Как влияет интернет на психику человека. Как интернет влияет на человека: польза и вред интернета в современном обществе

Сегодня Интернет и человек, представляют собой неразрывное звено в цепи коммуникации. Жизнь человека, существующего в современном обществе буквально «пропитана» социальными сетями, личными блогами, фотографиями в «instagram» и т.д. Грань между реальным и виртуальным миром исчезает, оставляя за собой различные последствия, как для индивида, так и для общества в целом.

В своём исследовании, мне хотелось бы изучить проблему взаимодействия человека с Интернетом, а также выявить возможные психологические и поведенческие последствия в результате этого взаимодействия.

Итак, можно выделить два вида влияния Интернета на психику и поведение человека: во-первых, позитивное, а во-вторых - негативное. Рассмотрим каждый из них на примере различных последствий.

1.Интернет зависимость. Является самым распространённым отрицательным последствием для субъектов коммуникации. Как правило, интернет зависимость и становится основным источником всех других негативных последствий. К примеру, потеря времени. Из-за навязчивого желания зайти в Интернет, время, которое можно было направить на продуктивную деятельность, уходит на сидение в соц. сетях, новостных порталах, другими словами, тратится в пустую.

Существуют и другие точки зрения, утверждающие, что ни о какой Интернет зависимости не может быть и речи. Для многих, Интернет является просто развлечением, возможностью приятно провести время, при этом не вызывая психологической зависимости.

Однако исследование, проведенное Кимберли Ян, психологом из Питтсбургского университета в Бредфорде, показало совершенно иной взгляд на данное мнение.

Как утверждает сама Янг, сетевая зависимость вырабатывается сравнительно быстро. Исследование Янг опирается на результаты ответов 196 человек на составленный ею тест. Средний возраст пациентов - 33 года. Мужчин среди них около 70%. У 25% опрошенных, зависимость возникла за полгода активной жизни в Сети, 58% стали аддиктами (зависимыми) в течение второго полугодия, лишь около 17% респондентов получили зависимость спустя год и более 10 . Также, по результатам исследования, в реальной жизни зависимые часто являются конфликтными людьми, у них более ярко выражена склонность к депрессии. Исследовательница полагает, что наибольший урон карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. По результатам исследования психолог приводит методику для преодоления зависимости.

Также, данную точку зрения подтверждает Николас Карр, известный американский ученый-публицист, который совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам - быстрое и регулярное просматривание сайтов приводит к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в не способных к интеллектуальной работе людей.

Второе же мнение базируется на том, что Интернет способствует заметному повышению скорости и объема восприятия данных, открытию новых возможностей человеческого мозга, принципиально новому восприятию информации. Также, считается, что у интернет пользователей более разумно и логически правильно выстроены мыслительные процессы. Что позволяет им яснее и точнее выражать мысли, самоорганизовываться. Такая точка зрения весьма импонирует многим интернет пользователям. Однако, если в защиту первого мнения могут выступить некоторые исследования, то второе мнение, на данный момент ещё не имеет подтверждений со стороны исследователей. Таким образом, нет оснований придерживаться второго мнения.

3.Проблема общения. В данном аспекте, Интернет выступает как новая коммуникационная среда, лидирующее место в которой занимает человек, как субъект коммуникации. Так, общение перешло в новую виртуальную плоскость, изменив стандарты и сам процесс коммуникации в целом. Наиболее наглядным примером такого общения в Интернете. являются социальные сети.

Режим «онлайн» образовал некоторые особенности, имеющие как свои недостатки, так и преимущества. Что касается преимуществ, то пользование социальными сетями в значительной мере облегчило человеку жизнь, как в роли адресанта, так и адресата. Новое средство общения позволяет мгновенно обмениваться необходимой информацией, которая может быть представлена в совершенно разных видах сообщения (текст, фото, видео, аудио). Также, с помощью соц. сети, человек может восстановить потерянные связи, найти бывших друзей, знакомых, одноклассников и даже дальних родственников. Система поиска друзей и знакомых, предоставляемая в соц. сети, даёт возможность заводить новые знакомства и отношения. Сеть может выступать и как эффективный инструмент оповещения своих друзей о событиях из своей жизни. Следует отметить, что важным преимуществом межличностной коммуникации в социальной сети перед другими формами коммуникации является совершенная свобода в выборе своего собеседника, отсутствуют такие барьеры, как расстояние, ограниченность в финансовых ресурсах, и что самое главное, благодаря особенностям виртуального общения в соц. сети, у человека снижается степень проявления психологических факторов (застенчивость, страх, трусость, закомплексованность), которые только затрудняют образование диалога. Такая форма коммуникации подарила возможность общаться без затруднений многим людям с ограниченными возможностями.

Ко всему прочему, положительной стороной общения в сетях является анонимность. Возможность высказаться, оставаясь анонимным, лечит неврозы, поскольку все скрытые комплексы вылезают наружу, становясь достоянием сетевой общественности.

Но не стоит идеализировать общение в сети, поскольку оно, как и прочие средства коммуникации имеет свои недостатки.

Проведём параллель с таким положительным эффектом, как удобство общения на расстоянии. С одной стороны, социальные сети позволяют общаться «не выходя из дома», с другой стороны, такое удобство приводит к глобальному снижению интенсивности коммуникации между людьми в настоящем, подлинном виде (общение «вживую»). Это ведёт к малой мобильности людей, что негативно сказывается на их здоровье, психологическом состоянии и мировосприятии. Общение в соц. сетях лишено эмоций, а это огромный минус: нельзя увидеть выражение лица человека, который нам пишет, нельзя услышать интонацию речи, нельзя прикоснуться к человеку, a также сделать всё то-многое, что даёт человеку живое общение.

Кроме того, информационный поток в сетях оказывает негативное влияние на психологическое состояние человека. Причиной здесь выступает отсутствие цензуры как таковой, а именно повышенное количество информации эротического, насильственного, антиморального характера, содержание матерной лексики. Такая информация в первую очередь отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения, делая его жестоким, безнравственным и психически неуравновешенным. В совокупности, данное воздействие оказывает сильное влияние и на сам процесс социальной коммуникации, отклоняя его в сторону дисбаланса.

Итак, на основе исследования можно сделать следующий вывод:

Интернет - это новое средство массовой коммуникации, совмещающее в себе определённые возможности, которые с одной стороны упрощают и делают жизнь индивида более удобной с точки зрения социальной мобильности, скорости обмена информацией и т.д., а с другой стороны, приводят к деградации личности, как моральной, так и физической, глобально дестабилизируя процесс коммуникации в обществе. Такая противоречивость, прежде всего, указывает на то, что развитие массовой коммуникации на сегодняшний день проходит адаптационный период, который характеризуется несовершенством своих идей, наличием проб и ошибок, в силу малоизученности сегмента в котором данная инновация занимает своё место.

Таким образом, можно определить, что процесс развития средств массовой коммуникации приводит к определённым последствиям, поэтому, чтобы максимально снизить угрозу их возникновения, каждому из нас необходимо совершенствовать технологию развития средств массовой коммуникации, в частности Интернета.

Заключение

Интернет сегодня – это реалия жизни социума, проникающая во все его сферы и институты. Интернет, как средство массовой коммуникации, включает в себя очень важные социальные аспекты информатизации общества, позволяющие ему, как функционировать в коммуникативной среде, так и изменять информационную реальность социума.

Для выбора темы курсовой работы, мне послужила актуальность проблем, связанных с развитием коммуникационной среды общества и процессов протекающих внутри него. Также на основе этого, мною была определена и цель работы. В соответствии с установленной целью были поставлены задачи курсовой работы. Проведенная работа по решению задач привела к следующим результатам.

В первом разделе мною было раскрыто понятие Интернета, как средства массовой коммуникации, на основе которого были рассмотрены такие его составляющие, как группы коммуникаций, возникающих между адресантом и адресатом и основные функции Интернета, которые наиболее полно раскрыли его содержание и направленность. В конце раздела по анализу вышесказанного был сделан вывод.

Во втором разделе, на основе приведённых статистических данных, мною была дана характеристика Интернет аудитории, по содержанию которой, в конце раздела, также был сформулирован вывод.

В третьем разделе, была представлена завершающая стадия моего исследования по проблеме взаимодействия человека с Интернетом, в котором на примере определённых последствий, с учётом различных точек зрения и исследований по данной проблеме, мною было выделено и описано два вида влияния Интернета на психику и поведение человека.

Заключительной стадией исследования, как и полагается, стало формулирование общего вывода, базирующегося на всём содержании работы.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Богданов Д. Социальные функции Интернета / «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки», 2011. – С. 114–120.

2.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.

3. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2004 – 328 с.

4.Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

5. Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа. Журнал коммуникации. – 1996 - № 1. - с. 42

Интернет-ресурсы

6. http://bd.fom.ru/map/projects/internet/ - База данных ФОМ. Исследование Интернет аудитории в России.

7.http://royal.pingdom.com/2012/01/17/internet-2011-in-numbers/- Официальный сайт компанииPingdom. Результаты исследования интернет аудитории.

8. http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html- Статья Егорова А.Ю. об интернет – зависимости.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/– Свободная энциклопедия Википедия. Понятие Интернет.

10.http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23366– Словари и энциклопедии на Академике. Понятие Интернет.

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/– Свободная энциклопедия Википедия. Понятие Интернет.

2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23366– Словари и энциклопедии на Академике. Понятие Интернет.

3 Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа.Журнал коммуникации. – 1996 - № 1. – С. 42

4 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.

5 Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2004 – 328 с.

6 Богданов Д. Социальные функции Интернета / «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки»,2011. – С. 114–120.

7 Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

8 http://royal.pingdom.com/2012/01/17/internet-2011-in-numbers/- Официальный сайт компанииPingdom. Результаты исследования интернет аудитории.

9 http://bd.fom.ru/map/projects/internet/ - База данных ФОМ. Исследование Интернет аудитории в России.

10 http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html- Статья Егорова А.Ю. об интернет - зависимости.

Кинокомпания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова совместно с «ВКонтакте» и RuTube запустила . Вот уже две недели 8 человек полностью заменяют реальную жизнь виртуальной: они живут в замкнутом пространстве с минимальным набором одежды, еды и воды - и без денег. Зарабатывают они, выполняя задания зрителей. «Афиша» обратилась к врачу и психологу, наблюдающими за героями, которые заперты в комнатах, за ответами на самые насущные вопросы.

Мария Затуловская, продюсер : «Идея «На экране» родилась у Тимура Бекмамбетова еще до выхода в прокат фильма , который также был снят в формате screen share. Мы стали разрабатывать эту задумку, докрутили формат вместе с режиссером Алексеем Репниковым и креативными продюсерами Натальей Капустиной и Викторией Репниковой. Сделали упор на чат-форум как на привычный формат для зрителей онлайн-трансляций. Двигались постепенно. Многое поменялось, когда мы добавили интерактивность сайту, сделали его игровым, прибавили задания.

Проект абсолютно непредсказуемый. По-моему, это первое реалити-шоу, в котором реальность формируют зрители в прямом эфире. Они не только дают задания и голосуют за них, формируя таким образом контент, но и общаются постоянно напрямую с участниками - рассказывают им, что происходит на экранах других ребят, подсказывают, как выполнять задания. У нас каждый день какие-то неожиданности - на самом деле все меняется прямо сейчас. Мы постоянно находим какие-то новые решения того, как должен быть настроен диалог со зрителями. Как должен быть построен день героев. Какой контент они должны создавать. Это очень живой организм».

Влияние интернета на личность

Ольга Кузнецова, психолог проекта «На экране» : С точки зрения психологии полный уход в виртуальную реальность ведет к потере эмоциональной эмпатии, эмоциональному выхолащиванию. Если есть правильный баланс между онлайн- и офлайн-общением, то это, скорее всего, никак не отражается на психике. Но это идеальная ситуация. Мир становится виртуальным, а интернет теперь наша новая реальность.

Современный человек зачастую теряет способность к диалогу. В интернете нам не нужно сразу же реагировать на остроумные или обидные комментарии собеседника. Мы можем подумать, взвесить все, а затем ответить или вовсе проигнорировать сообщение. Это значительно снижает тревогу, которая присутствует в живом общении, ведь от неприятного разговора можно уйти. Это делает общение в интернете менее честным и более ограниченным. Мы можем узнать что-то объективное: политические и религиозные взгляды собеседника, например. Но в остальном нас легко обмануть каким-нибудь, например, забавным смайлом. Ведь мы не слышим интонации, не видим мимику. Пожалуй, только с очень близким человеком мы можем относительно точно предположить ход мыслей, реакций и действий. Но и в этом случае общение остается в рамках мира наших фантазий.

Как соцсети, чаты и мессенджеры влияют на общение офлайн

Ольга Кузнецова : Вряд ли интернет-общение сильно отразится на взрослом человеке со сформировавшейся моделью поведения, чего нельзя сказать о подростках и людях с подвижной психикой, на которых такая манера общения вполне может повлиять. Как правило, последствия могут быть печальными: вплоть до потери чувства ответственности за свои слова.

Тут получается замкнутый круг. Человек уходит в интернет, он наблюдает за кошкой какого-нибудь блогера, а не интересуется делами друзей и близких. Это такой спасительный побег от реальности, от невыносимых ощущений от контактов с другими людьми, которым постоянно что-то должен. Люди сидят в соцсетях, рубятся в онлайн-игры, отключают мозг и бегут в мир своих фантазий.

Насколько сильно влияние общественного мнения в сети

Ольга Кузнецова : На негативные комментарии реагируют все, но все переживают по-разному. Кто-то избегает определенных ресурсов, кто-то хамит и ругается. Неприятные эмоции задевают любого человека. Даже, к примеру, Сергей Шнуров , который говорит, что ему плевать на реакцию в сети, вряд ли бы выступал с подобными заявлениями, если бы его клипы не собирали по 2 миллиона просмотров за день. Если в интернете нет моментальной обратной связи, то это печалит иногда даже еще сильнее.

Как влияет на психику специфический интернет-юмор

Ольга Кузнецова : Интернет не учит морали. Представления о том, что хорошо, а что плохо, человек получает из семьи, и интернет на это повлиять не сможет. Поэтому для взрослого очень важно не конфликтовать с интересами ребенка, а интегрироваться в его увлечения, быть с ним рядом и делиться ценностями, учить доводить начатое до конца, а не кидаться к разным задачам (это очень, кстати, характерно для клипового мышления).

Формирование клипового мышления и снижение способностей запоминать

Ольга Кузнецова : Клиповое мышление стало нашей реальностью благодаря соцсетям и интернету. Мозг привыкает быстро получать информацию маленькими порциями. Современные подростки в своем большинстве читают и интересуются тем, что они видят в своих лентах соцсетей. Это удобно, быстро, спонтанно и очень доступно. Процент прочитанных статей, найденных через поисковики, гораздо меньше, чем тех, что найдены в «ВКонтакте» или фейсбуке.
Однако если мы говорим уже о сформированном типе мышления, то новые технологии влияют в гораздо меньшей степени и не изменят его сути.

Кроме того, пристрастие к поисковикам снижает способность запоминать. Чтобы формировалась и телесная память, необходимы физические нагрузки. Если мы не тренируем память, то она не развивается. Особенно сильно это отражается на людях с клиповым мышлением, которые вместо запоминания чего-то быстро находят нужное в сети. Также клиповое мышление предполагает, что человек получает информацию дозированно, а это не укрепляет память. Вспомните школу: вы могли прочитать абзац текста, выучить, рассказать на уроке и сразу его забыть; но если вы прочли целую главу, то, как правило, вы все-таки что-то да выносили из нее, а значит, вряд ли забывали это быстро.

Что, если полностью отказаться от реальной жизни ради виртуальной

Ольга Кузнецова : Слишком активная вовлеченность в социальные сети может привести к потере навыков живого общения. Эти навыки в основном отрабатываются только в реальной жизни, а активная виртуальная жизнь атрофирует их. Следствием могут стать проблемы социализации: неумение общаться, отсутствие реальных друзей. Также может снизиться эмпатия и эмоциональные реакции: ведь в интернете не нужно краснеть и быстро отвечать на вопросы. Поскольку действия в сети почти не имеют необратимых последствий, человек не сможет оценивать степень риска от своих поступков для себя и окружающих. Это значит, что он не сможет адекватно оценивать и свое поведение.

Работа в интернете из дома с точки зрения психологии

Ольга Кузнецова : Работа фрилансера подходит далеко не всем. Кто-то хорошо справляется, для кого-то наступает день сурка - в четырех стенах за компьютером в халате и без особой радости по этому поводу. Для многих людей важна ритуальность: утром встать, выпить кофе, одеться и пойти на работу, где есть общение с коллегами, перекуры, планерки, не всегда нужные встречи и обеды по расписанию. Отсутствие ритуалов и смены обстановки приводит часто к развитию депрессии. Не так давно было модно бросать работу «на дядю», уходить из офиса, чтобы реализовывать собственные проекты. Но затем поднялась целая волна людей, которые мечтали вернуться к размеренной и стабильной офисной жизни.

Как формируется интернет-зависимость

Ольга Кузнецова : Есть разные варианты формирования интернет-зависимости. Скажу про два основных. Во-первых, соцсети раздражают наши центры удовольствия. Мы радуемся, когда кто-то комментирует наши умные посты или лайкает наши снимки. Поэтому мы, как собака Павлова, приходим в интернет все снова и снова за тем, чтобы получить внимание, которого нам недостает в нашем реальном мире.

Во-вторых, интернет и соцсети - это как своего рода жевательная резинка для нашего мозга, который привыкает к постоянному информационному потоку. Нам сложно остановиться: мы нуждаемся в меняющейся информации. Нам нужно все время крутить и пережевывать что-то новое. Иначе наш мозг нервничает. Мы не думаем о своих проблемах, а заполняем получающийся вакуум пустыми новостями. Это такой способ снятия тревоги и побега от реальности. Кто-то грызет семечки, кто-то бесцельно листает ленту инстаграма, кто-то лопает мыльные пузырьки в игре про лягушку и сортирует фрукты на айфоне.

Один из участников шоу «На экране» до проекта почти не сидел в интернете и не общался в соцсетях. Теперь же он счастлив, потому что перед ним открылись новые возможности. Интернет все-таки дает огромное количество бонусов. Мы можем общаться с людьми в Нью-Йорке, Париже или Праге, не покидая комнаты в Теплом Стане. Нам легче отказывать или говорить что-то неприятное, когда мы не видим другого человека. Отправляем сообщение - и дело сделано.

Физиологические изменения при чрезмерном увлечении интернетом

Роман Фишкин, врач, сосудистый хирург : Вы сидите за компьютером и, возможно, проведете у экрана еще не один час. Вот уже слезятся и краснеют глаза, строчки плывут, а спина ноет. От долгого сидения за компьютером накапливается усталость и боль в плечах, но это не самая большая неприятность, которая может вас ожидать. Усталость можно сбросить, встав и размявшись. Длительное сидение за компьютером может грозить развитием достаточно серьезных патологий со стороны опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Кроме того, сидячий образ жизни грозит избыточным весом и деликатными болезнями - такими, как геморрой. Я бы разделил то зло, которое приносит компьютер нашему здоровью, на несколько групп.

Глаза

От постоянного просиживания перед монитором может снижаться зрение и формироваться так называемая ложная близорукость. Мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения. При работе за компьютером частота моргания глазами снижается примерно втрое, из-за чего возникает частичное высыхание пленки слезной жидкости, являющееся причиной развития так называемого синдрома сухого глаза - это наиболее часто встречающееся заболевание людей, работающих за компьютером. Усталость, светобоязнь, резь, ощущение соринки в глазу, сопровождающееся зудом, жжением, раздражением и покраснением глаз, - все это симптомы синдрома сухого глаза.

Спина

Работая за компьютером, вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию ее же на других группах мышц. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно, он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков - остеохондроз. Стоит также заметить, что в положении сидя нагрузка на межпозвонковые диски намного больше, чем в положении стоя или лежа. Таким образом, все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах в зависимости от ее локализации.

Малый таз

Одной из проблем у людей, которые любят именно посидеть у компьютера, является застой крови в области малого таза - это половые органы, прямая кишка и мочевыводящая система. Это может приводить к развитию таких неприятных и деликатных проблем, как геморрой, простатит, цистит и половое бессилие у мужчин, а у женщин - развитие нарушений менструального цикла, нарушение полового влечения и бесплодие.

Все это не так страшно, как кажется, и многих проблем можно избежать, если делать гимнастику для тела и глаз один раз в час, а также следить за физическим и психическим здоровьем.

Ольга Кузнецова : Сейчас у людей есть возможность не сидеть постоянно за компьютером, а выходить в сеть с мобильных устройств - планшетов и телефонов. Это снимает ряд проблем со спиной, например. Но то, что мы не можем оторваться от интернета в принципе благодаря этим гаджетам, влияет на нашу утомляемость. Мозг страшно перегружается, устает и испытывает стресс. Мы в постоянном потоке информации и не можем выйти из него и отдохнуть даже в отпуске.

С постоянным развитием глобальной сети растет количество и ее пользователей. Если в первые годы создания Интернет им пользовались всего лишь в одной семье из десяти, то сейчас он есть в девяти семьях из десяти. По данным статистических сайтов, на сегодняшний день в Интернет подключено 2 млрд. пользователей по всей Земле. Естественно, основную часть пользователей сети составляют молодежь от 10 до 30 лет. Он наполнил жизнь людей красками, ранее небывалыми, а для некоторых вообще стал смыслом жизни. И по мере распространения Интернета в обществе, у него стали появляться как сторонники, так и противники.

Нетрудно догадаться, что к противникам Интернета, в первую очередь, относятся родители детей. Они полагали, что их дети, сидя за компьютером, играя в различные игры и пользуясь Интернетом, перестают обращать внимание на окружающих, становятся замкнутыми, необщительными, теряют смысл жизни, цели и установки в жизни, у них меняются мораль и воспитание, начинают по-иному воспринимать реальность или вообще ее не воспринимать, т.к. для них единственной реальностью становится реальность виртуальная. Для них Интернет начинает заменять реальную жизнь, у них появляется интернет-зависимость. С ними можно согласиться, но не полностью. У Интернета, каким бы мрачным не казался он для некоторых людей, есть и положительная сторона, и не одна. Вот на эти сторона глобальной сети и опираются ее сторонники, которыми являются сами дети этих родителей. Уже известно, что современная молодежь три четверти своего времени тратит сидя за компьютером, в частности, играя в компьютерные игры.

Термин "виртуальная реальность" впервые был введен в использование Яроном Ланьером в 1989 году. Виртуальная реальность изначально рассматривалась как киберпространство (cyberspace). Последнее понятие впервые было упомянуто в фантастическом романе "Neuromancer" У. Гибсона, где люди погружены в графическое представление данных на компьютере, погружены в "виртуальное пространство". Следует отметить, что "под виртуальным, или киберпространством, понимается пространство взаимодействия, образованное глобальной сетью компьютеров, из которых состоит Интернет. В киберпространстве мы уже не "люди", а сообщения на экранах монитора друг друга". Следовательно, под "виртуальной реальностью" подразумевается "технология, которая построена на обратной связи между человеком и миром, синтезированным компьютером, а также способ, с помощью которого человек визуализирует цифровой мир, манипулирует им и взаимодействует с компьютером". В связи с этим Ж. Бодрийяр писал, что "...виртуальность есть то, что идет на смену реальному и знаменует собой его окончательное разрушение…".

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что влияние Интернета на человека бывает двух видов: позитивное и негативное. Но границы между ними несколько размыто, т.к. иногда бывает, что "позитивное влияние" Интернета в итоге несет в себе негативные последствия. Для начала рассмотрим все негативные влияния Интернета на психику и здоровье человека. интернет сеть информационный

В первую очередь надо отметить тот факт, что чрезмерное злоупотребление Интернетом неудержимо ведет к утрате опыта реальных взаимодействий, человек становится зависимым от всемирной паутины, он постоянно чувствует дискомфорт, когда не имеет возможности выйти в сеть, и этот дискомфорт очень ярко отражается затем во всех сферах жизни данного человека. При высокой интенсивности и непрерывности виртуальных контактов, у человека происходит подмена живого реального общения его виртуальным суррогатом, что приводит к негативному эффекту, который окрестили как "виртуальная наркомания" или "интернет-зависимость".

Впервые термин "интернет-зависимость" (Internet Addiction Disorder, IAD) ввел в научный оборот американский психиатр Иван Гольдберг в 1989г. Под этим термином он понимал не медицинскую зависимость, наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, которое грозит вытеснить нормальную жизнь, поведение, направленное на удовлетворения патологического, непреодолимого желания использования Интернета. Ярким примером такого поведения может служить тот факт, к которому пришли ученые из института "PEW Internet & American Life Project". Они выяснили, что 64% американских подростков, у которых пребывание в Сети переросло в привычку, проявили тревогу по поводу "влияния Интернета" на их семейную жизнь. У них время, проведенное с родными, значительно сокращается. На вопрос "Улучшает ли Интернет отношения подростков с родителями?" 79% юных респондентов ответили отрицательно. В другом крупном исследовании более 4000 взрослых американцев, которое было опубликовано в феврале 2000 года, исследователи Стэндфордского университета сделали вывод, что регулярные пользователи Интернета значительно меньше времени проводят с семьей или занимаясь общественными делами, в отличие от тех, кто пользуются сетью нерегулярно или вообще не пользуются. Исследователи обнаружили, что 55% респондентов имеют дома или на работе доступ к Интернету, а 20% из них были отнесены к группе "регулярных пользователей", которые проводили время в сети не менее 5 - 6 часов в неделю. По результатам данного исследования исследователями были отмечены две немаловажные тенденции: во-первых, Интернет стирает границы традиционных СМИ, вызывает у людей отход от них. Среди регулярных пользователей сети около 60% сказали, что стала меньше тратить время на просмотр телевизора, а одна треть вообще утверждает, что сократило время на прочтение газеты. Во-вторых, Интернет размывает границы между домом и работой. Так, четверть респондентов признались, что больше времени проводят, работая дома за компьютером, хотя их рабочее время от этого не сократилось. Но зато сократилось время, уделяемое этими пользователями на окружающих людей, на семью, на друзей.

Действительно, еще одним негативным влиянием Интернета является изменение отношения пользователей сети с окружающими людьми, в том числе и родными. Так, по данным исследователей из университета Карнеги-Меллона, жители Питтсбурга, имевшие доступ в Интернет, стали намного реже общаться внутри семьи, а их социальные связи сузились. Как это ни прискорбно, но и дальнейшие исследования только подтверждали это. Но страшно не это - не утрата времени, проведенного с родителями и не изменение отношений с окружающими людьми, а последствия такого отчуждения от мира, в качестве которых нередко могут выступить и помешательство, а нередко и смертельные заболевания. Так, архиепископ Вестлентерский Винсент Николе утверждает даже, что увлечение социальными сетями, текстовыми сообщениями, электронной почтой и другими технологиями Интернета способствует самоубийствам подростков, ибо без непосредственных отношений между людьми здоровое общество жить не может. Британский же исследователь Арик Сигман утверждает, что нехватка реальных социальных взаимодействий могут вызвать изменения на генетическом уровне, в результате которого одиночки становятся наиболее уязвимыми перед серьезными заболеваниями.

Следующим негативным последствием пользования сетью является то, что через Интернет молодежь имеет доступ к получению огромного количества информаций, нередко носящих антиобщественный, антигуманный и порнографический характер. Вследствие этого пользователи теряют свои моральные устои, они неправильно воспитываются, у них формируются другие ценности, и всегда негативные. Далее, в процессе общения через сети дети имеют риск стать жертвами лиц, использующих эту среду только в своих личных, нередко преступных целях, а также лиц, обладающих психопатическими или извращенными сексуальными наклонностями.

Серьезная опасность для человечества исходит из виртуальной реальности по линии формирования мышления и интеллектуального развития молодых людей. Интернет и привлекателен тем, что не требует умственного напряжения мозга, систематической работы мысли. В результате этого происходит умственное отставание детей, или в лучшем случае медленное развитие мышления.

Однако кроме негативного психического воздействия Интернет несет в себе и другие беды, связанные со здоровьем человека, например, большинство пользователей Интернета, ведут сидящий образ жизни. Это никоим образом не может благотворно сказываться на здоровье человека, поскольку большинство таких людей просто забыли о том, что есть физическая культура и спорт, или же просто не хотят тратить свое время на эти "бесполезные и пустые упражнения". А это ведет к очень серьезным последствиям, самым распространенным из которых является увеличения веса человека. Американские ученые выяснили, что с момента создания Интернета и распространения в обществе появилась проблема укрупнения населения, которое достигло за 20 лет набор веса на 10-15 кг. Еще другим наиболее распространенным воздействием на здоровье человека является влияние на его зрение. Это негативное влияние оказывается не только Интернетом, но и работой на компьютере. Чрезмерное пребывание около монитора компьютера взывает у человека разнообразные болезни органов зрения.

Следующей известной болезнью пользователей глобальной сети является стресс. Ущерб от "компьютерного стресса" определить трудно, но по некоторым данным, например, в США ежегодные остановки работы, вызываемые стрессом, оценивались между 200 и 300 миллионами рабочих дней. Во Франции 40% активного населения, опрошенных Институтом "Евротехполис", заявили, что принимают стимуляторы, антидепрессанты, чтобы выдержать нагрузки, а 6% используют антистрессовые препараты.

Таким образом, длительное пребывание людей в виртуальном пространстве таит в себе угрозу в виде целого букета разнообразных болезней. В процессе длительного пребывания субъектов в виртуальной реальности страдают пользователи, конкретные индивиды, и меры безопасности следует применять в первую очередь по отношению к ним.

Вот такую меру безопасности применила Китай по отношению к молодым людям - пользователям Интернета, страдающим интернет-зависимостью. В Китае, а точнее в ее столице, была создана клиника для интернет-зависимых. Большинство пациентов клиники - это молодые люди в возрасте от 14 до 24 лет, школьники и студенты, т.к. их еще не до конца окрепшие организмы наиболее подвержены влиянию Интернета. Директор клиники сообщает, что дети не ходят в школу, целыми днями сидят за компьютером, чтобы играть в компьютерные игры или зайти в интернет. Они страдают от неврозов, головной боли, беспричинного страха и нежелания общаться с другими людьми. Также им свойственны бессонница, приступы паники и дрожи в руках. Причина увлечения Интернетом, по их же словам, связана с необходимостью уйти от стресса и непонимания окружающих. По оценкам китайских экспертов, количество заболевших интернет-зависимостью может дойти до 2,5 млн. человек. И эта цифра будет неуклонно увеличиваться, т.к. в Китае стремительно идет своим ходом компьютеризация страны.

