Конфедеративная форма межгосударственных образований. Конфедеративное государство: признаки, особенности, примеры

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confederate от confederare - связывать договором, соединять) - международно-правовое объединение государств, сохраняющих независимое существование и объединившихся лишь для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных. В современных условиях создание конфедераций неизбежно означает и высокую степень экономического и правового сотрудничества между ее членами. По своей сути конфедерация имеет сходство с международной организацией.

Конфедерация - это такой союз государств, когда не возникает нового государства, поскольку отношения государств в конфедерации регулируются нормами международного права, как единое целое она выступает только в международных отношениях. К конфедерации как союзам двух или более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется, можно отнести многие виды объединений государств, фиксируемых понятием международной организации. В случае же, если государство отказывается от права

осуществлять суверенитет в пользу союза, можно говорить о создании нового государства. Таким образом, категория суверенитета в определении понятия конфедерации является решающей. В случае создания нового государства, так же как и для конфедерации, правовой его основой является договор, но последний сохраняет международно-правовой характер до провозглашения нового государства.

Сущность и содержание понятия конфедерации невозможно уяснить без сравнения его с федерацией. Правовой основой образования конфедерации является союзный договор, в то время как федерации - конституция. В отличие от федерации - единого государства, объединяющего несколько государственных образований с целью решения центральной властью общих для ее субъектов задач, в конфедерации решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства. Иными словами, их органы власти обладают правом нуллификации, т. е. неприменения акта конфедеративного органа на своей территории. Каждый член конфедерации имеет право на сецессию (односторонний выход из союза), в федерации такого права нет. В конфедерации бюджет формируется за счет добровольных взносов ее членов, нет единых вооруженных сил, единой денежной единицы. Кроме того, как правило, в конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам (судебные органы обычно отсутствуют). В предметы их ведения входит небольшой круг вопросов (война и мир, внешняя политика, общая система коммуникаций и т. п.).

Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий, их акты адресованы, как правило, не гражданам, а государственным органам, парламент союза обычно формируется парламентами его членов. Наконец, последние вправе устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие движению лиц, товаров, услуг и капитала. В К. нет единой территории, но есть территории отдельных государств, вступивших в союз. В конфедерации нет также единого гражданства, а есть лишь гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз.

В историческом плане термин «конфедерация» получил широкое распространение главным образом в XIX веке в Европе. В это время были образованы Рейнская конфедерация (1815-1848 гг. и ранее в 1291 -1798 гг.), Германская конфедерация (1815-1866 гг.), Австро-Венгрия (до 1918 г.), США (1781-1787 гг.).

История показывает, что конфедерации неустойчивы, имеют тенденции либо перерастать в федерацию, либо - размежеваться. Так, распались Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия, состоявшие до 1905 года в конфедеративном союзе. Попытки создания конфедераций предпринимались и в XX веке. Однако, просуществовав недолго, эти конфедерации распадались. Недолго просуществовала конфедерация Египта и Сирии , объединившихся в Объединенную Арабскую Республику (1958-1961 гг.). В 1982 году два государства - Сенегал и Гамбия - объединились в конфедеративный союз. Но в 1989 году Сенегамбия распалась.

Если же обратиться к истории таких государств, как США, Швейцария, ФРГ, то в них тенденция развития шла от полной независимости, через конфедерацию к федерации В итоге возникли единые государства, а конфедерации остались как этап в их развитии. Например, в США этот этап занимал периоде 1776 по 1787 год, в Германии - с 1815 по 1866 год.

После Октября 1917 года объединительное движение народов независимых советских республик, пройдя ряд этапов, завершилось образованием в декабре 1922 года Союза ССР - нового федеративного государства.

Необходимо отметить, что Канада и Швейцария в соответствии с конституциями этих стран официально называются конфедерациями, но фактически являются типичными федеративными государствами. Официальное же название дань традиции. И еще следует подчеркнуть, что нередко конфедерации бывают свойственны те или иные признаки федерализма. Европейский Союз несет в себе черты не только конфедеративные, но уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

См.: Федерализм, Федеративное государство.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 160-162.

