Что проверяет роспотребнадзор на производстве. Что проверяет роспотребнадзор при плановой и внеплановой проверке

Потребительский рынок товаров и услуг недавно получил новый контролирующий орган в лице Роспотребнадзора. Это служба федерального уровня, которая полностью получила полномочия Государственной торговой инспекции и частично – полномочия Санэпидемстанции.


В территориальных отделениях службы работают отделы по эпидемиологическому, транспортному, экологическому, бытовому и санитарному надзору, охране прав потребителей.

Постановление правительства РФ под номером 322 наделило Роспотребнадзор рядом прав и полномочий, среди которых:

  1. Охрана прав потребителей на потребительских рынках;
  2. Контроль исполнения российских законов и требований нормативов в сфере санитарно-эпидемиологического состояния;
  3. Организация экспертиз, анализов, исследовательских мероприятий, научного изучения и оценок отдельных сфер деятельности и надзора над ними;
  4. Контроль правил выполнения работ, услуг и продажи товаров.

Что может Роспотребнадзор?

Зачастую в Роспотребнадзор жалуются простые граждане, упоминая нарушения в области торговли, складирования мусора на прилегающих к предприятию территориях, нарушения правил гигиены в местах общественного питания. Территориальные отделения организации имеют право на:
  1. Проверку документов: документации о полученном образовании, трудовых договоров сотрудников, медкнижек персонала;
  2. Выдачу заключений и предписаний касательно обнаруженных нарушений, наказания за них и их исправления;
  3. Оценку с правовой точки зрения сертификатов, лицензий и акцизных марок, прикрепленных на товар;
  4. Проверку существования и ведения журналов для учета контрольных мероприятий, которые требуются согласно российским законам(9-я статья 134-го Федерального закона);
  5. Проведение контрольных товарных закупок, проверка кассовых аппаратов.

Проведение проверки

Каждый работник Роспотребнадзора должен иметь при себе удостоверение с фотографией в нем, распоряжение о контрольной проверке, заверенное росписью руководства и печатью, датированное днем проверки.

В распоряжении указываются цели и частные задачи проверки. Если эти документы не были предъявлены руководству предприятия, то руководство имеет право не допустить проверяющих на предприятие. Еще одним обязательным условием является соответствие личности, указанной в распоряжении как ответственного за проверку, и личности проверяющего в дверях. Иные люди не имеют права на проведение проверки.

Проверка длится не более месяца, а в некоторых случаях может быть увеличена еще на месяц (по 134 федеральному закону, если проверяющий сможет мотивировать продление достаточными основаниями).

Виды проверок Роспотребнадзора

Роспотребнадзор может проводить проверки предприятий:
  • Плановые;
  • Неплановые.
Каждая из них может быть совмещена с проверкой из иного органа, например, налоговой, пожарного или санитарного надзора для того, чтобы найти нарушения, которыми занимаются другие органы.

Неплановая проверка имеет в распоряжении указание ряда причин, среди которых может быть:

  1. Обращение частных лиц, организаций или ИП;
  2. Сообщение из СМИ с указанием нарушения прав или правил санитарии;
  3. Сообщение об авариях, изменениях технологии, поломках оборудования;
  4. Известия о возможной угрозе экологии.
Совместная проверка по потребительскому рынку проводится вместе со специализированными отделами полиции (к примеру, БЭП или УНП) согласно утвержденному приказом Регламенту взаимодействия. Это дает полиции гораздо больше прав, чем проверяющим, из-за закона «О полиции».

Что не может делать Роспотребнадзор?

Проводя проверку, работники службы не имеют права:
  1. Проводить проверку обязательных требований к предприятиям, которые не относятся к компетенции надзора;
  2. Требовать продукцию или информацию и изымать документы, не относящиеся к проверке;
  3. Проводить плановую проверку, если на ней отсутствует руководитель предприятия, его сотрудники или представитель;
  4. Требовать пробы для проведения экспертизы, не составляя акта или требуя больше разрешенного в Госстандарте количества;
  5. Сообщать третьим лицам полученные во время проверки сведения, которые входят в тайну, охраняемую законом;
  6. Затягивать проверку дольше, чем предписывает закон.
На предприятиях все действия проверяющих органов фиксируют в журнале по учету контрольных мероприятий: записывают название органа, дату и время проверки, правовые основания, задачи и предмет контроля, нарушения, протоколы и предписания.

Указывается ФИО проверяющего, должность и его подпись. Это нужно, как минимум, для того, чтобы иметь возможность доказать сам факт проведения проверки.

После проверки работники службы должны составлять акт о результатах контроля в 2-х экземплярах: один для директора, другой для Роспотребнадзора.

Чем может грозить проверка?

При проведении проверки есть два возможных исхода ситуации: при ее проведении или при отказе от нее руководителя фирмы.

Если проверяющие предоставили все документы для проверки, но не были допущены на предприятие, ситуация заканчивается административным протоколом согласно 19.4 статье кодекса. В этом случае суд назначает для руководителя штраф в размере до 2-х тысяч рублей, для иных работников – до 1 тысячи рублей.

Если же проверяющие полностью провели контроль, они могут:

  • Составить протокол и привлечь руководство предприятия к административной ответственности согласно 14 и 19 статьям административного кодекса;
  • Продолжить рассмотрение полученных материалов согласно 14.7 статье и ее пункту об обмане потребителей;
  • Передавать материалы, полученные во время проверки, в иные органы для контроля, например, в антимонопольный комитет Федерации, в суды (районные, арбитражные суды или мировым судьям);
  • Передавать материалы, полученные после проверки, органам внутренних дел согласно 140 статье УПК для возбуждения уголовных дел;
  • Информировать санэпидемстанцию об обнаруженных нарушениях санитарии и гигиены при фирмах, занимающихся розничной торговлей;
  • Передать полученные сведения в СМИ.
От лица, признанного виновным, и будет зависеть объем штрафа: то ли это руководитель предприятия, то ли его работники. Штрафы, выписываемые юридическим лицам, организациям или предприятиям, согласно кодексу административных законов выше штрафов, которые выписывают по отношению к физическим лицам, будь то индивидуальный предприниматель или продавец.

Нарушения, которые может допустить инспекция из Роспотребнадзора

Все права проверяющего органа подкреплены серьезной законодательной базой, но из-за некоторых неточностей и противоречиях в них, ряд действий представителей службы может стать не только превышением полномочий, но и незаконной деятельностью. Это разъясняет письмо ко всем отделениям службы, датированное 07.03.2006 года.

Наиболее частым противоречивым случаем являются контрольные закупки представителями Роспотребнадзора. Хоть это и крайне эффективный метод, позволяющий выявить сопутствующие продажам нарушения, но он опирается на некоторые неточности в законах: так как надзор получил права государственной торговой инспекции, которая вполне законно могла осуществлять такие закупки, казалось бы, он тоже может это делать. Но действующие законы не содержат никакой конкретики о таком праве работников надзора.

Письмо, написанное Федеральной службой надзора в области охраны прав потребителей и человека, сообщает, что проведение контрольных закупок является противоправным актом и превышением полномочий работниками Роспотребнадзора.

Хоть административный кодекс и не называет контрольные закупки одной из мер, обеспечивающих производство по административным нарушениям (статья 27.1), все же Роспотребнадзор имеет право на открытие дела согласно 14.7 статье об обмане покупателей.


Для доказательства нарушения организация фиксирует продажу товара конкретному человеку, иначе невозможно доказать, что контролеры нарушили законодательство. Аналогичным нарушением считается контрольная закупка органами внутренних дел. Исключением является случай, когда находится факт обмана человека, потерпевший и свидетели – тогда Роскомнадзор проводит проверки.

Часто при проверках работники Роскомнадзора блокируют работу фирм, например, ресторанов или магазинов. Согласно законам нашей страны, делать этого они не имеют права, а так же, и мешать работе компании.

Документы, которые нужно предъявить Роспотребнадзору

В первую очередь, Роспотребнадзор требует:
  1. Правильно оформленную вывеску;
  2. Уголок потребителя;
  3. Правильно наполненные ценники на всем товаре;
  4. Наличия информации о производителе товара;
  5. Прейскурант на оказываемые услуги.
После этого в Роспотребнадзоре приступают к проверке следующих документов:
  1. Документы об аренде или праве собственности;
  2. Медкнижки работников;
  3. Договора по дезинфекции, дератизации, дезинсекции и уборке мусора;
  4. Санэпидем заключение и заключение эксперта;
  5. Лицензия на деятельность;
  6. Журнал по учету проверок;
  7. Программа контроля с подписью руководителя;
  8. ИНН и Устав.
Но в зависимости от региона эти требования могут меняться, поэтому их лучше уточнять отдельно в региональных отделениях.

Многим бизнесам приходится иметь дело с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. Или, если проще, Роспотребнадзором. Ведомство может вынести предписание, оштрафовать. Однако у бизнесов есть шансы избежать возможных санкций со стороны ведомства. Как предпринимателю выстроить грамотную стратегию взаимодействия с Роспотребнадзором?

Полномочия Роспотребнадзора

Каковы полномочия этого ведомства? Что проверяет Роспотребнадзор? Данный орган работает на базе Положения, подписанного Правительством РФ в 2004 году. Его полномочия достаточно широки. Вот основные:

  • надзор над соблюдением относящихся к категории санитарных;
  • контроль над исполнением нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей;
  • мониторинг деятельности предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги на предмет соответствия установленных законодательством правил;
  • осуществление карантинного контроля на границе РФ;
  • слежение за качеством и закупаемой для государственных нужд (например, муки, хлеба, макаронных изделий), а также с целью размещения ее в госрезерве;
  • мониторинг качества муки, хлебобулочных, а также макаронных изделий, ввозимых в РФ или вывозимых из страны.

Другой источник права, регулирующий работу ведомства, - Административный регламент, который отражает аспекты исполнения Роспотребнадзором государственной функции, связанной с проверкой деятельности организаций, предпринимателей и физических лиц на предмет исполнения предписаний санитарного законодательства и иных правовых актов, относящихся к сфере защиты прав потребителей, а также норм, присутствующих в законах, регулирующих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. Данный документ особенно интересен тем, что в нем отражаются основные алгоритмы проведения проверок. Деятельность Роспотребнадзора также регулируется ФЗ "О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей", призванным помогать бизнесам реализовывать свои законные права в ходе проверок государственных и муниципальных органов контроля или же надзора.

Кого может проверить Роспотребнадзор

Какого рода предприятия могут подвергнуться проверке со стороны ведомства? Согласно текущим нормам закона, Роспотребнадзор вправе заявиться на практически любое предприятие, оказывающие услуги физлицам. Организационно-правовая форма бизнеса не имеет значения. Проверка Роспотребнадзора может коснуться ИП, небольшого ООО или масштабного ОАО. Сферы, которые могут заинтересовать ведомство с наибольшей вероятностью:

  • розничная торговля товарами, предназначенными для персонального пользования;
  • оказание услуг (включая такие как, например, кредитование, страхование, но не ограничиваясь ими - в расчет берутся все сервисы, подразумевающие возникновение потребительских правоотношений).

Проверки инициируются исходя из самых разных критериев. Всегда возможна плановая проверка Роспотребнадзора. Есть, в свою очередь, вероятность, что визит инспекторов ведомства не будет заранее афишироваться. Второй вариант может быть инициирован, к примеру, жалобой покупателя или клиента. Далее в статье мы изучим конкретные факторы, влияющие на возникновение повода для соответствующей проверки.

Поводы для проверки

Первый вариант, при котором возможна проверка Роспотребнадзора: организация занесена в список тех, кому ведомство собирается нанести визит по плану. Соответствующий документ можно найти на сайте органа. Как правило, запланированный визит инспекторов Роспотребнадзора сопровождается предварительной отправкой уведомления в адрес проверяемой компании.

В соответствии с нормами законодательства, Роспотребнадзор может проводить плановые проверки с периодичностью не чаще, чем раз в три года. При этом обязательно согласование данного типа процедур с органами прокуратуры. Сведения о том, что такие-то организации подлежат проверке, как мы уже сказали выше, должны вывешиваться на сайте ведомства. Или, как вариант, в СМИ.

Другое дело - внеплановые проверки. Как мы уже сказали выше, одним из поводов для их проведения может быть жалоба покупателя магазина или клиента какого-либо сервиса. Как правило, идет в территориальную структуру ведомства - Роспотребнадзор по Москве или по Санкт-Петербургу. Но жалобы клиентов не единственные факторы, которые могут повлиять на инициирование проверки. Есть и другие веские основания. Например, такие:

  • истек срок, в течение которого организация или предприниматель должны исполнить выданное Роспотребнадзором предписание о необходимости устранить нарушение требований, что определены на уровне релевантных правовых актов;
  • в ведомство обратились с заявлением другие индивидуальные предприниматели, должностные лица из структур государственных или муниципальных органов власти, и Роспотребнадзор счел их обращение соответствующим своей компетенции;
  • на предприятии произошел прецедент, связанный с чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, опасный для граждан.

Отметим, что те самые "релевантные правовые акты" могут отражать как федеральное, так и муниципальное законодательство. Если город, где прописано предприятие, которое проверяет Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то в этом случае контрольно-надзорные процедуры будут учитывать местное законодательство северной столицы.

Внеплановая проверка также должна быть обговорена с органами прокуратуры населенного пункта. Если город, где будет проводить проверку Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то согласование должно происходить именно с прокурорскими структурами северной столицы. В случае если основанием стала чрезвычайная ситуация, то ведомству достаточно уведомить соответствующую правоохранительную структуру в течение суток после проведения внеплановой проверки.

Предмет проверки

Предположим, в нашу компанию собирается нанести визит (в рамках такой процедуры, как плановая проверка) Роспотребнадзор. Что проверяют инспекторы чаще всего? Внимание специалистов может привлечь достаточно широкий спектр объектов - площадь помещения, уровень освещенности, расположение относительно жилых блоков здания (если бизнес расположен в таковом). Возможен вариант, при котором инспекторам не понравится тот факт, что какие-то входы в здание располагаются в непосредственной близости от частных квартир. Исследование бизнесов на предмет нарушений, как правило, сопровождается также изучением документов, которыми, исходя из законодательных предписаний, должна владеть компания, и последующим вынесением акта.

Требуемые документы

Итак, на носу - проверка, Роспотребнадзор. Что проверяют еще? Как мы уже сказали, заинтересовать сотрудников упомянутого ведомства могут документы. Какого рода? Это зависит от профиля деятельности организации. Чаще всего, документы представляют собой различного рода заключения, выписанные санитарно-эпидемиологическими службами. Также в некоторых случах может потребоваться оформление сертификатов соответствия для продаваемых товаров или выпускаемой продукции. В числе бумаг, которые также в ряде случаев потребует ведомство, - договор со специализированной организацией, занимающейся вывозом твердых отходов (на практике, вместе с тем, такие соглашения подписывает, как правило, собственник помещения - если предприниматель арендует цех или офис, то достаточно иметь копию документа).

Проверять инспекторы могут также сроки годности реализуемой продукции, то, как располагаются одни товары относительно других, температурный режим содержания продуктов и иного рода нормативы. Если у предпринимателя есть наемные сотрудники, то Роспотребнадзор, вероятно, попросит показать оформленные на них санитарные книжки (если законодательство предписывает их иметь, исходя из заниаемой специалистами должности) и сведения о медосмотре. Во многих случаях ведомство проверяет также качество спецодежды работников.

Важнейший документ - программа Он должен содержать ключевые положения, отражающие правила эксплуатации производственных ресурсов. Например, то, как контролируется уровень освещенности в помещении, температура в нем, насколько регулярно проходит стирку одежда специалистов. Эксперты полагают, что данный документ - один из тех, что запрашивает наиболее часто Роспотребнадзор. План проверок, составляемый ведомством, таким образом, может в значительной степени сводиться к мониторингу наличия у бизнесов программ производственного контроля.

Другой важный документ - журнал учета средств дезинфекции. Его особенность в том, что он подлежит предварительной регистрации в самом проверяющем ведомстве. То есть предприятию следует оформить его заранее. Штраф за его отсутствие довольно внушительный - 20 тыс. рублей.

Штрафные санкции

Основная мера реагирования ведомства на нарушения предприятиями санитарного и иного законодательства - штрафы. Одновременно с ними вручаются предписания, в соответствии с которыми бизнесу необходимо устранить нарушения. Штрафы Роспотребнадзора могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Принципы их определения излагаются в КоАП РФ. Вместе с тем, организация или предприниматель вправе обжаловать штрафы.

Стратегия реагирования

Что проверяет Роспотребнадзор, мы выяснили. В то же время полезно будет изучить алгоритм действий, на тот случай, если ведомство приходит в нашу компанию с проверкой. Что необходимо сделать в момент визита инспектора?

Прежде всего следует ознакомиться с содержанием его служебного удостоверения (а также аналогичных документов других сотрудников - если инспекторов несколько). Если все в порядке, то имеет смысл попросить показать приказ Роспотребнадзора о проведении соответствующего типа проверки. Данного рода документ должен содержать ряд обязательных сведений. А именно:

  • указание, какое именно территориальное управление Роспотребнадзора проводит проверку;
  • ФИО должностных лиц, которые соответствующим образом уполномочены на выполнение проверки;
  • ФИО экспертов и партнерских организаций, которые привлечены к работе инспекторов Роспотребнадзора;
  • название предприятия или же ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которых инициируется проверка;
  • информация о целях проверки, ее задачах, непосредственном предмете, а также сроках проведения;
  • перечень оснований для инициирования проверки со ссылкой на правовые акты;
  • список обязательных требований, установленных законодательством (включая муниципальное), исполнение которых организацией является предметом проверки;
  • информация о мероприятиях, которые связаны с контролем выполнения задач по достижению целей проверки - сроки и перечень;
  • список административных регламентов, релевантных процедурам проверки и контрольного типа мероприятий;
  • перечень документов, которые организации или индивидуальному предпринимателю необходимо иметь с тем, чтобы цели проверки были достигнуты;
  • дата начала проверки и ее окончания.