Но, к сожалению, очень мало пациентов приходит лечиться в клинике. Отчасти это связано с тем, что лечение в клинике далеко не дешевое, а отчасти с тем, что не все еще понимают всю серьезность негативных последствий пользования глобальной сетью или же просто не обращают на это внимание.

Итак, посмотрев на всю эту мрачную картину, можно невольно подумать о том, что неужели Всемирная паутина опасна и несет только вред? Отнюдь нет! Кроме негативной стороны, существует и положительные аспекты влияния Интернета, иначе, зачем надо было его создавать?! Прямо сейчас мы разберем и рассмотрим эти аспекты.

Во-первых, это огромная свобода доступа к информациям, относительно которого Интернет предоставляет широкие возможности. Пользователей также не может не радовать способ поиска информации в сети - вводишь необходимый запрос в поисковую систему, и тут же видишь перед собой запрашиваемую информацию на любой вкус. Нет никакой надобности, бежать за энциклопедией в библиотеку.

Во-вторых, Интернет является отличным двигателем торговли, т.к. реклама в Интернете не уступает по своей эффективности внешней рекламе. Мало того, в Интернете на сегодняшний день не только рекламируют ту или иную продукцию, но и продают эти самые продукции во всем доступных интернет-магазинах. Таких "виртуальных магазинов" становится все больше. Выгодной особенностью таких магазинов является совершение покупки, не выходя из дома, и даже не вставая с кресла. Виртуальный магазин значительно богаче товарами, чем любой стандартный магазин, так как он может иметь множество складов, расположенных в различных местах. Подобные виртуальные торговые услуги стоят гораздо дешевле традиционных, ибо требую меньших затрат на помещения, персонал, охрану и т.п. В настоящее время решается вопрос о беспошлинной продаже товаров в Интернете. Следовательно, свобода выбора товара у человека возрастает. В сети открылись и "виртуальные банки", также позволяющие всем и каждому управлять своим счетом в банке, не вставая с места.

Следующая положительная черта Интернета - это возможность заработка в сети. Не смотря на то, что многие скептически настроенные люди, потерпевшие крах в поиске работы в сети, говорят о невозможности заработка в Интернете, такая возможность все-таки есть, и не маленькая. Список предлагаемых работ, открытых вакансий в сети настолько велик, что работа и достойная заработная плата найдется для многих людей с разными способностями.

Далее, выделяется другая положительная сторона Интернета. Это возможность общения с друзьями и коллегами, с родственниками и просто знакомыми, где бы они или вы не находились, не зависимо от того, какое расстояние отделяет вас друг от друга. Индивиды, уезжая за границу, могут использовать глобальную сеть для поддержания контакта с близкими людьми на родине. С помощью Интернета также возможно "анонимно" встречаться в различных чатах и обсуждать любые интересующие их темы, о которых они не смогли бы поговорить в реальной беседе. Результатом таких виртуальных контактов впоследствии становятся настоящие электронные дружбы, а иногда даже встречи лицом к лицу в реальной жизни. Всему этому способствуют различные виртуальные социальные сети, которых на сегодня очень много. Самыми популярными социальными сетями в Интернете на сегодняшний день являются MySpace, Facebook, Vkontakte, Одноклассники, Tagged, Тwitter.

С помощью Интернета расширяются права граждан в участии в политической жизни их страны. Это реализуется путем увеличения возможности людей участвовать в принятии тех или решений и следить за действиями правительства. Пользуясь Интернетом, люди теперь могут голосовать на дому во время различных выборов, участвовать в проведении референдумов, реагировать на текущие события политической жизни, показать свое недовольство тем или иным решением правительства, или, наоборот, выразить свое удовлетворение, задавать вопросы различным органам управления и многое другое. Интернет обеспечивает прямую и обратную связь между органами власти и гражданами, позволяет улучшить работу с населением.

Информационные и коммуникационные технологии как нельзя лучше подходят для задач децентрализации, удешевления и сокращения госаппарата, обеспечения непрерывности его действия.

Кроме того, Интернет может способствовать возрастанию контроля за общественностью со стороны спецслужб. Так, Приказом Минсвязи РФ "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования" от 25 июля 2000 г. операторам связи предписано осуществлять приобретение и установку на электронных телефонных станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, на сетях электросвязи, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности постоянно действующего оборудования, позволяющего органам ФСБ России получать содержимое сообщений электросвязи и информацию о них в любое время. При этом в соответствии с п. 2.6 первоначальной редакции данного приказа информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых они проводятся, операторам связи не предоставлялись. Данное положение по жалобе П.И. Непутского было признано незаконным и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 25 сентября 2000 г.

Для того, чтобы доказать и опровергнуть необоснованность критических высказываний в адрес Интернета, специальная комиссия Internet Safety Technical Task Force (ISTTF), созданная в США в 2008 году, написала отчет в 278 страниц. Коротко о его содержании можно сказать в следующих словах - дурное влияние Интернета на детей сильно преувеличено. Изучив вопросы безопасности детей в сети, члены комиссии единодушно утверждали, что опасности, которым подвергаются дети в Интернете, в большинстве случаев ничем не отличаются от опасностей, угрожающих им в реальной жизни.

Другое масштабное исследование плюсов и минусов Интернета, проведенное американскими исследователями в течении 3 лет, выявило, что пользование глобальной сетью, общение в социальных сетях и онлайн-игры необходимы для нормального развития подростков. Для данного эксперимента были привлечены более 800 американских подростков и их родители. Автор доклада Мими Ито утверждает, что пользуясь Интернетом, подростки одновременно усваивают азы новых технологий и расширяют свои знания и свою грамотность. Исследования также показали, что для многих молодых пользователей сеть дает возможность выразить свои таланты, творческие и технические способности.

Автор другого исследования в области полезности Интернета Гарри Смолл из Калифорнийского университета пишет, что ежедневное использование компьютерных технологий, в частности, глобальной сети Интернет, приводит к активизации нервных окончаний нейронов, что необходимо для поддержания активности головного мозга.

Итак, после рассмотрения положительных и негативных влияний Интернета на реальность и человека, вывод напрашивается сам за себя. А именно, что глобальная сеть является той нитью, с помощью которой мы найдем путь к новым достижениям. Это величайшее открытие в истории человечества позволило людям стереть всякие границы, убрать ограничения. Теперь люди с разных уголков Земли стали намного ближе, они могут обмениваться своими открытиями, переживаниями, хорошим настроением не зависимо от того, какой нации и расы человек и в какой стране он живет. И это только сотая часть возможностей Интернета. Не будь Интернета, все открытия и достижения, сделанные за последние два десятилетия, стали бы возможными только через полвека, если не больше. И сегодня Интернет не перестает развиваться и расширять свои возможности. В ближайшем десятилетии развитие сети достигнет таких высот, что каждый человек на Земле будет иметь возможность пользоваться ее услугами. Уже на сегодняшний день правительством США принято решение о подписании и дальнейшей реализации проекта, в рамках которого каждый гражданин Соединенных Штатов будет иметь доступ к Интернету, который должен стать бесплатным для каждого пользователя. Этот проект пока на стадии реализации, но в недалеком будущем будет завершен. Хотя такой проект был принят только в США, другие страны, в первую очередь, самые богатые и развитые, не заставят себя ждать, и, как только проект будет полностью реализован в штатах, они последуют их примеру.

И опять, по мере дальнейшего развития Всемирной паутины, будут на повестке дня вопросы и проблемы, касающиеся влияния Интернета на социальную реальность, на общество, на человека, его психику и здоровье. Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что данная проблема, исследуемая в этой работе, будет актуальна до тех пор, пока расширяется и развивается глобальная сеть Интернет.

Влияние интернета на человека.

Сегодня на человека обрушивается огромное количество информации и влечет за собой последствия. Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать и размышлять.

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является молодежь, и, конкретно, учащаяся.

Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.

Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов .

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над интернетом, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

И это мы можем увидеть в представленном видео ( )

Влияния интернета на человека, «плюсы» и «минусы».

Плюсы влияние интернета :

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Шаг в шаг с развитием этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной с ней другой системы – виртуальной реальности. Системы виртуальной реальности все больше оказываются задействованными в процессе жизнедеятельности человека, а также всего общества.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности также и для детского обучения и творчества. Интернет создан, чтобы развивать способности детей. Например, основная деятельность подростка – учебная, в ходе которой подросток не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Интернет все чаще и чаще становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для вех людей, нуждающихся в получении информации. Во всемирной паутине с каждым днем прибавляется тысячи людей. Интернет-аудитория растет, повышается уровень осведомления в тех или иных событиях, что, конечно же, отразилось на обществе. Сеть изменила структуру современного общества. Объединив каждого с каждым, она сделала мир теснее, уничтожив географические барьеры.

Интернет имеет такие уникальные характеристики :

глобальность – предоставляет немедленный доступ к информации со всего мира;

отсутствие контроля , который существует в других электронных СМИ, несвязанность географическим расположением дает возможность обнародовать информацию вне контроля правительств, монополий;

имеет низкие барьеры к доступу , низкую стоимость создания и распространения информации;

неограниченную возможность держать информацию;

позволяет общение одного человека с другим , одного человека со многими людьми, а также множества людей с одним человеком;

не связанность ни с одной инфраструктурой , кроме телефонной системы.

Минусы влияние интернета:

Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев – прямое осуждение. Интернет в российском массовом сознании предстает, прежде всего, гигантским хранилищем информации.

Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности.

С развитием технологий систем виртуальной реальности, растет и число людей, увлекающихся этим явлением. «Общение» с виртуальной реальностью для большинства людей распространено на сегодняшний день на уровне виртуальных компьютерных игр. Виртуальная реальность сильнее любой видеоигры, и впасть в зависимость от нее очень легко.

Создание виртуальных личностей носит возрастной характер и связана с самоопределением. В подростковом возрасте всё чаще происходят кризисы неопределенности, когда собственное «я» представляется подростку размытым.

Кратко о Влияние интернета на человека можно увидеть ( )


Вывод.

Интернет занимает огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Интернет стал основным источникам информации, формирующим сознание человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.

Таким образом влияние и нтернета на человека, влияет так «положительно» так и «отрицательно».

Интернет оказывают огромное влияние на сознание человека, во многом формируя их жизненную позицию и мировоззрение.

Если вы хотите по больше узнать о влияние интернета на человека вы можете зайти на