государство устройство конфедеративный

Конфедерация - форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные органы для координации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерация выступает как форма союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее время нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной организации, она под воздействием ряда причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Типы конфедерации

Согласно западной этнополитология, конфедерации подразделяют на три группы:

Сообщество (содружество)

Европейское сообщество, СНГ Оставаясь, например, суверенными государствами, ЕС создало целый ряд общих властных институтов: Европейский Совет, состоящий из глав государств и правительств; Совет Минис встретил ° С, в которую входят министры иностранных дел, экономики и финансов и сельского хозяйства; Комиссия ЕС, которая состоит из председателя и 16 сопредседателей, Европейский парламент, Суд ЕстьС.

Ассоциация

Это свободное объединение малых государств с великой державой (как правило, метрополией) Свободны ассоциации существуют в трех основных подтипах: ассоциированное государство (объединение, где большая и малая государства в одностороннем порядке могут расторгнуть договор) федериса - изменения происходят только с согласия обеих сторон; кондоминиум - управление какой-либо территорией осуществляется двумя и более государствами (довольно редкий и необычный тип конфедерации На сегодняшний день Испания и Франция осуществляют кондоминиум над Долиной Андорры).

Это объединение независимых государств, создается для специфических целей. Например, НАТО, Лига Арабских Государств .

Итак, сегодня существует значительное количество разновидностей форм государственного устройства Последовательность их развития можно изобразить следующим образом: 1) этническая унитарное государство - империя, 2) национальное государство в форме и унитарного государства (централизованной или децентрализованной), 3) федерация (конфедерация).Так же обращает на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, поскольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако, разница между ними принципиальная. Конфедерация, иначе говоря, над или сверх-федерация означает нечто, выходящее за пределы государственности, хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства.Примерами конфедераций могут быть США с 1781 по 1787 г.г., Швейцария с 1815 по 1848 г.г. И всегда конфедерация была вынужденной формой соединения государств, либо перерастающей в федерацию, либо разрушающейся на самостоятельные национальные государства.Об этом свидетельствуют и примеры из истории. Например, преобразование Северо-американской конфедерации в XVIII в. в федерацию, объединенная Арабская Республика образованная Египтом и Сирией в 1858 г., распалась уже в 1961 г. Сенегамбия, созданная путем объединения Сенегала и Гамбии в 1982 г., распалась лишь несколькими годами позднее.В качестве типичных черт конфедерации Ю.А. Тихомиров называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов.Раскрывая понятие конфедерации, можно и иначе выделить характеризующие ее в совокупности признаки:

Во-первых, конфедерация является надгосударственным образованием, образованным союзом (объединением) сохраняющих свой суверенитет государств.

Во-вторых, такое объединение имеет определенную функциональную направленность, то есть императивный мандат действия, определяющий и временные рамки существования конфедерации.

В-третьих, в основании объединения лежит принцип рекомендательности его решений.

В-четвертых, допускается асимметрия положения субъектов объединения. Каждое государство - субъект конфедерации сохраняет свою международную правосубъектность, право сецессии, право исполнения или неисполнения решения, право на свободный выбор форм сотрудничества.

К признакам, характеризующим определенное организационное устройство в форме конфедерации, А.В. Бутаков относит и наличие у каждого субъекта такого объединения непосредственного представительства.Весьма спорным остается вопрос о том, является ли конфедерация формой государственного устройства.С.Н. Бабурин не соглашается с попыткой А.В. Бутакова представить конфедерацию как одну из форм государственного устройства. Он пишет, что конфедеративная структура имеет как бы вторичный, надстроечный характер его отношению к государственной структуре.М.Л. Костенко и Н.В. Лавренова считают, что конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединение) государств.

Далее они подчеркивают, что, сравнивая эти две структуры, следует в первую очередь подчеркнуть, что отношения в рамках федерации регулируется внутренним государственным правом, тогда как в рамках конфедерации - международным правом.

Следует согласиться, что образование конфедерации порождает не союзное государство, а союз государств. И правильно замечено, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. «Но такие союзы, как конфедерация, уния или протекторат определяют не только внешнеполитическое положение их участников, но и некоторые стороны национальной государственности. Поэтому конфедеративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.

