Межбюджетные трансферты предоставляемые бюджетам субъектов рф. Межбюджетные трансферты регионам: состояние и перспективы. Виды иных межбюджетных трансфертов

Правительство любого государства часто использует такой инструмент, как межбюджетные трансферты. Они представляют собой суммы которые переходят из одного бюджета в другой и, как правило, предназначены для реализации определенных целей.

Выделяют следующие формы межбюджетных трансфертов:

  • субсидии;
  • субвенции;
  • дотации.

Под субсидиями понимается долевое участие в финансовом обеспечении конкретного проекта. Их сумма и направление расходования строго определены сметой, могут предоставляться не только бюджетам других уровней, но и хозяйствующим субъектам и даже физическим лицам.

Субвенции - это межбюджетные трансферты, которые переходят из одного бюджета в другой либо на нужды юридического лица. Характерной особенностью этой формы является безвозвратная и безвозмездная основа, а также строго целевое расходование средств.

Дотациями являются средства, которые предоставляются в бюджеты других уровней на безвозмездной основе, не требующей возврата в дальнейшем, кроме того, отсутствует необходимость целевого использования.

Главным отличием субвенций и дотаций считается тот факт, что в первом случае средства из бюджетной системы предназначены для конкретных целей. При несоблюдении определенной направленности получатель денег обязан вернуть их в полном объеме. А субсидии и субвенции отличаются друг от друга масштабностью инвестирования, ведь первое понятие предполагает лишь долевое участие, а не полное финансирование. Объединяет все вышеперечисленные формы тот факт, что все межбюджетные трансферты перечисляются на безвозмездной основе.

Если говорить о законодательстве, то можно выделить главную тенденцию, которая раскрывает направление Например, из федерального бюджета отчисляются суммы на государственное поддержание стабильности отдельных субъектов системы бюджетирования в виде дотаций, а также перечисляются средства в бюджеты других уровней и в виде субвенций и субсидий.

Зачастую правительство формирует Федеральный фонд, обеспечивающий совместное финансирование расходов местного назначения в форме субсидий в случае, когда бюджеты других уровней не могут справиться самостоятельно. А совокупность субвенций бюджета федерального относится к Федеральному фонду компенсаций.

Каждый субъект РФ организует собственный фонд, который также может предоставлять межбюджетные трансферты. Как правило, они предназначены для финансирования стабильной работы муниципальных единиц в форме дотаций, а субвенции и субсидии, предоставляемые местным бюджетам и автономным округам, базируются на конкретных договорах и соглашениях с вышестоящими бюджетами. Сумма средств в виде дотаций рассчитывается на основе показателей численности населения конкретного субъекта. Для их перечисления был создан специальный фонд финансирования поселений или муниципальных районов регионального уровня.

БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты :

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. из федерального бюджета;
  2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. из местных бюджетов;
  4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

  • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

  • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

Межбюджетные трансферты из областного бюджета являются одним из инструментов обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Владимирской области.

Доля межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований, в общем объеме расходов областного бюджета составит на 2008 год - 38,3%, на 2009 год - 36,8%, на 2010 год - 37%.

Необходимо отметить, что объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2008 год включает дотации в сумме 4224288 тыс. руб., что выше уровня 2007 года в 1,39 раза; субсидии в сумме 2226780,0 тыс. руб. ниже плановых назначений 2007 года.; субвенции в сумме 1822882,0 тыс. руб., выше показателей 2007 года в 1,16 раза. В 2009-2010 годах размер дотаций соответственно составит 3952609 тыс. руб. и 3661030 тыс. руб., субсидий - 1861839 тыс. руб. и 1225839 тыс. руб., субвенций - 1939309 тыс. руб. и 2082945 тыс. руб.

Расходы областного бюджета на 2008 год по разделу «Межбюджетные трансферты» предусматриваются в объеме 12500551,0 тыс. руб. (с учетом средств на ОМС). Объем средств, непосредственно направляемых бюджетам муниципальных образований, спрогнозирован в объеме 9874434,0 тыс. руб. В среднесрочной перспективе наблюдается рост межбюджетных трансфертов: в 2009 году - 12837023,0 тыс. руб., в 2010 году - 14051798 тыс. руб.

