День интронизации патриарха кирилла. День интронизации святейшего патриарха кирилла

27 января 2009 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран на Московский Патриарший Престол. По итогам тайного голосования Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Кирилл получил 508 голосов (всего голосовало 702 участника Собора).

Интронизация избранного и нареченного Патриархом Московским и всея Руси митрополита Кирилла прошла 1 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (Патриаршая интронизация здесь совершалась впервые).

В соборном храме собрался сонм архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, монашествующие, тысячи мирян. На интронизацию Патриарха Московского и всея Руси прибыли Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также делегации всех Поместных Православных Церквей.

В соборном храме присутствовали Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Молдова В.Н. Воронин, мэр Москвы Ю.М.Лужков, руководители и представители органов власти других государств на территории канонической ответственности Русской Церкви, представители инославных общин.

Встреча митрополита Кирилла началась за 15 минут до его прибытия колокольным звоном. При входе в Храм Христа Спасителя нареченного Патриарха встретили архиереи, после чего митрополит Кирилл на кафедре был облачен в обычные архиерейские одежды, только прежде подризника на нареченного Патриарха возложили великий параман.

Затем началась Божественная литургия. После Малого входа последовал возглас «Призри с небесе, Боже, и виждь...» и пение «Трисвятого», после чего два старших митрополита, постоянных члена Священного Синода, взяли нареченного Патриарха под руки и трижды возвели на Патриаршее горнее место. Троекратное посаждение на трон сопровождалось возгласами «Аксиос» (греч. «Достоин»). После троектратного посаждения иподиаконы сняли с нареченного Патриарха архиерейское облачение и облачили его в Патриаршие саккос и большой омофор; также Патриарх одел две панагии и крест; на голову - Патриаршую митру. Особенным на интронизации было Патриаршее облачение - в нем проходили интронизации Святейших Патриархов Московских Алексия I, Пимена и Алексия II; последний на протяжении 18 лет совершал в этом облачении богослужения в дни тезоименитства и интронизации.

Затем совершилась соборная молитва о «спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Кирилла, ныне посаждаемого Патриарха».

По запричастном стихе было оглашено Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

По окончании Литургии на солею вышли четыре старших митрополита, члены Священного Синода, а также Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей.

Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложили на Патриарха мантию.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, вручая патриарший куколь Предстоятелю Русской Церкви, сказал:

«Ваше Святейшество! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! Ныне, изволением Поместного Собора Русской Православной Церкви, преподается тебе сей "шлем надежды спасения" (1 Фес. 5. 8). Ангелы, чьи лики осенят твое чело, да предстательствуют перед Престолом Вседержителя с молитвой о благоуспешности твоего служения. Крест Христов, венчающий твою главу, да будет тебе напоминанием о жертвенном подвиге Патриаршества, совершаемом во имя любви к Богу и Церкви. Возложи его на свою главу с твердым упованием на Пастыреначальника, умершего за нас и воскресшего. И да утвердит тебя в предстоящем служении всесильная десница Божия».

Затем куколь был возложен на главу Святейшего Патриарха Кирилла.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу патриарший жезл - посох святителя Петра, митрополита Московского. На время интронизации этот древний посох был принесен в Храм Христа Спасителя из Оружейной палаты - места его постоянного хранения. Перед вручением жезла Блаженнейший митрополит Владимир сказал:

«Ваше Святейшество, дорогой Святейший Владыко!

В сей радостный день, в который Церковь наша обрела нового, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, от лица Поместного Собора, совершившего сие избрание, торжественно вручаю Вашему Святейшеству посох Первосвятителей Московских.

Этот священный посох принадлежал некогда святителю Киевскому и Московскому Петру, чудотворцу, перенесшему Первосвятительскую кафедру в сей град. И ныне, вручая в Ваши руки древний посох, мы уповаем, что, подобно прославленным в лике святых Первосвятителям Московским, неустанно трудившимся над созиданием и благоустроением Церкви Христовой, Вы станете продолжателем их служения, упрочившего единство Святой Руси - духовной общности многих народов, промыслом Божиим начавшей бытие во святой Киевской купели. Мы все обещаем Вам, что по мере сил, каждый на своем месте, будем помогать Вашему Святейшеству в этом святом делании.

Посох есть знак странствия. Он помогает в пути посланнику, грядущему для исполнения своей миссии. Предстоятель Церкви призван являть образ апостольства, образ подражания Христу, Которого «Бог послал в мир... чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4. 9). Вручение Вам сего посоха есть выражение готовности всей Церкви идти за Вами, трудиться под Вашим началом, дабы слава имени Божия распространялась по всем концам земли.

Вверяя ныне Вам сей посох, вся Полнота нашей Церкви свидетельствует не только о великой чести Первосвятительства, но и об особом доверии. Миллионы людей смотрят ныне на Вас с радостью и надеждой. Приимите же, Святейший Владыко, жезл сей, и да будет он для всей Церкви нашей жезлом наследия Божия (Иер.10. 16), жезлом правости (Пс. 44. 7), жезлом благоволения (Зах. 11. 7)».

Приняв жезл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил народ, глаголя: «Да сохранит Христос Бог вся вы Своею Божественною благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Его Святейшество обратился ко всем собравшимся в соборном храме с .

Затем к Святейшему Патриарху Кириллу, Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, участникам Поместного Собора Русской Церкви и всем пришедшим во храм .

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу было возглашено многолетие. К хору, поющему «Многая лета», присоединили свои голоса священнослужители и богомольцы.

С этого момента 1 февраля в Русской Православной Церкви станет ежегодным праздничным днем, наравне с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, которое отмечается 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Облачение Патриарха

Вне богослужения Патриарх обычно одет в черную рясу и белый куколь на голове.

Посаккосник - богослужебное облачение архиерея - длинная до пят одежда с узкими рукавами, обыкновенно белого цвета.

Великий параман - Параман представляет собой четырехугольник из ткани с вышитым изображением креста. По углам к нему пришиты ленты. Надевается он таким образом, что четырехугольник оказывается на спине, а завязки сходятся к небольшому деревянному или металическому кресту на груди. Параман - древняя часть монашеского одеяния, он напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом. Его носят все монахи под повседневной монашеской одеждой. Патриарший параман большего размера, чем монашеский, и потому называется великим. Он одевается Патриархом поверх подрясника только во время богослужения.

Палица - принадлежность богослужебного облачения архиерея. Представляет собой ромбовидный плат с изображением креста посередине, одним углом прикрепленный к ленте, носится с правой стороны.

Панагия - медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери или Спасителя. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Патриарху во время богослужения, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест.

Мантия - длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застежкой только на вороте. Надевается поверх рясы. Цвет Патриаршей мантии - зеленый.

Куколь - латинское слово, означает оно «капюшон». Куколь Патриарха белого цвета, он имеет форму круглого колпака, обтянутого наметкой - белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине Патриаршего куколя находится крест. Белый цвет - это символ невещественного Божественного света и душевной чистоты. А образы серафимов - ангелов, стоящих ближе всего к Богу, - показывают верховное положение Патриарха в Церкви.

Жезл епископа - это посох с рукояткой. Епископский жезл, или посох, с одной стороны, воплощает идею странничества и проповедничества, а с другой - является символом пастырства, мудрого руководства и власти. Посох вручается каждому епископу при посвящении. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок - два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Патриарший жезл не имеет сулка.

Патриарший предносной крест - художественное изображение Распятия Христа, прикрепленное к древку. Во время богослужения иподиакон носит его перед Патриархом.

Посох митрополита Петра - одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских Первосвятителей. Деревянный посох (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавалась Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II - в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения.

Русская Православная Церковь - статистка (по состоянию на 12.12.08)

На сегодняшний день в Московском Патриархате насчитываются 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое.

В Русской Православной Церкви - 804 монастыря; из них в России мужских - 234, женских - 244, в странах СНГ - 142 мужских и 153 женских монастырей, в странах дальнего зарубежья - 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей.

Общее количество приходов - 29263. Общее число духовенства - 30670, из них священников - 27216, диаконов - 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе.

В ведении Патриаршего престола находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в г. Москве.

Общее число храмов и часовен в городе Москве - 872.

Общее количество духовенства в г. Москве - 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков.

В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ. Таким образом, общее число духовных школ - 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.

1 февраля 2018 года, в девятую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно благодарю за ваши молитвы, за то, что в день девятой годовщины моего Патриаршего служения вы вместе со мной молитесь в Храме Христа Спасителя, где и была совершена моя интронизация. Этот день для меня исполнен многих смыслов, и всякий раз, когда приближается годовщина, невольно задаешься вопросом, что же для меня означают минувшие годы. Никогда не могу сказать, что они означали для меня, но понимаю, что для Церкви, для народа, для страны эти годы были временем очень значительных перемен и, взирая на происходящее в Церкви, я вижу, что по милости Божией эти перемены — к лучшему. Наверное, не время и не место перечислять всё, что произошло, — каждый архиерей, каждый священник это знает. Но наша задача заключается в том, чтобы то, что произошло за эти годы, стало органической частью нашей повседневной жизни, вошло в плоть и кровь нашей Церкви, нашего верующего народа, потому что еще много задач предстоит нам всем вместе решать.

Моя интронизация состоялась в день памяти святого Марка Эфесского, защитника Православия. Я очень почитаю святителя Марка, который в тяжелейший момент истории Церкви и и истории Европы сумел едва ли не в одиночку противостоять очень опасному явлению, которое позже вошло в историю как Ферраро-Флорентийская уния. Святитель Марк был в меньшинстве, но он выступил против огромной ошибки, которую делали другие отцы, не сознававшие, какие последствия могут за этой ошибкой последовать. Он отстоял верность Православию и сохранил течение истории в том виде, в каком мы его знаем, по крайней мере, до XXI века.

Когда мы сегодня говорим о необходимости сохранять Православие, мы меньше всего думаем о догматах, на которые никто не покушается. Это не значит, что догматы потеряли силу — они живут в церковном строе, в благочестии, в проповеди, сохраняя на протяжении веков великое послание христианства, и остаются драгоценными для нас. Но не вокруг догматов сегодня развиваются сложные процессы.

Многие считают, что Православие — это устаревшая вера, никак не связанная с модернизацией или теми процессами, которые происходят в западном мире и перед которыми многие, в том числе россияне, порой абсолютно некритично преклоняют свою главу. Сегодня хранить православную веру, как ее хранил Марк Эфесский, означает не терять способность прилагать Божественные критерии к тому, что происходит в наше время. Почему многие западные христиане так подвержены влиянию внешних сил? Стоит парламенту принять закон о допустимости однополых союзов, как протестантские общины немедленно принимают это как часть своей внутренней жизни и начинают благословлять такие «браки». Почему так происходит? Потому что в этих общинах нет того, что есть в Православной Церкви. Священное Предание, которое содержит в себе всю полноту нашей веры, является одновременно великим критерием, позволяющим отличить истину от лжи, святость от греха. Сегодня хранение веры в духе святого Марка Эфесского означает способность для всех нас — для Патриарха, для епископата, для духовенства, для верующего народа — налагать критерий нашей веры на все, что приходит к нам извне. А что только ни приходит! Каждый день новости, связанные с развитием научно-технического прогресса, — с тем, чтобы человеку было легче что-то делать, чтобы ему нужно было меньше думать, чтобы нажатием кнопки перед ним открывался весь мир, чтобы он чувствовал свое всемогущество. Но пред лицом всех этих новаций, многие из которых несут в себе опасность не только для сохранения веры, но и для будущего рода человеческого, у Церкви должна оставаться способность давать мудрые и спасительные комментарии, в духе веры православной. Это и будет хранение православной веры, а лучше сказать, актуализация нашего Священного Предания по отношению к проблемам, задачам или, как теперь говорят, вызовам современности.

Правда, на этом пути возможны соблазны и ошибки. Иногда мне приходится знакомиться с высказываниями отдельных священников, которые претендуют на популярность, на влияние, но менее всего озабочены тем, чтобы их слово отражало Предание Церкви, его веру. Поэтому каждый священник, кто намерен комментировать некие события, особенно касающиеся жизни огромного количества людей, должен быть уверен в том, что его слова — это и есть слова Церкви. Но для этого не надо ничего говорить сгоряча, особенно в рамках теледебатов или иных публичных выступлений, когда нет и минуты подумать, когда задача заключается только в том, чтобы высказаться хлеще, чем противник. Мы знаем, чем заканчиваются такие теледебаты — уважаемые люди иногда начинают физически драться. В контексте таких дискуссий лучше промолчать, чем сказать то, что падет тенью на Церковь Божию.

Но вместе с тем мы не должны уклоняться от того, от чего не уклонился Марк Эфесский. Мы должны свидетельствовать об истине Православия, действительно актуализируя эту истину перед лицом вызовов современного мира. Я благодарю Бога за дух соборности, который сегодня присутствует в нашей Церкви, за прошедший Архиерейский Собор, на котором практически весь епископат нашей Церкви свободно обсуждал стоящие перед нами проблемы. Конечно, высказывались противоречивые суждения, но, по милости Божией, все было согласовано в мире, в любви, в единомыслии, без применения административных ресурсов. Внутреннее единство Церкви явило себя в решениях последнего Архиерейского Собора. И как важно, чтобы сегодня, отталкиваясь от этих решений, наш епископат и наше духовенство несли людям свидетельство о современной Русской Православной Церкви, о Церкви, открытой к людям, открытой к страданиям, открытой к несправедливости, готовой идти туда, где нужна помощь! Таков сегодня образ нашей Церкви. Когда мы с вами облачены в храме в соответствующие одежды, многие наши критики, показывая пальцем, говорят: только посмотрите, вся Церковь в золоте! Но это золото связывает нас с Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, с величайшей византийской традицией. Это внешний связующий фактор, но по сути мы все люди сегодняшнего дня. И если это так, то все наше мироощущение, все наше целеполагание там, где и должна быть сегодня Церковь. Церковь должна быть там, где сегодня идет братоубийственный конфликт, где погибают наши прихожане, наши братья и сестры. Она должна помогать тем, кто попадает в плен, и я радуюсь, что и Блаженнейшему Онуфрию, Предстоятелю Украинской Церкви, и мне, недостойному, удается проходить часть своего пути, для того чтобы обмен пленными продолжался. Мы должны быть там, где несправедливость, где еще очень много нищеты, где люди живут плохо. Именно на то, чтобы помогать тем, кто сегодня страдает, направлена социальная работа Церкви, и я не перестану говорить, что социальная работа в переводе на наш традиционный язык — это просто добрые дела, но хорошо организованные, приносящие максимальную отдачу от тех вложений, которые мы способны делать.

Дай Бог, чтобы миссия Церкви — миссия миротворчества, миссия поддержки слабых и больных, миссия поддержки наших детей и молодежи, миссия поддержки наших семей, — развивалась не потому, что Патриарх так говорит, а потому что само время и Божественный промысл указывают нам этот путь.

Мои дорогие архипастыри, пастыри, миряне, я благодарю всех тех, кто сегодня с пониманием относится к служению Русской Православной Церкви, кто поддерживает ее. Особые слова благодарности — нашим мирянам, добровольцам, молодежи, а также духовенству, которое организует все эти процессы и лично принимает в них участие.

Конечно, особая роль по управлению Православной Церковью лежит на архипастырях. Прошу вас, мои дорогие братья, — даже тех, для кого это непросто в силу возраста, — осознать, что мы вошли в совершенно новый этап нашего исторического бытия, и на этом этапе должна по-новому осуществляться миссия святителя Марка Эфесского, защитившего Святое Православие. И да поможет нам во всем этом Господь!

Сердечно благодарю вас за ваши поздравления и за ваши молитвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля - ежегодный праздник Русской Православной Церкви, наравне с Днем тезоименитства (именин) Святейшего Патриарха Кирилла.

1 февраля 2009 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершено поставление (интронизация) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был избран на Московский Патриарший Престол Поместным Собором Русской Православной Церкви 27 января.

За четверть часа до начала богослужения начался колокольный звон, который при приближении нареченного Патриарха к Храму Христа Спасителя сменился праздничным трезвоном. При входе в собор избранному Предстоятелю Русской Церкви преподнесли хлеб-соль.

В Храме Христа Спасителя собрался сонм архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, монашествующие, тысячи мирян. На интронизацию Патриарха Московского и всея Руси прибыли Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также делегации всех Поместных Православных Церквей.

В соборном храме присутствовали Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, руководители и представители органов власти других государств на территории канонической ответственности Русской Церкви, представители инославных общин.

Перед началом богослужения нареченного Патриарха Кирилла облачили в обычные архиерейские одежды. Исключением явился Великий параман - четырёхугольник из ткани с изображением креста, который по обычаю возлагается на Патриарха прежде подризника.

На Литургии по малом входе духовенство в алтаре прежде положенных по уставу дневных тропарей воспело тропарь Пятидесятницы, а потом и кондак этого праздника.

При пении «Трисвятого» - молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» - священнослужители в алтаре и богомольцы в храме возжгли свечи.

Затем рядом с нареченным Патриархом стали два старейших митрополита - постоянные члены Священного Синода - Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Обратившись к востоку, они трижды поклонились вместе с Патриархом, затем, взяв его под руки, возвели на патриаршее Горнее место. Они обратились к западу, и Блаженнейший митрополит Владимир возгласил: «Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих православных церквах, посажает на Престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена и Тихона, отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси…» Затем со словами: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» старейшие митрополиты трижды посаждали нареченного Патриарха на Патриарший трон.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возгласил «Аксиос» (греч. «Достоин»). Ему многократно вторили священнослужители в алтаре, хоры Храма Христа Спасителя, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сретенского монастыря города Москвы, Никольского хора при Третьяковской галерее, а также все молящиеся.

Затем Патриарха Кирилла облачили в патриаршие богослужебные одежды, возложили на него две панагии и крест; на главу была возложена митра. Справа от Царских врат с этого времени встал диакон с предносимым патриаршим крестом.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, возгласил мирную ектению, в одном из прошений которой возносилась молитва: «Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Кирилла, ныне посаждаемого Патриарха, рцем вси прилежно».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий прочел молитву: «Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отец щедрот и Боже всякаго утешения! Ты сохрани пастыря с паствою, зане Ты еси всех благих вина, Ты еси сила немощным, Ты еси Помощник безпомощным, Ты еси врач душам и телесем, Спаситель, чаяние, и живот, и воскресение, и вся, яже к вечному, спасительному бытию сочетавый нам, Ты вся, яже хощеши, можеши: избави убо, сохрани, покрый и огради нас. Ты убо, Господи, даждь сему председящему область и благодать решити, яже подобает решити, и вязати, яже подобает вязати. И Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и яко добру невесту сохрани ю. Ты бо Всесилен и Вседержитель Бог еси, и Твое есть Царство и сила и слава Отца и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго и Благаго и Животворящего Твоего Духа».

Далее протодиакон произнес «Великую похвалу», в которой поминаются все Предстоятели Поместных Православных Церквей. Во время чтения «похвалы» присутствовавшие Предстоятели, каждый в свой черед, благословляли молящихся.

Затем в Храме Христа Спасителя продолжилось совершение Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.

На протяжении семи лет своего Патриаршего служения Святейший Кирилл несет духовное попечение о вверенной ему пастве - как мирянах, так и монашествующих. Его Святейшество не раз посещал Зачатьевский монастырь с Первосвятительскими визитами, принимая участие в важнейших событиях по возрождению обители, возглавляя наиболее торжественные богослужения в памятные для монастыря дни и всегда обращаясь с отеческим словом назидания ко всем присутствующим в обители верующим.

Так, в 2009 году Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение крестов для купола собора Рождества Пресвятой Богородицы.

В следующем, 2010 году, состоялось великое освящение воссозданного монастырского собора и первая Божественная литургия в нем, которые возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

А в 2011 году Святейший Патриарх совершил в монастыре Божественную литургию с архиерейской хиротонией и чин освящения памятника святителю Алексию, Митрополиту Московскому, на площади перед Святыми вратами обители.

Доброй неизменной традицией стало ежегодное служение Святейшего в Зачатьевской обители в дни Великого поста. Каждый раз служба, совершаемая Предстоятелем, сопровождается Первосвятительским словом, сказанным в назидание монашествующим и мирянам. Воодушевляющее слово Предстоятеля Русской Церкви, исполненное силы и благодати, неизменно является тем духовным ориентиром, который определяет духовную жизнь сестер обители во время Великого поста.

14 апреля 2014 года. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в канун Великого вторника. На великом повечерии Святейший Патриарх Кирилл читал канон Триоди, а на утрене - Евангелие.

24 февраля 2015 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре г. Москвы. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Но особенно радостным и волнующим был для монастыря праздничный визит Святейшего Патриарха. 22 ноября 2015 года, в воскресенье, монастырь встречал Первосвятителя Церкви Русской, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, возглавившего в этот день Божественную Литургию в Зачатьевском монастыре.

Патриаршее богослужение было посвящено празднованию юбилейных монастырских дат: 655-летию основания, 20-летию возрождения и 5-летию со дня Великого освящения соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Его Святейшеству сослужили 7 архиереев, из них 3 митрополита: Высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, митрополит Сергий Воронежский и Лискинский и митрополит Герман Курский и Рыльский. Радость праздника обители приехали разделить наместники и игумении ставропигиальных и епархиальных обителей: двое наместников сослужили Его Святейшеству, и пятнадцать игумений молились за Литургией, духовно поддерживая матушку игумению Иулианию и сестер. Сугубая благодать богослужения присутствовала в соборе, так как за Божественной Литургией совершались две хиротонии, архиерейская и пресвитерская. Во епископа Волуйского, новой епархии Белгородской митрополии, был хиротонисан преосвященный Савва, а во пресвитера - иеромонах Платон, насельник Оптиной пустыни.

Воистину, Божественная благодать, немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, наполнила сердца молящихся присутствием Живого Бога, дарующего каждому благопотребное ко спасению. В завершение Литургии, после поздравления новорукоположенного епископа, матушка игумения приветствовала Святейшего Предстоятеля словами сердечной благодарности. Матушка признала в этом попечение Пресвятой Богородицы, Небесной заступницы и покровительницы всех христиан, а особенно монашествующих, скоро слышащей моления и прошения и дивно все устраивающая в обители. Матушка игумения отметила, что сказанные пять лет назад слова Его Святейшества о значении монастырей как нервов Церкви, о призвании обителей быть, с одной стороны, тихими пристанями для желающих обрести спасение, а с другой стороны, - центрами и оплотами истинно православной духовности, о необходимости укрепления внутренней монашеской жизни глубоко были восприняты сердцем матушки игумении и насельницами Зачатьевской обители. С того времени эти заветы стали путеводителем для жизни монастыря. Матушка молитвенно пожелала Святейшему Владыке неоскудевающей помощи Царицы Небесной и ктитора обители святителя Алексия и преподнесла в дар Его Святейшеству искусно выполненный финифтью образ митрополита Алексия.

В ответ Первосвятитель тепло поблагодарил матушку за приветственное слово, а затем зачитал Указ о награждении главного храма монастыря - собора Рождества Пресвятой Богородицы - правом совершения Божественной Литургии с отверзтыми Царскими вратами до «Отче наш», а Матушке игумении Иулиании вручил юбилейный наперсный крест, выполненный в честь 1000-летия преставления св. равноапостольного князя Владимира, с молитвенным пожеланием не ослабевать в воплощении благих начинаний по решению задач в жизни монастыря и на других церковных послушаниях. Затем состоялось награждение благотворителей монастыряЕго Святейшество обратился к молящимся с напутственным словом о хранении единства духа в союзе мира. Его Святейшество обратил внимание на актуализацию вопроса о цели и сущности межличностных отношений, как в миру, так и в монашеской общине. Только во Христе, в вере в Единосущную Троицу и во исповедании веры делами христианских добродетелей возможно истинное единство.

В завершении празднества в храме Святейшего Владыку приветствовали дети - учащиеся монастырской воскресной школы, поздравившие Первосвятителя приветственным стихом и песней «мы маленькие свечки». Святейший Патриарх от души поблагодарил детей и вручил им по книжечке Евангелия и по большой шоколадке, к большой радости юных исполнителей.

Продолжением поздравления стала Патриаршая трапеза с большим числом гостей из Правительства и государственных структур, приехавших сегодня в Зачатьевский монастырь, чтобы поздравить Первосвятителя с состоявшимся накануне, 20 ноября, днём рождения. Поздравительные слова и умилительные духовные песнопения создавали тёплую, добрую обстановку, где каждый воспринимал себя частью одного сообщества, собранного во имя Христово. После трапезы на молитвенную память для обители был сделан общий снимок Святейшего Патриарха с Матушкой игуменией и сёстрами.

18 сентября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ возглавил богослужение на монастырском подворье в Барвихе.

"Нимало вопреки глаголю"

"Избрание меня Патриархом... приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю" , - эти негромкие, но четкие слова, прозвучавшие в соборном кафедральном Храме Христа Спасителя 27 января 2009 года из уст митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Русская Церковь слышала уже не раз.

Казалось бы, традиционный ответ на традиционный вопрос о принятии избрания Предстоятелем. Но какова значимость этих слов, сколько ответственности в каждом из них? Каково осознавать то, что пройдет еще несколько дней, и ты наденешь на себя белый куколь Русских Первосвятителей, приняв на себя не на определенный срок, а до конца своих земных дней ответственность за многомиллионную православную паству: людей, зачастую пришедших в Церковь совсем недавно, за не столь еще долгие постсоветские годы? Понимал ли все это владыка Кирилл в тот исторический момент? В этом нет ни малейших сомнений:

"Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несёт..."

Можно только догадываться, какие жизненные события пробежали перед мысленным взором избранного Предстоятеля в те зимние дни 2009-го. Скорее всего, вся его жизнь - жизнь Церкви и страны последних шести десятилетий: от послевоенного Ленинграда, в котором 20 ноября 1946 года родился будущий 16-й Московский Патриарх, до дней, когда православные христиане провожали в последний путь Святейшего Патриарха Алексия II и готовились к Поместному Собору.

Увы, в ходе этой подготовки было немало суеты и информационных шумов, но люди Церкви прекрасно понимали: именно сейчас мы должны быть едины как никогда. Ведь враг рода человеческого в покое нас не оставит никогда, а потому наше сплочение в молитвах и конкретных делах - это то главное, что делает нас единым целым, тем самым Богочеловеческим организмом, которым является Церковь Христова.

Ленинградский Промысл

"Мы жили в нищете. На пятерых человек у нас была одна комната 19-метровая и маленькая такая "щель", которая называлась "папина комната". В этой "щели" стояли полки, набитые книгами, папин письменный стол и узенькая такая кроватка. Жили очень дружно, у нас не было ни горячей воды, ни парового отопления, ни газа, готовили на керосинках, потом появилось величайшее изобретение человечества керогаз..."

Так вспоминал свои детские и подростковые годы в документальном фильме "Путь Пастыря". Миллионы русских людей могут вспомнить примерно то же самое. За одним исключением: священническое служение, которое избрал в марте 1947 года уже пострадавший от безбожной власти отец Патриарха Кирилла - главный механик Машиностроительного завода имени Калинина Михаил Васильевич Гундяев - это не карьерный шаг, но вполне возможный путь на Голгофу. Ведь ни для кого не секрет, что в те годы каждый новый день мог стать началом новых богоборческих гонений.

Михаил Васильевич и Раиса Владимировна Гундяевы - родители Святейшего Патриарха Кирилла. Фото: архив СПбДА/patriarchia.ru

Глава Государства Российского Владимир Путин младше Патриарха Кирилла на 6 лет. Они не только жили в одном городе, не только гуляли по одним и тем же прямым улицам нашей Имперской столицы, но и с детства были связаны духовно. Совсем недавно страна узнала, что раба Божия Владимира 21 ноября 1952 года в петербургском Преображенском соборе крестил… отец Михаил Гундяев:

"Крестили меня втайне от отца, он был членом КПСС. Не знаю, насколько эта тайна была действительно серьезной, но так, во всяком случае, мне говорили, когда я уже подрос. Меня крестили в Ленинграде (сегодня - Петербурге) в Преображенском соборе. И батюшка, который тогда там служил, предложил назвать ее сына, то есть меня, Михаилом. Он говорит: сегодня день Михаила, день ангела, и я, говорит, Михаил. Мама извинилась, говорит: батюшка, извините, мы уже назвали в честь отца",

- так вспомнил это событие в своем интервью в документальном фильме "Патриарх" Владимир Путин.

Мы не раз говорили о важности византийского симфонического идеала отношений Церкви и государства, но одно дело - политические схемы, а совсем другое - Божий Промысл. И в этом жизненном случае, затрагивающем судьбы двух правителей Земли Русской - светского и духовного, этот Промысл - очевиден.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин посещают монастырь Св. Пантелеймона на Афоне. Фото: www.globallookpress.com

"Поминайте наставники ваша"

"Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере" , - в этих словах первоверховного апостола Павла прослеживается один из главных жизненных принципов Патриарха Кирилла. Люди верующие прекрасно знают: когда Его Святейшество приезжает в родной город, то всегда, даже если это однодневная поездка, он совершает заупокойное богослужение на трех могилах: своих отца и матери на Большеохтинском Георгиевском кладбище и своего учителя - митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Очень сложно в рамках небольшой статьи даже вкратце рассказать о значении этого человека для Русской Церкви, но одно очевидно: недолгие 48 лет жизни владыки Никодима навсегда вошли в ее историю. И полтора десятилетия из них - тесно связаны совместным служением учителя и ученика: митрополита и… сначала просто Володи, потом Владимира, затем - иеромонаха Кирилла, наконец, владыки Кирилла.

И когда, на рубеже 2008-2009 годов именно митрополит Кирилл стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, а затем и Патриархом, многие церковные публицисты обратили внимание на то, что "старые митрополиты", святители, ставшие архипастырями Русской Церкви еще в 1960-х годах, горячо поддержали кандидатуру митрополита Кирилла. Все они прекрасно знали митрополита Никодима и видели в его ученике наследника идеи сильной независимой Церкви, умеющей находить точки соработничества со светской властью, и в то же время - активной в делах просветительских. Несмотря на какое бы то ни было внешнее давление.

Фото: свящ. Игорь Палкин/patriarchia.ru

Церковь Воинствующая и миротворящая

Еще в 1990-х годах, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил знаменитый ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, ныне - Отдел внешних церковных связей), им была поставлена четко определенная, хотя и не озвученная вслух цель: сделать Русскую Православную Церковь ведущей социальной силой в стране и укрепить международный авторитет Церкви. Цель, достижение которой осуществилось только в годы его Предстоятельства, но шаги к этому делались на протяжении нескольких десятилетий.

Так, именно владыка Кирилл, будучи еще митрополитом, сделал все, чтобы в школах России появились уроки Основ православной культуры. Именно он готовил воссоединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Именно при нем начался диалог со старообрядцами (напомню, что первые шаги к этому сделал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим), а также начали возрождаться единоверческие приходы Московского Патриархата (до революции их было около 600, а к 1991 году - считанные единицы).

В последние десятилетия Церковь начала формировать собственную информационную повестку дня (во многом это было сделано Предстоятелем еще в 1990-х, когда его телепрограмма "Слово Пастыря" стала одной из самых рейтинговых передач российского телевидения). И одним из важнейших вопросов этой повестки стали миротворческие вопросы. Так, если в советские времена словосочетание "борьба за мир" воспринималось с изрядной долей скепсиса, то сегодня очевидно: Московский Патриархат играет значимую роль в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке и, по сути, является единственным подлинным миротворцем в землях Юго-Западной Руси, ныне именуемых "Украиной".

Конечно, на фоне этих миротворческих действий нельзя не отметить и агрессивную антицерковную пропаганду в либеральных СМИ и определенном сегменте социальных сетей и блогосферы. Как очевидно, что существуют вполне определенные политические силы, которым церковная социальная активность - что кость в горле. А потому потоки грязи и клеветы нередко льются и на Предстоятеля. Но, как сам любит говорить Патриарх Кирилл, камни кидают только в то дерево, которое приносит плоды. А плоды в деятельности Святейшего Владыки - налицо в виде тех же многотысячных очередей к мощам Святителя Николы Чудотворца и другим святыням. Именно это - главный символ того, что наш народ возвращается к своим православным корням, и самый наглядный пример просветительских трудов Святейшего Патриарха Кирилла.

Вре-мя пе-ред тор-же-ствен-ным воз-ве-де-ни-ем на Пат-ри-ар-ший пре-стол мит-ро-по-лит Ти-хон про-во-дил в Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ре, го-то-вясь к при-ня-тию вы-со-ко-го сана. Со-бор-ная ко-мис-сия спеш-но вы-ра-ба-ты-ва-ла дав-но за-бы-тый на Ру-си по-ря-док по-ста-нов-ле-ния Пат-ри-ар-хов. До-бы-ли из бо-га-той Пат-ри-ар-шей риз-ни-цы об-ла-че-ния рус-ских Пат-ри-ар-хов, жезл мит-ро-по-ли-та Пет-ра, мит-ру, ман-тию и бе-лый ку-коль Пат-ри-ар-ха Ни-ко-на.

Ве-ли-кое цер-ков-ное тор-же-ство про-ис-хо-ди-ло в Успен-ском со-бо-ре 21 но-яб-ря 1917 го-да. Мощ-но гу-дел Иван Ве-ли-кий, кру-гом шу-ме-ли тол-пы на-ро-да, на-пол-няв-шие не толь-ко Кремль, но и Крас-ную пло-щадь, ку-да бы-ли со-бра-ны крест-ные хо-ды изо всех мос-ков-ских церк-вей. За Ли-тур-ги-ей два пер-вен-ству-ю-щие мит-ро-по-ли-та при пе-нии «Ак-сиос» три-жды воз-ве-ли Бо-жия из-бран-ни-ка на Пат-ри-ар-ший трон, об-ла-чи-ли его в по-до-ба-ю-щие его са-ну свя-щен-ные одеж-ды.

В дневнике митрополита Арсения (Стадницкого), одного из претендентов на Патриарший престол, одна из самых больших записей относится к 21-му ноября (4 декабря по новому стилю), дню интронизации Патриарха. Он пишет:

«Исторический день в Русской Церкви: в Кремле, в большом Успенском соборе состоялось возведение Патриарха Тихона на Патриарший престол. Но нерадостно совершилось это великое торжество в истории Русской Церкви. Израненный Кремль встретил своего Патриарха не в красоте и велелепии, а в разрушенном и расстрелянном виде. Это торжество скорее было похоже на великий печальный обряд, нежели на радостное венчание отца великой церкви. Новая революционная власть сделала все от нее зависящее, чтобы испортить этот великий праздник». Но, несмотря на это, «особенно трогательно и величественно было, когда вся Церковь возглашала аксиос. После этого я, стоя у престола, в царских дверях, произнес велегласно мирную ектению, в которой, между прочим, молились “о спасении и заступлении святейшего отца нашего Тихона, ныне посаждаемого Патриарха”. В это время сакелларии с диаконами принесли на блюде сак и омофор патриарший, две панагии и патриаршую шапку, и митрополиты при помощи диаконов облачали его. Сак — патриарха Питирима, омофор патриарха Адриана, панагии патриархов Иова и Ермогена и шапка патриарха Никона. Так совершилось великое событие в Русской Церкви! И мы были свидетелями и участниками его. Лик нового Патриарха в оригинальном для нас непривычном головном уборе сразу принял иконографический тип. Чудную картину представлял Патриарх, в своем патриаршем облачении, восседающий в углублении Горнего места во время чтения Апостола, а затем стоявшим во время чтения Евангелия, с председящими и предстоящими преосвященными и сослужащими…»

Ко-гда мит-ро-по-лит Вла-ди-мир вру-чил ему с при-вет-ствен-ным сло-вом жезл свя-ти-те-ля Пет-ра, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го, Свя-тей-ший Пат-ри-арх от-ве-тил ис-пол-нен-ной глу-би-ны про-зре-ния ре-чью:

«Устро-е-ни-ем Про-мыш-ле-ния Бо-жия мое вхож-де-ние в сей со-бор-ный Пат-ри-ар-ший храм Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри сов-па-да-ет с все-чест-ным празд-ни-ком Вве-де-ния во храм Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Со-тво-ри За-ха-рия вещь стран-ну и всем уди-ви-тель-ну, егда вве-де в са-мую внут-рен-нюю ски-нию, во Свя-тая Свя-тых, сие же со-тво-ри по та-ин-ствен-но-му Бо-жи-е-му на-уче-нию. Див-но для всех и мое Бо-жи-им устро-е-ни-ем ны-неш-нее вступ-ле-ние на Пат-ри-ар-шее ме-сто по-сле то-го, как свы-ше 200 лет сто-я-ло пу-сто. Мно-гие му-жи, силь-ные сло-вом и де-лом, сви-де-тель-ство-ван-ные в ве-ре, му-жи, ко-то-рых весь мир не был до-сто-ин, не по-лу-чи-ли, од-на-ко, осуществления сво-их ча-я-ний о вос-ста-нов-ле-нии Пат-ри-ар-ше-ства на Ру-си, не во-шли в по-кой Гос-по-день, в обе-то-ван-ную зем-лю, ку-да на-прав-ле-ны бы-ли их свя-тые по-мыш-ле-ния, ибо Бог пред-зрел нечто луч-шее о нас. Но да не впа-дем от се-го, бра-тие, в гор-ды-ню.

Один мыс-ли-тель, при-вет-ствуя мое недо-сто-ин-ство, пи-сал: “Мо-жет быть, да-ро-ва-ние нам Пат-ри-ар-ше-ства, ко-то-ро-го не мог-ли уви-деть лю-ди, бо-лее нас силь-ные и до-стой-ные, слу-жит ука-за-ни-ем про-яв-ле-ния Бо-жи-ей ми-ло-сти имен-но к на-шей немо-щи, к бед-но-сти ду-хов-ной”. А по от-но-ше-нию ко мне са-мо-му да-ро-ва-ни-ем Пат-ри-ар-ше-ства да-ет-ся мне чув-ство-вать, как мно-го от ме-ня тре-бу-ет-ся и как мно-го для се-го мне не до-ста-ет. И от со-зна-ния се-го свя-щен-ным тре-пе-том объем-лет-ся ныне ду-ша моя. По-доб-но Да-ви-ду, я и мал бе в бра-тии мо-ей, а бра-тия мои пре-крас-ны и ве-ли-ки, но Гос-подь бла-го-во-лил из-брать ме-ня. Кто же я, Госпо-ди, Гос-по-ди, что Ты так воз-звал и от-ли-чил ме-ня? Ты зна-ешь ра-ба Тво-е-го, и что мо-жет ска-зать Те-бе? И ныне бла-го-сло-ви ра-ба Тво-е-го. Раб Твой сре-ди наро-да Тво-е-го, столь мно-го-чис-лен-но-го - да-руй же серд-це ра-зум-ное, дабы муд-ро ру-ко-во-дить на-ро-дом по пу-ти спа-се-ния. Со-грей серд-це мое лю-бо-вью к ча-дам Церк-ви Бо-жи-ей и рас-ширь его, да не тес-но бу-дет им вме-щать-ся во мне. Ведь ар-хи-пас-тыр-ское слу-же-ние есть по пре-иму-ще-ству слу-же-ние люб-ви. Го-ро-хищ-ное об-рет ов-ча, ар-хи-пас-тырь подъ-ем-лет е на ра-ме-на своя.

Прав-да, пат-ри-ар-ше-ство вос-ста-нав-ли-ва-ет-ся на Ру-си в гроз-ные дни, сре-ди ог-ня и ору-дий-ной смертоносной паль-бы. Ве-ро-ят-но, и са-мо оно при-нуж-де-но бу-дет не раз при-бе-гать к ме-рам за-пре-ще-ния для вра-зум-ле-ния непо-кор-ных и для вос-ста-нов-ле-ния поряд-ка цер-ков-но-го. Но как в древ-но-сти про-ро-ку Илии явил-ся Гос-подь не в бу-ре, не в тру-се, не в огне, а в про-хла-де, в ве-я-нии ти-хо-го ве-тер-ка, так и ныне на на-ши ма-ло-душ-ные уко-ры: “Гос-по-ди, сы-ны Рос-сий-ские оста-ви-ли за-вет Твой, раз-ру-ши-ли Твои жерт-вен-ни-ки, стре-ля-ли по хра-мо-вым и кремлев-ским свя-ты-ням, из-би-ва-ли свя-щен-ни-ков Тво-их”, - слы-шит-ся ти-хое ве-я-ние сло-вес Тво-их: “Еще семь ты-сящ му-жей не пре-кло-ни-ли ко-ле-на пред совре-мен-ным ва-а-лом и не из-ме-ни-ли Бо-гу истин-но-му”. И Гос-подь как бы го-во-рит мне так: “Иди и разы-щи тех, ра-ди ко-их еще по-ка сто-ит и дер-жит-ся Рус-ская зем-ля. Но не остав-ляй и за-блуд-ших овец, об-ре-чен-ных на по-ги-бель, на за-кла-ние, овец, по-ис-ти-не жал-ких. Па-си их, и для се-го возь-ми сей жезл бла-го-во-ле-ния, с ним по-те-ряв-шу-ю-ся - оты-щи, угнан-ную - возвра-ти, по-ра-жен-ную - пе-ре-вя-жи, боль-ную - укре-пи, раз-жи-рев-шую и буй-ную - ис-тре-би, па-си их по прав-де”. В сем да по-мо-жет мне Сам Пас-ты-ре-на-чаль-ник, мо-лит-ва-ми Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы и свя-ти-те-лей Мос-ков-ских. Бог да бла-го-сло-вит всех нас бла-го-да-тию Сво-ею. Аминь».

Митрополит Арсений продолжает свое повествование:

«Речь его всегда простая, без всяких претензий на ораторские приемы. Но все-таки она произвела известное впечатление, приемля во внимание историчность момента и нервный подъем богомольцев. После этого Патриарх, в сопровождении двух митрополитов, проследовал на Патриаршее место…Народу было далеко не столько, сколько могло бы и должно было бы быть. „Товарищи” не пустили. И это в России, на Святой Руси! Боже мой, Боже мой! Какой позор!»

По-сле Ли-тур-гии Пат-ри-арх по древ-не-му обы-чаю с крест-ным хо-дом обо-шел во-круг Крем-ля, окроп-ляя его свя-той во-дой.

Ру-ка Бо-жия в де-ле воз-глав-ле-ния Рус-ской Церк-ви имен-но Свя-тей-шим Ти-хо-ном в ка-че-стве Пат-ри-ар-ха не мог-ла быть не усмот-ре-на то-гда же. Ар-хи-епи-скоп Харьковский Ан-то-ний от ли-ца всех епи-ско-пов ска-зал но-во-из-бран-но-му:

«Ва-ше из-бра-ние нуж-но на-звать по пре-иму-ще-ству де-лом Бо-же-ствен-но-го Про-мыс-ла по той при-чине, что оно бы-ло бес-со-зна-тель-но пред-ска-за-но дру-зья-ми юности, то-ва-ри-щам ва-ши-ми по ака-де-мии. По-доб-но то-му, как пол-то-рас-та лет то-му на-зад маль-чи-ки, учив-ши-е-ся в Нов-го-род-ской бур-се, дру-же-ски шу-тя над благо-че-сти-ем сво-е-го то-ва-ри-ща Ти-мо-фея Со-ко-ло-ва, ка-ди-ли пред ним сво-и-ми лап-тя-ми, а за-тем их вну-ки со-вер-ши-ли уже на-сто-я-щее каж-де-ние пред нетлен-ны-ми мо-ща-ми его, то есть, Ва-ше-го небес-но-го по-кро-ви-те-ля - Ти-хо-на За-дон-ско-го, - так и Ва-ши собствен-ные то-ва-ри-щи по ака-де-мии про-зва-ли Вас «пат-ри-ар-хом», когда Вы бы-ли еще ми-ря-ни-ном и ко-гда ни они, ни Вы са-ми не мог-ли и по-мыш-лять о действитель-ном осу-ществ-ле-нии та-ко-го на-име-но-ва-ния, дан-но-го Вам друзьями мо-ло-до-сти за ваш сте-пен-ный, невоз-му-ти-мо со-лид-ный нрав и бла-го-че-сти-вое настро-е-ние».

Ин-те-рес-на встре-ча бу-ду-ще-го Пат-ри-ар-ха с Иоан-ном Крон-штадт-ским в 1908 г. в Пе-тер-бур-ге. Ста-рый уже и боль-ной о. Иоанн, во-пре-ки эти-ке-ту, пер-вый за-кон-чил бе-се-ду сле-ду-ю-щи-ми сло-ва-ми: «Те-перь, Вла-ды-ко, са-дись на мое ме-сто, а я пой-ду от-дох-ну». Эти сло-ва мно-ги-ми ис-тол-ко-вы-ва-лись так, что о. Иоанн как бы назначил ар-хи-епи-ско-па Ти-хо-на сво-им пре-ем-ни-ком в ка-че-стве ре-ли-ги-оз-но-го во-ждя рус-ско-го на-ро-да и пред-рек ему Пат-ри-ар-ше-ство.

Вступ-ле-ние Свя-тей-ше-го Ти-хо-на на Пат-ри-ар-ший пре-стол свер-ши-лось в са-мый раз-гар ре-во-лю-ции. Го-су-дар-ство не про-сто от-де-ли-лось от Церк-ви - оно вос-ста-ло про-тив Бо-га и Его Церк-ви. Ко-гда во вре-мя при-ез-да Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на в 1918 г. в Пет-ро-град со-труд-ник од-ной из пет-ро-град-ских га-зет спро-сил, что до-но-сит-ся ему со всех кон-цов Рос-сии, свя-тей-ший по-сле неко-то-ро-го раз-ду-мья от-ве-тил: «Вопли». Что бы-ло де-лать в та-кой си-ту-а-ции Пат-ри-ар-ху? Тре-бо-ва-лось най-ти един-ствен-но вер-ное ре-ше-ние, от-ве-ча-ю-щее непо-вто-ри-мой, со-вер-шен-но но-вой внеш-ней об-ста-нов-ке. В чем же бы-ла един-ствен-ная за-да-ча Церк-ви? Остать-ся Цер-ко-вью: претерпе-вая уда-ры, уни-же-ния, пре-сле-до-ва-ния, не от-ве-чая на них ни-чем иным, как толь-ко твер-дым сто-я-ни-ем в ис-тине. Го-су-дар-ство без-бож-но? Пусть! Цер-ковь в сво-ей прин-ци-пи-аль-ной от-де-лен-но-сти от него оста-ет-ся Пра-во-слав-ной. Так на-чи-на-ет-ся борь-ба, су-ще-ство ко-то-рой не укла-ды-ва-ет-ся ни в ка-кие при-выч-ные по-ня-тия, борь-ба, ко-то-рая вы-ра-жа-ет-ся толь-ко в стой-ко-сти несе-ния кре-ста. Пат-ри-арх все го-тов был про-стить в от-но-ше-нии се-бя - лишь бы нетро-ну-той бы-ла Цер-ковь, лишь бы бы-ла обес-пе-че-на ее внут-рен-няя неза-ви-си-мость. На-до бы-ло острие раз-вер-нув-шей-ся борь-бы при-ту-пить, на-до бы-ло най-ти об-щий язык с вла-стя-ми, чтобы сохранить цер-ков-ный ко-рабль от по-топ-ле-ния. Здесь тре-бо-ва-лось мно-го муд-ро-сти и тер-пе-ния. Как непе-ре-да-ва-е-мо и непо-вто-ри-мо то чув-ство, ко-то-рое ис-пы-ты-ва-ла Рос-сия в от-но-ше-нии сво-е-го Пат-ри-ар-ха. В нем, как в фо-ку-се, со-сре-до-то-чи-лось са-мо бы-тие Церк-ви. Став Пред-сто-я-те-лем Церк-ви, Пат-ри-арх Ти-хон не из-ме-нил-ся - остал-ся та-ким же до-ступ-ным, лас-ко-вым че-ло-ве-ком для про-стых лю-дей. Близ-кие к нему ли-ца со-ве-то-ва-ли по воз-мож-но-сти укло-нять-ся от уто-ми-тель-ных слу-же-ний, но Свя-тей-ший слу-жил ча-сто. Толь-ко в пер-вый год сво-е-го Пер-во-свя-ти-тель-ства им со-вер-ше-но 196 служб - сле-до-ва-тель-но, Пат-ри-арх со-вер-шал слу-же-ние через день, а ино-гда и каж-дый день. Вез-де его узна-ва-ли, вез-де по-лю-би-ли и по-том сто-я-ли за него го-рой, ко-гда при-шла нуж-да его за-щи-щать.

Свя-тей-ший Пат-ри-арх Ти-хон для пра-во-слав-ных лю-дей - не толь-ко но-си-тель выс-шей цер-ков-ной вла-сти. Он до-ро-г им и как че-ло-век, до-стиг-ший вы-со-кой сте-пе-ни со-вер-шен-ства, как бы бла-го-дат-ный но-си-тель Ду-ха Бо-жия, да-ю-ще-го сло-во муд-ро-сти и рас-суж-де-ния.

Сво-ей жиз-нью он явил ред-кий нрав-ствен-ный об-лик хри-сти-а-ни-на-мо-на-ха, от-ли-ча-ясь глу-бо-кой ре-ли-ги-оз-ной на-стро-ен-но-стью, ду-хом це-ло-муд-рия, сми-рен-номудрия, тер-пе-ния и люб-ви. Свя-тей-ший Ти-хон - во-ис-ти-ну бла-го-дат-ная лич-ность, жив-шая для Бо-га и Бо-гом про-свет-лен-ная.