Как регламентируется трудоустройство иностранцев в россии, порядок их приема на работу. Иностранные работники: основные правила приема на работу Правила оформления трудовых мигрантов

Прием на работу иностранца всегда сопровождался определенной головной болью и некоторые организации стараются избегать такой ситуации или вообще работать с нелегалами. Однако такое действие может быть не безопасно для организации, к тому же влечет не малые штрафы. Организацию может проверить миграционная служба как планово, так и по заявлению какого-либо доброжелателя. В связи с этим следует действовать по меркам закона и производить правильный прием иностранцев, рассмотрим как это сделать.

Первое, что необходимо узнать – это статус иностранного гражданина, от него будет зависеть порядок его приема, таковых может быть три:

  • временно пребывающие граждане, для их трудоустройства необходима виза или миграционная карта.
  • временно проживающие, то есть лица имеющие разрешение на временное проживание, для них необходим патент.
  • Постоянно проживающие, лица которые уже живут на постоянной основе на основании вида на жительства.

Документы для приема на работу иностранного гражданина

Иностранные граждане состоят на миграционном учете и работодателю необходимо уведомить ФМС о прибытии таких лиц в РФ и об их трудоустройстве. Такие сведения необходимо предоставить не позже 7 рабочих дней с момента прибытия гражданина. Для этого следует заполнить на специальную форму отдельно на каждого гражданина.

Особого отличия в при приеме на работу от граждан России нет. Так для оформления потребуются от будущего работника следующие документы:

  • документ, которые удостоверяет личность – это может быть паспорт, вид на жительство, разрешение на временное проживание или иные документы.
  • В зависимости от статуса необходим патент, виза, миграционная карта или разрешение на работу.
  • Трудовая книжка, в случае ее отсутствия ее необходимо завести.
  • СНИЛС (страховое пенсионное свидетельство), если гражданин работает впервые в России, то вам необходимо оформить для него данный документ.
  • документы подтверждающие квалификацию, образование и наличие специальных знаний, в случае приема на работу требующей специальную подготовку в соответствующей области.

В отличии от граждан России при приеме иностранца не требуется от него документы воинского учета. При заключении с ним договора ГПХ потребуются все выше описанные документы за исключением трудовой книжки.

Если вы заключили с иностранным гражданином договор ГПХ в этом случае ФМС необходимо уведомить в течение 3 рабочих дней, отсчитывая с даты его заключения или расторжения. Форма для уведомления миграционной службы утверждена согласно приказа №147 ФМС РФ от 28.06.2010.

Взносы и налоги с зарплаты иностранцев

Взносы и налоги зависят от статуса иностранца, гражданства и длительности его пребывания в РФ.

ПФР, ФФОМС, ФСС

Зарплаты временно и постоянно проживающих иностранцев облагаются в общем порядке оплатой страховых взносов в ФСС, ФФОМС и ПФР по действующим тарифам организации работодателя.

Читайте также:

Декларация соответствия условий труда образец заполнения

С зарплаты временно пребывающих иностранцев исчисляются и выплачиваются взносы в ПФР, которые рассчитываются по тарифам организации, а также производится платеж в ФСС по тарифу 1,8% на временную нетрудоспособность. В ФФОМС отчисления не производятся. Однако для граждан Казахстана, Армении и Белоруссии страховые взносы производятся, как и для Россиян, по общим тарифам.

НДФЛ

Ставка по НДФЛ будет определяться в зависимости от того является ли иностранец нерезидентом или резидентом РФ. Если в течение 12 месяцев данный гражданин пребывал в РФ не менее 183 дней, то он будет являться налоговым резидентов и ставка по налогу на доходы в этом случае будет взиматься из расчета 13%, если пребывал менее 183 дней, то ставка будет 30%.

Для граждан Армении, Казахстана и Белоруссии ставка НДФЛ определена, как и для Россиян – в размере 13% с зарплаты и устанавливается с первого дня его работы в РФ.

Что следует проверить при приеме иностранца на работу

Наиболее часто встречается ситуация, когда работодатель принимает на работу граждан из стран СНГ, а также проживающих в РФ постоянно или временно. Порядок их трудоустройства такой же, как и у граждан России и для их оформления не требуется получать каких-либо разрешительных документов.

  • Для того, чтобы принять на работу постоянно проживающего иностранного гражданина он должен предоставить вам действующий вид на жительство. Данный документ выдается сроком на 5 лет, а после окончания срока действия может быть продлен. На основании него иностранцы могут устраиваться на работу по всей территории РФ.
  • Для принятия на работу временно проживающих потребуется либо разрешение на работу, либо патент. Стоит отметить, что они могут работать только в том регионе, который указан в разрешительном документе на временное проживание. Срок действия разрешения составляет 3 года – ставится отметка в документе удостоверяющем личность или же в отдельно выданном документе. Разрешение на временное проживание продлению не подлежит, после окончания срока действия гражданин либо покидает страну, либо должен получить вид на жительство. Само по себе оформление временно проживающих принесен не больше проблем, чем при оформлении россиянина.

Для трудоустройства работников из Белоруссии необходимы те же документы для приема на работу, что и для Россия, так они приравнены к ним по трудовому статусу, не требуются лишь документы о воинском учете. Также упрощены правила приема на работу для граждан Армении и Казахстана В случае заключения трудового договора данные иностранцы могут работать без разрешения на работу.

Однако граждане Казахстана, Белоруссии и Армении, как и остальные иностранцы подлежат миграционному учету.

С новыми штрафными санкциями , введенными с 30.06.2015 года за прием иностранцев без визы не по профессии, должности, специальности указанными в патенте, можно в этой статье.

Как оформить временно пребывающих иностранных граждан без визы

Начиная с 2015 года временно пребывающие на территории РФ могут быть приняты на работу на основании патента, который выдается сроком от 1 до 12 месяцев. Для оформления патента они должны подать в ФМС соответствующее заявление в течение 30 дней, считая со дня их въезда в РФ.

Работа на территории России для многих иностранных граждан является привлекательной. Темпы экономики и развитие внутреннего хозяйства страны требуют постоянного привлечения рабочей силы. Однако россияне не торопятся устраиваться на низкооплачиваемую или тяжелую работу. Чего нельзя сказать о прибывших гражданах, которых с радостью трудоустраивают работодатели.

Как правило, иностранцы, прибывающие из стран с низким уровнем жизни, отлично работают за относительно низкую заработную плату, не требуют дополнительных компенсаций и особых условий труда.

Требования законодательства, последние изменения

Сегодня Россия находится на 2 месте по количеству работающих в стране трудовых мигрантов. Ежегодно число официально трудоустроенных иностранных граждан переваливает за 1 млн. человек. Но, несмотря на действие законов, регламентирующих нахождение на территории России и устройство на работу иностранцев, в стране процветает нелегальный труд. Это связано с нежеланием приезжих оплачивать пошлины и отказом работодателей платить взносы за трудящихся в различные фонды.

До 1 января 2015 года трудоустройство мигрантов регулировалось Указом Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы», но с начала 2015 года в действующий Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» вписаны поправки. В связи с этим некоторые нормативные акты в Указе Президента утратили силу.

Изменения коснулись порядка въезда мигрантов на территорию РФ, в целом системы миграционного учета и процесса их приема на работу.

В соответствии с Федеральным законом, иностранцы, имеющие временное или постоянное разрешение на проживание, не нуждаются в разрешительных документах для осуществления трудоустройства. Закон подразделяет трудовых мигрантов на прибывших в страну визовым и безвизовым путем .

Кроме того, установлены нормы выдачи патентов на трудоустройство , превышение количества которых запрещено законом. Оформление патента необходимо тем гражданам, чье пребывание в стране не предполагает наличие визы или при пересечении границы в миграционной карте которых целью приезда в РФ было указано трудоустройство.

Получение патента

В соответствии с Федеральным законом, мигранты, прибывающие в Россию, делятся на три группы:

  • Имеющие вид на жительство (дополнительно в эту группу входят граждане Белоруссии).
  • Получившие визу для въезда в страну (к этой группе относятся граждане стран, не входящих в СНГ, а также Грузии и Туркмении).
  • Прибывшие в Россию в безвизовом порядке (жители Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана).