В соответствии с Законом Владимирской области от 05.09.2007 №97-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области» на период 2008-2010 годов межбюджетные трансферты из областного бюджета будут предоставляться в форме:

Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

Субсидий местным бюджетам из областного Фонда софинансирования расходов;

Субвенций местным бюджетам из областного Фонда компенсаций;

Иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Распределение средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществлено в соответствии с порядком и методикой распределения средств областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Приложение №3 к Закону Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области».. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2008 год рассчитан по 55 территориям, включая вновь образованные поселения.

Расчет данной дотации осуществляется по двум частям. Первая часть распределяется для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до 7,0 тыс. руб. на жителя с учетом индекса бюджетных расходов, установленного для городских округов в размере 0,95, для муниципальных районов 1,05, что позволит обеспечить сбалансированность бюджетов муниципальных районов, где стоимость бюджетных услуг превышает их уровень в городских округах. Вторая часть образуется с целью компенсации возможных потерь бюджетов муниципальных районов (городских округов).

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определен из расчета 282 руб. на жителя.

До выравнивания расчетная средняя бюджетная обеспеченность территорий налоговыми и неналоговыми доходами в расчете на 1 жителя на период с 2008-2010 годов оценочно увеличится с 5390,17 руб. до 7085,64 руб. При этом среднее значение бюджетной обеспеченности составит от 4109,13 руб. в 2008 году до 5417,52 руб. к 2010 году.

С учетом распределения дотаций из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) плановую среднюю бюджетную обеспеченность по муниципальным образованиям в трехлетнем периоде планируется увеличить с 7250,96. руб. до 9960,93 руб. Среднее значение бюджетной обеспеченности оценочно должно составить от 6950,37 руб. до 9403,76 руб. При этом, расчетная бюджетная обеспеченность определена без учета субвенций по фонду компенсаций, а также дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по ЗАТО г. Радужный, передаваемых из федерального бюджета.

Среднее отклонение бюджетной обеспеченности составит в 2008 году 559,42 руб., в 2009 году 323,57 руб., а в 2010 году - 383,6 руб. В целом механизм передачи дотаций из областного бюджета способствует выравниванию бюджетной обеспеченности.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом Владимирской области от 31.05.2006 №61-ОЗ «О порядке расчета и установления заменяющих дотации из областного Фонда финансовой поддержки поселений, областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), районных фондов муниципальной поддержки поселений дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами» законопроектом предоставлено право органам местного самоуправления полностью или частично заменять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налогов на прибыль и имущество организаций.

В связи с этим представительными органами муниципальных образований г. Радужный, Петушинского района, г. Петушки, г. Покров, поселков Анопино и Красное Эхо Гусь-Хрустального района приняты решения о замещении дотаций из областных Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и Фонда финансовой поддержки поселений дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от вышеуказанных налогов.

В соответствии со ст. 12 законопроекта «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налогов на прибыль и имущество организаций в бюджеты муниципальных образований, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности планируются в достаточных объемах см. Приложение - Таблица 1..

Необходимо отметить, что бюджету ЗАТО г. Радужный из федерального бюджета предусмотрена дотация в сумме 176006,0 тыс. руб.

Для реализации отдельных расходных обязательств муниципальных образований в областном бюджете образован областной Фонд софинансирования расходов. На 2008 год объем данного фонда предусматривается в сумме 3285962,0 тыс. руб., на 2009 год - 2800816,0 тыс. руб., на 2010 год - 2869712,0 тыс. руб. Прирост удельного веса фонда в объеме межбюджетных трансфертов составляет в 2008 году 26,2%, в 2009 году 21,8%, в 2010 году 20,4%.

За счет средств областного Фонда компенсаций бюджетам территорий направляются субвенции на финансирование органов местного самоуправления с целью реализации ими отдельных государственных полномочий, передаваемых органами государственной власти Владимирской области. Доля бюджетных средств фонда в объеме межбюджетных трансфертов составляет в 2008 году - 22,3%, в 2009 году - 21,3%, в 2010 году - 21,1%.

