Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе. Конспект сюжетно-ролевая игра "ярмарка"

Конспект игры-занятия в подготовительной группе «В гостях у Забавы».

Образовательная область: «Познание».

Конспект содержит русские народные игры, загадки, художественное слово. Конспект построен с учетом традиций русского народа.

Образовательная область «Познание»:

Программные задачи:

Расширение знаний о культуре и быте русского народа;

Закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

Знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением саше;

Развитие логического мышления.

Образовательная область «Физическая культура»:

Программные задачи:

Развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта;

Умение участвовать в русских народных подвижных играх;

Образовательная область «Здоровье»:

Программные задачи:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

Обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

Образовательная область «Социализация»:

Программные задачи:

Развитие игровой деятельности;

Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;

Воспитание бережного отношения и любви к природе.

Образовательная область «Коммуникация»:

Программные задачи:

Развитие устной речи.

Способы организации : сидя на стульях (беседа), стоя в кругу (игра), стоя у стола (изготовление саше).

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; 2 стола, 2 скатерти, 4 подставки, ложки, баночки с травами, картинки с русскими народными играми, забавами; лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры; мешочки для саше.

Словарная работа: околица, травники, саше.

Предварительная работа :

    Беседа о культуре и быте русского народа;

    Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;

    Беседа о лекарственных растениях;

Ход игры-занятия.

Мотивационно - организационный этап

Дети собираются в гости. Детей встречает Забава. Она предлагает им окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Желание принять участие определяет цель предстоящей работы.

Поисковый этап

Чтобы больше узнать о культуре и быте русского народа, о русских народных играх, пословицах, традициях Забава приглашает к себе в гости.

Практический этап

Загадывание загадок.

Забава загадывает загадки о русских народных играх:

1. Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,

Называется она… (Жмурки).

2. Ай, люли, ай люли,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота…. (Ручеек).

3. Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…(Прятки).

4. Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет - не говорите! (Фанты).

5. Под вражеским обстрелом

Стоят солдаты смело.

А если их собьют.

Они опять встают. (Городки).

6. Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят… (Горелки)

Русская народная игра «Заря - заряница»

Забава приглашает детей за околицу поиграть.

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас.

Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:

И на слова:

Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарей.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются.

Беседа «О природе»

Забава рассказывает детям о том, что в старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились. Играет в игру «Зеленая аптека». Загадывает загадки про лекарственные растения:

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (Душица).

Он на розу так похож, разве что не так хорош,

Но зато его плоды всем пригодны для еды? (Шиповник).

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает? (Календула).

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь. (Лопух).

Растение видное, а имя обидное. (Лопух).

На откосе, на лугу, босиком на снегу,

Первые цветочки – желтые глазочки? (Мать-и-мачеха).

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел).

Травка очень душистая,

Ароматные листья.

Поскорей собирай

И заваривай чай! (Мята).

Трава, которую и слепой узнает? (Крапива).

Я на луг с утра пошел

Травку нужную нашел:

Мелкий, желтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (Зверобой).

Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. Забава играет в игру «Доскажи словечко»:

В здоровом теле … здоровый дух.

Где здоровье, там и … красота .

Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.

Если хочешь быть здоров … закаляйся .

Болен – лечись, а здоров … берегись.

Чистота - залог … здоровья.

Береги платье снову - а здоровье … смолоду.

В путь дорогу собирайся за - здоровьем... отправляйся .

Хороводная игра «Шла коза по лесу»

Забава приглашает детей поиграть в хороводную игру «Шла коза по лесу».

Начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняем движения, согласно тексту.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу – идут по кругу, взявшись за руки;

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу,

одевает ей на голову

корону и выводит в середину

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение,

согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг

другу лицом и обнимаются.

Игра повторяется 2-3 раза.

Разгадывание кроссворда.

Забава рассказывает детям, что много лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди...

А как их называли, они узнают, разгадав кроссворд.

1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

(Дерево чем-то похожее на елку. У нее мягкие длинные колючки).

(Лиственница).

2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка).

3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек).

4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.… (Одуванчик).

5. У дороги вырос лекарь, вдоль тропинки луговой.

Он для нас с тобой аптекарь. Догадайся, кто такой? (Подорожник).

6. Красная ягода всех привлекает,

Вкусом и пользой своей покоряет,

Летом в саду собирает Алина,

Нежное лакомство, чудо - … (Малину).

7. Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер).

Решив кроссворд, мы с вами узнали ключевое слово – травник.

«Травниками» - называли людей, которые собирали лекарственные растения.

Травы собирали ранним утром, когда солнце еще не поднялось. Затем травы высушивали и смешивали друг с другом. Пучок высушенной травы хранили завязанным в тряпочку или полотняный мешочек. В наше время это называется саше.

Познавательный рассказ «Что такое саше»

Саше имеет французские корни. В этой стране несколько веков назад так обозначали подушечки, обрызганные духами, или же мешочки с зашитыми в них травами. Такие мешочки украшали гостиные и спальни самых богатых домов. Впрочем, каждая уважающая себя девушка стремилась завести в своей комнате саше, ведь эта занятная вещица не только радует своим видом, но и распространяет приятный аромат. Саше использовали и в лекарственных целях. Целебные травы заключали в мешочек и клали рядом с человеком. Запах растений мог успокоить, избавить от бессонницы, помочь при простуде. Саше, разумеется, были не только во Франции. Секрет саше был известен и нашим прапрабабушкам. Они не знали такого слова, но собирали душистые целебные травы и делали из них подушки, на которых спали, овеянные луговыми или лесными ароматами. Саше можно наполнять не только травами, но и лепестками цветов, специями и цитрусовыми.

Рефлексивно-оценочный этап

Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Ярмарка»

Цель.

Формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры.

Задачи.

    Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях;

    Использовать игру для формирования новых интересов и способностей детей;

    Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия,

    направляя внимание на качество исполняемых ролей;

    Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;

    Продолжать работу по обогащению словаря детей;

    Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;

    Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей.

Материал.

Русская народная песня «Золотая ярмарка»,«Как у наших у ворот», Указ губернатора, шапки для скоморохов, лотки, ленточки, книги,платки и гребешки, расписные гребешки, пряники и коржи, яблоки и ананас, блинчики, дудки и хлопушки, бубны и игрушки.

Игровые роли.

Скоморохи Фома и Ерема, петрушки, лотошники, купцы.

Предварительная работа.

Беседы о русских народных традициях, рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину, чтение русских народных сказок, разучивание старинных закличек и игр, изготовление игрушек из ниток и бумаги, индивидуальная работа по подготовке скоморохов.

Работа с родителями.

Помощь в оформлении лотков для ярмарки и шапок для скоморохов.

Ход игры.

На проигрывателе звучит песня «Золотая ярмарка».

Воспитатель:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Воспитатель:

Ребята, а для чего русский народ ходил на ярмарку?

Дети:

Чтобы что-нибудь купить.

Себя показать.

Песни попеть.

Хороводы поводить.

В играх повеселиться.

Воспитатель:

Программа обширная,

Весельем обильная.

Гостей не счесть.

Участников не перечесть!

Воспитатель:

Кого же можно встретить на ярмарке?

Дети:

Скоморохов, они зазывали народ на ярмарку, устраивали театрализованные представления.

Петрушек, они пели, танцевали, и проводили веселые игры.

Лотошников, они продавали на своих лотках всевозможный товар.

Купцов, они покупали необходимые им товары.

Воспитатель:

Я приглашаю вас посетить ярмарку.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Чтобы поиграть в игру «Ярмарка» нам необходимо повторить все вежливые слова, которые мы с вами знаем, и распределить роли.

Дети перечисляют известные им вежливые слова (Здравствуйте, приветствую Вас, до свидания, прощайте, всего Вам доброго, приятного аппетита, будьте здоровы, добро пожаловать, счастливого пути, будьте так добры, разрешите представиться, приятно познакомиться, позвольте Вам помочь), а затем самостоятельно распределяют роли и занимают игровые места .

Скоморох Фома :

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

Скоморох Ерема:

Слушайте, люди добрые!

Сообщаю сей же час

Губернаторский указ! (Читает.)

Что бы было всё, как подобает:

Ярмарке – шуметь,

Горожанам – песни петь,

Силою богатырскою мериться,

Торговать, меняться!

Веселью, шуткам быть!

Повелеваю, ярмарку открыть!

Воспитатель:

Что славные лотошники

Нам скажете, что покажете?

1 лотошник:

Становитесь в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, хлопушки,

Бубны, побрякушки!.

Красиво, приятно,

Для детей занятно!

Купец:

    Здравствуйте уважаемый Илья !

Лотошник:

    Приветствую Вас Маргарита , за чем к нам пожаловали?

Купец:

    Я хочу купить у Вас дудку и бубен. Сколько будет стоить моя покупка?

Лотошник:

    Бубен стоит 1 рубль, а дудка 2 рубля.

Купец:

    Возьмите, пожалуйста, 3 рубля. Благодарю Вас.

Лотошник :

    И Вам большое спасибо за покупку.

Купец :

До свидания!

Лотошник:

        Всего Вам доброго!

Скоморох Ерема:

А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Ребята, не зевайте,

Кто что хочет, покупайте!

2 лотошник:

Яблочки садовые,

Яблочки медовые.

Все наливчатые,

Все рассыпчатые.

Груши или ананас,

Набирайте про запас!

Купец:

    Добрый день дорогой Владимир !

Лотошник:

    Будьте здоровы многоуважаемая Ангелина . Чего желаете?

Купец:

    Мне необходимо 2 килограмма яблок. Сколько рублей я должна Вам заплатить, если 1 килограмм стоит 2 рубля?

Лотошник:

    С Вас 4 рубля. Приятного Вам аппетита.

Купец:

    Спасибо за теплые слова. До скорой встречи.

Лотошник:

    Прощайте!

Скоморох Фома:

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

3 лотошник:

Вот блинчики- блины!

Во печах испечены.

И сочные, и молочные,

И крупчатые, и рассыпчатые!

С дымом, с паром,

С мёдом и сахарком!

Купец:

    Приветствую Вас Анастасия !

Лотошник:

    Здравствуйте Никита . Угощайтесь блинами.

Купец:

    Благодарю за угощение. А сколько надо заплатить за 5 блинов, если цена одного блина 1 рубль?

Лотошник:

    5 рублей. Спасибо, что выбрали наш товар.

Купец:

    До свидания!

Лотошник:

    До скорой встречи!

Скоморох Ерема:

Тары-бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад –

Разбираем нарасхват!

4 лотошник:

Подходи, мальчишки!

Пряники, коврижки

Вкусные, на меду

Давай. В шапку накладу!

Купец:

    Добрый день уважаемая Вероника .

Лотошник :

    Приятно Вас видеть Виталий . Покупайте пряники.

Купец:

    Заверните мне 3 штуки. Какова их цена?

Лотошник:

    Цена одного пряника 2 рубля. Позвольте Вам помочь упаковать наш товар.

Купец :

    Возьмите с меня 6 рублей.

Лотошник:

    Благодарю Вас за покупку. Счастливого пути.

Купец:

    Всего Вам доброго.

Скоморох Фома:

Подходи, дружок Вавила!

Заворачивай, Гаврила!

Заворачивай, Матрёна!

Набивай карман, Ерёма!

5 лотошник:

Платки, гребешки,

Расписные петушки!

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

Стою на краю,

Чуть не даром отдаю:

За загадки и шутки,

За песни, прибаутки!

Купец:

    Здравствуйте. Разрешите представиться. Меня зовут Андрей .

Лотошник:

    Приятно познакомиться. А мое имя - Борис. Добро пожаловать за нашим товаром.

Купец:

    Будьте так добры, заверните петушки.

Лотошник:

    Возьмите свои покупки и отгадайте мои загадки:

2)Что на сковородку наливают, а потом вчетверо сгибают? (Блин.)

3)Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки.)

4)Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба.)

5)Он пыхтит, как паровоз, но на мокром месте нос. (Самовар.)

Скоморох Ерема:

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

6 лотошник:

Эй, девчонки, эй, мальчишки!

Посмотрите, что за книжки!

Есть рассказы, есть стихи!

За пословицу прочти!

Я много поговорок про труд знавал,

Да вот только начало, а конец - забывал.

    Скучен день до вечера... (коли делать нечего).

    Судят не по словам, а... (по делам).

    Не пеняй на соседа, когда... (спишь до обеда).

    Сделал дело... (гуляй смело).

    Делу - время... (потехе - час).

    Терпение и труд... (все перетрут).

    Хочешь есть калачи... (так не сиди на печи).

    Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда)

    Горька работа... (да сладок хлеб).

    Кто любит трудиться, тому... (без дела не сидится).

    Труд человека кормит, а... (лень портит)

Воспитатель:

На гармонике играет,

Глазками моргает.

Посмотрите-ка, ребята,

Кто вас завлекает.

Петрушка:

Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите?

Тогда собирайся народ!

Карусель всех девчонок зовёт!

Подвижная игра “Карусель” .

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Петрушка :

Мальчишки, а вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Победителю товар любой на выбор!

Подвижная игра «Петушиные бои».

На полу нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.

Петрушка:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд! Выбирай подряд!

Красиво - приятно, а для всех занятно!

Дети выбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают.

Петрушка:

Расходись, честной народ, по домам!

Открывала ярмарка двери вам,

А теперь, друзья, до свиданьица,

С вами ярмарка наша прощается.

Скоморохи:

Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Ординский детский сад №1»

«Современные сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»

Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа»

Подготовительная группа

Воспитатель:

Кулинко Светлана Юрьевна

2016

(Слайд №1, 2)

Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»

Задачи:

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе

Воспитывать у детей желание учиться

Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы

Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, класс, кабинет директора

(Слайд №2)

Роли и ролевые действия

(Слайд 3)

Учитель:

ведёт урок, заполняет журнал, вызывает к доске, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики:

сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.

Директор:

даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам, посещает уроки, собирает учителей на педсовет.

Охранник:

охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь.

Предметно – игровая среда

(Слайд 4,5, 6)

Мольберт, магнитная доска

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

Карандаши

Линейки

Тетради в клетку

Журнал

Указка

Кукла в школьной форме

Касса букв

Ластики

Прописи

Портфель

Пенал

Палочки счётные

Мел

Цифры

Предметные картинки

Набор слогов

Букварь

Звонок

Перспектива обогащения предметно – игровой среды

Подбор художественной литературы о школе

Оформить альбом «Школьные наряды разных стран»

Предварительная работа

Беседа о школе, о школьных принадлежностях

Экскурсия в музей (Слайд № 7)

Экскурсия в школу (Слайд № 8, 9)

Конструирование из ЛЕГО школы (Слайд № 10)

Самостоятельная организация игровой обстановки (Слайд № 11)

Заучивание стихотворений о школе

Ручной труд: сделать атрибуты для игры « в школу»

Показ, рассматривание, примерка школьной формы прошлых лет (школьная форма, фартуки - белый, чёрный) (Слайд № 12)

Методы и приёмы руководства сюжетно – ролевыми играми

Участие в игре с целью показа игровых действий, игровых высказываний

Беседы с детьми

Рассматривание картин

Составление рассказа «Как можно играть в эту игру»

Проведение экскурсий

Чтение художественной литературы

Изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования

Строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек

1 – этап работы

Цель. Познакомить детей с игрой «Школа»

Задачи:

Изучить литературу по сюжетно – ролевым играм

Подобрать и систематизировать игровой материал

Разработать конспект сюжетно – ролевой игры

2 – этап работы

Цель. Воспитывать у детей желание учиться.

Задачи:

Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе

Систематизировать и расширять представления детей о школе

Продолжать обучать умениям ролевого взаимодействия (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу)

Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям

3 – этап работы

Цель. Развитие речи детей на основе углубления знаний о школе

Задачи:

Обогащать словарный запас детей через игру

Активизировать словарь: пенал, тетрадь, линейка, глобус

Продолжать развивать грамматический строй речи

Совершенствовать фонематический слух

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах и о содержании картины

Развивать словесно – логическое мышление

Ход игры:

(Слайд № 13)

Воспитатель: Ребята, я расскажу вам историю, которая произошла сегодня утром. Шла я утром в школу и увидела на траве лежит портфель, такой одинокий, беспомощный. Вижу я, бабушка идет. Я ее и спрашиваю: -Бабушка, это не вы, портфель, потеряли? Она отвечает: - Нет, у меня не было такого портфеля.

Машина остановилась у детского сада, я спросила у водителя:- Дяденька, это не ваш портфель? Тот внимательно посмотрел на портфель и строго сказал: - Нет, у меня был другой.

Подошла я к портфелю поближе, а он мне и говорит: - Посмотрите на меня внимательно, я не ваш? Я ему: - Нет, у меня такого никогда не было, но я смогу тебе помочь. У меня есть друзья-дети из моей подготовительной группы. Они такие добрые, отзывчивые, умные и сообразительные. Вот мы вместе с портфелем пришли к вам. Ребята, поможем портфелю?

Дети:- Да!

Воспитатель:- Портфель, если хочешь, можешь остаться у нас!

Портфель: - Спасибо вам. Мне у вас очень нравиться!

Воспитатель: А хотите узнать, что находиться внутри портфеля?

На уроках каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.

(После того, как дети отгадали загадку, отгадки-предметы появляются на столе)

Говорит она беззвучно,

Не понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (учебник)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать ровную черту,

Всем я помогаю (линейка)

Как ему работу дашь,

Зря трудился карандаш (ластик)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это? (карандаш)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, ластик, скрепки, кнопки,

Что угодно для души (пенал)

(Воспитатель открывает посылку, дети помогают)

Дети достают оттуда школьные принадлежности – ручка, карандаш, тетрадь, краски, ластик, линейка, учебник, пенал.

Воспитатель: - Какими словами можно объединить все эти предметы?

Дети: - Школьные принадлежности

Воспитатель: - А вы знаете, чем детский сад отличается от школы?

Я буду называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого в школе.

Детский сад – школа

Заведующий-директор

Воспитатель-учитель

Группы-классы

Столы-парты

Занятия – уроки

Игрушки - портфель

Спят-не спят

Играют-учатся

Нет звонка - есть звонок

Не ставят оценки - ставят оценки

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите пойти в школу?

Дети: - Да!

Воспитатель: - А для чего в школе используют звонок?

Дети: - Для начала и конца урока

Воспитатель (портфель): - Я убедился, что вы действительно умные, добрые, сообразительные и отзывчивые дети. Много знаете о школе, мне с вами интересно и я с удовольствием понаблюдаю за тем, как вы будете играть.

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите поиграть в школу?

Воспитатель: - А кто нам нужен для игры?

Дети: - Учитель, ученики, директор, охранник, повар.

Воспитатель: - Давайте распределим роли.

Воспитатель и дети распределяют роли.

Воспитатель: - Ребята, а что делает учитель?

Воспитатель: - Каким должен быть учитель?

Дети: - Добрым, умным, вежливым, требовательным, много знать, терпеливым.

Воспитатель: Ой! Мы ведь с вами забыли сказать, а какими должны быть ученики?

Дети: Послушными, на уроке поднимать руку, нельзя выкрикивать на уроке, должны внимательно слушать учителя.

Воспитатель: - Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он?

Дети: - Добрый, наблюдательный, разговаривает по телефону, заглядывает в класс.

(Слайд № 14)

Воспитатель: - Давайте выберем профессию, подходящую для каждого.

Воспитатель: - Я буду учителем. Даша, Марина, Егор, Валера – ученики, Богдан – директор, Софья, Валерия – повара, Серёжа – охранник. Вы согласны? Потом можно поменяться ролями.

Воспитатель: - Давайте приготовим свои рабочие места. Выбирайте, кому что нужно. Дети и воспитатель занимают свои места, девочки-повара надевают колпаки и фартуки, директор занимает место за столом воспитателя, берёт телефон, охранник сидит у дверей, смотрит за порядком в школе.

Воспитатель: - Все готово? Итак, сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевую игру «Школа». Перед началом игры мы должны с вами посоветоваться и решить, какой урок будет проходить в нашей школе.

Дети: Урок математики

Воспитатель: Хорошо, после урока я предлагаю вам сходить в столовую. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: - Но, прежде, нам надо превратить группу в класс.

В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности, заранее изготовленные детьми: маленькие тетрадки, карандаши, ручки, альбомы, дневники.

Звенит звонок на урок, учитель выходит за дверь, дети садятся за парты. Входит учитель с журналом в руках. Дети встают.

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Учитель: - Садитесь, пожалуйста! Сейчас у нас урок математики. Какое сегодня число? (дети называют, учитель записывает на доске)

Достаньте из портфеля цветные карандаши, ручки, они нам будут нужны.

Учитель: - Давайте поиграем в игру «Кто знает, тот дальше считает»

(Называние цифр по порядку, продолжает дальше тот, кто знает следующую цифру)

Учитель: - А сейчас поработаем на интерактивной доске и решим «Машины задачки» (интерактивная игра «Машина школа»)

(Слайд № 15)

Ученики по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют задания.

Учитель:- Следующее задание (учитель раздает листы с заданием)

На листе изображены буквы и цифры. Все буквы дети должны обвести любым цветным карандашом в квадрат, а цифры в круг.

Учитель: - Толя, что ты будешь делать? (повторяет задание учителя)

Отлично справились с заданием!

А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку

«Буратино»

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

Ключик видно не нашел.

(повороты вправо, влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодцы, ребята, присаживайтесь!

Дидактическая игра: «Соедини точки и раскрась»

Учитель: - Отлично справились с заданием! Вы хорошо отвечали сегодня на уроке! Урок закончен, наведите порядок на своих столах, сложите школьные принадлежности в портфель. Охранник подаёт звонок на перемену.

Дежурные проверят порядок и помоют доску. Сейчас большая перемена. Кушать хотите?

Учитель: - Ребята, я приглашаю вас пройти в столовую.

(Слайд № 16)

Повара накрывают на стол.

Ученики садятся за стол, «обедают»

Звенит звонок на урок.

Второй урок – рисование.

(Слайд № 17)

Учитель: - Какое время года сейчас?

Дети: - Весна.

Учитель: - Какие признаки весны вы знаете?

Дети: - Птицы вернулись, идёт дождь, ярко светит солнце, набухают почки на деревьях

Учитель: - Молодцы! Предлагаю нарисовать весну цветными карандашами.

Ученики выполняют задание учителя, учитель хвалит детей.

Воспитатель: - Вот и закончился сегодняшний учебный день в школе. Я в вас не ошиблась, вы действительно добрые, отзывчивые и умные ребята. Думаю, в школе вы будете учиться только на «5».

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось играть в школу?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Правда, все получилось интересно? Как вы думаете, почему было играть интересно? Какой урок вам запомнился? Что было самым запоминающимся?

Обобщаю ответы детей.

Воспитатель: - Это потому, что мы играли дружно, без ссор обо всем договаривались. Вы просто молодцы! Мы еще обязательно поиграем в школу.

(Слайд № 18)

Анастасия Евгеньевна Таратухина
Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Больница»

«Больница »

ЗАДАЧИ : Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.

АТРИБУТЫ : дидактическое пособие «Чудо дерево» ; игрушки : кукла, мишка, зайка, кошка; шапочки, халаты детские; градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.

Дети входят в группу . У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки.

Ход игры:

Воспитатель :

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Воспитатель : Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло. Достанем и узнаем. Чего-то очень много там. Воспитатель снимает с ветки мешочки и даёт каждому ребёнку. Воспитатель открывает свой мешочек, а в мешочке….

Загадка :

Кто у постели больного сидит ?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор)

Воспитатель : Правильно, ребята, это доктор.

Работа врача очень нужна и очень важна

В городе каждом и в селах – повсюду

Трудятся добрые, чуткие люди.

Если внезапно случится беда, Врач, мед. Сестра вам помогут всегда. А нашу мед. Сестру как зовут?

А теперь посмотрим, что у вас в мешочках? (Дети достают из мешочков медицинские принадлежности, рассматривают и называют их.)

1. Йод хороший, Йод не злой. Зря кричишь ты : «Ой-ой-ой!» , Чуть завидев с йодом склянку. Йод слегка, конечно жжет, Но быстрее заживает, Йодом смазанная ранка.

2. Шприц. Я уколов не боюсь, Если надо уколюсь. Ну, подумаешь, укол, укололся и пошел.

3. Градусник. Я под мышкой посижу, И, что делать, укажу - Или разрешу гулять, Или уложу в кровать.

4. Никогда не унываю И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, В, С.

5. Заболел, температура? Тебе нужна сейчас микстура.

6. Без аппарата фонендоскоп Врач не услышит внутри у нас звук.

7. Пипетка доктору нужна, Чтоб закапывать злаза.

8. Горчичник – сеятель здоровья Узнал я о нем от врача.

9. Зеленка. От ветрянки и для ран

Лечит чудо-препарат.

Рад ему любой солдат.

Воспитатель : Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей? (кто-то из детей выполняет роль)

Сабина : Наша кукла заболела.

Утром даже не поела.

Еле глазки открывает,

Не смеётся, не играет.

Целый день она молчит,

Даже «мама» не кричит.

Воспитатель : Давайте спросим Машу что у нее болит, где у нее болит? (Дети спрашивают.)

Сабина : у нее вот тут болит.

Воспитатель : Что болит у Маши?

Дети : Голова.

Воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит горлышко. Ребенок жалуется : ей даже больно глотать !

Воспитатель : Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?

Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница , мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.

Воспитатель : Как будем лечить Машу?

Дети начинают предлагать : измерить температуру, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех.

Воспитатель : Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне.

Здравствуйте, больной ! Проходите, садитесь! Что у вас болит. голова, горлышко?

Воспитатель : Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а» . Ещё нужно температуру измерить - поставим ей градусник. У нашей куклы - ангина. Дадим ей таблетки и побрызгаем горлышко.

Ребенок : Спасибо, доктор!

Ожила вдруг кукла снова,

Вот теперь она здорова!

Может глазками моргать.

Наклоняясь, маму звать.

Воспитатель : Маша, а чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.

Физ. минутка

Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружили. (шаг на месте или с продвижением)

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки : (полуприсядания)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. (прыжки на двух ногах)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись (наклоны вправо влево)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (потягивания)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно :

Вместе раз, это брасс, (круги руками вперед и назад)

Одной, другой – это кроль (рывки руками)

Качаясь на волне мы плывем на спине. (новороты с наклонами вправо-влево)

Вот так руками покрути и,

Как дельфин, плыви. («Мельница» )

Вышли на берег крутой,

Повертели головой,

Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)

И домой быстрей беги. (бег на месте)

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)

Воспитатель : А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Костя, давай ты, теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Диана будет медсестрой, она будет лечить больных : ставить уколы, давать таблетки.

Воспитатель : Данил, а давай, как будто заболел зайка и тоже в больницу пришёл .

Даниил : Зайка ушко простудил -

Форточку закрыть забыл.

Нужно доктора позвать

И лекарства зайке дать.

Воспитатель : Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей) . Доктор слушает больного , смотрит его горло и говорит какие лекарства нужны (мед. сестра меряет температуру и дает витамины, ухо бинтует.

Воспитатель : Костя, мишка тоже заболел.

Злата : Плачет мишка-медвежонок.

Уколол его ежонок

Прямо в носик черный

Лесовик проворный

Воспитатель : Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей) . Доктор осматривает нос, а мед. сестра мажет мазью нос и бинтует.

Воспитатель : Костя, кошка Мурка тоже заболела.

Егор : Несчастная кошка поранила лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Нам нужно к врачу поскорей поспешить

Воспитатель : Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей) . Доктор осматривает лапу, а мед. сестра мажет йодом рану и бинтует лапу.

Воспитатель : Костя, игрушка Кирилла тоже заболела.

Кирилл : У моей игрушки

Заболели ушки.

Очень жаль ее, до слёз,

Я к врачу её принес.

Воспитатель : Что болит у Игрушки? Как мы ей поможем? (ответы детей)

(Игра продолжается с псом, с куклой Юлькой, с уткой)

Никита : Заболел мой верный друг.

Не играет и не лает,

Нос горячий, словно печка,

И понятно, что пора

Принимать нам срочно меры

Чтобы вылечить нам пса.

Милена : Моя Юлька заболела-

Да еще начался грипп.

Ярослав : Сидит Утенок сам не свой,

Качает тихо головой,

Его понять никто не может,

А может, врач ему поможет?

Заключение Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора) . Правильно! Без каких инструментов доктор не может проводить осмотр больного ?

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад !

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» в подготовительной группе


Автор. Макарова Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 30 Кипень, Ленинградской области.
Описание. Предлагаю конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории.
Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию. В игре дети учатся вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются: личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное сюжетно-ролевая игра порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Цель. Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Задачи. 1.Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации, учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события, места расположения играющих (здесь море, это корабль, он плывет к загадочному острову и т.д.).
2.Закреплять у детей последовательность дней недели, количество и порядок счёта, название геометрических фигур, измерение предметов при помощи условной мерки, ориентировку в пространстве.
3.Активизировать у детей словарный запас: каюта, штурман, боцман, иллюминатор, кок, туристическое агентство, курьер, круиз.
4.Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию.
5.Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением различных кораблей. Конструирование кораблей из разных строительных материалов и из бумаги. Чтение «Родной человек» В. Коржиков, «Акула» Л. Н. Толстой. Изготовление атрибутов для игры. Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация». Беседа после просмотра мультфильма. Сочинение рассказов на тему: «А если бы я отправился в путешествие».

Игровые атрибуты. Модули для построения корабля, семь разноцветных (согласно цветам радуги) флажков, бескозырки, бинокль, якорь, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, условная мерка – тесьма, салфетки, кошельки, деньги, билеты, компьютер, бананы, разделочная доска.

Ход игры.

Воспитатель. Дети, давайте мы с вами поиграем. Вы в какую игру хотите поиграть? (Ответы детей).
Воспитатель. Хорошо, мы отправляемся в морской круиз! А на чём мы поплывём? (Дети предлагают разные варианты-выбираем корабль).
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, в какой день недели лучше путешествовать? Почему? А как называется сегодня день недели? (Ответы детей). Не будем откладывать наше плавание! Путешествовать отправляемся сегодня!
Воспитатель. Давайте подумаем куда мы поплывем? (Ответы детей. Предлагаю детям семь разноцветных (согласно цветам радуги) флажков, на одной стороне каждого флажка написана буква). Ребята, если вы разложите флажки по цвету в таком порядке как у радуги, то вы узнаете, куда мы отправимся в круиз. (Дети выполняют задание и читают слово «острова»). Да, на острова!


Вместе с детьми решаем, что нам надо приготовить для путешествия и распределяем роли. Выбираем агента для работы в туристическом агентстве, курьера для приобретения путёвок, продавца супермаркета, завхоза для закупки необходимых товаров для круиза (комплект мелких игрушек, влажные салфетки, четыре ножа). Остальные дети – конструкторы корабля (корабль строим из модулей).
Когда всё готово к путешествию (приобретены путевки, закуплен товар, а главное – построен корабль), дети выбирают капитана, штурмана, кока. Остальные дети будут матросы.
Объявляется посадка на корабль. Капитан проверяет билеты, оказывается, что путевки в туристическом агентстве купили на «Загадочный остров». Все занимают свои места на корабле. Капитан отдаёт команду штурману. Корабль отходит от пристани (звучит запись шума моря, сигнал корабля).
Во время пути дети играют со своими билетами. Билеты необычные, с заданиями. С одной стороны билета надо сосчитать количество предметов, а с обратной стороны – найти различия на картинке, с изображением двух кораблей.


Так незаметно корабль подходит к месту назначения, но возникает проблемная ситуация. На этом острове нет пристани для корабля.
Воспитатель. Дети, как можно добраться до острова? (Ответы детей).
Капитан предлагает добраться до суши с помощью спасательного круга. Дети имитируют плавание со спасательным кругом под песню В. Я. Шаинского «Чунга-Чанга» и высаживаются на острове. На острове слушаем пение птиц (звучит запись голосов птиц). Далее дети пытаются вообразить, что здесь может расти, как здесь красиво.
Воспитатель. Дети, на острове очень жарко, можно разуться, походить по песочку босиком. (В это время нечаянно рассыпались мелкие игрушки из киндер сюрпризов, в которые хотели поиграть дети.) Как можно собрать игрушки? (Ответы детей). Да, конечно, мы сейчас с вами превратимся в обезьянок и соберём игрушки пальчиками ног. (Дети собирают игрушки пальчиками ног и складывают их в тазик.)
Воспитатель. А как вы думаете, кто живёт на острове? (Ответы детей). Собираем разрезную картинку и узнаём, какие тут живут весёлые человечки.


Воспитатель. Дети, а как выдумаете какое у них может быть жилище? Как может называться их дом? (Ответы детей). Мы сейчас придумаем им жилище при помощи этих картинок. (Проводится игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ). Эту игру можно найти в книге Л. Е. Белоусовой «Удивительные истории». Дом получился зеленого цвета, сделан из резины, четырёэтажный, передвигается на курьих ножках, в нем всегда играет гитара, в доме запах клубники. Обсуждаем с детьми комфортно ли жить в таком доме. Проводится игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).)


Воспитатель. Дети, если этот остров загадочный, наверное, здесь есть сокровища? (Проводится игра: «Найди клад». Троим детям завязывают глаза. По указанному плану они ищут сокровища. План озвучивает капитан. Дети быстро находят клад, но открыть его нельзя, не отгадав такое заклинание (звучит запись с магнитофона): «Бывают на свете два предмета – один из них растёт здесь на острове, другой есть у вас в группе и в музыкальном зале. Оба эти предмета начинаются на один звук и заканчиваются на звук, но другой. В каждом слове пять звуков. Дети отгадывают слово «банан» и слово «бубен». Открывается клад (заранее подготовленный красивый старинный сундук), а там бананы.)
Воспитатель. Ребята, мы же с вами на необычном острове, он такой загадочный, да и жарко здесь. Может быть мы сможем превратить эти бананы в мороженое? (Дети с радостью соглашаются.) Тогда давайте сначала вымоем руки. (Проводится пальчиковая игра. «Мойся пальчик большой, мойся указательный, мойся средний, безымянный и мизинчик маленький.» Мытьё пальчиков дети выполняют при помощи влажных салфеток.
Кок раздаёт бананы. Перед детьми проблемная ситуация – бананов на всех не хватает. Что делать? Дети при помощи условной мерки (тесьма) делят бананы пополам, потом разрезают, очищают, вставляют палочку для мороженого с одной стороны банана и обваливают банан в какао. Получается мороженое и все угощаются.


Воспитатель. Ребята, а давайте посмотрим ещё в волшебный сундук, где лежали бананы. (Дети смотрят в сундук, у него оказывается второе дно. Там дети находят сувениры от жителей острова – украшения с ракушкой.)
Путешествие подходит к концу. Надо возвращаться в детский сад. Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – мы в детском садике опять.» И оказываются в группе. Рассматривают свои украшения и планируют ещё раз отправиться на загадочный остров, чтобы в следующий раз познакомиться с морскими обитателями острова.