Конфедерация как одна из форм государственного устройства определена в Большом энциклопедическом словаре. Большинство российских ученых- правоведов все же определяют конфедерацию государственной формой.Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся для осуществления общих политических целей и образующихся согласовано принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.Правовой основой конфедерации является договор, заключенный государствами-союзниками.Члены конфедерации не совершают окончательной передачи своего суверенитета. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею.Участие в конфедерации связывает ее членов обширным комплексом обязательств. Сохраняя государственность, участники конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях.

Конфедерация принимает определенные решения в рамках своих функций. Эти решения должны выполняться на территории государств- союзников без каких либо процедур парафирования и ратификации, что необходимо, например, при принятии международных документов.В конфедерации отсутствует собственная система исполнительных органов. Исполнение решений, принятых конфедерацией, осуществляется органами государств, участвующих в союзе.

Конфедерация не имеет собственно государственных органов, создаются своего рода межгосударственные органы, которые образуются по принципу делегирования. Могут создаваться межпарламентами советы, советы глав правительств и т.д.Глава конфедерации обладает председательными, координационными, но не руководящими полномочиями.Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в принципе невозможно. Вместе с тем граждане государств членов конфедерации на территории друг друга пользуются равными правами: свободное передвижение по территории государств конфедерации, свободный выбор места жительства и т.д.

Бесспорным является право государств на выход из конфедерации.

Ярким примером конфедерации на современном этапе является союз России и Белоруссии.

Конфедерации имеют репутацию временных либо переходных государств. Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, либо завершаются их распадом. В истории развития государственных форм так и происходило: конфедерациями были Североамериканские штаты; Гондурас и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация и др.

Хочется надеяться, что союз России и Белоруссии пойдет по пути интеграции и приведет к образованию федеративного государства. Но в этом вопросе спешить нельзя, ибо существует ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Одна из них лежит вы плоскости государственного устройства. Россия уже является федеративным государством. И если будет создана федерация России и Белоруссии, то, как в этой связи будет строиться собственно Российская Федерация. Уже ряд субъектов Российской Федерации (Татарстан, Ингушетия) дали понять, что в случае создания федерации России и Белоруссии они присоединяться к ней. То есть, они выйдут из состава Российской Федерации.

Для теории государства стало относительно новым и особенно актуальным изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество. Актуальность изучения такой формы вызвана образованием Содружества Независимых Государств.

Как отмечается в литературе содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, прав (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка, в-четвертых, культуры, в-пятых, религии.

Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе сотрудничества, как и при конфедерации, лежит межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств.

В науке существует мнение, что СНГ имеет форму конфедерации. Действительно, в момент своего учреждения СНГ выглядело как конфедерация. По нашему мнению, форма содружества имеет отличие от формы конфедерации. И эти отличия в следующем:

Во-первых, содружество весьма редкое, еще более аморфное объединение государств, чем конфедерация.

Во-вторых, содружество возникает, как следствие распада союзного государства. Содружество выступает как временное объединение государств, ранее состоявших в одном союзном государстве. И существует оно, покуда государства - члены содружества не определятся со стратегической государственной ориентацией. В отличие от содружества, конфедерация, выступает в основном формой, служащей этапом для объединения в союзное государство Теория государства и права под.ред. М.М Россолова, Б.С. Эбзеева: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000 г..

А для объеденного общими целями союза характерна конфедеративная форма управления. В истории встречаются примеры таких союзов, которые образовывали конфедерацию для внешних и внутриполитических целей. Чаще всего страны конфедерации создавались для решения следующих вопросов: армия, транспорт, внешняя политика, система коммуникации.

Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства.

Конфедеративное государство имеет свои специфические черты, которые характеризуют его как особую форму правления. Членами конфедерации являются независимые страны, у которых сохраняются их элементы государства, в том числе законодательная, исполнительная, Не меняется денежная система, армия остается прежней, сохраняется деятельность налоговых органов. Конфедеративное государство - это некая противоположность федерации, и ее участники могут быть членами одной или нескольких конфедераций единовременно.

