. Граждане как субъекты советского административного права // Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985. С.26- 37.

Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. В 2 т. Саратов, 1976 , 1977.

Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.

Петров Г.И. Административная правосубъектность граждан СССР // Правоведение, 1975. № 1. С.24-31.

Хаманева Н.Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. М., 2000.

ТЕМЫ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

· Возрастные ограничения при реализации административной правосубъектности граждан.

· Административно-правовые процедуры реализации прав и обязанностей граждан.

· Административно-правовое регулирование права граждан на информацию.

· Административно-правовое регулирование права граждан на оружие.

· Административно-правовые ограничения прав и свобод граждан.

· Специальный административно-правовой статус отдельных категорий граждан.

· Административно-правовой статус иностранных граждан.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как соотносятся понятия «правовой статус» и «административно-правовой статус» граждан? Регулируют ли нормы Конституции РФ административно-правовой статус граждан?

2. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность граждан?

3. Что означает понятие специальной административной право - дееспособности? Приобретению каких прав она должна предшествовать?

4. В чем заключаются особенности административной правоспособности и дееспособности по сравнению с гражданской право и дееспособностью?

5. От каких факторов зависит объем и содержание административной правосубъектности граждан?

6. Перечислите права, включаемые в административно-правовой статус гражданина РФ?

7. Что такое специальные административные права? В каком порядке они приобретаются?

8. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? Каковы основания и пределы подобных ограничений?

9. Каково соотношение общего и специальных административно-правовых статусов граждан? Какие виды специальных статусов можно привести в качестве примеров?

10. Какие права граждан РФ не могут реализовать иностранцы и лица без гражданства?

1. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

2. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.

4. При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;

6) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

5. Сведения, представленные согласно настоящему Федеральному закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке.

В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность государственной службы, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность государственной службы.

6. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

7. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:

На государственные должности государственной службы категории "Б" - по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории "А", либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории "А", в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

На государственные должности государственной службы 1-й группы категории "В" - соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

На государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.

8. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

9. На государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим.

10. В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

См. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации настоящего Федерального закона см. Указ Президента РФ от 6 сентября 1995 г. N 900

См. Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации (далее — государственная служба) и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации (далее — государственные служащие).

Президент Российской Федерации

Устанавливается, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в установленном порядке обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Закреплены принципы государственной службы. Государственная служба основана, в частности, на принципах: единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; гласности в осуществлении государственной службы; ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения.

Сведения о государственных служащих вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.

Вводится ряд ограничений, связанных с государственной службой. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию, получать вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

Регулируются дисциплинарные вопросы государственной службы. Например, установлен дополнительный вид дисциплинарного взыскания, применяемый в отношении госслужащих, — предупреждение о неполном служебном соответствии.

Закон устанавливает систему социальных гарантий для государственных служащих, регламентирует порядок прохождения государственной службы.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Российское общество исследователей религии

Федеральный закон

Об основах государственной службы Российской Федерации

N 119-ФЗ от 31 июля 1995 года
(в ред. Федеральных законов N 35-ФЗ
от 18.02.1999, N 135-ФЗ от 07.11.2000,
N 58-ФЗ от 27.05.2003)

Извлечение

Статья 5. Принципы государственной службы

Государственная служба основана на принципах:

11) внепартийности государственной службы; отделения
религиозных объединений от государства;

Статья 8. Личное дело государственного служащего, реестр
государственных служащих

Сбор и внесение в личные дела и реестры государственных
служащих сведений об их политической и религиозной
принадлежности, о частной жизни запрещаются.

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной
службой

Государственный служащий не вправе:

12) использовать свое служебное положение в интересах
политических партий, общественных, в том числе
религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных
органах не могут образовываться структуры политических
партий, религиозных, общественных объединений, за исключением
профессиональных союзов.

