Действие норм трудового права распространяется. Трудовое законодательство не распространяется

Правовые нормы трудового законодательства регулируются, поэтому их должны соблюдать все работодатели. Малейшие нарушения могут вызвать ряд проблем с инспекцией, в том числе судебные разбирательства, наложение штрафов, отзыв лицензии. Так как в законы периодически вносят изменения, поправки необходимо ежегодно отслеживать.

Из статьи вы узнаете:

Соблюдение норм трудового законодательства: общая информация

Нормы трудового законодательства РФ - установленные правила трудовых отношений, санкционированные посредством издания законодательных актов. Они носят обязательный характер, поэтому их нарушение не допускается. Контролем соблюдения норм занимается инспекция, а также прокуратура.

Правовые нормы трудового законодательства регулируют все отношения между работником и работодателем:

Правовые нормы трудового законодательства применяются ко всем положениям, распространяются на всех работников. Дискриминация исключена вне зависимости от пола, семейного положения, гражданства и нации. При этом в качестве работодателя может выступать юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, государственное предприятие или же иностранная компания.

Условно нормы можно разделить на две категории: основополагающие и особенные. При этом классификация норм обширна. Различают:

  • декларативные - утверждают принципы трудового законодательства;
  • дефинитивные - раскрывают понятия и определения;
  • оперативные - постоянно изменяющиеся или периодически отменяющиеся.

Кроме того они подразделяются на:

  1. диспозитивные - предполагают возможность выбора;
  2. императивные - неизменимые условия.

Не все нормы зафиксированы в ТК РФ. Многие процедуры регулируются внутренними нормативами, установленными работодателем. Важно не нарушать права сотрудников, так как это может спровоцировать составление искового заявления с их стороны. Несмотря на то, что не все правила регулируются статьями, многие из них могут быть оспорены.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Виды норм трудового законодательства РФ

Правовые нормы трудового законодательства и производные от них являются бессрочными. Они отменяются только в том случае, если устаревают. Законы разрабатываются с учетом действующих принципов конституционного и международного права. Носят обязательный характер, а также вступают в силу в установленном порядке.

Правовые нормы гарантируют соблюдение следующих принципов:

  1. каждый человек имеет полное право выбирать профессию на свое усмотрение, реализуя тем самым право на свободный труд;
  2. нельзя принудительно подвергать труду, особенно несовершеннолетних граждан;
  3. вознаграждение должно начисляться без дискриминации по полу, возрасту, нации и т.д.;
  4. все имеют право на защиту от безработицы;
  5. работники могут участвовать в забастовках, спорах, что регулируют правовые нормы трудового законодательства;
  6. право на отдых гарантируется всем гражданам, работающим отведенный период.

Общие нормы регулируют вопросы трудовой деятельности, независимости от сферы. Они рассчитаны на многократное применение, не могут изменяться по желанию работодателя, если это влечет нарушение закона.

Общие нормы направлены на следующие сферы трудовых отношений:

регламентируют принципы воздействия субъектов трудовых отношений;

устанавливают гарантии для работников и работодателей;

регулируют соблюдение трудовых прав;

влияют на охрану труда;

уточняют конституционные принципы, определения.

Локальные правовые нормы трудового законодательства действуют и устанавливаются исключительно на конкретном предприятии, в отдельных его подразделениях. К ним можно отнести трудовой договор, соглашение, коллективный договор и т.д.

На территории РФ должны строго соблюдаться принципы и нормы международного права. Поэтому все законы разрабатываются с учетом международных соглашений о свободе граждан, охране труда. Они учитывают и специальные нормативы для отдельных категорий граждан: инвалидов, беременных женщин, лиц в декретном отпуске.

Читайте по теме в электронном журнале

Нарушение норм трудового законодательства: ответственность

Нарушение норм трудового законодательства влечет санкции. Руководитель или работник может быть привлечен к уголовной, административной ответственности, а также дисциплинарному взысканию. Размер штрафов зависит от нарушений, прочих факторов. В случае серьезных происшествий возможно заключение под стражу с отбыванием наказания в колониях.

Примеры нарушений со стороны работодателя:

Руководителя компании можно привлечь к уголовной ответственности за частичную невыплату зарплаты более трех месяцев или при полной невыплате денежных средств более двух месяцев, за необоснованное увольнение сотрудника, отказ в приеме на работу беременной женщины.

Прочие примеры административных нарушений: увольнение работников по причине их забастовки, нарушение правил обработки и хранения персональных данных, нарушение прав инвалидов и т.д. Размер штрафов определяется в ходе судебного заседания.

Правовые нормы трудового законодательства регулируют взыскания с работников за нарушение трудовой дисциплины, в том числе за прогулы, материальный ущерб. Профсоюз должен контролировать соблюдение установленных правил, чтобы защищать права не только работодателя, но и работника .

Нормы - основа отношений. Они охватывают все аспекты, гарантируют права, свободу трудящихся, регулируют условия, формируют основу для защиты личных и профессиональных интересов. Серьезные нарушения могут привести не только к ответственности со стороны владельца организации, но и временный или постоянный отзыв лицензии.

Применение норм трудового законодательства: что нужно учитывать

Применение норм трудового законодательства возможно касательно трудовых договоров и соглашений. На договоры гражданско-правового характера они не распространяются, как и не влияют на трудовые отношения военных при исполнении, членов советов директоров.

Если будут доказаны некоторые факты касательно выполнения работы по гражданско-правовому договору, он должен быть изменен, при этом действия работника и работодателя будут подчиняться установленным нормам ТК РФ. Как правило, это происходит, если доказаны следующие обстоятельства:

выполнение работы или оказания услуги;

независимость сторон правоотношения;

периодическая оплата за конкретную работу;

полное отсутствие подчиненности при выполнении работы;

временный характер правоотношений.

Если организация нарушает правовые нормы трудового законодательства, составляя гражданско-правовой договор вместо трудового, чтобы не платить налоги, за это последует ответственность. Все работодатели, независимо от организационно-правовой формы, обязаны руководствоваться действующими положениями ТК РФ и иных актов, содержащих установленные нормы.

Законодательство влияет и на иные акты, регулирующие права и обязанности работодателей и работников, применяемые к отношениям, связанным с использованием личного труда. Опытный кадровый работник должен разбираться во всех законах, поправках к ним, в противном случае компания или юридическое лицо может понести ответственность за нарушения.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к Ст. 11 ТК РФ

1. Предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см. ).

2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.

Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера (участника товарищества), — сфера действия норм трудового права.

3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

13. Действие норм трудового права не распространяется также на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см. Постановление ВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.

Второй комментарий к Статье 11 Трудового кодекса

1. В комментируемой статье определена сфера действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц. В данной статье установлено, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Следовательно, Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, являются обязательными для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Содержание данной статьи означает, что Трудовой кодекс, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения всех работников, например являющихся участниками хозяйственных товариществ, акционерами. Поэтому отношения, основанные на личном труде участника хозяйственного товарищества, есть сфера действия норм трудового законодательства. То же касается и работников акционерных обществ. Гражданин, имеющий акции в акционерном обществе, состоит в гражданских правоотношениях, следовательно, на него распространяются нормы гражданского права. Но он одновременно может состоять в трудовых отношениях с данным акционерным обществом. Например, он выполняет трудовую функцию, работая бухгалтером, юрисконсультом и т.д. Тогда он одновременно состоит в двух видах правоотношений: трудовых и гражданско-правовых. Все это дает основание сделать вывод о широкой сфере действия трудового права.

На широкую сферу действия норм трудового права обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (БВС РФ. 2004. N 6) (п. 8).

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи 11 Трудового кодекса РФ иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут реализовать свободу труда путем заключения трудового договора наравне с гражданами Российской Федерации. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в нашей стране.

Вместе с тем есть некоторые ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства. Они не могут занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с изменениями от 11 ноября 2003 г. // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437). Кроме того, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям и др. (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Все организации, которые расположены на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они полностью или частично иностранным физическим или юридическим лицам, должны применять в отношении своих работников трудовое законодательство Российской Федерации. Однако могут устанавливаться определенные исключения из общего правила федеральным законом или конкретным международным договором.

В настоящее время использование иностранной рабочей силы в России осуществляется в соответствии с двумя Указами Президента РФ: от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4934) и от 29 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 77). Этими актами предусмотрена определенная процедура привлечения иностранной рабочей силы. Она привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения Федеральной миграционной службой, которая осуществляет свои функции в составе Министерства внутренних дел РФ.

Вместе с тем иностранные граждане из числа высококвалифицированных специалистов привлекаются к трудовой деятельности без всякого оформления разрешения для работы в организациях с иностранными инвестициями, действующих на территории нашей страны, на должностях руководителей организаций, а также их заместителей, руководителей подразделений этих организаций. Такой же порядок действует в отношении иностранных граждан — деятелей науки и культуры, если они работают на территории России в учреждениях, созданных в соответствии с международными соглашениями; работников дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом; религиозных деятелей; студентов на период прохождения производственной практики во время каникул; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Федерации, и некоторых других граждан.

4. Рассматриваемая статья устанавливает сферу действия общих норм, которые содержатся в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Кодекс предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Это связано с различными факторами дифференциации правового регулирования труда.

Часть четвертая Трудового кодекса РФ полностью посвящена особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников. Она включает 16 глав. Кроме того, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников содержатся и в ряде федеральных законов. Например, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; 2003. N 2. Ст. 163, N 14. Ст. 1254, N 28. Ст. 2888; 2004. N 31. Ст. 3215); Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383); Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3423). Последний из перечисленных в настоящее время предоставляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Это правило применяется, если исполнительные органы образуются в соответствии с общим собранием акционеров. Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

5. В последней части комментируемой статьи 11 ТК подчеркивается, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей: военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); других лиц, если это установлено федеральным законом.

6. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (БВС РФ. 2004. N 6) Трудовой кодекс не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (ч. 8 ст. 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 11. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.
На территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие по договорам гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом.
Комментарий к ст. 11
1. Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, имеют универсальный характер, поскольку распространяются:
а) на всех работников (независимо от их гражданства и других обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 64 ТК РФ), заключивших трудовой договор. О его понятии, содержании, сроках и порядке заключения см. ст. ст. 56 - 71 ТК РФ;
б) на работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 20 ТК РФ).
2. Установленная ТК РФ сфера действия нормативных правовых актов о труде по кругу лиц связана с возникновением и наличием трудовых отношений (ст. 15) между их участниками и не подлежит расширительному толкованию. Вместе с тем работа граждан в организациях может осуществляться и по гражданско-правовым договорам - подряда, поручения, авторскому договору и другим договорам, регулируемым ГК РФ и иными законами. Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы, если ими фактически не регулируются трудовые отношения между работниками и работодателем. В случаях отсутствия у сторон заключенного трудового договора факт возникновения и наличия между ними именно трудовых отношений подлежит доказыванию в ходе судебного разбирательства и устанавливается исключительно судом общей юрисдикции (ст. 391 ТК РФ). Подтверждением могут служить различные доказательства существования (в том числе в прошлом) этих отношений, позволяющие их объективно разграничить с гражданско-правовыми отношениями (см. комментарий к ст. 15).
3. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях установлены Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и в части, ему не противоречащей, Указом Президента Российской Федерации "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" от 16 декабря 1993 г. N 2146, а также утвержденным им Положением. По данному Федеральному закону под иностранными гражданами понимаются физические лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В отличие от них лица без гражданства доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства не имеют.
Иностранные граждане (далее - в том числе и лица без гражданства) пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных федеральным законом. Поэтому в сфере труда они пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных международными соглашениями России.
Для найма иностранных граждан на работу работодатель обязан получить в Федеральной миграционной службе (ФМС) МВД России за плату специальное разрешение на привлечение и использование их труда на основании заключенных с ними трудовых договоров. Одновременно иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (подтверждения на право трудовой деятельности). Указанный порядок не распространяется на некоторых иностранных граждан: постоянно или временно проживающих в России; сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, международных организаций и др.
Для получения разрешения работодатель представляет в ФМС МВД России заключение органов Федеральной службы по труду и занятости (подведомственной Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации) о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы и другие необходимые документы. Порядок выдачи этих заключений предусматривается Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 июля 2003 г. N 175. Ежегодно Правительством Российской Федерации определяется общая квота на выдачу приглашений на работу в Россию иностранных работников.
ФМС МВД России выдаются разрешения сроком до одного года с возможным продлением на тот же срок. Этот документ с наименованием конкретного работодателя и указанием численности и профессионального состава привлекаемых работников не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. При прекращении работодателем своей деятельности или осуществлении им мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от срока его действия. За привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения установлена административная ответственность (ст. 419 ТК РФ). Иностранные граждане, въехавшие в Россию в целях осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением указанного разрешительного порядка, подлежат выдворению органами МВД России за счет средств работодателя.
Вышеизложенный порядок в силу Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 не применяется в отношении граждан Республики Беларусь (см. также комментарий к ст. 10).
Законом запрещено привлекать иностранных граждан к государственной и муниципальной службе и к отдельным видам деятельности (например, по замещению должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; в качестве члена экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; в качестве командира воздушного судна гражданской авиации). Они также не имеют права быть принятыми на работу на объекты и в организации обеспечения безопасности страны, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 755. К их числу отнесены структурные подразделения органов государственной власти и организаций по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих названную тайну; организации с радиационно-опасными и ядерно-опасными производствами и объектами. Иностранные граждане не вправе также заниматься деятельностью и замещать должности, допуск к которым ограничен законодательством. Например, по Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. N 1003 эти лица не могут занимать должности, требующие определенной формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Они также не могут быть призваны на военную или альтернативную гражданскую службу. О возможности использования иностранцев в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск см. комментарий к ст. 349.
4. Предусмотренное комментируемой статьей действие нормативных правовых актов о труде по кругу лиц позволяет классифицировать эти акты на два вида - общие и специальные.
Общие правовые акты распространяются на всех без исключения работников, заключивших трудовой договор с работодателем. К их числу относится большинство нормативных актов о труде, в том числе и ТК РФ. Эти акты обязательны для применения в пределах территории России всеми участниками трудовых отношений.
Специальные нормативные акты о труде действуют в отношении определенных категорий работников. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников - руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других лиц в настоящее время установлены ч. 4 ТК РФ. Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих урегулирована не только законодательством о труде, но и Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ.
5. В то же время ТК РФ и иные нормативные правовые акты о труде не распространяются на лиц, перечисленных в ч. 6 комментируемой статьи. Эти лица не могут быть субъектами трудового права, за исключением случаев, когда в установленном порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей (например, командир воинской части) или их представителей, а также когда они заключили с данной организацией трудовой договор. Военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях, приведенных в ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.

Комментарий к статье 11

1. Статья 11 установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей, использующих личный наемный труд.

Согласно формулировке ч. 1 ст. 11 ТК в сферу действия трудового права практически вовлекаются все лица, которые трудятся на условиях, характерных именно для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК и комментарий к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора. Данный вывод основывается на том, что фактический допуск работодателем любого лица к работе означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК и комментарий к ним) и, значит, включение возникших между ними отношений в сферу действия норм трудового права. Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя.

В силу прямого действия принципа равенства прав и возможностей работников (см. ст. 2 ТК и комментарий к ней) нормы трудового права должны распространяться на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней). Исходя из содержания этого принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем (организацией) не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не ограничивается кругом лиц, которые имеют обычный статус наемного работника, они распространяются также на работников-акционеров, работников-участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц и т. д.

Данное утверждение также подтверждается содержанием п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в силу которого нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и, соответственно, подлежат применению всеми работодателями (юридическими и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В отношении представителей руководящего персонала различных организаций широкая сфера действия норм трудового права означает лишение юридической силы всех тех моделей их правового статуса, которые основаны только на гражданско-правовых началах. В силу этого правовое положение лиц, выполняющих функции единоличных органов юридических лиц, также должно основываться на заключаемом с ними трудовом договоре (см. статьи гл. 43 ТК и комментарий к ним).

2. Нормы трудового права распространяются на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является ли он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется ли его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана ли организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права в принципе не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все эти обстоятельства и факторы могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, но они должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. п. 5 комментария к настоящей статье).

3. Часть 3 ст. 11 развивает идею о презумпции наличия трудовых правоотношений у любого физического лица, выполняющего личным трудом регулярную оплачиваемую работу в интересах другого лица. Практическая реализация этой идеи обеспечивает широкую сферу действия норм трудового права, дополнительной гарантией которой служит предоставляемая суду возможность переквалификации гражданско-правовых правоотношений, формально связывающих на основании соответствующего договора работника и работодателя, в трудовые правоотношения. Тем самым в рамках судебной юрисдикции фактически имеется реальная возможность признавать юридически ничтожными гражданско-правовые сделки, опосредующие применение личного наемного труда, и распространить на стороны данных отношений положения трудового законодательства в случае, когда фактическое содержание этих отношений является трудовым, а не гражданско-правовым. Следует обратить внимание на то, что право на принятие подобного решения предоставлено только судебным органам. Им не обладают государственные инспекторы труда, несмотря на то что по общему правилу они уполномочены выдавать работодателю различные предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. ст. 357 ТК и комментарий к ней).

Возможность признания гражданско-правового договора трудовым перерастает в практическое судебное решение как минимум в силу того, что заинтересованное лицо обратилось в судебные органы с иском (заявлением) о признании трудовыми правоотношений, связывающих его с конкретным работодателем, и представило доказательства, свидетельствующие в пользу фактического наличия трудовых правоотношений, подтвердив тем самым истинность утверждений.

Статья 11 ТК не определила круг субъектов, управомоченных выступать инициаторами распространения на взаимоотношения конкретного работника и работодателя норм трудового права. В принципе в качестве таковых могли бы выступать все заинтересованные лица, которым в соответствии с законом дано право на обращение с иском или заявлением в суд по спорам, возникающим из индивидуальных трудовых правоотношений. Однако действующее законодательство не предоставило такой возможности работодателю. В силу ч. 2 ст. 391 ТК он вправе обращаться с иском в суд лишь в случае привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, поэтому, если работодатель проявит инициативу на переквалификацию гражданско-правового договора, заключенного с конкретным лицом, в трудовой договор, то ему следует получить согласие работника на признание и надлежащее документальное переоформление заключенного между ними гражданского договора в трудовой.

В силу ч. 1 ст. 391 ТК правом на данный иск обладает в первую очередь работник как сторона трудовых правоотношений. Практический смысл подачи работником этого иска может состоять в том, что искомое судебное решение может иметь для него преюдициальный характер в части получения различных социальных благ, например, возмещения ущерба, причиненного его здоровью, зачета времени работы в трудовой стаж, подтверждения необходимости уплаты работодателем страховых взносов, признания права на льготы, гарантии и т. п.

Поскольку с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обращаться в суд также прокурор и профессиональный союз (ч. 1 ст. 45 и 46 ГПК), то и они обладают возможностью обращения в судебные органы с целью признания трудовыми формально основывающиеся на договоре гражданско-правового характера взаимоотношения работника с работодателем.

Любой истец (заявитель) должен представить суду доказательства, свидетельствующие о трудовом характере отношений, связывающих конкретное лицо с работодателем. Тем самым он должен подтвердить факты, обозначающие намерения работника вступить именно в трудовые отношения с работодателем на условиях, свойственных содержанию трудового договора, а не гражданско-правовой сделки (см. ст. ст. 56, 57 ТК и комментарий к ним).

Иначе говоря, инициатор судебного разбирательства обязан доказать факт отсутствия прямого волеизъявления работника на заключение гражданско-правового договора с работодателем и факт его волеизъявления на заключение трудового договора, который не учел работодатель при организационно-правовом оформлении их взаимоотношений. Иное решение вопроса означало бы сужение гражданско-правовой дееспособности физических и юридических лиц и не соответствовало бы положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ст. 11 ТК.