Инспекторы также обязаны отдать руководителю организации копию данного приказа. На ней соответствующее территориальное управление Роспотребнадзора должно поставить свою печать.

Нюансы проверки

Как мы уже сказали выше, инспекторы могут проверять достаточно широкий спектр элементов производственного процесса. Какие еще примечательные действия могут совершать специалисты ведомства?

Если к своей работе инспекторы в ходе ведомственного взаимодействия привлекли санитарных врачей, то в этом случае, вероятнее всего, будут проверяться те самые заключения, выданные санитарно-эпидемиологическими службами, а также сертификаты соответствия. Все зависит от профиля деятельности фирмы, а также от типов реализуемых товаров. В частности, та продукция, которую нужно в обязательном порядке сертифицировать, отражена в перечне, что прописан в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года. Как отмечают некоторые эксперты, отсутствие соответствующих документов для реализуемых товаров - одно из наиболее частых нарушений, что выявляют инспекторы Роспотребнадзора.

Специалисты ведомства также могут проверить организацию на предмет соблюдения СанПиН. Также, если говорить о документах, Роспотребнадзор может запросить договора, заключенные между бизнесом и организацией, оказывающей услуги по дезинсекции и дератизации. К тому же специалисты по эпидемиологии Роспотребнадзора могут проверить, в какой степени положения соответствующих соглашений реализуются на практике. То есть посмотреть, например, нет ли в помещении насекомых или грызунов.

Когда не все действия правомерны

Мы обсудили, что проверяет Роспотребнадзор, рассмотрели нюансы проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий. Полезно будет узнать, какие действия ведомство проводить не вправе. К таковым относятся:

  • проверка инспекторами выполнения требований, которые назначены другими ведомствами, вне своей компетенции;
  • плановые проверки, если должностные лица организации или их представители, которые должны участвовать в мероприятии, отсутствуют на рабочем месте;
  • требовать документы, предоставления информации, образцов товаров, если они не входят в перечень тех, что составляют объект проверки;
  • изымать документы, что не могут быть отнесены к предмету контрольно-надзорного мероприятия;
  • требовать образцы товаров или продукции для того, чтобы исследовать их в порядке экспертизы, не оформив должным образом составленный акт о соответствующем отборе проб;
  • брать образцы товара сверх тех норм, что установлены в релевантных нормативных документах;
  • нарушать коммерческую тайну, разглашать сведения, что охраняются соответствующими нормами закона, если они получены в ходе проверки (если иное не предписано в правовых актах).

Что проверяет Роспотребнадзор, а также каковы ограничения его возможных действий, мы выяснили. Важнейший момент - документальная регистрация сведений о контрольно-надзорных мероприятий, проводимых ведомством. Организации и предприниматели должны завести специальный журнал учета, оформленный посредством прошивки, нумерации, а также заверенный печатью фирмы, в котором подлежит фиксации информация, отражающая действия проверяющего ведомства. Каждый раз, когда приходит с визитом территориальный Роспотребнадзор, в данном журнале нужно производить соответствующие записи. Они должны содержать следующие данные:

  • название органа надзора;
  • дата, время проверки;
  • правовые основания проведения контрольно-надзорного мероприятия;
  • цели, задачи проверки;
  • предмет проводимого ведомством мероприятия;
  • перечень нарушений;
  • информация о составленных инспекторами протоколах и предписаниях.

В журнале также следует указать ФИО, а также должность представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно участвовали в проверке. Они же должны подписаться под сведениями, отражаемыми в документе, о котором идет речь.

Итоговые документы

После того как Роспотребнадзор проведет проверку, специалисты ведомства обязаны составить акт о соответствующем мероприятии. В нем должны отразиться результаты контрольно-надзорных процедур.

В двух экземплярах. Он должен содержать следующую информацию:

  • дату, время, адрес составления;
  • название структуры Роспотребнадзора, которая провела проверку;
  • дата, а также номер распоряжения, в соответствии с которым проведено контрольно-надзорное мероприятие;
  • ФИО и указание должностей специалистов ведомства, которые провели проверку;
  • название проверяемой организации, ФИО руководителя или его представителя, присутствовавших при контрольно-надзорных процедурах (а также аналогичного типа сведения об индивидуальном предпринимателе);
  • дата, время, длительность, адрес осуществления проверки;
  • сведения об итогах контрольно-надзорных мероприятий, о нарушениях, которые специалистам Роспотребнадзора удалось выявить (характер несоответствия правовым актам, лицах, кто их допустил и т. д.);
  • данные, отражающие факт ознакомления (или отказа от него) с текущим актом проверки руководителя компании (его представителя) либо индивидуального предпринимателя;
  • сведения о внесении в журнал учета (о котором мы говорили выше) записей о проведенном контрольно-надзорном мероприятии либо о невозможности фиксации соответствующей информации в связи с тем, что необходимый документ отсутствовал в распоряжении организации или ИП;
  • подписи специалистов Роспотребнадзора, которые провели проверку.

Не считая акта, который выдается в двух экзамплярах, может потребоваться оформление иных документов. Например, если эксперты ведомства осуществляли отбор товаров, обследовали помещения и иные объекты, релевантные предмету проверки, то должны составиться протоколы, заключения, объяснения, акты и иного рода бумаги, имеющие отношение к контрольно-надзорному мероприятию.

Куда направляются экземпляры базового документа, акта? Одна копия отдается руководителю организации (или предпринимателю), его представителю. Второй идет в соответствующий территориальный центр Роспотребнадзора для внесения в реестры. Возможен вариант передачи первой копии по почте письмом с уведомлением.

Если есть жалобы

Предприятия имеют полное право обжаловать итоги проверки Роспотребнадзором. Если сомнения есть, то выразить недовольство нужно как можно быстрее. Поскольку по умолчанию предписания ведомства подлежат немедленному исполнению. Если бизнес не устранит предписания, то, в соответствии с положениями КоАП РФ, предприятие будет привлечено к административной ответственности. Каким образом жаловаться? Несогласие с итогами проверки следует оформлять в виде жалобы. Направить ее можно сразу в суд или же в вышестоящую структуру ведомства. Например, если проверку проводил один из территориальных отделов столичной организации, то жалобу можно направить в московский Роспотребнадзор (Управление органа).

Что должен содержать документ? В жалобе нужно указать вероятные ошибки сотрудников ведомства процессуального характера (например, если не были соблюдены нормы, отражающие присутствие на рабочем месте руководителя или его представителя), неверное применение актуальных правовых актов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что порядок обжалования для разных документов, оформляемых Роспотребнадзором по факту проверки, не всегда одинаковый. Например, если предмет жалобы - составленное предписание, то порядок ее рассмотрения должен осуществляться в соответствии с 25-й главой ГПК. Если же ведомство вынесло постановление - то в силу вступает уже 30-я статья КоАП. Вместе с тем характер обжалуемого документа не определяет орган, куда направляется жалоба. То есть если неверные, по мнению предпринимателя, действия совершили столичные сотрудники ведомства - направляем документ в Роспотребнадзор по Москве, в Управление органа.

Организациям (предпринимателям) пройти проверку Роспотребнадзора без выявления каких-либо нарушений не просто. Однако при условии знания своих прав, порядка проведения проверок и их видов, а также полномочий и обязанностей проверяющих такое мероприятие может пройти с гораздо меньшим уроном.Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей. Согласно Положению о Роспотребнадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) он наделен довольно обширными полномочиями. Так, Роспотребнадзор осуществляет профилактику инфекционных заболеваний, лицензирование отдельных видов деятельности, защиту прав потребителей, санитарный надзор и т.д.

Практически любая организация может быть проверена Роспотребнадзором, но особое внимание уделяется юрлицам и предпринимателям, которые занимаются реализацией товаров (работ, услуг) населению. Несмотря на то что по общеустановленному правилу Роспотребнадзор может проводить проверки только один раз в три года (плановая проверка), данные организации (предприниматели) проверяются гораздо чаще (внеплановая проверка). В большинстве случаев это связно с тем, что в Роспотребнадзор поступают обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов или санитарно-эпидемиологических правил.

При осуществлении контрольных мероприятий Роспотребнадзор может проверить практически все, поэтому организациям (предпринимателям) следует вести всю необходимую документацию и соблюдать соответствующие требования законодательства с момента открытия. Если оставлять это на потом, то в итоге будет очень сложно все привести в порядок и пройти проверку без замечаний или штрафов.

Итак, рассмотрим виды проверок, которые проводит Роспотребнадзор, права и обязанности его должностных лиц, а также допускаемые ими нарушения, на основании которых результаты проверки можно оспорить.

Виды проверок

Порядок проведения проверок Роспотребнадзором регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ) и положениями Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764.

Согласно ст. ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится Роспотребнадзором не чаще чем один раз в три года в отношении одного юрлица или одного предпринимателя на основании утвержденного ежегодного плана проведения проверок. При этом план проведения проверок в отношении юрлица, ведущего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу либо представительству, расположенному в соответствующем субъекте РФ.

Основанием для проведения у организации или коммерсанта плановой проверки является истечение трех лет со дня:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала ведения деятельности в соответствии с представленным уведомлением в Роспотребнадзор о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (уведомление должны представлять лица, которые намерены выполнять работы (оказывать услуги), указанные в Приложении N 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

Данный Перечень является закрытым, и Роспотребнадзор не вправе проводить плановые проверки по не указанным в нем основаниям.

Стоит отметить, что плановые проверки юрлиц (предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. Например, организации (бизнесмены), согласно данному Перечню осуществляющие деятельность детских лагерей на время каникул, проверяются один раз перед началом каникул и далее не чаще одного раза в смену.

План проверок утверждается ежегодно. Данный план Роспотребнадзор должен доводить до сведения заинтересованных лиц путем размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.

Так, с планом проверок на 2014 г. можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора http://inspect.rospotrebnadzor.ru/2014 либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также, согласно пресс-релизу от 01.07.2014, размещенному на сайте Роспотребнадзора, план проверок на 2015 г. будет опубликован в сети Интернет в срок до 31 декабря 2014 г.

Роспотребнадзор обязан уведомить организацию (коммерсанта) о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, даже несмотря на существование плана в открытом доступе. В качестве уведомления в адрес проверяемого направляется копия распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения проверки (типовая форма утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Нарушение данного срока признается грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и может привести к отмене результатов проверки по заявлению проверяемого (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Внеплановая проверка чаще всего проводится из-за поступивших в Роспотребнадзор жалоб от граждан о нарушении их потребительских прав. Однако это не единственное основание для проведения такой проверки. Так, в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ указаны следующие причины:

— истечение срока исполнения организацией (предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роспотребнадзор информации о возникновении угрозы либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— Приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Если внеплановая проверка проводится на каких-либо других основаниях, то это является нарушением, которое влечет за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого. Помимо этого, за такое нарушение виновные сотрудники Роспотребнадзора могут быть привлечены к ответственности.

Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемого о внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, но только в том случае, если она обусловлена истечением срока исполнения ранее выданного предписания либо приказом руководителя органа Роспотребнадзора, изданным в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ. Если данное требование нарушено, то проверяемый может подать заявление, на основании которого результаты проверки будут отменены.

В остальных случаях (нарушения прав потребителей, причинения вреда жизни) внеплановая проверка может проводиться без предупреждения. Однако сотрудники Роспотребнадзора перед непосредственным началом проведения соответствующих мероприятий должны предъявить проверяемому копию распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Поскольку сотрудники Роспотребнадзора должны предъявлять проверяемому распоряжение (приказ) о начале проверки, то следует знать, что в нем должно содержаться. В документе указывается:

— наименование органа госконтроля (надзора) или органа муниципального контроля;

— Ф.И.О. и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

— наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя, проверка которых проводится, место нахождения организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства предпринимателя, а также место фактического осуществления ими деятельности;

— цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

— правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

— сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

— перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

— список документов, представление которых фирмой (бизнесменом) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

— даты начала и окончания проведения проверки.

Если в документе отсутствует хотя бы один из вышеуказанных пунктов, то проверяемый вправе отказаться выполнять требования контролеров до тех пор, пока в распоряжение не внесут все необходимые сведения. Проверяемый также может отказаться от выполнения требований в том случае, если сотрудники Роспотребнадзора не предъявили ему приказ о начале проведения проверки.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Помимо этого, в распоряжении указывается форма проводимой проверки. Решение о форме проверки принимает руководитель органа Роспотребнадзора. Она может быть как документарной, так и выездной.

Документарная

При документарном контроле инспекторы проверяют документы организации (предпринимателя). Такая проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.

Предметом документарной проверки являются:

— сведения, содержащиеся в документах фирмы (бизнесмена), устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности;

— документы, используемые при осуществлении юрлицами (коммерсантами) деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, предписаний и постановлений органов контроля.

Роспотребнадзор сначала должен рассмотреть документы проверяемых, которые имеются у него в распоряжении. К ним, например, относятся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и т.д. Если сведения в данных документах вызывают сомнения либо не позволяют оценить исполнение обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, то инспектор, проводящий проверку, вправе затребовать у проверяемого иные документы. Для этого в адрес организации (предпринимателя) направляется мотивированный запрос, к которому должна быть приложена копия распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Проверяющие могут потребовать следующие документы:

— договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения;

— медицинские книжки с отметками о прохождении медобследования;

— приказы о назначении ответственных должностных лиц;

— договоры с организациями, производящими дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещения, а также вывоз отходов, журнал учета санитарных проверок и т.п.

Обратите внимание, что требования к наличию тех или иных документов в разных регионах могут отличаться.

Документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (иного уполномоченного должностного лица), индивидуального предпринимателя, должны быть направлены в орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

За непредставление документов может быть наложен штраф в размере от 100 до 300 руб. — для граждан; от 300 до 500 руб. — для должностных лиц; от трех до пяти тысяч рублей — для юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).

Стоит отметить, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении документарной проверки не имеют права:

— требовать у проверяемого сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки;

— требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;

— требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Если в ходе данной проверки инспекторы выявят ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то они вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме. Пояснения необходимо направить в Роспотребнадзор в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. При этом проверяемый вместе с пояснениями вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Если после рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролеры выявят нарушения, то они имеют право провести выездную проверку.

И вы и мы продолжаем удивляться и недоумевать, почему Роспотребнадзор продолжает безнаказанно разрешать и далее прикрывать применение реагентов, которые по Закону применять нельзя. Было очень сложно понять и осознать, что именно даёт чувство безнаказанности и спокойствия высокопоставленным сотрудникам этого надзорного органа?

Оказывается всё просто — Роспотребнадзор выведен из структуры Министерства здравоохранения, передан под управление Правительства РФ и теперь контролирует сам себя, т.е. сам придумывает правила и сам себя надзирает. Ни больше, ни меньше…

А теперь смотрим мноходовочку в обратном порядке:

23 октября 2013. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко освобожден от занимаемой должности и назначен помощником премьер-министра России Дмитрия Медведева , сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление пресс-секретаря главы правительства Натальи Тимаковой. По ее словам, соответствующее распоряжение подписано Медведевым.

По словам Тимаковой, договоренность о новом месте работы Онищенко была достигнута между ним и премьер-министром еще год назад . Тогда при заключении годового контракта о работе Онищенко в Роспотребнадзоре Медведев предложил ему после истечения контракта перейти на работу в правительство в качестве помощника премьера.

Казалось бы, что Геннадию Григорьевичу делать в Правительстве, что советовать и чем рулить? Судя по всему, сей ларчик просто открывается, потому как Геннадий Онищенко предположительно продолжает рулить Роспотребнадзором, для чего тот заблаговременно был вырван у Минздрава и передан в Правительство РФ.

За три месяца до отставки

02 июля 2013. Госдума приняла во вторник во втором и третьем окончательном чтении закон, который выводит из ведения Минздрава Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Изменения вносятся в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В первом чтении законопроект был принят 22 мая 2013г. Законодательная инициатива подготовлена в соответствии с указами президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»***.

Согласно документу, Роспотребнадзор выведен из ведения Минздрава РФ и руководство его деятельностью возложено на правительство РФ. Также установлены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению функций по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Предлагается в целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований наделить Роспотребнадзор полномочиями по осуществлению функций по разработке и утверждению санитарных правил.

«Теперь Роспотребнадзору даются полномочия беспрецедентные в рамках административной реформы, он теперь является и правоустанавливающим, и проверяющим исполняющим органом. Это артефакт, нарушается вся логика построения системы государственной власти на правоустанавливающие органы, министерства и реализующие, то есть придумают норму и сами у себя будут требовать ее исполнения», - сказал РИА Новости глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

Он уточнил, что контроля никакого, кроме как со стороны самого Роспотребнадзора, не будет.

*** Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Роспотребнадзор будет подчиняться непосредственно Правительству РФ, а не Минздраву, как это было раньше .

Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликован в «Российской газете» 22 мая 2012 года и вступил в силу с момента публикации. В соответствии с этим документом Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

Обновленный Минздрав получает функции по обращению лекарственных средств и обеспечению их качества, по медицинской помощи и реабилитации, по фармацевтической деятельности, по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и работников, трудящихся в опасных условиях, по воздействию на организм человека различных факторов, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Минздрав продолжит координировать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в его ведении остается Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и потерявший свою социальную составляющую Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

Наконец, этим же указом Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) переходит под непосредственное управление Правительства РФ. Ранее это ведомство также подчинялось Минздравсоцразвития .