По подразделу «Иные межбюджетные трансферты» предусматривается финансирование расходов на:

Переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований в 2008 году в сумме 943 тыс. руб., в 2009 году - 1007 тыс. руб., в 2010 году - 1072 тыс. руб.;

Сбалансированность местных бюджетов по исполнению первоочередных расходных обязательств в размере 524191,0 тыс. руб. на 2008 год;

Повышение в 2008 году денежного довольствия и заработной платы сотрудникам и работникам подразделений милиции общественной безопасности в сумме 144986,0 тыс. руб., в 2009 году - 123907 тыс. руб. и в 2010 году - 168386 тыс. руб.;

Премирование победителей конкурса «Самый благоустроенный город области» в соответствии с Постановлением Главы администрации Владимирской области от 24.02.1998 №112 «Об областном конкурсе на звание Самый благоустроенный город области» на трехлетний период запланировано 750,0 тыс. руб.;

Денежные выплаты медицинскому персоналу в рамках областной целевой программы «Развитие здравоохранения Владимирской области на 2006-2008 годы» в сумме 64564,0 тыс. руб.;

Областную целевую программу развития образования Владимирской области на 2007-2010 годы - 122881,0 тыс. руб. Перечень муниципальных целевых программ г.Владимира см. Приложение - Таблица 2.;

Обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на 2008 год - 77236,0 тыс. руб., на 2009 год - 87298,0 тыс. руб., на 2010 год - 100429,0 тыс. руб.

Анализ действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов (на примере публично-правового образования)

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ.

Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

  • 1) дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
  • 2) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда регионального развития;
  • 3) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
  • 4) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций;
  • 5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;
  • 6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
  • 7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.

Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. На наш взгляд, такая позиция законодателя вполне обоснована, поскольку повышает ответственность органов власти, исполняющих бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, за возврат бюджетного кредита.

Следующее понятие, которое названо при перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Данное понятие используется в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует. Это тоже, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей БК РФ, в которых употребляется термин "финансовая помощь", можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий. Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ. До введения в действие Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо дотаций и субсидий являлись субвенции, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Как выше было сказано, в настоящее время вообще не используется такая форма, как бюджетные ссуды, а что касается субвенций и бюджетных кредитов, то они выведены за рамки понятия финансовой помощи. Это связано с тем, что бюджетные кредиты и субвенции из федерального и региональных фондов компенсаций не относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ).

Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления". Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Далее сравним формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, с формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных и местных бюджетов. Согласно ст. 135 БК РФ формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются:

  • 1) дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки поселений;
  • 2) дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • 3) субсидии местным бюджетам из фондов муниципального развития;
  • 4) субсидии местным бюджетам из региональных фондов софинансирования социальных расходов;
  • 5) субвенции местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;
  • 6) иные субвенции, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;
  • 7) средства, перечисляемые в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;
  • 8) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
  • 9) бюджетные кредиты местным бюджетам.

Из приведенного перечня межбюджетных трансфертов видно, что межбюджетные трансферты из региональных бюджетов могут предоставляться не только местным бюджетам, но и федеральному бюджету и бюджетам автономных округов, относящимся к региональным бюджетам. Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Это дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов; субсидии из фондов муниципального развития; субсидии из региональных фондов софинансирования социальных расходов; субвенции из региональных фондов компенсаций; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления; бюджетные кредиты.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, перечислены в ст. 142 БК РФ. К ним относятся:

1) дотации из бюджета муниципального района бюджетам поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений. Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Поселение - это городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

  • 2) иные дотации и субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района;
  • 3) субвенции из местных бюджетов бюджету субъекта Российской Федерации, зачисляемые в региональные фонды финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов;
  • 4) субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • 5) средства, перечисляемые в федеральный или региональный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти или органами власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнением иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной власти;
  • 6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, являются только безвозмездные и безвозвратные перечисления; такая форма, как бюджетные кредиты, не предусмотрена. Во-вторых, межбюджетные трансферты могут предоставляться из местных бюджетов как нижестоящим местным бюджетам (например, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов), так и бюджетам вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации - региональным и федеральному бюджетам. В-третьих, сами формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и региональных бюджетов: дотации, субвенции и субсидии.

Таким образом, межбюджетные трансферты передаются как из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы бюджетам нижестоящего уровня (например, из федерального бюджета региональным бюджетам), так и в обратном порядке (например, из региональных и местных бюджетов федеральному бюджету), а также могут предоставляться в рамках одного уровня бюджетной системы (например, из бюджета муниципального района бюджету поселений или из краевого (областного) бюджета бюджету автономного округа). Такой подход регулирования межбюджетных отношений в целом оправдан, поскольку позволяет более эффективно выравнивать социально-экономическое положение муниципальных образований, образованных на территории субъекта Российской Федерации, и между самими субъектами Российской Федерации.

Современному этапу развития межбюджетных отношений в Российской Федерации свойственен ряд тенденций, которые свидетельствуют о незавершенности реформы межбюджетных отношений. Суть данных тенденций состоит в следующем.

Во-первых, "рамочное" закрепление формальных признаков бюджетно-налоговой автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов (табл. 1), формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе.

Таблица 1. Соотношение расходных обязательств, налогов и доходов федерального, региональных и местных бюджетов в Российской Федерации в 2009 г.

Примечание: Без субвенций из фондов компенсаций.

Во-вторых, формирование единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации при наличии регионализации методических подходов к оказанию финансовой помощи муниципалитетам из бюджетов субъектов Федерации.

В бюджетной системе региона происходит концентрация нормативных функций и финансового обеспечения на уровне субъектов Федерации, а муниципалитеты выполняют преимущественно квазигосударственные функции. При формальном исключении из бюджетной практики регулирующих доходов, на уровне "субъект Федерации - муниципальное образование" они активно используются. В тоже время выявлено сокращение количества субъектов Федерации, применяющих регулирующие налоги, а также снижение нормативов отчислений от регулирующих налогов для целей дополнительного пополнения местных бюджетов (табл. 2).

Таблица 2. Использование регулирующих доходов в практике межбюджетных отношений на региональном уровне в 2008-2009 годах

Средний норматив отчислений в местные бюджеты, %

Количество субъектов, использующих данный налог

Пример максимальных и минимальных значений в 2006 году, %

Налог на прибыль

Магаданская обл., Еврейская авт. обл. (50 %)

Республика Дагестан (0,3 %)

Республика Сев. Осетия-Алания (23,1 %)

Вологодская обл. (0,1 %)

Налог на имущество организаций

Коми-Пермяцкий АО (100 %)

Ненецкий АО

Транспортный налог

  • 4 региона
  • (100 %)

Амурская обл.

Налог на игорный бизнес

  • 9 регионов
  • (100 %)

Вологодская обл. (7,7 %)

  • 5 регионов
  • (100 %)

Удмуртия

В-третьих, несмотря на процесс формализации распределения финансовой помощи , значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур. В соответствии с действующей редакцией БК РФ понятие "межбюджетные трансферты" определяется как перечисление средств одного бюджета другому. Здесь особое внимание уделено изменившемуся подходу к перечню форм межбюджетных трансфертов: перечень является открытым, поскольку допускается наличие "иных безвозмездных и безвозвратных перечислений". К межбюджетным трансфертам относятся: финансовая помощь нижестоящим бюджетам, в том числе дотации из фонда финансовой поддержки бюджета; субвенции из фонда компенсации; бюджетные кредиты; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований и т.д.

Сейчас поднимается проблематика "мягких" бюджетных ограничений, а также исследуются вопросы, связанные с действием дотаций на сбалансированность нижестоящих бюджетов, их влиянием на поведение субнациональных властей. При этом подчеркивается, что, с одной стороны, этот вид финансовой помощи обладает рядом свойств, дестимулирующих качество и самостоятельность управления субнациональными финансами, а, с другой стороны, - становится все более значимым в структуре межбюджетных трансфертов.

Проблемы формализации распределения финансовой помощи проявляются и в построении унифицированных межбюджетных отношений на региональном уровне, что связано с особенностями организации межбюджетного регулирования в ходе реализации муниципальной реформы в каждом отдельном субъекте Российской Федерации. При этом очевидно возрастание значимости межбюджетных трансфертов для муниципалитетов, что требует дальнейшего совершенствования их законодательного обеспечения, администрирования и мониторинга.

В-четвертых, вопросы повышения качества управления региональными и муниципальными финансами в настоящее время становятся базовыми в процессе повышения эффективности межбюджетных отношений. Формирующийся инструментарий повышения качества управления субнациональными финансами основывается на "дополнительных" и "жестких" бюджетных ограничениях, которые призваны повысить ответственность региональных и местных властей за результаты собственной деятельности.

«Межбюджетные трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ , которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

2. субсидий бюджетам субъектов РФ, Под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемы бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственно власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

3. субвенций бюджетам субъектов РФ , под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в установленном порядке.

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ , которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

1.дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов).

2. субсидий местным бюджетам, под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

3.субвенций местным бюджетам, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образования, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления установленном порядке.

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ, в том числе дотаций, в пределах 10% общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

1. дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений , которые предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа власти муниципального района, принимаемые в соответствии с БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ.

2. Субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера