Как принять на работу белоруса. Полная информация. Прием на работу гражданина беларусии

Для граждан Белорусси очень много привилегий. Именно поэтому работодатели не боятся брать их на работу.

Прием на работу граждан Белоруссии не ограничен ни квотами, ни получением разрешительных документов.

Все дело в подписанном Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией соглашении о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), которое позволяет гражданам устраиваться на работу в соседних государствах без патентов.

Итак, на вопрос, нужно ли разрешение на работу гражданам Белоруссии, можно смело отвечать отрицательно. Все приезжающие из безвизовых стран (и белорусы в том числе) могут находится в России не дольше трех месяцев в каждое полугодие.

Как только белорусский гражданин находит работу, срок нахождения в стране продлевается на срок действия договора с работодателем. Но даже если такой договор будет расторгнут досрочно, у белорусов есть две недели, чтобы найти себе нового работодателя, даже если 90 дней разрешенного пребывания уже прошли

Как принять на работу гражданина Белоруссии. Никаких ограничений в количестве принимаемых белорусских работников нет, то есть их можно трудоустраивать, не учитывая допустимую долю мигрантов-работников. Работодателю не нужно получать специальные разрешения. Документы для оформления нужны такие же, как и для россиян, согласно Трудовому кодексу РФ. Трудовые книжки из Беларуси в России не используются, поэтому нужно заводить новую – российского образца. Порядок оформления на работу граждан Белоруссии отличается только тем, что работодатель в течение трех дней после заключения (или расторжения) контракта должен сообщить об этом миграционную службу. За не уведомление грозит штраф. Ни налоговые, ни страховые органы ставить в известность не нужно.

С начала 2015 года граждане Белоруссии имеют право на все социальные выплаты (кроме пенсионных). Причем с первого же дня работы, на таких же условиях, что и россияне.

Страховые взносы в ФСС платятся в том же объеме, что и для отечественных граждан, – в размере 2,9 %. Это дает право белоруссам на получение пособий во время болезни, а также постоянных и единовременных выплат в связи с материнством. При этом миграционный статус белорусских граждан (имеют ли они РВП, вид на жительство или находятся в РФ временно) не имеет значения.

Выплаты производятся только в случае заключения трудового договора. Если белорус оказывает услуги на основании гражданско-правового договора, пособия ему не предусмотрены.

С 1 января 2015 года для белорусов, как и для работников из других стран-участников ЕАЭС, ставка НДФЛ равна 13%, причем с самого первого дня работы, независимо от того, стали ли они налоговыми резидентами и имеют ли вид на жительство. Это правило относится только к трудовым доходам.

Следует отметить, что обособленные подразделения уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке. В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение.

Страховые взносы в ФСС начисляются на заработную плату работников обособленного подразделения.

Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится обособленного подразделения.

Отчеты сдаются в филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет.

На налоговые вычеты, однако, имеют право только белорусы-резиденты, то есть, те, кто находился в России больше 183 дней в течение года.

Подать уведомление о приеме на работу нужно в инспекцию по месту учета обособленного подразделения от имени головного отделения. Работодателем по отношению к сотрудникам обособленного подразделения является головная организация, так как обособленное подразделение не является юридическим лицом. Уведомление надо подать в УФМС, на территории которой трудится иностранец, в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договор

Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего в России, организация должна уведомить территориальный орган ФМС России о заключении с ним трудового договора. Помимо этого миграционную службу необходимо уведомить и о прекращении трудового договора с таким иностранцем.


Источник: Кадровое дело

Кем для российских работодателей являются граждане соседней Республики Беларусь? Иностранцами, для которых установлен особый порядок трудоустройства, или же соотечественниками, которые оформляются исключительно по нормам Трудового кодекса? Нужно ли вносить за белоруса страховые взносы и выплачивать ему пособие по временной нетрудоспособности? Эти и им подобные вопросы вы задаете в своих письмах. Сегодня мы отвечаем на некоторые из них.

Хотим пригласить в компанию специалиста, имеющего белорусское гражданство. Подскажите, в каком порядке происходит трудоустройство иностранца?

Процесс оформления на работу иностранных граждан достаточно сложный . Он значительно отличается от трудоустройства россиянина . Сложная процедура оформления иностранцев порой заставляет работодателей серьезно задуматься о целесообразности привлечения в компанию этой категории сотрудников.

Однако на работников, имеющих белорусское гражданство, этот порядок не распространяется. Дело в том, что в трудовых правах граждане этой республики полностью приравнены к гражданам России. Об этом прямо говорится в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. (далее - Договор между Россией и Беларусью) . Таким образом, оформление на работу жителя Беларуси ничем не отличается от оформления россиянина.

Оформляем на работу строителей, имеющих белорусское гражданство. Скажите, нужно ли будет платить за них подоходный налог? И если да, то в каком размере?

Платить подоходный налог необходимо. Ставка такого налога должна составлять 13 процентов от заработной платы работника. Причем следует обратить внимание на такой важный момент. В случае расторжения трудового договора в течение первых 183 дней пребывания работника на территории Российской Федерации на организацию-работодателя возлагается обязанность перерассчитать подоходный налог. Перерасчету по ставке 30 процентов подлежат все ранее выплаченные суммы. Такой порядок приведен в письмах Минфина России и Федеральной налоговой службы .

По приглашению директора к нам в организацию прибыл специалист из г. Барановичи (Республика Беларусь). Мы оформили с ним трудовой договор и договорились, что вскоре он принесет справку о регистрации по месту временного пребывания. Но прошло больше двух месяцев, а документ он так и не принес. Как нам поступить?

Вам не стоит беспокоиться. Дело в том, что при оформлении на работу гражданина Беларуси (так же, как и при оформлении любого другого сотрудника) работодатель не должен требовать от него данные о регистрации . Вы вправе требовать от будущего сотрудника только те документы, которые прямо предусмотрены статьей 65 Трудового кодекса. Перечислим их: паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность), трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу), документ об образовании (при поступлении на работу, требующую специальных знаний). Как видите, ни о какой справке, подтверждающей законность проживания работника на территории населенного пункта, здесь речи не идет.

Помогите советом. Я оформляю на работу сотрудника, который прописан в Минске и имеет белорусское гражданство. Можно ли мне внести запись о приеме в организацию в его трудовую книжку или же я должна заводить новый документ. Заранее спасибо!

Все зависит от того, что за книжка на руках у работника. Здесь возможны два варианта. Первый: ваш работник имеет трудовую книжку, которую ему завели еще во времена СССР. То есть тогда, когда Россия и Белоруссия были еще республиками единого союзного государства. В этом случае новый документ вам заводить не следует. Продолжайте вносить записи в старую трудовую книжку работника после «белорусских» записей в обычном порядке. Вариант второй: у работника белорусская трудовая книжка, выданная после 1995 года. Именно в это время в Беларуси были введены трудовые книжки нового образца. В этом случае вам необходимо завести сотруднику новый документ.

Не страшно, что у вашего работника одновременно окажутся на руках две трудовые книжки. Для назначения пенсии (за которой по достижении определенного возраста он обратится в пенсионные органы) пригодятся оба документа.

Для озеленения территории, прилегающей к зданию офиса, мы пригласили на летнее время бригаду рабочих из Беларуси. Имею ли я право заключить с работниками срочный трудовой договор на том основании, что они являются гражданами иностранного государства?

Вы имеете право заключить с работниками трудовой договор на определенный срок. Но не потому, что они иностранцы, а потому, что принимаются в организацию на время выполнения сезонных работ (ст. 59 ТК РФ). Дело в том, что в законе перечислены все случаи, когда с работниками может быть заключен срочный трудовой договор (ст. 58 и 59 ТК РФ). Такого основания, как принадлежность будущего сотрудника к гражданам иностранного государства, среди них нет. Если работодатель будет мотивировать заключение срочного трудового договора именно этим обстоятельством, он рискует нажить серьезные неприятности со стороны Государственной инспекции труда.

В финансовый отдел компании на должность специалиста мы принимаем девушку, окончившую Минский государственный университет. Хотелось бы узнать, признается ли у нас действительным диплом об окончании белорусского вуза?

Да, признается. В отличие от документов об образовании других государств ближнего и дальнего зарубежья документы граждан Республики Беларусь не требуют легализации и принимаются на территории нашей страны наряду с документами об окончании российских образовательных учреждений .

У нас в организации работает женщина, имеющая гражданство Беларуси. Сейчас она находится на пятом месяце беременности. Скажите, должны ли мы будем платить ей пособие по беременности и родам?

Да, должны. Граждане Беларуси, работающие в российских компаниях, наряду с остальными работниками имеют право на получение пособий по государственному социальному страхованию. В том числе и на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Этот вывод следует из положений Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ, который называется «Об основах обязательного социального страхования». Так, в статье 9 этого документа сказано, что с момента заключения трудового договора у работодателя возникают перед работником обязательства по всем видам обязательного социального страхования. А статья 6 дополняет эту норму, говоря о том, что работники, о которых идет здесь речь, могут быть не только россиянами, но также и иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Это надо знать

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания на территории России*. Право на постоянное проживание указанных граждан в Российской Федерации дает вид на жительство**. Вид на жительство предъявляется в отделения Пенсионного фонда в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России***. Правомерность требования указанного документа для иностранных граждан и лиц без гражданства была подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации от 1 июля 2003 г. № ГКПИ 2003-398, которое определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации по делу № КАС03-407 было оставлено без изменения.

* -Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
** -Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
*** -Постановление Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па.

На работе возник с коллегами спор. Одни говорят, что на работника- белоруса нужно оформлять карточку пенсионного страхования, другие говорят, что нет. Помогите, пожалуйста, разобраться.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (в том случае, если оно отсутствует) оформлять на сотрудника-белоруса нужно. Однако это можно сделать только при условии, что у будущего сотрудника имеется вид на жительство в Российской Федерации. Иначе пенсионные органы просто не примут от работодателя заявление об оформлении карточки .

Если у вас еще остались вопросы, касающиеся практики оформления на работу граждан Беларуси, пишите нам, и мы обязательно на них ответим. А кроме того, поговорим об особенностях приема на работу жителей других республик бывшего СССР.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приказ МИД России от 12 февраля 2004 г. № 1833 «Об утверждении Правил оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства».

Более подробно о том, как оформить на работу иностранного работника, читайте в № 10, 2005.

Письмо Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82 и письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. № ВЕ-6-26/786.

Особое внимание на этот факт обращено в пункте 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Пункт 1 решения Высшего совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Документ опубликован на стр. 97.

О том, как получить вид на жительство, см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Документы в тему

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 89-ФЗ о ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан
  • Федеральный закон от 2 февраля 2000 г. № 25-ФЗ о ратификации Договора о создании союзного государства
  • Решение Высшего совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»
  • Письмо Управления организации визовой и регистрационной работы ФМС России от 21 января 2005 г. № МС-2/559 «О направлении информации»*
  • Письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. № ВЕ-6-26/786 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь»
  • Письмо Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь»

У трудоустройства в РФ граждан Белоруссии в 2019 году есть свои особенности. Чтобы избежать сложностей, воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией с учетом изменений 2019 года. К ней также прилагается заполненный бланк уведомления МВД и образец трудового договора

Читайте в нашей статье

Условия приема на работу граждан Белоруссии в 2019 году

У вас открылась вакансия, срочно нужен специалист, а лучшим кандидатом оказался белорусский гражданин? Не пугайтесь сложной процедуры приема иностранцев и штрафов за нарушение норм миграционного законодательства. Ведь прием на работу граждан Белоруссии сейчас в России максимально упрощен. Почему?

Потому что Белоруссия - это страна, входящая в Евразийский экономический союз. И в отношении белорусов при трудоустройстве действуют нормы и условия Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Договор ЕАЭС), а также нормы Трудового кодекса и других правовых документов РФ.

Пошаговая инструкция приема на работу гражданина Белоруссии

Документы работодателя

Сначала посмотрим, понадобятся ли вам как работодателю какие-то документы. Если бы вы принимали на работу приезжих из других стран, понадобилось бы разрешение из местного органа МВД. Но с белорусами все проще – благодаря упоминавшемуся Договору, при приеме их на работу вам не нужно оформлять никакие бумаги.

Белорусского паспорта достаточно, чтобы подтвердить право вашего кандидата на пребывание в России. С помощью этого документа вы сможете установить личность будущего сотрудника и начать трудоустройство.

Для правильного заполнения трудового договора требуйте нотариально заверенный перевод паспорта на русский язык.

Белорусам не нужны ни визы , ни разрешение на временное проживание . Они спокойно въезжают к нам и без этих документов по Соглашению, заключенным 24 января 2006 г. между РФ и Республикой Беларусь. Поэтому спрашивать разрешение на проживание у кандидата не нужно.

В отличие от других иностранцев, белорусам не надо вставать на учет в органах по контролю миграции. Въездную визу в течение 90 суток с момента въезда в РФ им делать тоже не придется. Так что отсутствие сложностей, связанных с визами, заметно облегчает жизнь, если речь идет о приеме белорусов в 2019 году на работу.

Читайте также:

Теперь разберемся, понадобятся ли кандидату патенты или другие разрешения на работу . Прочитав п. 1 ст. 97 Договора ЕАЭС, мы узнаем, что гражданам Белоруссии не требуется разрешение на работу в России или патент. Так что, оформляя белоруса на работу, не просите эти документы.

Если ваша компания для белорусского гражданина не первое место работы в России и он не планирует работать у вас по совместительству, непременно попросите его предъявить трудовую книжку . Важно убедиться, что трудовая оформлена по российскому или советскому образцу. Других вариантов нет.

При устройстве гражданина Белоруссии на работу в первый раз трудовая книжка для него оформляется точно так же, как и для российских граждан.

Теперь поговорим о медстраховке. Полис ДМС , как и договор, при приеме в 2019 году на работу гражданина Белоруссии требовать не нужно. Об этом идет речь в письме Минтруда России, датированном 17 декабря 2015 г. No 16-4/В-823.

C 1 января 2017 года белорусы могут сами оформить полис обязательного медстрахования. Требовать предъявления полиса ОМС работодатель также не должен.

Читайте также:

Нужна ли кандидату из Белоруссии медицинская книжка ? Ровно в тех же случаях, что и россиянам. Гражданину Белоруссии придется ее оформить, если при устройстве на работу требуется сначала пройти медосмотр.

А как с образованием и подтверждающими его документами? Опять же, зависит от должности. Если для ее занятия необходимы специальные знания или профессиональная подготовка, документы, подтверждающие образование , должен предоставить и белорус. Если диплом об образовании на белорусском языке, его придется перевести на русский. Также кандидат должен озаботиться нотариальным подтверждением перевода. Оплата услуг нотариуса при этом в обязанности работодателя не входит.

Военный учет входит в обязанности работодателя только в отношении российских граждан, причем – лишь некоторых групп. Поэтому не стоит требовать от граждан Белоруссии – кандидатов на работу

Дмитрий оставил отзыв о сайте - показать

Все отлично

09 Декабря 2016 13:29

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (3)

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 9,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте. Оформляете как и гражданина РФ с некоторыми нюансами касающимися миграционного учёта и соц. страхования.

    В соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
    Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
    В соответствии с абз. 2 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
    Согласно ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Белоруссии равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.
    В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено трудовым законодательством, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
    На граждан Республики Беларусь в полной мере распространяется действие норм трудового законодательства РФ и прием на работу осуществляется на условиях ст. ст. 56 - 71 ТК РФ.
    Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином необходимо уведомить территориальный орган МВД России (пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156, п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).
    При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и россияне. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:
    - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    - трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
    - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
    - документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
    В соответствии со ст. 327.2 ТК РФ наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
    В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию и плательщики страховых взносов должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы, в том числе на обязательное медицинское страхование (Письмо Минтруда России от 27.05.2016 N 17-3/ООГ-876).
    Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
    иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета.
    Согласно ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной. Работодатель обязан вести трудовые книжки и на иностранных работников.
    Таким образом, принимая на работу граждан Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом вышеприведенных особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по образцу 1974 г., то работодатель вправе продолжить ее заполнение (Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).

    Вопрос: Как оформить на работу гражданина Республики Беларусь и каков порядок заполнения его трудовой книжки?
    (Консультация эксперта, 2016)

    И в какой срок я должен уведомить ФМС о найме сотрудника?
    Дмитрий

    В течении 3-х рабочих дней. Сейчас не ФМС, а МВД

    Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора .

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    • Федько Мария

      Юрист, г. Москва

      • 2087 ответов

      • Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

        Свернуть

        Все услуги юристов в Москве

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.