Если иностранный гражданин прибыл на территорию России безвизовым путем или при въезде в страну указал цель – трудоустройство, то в течение 30 дней с момента пересечения границы он обязан подать заявление на получение патента. Это документ, подтверждающий право осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Для его получения необходимо предоставить в ФМС следующие необходимые документы:

  • Заявление на бланке органа ФМС.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Миграционная карта с визой или уточнением цели посещения РФ.
  • Копия квитанции об уплате госпошлины.
  • Полис добровольного медицинского страхования.
  • Справки об отсутствии наркологических и инфекционных заболеваний.
  • Документ о знании русского языка, основ законов РФ и истории страны.

Через 10 дней после рассмотрения документов иностранный гражданин получает патент, разрешающий работать на территории страны. Этот документ действует в течение 12 месяцев . Продление патента не предусмотрено. По окончанию его срока действия иностранец обязан выехать и вновь въехать на территорию РФ, чтобы трудоустроиться повторно.

Еще сложнее получить работу в России стало тем, кто для въезда в страну получил визу. Изменения в законодательстве коснулись организаций, которые трудоустраивают таких граждан. Компания обязательно должна иметь разрешение на принятие на работу мигрантов, а также подать в органы внутренних дел весь пакет документов, включающих сведения о регистрации иностранца на территории РФ.

По закону мигранты могут самостоятельно искать работу в течение 90 дней . Если же за этот период они не смогли трудоустроиться, то придется немедленно покинуть страну.

Подробную информацию о всей документации, необходимой иностранцу, вы можете почерпнуть из следующего видео:

Официальный порядок трудоустройства в Российской Федерации

Для трудоустройства постоянно проживающих в России иностранцев специальных разрешений юридическим и физическим лицам, занимающимся их приемом на работу, не нужно. То же касается и жителей Белоруссии.

Для приема на работу всех остальных трудовых мигрантов действует определенный порядок.

Организация (юридическое или физическое лицо) должна предоставить в орган ФМС:

  • Разрешение на трудоустройство иностранных граждан.
  • Заключение от службы занятости населения о целесообразности использования трудовых мигрантов, для получения которого понадобятся дополнительные сведения:
    • об организации;
    • о численности иностранных рабочих;
    • о профессиях и должностях работников.

Разрешение выдается на срок до 12 месяцев и не может быть передано другому юридическому или физическому лицу, а сотрудники должны быть трудоустроены только в компании, получившей разрешение.

Устройство высококвалифицированных специалистов

К категории высококвалифицированных относятся специалисты, имеющие достижения, навыки и опыт работы в профессиональной сфере деятельности, за использование которых предусмотрено денежное вознаграждение.

Трудоустраивать таких лиц могут следующие организации:

  • Научные.
  • Коммерческие.
  • Образовательные (исключая духовные).
  • Учреждения здравоохранения.
  • Иные, деятельность которых направлена на осуществление научно-технических, инновационных, экспериментальных разработок.
  • Филиалы иностранных организаций, имеющих аккредитацию в РФ.

При трудоустройстве иностранного высококвалифицированного специалиста необходимы:

  • Разрешение на привлечение и использование иностранцев.
  • Разрешение на работу.
  • Полный пакет документов для получения разрешения.
  • Госпошлина – 2000 руб.
  • Цветное фото 3*4.
  • Договор на выполнение работ.
  • Учредительные документы организации.
  • Ходатайство, написанное по установленной форме.
  • Письмо, подтверждающее обязательство возместить расходы государству, если специалист будет депортирован из страны.

Не позднее, чем через 14 дней организация должна получить разрешение или отказ принять на работу иностранного высококвалифицированного сотрудника.

Если такой специалист будет привлечен для выполнения работ в России на срок не более 90 дней, ему не требуется постановка на учет в органе ФМС.

Налогообложение иностранцев

Заработная плата трудовых мигрантов в России облагается . При этом ставка зависит от времени нахождения и ведения трудовой деятельности в стране. Расчет ставки отталкивается от количества трудовых дней за 12 месяцев, в течение которых прибывший из другого государства работал на территории РФ.

Если это количество дней менее 183, то зарплата облагается налогом в размере 30%, если более этого срока, то ставка налогообложения устанавливается в размере 13%.