Судебное решение, подтверждающее трудовой характер правоотношений, связывающих физическое лицо с работодателем, обязывает последнего оформить трудовой договор надлежащим образом (см. ст. ст. 67, 68 ТК и комментарий к ним). Датой вступления данного решения в силу следует считать день вступления в силу соответствующего гражданско-правового договора, а при отсутствии оговорки о нем - день подписания гражданско-правового договора. С этого же дня указанное судебное решение рассматривается в качестве правового акта, подтверждающего наступление юридического факта, послужившего основанием для возникновения трудовых правоотношений между физическим лицом и работодателем. Под этим углом зрения оно будет иметь общеобязательное правовое значение для всех третьих органов и лиц в части признания и реализации различных трудовых прав и обязанностей работника и работодателя.

4. Широкая сфера действия норм трудового права по кругу лиц, в дополнение к сказанному в п. п. 1 и 2 комментария к настоящей статье, проявляется также в том, что они по общему правилу распространяются на трудовые отношения с участием не только российских, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, работников международных организаций, иностранных юридических лиц и организаций, созданных за счет иностранных инвестиций.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно, они обладают общей гражданской правосубъектностью, в рамках которой реализуют и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

В то же время иностранцы и лица без гражданства приравниваются по своему правовому положению к гражданам РФ лишь в том случае, когда они законно находятся на территории РФ. В свою очередь, законно находящимися в России они признаются тогда, когда имеют вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России, и соблюдают требования законодательства о миграционном учете абз. 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Однако, несмотря на равный с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, равно как и лицо без гражданства, имеют право осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает: а) получение работодателем от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов разрешения на привлечение и использование иностранных работников; б) получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу также от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Указанный порядок регламентирован: а) Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681; б) Постановлениями Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 665 "Об утверждении на 2007 год квоты на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"; от 15 ноября 2006 г. N 682 "Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы"; 15 ноября 2006 г. N 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации" (Российская газета. 2006. 16 нояб.).

Данный разрешительный порядок не действует в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы в течение каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Для трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства установлен ряд ограничений. В частности, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.). В свою очередь, все иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Широкая сфера действия трудового права проявляется также в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории России регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Фактически нормы трудового права не распространяются лишь на работодателей, выведенных за пределы сферы действия трудового права федеральным законом либо международным договором РФ. Кроме того, исходя из принципа экстерриториальности, нормы российского трудового права не могут быть распространены на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.

5. По общему правилу нормам, составляющим массив отрасли трудового права, свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством, трудовому праву свойственна дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК и комментарий к ней). В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников и в конечном счете ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства с другими работниками. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях трудовых прав работника, должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников и созданию для входящих в нее лиц определенных трудовых льгот или гарантий, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к необоснованной дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней).

В основу дифференциации норм трудового права обычно кладутся: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя.

Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Соответственно им ТК выделяет в отдельные главы особенности правового регулирования труда: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (см. статьи гл. 41 ТК и комментарий к ним); б) несовершеннолетних (см. статьи гл. 42 ТК и комментарий к ним); в) лиц, совмещающих работу с обучением (см. статьи гл. 26 ТК и комментарий к ним). Отсутствие российского гражданства в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. является основой, определяющей особенности правового положения работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства (см. п. 3 комментария к настоящей статье).

Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к: а) физическим лицам (см. статьи гл. 48 ТК и комментарий к ним); б) организациям-субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК и комментарий к ней); организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: а) государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"); б) руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа юридических лиц (см. статьи гл. 43 ТК и комментарий к ним).

В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (см. статьи гл. 47 ТК и комментарий к ним), б) работников транспорта (см. статьи гл. 51 ТК и комментарий к ним); в) педагогических работников (см. статьи гл. 52 ТК и комментарий к ним); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК и комментарий к ним); д) работников религиозных организаций (см. статьи гл. 54 ТК и комментарий к ним); е) надомников (см. статьи гл. 49 ТК и комментарий к ним). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (см. статьи гл. 50 ТК и комментарий к ним).

Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (см. статьи гл. 44 ТК и комментарий к ним); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (см. статьи гл. 45 ТК и комментарий к ним); в) работников, занятых на сезонных работах (см. статьи гл. 46 ТК и комментарий к ним).

6. Трудовой кодекс имеет широкую, но в то же время и не безграничную сферу действия. Каждый гражданин нашей страны вправе распоряжаться своими способностями, выбирать любой не запрещенный законом род общественно полезной деятельности, включая воинскую и иную службу, предпринимательскую деятельность, самостоятельный труд и т. д. (ст. ст. 32, 34, 37 Конституции РФ). Кроме того, срочная воинская служба осуществляется в нашей стране не только на добровольной основе, но и в силу призыва на срочную воинскую службу в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). С этих позиций действие норм трудового права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, не распространено на лиц, относящихся к категории: а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей; б) членов советов директоров (наблюдательных советов), исполняющих свои функции без заключения трудового договора с соответствующей организацией; в) работающих по договорам гражданско-правового характера (например, договора подряда - ст. 702 ГК, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - ст. 769 ГК, договора возмездного оказания услуг - ст. 779 ГК) и др.

В то же время действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих (с особенностями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"); муниципальных служащих (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах муниципальной службы Российской Федерации"); прокурорских работников (п. 1 ст. 43 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"); работников таможенных органов (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации") и др. В области регулирования рабочего времени законодательство о труде распространяется на военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); сотрудников органов внутренних дел (ст. 43 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, выполнении определенного вида работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Все работодатели, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства. Трудовое законодательство не распространяется на следующих лиц (если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): — военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; — членов советов директоров и наблюдательных советов (за исключением лиц, заключивших с организацией трудовой договор); — лиц, работающих по договорам гражданско-правовою характера; Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, но в ходе судебного разбирательства установлено, что это фактически трудовой договор, то считается, что имеют место трудовые отношения. — других лиц, если это установлено федеральным законом. Отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются нормами трудового законодательства в той части, которая не урегулирована специальным законом. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работниками считаются все лица наемного труда, а также работающие участники акционерных обществ, товариществ, производственных кооперативов. Работающий собственник предприятия может быть одновременно и работодателем, и работником. В трудовые отношения можно вступать с 16 лет. При получении основного общего образования либо прекращении учебы трудовой договор можно заключать и с 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовые отношения распространяются на 14-летних подростков. Они могут выполнять легкий труд в свободное время, если это не причиняет вреда их здоровью и не нарушает процесса обучения. Дети, занятые театральной, кинематографической, цирковой деятельностью, могут вступать в трудовые отношения до 14 лет, если это происходит без ущерба их здоровью и нравственному развитию, с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. На государственной службе, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами),человек может работать только после 18 лет. Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, утвержден Правительством РФ. Возрастные нормы для работников строго обязательны. Нарушившие их предприниматели и администрация привлекаются к ответственности, а трудовые отношения с подростками прекращаются. Максимального возраста для вступления в трудовые отношения трудовым законодательством не предусмотрено, однако для пребывания на государственной службе он установлен — 65 лет. Трудовой договор не может быть заключен с человеком, признанным судом недееспособным вследствие душевного заболевания или слабоумия, поскольку он не в состоянии осмысленно выполнять возложенные на него трудовые обязанности. Способность трудиться для инвалидов определяется соответствующей медицинской комиссией. Судом может быть лишен права заниматься определенной деятельностью гражданин, совершивший преступление. Ограничение может быть только частичным и временным, полное лишение граждан права на труд не допускается. Работодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо (любой гражданин вправе заключить трудовой договор с няней, домработницей и т.д.). Индивидуальные предприниматели после достижения 16 лет полностью дееспособны и выступают в качестве работодателей на равных правах с юридическими лицами. Нормы трудового законодательства распространяются на всех работников и работодателей, заключивших трудовой договор. Они должны применяться всеми работодателями (и юридическими, и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Чем регулируются трудовые отношения. Регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права и, в свою очередь, подразделяются на федеральные и локальные. К федеральным нормативным актам трудового права относятся: . Конституция Российской Федерации, которая являются юридической базой трудового законодательства; . Трудовой кодекс Российской Федерации; . федеральные законы, содержащие нормы трудового права; . указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения; . постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений. Следует отметить, что акты Пленума Верховного Суд Российской Федерации сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменять старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный Суд Российской Федерации может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство. К локальным нормативным актам трудового права относятся: . нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; . правотворчество органов местного самоуправления; . правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии; . коллективные договоры и соглашения; . трудовые договоры; . приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений..