На каком расстоянии крепить крепления на лыжах. Установка креплений на беговые лыжи

Лыжные крепления — важнейшие элементы экипировки спортсмена, от которых будет зависеть его безопасность. Очень важно правильно их установить. Это можно сделать либо своими руками, либо в мастерской. В данной статье дана информация об основных типах, приведены инструкции как снять крепления с лыж, как поставить крепления на лыжи самостоятельно.

По конструкции и назначению различают 4 разновидности:

  1. Мягкие.
  2. Жёсткие.
  3. Полужёсткие.
  4. Горные.

Мягкое (простое) — это петля из кожи или ткани, в которую помещается нога в обыкновенной обуви — сапоге или валенке. Иногда для более надежной фиксации используют дополнительный ремень, который обхватывает пятку. Такие петли обычно ставят на лыжи для ребенка либо на охотничьи.

Полужесткое состоит из металлических щечек, стропы, удерживающей ботинок сверху и ремня, обхватывающего пятку. Прежде они были частью зимней экипировки военнослужащих. В настоящее время их часто устанавливают на детских моделях.

Полужесткие бывают трех видов: тросиковые, пружинные, с качающимися щечками. Третий вид наиболее удобен. В отличие от первых двух, они не портят обувь, надежны, их легко застегивать и расстегивать. Хорошо подходят для длительных туристских походов. Не требуют специальной обуви, при этом фиксируют ботинок гораздо жестче простых.

Наиболее популярны жесткие. Различают три системы такого типа:

  1. Nordic Norm 75 (NN 75).
  2. Salomon Nordic System (SNS).
  3. New Nordic Norm (NNN).

Nordic 75 — конструкция, представляющая собой рантовую систему с подпружиненной дужкой и замковым механизмом. Ботинок имеет на подошве 3 или 4 отверстия, которыми он устанавливается на выступающие стержни. Затем кант ботинка прижимается металлической дужкой. NN 75 обычно устанавливается на деревянные беговые лыжи.

Так как такая конструкция совсем не фиксирует каблук, ее нельзя использовать для хода коньком.

NNN и SNS — самые распространенные конструкции, предназначенные для пластиковых беговых моделей и лыжероллеров. Они имеют различные модели и модификации, разработанные для любого уровня — от любителей до спортсменов мирового класса. Установка лыжных креплений SNS и NNN самостоятельно не займет много времени. Разница между этими видами заключается в количестве продольных направляющих для фиксации ботинка.

Обе системы могут быть трех видов:

  1. Механическая.
  2. «Автомат».
  3. «Полуавтомат».

New Nordic Norm была разработана фирмой Roteffella. Благодаря тому, что передняя скоба сдвинута назад, такая конструкция больше подходит для конькового хода

Устройство представляет собой пластину с двойным профилем, удерживающим подошву. Фиксация осуществляется с помощью поперечного стержня. Ботинок упирается в резиновый упор. Жесткость упора определяет жесткость всей конструкции. Упоры окрашены в различные цвета (белый, зеленый, черный, красный), которые определяют степень жесткости.

Существует несколько модернизаций NNN. Одной из них является NIS (Nordic Integrated System). Она отличается легкостью установки и возможностью сдвигать ботинок вдоль продольной оси.

Salomon Nordic System была разработана компанией Salomon. Это устройство имеет только одну направляющую. В передней части расположен резиновый упор, жесткость которого также может варьироваться. Существует две основных типа:

  1. SNS Profil
    Этот тип является универсальным. Его можно использовать как для конькового, так и для классического хода.
  2. SNS Pilot

Обычно используют для бега коньком.

Горнолыжные отличаются от других видов тем, что полностью фиксируют обувь, а также способны отстегиваться при падении спортсмена.

Существует 4 основных вида:

  1. Alpain.
    Подходят для катания на подготовленных трассах.
  2. Рамные.
    Передняя часть соединена с задней с помощью рамы. Позволяют полностью закрепить стопу на спуске и отстегнуть пятку для подъема в гору.
  3. Пиновые.
    Фиксация ботинка происходит посредством 4 штырьков — пинов.
  4. Телемарк.

Рамные и пиновые подходят как для катания по подготовленным трассам, так и для фрирайда.

Инструкция по установке

Для монтажа будут нужны следующие инструменты и материалы: маркер, шуруповерт, сверла, линейка, клей, шило.

Центр тяжести

Монтаж всех конструкций начинается с определения линии баланса. Передний край обуви должен находиться на ней. Иногда центр тяжести уже отмечен производителем, но лучше определить его самостоятельно. Чтобы его найти, нужно положить лыжу на узкий предмет и смещать ее, пока она не займет положение равновесия. Линию баланса следует отметить. Эта черта будет осью скобы для устройств типа NNN и SNS. Для NN 75 она будет определять места установки шурупов.

Разметка

Разметку можно выполнять с помощью специального кондуктора, а при его отсутствии — с помощью бумажного шаблона.

Обязательно нужно проверить правильность разметки, измерив расстояния между отметками. В системах NNN крепеж располагается ближе к переднему концу относительно линии баланса, а в системах SNS непосредственно на линии.

Сверление отверстий

Рекомендуется следовать приложенной к комплекту инструкции, чтобы определить требуемые диаметр и глубину отверстий. Для систем SNS и NNN отверстия обычно сверлятся на 10 мм. Из готовых отверстий нужно удалить пыль, затем залить их клеем. Это обеспечит более надежную фиксацию шурупов.

Сборка

После этого устройство следует приложить к размеченным отверстиям, и начать равномерно закручивать шурупы. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не сместить его относительно продольной оси. Для NN 75 перед прикручиванием рекомендуется проверить точность центровки. Выходить на трассу можно уже через 12 часов, когда высохнет клей.

Если на новое оборудование нужно установить старый крепеж, несложно будет снять его. Начинать разборку следует с задней части. Сначала нужно аккуратно убрать заглушку с шурупа и выкрутить его. Затем снять планку, выкрутить находящиеся под ней два болта. Последний болт также находится под заглушкой.

Как установить крепление на лыжи горных модификаций?

Установка креплений на такие лыжи практически не отличается от установки на беговые. Эта работа выполняется в несколько несложных этапов.

Сначала находится центр тяжести как описано выше. Затем необходимо уложить крепеж так, чтобы его передний край точно соответствовал линии баланса, поместить ботинок в зажим и выровнять его. После этого следует аккуратно наметить отверстия карандашом или шилом, просверлить их. Затем прикрепить переднюю часть шурупами. Задняя часть устанавливается в среднее положение, и намечаются отверстия. Просверливаются отверстия, задняя часть фиксируется шурупами. Установка заканчивается настройкой.

В последнее время некоторые модели выпускаются с заранее установленными платформами, на которые легко установить защелки без фиксации саморезами. Это дает возможность переустановки под другой размер обуви, а также возможность смещения вдоль продольной оси.

Выбор креплений зависит от стиля катания, а также от степени подготовленности лыжника. Рекомендуется покупать изделия проверенных известных фирм, таких как Salomon, Fisher, Atomic. Продукция этих производителей отличается надежностью и высоким качеством.

Для получения удовольствия от передвижения на лыжах, нужно купить качественное снаряжение, защищающее от травм. Крепления для лыж — это одно из самых важных видов обмундирования спортсмена, поскольку влияет на управляемость лыж. Крепления — это так называемый привод, удерживающий ногу.

Передняя часть системы креплений NNN оснащена флексорами, сделанными из резины. В них упирается носок ботинка при отталкивании. Управление лыж напрямую зависит от жесткости устройства. Существует три типа жесткости: мягкие, полужесткие, жесткие. При покупке флексоров для лыжных креплений, нужно учитывать стиль катания спортсмена.

Основное отличие NNN креплений от SNS — наличие выступов для обуви, располагающиеся вдоль приспособления. Система оснащена двумя выступами, установленных друг напротив друга. Аналогичные системы имеют всего 1 выступ. У снаряжения NNN, скоба для фиксирования ботинка слегка смещена назад под пальцы, что повышает четкость управления при катании коньковым стилем.

Крепления NNN имеют такие преимущества:

  • совместимость с различными типами ботинок;
  • автоматический и ручной режим работы;
  • большой выбор моделей, среди которых присутствуют детские и подростковые;
  • невысокая стоимость и хорошее качество.

У автоматического крепления NNN есть один минус — при попадании влаги, конструкция замерзает и перестает функционировать.

В креплениях SNS, ботинок закрепляется на продольной широкой направляющей. Впереди нее располагаются упоры, изготовленные из резины. Жесткость спортивного снаряжения можно менять.

Существуют такие виды системы SNS:

  • Pilot — применяется для конькового стиля езды;
  • Profil — универсальная модель, которая хорошо подходит для разных стилей (коньковый, классика, комбинированный).

Преимущества системы:

  • прочность и надежность;
  • возможность использования для мини-лыж.

Недостатки:

  • подходит только для определенных видов обуви;
  • можно применять исключительно на трассах, которые обрабатываются ратраками;
  • узкий ассортимент специальной обуви, что значительно затрудняет выбор.
Благодаря двум осям, крепления Salomon Nordic System Pilot улучшают сцепление ботинка с лыжей.

Автоматические или механические?

Плюсы автоматов:

  • легкое застегивание без лишних усилий;
  • невысокая стоимость.

Недостатки автоматических устройств:

  • лед и снег не должны находиться под скобой ботинка;
  • если место полностью не очищено, ботинки могут самопроизвольно отстегнуться;
  • после катания, ботинок может не выстегиваться из-за того, что пристыл — в этом случае, ботинок снимается вместе со снаряжением и отогревается в помещении.

Преимущества механических приспособлений:

  • легко застегиваются;
  • завершив катание, креплениям можно легко расстегнуть, даже при налипании снега.
  • цена у механических изделий выше чем у автоматических;
  • при застегивании и расстегивании, нужно нагибаться.

Этот тип используется лыжниками-профессионалами. Если позволяет бюджет, предпочтительнее приобретать механические приспособления, поскольку срок эксплуатации таких конструкций выше, чем у автоматических.

Крепления для охотничьих лыж производятся из кожи. При покупке таких конструкций, лучше проконсультироваться со специалистом.

Разновидности

Крепления нужно подбирать индивидуально для каждого спортсмена, в зависимости от его стиля катания.

Для горных лыж

Устройство разделено на 2 части и имеет пластинки под носком, которые уменьшают трение ботинка. Боковое открепление происходит за счет передней части, а верхнее — задней.

Все виды приспособления имеют одинаковый размер. Для использования, подойдет любая фирма (Burton, Fisher, Step, Декатлон). Компания Thule дополнительно выпускает крепления для лыж на автомобиль. А также продается кронштейн для хранения лыж на стене.

Регулировка устройств для фрирайда зависит от массы человека. При настройке устройства, нужно учитывать опыт и стиль езды спортсмена. При регулировке нужно учитывать такие нюансы:

  1. Чтобы определить единицу срабатывания приспособлений, разделите вес спортсмена на 10. Начинающим лыжникам необходимо отнять 2 единицы от полученного параметра.
  2. Максимум границы регулирования — это ±3 единицы от результата, который получился вначале.
  3. Величина усилия может указываться в килограммах. Поэтому от веса нужно отнять 25 килограммов.
  4. Для установления правильной единицы крепления, необходима подсказка в виде таблицы, ее можно найти в наборе.

Для горных пластиковых лыж производятся такие разновидности конструкций:

  • с ручным застегиванием, у них единственный минус — высокая стоимость;
  • автоматы или полуавтоматы, заклиниваются из-за попадания жидкости.

Любители используют полужесткие или мягкие конструкции.

Для беговых лыж

Выбор приспособлений, которые используются для бегового хода, зависит от трасс.

Существует 3 типа приспособлений:

  • NN 75.

Особенностью стандарта NN 75 является пружинная конструкция — 3 шипа, которые укреплены на пластине из металла с дужкой-пружиной. Этим типом пользуются лыжники-любители.

К плюсам можно отнести:

  • низкую цену;
  • возможность использования стандартного варианта креплений для обучения детей.

К минусам относится:

  • сложности в застегивании и расстегивании устройства;
  • низкое качество.

Несмотря на простоту устройств, крепления NN 75 постепенно уходит с рынка.

SNS крепления используются профессиональными спортсменами. Производители выпускают автоматические и механические модели.
  • отличное качество;
  • надежность;
  • легкость в эксплуатации, юниорскими моделями несложно пользоваться даже ребенку.
  • необходимость приобретать специальную обувь;
  • подходят только для трасс, которые обрабатываются ратраком;
  • сложно отыскать подходящую обувь.

New Nordic Norm соединяются с лыжами двумя способами:

  • крепятся шурупами;
  • надеваются на специальные «салазки».

Преимущества:

  • большой выбор моделей для детей и взрослых;
  • наличие двух типов снаряжения;
  • выпускаются модели для детей и подростков.

Среди недостатков выделяют то, что при попадании воды автоматы замерзают.

Профессиональные спортсмены используют механические конструкции. Начинающим лыжникам лучше выбрать автоматические системы, поскольку ими легче пользоваться. Маленькая скорость передвижения, небольшие перепады, ровная трасса — все это подходит для «автоматов». Примерзание опасно в том случае, если развивается высокая скорость во время катания. Воспользуйтесь таблицами, которые указаны в инструкции. Для беговых лыж выбирайте крепление лыжные полужесткие и мягкие. Мужские модели отличаются своей жесткостью. Такие приспособления выпускает компания Фишер. Женские версии креплений — это картели. Монтаж приспособлений можно провести своими руками. Крепления для лыжероллеров подбираются индивидуально.

В этой статье речь пойдет об установке креплений на лыжероллеры. Каким набором инструментов нужно обладать для всего этого действия?

Есть небольшая хитрость. Шуруп проблематично вкручивается в металл (в платформу лыжероллеров). Смазываем его каким-нибудь вязким веществом (например, я всегда использую лыжную мазь), и все пойдет как по маслу.

Если не вдаваться в подробности – действует общее правило для установки креплений (как для классических лыжероллеров, так и коньковых): лыжное крепление в сборе прикладывается к платформе лыжероллера впритык к заднему брызговику и делается отметка для сверления шурупа передней части креплений. Далее делаем отметки для шурупов в соответствии с отверстиями креплений (если есть кондуктор, то по его отверстиям).

Использовать сверло диаметром 4-4,5 мм.

Для креплений типа «SNS» (Atomic, Salomon) – Передний шуруп крепления должен находиться на расстоянии 14,5 см от заклепки переднего брызговика.

Для креплений типа «NNN» (Rottefella, Fischer) – Передний шуруп сверлится на расстоянии 17 см от заклепки переднего брызговика.


SWENOR имеют свою таблицу для установки креплений на лыжероллеры. Из таблицы видно, что для металлических платформ использовать сверло 4мм, для платформ из стекловолокна сверло 3,6мм. В зависимости от модели лыжероллеров и вида креплений указано расстояние от начала платформы (начальная точка измерения разная у металлических и стекловолоконных платформ) до паза креплений (место, где ботинок зажимается в крепление). Измерения производить с задней части платформы!


Если у вас остались вопросы – буду рад помочь!

Небольшая памятка по уходу за лыжероллерами.

После использования в мокрую погоду промойте чистой водой и нанесите смазку в достаточном количестве на подшипники, прокрутите колеса, чтобы смазка равномерно распределилась, после высушите. Хранить лыжероллеры необходимо в сухом помещении, избегая попадания прямых солнечных лучей на колеса, т.к. некоторые имеют свойство деформироваться. Всегда перед тренировкой проверяйте целостность колес, креплений и надежность фиксации гаек на оси.

Как на профессиональном, так и на и любительском уровне - пожалуй, один из самых популярных способов зимнего времяпрепровождения огромного количества людей. Кто-то предпочитает активно отдохнуть на ближайшем пункте проката этого спортивного снаряжения, ну, а кто-то целенаправленно едет на известные горнолыжные курорты, в принципе, за тем же.

От чего зависит выбор крепления?

Безусловно, одну из главных ролей в качественном и приятном катании играет непосредственно сам инвентарь. Ассортимент лыж сегодня очень велик, причем отличаются они как по маркам производителей, так и по своему назначению (беговые, горные, прыжковые). Широк и ценовой диапазон, поэтому стоит сразу определиться с планируемой на покупку суммой.

Порой любители зимних катаний сталкиваются с весьма серьезной проблемой. Как правильно установить крепления на лыжи? Доверить процесс монтажа можно и специалистам, но при желании сэкономить часть финансовых средств и просто приобрести дополнительный опыт стоит разобраться в технологии этой работы самостоятельно.

Из чего состоит лыжное крепление?

В конструкцию этого элемента, который призван обеспечивать безопасность, входят пятка и передняя головка, которые обязательно должны быть отрегулированы в соответствии с параметрами конкретного человека (вес, размер ботинка и т. п.).

На самом креплении находятся специальные штыри, функция которых заключается в фиксировании ботинка. Также имеются особые скобы и изгибы, позволяющие ноге свободно двигаться внутри, но не дающие ей соскользнуть. Обычно эти элементы имеют форму носка ботинка, что не может не сказаться положительно на удобстве катания.

Пятка крепления призвана обеспечивать лыжнику безопасность во время падений. В современных образцах такая способность называется вертикальной эластичностью. Кроме того, с помощью этой части крепления значительно снижается уровень вибраций, поступающих на ботинок.

Как обеспечить монтаж фиксатора?

Итак, правильное крепление лыж осуществляется отчасти с помощью надлежащего просверливания. Делать нужно это не на глаз и не с применением меток. Зачастую у производителя можно приобрести специальный кондуктор, благодаря которому будет гарантирован хороший результат.


Для проделывания отверстий существует большой выбор сверл, каждое из которых подходит тому или иному типу лыж: сечение 4,1x9,5 мм - для металлических покрытий, 3,5x9,5 - для деревянных, а 3,5x7 мм станет хорошим решением для юниорского спортивного снаряжения, толщина которого меньше, чем у взрослых моделей.

После просверливания всех необходимых отверстий в полотне лыж в каждое из них добавляется небольшое количество клея, а затем уже монтируется само крепление. Винты должны входить плотно, без сдвигов.

Эта информация может стать полезной во время размышлений над тем, как установить крепление на лыжи.

Беговые лыжи: установка креплений

Именно эти элементы позволяют четко передавать усилия и устанавливать направление скольжения при движении как в классическом стиле, так и в коньковом. Очень важно сделать акцент на том, как правильно установить крепления на лыжи для бега, поскольку без этих знаний даже хорошо подобранное снаряжение не только не сможет доставить от катания абсолютно никакой радости, но и способно подвергнуть владельца серьезной опасности.

Одно из них - устаревшее Nordic Norm 75мм, называемое в массах "рантовым". Главным его достоинством является относительно невысокая цена, но в остальном его технические характеристики оставляют желать лучшего. Стопу оно фиксирует плохо и, несмотря на жесткое крепление мыска ботинка, вся подошва скользит из-за недостаточной поперечной и продольной устойчивости. Коньковый стиль бега в этом случае практически невозможен, а классический выходит немногим лучше. Такая установка креплений на не принесет владельцу удовольствия от катания, поэтому следует уделить внимание двум другим типам фиксаторов.


Эти образцы принадлежат моделям нового, инновационного поколения. К ним относятся система SNS и система NNN.

Будет довольно непросто сравнивать эти два крепления, поскольку каждое из них представляет собой устройство с крайне высокими эксплуатационными показателями.

В основе функционирования этих двух систем лежит технология применения флексоров и направляющих, что существенно упрощает задачу того, как поставить крепления. На лыжи с такими фиксаторами подошва ботинок ложится крепко и удобно, а дополнительная стабилизация при катании и классическим, и придает ощущение уверенности и весьма облегчает процесс передвижения.

Функциональные особенности систем крепления SNS и NNN

Уровень фиксации каждого из этих двух образцов является туристическим, иногда даже оснащенным автоматическим застегиванием. Такой вариант прекрасно подойдет для лыжников-любителей, чьи навыки катания еще не слишком хорошо развиты.

Система SNS появилась немного раньше, и главное ее отличие заключается в том, что в конструкцию крепления входит всего одна продольная составляющая, в то время как у типа NNN их две.

Не секрет, что основная разница между беговыми и горными лыжами - это связь ботинок у первых с тем или иным образцом креплений. А поскольку различия двух вышеназванных систем совсем незначительные, то здесь акцент должен делаться исключительно на выбор обуви. Определившись с тем, как правильно установить крепления на лыжи, следует подобрать ботинки, которые будут соответствовать стилю катания и отличаться неповторимым комфортом и дизайном, а уже затем разобраться со стандартом их фиксации.

Крепления для горных лыж

Этот вид спортивного снаряжения подходит, как становится ясно из названия, только для катания по склонам. Для бега такие лыжи не приспособлены, так как они имеют иные параметры длины и ширины, а также отличаются от других образцов своими техническими характеристиками . Но, так или иначе, крайне важно знать, как поставить крепления на лыжи этого типа, поскольку спуски с вершин требуют повышенного уровня безопасности, обеспечить который можно только благодаря надежной фиксации всей конструкции на ноге.

Порядок установки креплений для горных лыж

Во избежание некачественного результата работы все действия для снаряжения этого типа нужно выполнять строго по следующей инструкции:

1. В центре тяжести лыжи, найти который можно и собственноручно, очерчивается линия.

2. Крепление укладывается так, чтобы его передний край доходил как раз до нарисованной метки. В фиксатор аккуратно вставляется ботинок, который поправляется так, что все его основание располагается по центру, поскольку только в этом случае установка креплений на горные лыжи будет правильной.

3. Затем ботинок снимается, а в месте его расположения через дырочки в фиксаторе делаются небольшие отверстия, которые можно проделать шилом или сверлом с сечением 1,5-2 мм в диаметре. Далее при помощи отвертки или шуруповерта заворачиваются прилагающиеся в комплекте саморезы.

4. Ботинок плотно закрепляется в проделанных дырках. При этом важно соблюсти весь алгоритм действий так, чтобы в конце всей работы фиксатор был в меру жестким, комфортно облегал ногу и соответствовал всем требованиям норм безопасности при катании.

Эта инструкция поможет разобраться в том, как правильно установить крепления на лыжи, предназначенные для езды по горам и крутым склонам.

Самое простое лыжное крепление - носковой ремень. Но такое крепление очень ненадежно - ведь не случайно мальчишки всегда приделывают к ремешку резинки или просто подвязывают его веревочкой.

Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.

Более усовершенствованным считается туристское крепление с боковыми металлическими скобами и регулируемым пяточным ремнем. Оно может быть использовано на прогулочных лыжах и не требует специальных лыжных ботинок.

Значительно более удобно жесткое рантовое крепление. Специальный лыжный ботинок надевается на шипы и прижимается по ранту дужкой. Такие крепления быстро и надежно соединяют ботинок с лыжей, не стесняют пятку, обеспечивая в то же время хорошее управление лыжей. Они ставятся на спортивно-беговые и прогулочные лыжи.

Для катания на горных лыжах нужны крепления, плотно прикрепляющие ботинок к лыже. Спортсмены-горнолыжники обычно наглухо привязывают ботинки ремнями. Начинающему лыжнику этого делать не следует.

Горнолыжные крепления состоят, как правило, из регулируемых по ширине металлических скоб, снабженных рантодержателями. В последнее время вместо неподвижных скоб применяются подвижные носковые рантодержатели, автоматически освобождающие ногу при падении.


Рис. 5. Лыжные крепления (сверху вниз) туристские, рантовые, горнолыжные крепления на пружинах и на ремнях



Закрепленный в носке рантодержателем ботинок плотно пристегивается к лыже тросом, натягиваемым с помощью носкового замка - «лягушки». Необходимое натяжение создается за счет пружины, расположенной в носковой части троса или на самой «лягушке». Пользоваться тросом с пяточной пружиной не рекомендуется - он плохо держит ногу и портит ботинки. Чтобы трос лучше прижимал ботинок к грузовой площадке, его пропускают через крючки, установленные на боковых поверхностях лыжи. Пара крючков возле передней части каблука позволяет наглухо прикрепить ботинок, что необходимо для выполнения поворотов. Пара крючков, находящихся у основания большого пальца ноги, обеспечивает подъем пятки, что важно при длительном переходе на горных лыжах по ровному месту. В случае необходимости трос пропускают через передние или задние крючки.

В последнее время получают распространение горнолыжные крепления, имеющие только носковой рантодержатель и пяточную защелку. При падении они автоматически раскрываются.

Для маленьких детей лучше всего подходят крепления с металлическими скобками, поставленными на подошву от старых сандалий. У сандалий обрезается вся передняя часть и оставляются только подошва и задник с ремешками. Любая детская обувь входит в такие крепления. Скобки, снабженные носковым ремнем, и ремешок от сандального задника надежно и безопасно удерживают ногу и позволяют хорошо управлять лыжей.



Рис. 6. Детские лыжные крепления

Вместо сандалий можно использовать материал типа линолеума, отрезав от него полоску, равную ширине лыжи и длине детской обуви (с запасом), и пришив задник и ремешок. Ботинок с креплением ставят на лыжу. Между ботинком и полоской линолеума устанавливают скобки, намечают отверстия для шурупов, затем, сняв ботинок, укрепляют скобки винтами.

Для детей постарше можно использовать школьные крепления, которые продаются в магазинах. Если ребенок носит обувь 33-го размера и выше, то ему уже годятся крепления для взрослых.

Теперь нужно решить сложный вопрос: куда ставить крепления?

Прежде всего необходимо найти центр тяжести лыжи. Для этого лыжу скользящей поверхностью ставят на ребро линейки или карандаша. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет ее центром тяжести. Его отмечают поперечной чертой.

Крепление должно быть установлено так, чтобы концы пальцев ноги оказались смещенными от центра тяжести к пятке лыж на расстояние 1-1,5 см.

Самое простое правило, применимое почти для всех лыж, - носок ботинка должен находиться на линии центра тяжести. Смещение допускается только к заднику лыжи. Это облегчает ввод лыжи в поворот. Но увлекаться этим не следует, иначе носки лыж будут сильно оттягивать стопу и утомлять ноги.


Рис. 7. Определение центра тяжести лыжи

Рис. 8. Разметка подошвы ботинка для рантового крепления

Перед установкой рантового крепления вдоль грузовой площадки лыжи необходимо провести среднюю линию. Такую же линию прочерчивают и на ботинке. Она пройдет между двумя первыми пальцами ноги к середине каблука, где так же, как и на носке, делают легкие заметки. Затем на ботинок надевают скобы, е которых предварительно снята дужка, так, чтобы передний рант совпадал с краем скобы. Если скобы неразъемные, их поджимают по ботинку. Ботинок со скобами ставят на лыжу. Совместив их средние линии и точно отметив положение скоб на лыже, ботинок снимают, и по только что полученным отметкам ставят скобы. Через дырки в скобах на лыже отмечают отверстия для шурупов. Затем сверлом делают отверстие под винт. Чтобы не просверлить лыжу насквозь, предполагаемую глубину отверстия отмечают на сверле с помощью изоляционной ленты. Диаметр отверстия должен быть меньше диаметра винта примерно на миллиметр. Затем винты смазывают лыжной мазью и сначала осторожно, а потом в полную силу завертывают до отказа. Надевают на скобы дужку; вставляют ботинок. Продвинув вперед от отказа, его центрируют, следя за тем, чтобы боковой рант равномерно касался стенок скоб. Закрывая дужку так, чтобы она полностью касалась ранта, с силой надавливают на нее.



Проделав эту операцию несколько раз, ботинок снимают. На подошве остаются вмятины от шипов. По этим вмятинам сверлом или горячим гвоздем делают в подошве отверстия, которые строго соответствуют диаметру шипов и ни в коем случае не проходят насквозь. Надев ботинок на шипы и закрыв дужку, на конец ее средним делением надевают гребенку и намечают на лыже отверстия для винтов, которыми она укрепляется на лыже. Прикрепив гребенку, защелкивают ботинок и под его пяткой прибивают резинку. Резинка должна иметь размер каблука. Ее рекомендуется прибить по всему периметру так, чтобы она чуть пузырилась - тогда под пяткой не будет набиваться снег.

Вторая лыжа размечается по первой. В остальном операции совершенно одинаковы.

Если вам приходится устанавливать крепление в первый раз, то вначале надо потренироваться на доске, схожей по размерам с грузовой площадкой лыжи. Необходимо проделать все, что было описано ранее, не стоит только сверлить отверстий в ботинке.

При установке креплений на горных лыжах центральную пластинку скобы размещают так, чтобы передний край ее совпадал с линией центра тяжести или был смещен на 1-2 см назад. Намечают на лыже отверстия и, поставив боковые щечки с рантодержателем, укрепляют их на пластинке, регулируя положение по ботинку. На лыжу ботинок ставят так, чтобы его носок и задник располагались точно по оси. Укрепив щечки, вставляют в скобу ботинок и надевают на его каблук трос. Трос должен быть укреплен на средних делениях передней защелки, называющейся «лягушкой», а сама «лягушка» в полураскрытом положении устанавливается на лыже, впереди ботинка. Выбрав слабину троса, намечают место установки «лягушки» сначала только на одном или двух винтах. Укрепив «лягушку» этими винтами, закрывают ее. На боковых поверхностях лыжи намечают места для крючков. Их следует развернуть по ходу троса. Поставив крючки и прибив или приклеив резинку под каблук ботинка, «лягушку» защелкивают. Если трос, проходящий через задние крючки, плотно держит ботинок и позволяет легко закрыть «лягушку», установку креплений можно считать оконченной. Следует лишь укрепить «лягушку» добавочными винтами Если регулировка троса не позволяет надежно прикрепить ботинок и все возможные варианты натяжения исчерпаны, «лягушку» переставляют на новое место.

Горнолыжное крепление с передним рантодержателем-автоматом ставят на лыжах так, чтобы место упора ботинка приходилось на центр тяжести лыжи или было смещено на 1-2 см назад. В остальном порядок установки крепления остается прежним.

Для горнолыжника-любителя лучшее крепление - пружинное, с головкой-автоматом. Этот тип крепления позволяет быстро снимать и надевать лыжи и обеспечивает безопасность, особенно если на «лягушке» есть устройство, раскрывающее крепление при падении вперед.

Многие любители используют также крепления на ремнях с вращающейся пяткой и автоматической головкой. Такое крепление безопасно и хорошо держит голеностопный сустав. Однако при необходимости часто снимать и надевать лыжи оно неудобно, так как на затягивание ремней уходит много времени.

При установке на лыжи крепления с вращающейся пяткой следят за тем, чтобы при застегивании пяточной пружинкой «лягушки» ботинок достаточно крепко был прижат к головке. Иначе он все время будет выскакивать из крепления. При заматывании ремень ведут через каблук к противоположному от места закрепления ремня кольцу. Оттуда направляют назад, винтообразно обхватывают им ахиллово сухожилие и обматывают вокруг лодыжки, а затем снова ведут назад через ахиллово сухожилие к кольцу и месту закрепления ремня. Отсюда, через подъем, направляют ремень к застежке, после чего пяточную пружину закрывают.

При перестановке креплений старые отверстия в лыже следует заделывать деревянными пробками.

При установке крепления на металлические или пластмассовые лыжи употребляются специальные шурупы с самонарезающей резьбой. Если таких шурупов нет, в отверстиях лыж нарезают резьбу с помощью метчика и используют обычные винты для металла.

Лыжные палки подбираются довольно просто - длина их должна доходить до подмышек. Это правило годится для всех типов лыж. Для прогулок рекомендуется пользоваться легкими камышовыми палками. Для горнолыжников лучше подходят дюралевые или стальные палки конического или веретенообразного профиля. Они обязательно должны иметь надежно укрепленные кольца и удобные кожаные петли для рук. Штыри палок должны быть достаточно острыми.


Рис. 9. Лыжные палки

Крепления – это металлические скобы, которые крепятся к лыжам, и ремни с пряжками, предназначенные для того, чтобы удерживать обувь в скобе. Этот вид креплений является довольно распространенным, так как они надежны и подходят для любой обуви, то есть специальные ботинки не требуются. Полужесткие крепления менее прочные и удобные, чем жесткие, к тому же они тяжелее.

Жесткие крепления предназначены для специальных лыжных ботинок, но при подгонке могут быть пригодны для разной обуви. Расположение шипов и размеры – стандартные.

Как правильно установить крепления на лыжи

Чтобы установить крепления на лыжи самостоятельно, прежде всего, нужно определить центр тяжести лыжи. Для этого необходимо перевернуть ее, положить серединой на острое ребро ножа или линейки и перемещать предмет вдоль лыжи, пока она не примет положение равновесия (лыжа должна встать горизонтально). Отметьте найденную линию на внешней стороне.

После того, как центр тяжести определен, приступаем к следующему этапу установки. Обычно в комплекте с креплением имеется шаблон, с помощью которого можно наметить положение каждого отверстия для шурупов, чтобы установить крепления на лыжи правильно. Здесь вам и пригодится отмеченная ранее линия центра тяжести: по ней определяют верное расположение шаблона на лыже.

Наметив местоположение шурупов, просверлите отверстия, глубина которых будет немного меньше длины шурупов. В них нужно налить небольшое количество эпоксидной смолы (иногда в комплект поставки входит специальный клей). Теперь можете прикручивать крепление.

Проверяем

Всегда необходимо проверить – правильно ли установлены крепления. Для этого возьмитесь за ботинок и приподнимите его и прикрепленную лыжу. Если вы все сделали верно, ее передняя часть будет перевешивать, а грузовая площадка при этом прижмется к подошве ботинка.

Совет 2: Как установить крепления на лыжи для конькового хода

При покупке новых лыж приходится сталкиваться с установкой креплений на них. В магазинах, конечно, предлагают установить крепления на купленные лыжи , но это связано с дополнительными затратами. Поставить крепления самому – не такая уж сложная задача, главное – тщательно рассчитать все параметры и детально следовать инструкции, приложенной к купленным крепления м.

Если у вас крепление современного образца типа NNN или SNS от Salomon, тогда вам жутко повезло. Так, как они сами по себе могут определить центр тяжести лыжи. Достаточно взять лыжу, найти самую тонкую ее часть (как линейка) и поставить ее ребром на пол, после берем вторую лыжу и кладем ее поперек, очень желательно положить ее под прямым углом. После чего наблюдаем процесс, того, как работают весы (передний и задний конец лыжи должен висеть в воздухе на одинаковой высоте). Но если вы приобрели крепление достаточно тяжелое, тогда вам следует измерять центр тяжести немного иначе. С первой лыжей все так точно, но вторую нужно положить через паз фиксации ботинка.

После того, как лыжи станут в нужное положение, вам нужно будет отметить перпендикулярную черту на верхней стороне лыжи и обязательно над самим креплением. Данную процедуру повторите со второй лыжей. Читаем дальше и даем ответ на вопрос, как правильно установить крепления на лыжи?

Итак, теперь нужно определить центр тяжести ботинка. Важно понять он старого или современного образца. Первые стоит крепить у самого среза ботинка, а у вторых центр тяжести установлен по срезу ботинка. Но мы ориентируемся по креплениям стандарта SNS, не пугайтесь, разница для других абсолютно отсутствует. Кроме этого, неважно какой стиль вы используете при беге. Найдите на ботинке стержень, который войдет в специальный паз в креплении, именно этот паз и должен находиться там, где у нас центр тяжести у лыжи.

Кстати, под этим пазом, по центру, находится еще один паз, в котором крепится средняя часть крепления. Затем берем крепление, прикладываем к нашей разметке и в местах, где должны быть шурупы мы шилом делаем маленькие отверстия. После того, как отметили, можно убрать крепление и проверить, совпадает ли центральная метка с центром, а задние метки одинаково отдалены от краев. Повторяем операцию со второй, чтобы можно было установить крепления на лыжи.

Берем, жило и меряем насколько глубоко шуруп зайдет в лыже – это делается, что бы потом лыжу не просверлить насквозь. Когда померили, берем сверло диаметром 6-4 мм, можно меньше и сверлим. Важно: после того как измеряли глубину, отметить ее изолентой или же вообще отлично если на сверле есть линейка.

Теперь, когда у нас 3 готовых отверстия в каждой лыже мы можем снять пластиковую скобу, которая отстегивает лыжу. Затем в ней фиксируем крепление шуруповертом. Полностью закручивать не нужно, где-то до половины. Кстати, не пользуйтесь клеем. Раньше лыжи были деревянными, а на современные лыжи клей пагубно влияет.

Ставим на место снятую скобу. Собираем крепление и устанавливаем «встык» закрывая при этом предыдущие шурупы, до упора. Не забываем отметить отверстия на обеих лыжах, после чего прикрутить болты (тут точно клей не понадобится). После всего этого закрываем «пятки» заглушками. Вот и все, надеюсь, у вас получилось.

Видимо, прав был старик Фрейд – многие комплексы взрослого человека складываются еще в детстве. Вот, например, беговые лыжи... Как вы думаете, что вам ответят припорошенные снегом прохожие на вопрос «Нравятся ли вам беговые лыжи?»

Процента два скажут, что «Да, нравятся», и что де они бегают почти ежедневно – порадуемся за них, это редкие счастливчики, которые уже никогда не бросят любимое занятие.
Остальные поделятся примерно пополам, одна половина скажет «Да» и представит себе, как крайний раз, года два назад, они неспешно топали по красивому-красивому лесу, и именно эта неспешная ходьба и есть в их понимании беговые, вернее было бы «ходовые», лыжи.
Вторая половина опрошенных скажет: «Бррр… нет, не нравятся…» и с содроганием вспомнит, как «садюга» физрук мучил этими дровами, палки норовили оторвать руки, а натирающие мозоли ботинки и вечно болтающиеся крепления довершали истязание юной плоти.
Так на ранних стадиях жизни, из-за плохого, негодного снаряжения и, как следствие, получаемого отрицательного опыта мы теряем вкус к, вообще говоря, очень полезному для здоровья и на самом деле приятному времяпровождению.

Давайте попробуем исправить ситуацию, взять нормальную лыжно-беговую комплектацию и еще раз попробовать начать все сначала!

Сегодня поговорим о креплениях.
Итак, крепления...
Именно они позволяют точно передавать усилия и задавать направление скольжения лыжи при движении и классикой, и коньком. Без качественного крепления остальное, даже правильно подобранное оборудование не доставит Вам радости, а во многих случаях может быть просто опасно. Представьте себе автомобиль, у которого руль имеет очень слабую связь с колесами.

Сегодня в розничной продаже можно видеть три вида креплений.
Устаревшие NN 75 (Nordic Norm 75мм) имеют единственное достоинство – минимальную цену. В народе данный вид крепления называют еще рантовыми. Необходимо отметить, что NN 75 плохо фиксирует стопу относительно лыжи. Мысок ботинка крепится с помощью металлической скобы за стержни жестко, но подошва не придает достаточной продольной и поперечной жесткости. О коньковом стиле практически можно забыть. Классическим - чуть лучше. Только чуть, так как при движении вперед осуществляется сгибание ступни вместе с подошвой. Тут бы помогла удобная колодка ботинка, но таких ботинок уже не выпускают (дешевая ценовая группа). Материал ботинок также оставляет желать лучшего.

При движении на спусках затруднено управление лыжами ввиду не закрепленной пятки и мягкой подошвы.
Справедливости ради нужно отметить, что это все же лучше, чем «дедушкины» ботинки 19ХХ года на N-размеров больше.
Но прежде, чем окончательно решиться, сравните намного ли дороже простейшие варианты систем, описанных ниже. Как никак вы же делаете покупку на несколько лет. Лыжи ломаются, а крепления остаются.

Следующие два стандарта креплений принадлежат к устройствам нового поколения, это две различные и увы, не совместимые между собой системы – SNS , разработка фирмы Salomon, и NNN, разработка фирмы Roteffella.
Сравнивать эти системы креплений и вынести вердикт в пользу той или иной - крайне неблагодарное и довольно бесперспективное занятие. И SNS, и NNN - устройства очень высокого уровня. Замечу только одно, что спортсмены мировой лыжной и биатлонной элиты используют обе системы.

Обе системы основаны на применении систем флексоров (демпферов - резина или пружина), а также направляющих.
Подошвы ботинок NNN и SNS систем позволяют хорошо контролировать лыжи, как при классическом, так и коньковом ходе, сами крепления имеют специальные направляющие для дополнительной стабилизации.

В обоих системах есть крепления туристического уровня, зачастую даже с автоматическим застегиванием (необходимо только вставить мысок в крепление). Туристические крепления могут использоваться для прогулочного универсального (комбинированного) применения, т.е. для начинающих вполне подойдут.
Комбинированное применение означает возможность использовать крепления, как для конькового хода, так и для классического.




Система стандарта SNS разработана исторически раньше NNN. Самое основное внешнее отличие в том, что крепление имеет всего одну продольную направляющую.

Все семейство SNS делится на два типа SNS Profil и SNS Pilot.
SNS Profil может предназначаться для классического (Classic) комбинированного(Combi) и конькового (Skate) хода. Отличия между типами SNS profil сводятся к применению флексеров различной жесткости.
SNS Pilot предназначен только для конькового хода. Имеет вторую ось крепления и вместо резинового флексора использует пружину.



При выборе между Pilot и Profil важно понимать, что если ботинки с подошвой SNS Pilot еще можно будет использовать с креплениями SNS Profil, то наоборот, ботинки SNS Profil с креплениями SNS Pilot, - не удастся.
Система SNS используется следующими компаниями-производителями лыжных ботинок: Salomon, Adidas, Fischer, Alfa, Hartjes.




NNN (New Nordic Norm) – более поздняя разработка. Имеет две продольные направляющие для стабилизации подошвы ботинка. Крепления данной системы также имеют модификации для классического и конькового хода, а так же для универсального применения. Аналогично SNS назначение определяется жесткостью флексоров.
В креплениях высокого уровня для конькового хода (R3 Skate и R4 Skate) есть дополнительный флексор, но и его можно легко снять, превратив крепления в универсальные.




Любой ботинок стандарта NNN можно применять с любым креплением стандарта NNN. Исключение составляет вариант NNN для бэккантри.
Система NNN используется фирмами выпускающими ботинки: Rossignol, Alpina, Atomic, Madshus, Karhu.

Год назад, в январе 2005, этот же консорциум анонсировал выпуск еще одной системы NIS (Nordic Integrated System), позволяющие устанавливать крепления на лыжу без использования шурупов, только вот лыжи должны быть с платформой NIS, т.е. с интегрированными в поверхность направляющими. Дело хорошее, но рекомендовать сразу бежать и покупать такие комплекты не буду. Поживем, увидим.

Текущая реальность такова, что в беговых лыжах, в отличие от горных, ботинки связаны с тем или иным стандартом креплений.
Так что, при отсутствии явных потребительских отличий между SNS и NNN, главным критерием выбора становится именно ботинок. Рекомендую вначале выбирать подходящие по колодке (удобные), назначению (стилю катания), дизайну ботинки, а затем ботинки уже автоматически определят стандарт креплений.

В любом случае, если есть сомнение, задайте вопрос консультанту – настоящий специалист поможет и обстоятельно объяснит свою точку зрения, почему лучше поступить так, а не иначе.

Шахов Сергей

    Установка лыжных креплений дело непростое. Требуется установить их таким образом, чтобы при поднятии лыжи двумя пальцами приблизительно за центр тяжести, лыжа принимала строго горизонтальное положение. Бывает это требует нескольких попыток, допустимая ошибка - 1,5 см.

    Для начала нужно отметить центр тяжести на лыжне. Для этого ее нужно перевернуть скользящей гранью вверх, а саму лыжню поставить на ребро какого-нибудь предмета (это может быть даже спинка стула, например). Затем найдите такое положение лыжи, чтобы она держалась параллельно относительно пола. Когда центр найден, отметьте его карандашиком.

    Если к лыжам шел шаблон с отверстиями, которые нужно сделать - прикладывайте его к лыжне и ставьте метки. Если шаблона нет, за основу возьмите этот, например:

    Когда крепление установлено, не торопитесь кататься, подождите как минимум сутки, пусть все хорошенько схватится.

    Когда вы приобретаете такую покупку как лыжи, в магазине вам говорят что за некоторую сумму денег вам установят крепление. Не спешите платить, ведь сумма в 500 рублей может и вам пригодится. Посмотрите видео , где подробно написана инструкция установки.

    Благодаря ей вы сможете самостоятельно поставить крепление, так как там все разложено по полочкам.

    Установить крепление на лыжи достаточно просто. Они прикручиваются к лыжам шурупами, которые входят в комплект креплений. Эти шурупы уже нужной длины и ширины, вам остается только подобрать отвертку для них.

    Нужно при этом учесть центр тяжести лыж . Обычно на лыжах, которые используют для гонок, толчок приходится на середину лыжи. То есть в это место должен упираться носок ботинка, и поэтому перед крепления тоже должен находиться здесь.

    Найти центр тяжести лыжи нетяжело. Для этого нужно положить лыжу гладкой стороной вниз на указательные пальцы рук, сведенных вместе и расположенных перед собой. Процедура начинается с того, что лыжа лежит сначала на широкоразвернутых руках, пальцы которых потом сводятся друг к другу. Лыжа при этом находится сверху. Тяжесть лыж не дает им все время лежать на одном пальце и в итоге лыжи уравновесятся строго по середине.

    Попробуйте, это всем известный трюк из раздела Занимательная физика . Так можно находить центр тяжести любых длинномерных предметов.

    Затем там, где вы обнаружили центр тяжести, ставьте крепления, обводите карандашом дырочки в них. Не перепутайте правое и левое. На них должна быть маркировка П и Л, как и на самих лыжах (или внимательно почитайте инструкцию, что там пишут про отличия).

    Просверливаете дырочки, но не допускайте сверления насквозь, ставьте ограничители на сверла. Прикручивайте крепления. Если планируется, что на лыжах будет бегать грузный человек, то отверстия для шурупов можно залить клеем (например, эпоксидной смолой).

    Есть лыжи, на которых уже установлено крепление, но есть и те лыжи, на которых Вы можете самостоятельно поставить крепление.

    Данная процедура является очень важной, потому что, Вы должны правильно расположить крепления, чтобы центр тяжести находился по-центру. И все крепление должны быть хорошо прикручены, а также состоять на одном месте.

    В данном видео очень хорошо показано, как ставить крепления на лыжи:

    Перед установкой крепления нам необходимо будет определиться с центром тяжести в ваших лыжах. А определить его можно, положив лыжи серединой на ребро ножа или же ленейки, но положить лыжи нужно перевернув на другую сторону. В это время перемещайте линейку или нож до тех пор пока не получите равновесие с двух сторон от лыжи - лыжа будет горизонтально стоять. И отметьте точку равновесия непосредственно на внешней стороне.

    А после можно приступать к самой установке, основываясь на выбранный нами центр равновесия, то есть центр тяжести. По этой линии и определяем расположение крепления - обычно вместес креплениями идт шаблон, который и нужно правильбно располагать относительно вычечленной нами точки. Сначала отмечаем где будет крепление, а затем намечаем места шурупов и просвердиваем отверстия несколько поменьше длины самих шурупов. В эти отверстия немного налейте эпоксидного клея и можно прикручивать.

    А теперь о проверке:

    Для того, чтобы установить лыжные крепления правильно , я предлагаю посмотреть видео инструкции, из которой станет понятно, что, как, и в каком порядке необходимо делать.

    Как говорится: лучше один раз увидеть, чем...