Одностороннее расторжение контракта по 44 фз. Как грамотно осуществить расторжение договора в одностороннем порядке? Одностороннее расторжение договора, образец уведомления о расторжении договора

В случае активного участия в госзакупках, у участника размещения заказа может появиться потребность в одностороннем расторжении договора. Расторжение контракта по инициативе участника размещения заказа (УРЗ) в рамках 44 ФЗ вполне реально. В этой публикации мы разберем особенности одностороннего расторжения контракта (далее ОРК).

1. Расторжение контракта в одностороннем порядке: при каких условиях это возможно

Итак, согласно 44 ФЗ в одних случаях, заказчик обязан, а в других имеет право на одностороннее расторжение договора, если соответствующий пункт присутствует в контракте. Поставщик тоже имеет аналогичное право. Данный вопрос регулируется не только 44-ФЗ, но и ГК РФ.

У заказчика однозначно возникает обязанность расторгнуть госконтракт, если ему стало известно о предоставлении неверных сведений от поставщика в отношении себя или поставляемого товара (услуги или работы) при составлении заявки на торги или подписании госконтракта.

Такая же обязанность возникает при обнаружении несоответствия поставщика (исполнителя) или товара (работы, услуги) требованиям документации (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

Возникновение права на одностороннее расторжение договора у поставщика законодатель поставил в зависимость от факта: предоставляется ли такое право контрактом заказчику (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Следовательно, в зависимости от положений госконтракта его либо можно расторгнуть односторонне каждой из сторон либо нет.

2. Расторжение контракта в одностороннем порядке: причины согласно закону

Причины возникновения права на одностороннее расторжение договора можно разделить на две группы.
Во-первых это обстоятельства, возникнувшие уже во время исполнения госконтракта, когда они мешают его исполнению. Такое изменение ситуации, при котором дальнейшее исполнение не имеет смысла и уже не нужно. Заказчик по каким-то причинам уже не заинтересован в предмете закупки или в продолжении работ и их результате. Причиной со стороны поставщика может стать невозможность исполнения госконтракта. Например то, что единственный производитель отказался от производства товара и его невозможно закупить, а срок годности небольшой и товарных запасов пригодных для использования у поставщиков уже нет. Также эквивалент отсутствует, либо поставка эквивалента не допускается. При таких ситуациях можно попробовать достигнуть двустороннего соглашения о расторжении, а при невозможности, придется расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Вторая группа условий, при которых поставщик может рассчитывать на законное расторжение контракта в одностороннем порядке, это перечисленные ГК причины для конкретных видов договоров (ч.19 ст. 95 44-ФЗ). Здесь нам придётся обратиться к ГК РФ. Преимущественные виды договоров, заключаемых по результатам гостендеров это подряд (также и стройработы). Согласно ГК односторонний отказ от исполнения контракта не предусмотрен. Это осуществимо только строго в определенных случаях. В случаях, когда имеется факт существенного нарушений условий госконтракта другой стороной. По подрядным договорам причиной для одностороннего отказа от оказания контрактных обязательств поставщиком может быть неисполнение встречных обязательств заказчиком: не предоставление техдокументации (проекта со всеми изменениями), материалов, оборудования (в случае их предоставления заказчиком по требованиям договора).

Также причиной может стать наличие обстоятельств, говорящих о том, что исполнение госзаказчиком своих обязательств в сроки, установленные договором невозможно (часть 1 ст.719 ГК РФ, ст. 328 ГК РФ). В таких случаях необходимо направлять письма госзаказчику с уведомлением о необходимости устранить нарушения, предоставить документы (материалы, оборудование) с фиксированием сроков и указанием на свое право на расторжение договора в одностороннем порядке.

Вся корреспонденция, переписка впоследствии будет обосновывать правомерность отказа поставщика от выполнения договорных обязательств. В случае выполнения госконтракта на поставку материалов, условием для такого расторжения будет служить просрочка оплаты или её отсутствие, либо не выборка товаров несколько раз (часть 3 ст. 523 ГК РФ). По контракту на поставку может быть предусмотрена поставка товаров либо единовременно, либо заранее определенными партиями или на основании заявок заказчика.

В таком случае, если госзаказчик отказывается своевременно принимать товары неоднократно (например, не готов принять из-за отсутствия складских площадей), у поставщика возникает право на односторонне расторжение договора. Каждый такой факт и его неоднократность нужно фиксировать в документах.

При значительном увеличении цены ТРУ сторонних лиц, предоставляемых поставщику в рамках исполнения контракта, если это нельзя было предвидеть при подписании контракта, подрядчик может настаивать на соответствующем повышении цены, а при отказе заказчика исполнить это требование – расторжении договора (ст. 451, часть 6 ст. 709 ГК РФ). Цена контракта, заключаемого по 44 ФЗ является твердой и ни при каких условиях у заказчика нет полномочий её значительно увеличить (более 10%). Это может стать причиной разрыва договора поставщиком.

3. Алгоритм действий поставщика при одностороннем расторжении договора по 44 ФЗ

Процедура расторжения в одностороннем порядке чётко регулируется законом. Сначала нужно оформить документом принятие решения об одностороннем отказе от выполнения контракта. Затем даётся три дня чтобы направить отказ от выполнения госконтракта в адрес заказчика, с приложением документов, обосновывающих отказ.

Адрес необходимо брать из контракта. Если в госконтракте указан и юридический (адрес местонахождения) и почтовый адреса, то направляем по двум этим адресам. Заказчик может указать в контракте иные способы переписки: обмен электронными сообщениями, возможно даже с обязательным подписанием электронных документов электронной цифровой подписью. При направлении уведомления следует учесть все способы направления информации заказчику. Законодатель четко урегулировал последовательность направления уведомления об одностороннем отказе. Уведомление следует отправлять с использованием нескольких видов связи: заказным письмом с уведомлением о вручении, факсом, также на электронную почту заказчика, других видов связи, при помощи которых осуществляется фиксация получения письма. При направлении факса необходимо распечатать отчет об отправке, а электронное письмо отправлять с уведомлением о прочтении. Проще говоря, направляем уведомление по всем известным реквизитам, указанным в договоре.

После истечения десятидневного срока с даты документального подтверждения вручения письма (квитанции) решение участника размещения заказа об одностороннем отказе договора вступает в силу и контракт считается расторгнутым.

Для правильности исчисления сроков надлежащего уведомления следует учесть, что датой отсчета срока будет день, когда исполнителю госконтракта вручили документальное подтверждение (уведомление) о получении госзаказчиком письма. То есть момент, когда у исполнителя появились точные сведения о доставке уведомления адресату.

Затем госзаказчик размещает сведения об одностороннем расторжении договора в реестре контрактов в ЕИС (сайт гос. закупки). Указанная информация должна быть размещена на соответствующем сайте в течение одного для после даты расторжения госконтракта.

Подводя итог, выделим ключевые моменты статьи:

  • Исполнитель контракта имеет возможность выступить инициатором «разрыва» госконтракта, также как и госзаказчик
  • Разорвать госкотракт можно только, зафиксирован факт невыполнения существенных условий госконтракта
  • Госконтракт юридически считается расторгнутым после десяти дней после передачи стороне документального решения об ОРК
  • Госзаказчик размещает сведения в ЕИС об ОРК в установленные сроки

Материал подготовила:

Все имеют право на ошибки, бизнес – процесс непредсказуемый. К сожалению, иногда возникает ситуация, когда приходит ужасное осознание того, что контракт, который ещё вчера казался таким многообещающим, оказался той самой сказкой, где чем дальше, тем страшнее. Означает ли это, что нет выхода из этой ситуации? Отнюдь нет... О том, как расторгнуть контракт в одностороннем порядке и избежать рисков, расскажет Олеся Долгих.

Законодательством предусмотрено всё

По общему правилу, одностороннее расторжение договора допускается в случаях, предусмотренных законом либо договором. При этом стороны вправе закрепить в таком договоре порядок и условия для одностороннего расторжения либо руководствоваться тем порядком, который указан в Гражданском кодексе РФ.


В силу того, что порядок заключения и исполнения контрактов в сфере государственных и муниципальных нужд имеет свои особенности, то и прекращение обязательств по инициативе одной из сторон контракта также получило отдельную регламентацию в рамках Закона № 44-ФЗ.

Что может служить основанием для одностороннего расторжения?

Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность одностороннего отказа от контракта по инициативе любой из сторон.


Реализовать такое право сторона может лишь при наличии совокупности условий:


По основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ;

При наличии в самом контракте права на отказ от него.


Зачастую исполнитель, лишённый права формировать условия контрактов по 44-ФЗ, интересуется, возможен ли отказ по его инициативе, если такое право предусмотрено только для заказчика? Да, исполнитель контракта вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено такое право заказчика. Это правило действует и в случае, когда в контракте наряду с правом заказчика на односторонний отказ предусмотрен прямой запрет для исполнителя расторгнуть контракт по собственной инициативе.


Конкретных оснований для одностороннего расторжения контракта сам 44-ФЗ не содержит, а отсылает нас к нормам Гражданского кодекса РФ.


Вместе с тем, административные органы рекомендуют заказчику определить, по каким из оснований, предусмотренных Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, допускается отказ от контракта (см. Письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 г.).


Однако в судебной практике позиция иная: подробно указывать основания для отказа в контракте не нужно. В частности, Президиум Верховного суда РФ в своём Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённом Президиумом ВС РФ 28.06.2017, сделал вывод, что «неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе РФ….» (п. 14 Обзора).


Вместе с тем, стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта (п. 15 Обзора).


Пример из практики. В том же п. 15 Обзора Президиум Верховного суда описывает следующую практическую ситуацию: стороны заключили контракт, по условиям которого односторонний отказ может быть совершён только в случае просрочки выполнения работ более чем на 30 дней. При этом заказчик, руководствуясь статьей 708 Гражданского кодекса РФ, где установлено право заказчика отказаться от договора при просрочке подрядчиком работ на 7 дней, направил соответствующее уведомление уже через 7 дней просрочки.


Подрядчик оспорил действия заказчика в суде, и суд встал на его сторону, признав отказ заказчика незаконным. При этом суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает фактически увеличение общего срока выполнения работ.


В ряде случаев у заказчика возникает не право, а обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, заказчик обязан отказаться от контракта, если в ходе исполнения контракта выяснится:


Исполнитель и (или) товар не соответствуют требованиям к участникам закупки (к товару), предусмотренным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, либо

Исполнитель представил недостоверную информацию о соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем.


Например, после заключения контракта установлено, что исполнитель не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем. При данных обстоятельствах отказ заказчика правомерен, понудить его к исполнению контракта нельзя (п. 10 Обзора).

Основные этапы процедуры одностороннего расторжения.

Шаг 1. Уведомление другой стороны об одностороннем расторжении контракта.

Сторона, принявшая такое решение, в течение трёх рабочих дней с момента принятия направляет его другой стороне способом, обеспечивающим фиксацию факта отправки и получения адресатом (например, заказным письмом с уведомлением). Датой уведомления является не дата получения стороной соответствующего документа, а дата получения отправившей его стороной подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте.

Шаг 2. Публикация извещения в ЕИС (применяется только для заказчиков).


Если использованный для доставки уведомления заказчика способ не позволяет получить подтверждение или информацию о факте его получения, то датой уведомления исполнителя считается дата по истечении 30 дней с момента размещения в ЕИС решения об отказе.


Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта вступает в силу, а контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.


По мнению ФАС России, неисполнение одного из перечисленных для заказчика действий в рамках одностороннего отказа свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (письмо ФАС России от 28.03.2014 № ИА/11604/14).


Пример из практики: правовая позиция судов, в отличие от ФАС, на этот счёт менее категорична. Так, в п. 16 Обзора рассмотрена ситуация, когда заказчиком был нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта (решение об одностороннем отказе не было размещено на официальном сайте в течение трёх рабочих дней с даты его принятия). Между тем суд пришёл к выводу, что для возникновения последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, указав, что размещение соответствующих сведений на интернет-сайте установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Отношения можно спасти…

Исполнитель, получивший от заказчика уведомление об одностороннем расторжении договора, не лишён возможности «спасти» ситуацию и продолжить работу по контракту. Для этого нужно успеть в течение 10 дней с момента получения уведомления о решении заказчика устранить нарушения, ставшие основанием для такого расторжения, и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы. В таком случае заказчик обязан отменить своё решение. Аналогичное правило действует и для случаев одностороннего расторжения контракта по инициативе исполнителя.


Однако реабилитироваться перед заказчиком исполнитель сможет только однажды, поскольку при повторном нарушении заказчик не обязан отменять решение об одностороннем расторжении контракта, даже если нарушение устранено.


Нужно отметить, что за нарушение процедуры уведомления об одностороннем расторжении контракта стороне-инициатору грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ (штраф для должностных лиц - 50 000 руб., для юридических лиц - 200 000 руб.).

А можно ли немотивированно отказаться от исполнения контракта?

С учётом сказанного, однозначной позиции по вопросу, может ли сторона немотивированно отказаться от исполнения контракта, пока нет.


По мнению Минэкономразвития России, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта возможен, только если другая сторона нарушила его условия (см. Письма от 10.04.2017 N Д28и-1555, от 08.04.2016 N Д28и-880, от 31.12.2015 N Д28и-3866).


Подходы арбитражных судов разнятся. Так, одни суды полагают, что немотивированный отказ от исполнения контракта возможен только в случае нарушения его условий (Решение АС Вологодской области от 11.12.2015 г. по делу № А13-8444/2015, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 г. по делу № А56-46047/2014, решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 июля 2016 года по делу № А40-85825/16-148-527). Другие же суды говорят о возможности немотивированного отказа стороны от контракта (например, Решение АС Пензенской области от 17 декабря 2015 г. по делу № А49-11658/2015, Решение АС Приморского края от 20.03.2015 г. по делу № А51-422/2015, Решение АС Липецкой области от 19.02.2016 г. по делу № А36-9463/2015).

Учитываем риски: возможные последствия одностороннего расторжения контракта

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом сторона-инициатор вправе потребовать возмещения только фактически понесённого ущерба. Возможность получить иные суммы законом не предусмотрена.


Для исполнителя одностороннее расторжение контракта может означать не только потерю контрагента и недополучение того, на что он рассчитывал при заключении контракта, но и включение его в реестр недобросовестных поставщиков. Реестра недобросовестных заказчиков, к сожалению, в нашем государстве нет.


Исполнитель, включённый в реестр недобросовестных поставщиков, в течение последующих двух лет со дня включения информации в реестр не сможет принимать участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.


Решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков принимается на заседании антимонопольного органа по заявлению заказчика с участием исполнителя. В случае, если сведения заказчика недостоверны, то на его должностных лиц может быть возложена административная ответственность в виде штрафа в размере 15 000 руб., на самого заказчика – в размере 100 000 руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ).


При несогласии с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнителю нужно оспаривать не только такой отказ, но и вынесенное на основании него решение антимонопольного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик также имеет право на оспаривание решения исполнителя об одностороннем расторжении контракта в суде.

Подведём итог

Контракты по 44-ФЗ являются сделками с высоким риском как для заказчика, так и для исполнителя. Право на односторонний отказ от контракта не следует воспринимать как «спасательный круг» для ухода от обязательств, поскольку стороне всегда нужно иметь законные и обоснованные аргументы для такого расторжения. Если односторонний отказ от контракта, совершённый одной из сторон, по мнению другой стороны, является незаконным, его можно оспорить. Особенно актуально оспаривание одностороннего расторжения для исполнителей, которым грозит выбывание с рынка госзакупок по причине включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

23-11-2016 15:32


После определения победителя и заключения с ним контракта, есть вероятность, что по каким-либо причинам он может быть расторгнут заказчиком. Наряду с обращением в суд, у заказчика есть возможность одностороннего расторжения. Расторжение в одностороннем порядке по своей сути является обоюдным решением обеих сторон, однако одновременно создает конфликтную ситуацию. Порядок разрешения таких ситуаций регламентирован законодательством о .

Условия расторжения контракта по 44-ФЗ

Законом о контрактной системе закупок 44-ФЗ предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке. Это право сторон было прописано еще в предшественнике закона– 94 ФЗ. Оно предусматривает возможность одностороннего отказа от государственного контракта субъектами. Важно подчеркнуть, что поскольку закон всегда находится на стороне справедливости, в 44-ФЗ прописан ряд условий, которые защищают каждого субъекта от произвола со стороны другого:

  1. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть указана в проекте договора (в конкурсной документации) и в тексте самого договора;
  2. Такая возможность не может быть доступна для какой-либо одной стороны: если заказчик имеет право отказа от контракта, то и поставщик имеет это право;
  3. Обязательным является уведомление второй стороны о намерении расторгнуть контракт;
  4. Контрактом должен быть предусмотрен срок на устранение поставщиком причин расторжения. Другими словами, после получения уведомления от заказчика, поставщик имеет 10 дней, чтобы провести «работу над ошибками». Если по истечении этого срока причины остались не устраненными, заказчик имеет право расторгнуть контракт.

Основания для расторжения

Разобравшись с условиями расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке, необходимо рассмотреть ряд условий, которые могут стать причиной такого решения. Законом 44-ФЗ предусмотрено единственное условие, когда расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке является его обязанностью:

  • после заключения контракта было установлено, что поставщик или поставляемые товары/услуги не соответствуют требованиям, указанным в извещении о закупке, при этом поставщиком была предоставлена недостоверная или неполная информация, которая способствовала его победе в торгах.

В остальных случаях заказчик не обязан, но имеет право принять решение об отказе от исполнения своих обязанностей по договору. Возможные основания для этого регламентированы Гражданским кодексом РФ.

Расторжение контракта в одностороннем порядке в соответствии с ГК РФ

Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего расторжения договора двух видов: не обусловленное поведением поставщика и обусловленное его поведением.

В первом случае Гражданский кодекс предписывает заказчику, расторгнувшему контракт, исполнение следующих условий:

  • в соответствии со ст. 717, заказчик может приостановить выполнение работ по договору до срока их сдачи, при этом обязан оплатить работу поставщика пропорционально установленной цене;
  • в соответствии со ст. 782, заказчик вправе расторгнуть договор возмездного оказания услуг, при этом он должен оплатить все фактические расходы поставщика.

Вторая разновидность одностороннего расторжения контракта включает в себя случаи, когда причинами становятся действия поставщика:

  • поставка товаров ненадлежащего качества, недостатки которых поставщик не может исправить в приемлемый для заказчика срок;
  • неоднократное несоблюдение прописанных в контракте сроков поставки;
  • в случае договоров подряда – несвоевременное начало или слишком медленное предоставление услуг или выполнение работ, такое, что их завершение в срок невозможно.

Спорным моментом может стать оценка качества поставляемых услуг, товаров или работ. Подтверждением правомерности расторжения контракта на основании несоответствия по качеству могут быть результаты экспертизы. В соответствии с 44-ФЗ, заказчик вправе привлекать экспертов с целью оценки качества товаров и услуг, и на основании экспертных заключений принимать решения о расторжении контракта.

Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44)

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее - Постановление № 1084).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

Информация о заключенных контрактах;

Информация об изменении контракта;

Информация об исполнении (расторжении) контракта;

Информация о расторжении контракта.

Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика ) в лице ( ), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации ) в лице (должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ с тороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта ) , заключенного по результатам (вписать нужно е ) (Протокол ( вписать нужное ) № ( значение ) от ( число, месяц, год )).

2. Взаиморасчёты между Сторонами по к онтракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. Н а момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) , а Заказчик о бязан п ринять и оплатить фактическое количество поставленного товар а (оказанной услуги, выполненной работы ).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

3. Обязательства Сторон по к онтракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

5. Реквизиты и подписи Сторон:

ЗАКАЗЧИК

ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)

Ф. И. О.

М. П.

Ф. И. О. ЕЦГЗ .

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.