Характеризуется наличием бюджета, конфедеративное государство формирует его из установленных взносов, которые обязаны выплачивать все страны, входящие в этот союз. В конфедерации ведут деятельность собственные органы управления, в которые входят члены союзных

государств. Они занимаются координацией только тех вопросов, которые способствуют достижению поставленных целей. Прямой силой эти органы власти не обладают, а действуют исключительно через субъекты. Огромным преимуществом нахождения государства в конфедерации является упрощение порядка передвижения граждан по территории государств-союзников. Вводятся безвизовые режимы. Важно отметить, что конфедеративное государство не исключает возможности создания общей политики среди государств и других общих институтов.

Современное понятие конфедерации имеет очень размытые рамки, и о существовании такой самостоятельной формы управления ведутся дискуссии. Причиной этому служит тонкая грань взаимодействия разных государств, которая зачастую переходит рамки конфедерации.

В настоящее время нет выраженных конфедераций в их общем виде, хотя существуют объединения государств, которым присущи характерные черты. Самым важным условием создания конфедеративного государства является законодательное закрепление этого факта. Поэтому многие современные государственные союзы, к которым можно отнести ООН и СНГ, не относятся к конфедерации.

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

4. Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.

5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.

7. Наличие права выхода из состава конфедерации.

Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.

Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.


Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

  1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
  2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
  3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
  4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
  5. В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.
  6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
  7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
  8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
  9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
  10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
  11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
  12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
  13. В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

В заключение следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств.

10) Понятие и виды политического (государственного) режима

Политические союзы и альянсы создаются для реализации конкретных задач, главная из которых – защита участников от внешних и внутренних угроз. Федерации и конфедерации – суть разные уровни интеграции стран. Они существенно отличаются от унитарных государств, но понять разницу между ними порой бывает сложно. К примеру, к какому виду лучше отнести Евросоюз? Чем данные государственные образования отличаются друг от друга и какая форма является более устойчивой и надёжной?

Федерация – государственное устройство, при котором страна состоит из самостоятельных субъектов, обладающих определёнными полномочиями. В США и Индии это штаты, в Германии – земли, в Японии – префектуры, в Канаде – провинции и территории. Субъекты федерации могут издавать собственные нормативные правовые акты, проводить референдумы, принимать местные конституции. Система власти страны состоит из двух уровней: региональный (на уровне административной единицы) и верховный (представители всех субъектов).

Конфедерации – это союз суверенных государств, созданный для решения определенных задач, касающихся войны и мира, внешней политики, экологических проблем. Все субъекты данного образования сохраняют суверенитет и независимость. Важнейшее отличие конфедерации – неустойчивость: после решение поставленных задач она либо расформировывается, либо становится федерацией. Союзные органы, как правило, представляют собой лишь совещательные единицы и не обладают реальными полномочиями.

Сравнение

Таким образом, важнейшее различие между двумя понятиями – суверенитет территориальных единиц. У конфедерации он есть, у федерации – нет. Соответственно, будет различаться и возможность выхода из состава. Покинуть федерацию практически нереально, сама попытка приравняется к мятежу, и на практике такое происходит крайне редко. Прекращение конфедерации – логичный этап завершения её деятельности.

Федерация считается устойчивым государственным образованием, возраст отдельных представителей исчисляется столетиями. Конфедерация распадается либо после того, как цели её создания достигнуты, либо вследствие внутренних противоречий. Одна и та же административная единица может входить в состав лишь одной федерации. Одно и то же государство может быть членом нескольких конфедераций – это не запрещено.

Герб Российской Федерации

Выводы сайт

  1. Суверенитет. Субъекты федерации передают свою независимость центральным органам управления и в определённой степени подчиняются им. Участники конфедерации полностью сохраняют суверенитет.
  2. Органы государственного управления. Федерация имеет два уровня управления: региональный и общегосударственный. Участники конфедерации полностью сохраняют свою внутреннюю структуру управления.
  3. Территория. Территория федерации состоит из её административных единиц, а конфедерации – из независимых государств.
  4. Распад. Участники конфедерации могут в любой момент покинуть союз, субъекты федерации – нет.
  5. Полномочия союзных органов. Как местные, так и высшие органы управления федерации наделены широким кругом компетенций. Полномочия органов конфедерации невелики, все решения вырабатываются совместно.
  6. Гибкость. Федерация является более устойчивым образованием, нежели конфедерация.
  7. Членство. Одно государство может одновременно входить в состав нескольких конфедераций, одна территориальная единица – лишь в одну федерацию.