Статья 21. Поступление на государственную службу
и нахождение на государственной службе

  1. При поступлении на государственную службу, а также
    при ее прохождении не допускается установление
    каких бы то ни было прямых или косвенных
    ограничений или преимуществ в зависимости от пола,
    расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
    и должностного положения, места жительства, наличия
    или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации,
    отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
    объединениям, созданным в порядке, предусмотренном
    Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 7 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает право государственного служащего на присвоение по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации квалификационного разряда. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, аттестации государственных служащих, а также установления надбавок за квалификационный разряд должен устанавливаться федеральным законом. Однако из-за его отсутствия данный круг вопросов регулируется целым рядом указов Президента РФ, что порой создает некоторые сложности при применении их на практике и порождает ряд спорных вопросов.. Согласно ст. 3 Федерального закона государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Федеральный закон подразделяет государственные должности на три категории — «А», «Б» и «В». Но только лица, замещающие государственные должности категории «Б» и «В», являются государственными служащими. Лица, замещающие государственные должности категории «А», согласно ст. 1 Федерального закона не относятся к государственным служащим. Это, в частности, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи, т.е. должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Таким образом, квалификационный разряд может быть присвоен только государственному служащему, замещающему государственную должность категории «Б» или «В». Однако здесь требуется соблюдение ряда других условий, включая соответствие государственного служащего возрастным ограничениям.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом для государственных служащих. При поступлении на государственную службу для государственного служащего может быть установлен испытательный срок, который не может быть менее трех месяцев и превышать шесть месяцев. В течение прохождения испытания на него распространяется действие законодательства о государственной службе за рядом изъятий. Так, в частности, до окончания срока испытания государственному служащему не присваивается квалификационный разряд.
Следовательно, квалификационный разряд может быть присвоен лицу, являющемуся государственным служащим, достигшему 18-летнего возраста и удовлетворительно прошедшему испытательный срок, который был установлен для него при поступлении на государственную службу.
Предельный возраст, устанавливаемый федеральным законодательством для нахождения на государственной службе — 60 лет. Решением руководителя соответствующего государственного органа срок нахождения на государственной службе государственных служащих, замещающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы может быть продлен. Однократное продление разрешается не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.
Возникает два вопроса. Во-первых, может ли быть присвоен квалификационный разряд государственному служащему, достигшему, например, 61 года? Представляется, что ответ должен быть положительным. Единственным условием для этого является наличие должным образом оформленного продления нахождения государственного служащего на государственной службе. При его наличии государственный служащий обладает всем объемом прав и обязанностей, предусмотренных для государственных служащих, в том числе на присвоение квалификационного разряда. Во-вторых, одним из оснований присвоения квалификационного разряда является положительное прохождение аттестации. Но в соответствии с п. 7 Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденного Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г., государственные служащие, достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности, не подлежат аттестации. В данном случае следует обратиться к ч. 1 ст. 7 Федерального закона, в соответствии с которой квалификационные разряды присваиваются государственным служащим не только по результатам аттестации, но и по результатам квалификационного экзамена. Каких-либо возрастных ограничений, для сдачи такого экзамена, федеральное законодательство не содержит. Иначе говоря, квалификационный разряд может быть присвоен государственному служащему, достигшему предельного возраста для нахождения на государственной службе в случае положительной сдачи квалификационного экзамена.
К государственному служащему могут быть применены как меры поощрения, так и меры дисциплинарного взыскания. Если рассматривать присвоение очередного квалификационного разряда как меру поощрения (такой вывод позволяет сделать п.
6 Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим), то возникает вопрос: может ли он быть присвоен государственному служащему, подвергнутому дисциплинарному взысканию? Считаю, что здесь следует обратиться к п. 3 ст. 4 Федерального закона, согласно которому на государственных служащих распространяется законодательство Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. В соответствии со ст. 137 КЗоТ в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. Следовательно, государственному служащему, в отношении которого было применено дисциплинарное взыскание, которое не было снято в установленном порядке, квалификационный разряд не присваивается. Представляется, что было бы целесообразно эту норму закрепить в Положении о присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим.
Говоря о субъектном составе государственных служащих, которым могут быть присвоены квалификационные разряды, следует также отметить, что действующее законодательство о государственной службе содержит ряд исключений. Они предусмотрены в п. 1 Указа Президента РФ от 22 апреля 1996 г. «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим». Военнослужащим, лицам начальствующего состава органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации квалификационные разряды, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», не присваиваются. Присвоение воинских и специальных званий названной категории служащих осуществляется в порядке, предусмотренном специальными законами о прохождении службы в этих государственных органах.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ
«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
УКАЗ Президента РФ от 09.03.1996 N 353
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО»
Российская юстиция, N 2, 2001

Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования, за исключением статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

3. Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

4. Порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

5. Установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона условия выплаты денежного содержания или денежного вознаграждения государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, в том числе размеры денежного вознаграждения, должностных окладов, установленных надбавок, условия и порядок их выплаты, применяются до вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих денежное содержание гражданских служащих в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. До образования соответствующего органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Размер денежного содержания, установленного гражданским служащим в соответствии с настоящим Федеральным законом, не может быть меньше размера денежного содержания, установленного государственным служащим на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. В стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за гражданскую службу в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.

10. Условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, и членов их семей, в том числе после выхода государственных служащих на пенсию за выслугу лет, сохраняются до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.

11. Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих за выслугу лет сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

  • Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 2990);
  • Федеральный закон от 18 февраля 1999 года N 35-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 974);
  • статью 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4537).

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Впредь до приведения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной службе применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Закон об основах государственной службы российской федерации

О мерах по реализации Федерального закона
«Об основах государственной службы Российской Федерации»

Во исполнение Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Закона Санкт-Петербурга «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга» (далее — Закон Санкт-Петербурга), в соответствии с положениями и рекомендациями, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» и в целях обеспечения соблюдения требований законодательства, регулирующих порядок выхода на пенсию лиц, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга,

1. Руководителям структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга провести беседу с лицами, достигшими предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, в целях разъяснения требований подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 25 Федерального закона.

Выход на пенсию указанной категории лиц осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом и Кодексом законов о труде Российской Федерации.

2. До 30.12.2000 провести аттестацию лиц, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, на предмет присвоения им гражданских званий Санкт-Петербурга на основании их личных заявлений.

3. До 05.12.2000 кадровым службам структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга составить график проведения аттестации на предмет присвоения гражданских званий Санкт-Петербурга лицам, увольняющимся по достижении предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, и довести график до их сведения.

4. При определении стажа работы и размера ежемесячной доплаты к пенсии для лиц, увольняющихся по достижении предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, руководствоваться статьей 24 и пунктом 4 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга.

5. Увольнение государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности государственной службы Санкт-Петербурга, провести в торжественной обстановке.

Предусмотреть поощрение указанной категории государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 12 Закона Санкт-Петербурга, в том числе выплату денежных премий в размере от 1 до 3 должностных окладов в пределах средств фондов оплаты труда соответствующих структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга.

6. Контроль за выполнением приказа возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга — руководителя Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга Антонова Ю.В.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
5 декабря 2000 года
Регистрационный N 90

Официальный
электронный текст
ИПС «Кодекс»

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

  • Взыскание дебиторской задолженности при ликвидации компании-должника В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ): «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам». Относительно […]
  • Выход на пенсию в 50 лет (вредное производство) как доказать? Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Работала в гос. организации. В 1998 г. за вредность давали талоны на молоко и был увеличен отпуск. Работала за компьютером в издательстве. В 1999 г. талоны отменили и сократили отпуск. Помещение совмещенное с […]
  • Приказ МВД РФ от 16 июня 2006 г. N 440 "Об утверждении Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) во внутренних войсках МВД России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 16 июня 2006 г. N 440"Об утверждении Инструкции по организации прохождения […]
  • Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 7 настоящего Закона Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в пункт 1 внесены изменения 3. Если для безопасного […]Закон мсу 1995