Кроме того, зарплата иностранцев облагается страховыми взносами. Уплата пенсионных отчислений предусмотрена, если иностранный работник имеет разрешение на временное проживание или вид на жительство. Владельцы миграционных карт взносы на пенсионное страхование платить не обязаны.

Отсутствие разрешения на работу у мигранта или организации не освобождает от уплаты налогов.

О праве иностранцев свободно распоряжаться своими способностями к труду

Общие положения о приеме иностранных граждан на работу

До вступления в силу Федерального закона от 25.07.2002№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1 порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы устанавливался Указом Президента РФ от 16.12.1993№2146. После 01.11.2002, до принятия всех подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом «Об иностранцах », касающихся регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан , порядок, установленный Указом, применяется в части, не противоречащей Федеральному закону и международным договорам Российской Федерации. В настоящее время часть норм названного Указа Президента РФ не применяется, поскольку вступило в силу Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941.

Условимся, что под приемом на работу иностранных граждан понимается заключение с иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг).

Порядок приема иностранного гражданина на работу зависит от того, какой статус он имеет в Российской Федерации.

Если организация нуждается в каком-либо конкретном специалисте, являющемся иностранным гражданином, первое, что ей необходимо выяснить, является ли указанный гражданин законно пребывающим в Российской Федерации вообще, а также каким именно документом подтверждено его право на пребывание в Российской Федерации.

Сразу же отметим, что Федеральным законом «Об иностранцах» предусмотрены жесткие ограничения прав иностранных граждан на занятие определенными видами деятельности, а также прав занимать определенные должности (статья 14). Например, иностранный гражданин не может находиться на государственной или муниципальной службе или быть командиром воздушного судна. Также запрещено принимать иностранных граждан на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (подпункт 5 пункта 1 статьи 14). Перечень таких организаций и объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755.

Кроме этого, организации, желающей принять иностранного гражданина на работу, необходимо учитывать, что посещение иностранными гражданами территорий и объектов с ограниченным доступом возможно только при наличии специального разрешения (пункт 1 статьи 11 Федерального закона). Поэтому если организация планирует, что привлекаемые ею иностранцы будут работать на указанных территориях и объектах, то ей необходимо заранее согласовать с Федеральной службой безопасности, возможно ли будет получение такого специального разрешения на приемлемый срок. Перечень территорий, объектов и организаций с регламентированным посещением для иностранных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754.

С отдельными государствами у Российской Федерации существуют международные соглашения о трудовой деятельности граждан. Согласно статье 3 Федерального закона «Об иностранцах», если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, что установлены российским национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Принимая иностранного гражданина на работу, необходимо выяснить, не заключен ли Российской Федерацией соответствующий международный договор с государством, гражданином которого является принимаемый иностранный гражданин. Следует отметить, что международный договор может содержать положения, касающиеся как процедуры приема на работу, так и содержания трудового договора.

Прием на работу граждан Республики Беларусь

Ранее уже отмечалось, что в настоящий момент действует Договор о создании Союзного Государства, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 08.12.1999 (далее - Договор о Союзном Государстве)2. С момента вступления в силу указанного Договора прекратил свое действие Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 02.04.1996. Однако правовые акты, принятые в рамках Сообщества России и Белоруссии до заключения Договора о Союзном Государстве, продолжают действовать в части, не противоречащей ему.

Так, например, к таким правовым актам относится Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, которым установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования и привлечения иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется, а следовательно, граждане Республики Беларусь осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации в том же порядке, что и российские граждане.

временно пребывающих на территории Российской Федерации

Согласно Федеральному закону «Об иностранцах» иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий и работающий на территории Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг). И в дальнейшем иностранными работниками мы будем называть принимаемых или принятых на работу иностранных граждан, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Отметим, что до вступления в силу Федерального закона иностранные работники могли привлекаться на работу по гражданско-правовому договору на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации, а в отношении трудовых договоров устанавливался специальный порядок привлечения иностранной рабочей силы (пункт 1 Положения о привлечении и использовании в Российской Федераций иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2146).

Организация вправе принимать на работу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан только в случае наличия у нее разрешения на привлечение и использование иностранных работников. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору только при наличии у него разрешения на работу (пункт 4 статьи 13 Федерального закона; постановление Правительства РФ от 30.12.2002 № 941).

Проанализируем порядок приема на работу указанной категории иностранных граждан.

Прием на работу граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Для приема иностранного работника на работу организации необходимо:

  1. Иметь положительное заключение территориального органа службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников (пункт 3 статьи 18 Федерального закона). Для его получения следует обратиться в территориальный орган службы занятости (отдел, комитет, комиссия) того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется деятельность организации и где планируется использовать труд иностранцев, а также представить:
  • сведения об организации;
  • сведения о количестве иностранных работников;
  • сведения о деятельности иностранных работников и их профессиях (должностях);
  • информацию, необходимую для обоснования необходимости привлечения иностранных работников.

Вопрос о целесообразности привлечении иностранных работников решается, исходя из того, обращалась ли ранее организация в службу занятости с заявкой на российских работников соответствующей квалификации. О невозможности удовлетворения такой заявки желательно получить письменное подтверждение и представить его при обращении за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников.

  1. Иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников (подпункт 1 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Такое разрешение выдается федеральным органом внутренних дел или его территориальными органами при наличии положительного заключения соответствующего территориального органа федеральной службы занятости. Порядок его выдачи, а также выдачи разрешений на работу должен быть утвержден Правительством РФ. До этого в части, не противоречащей Федеральному закону «Об иностранцах» , будут применяться правила, установленные Положением о привлечении и использовании в Российской Федераций иностранной рабочей силы (Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2146). Скорее всего, разрешения, выданные до утверждения нового порядка, будут действовать до истечения указанного в них срока.

Для получения разрешений нужно представить следующие документы:

  • заявление о выдаче разрешения;
  • заключение о целесообразности привлечения иностранных работников;
  • проект договора или иной документ, подтверждающий предварительную договоренность с иностранным гражданином о намерении и об условиях его приема на раб7оту;
  • учредительные документы;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • сведения о привлекаемых иностранных работниках.

Разрешение или отказ в его выдаче должны быть получены не позднее 30 дней, а в некоторых случаях - 45 дней. Разрешение выдается на срок до 1 года и может быть продлено по просьбе организации, привлекаю щей иностранных работников. Оно не может быть передано другим организациям, а иностранные работники не могут быть переведены на работу в другие организации.

В выданном разрешении указываются:

  • наименование органа, выдавшего разрешение;
  • наименование и адрес организации -работодателя;
  • сведения о государственной регистрации организации-работодателя;
  • территория, на которой действует разрешение;
  • численность привлекаемых работников;
  • срок действия разрешения.

Если организация заявила, что иностранные работники привлекаются для работы на определенной территории, то использовать труд указанных работников на других территориях она не может.

Отказ в выдаче разрешения должен быть направлен организации в течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения об отказе; причем он должен быть мотивированным. Причиной отказа может послужить, например, невыполнение организацией условия обеспечения иностранным работникам заработной платы на уровне не ниже средней, сложившейся в организации, и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения организацией своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

  1. Внести на специальный счет, открываемый федеральным органом внутренних дел, средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника за пределы Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). После представления доказательств выезда иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока действия договора, внесенные на счет денежные средства возвращаются организации. В случае же нарушения иностранным работником или организацией законодательства о положении иностранных граждан в Российской Федерации и (или) порядка привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации иностранный работник будет выдворен за пределы России за счет депонированных организацией средств. Порядок внесения средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из Российской Федерации, а также порядок их возврата организации в ближайшем будущем должен быть установлен Правительством РФ.
  2. Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу (подпункт 2 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на работу и перечень документов, предоставляемых организацией для выдачи иностранному гражданину указанного разрешения, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 и определены в Положении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу3.

Согласно указанному документу разрешение на работу выдается работодателю для каждого иностранного работника. Для его получения работодатель подает в территориальный орган внутренних дел заявление, в котором указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

б) гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;

в) адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

г) период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

д) сведения о наличии разрешения на работу с предъявлением подлинника (если работодателем является иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя);

е) вид деятельности;

ж) место работы;

з) сведения о работодателе;

и) сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

к) сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника.

Вместе с заявлением заявитель представляет цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм и следующие документы:

а) копия свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации требуется наличие указанных документов);

б) копия свидетельства о регистрации иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754.

При подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), которые должны иметь срок действия не менее 6 месяцев.

В разрешении на работу указываются сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания), сведения о периоде трудовой или предпринимательской деятельности и при необходимости - иная информация. На разрешении на работу помещается цветная фотография иностранного гражданина. Разрешение подписывается руководителем территориально го органа внутренних дел, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, или уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью этого органа.

В пункте 9 статьи 19 Федерального закона перечислены возможные основания отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

  1. Проконтролировать, чтобы иностранный работник, был зарегистрирован в территориальном органе внутренних дел по месту осуществления им трудовой деятельности в течение 3-х дней со дня его прибытия к месту работы (подпункт 3 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Иностранный работник на время действия заключенного с ним договора может проживать на жилой площади по своему выбору или же на жилой площади, предоставленной ему организацией-работодателем. Для регистрации иностранного работника необходимо, чтобы он лично или через нанимающую его организацию подал в территориальный орган внутренних дел следующие документы:
  • заявление о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания иностранно го работника в жилом помещении (такими документами являются договор найма (поднайма), договор социального найма жилого помещения или заявление организации-работодателя о регистрации на жилой площади, предоставленной организацией);
  • документ, удостоверяющий личность иностранного работника;
  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию.

Организация должна быть заинтересована в том, чтобы иностранный работник был зарегистрирован, так как нарушение порядка временного пребывания в Российской Федерации может повлечь аннулирование выданного ему разрешения на работу (пункт 7 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»), а также его административное выдворение из Российской Федерации (статья 18.8 КоАП РФ).

Прием на работу граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию на основании визы. В целом, порядок приема данной категории иностранных граждан такой же, как для приема на работу прибывших в Российскую Федерации в порядке, не требующем оформления визы, за исключением некоторых моментов.

Для того, чтобы принять на работу гражданина государства, с которым у Российской Федерации установлен визовый режим, организации после действий, описанных в предыдущем разделе в пунктах 1-3, необходимо получить на имя каждого привлекаемого иностранного работника приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. Указанные приглашения выдаются федеральным органом внутренних дел или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашений, поданному организацией, желающей принять на работу иностранцев, в соответствующий орган (пункт 2 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Порядок оформления и выдачи приглашений установлен Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 № 1142.

Кроме этого, для получения приглашения на въезд иностранного гражданина с целью осуществления трудовой деятельности организация одновременно с ходатайством о его выдаче должна подать в орган, выдающий приглашения, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для привлекаемого иностранного работника. Разрешение на работу в Российской Федерации и приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, в совокупности с другими необходимыми документами, служат основанием для оформления иностранным гражданам российских виз, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - основанием для въезда в Россию без визы.

Здесь необходимо сделать замечание, касающееся иностранных граждан, прибывших из государств, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый режим поездки граждан. Международным договором или федеральным законом, может быть предусмотрено, что въезд в Россию иностранных граждан осуществляется на основании приглашения юридического или физического лица. В этом случае для оформления приема на работу иностранного работника организация должна будет оформить приглашение.

Ввиду того, что действующее на сегодняшний день законодательство не содержит ограничительных положений, при соблюдении условий порядка участия иностранных граждан в трудовых отношениях, установленных Федеральным законом «Об иностранцах», иностранный работник может быть принят на работу вне зависимости от того, по какой именно визе он прибыл в Российскую Федерацию.

При совершении действий, описанных в пункте 5 предыдущего раздела, необходимо учитывать, что иностранным гражданам, прибывшим до 01.11.2002 на основании визы, как уже было сказано ранее, не требуется обращаться в органы внутренних дел с заявлением о выдаче им миграционной карты.

В заключение необходимо отметить несколько общих моментов, касающихся иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию как на основании визы, так и в порядке, не требующем получения визы.

Одновременно с вышеперечисленными действиями организация, привлекающая и использующая труд иностранных работников, должна в течение 10 дней уведомить налоговый орган по месту своего учета (подпункт 4 пункта 8 статьи 19 Федерального закона «Об иностранцах»):

  • о подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
  • о прибытии иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
  • о получении иностранным гражданином разрешения на работу;
  • о заключении с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг);
  • о приостановлении действия или аннулировании разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • о приостановлении действия или аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Также ей следует направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным и работника ми условий трудового договора или гражданско-правового договора, а также о досрочном расторжении таких договоров. Помимо этого, организация обязана уведомлять органы внутренних дел о самовольном оставлении иностранными работниками места работы или места пребывания.

Оформление и выдача документов, необходимых для приема иностранных работников на работу, оплачивается государственной пошлиной в размерах, установленных Законом РФ от 09.12.1991 № 2005-I «О государственной пошлине» (с изм. на 25.07.2002):

  • за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина с целью осуществления трудовой деятельности в размере 200 рублей за каждого гражданина, на имя которого выдается приглашение на въезд в Российскую Федерацию;
  • за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника;
  • за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу в размере 1000 рублей.

Прием на работу иностранных граждан,

постоянно проживающих на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительный вид на жительство в Российской Федерации) принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан (подпункт 1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «Об иностранцах»).

Организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, необходимо удостовериться, что у него имеется непросроченный вид на жительство в Российской Федерации (выдается сроком на 5 лет и может быть продлен неограниченное количество раз).

При заключении гражданско-правового договора с постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином рекомендуется заключать договор на срок, не превышающий срок действия вида на жительство, а затем, в случае необходимости, продлевать его действие.

Если иностранный гражданин работает в организации на основании трудового договора, то необходимо учитывать, что установленные российским трудовым законодательством правила распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан (статья 11 Трудового кодекса РФ). Однако трудовым законодатель ством не предусмотрено такое основание прекращения трудового договора, как истечение срока действия документов, подтверждающих разрешение на проживание иностранного гражданина в России. Не установлен такой случай и Федеральным законом «Об иностранцах». Поэтому организации, принимающей на работу постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, представляется целесообразным заключить с ним срочный трудовой договор на срок до окончания действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а затем, в случае, если иностранный гражданин предоставит вид на жительство, продлить срок действия трудового договора.

Прием на работу иностранных граждан,

временно проживающих на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительное разрешение на временное проживание в России) принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан с одним ограничением: временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (подпункт 2 пункта 4 статьи 13, пункт 5 статьи 13 Федерального закона «Об иностранцах»).

Таким образом, организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, достаточно удостовериться, что у нанимаемого работника имеется непросроченное разрешение на временное проживание в том же субъекте Российской Федерации, в котором организация осуществляет свою деятельность (такое разрешение выдается сроком на 3 года).

Необходимо заметить, что Федеральным законом «Об иностранцах» не предусмотрено продление разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Это значит, что иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, после окончания срока действия разрешения на временное проживание должен покинуть ее пределы, если ему не выдано разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации - вид на жительство. Если по окончании срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин не представил вид на жительство, организация должна расторгнуть заключенный с ним договор, так как в противном случае она будет привлечена к ответственности за нарушение правил использования иностранной рабочей силы.

Все сказанное о заключении договоров с иностранными гражданами, постоянно проживающими в Российской Федерации, справедливо и для случаев заключения договоров с временно проживающими иностранными гражданами.

Прием на работу иностранных граждан, обладающих особым статусом

Напомним, что к иностранным гражданам с особым статусом относятся граждане:

  • ходатайствующие о признании их беженцами;
  • официально признанные беженцами;
  • получившие временное убежище.

Как уже отмечалось, сказать на настоящий момент с полной ясностью, каким статусом в соответствии с Федеральным законом «Об иностранцах» обладают перечисленные выше категории граждан после 01.11.2002, затруднительно. Федеральный закон не содержит положений об указанных группах лиц, в том числе и прямого указания на то, каков порядок осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Если подойти формально, иностранные граждане с особым статусом подпадают под определение иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, и тогда к ним должен применяться соответствующий порядок приема на работу. Однако правовой режим их пребывания и проживания в Российской Федерации, определенный Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» (с изм. на 07.11.2000), не соответствует порядку временного пребывания иностранных граждан. В первую очередь это касается допустимых сроков пребывания, а также документов, удостоверяющих личность гражданина. С другой стороны, иностранные граждане, обладающие особым статусом, фактически являются временно проживающими на территории Российской Федерации. Анализ, а также сопоставление положений Федерального закона «Об иностранцах» и Федерального закона «О беженцах», показывают, что их правовое положение согласуется с правовым положением иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации. Если законодатель предполагал, что правой режим пребывания в Российской Федерации иностранных граждан с особым статусом подпадает под действие правового режима временного проживания, то к ним применяется порядок приема на работу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Однако сейчас, пока не приняты все документы, разъясняющие применение Федерального закона «Об иностранцах», сказать со всей определенностью, что имел в виду законодатель, не представляется возможным.

2 См. «КП» № 1, 2003 (стр. 6).

3 См. раздел Новости КП № 2, 2003 год

Российские организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся своей деятельностью в России, могут столкнуться с необходимостью привлечения на работу граждан других государств. Важно помнить, что процедура оформления иностранных граждан на работу довольно сложна, и ее нарушение может привести к значительным штрафам. Попробуем ответить на вопрос: какова пошаговая инструкция, если мы принимаем иностранца на работу в 2016 году?

Особенности трудовых отношений с иностранцами

Трудовой кодекс РФ, являющийся основным документом в сфере регуляции трудовых взаимоотношений в России, предусматривает общие и характерные для всех работников правила. Однако такой кодекс детально не регламентирует трудовую деятельность иностранных граждан. Для устранения этого пробела в России принят Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ , который описывает процедуру приема на работу иностранца.

Общие черты работы иностранцев в России изложены в статье 13 Закона N 115-ФЗ . Важно отметить, что пунктом 1 указанной нормы иностранцам предоставлено свободное право на распоряжение своим трудом, но с учетом ограничений, предусмотренных российскими нормативными актами.

Для того чтобы не столкнуться с проблемами и сложностями при оформлении иностранцев на работу, отечественная организация вправе прибегнуть к аутсорсингу иностранных работников. Для этого организации или предпринимателю нужно заключить договор с российской же организацией, работы по которому будут выполнять иностранные работники, трудоустроенные в данной организации. Для аутсорсинга характерна передача части непрофильных функций организации внешнему исполнителю.

Следует учесть, что значительные ограничения аутсорсинга и аутстаффинга введены главой 53.1 ТК РФ и ст. 18.1 Закона о занятости населения в РФ .

Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ

Действующее миграционное законодательство предусматривает несколько способов оформления на работу граждан иных государств. Для того чтобы определить, какой именно способ оформления иностранцев на работу должен применяться в конкретной ситуации, необходимо знать: прибыл ли соответствующий работник в безвизовом порядке, или же он получал визу.

Также Закон N 115-ФЗ предусматривает, что порядок оформления иностранцев на работу не применяется, если иностранец постоянно или временно проживает в РФ. Например, для оформления гражданина иностранного государства с видом на жительство не требуется:

  • работнику — разрешение на работу или патент;
  • работодателю — разрешение на привлечение иностранцев.

Кроме того, в указанном случае (как и при оформлении на работу иностранца, имеющего разрешение на временное проживание) положения Закона N 115-ФЗ к оформлению на работу граждан иных государств не применяются. Данное исключение прямо прописано в подпункте 1 п. 4 ст. 13 указанного Закона.

Постановка на миграционный учет ВКС

Федерального закона N 115-ФЗ полностью описывает оформление высококвалифицированных специалистов и устанавливает некоторые черты, характерные исключительно для трудовых правоотношений с высококвалифицированными специалистами. Например, отличительной чертой ВКС является привязка действия визы и вида на жительство к действию трудового договора. Пунктом 11 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ прямо предусмотрено, что если ВКС в течение месяца с момента досрочного расторжения договора не заключил нового договора, то вид на жительство для ВКС (как и виза, и разрешение на работу) действительны в течение двух месяцев с момента увольнения.

Также надо учитывать, что иностранные граждане подлежат миграционному учету. Порядок и способы такого учета определены в Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ . Статьей 20 указанного Закона предусмотрено, что иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, должны встать на миграционный учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней с момента прибытия.

Для специалистов срок регистрации ВКС по месту пребывания составляет 90 дней (п. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Важно помнить, что если ВКС выезжает в другое место пребывания внутри России на срок не более чем 30 дней, то по новому месту пребывания он регистрироваться не должен.