Федеральная служба понятие особенности состав. Правовое положение федеральной службы безопасности россии. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

Цитата из УП РФ федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления. Соответственно, во вновь утвержденных Правительством РФ положениях обозначается сфера или отрасль, в которой конкретная федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции. Так, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, устанавливает: федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она может быть подчинена как одному органу (например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство РФ), так и двум одновременно (например, в пп. 2 и 3 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083, прямо сказано, что руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а координацию и контроль ее деятельности - Минобороны России).


В последнем случае двойственность подчинения выражается в том, что Президент (Правительство) РФ утверждает положение о конкретной службе, назначает и освобождает от должности руководителей службы, издает обязательные для исполнения службой нормативные правовые акты. В свою очередь, регламентирующее ее деятельность федеральное министерство, которому служба подведомственна, утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности службы, а также отчет об исполнении плана; вносит по представлению руководителя службы проект положения, проекты других нормативных правовых актов, касающихся ее деятельности, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников; вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования службы; в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения и контролирует их исполнение; имеет право отменять противоречащие законодательству РФ решения службы, если не установлен иной порядок их отмены.

Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

Специальный характер функций федеральных служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определенно Феде­ральная авиационная служба действует в сфере гражданской авиа­ции.

По существу, федеральные службы осуществляют, как феде­ральные министерства и государственные комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления, регулирования, координации (включая и межотраслевую), контроля и надзора. Так, Федеральная дорожная служба оперативно управляет регио­нальными автомобильными дорогами, координирует деятель­ность в области дорожного хозяйства; Федеральная служба лесно­го хозяйства является субъектом государственного регулирования и контроля в области использования и защиты лесов; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию координирует деятель­ность общероссийских и региональных телерадиоорганизаций и т.д.

Федеральные службы возглавляются руководителями, иногда называемыми директорами. Система действующих федеральных служб следующая: авиационная; архивная; внешней разведки; до­рожная; геодезии и картографии; железнодорожных войск; миг­рационная; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по валютному и экспортному контролю; лес­ного хозяйства; налоговой полиции; охраны; по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению; пограничная служба; по телевидению и радиовещанию.

Особенности правового статуса федеральной службы

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 ᴦ. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

Цитата из УП РФ федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба должна быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуᴦ.

Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления. Соответственно, во вновь утвержденных Правительством РФ положениях обозначается сфера или отрасль, в которой конкретная федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции. Так, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта͵ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, устанавливает: федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, желœезнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она должна быть подчинœена как одному органу (к примеру, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство РФ), так и двум одновременно (к примеру, в пп. 2 и 3 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083, прямо сказано, что руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а координацию и контроль ее деятельности - Минобороны России).

В последнем случае двойственность подчинœения выражается в том, что Президент (Правительство) РФ утверждает положение о конкретной службе, назначает и освобождает от должности руководителœей службы, издает обязательные для исполнения службой нормативные правовые акты. В свою очередь, регламентирующее ее деятельность федеральное министерство, которому служба подведомственна, утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности службы, а также отчет об исполнении плана; вносит по представлению руководителя службы проект положения, проекты других нормативных правовых актов, касающихся ее деятельности, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников; вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования службы; в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения и контролирует их исполнение; вправе отменять противоречащие законодательству РФ решения службы, в случае если не установлен иной порядок их отмены.

Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

Специальный характер функций федеральных служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определœенно Феде­ральная авиационная служба действует в сфере гражданской авиа­ции.

По существу, федеральные службы осуществляют, как феде­ральные министерства и государственные комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления, регулирования, координации (включая и межотраслевую), контроля и надзора. Так, Федеральная дорожная служба оперативно управляет регио­нальными автомобильными дорогами, координирует деятель­ность в области дорожного хозяйства; Федеральная служба лесно­го хозяйства является субъектом государственного регулирования и контроля в области использования и защиты лесов; Федеральная служба по телœевидению и радиовещанию координирует деятель­ность общероссийских и региональных телœерадиоорганизаций и т.д.

Федеральные службы возглавляются руководителями, иногда называемыми директорами. Система действующих федеральных служб следующая: авиационная; архивная; внешней разведки; до­рожная; геодезии и картографии; желœезнодорожных войск; миг­рационная; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по валютному и экспортному контролю; лес­ного хозяйства; налоговой полиции; охраны; по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению; пограничная служба; по телœевидению и радиовещанию.

Особенности правового статуса федеральной службы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности правового статуса федеральной службы" 2017, 2018.

· принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

· принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

· обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

6. Федеральная служба: понятие, функции, организационная структура, полномочия, руководство деятельностью территориальных органов.

Федеральная служба - общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации. Федеральная служба - общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации - России.

Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг.

Функции федеральных служб:

1. контроль и надзор – включает в себя:

a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

e. издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

3. оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулирования, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв.федеральной службе.

Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию.

С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов. Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы.

В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления.

Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра. Только там где дает указания подведомственным службам – дает указание подведомственным территориальным органам.

Федеральные службы делятся с точки зрения подведомственности на

· подведомственные Президенту (например: ФСБ, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), ФСИН, и др.)

· подведомственные Правительству (например: ФАС России, ФТС, ФСТ и др.)

· подведомственные Министерству (например: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения).

Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба (напрямую или нет относятся к Президенту).

По функциональному назначению федеральные службы делятся на:

Контрольно-надзорные (ФНС)

Правоохранительные (в области обороны и безопасности)

Сочетающие первую и вторую функции.

7. Федеральное агентство: понятие, функции, организационная структура, полномочия, руководство деятельностью подведомственных государственных учреждений и предприятий.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору



Основные функции - правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.

Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в неё вносятся изменения).

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

8. Система и структура органов исполнительной власти в субъектах РФ (на примере Волгоградской области): понятие, элементы, принципы организации, правовое регулирование.

Органы исполнительной власти субъектов РФ - это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории (и только) отдельного субъекта Российской Федерации и формируемые для конкретного субъекта РФ.

Система органов исполнительной власти Волгоградской области - совокупность организационно объединенных органов исполнительной власти Волгоградской области.

В систему органов исполнительной власти Волгоградской области входят:

· Губернатор Волгоградской области;

· Администрация Волгоградской области;

· иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу, согласно приложению к настоящему Закону (далее - органы исполнительной власти Волгоградской области).

Органы исполнительной власти Волгоградской области образуются в форме комитетов, инспекций, аппарата Губернатора Волгоградской области, представительства Волгоградской области в городе Москве.

Статья 11. Правовые основы организации и деятельности органа исполнительной власти Волгоградской области. (Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 года N22-ОД о системе органов исполнительной власти Волгоградской области).

1. Орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем.

Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области.

В случаях, установленных федеральным законодательством, положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области - Администрацией Волгоградской области.

2. Структура органа исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области.

В случаях, установленных федеральным законодательством, структура органа исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области - Администрацией Волгоградской области.

В случаях, установленных федеральным законодательством, структура органа исполнительной власти Волгоградской области подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Штатная численность органа исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области.

9. Высшее должностное лицо субъекта РФ (на примере Волгоградской области): понятие, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

Губернатор (Глава́ администрации) Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области.

Губернатор Волгоградской области:

· возглавляет исполнительную власть области,

· формирует Правительство области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти, утверждаемой Волгоградской областной Думой.

10. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (на примере Волгоградской области): понятие, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта российской федерации - постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. В.и.о.г.в.с. РФ является Правительство РФ.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. В пределах своих полномочий он формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации; осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, а также проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории; обеспечивает исполнение бюджета субъекта, готовит отчеты о его исполнении, а также об исполнении социально-экономических программ; управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту; заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения, а также соглашения с ними; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации.

11. Иные центральные и территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (на примере Волгоградской области): понятие, виды, организационно-правовые формы деятельности, полномочия.

Государственную власть в области осуществляют Волгоградская областная Дума, как орган представительной (законодательной) власти, и Администрация Волгоградской области как орган исполнительной власти.

Федеральные службы могут быть подведомственны :

  • - президенту (ФСБ)
  • - министерству, подчиненному президенту Федеральная служба судебных приставов - Минюст
  • - правительству напрямую правительству ФАС, ФМС - от 21 мая 2012
  • - федеральному министерству, т.е. министерству, подсиненному правительству (Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации

По функциональному признаку бывают:

  • - контрольно-надзорные (федеральная налоговая служба)
  • - правоохранительные службы, которые обеспечивают общественную безопасность и правопорядок.
  • - службы, которые совмещают обе эти функции (федеральная таможенная службы).

Функции служб:

  • 1. контроль над соблюдением требований нормативных актов. В чем проявляется:
    • - проведение проверок в отношении подконтрольных физических и юридических лиц.
    • - выдача лицензий и разрешений.
    • - государственная аттестация, регистрация и аккредитация.
    • - сертификация деятельности.
    • - ведение реестров и иных информационных ресурсов.
  • 2. осуществление специальных функций. Это правоохранительные органы.
  • - применение мер государственного принуждения в связи с противоправными действиями.
  • - выявление и пресечение правонарушений и преступлений.
  • - привлечение виновных лиц к юридической ответственности.
  • - применение мер по охране территорий, объектов.
  • 3. оказание государственных услуг за исключением платных.
  • 4. в порядке исключения федеральные службы могут издавать нормативные акты, оказывать платные государственные услуги, управлять государственным имуществом.

Посмотри понятие государственной услуги по ФЗ номер 210 - изменения н

понятия государственные услуги.

Федеральную службу надо понимать в 2 качествах:

  • - как центральный аппарат, находящийся в Москве.
  • - как ведомство - систему органов, состоящую из центральных и территориальных органов.

Структура федеральных служб.

Возглавляет руководитель или директор. Руководитель назначается Президентом или Правительством в зависимости от подчиненности. Представление готовит соответствующий министр.

Заместители. Их назначает Президент РФ (если ему подчинена), правительство РФ (если подчинены ему), либо министр (если служба подчинена министерству подведомственному Правительству РФ).

Как правило, нет департаментов, но вместо них есть главные отделы, управления. Полномочия руководителя примерно тождественны полномочиям федеральным министрам за исключением, что руководитель службы не входит в состав правительства РФ.

Статус руководителя ФС приравнивается к статусу министра (отличие - руководитель ФС государственный служащицъй

Руководитель, заместители руководителя, управления (начальник и заместитель), территориальные органы

Федеральная служба - разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Статус федеральных служб упорядочен в результате административной реформы. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России Список федеральных служб в ведении министерств

1. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России)подчинена напрямую Правительству, наряду с ФА лесного хозяйства, ФС страхового надзора, ФС по финансовым рынкам 2. Федеральная миграционная служба (ФМС) 3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) 4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 5. Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР России) 6. Федеральная служба по тарифам России (ФСТ России) 7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет) 8. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) 9. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзор) 10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) 11. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) 12. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) 13. Федеральная служба судебных приставов России (ФССП России) 14. Федеральное казначейство (Казначейство России) (ФК РФ) 15. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) 16. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) 18. Федеральная служба Безопасности (ФСБ)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 23. Правовое положение федеральной службы России.:

  1. 44. Система и адм-правовой статус органов федеральной службы безопасности
  2. 48. Управление в системе Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков
  3. Правовое положение Федеральной налоговой службы РФ: её место в системе органов исполнительной власти, задачи, полномочия, функции.
  4. Правовое положение территориальных органов ФНС России. Виды налоговых инспекций. Их задачи, полномочия, функции.