Административная деятельность полиции. Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении? Сроки и решения в административном судопроизводстве

Административное нарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности. В первом случае нарушитель предвидит все негативные последствия своего поступка и совершает его именно с целью их наступления. Во втором случае нарушение совершается по незнанию или из-за излишней самонадеянности, когда человек осознает возможность наступления вредных последствий, но полагает, что сможет их избежать.

К административной ответственности могут привлекаться лица, достигшие возраста 16 лет. Те, кому еще нет 18 лет, с учетом обстоятельств дела могут быть освобождены от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних.

Получив дело об административном правонарушении, орган или должностное лицо, правомочные его рассматривать, должны вынести решение в течение 15 дней. Если дело рассматривается судьей, он обязан рассмотреть его в течение двух месяцев со дня получения всех материалов. При поступлении ходатайств от участников дела об административном правонарушении или в ситуации, когда не до конца выяснены все детали происшедшего, срок рассмотрения может быть продлен на один месяц.

Административные нарушения, подпадающие под статьи 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», рассматриваются судьей в течение пяти дней, продление срока рассмотрения не допускается. В данном случае речь идет о правонарушениях, посягающих на .

Если речь идет об административном нарушении, за которое предусмотрен административный арест или выдворение, дело рассматривается в день получения протокола о нарушении. В случае задержания нарушителя срок рассмотрения не может превышать 48 часов.

В ситуации, когда административное нарушение предусматривает прекращение, временное приостановление или запрет деятельности юридического лица, срок рассмотрения дела составляет 7 суток.

Иногда граждане, совершившие , пытаются избежать наказания, избегая вручения повестки в суд. Необходимо знать, что дело может быть рассмотрено и без их участия. Для суда достаточным является факт направления повестки в их адрес.

В том случае если извещение о дате судебного заседания действительно опоздало, придя на следующий день после вынесения решения, следует на почте оставить заявление с указанием на то, что извещение пришло поздно и получить от почтовых работников справку о принятии заявления. Далее с ней следует обратиться в суд, и ваше дело будет направлено на новое рассмотрение. Если же вы вообще не получали извещения, вы можете обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях , достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц , сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дел о некоторых административных правонарушениях, которые определены ст. 28.1 КоАП РФ, являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия , органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

    оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составлялся.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ случаев назначения административного наказания без составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших , если они имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ , предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются прежде всего должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти , их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ . Государственные органы, уполномоченные составлять протоколы о конкретных административных правонарушениях в дополнение к органам, рассматривающим дела об этих правонарушениях, указаны в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень должностных лиц данных органов, уполномоченных составлять такие протоколы, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти .

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ, вправе составлять: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки , предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ для административного расследования.

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда (а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем 10 МРОТ), протокол об административном правонарушении не составляется. Уполномоченным на то должностным лицом оформляется предупреждение либо назначается и взимается административный штраф прямо на месте совершения административного правонарушения1. Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, то протокол об административном правонарушении составляется и в этом случае.

В тех случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды , производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение принимается должностным лицом в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении отражаются:

  • дата и место составления определения;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
  • повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
  • данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца (а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье , в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (или вынесения постановления). Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест , передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Стадия исполнения таких постановлений (решений) состоит из трех этапов:

  1. обращения к исполнению (в ст. 31.4 КоАП РФ говорится о приведении в исполнение);
  2. реального исполнения наказания , назначенного постановлением (решением);
  3. окончания исполнения постановления (решения).

Важный юридический вопрос — время вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. С этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлекавшимся к . Постановление вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный ст. 30.3 КоАП РФ 10-дневный срок со дня вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим , их законными представителями копий постановления.

Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний

КоАП РФ регламентирует два варианта окончания производства по исполнению постановления, а значит, и окончания всего производства по делу:

а) когда исполнение произведено в полном размере;
б) когда исполнение не производилось или произведено неполно в связи с наличием обстоятельств, названных в законе .

Если постановление исполнено в полном размере (штраф взыскан, конфискованные вещи изъяты, виновный отбыл арест и т. д.), орган, должностное лицо, осуществлявшие исполнение, обязаны произвести два формальных (технических) действия:

а) сделать в постановлении отметку о виде, размере, дате исполненного наказания ;
б) направить исполненное постановление органу, должностному лицу, судье , который его вынес.

В ч. 2 ст. 31.10 КоАП РФ названы основания, при наличии которых полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено судье, органу, должностному лицу, принявшему его.

Во-первых, называется такое обстоятельство, что по указанному в деле адресу виновное лицо не проживает, не работает, не учится или не находится юридическое лицо , на имущество которого может быть обращено взыскание.

Во-вторых, полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено субъекту, его вынесшему, если у лица, привлеченного к административной ответственности , отсутствует имущество, доходы , на которые может быть обращено взыскание. В этом случае к постановлению должны быть приложены: акт о несостоятельности гражданина или об отсутствии имущества; справка банка об отсутствии денег на счете юридического лица, частного предпринимателя ; документ о мерах, принятых для отыскания имущества, доходов у лица, подвергнутого административному наказанию .

В-третьих, полностью неисполненное постановление должно быть возвращено, если истек годичный срок давности приведения его к исполнению.

При рассмотрении вопроса о прекращении исполнения полностью или частично неисполненного постановления следует также иметь в виду, что исполнение должно быть прекращено также в случаях: смерти лица, привлеченного к ответственности; отмены постановления, вступившего в законную силу.

Исполнение постановлений о назначении административного штрафа

Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания — штрафа — регулирует ст. 32.2 КоАП РФ. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной денежной суммы. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу полностью или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет . Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью и по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица .

Если оштрафованное лицо в течение установленного законом срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то судья (орган, должностное лицо), вынесший постановление, обращает постановление к принудительному исполнению.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок. За данное правонарушение наступает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток.

Исполнение постановлений о лишении специального права

Наиболее часто на практике лишаются права на управление автомототранспортных средств водители за нарушение Правил дорожного движения. Постановление судьи о лишении такого права исполняется органами внутренних дел. В основном этим занимаются должностные лица структурного подразделения ОВД - ГИБДД.

Постановление судьи о лишении права на управление трактором, самоходной машиной, другими видами самоходной техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием этой техники. К таковым в соответствии со ст. 23.35 КоАП РФ относятся органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, системы Министерства сельского хозяйства РФ.

В ст. 32.6 КоАП РФ говорится об изъятии у виновного документа, которым удостоверяется, что гражданину дано специальное право (на управление автомототранспортным средством, охоту).

Очевидно, что изъятие документа, подтверждающего право лица на управление транспортным средством, охоту, — лишь формальная часть карательного воздействия, содержащаяся в таком наказании , как лишение специального права. Главное же в том, что виновный на определенный срок лишается права заниматься определенным видом деятельности. А если он будет ею заниматься, то, независимо от того, изъят у него соответствующий документ или нет, его действия будут квалифицироваться как нарушение правил охоты, дорожного движения и т. д.

Соответственно исполнение постановления о лишении специального права предполагает последующий контроль за тем, чтобы наказанный не занимался соответствующей деятельностью.

О водителях-профессионалах, которые работают в таком качестве по найму в организациях, у частных лиц на переданных им или на своих транспортных средствах и были лишены права на управление, ГИБДД обязана сообщить по месту их работы об этом. Постановление о лишении водителя права на управление транспортными средствами является основанием для увольнения лица с работы или перевода его с его согласия на другую работу.

Часть 2 ст. 32.7 КоАП РФ содержит правило исчисления срока лишения специального права в тех случаях, когда документы на право управления транспортными средствами и охотничьи билеты не были изъяты, а виновные уклоняются от их сдачи после вступления постановления в законную силу. При таких условиях срок лишения специального права прерывается. Он начинает исчисляться со дня сдачи виновным или изъятия у него документа.

Очевидно, что применение специального правила исчисления сроков влечет неблагоприятные последствия для лица, уклоняющегося от исполнения наказания. Поскольку время до сдачи (изъятия) документа не включается в срок лишения права, общий (фактический) срок наказания становится больше, чем срок, названный в постановлении судьи. По существу, ч. 2 ст. 32.7 содержит «исполнительскую санкцию» для виновных, а значит, такая санкция не должна применяться, если лицо не уклоняется от выполнения обязанности, но из-за болезни, по другим уважительным причинам не могло своевременно ее выполнить.

Если лицо, ранее лишенное специального права за административное правонарушение , за новое административное правонарушение подвергнуто такому же наказанию, то срок исполнения нового наказания начинает идти со дня, следующего за днем окончания первого назначенного административного наказания .

Исполнение постановлений об административном аресте

Исполнение постановлений об административном аресте имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что постановление судьи об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения, а значит, фактически вступает в силу немедленно после его вынесения.

Исполнение таких постановлений возложено на органы внутренних дел. ОВД обязаны обеспечить доставление наказанных в специальные помещения, содержание их там под стражей, питание и необходимые для проживания в закрытых помещениях условия. При размещении арестованных в камеры мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Арестованные содержатся в специальных приемниках или в специально оборудованных для этого камерах.

Перед водворением в камеру арестованные досматриваются сотрудниками ОВД одного пола с арестованным в присутствии двух понятых. У арестованных изымаются предметы и вещи , кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей. Изъятое имущество подробно описывается в протоколе личного досмотра и досмотра вещей.

Лица, подвергнутые административному аресту, дактилоскопируются и фотографируются.

Арестованным запрещается хранить и употреблять спиртные напитки и наркотические средства, играть в карты и другие азартные игры. Им предоставлены права :

  • обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
  • один раз за время ареста пользоваться телефоном для связи с родственниками продолжительностью до трех минут;
  • иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;
  • пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио;
  • получать вещевые и продуктовые передачи;
  • на ежедневную часовую прогулку и др.

Срок отбывания административного ареста начинает идти с того часа, когда произведено административное задержание лица, а последнее на основании ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ исчисляется с момента его доставления в помещение соответствующего субъекта власти . Следует учесть, что срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

Если задержанный был освобожден из-под стражи до рассмотрения судьей дела, время задержания приплюсовывается к времени ареста. Если виновный был взят под стражу в зале суда , а ранее не задерживался в административном порядке, срок ареста исчисляется с того часа, когда гражданин фактически был взят под стражу.

Арест исчисляется сутками, начиная с часа, когда лицо было изолировано от общества . В срок ареста не включается время, когда виновный не находился под стражей (был госпитализирован, самовольно оставил место отбывания ареста и т. п.).

За самовольное оставление места отбывания ареста гражданин на основании ст. 20.25 КоАП РФ подвергается аресту на срок до 15 суток. Новый срок ареста добавляется к старому, он начинает идти сразу после окончания исполнения первого постановления об аресте.

  • Введение в дисциплину «Административная деятельность полиции»
  • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью
    • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности
    • Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
    • Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
    • Методологическая основа курса «Административная деятельность полиции». Взаимосвязь с другими специальными дисциплинами
  • Административная деятельность полиции
  • Полиция: понятие и основные направления деятельности
    • Назначение полиции России
    • Правовая основа деятельности полиции
    • Основные направления деятельности полиции
  • Организация полиции
    • Правовое положение и организационная структура МВД России
    • Полиция в структуре ОВД
  • Обязанности и права полиции
    • Обязанности полиции
    • Права полиции
  • Административная деятельность полиции: понятие, содержание, принципы
    • Административная деятельность полиции: признаки и особенности
    • Принципы административной деятельности ОВД
  • Формы и методы административной деятельности полиции
    • Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика
    • Методы административной деятельности полиции
    • Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения
    • Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции
  • Административный надзор полиции
    • Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности
    • Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц
    • Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Взаимодействие полиции с судами и органами системы ФСИН по осуществлению надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
  • Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: правовые основы, условия и пределы
    • Основания применения сотрудниками полиции физической силы
    • Основания применения сотрудниками полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и запреты, связанные с его применением
  • Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Задержание как отдельная мера государственного принуждения
    • Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения
    • Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения
    • Формирование и ведение полицией банков данных о гражданах как отдельная мера государственного принуждения
  • Административно-юрисдикционная деятельность ОВД (полиции)
  • Рассмотрение полицией обращений граждан
    • Содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции
    • Обращения граждан в ОВД
  • Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях
    • Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях
    • Процессуальные документы, применяемые сотрудниками полиции для возбуждения дел об административных правонарушениях
  • Реализация полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
    • Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
    • Меры, направленные на пресечение административного правонарушения
    • Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
  • Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях
    • Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
  • Исполнение ОВД (полицией) постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Правовые основы исполнения полицией постановлений о назначении административных наказаний
    • Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
    • Организация исполнения ОВД административных наказаний
  • Обеспечение законности в административной деятельности полиции
    • Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции
    • Контроль и надзор за законностью деятельности полиции
    • Основные направления укрепления законности в административной деятельности полиции
  • Организация административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
  • Основы правоохранительной службы
    • Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
    • Организационная структура подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка
    • Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
    • Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
  • Правовое положение и организация деятельности дежурных частей ОВД
    • Деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
    • Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
    • Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
    • Патрульно-постовая служба полиции: правовое положение, задачи, функции, силы и средства
    • Элементы организации ППСП
    • Обязанности и права личного состава ППСП
  • Правовое положение участковых уполномоченных полиции
    • Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц
  • Организация деятельности участковых уполномоченных полиции
    • Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке
    • Отчет участковых уполномоченных полиции о результатах работы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних
    • Обязанности и права сотрудников ПДН
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
    • Правовая и организационная основа деятельности изоляторов ОВД для временного содержания подозреваемых и обвиняемых
    • Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Лицензионно-разрешительная деятельность и контроль полиции за оборотом оружия
    • Правовые основы деятельности ОВД по осуществлению лицензионно-разрешительной работы
    • Лицензирование частной охранной и сыскной деятельности
    • Лицензирование деятельности, связанной с оборотом оружия
    • Административно-правовые средства контроля полиции за оборотом служебного и гражданского оружия
  • Контроль полиции за частной детективной и охранной деятельностью
    • Задачи и компетенции полиции по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью
    • Основные обязанности сотрудников полиции в ходе осуществления контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности
  • Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России
    • Организационная структура Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Регистрация и учет автотранспортных средств
    • Новая система подготовки водительского состава. Пропаганда правил дорожного движения
    • Взаимодействие ГИБДД с государственными органами, негосударственными организациями в обеспечении безопасности дорожного движения
  • Дорожно-патрульная служба ГИБДД
    • Задачи, функции дорожно-патрульной службы
    • Подразделения ДПС: виды, структура и функции
    • Контроль сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Государственная услуга по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции
  • Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил
    • Контроль полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России
    • Контроль полиции за соблюдением порядка пребывания и проживания на территории РФ
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
    • Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности
    • Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД на транспорте
    • Организационно-правовые основы деятельности ОВД на железнодорожном транспорте
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного и водного транспорта
    • ОВД на воздушном транспорте: задачи, функции, деятельность по обеспечению авиационной безопасности
    • Особенности организации общественного порядка на объектах водного транспорта
  • Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции
    • Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
  • Пресечение административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
    • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика
    • Деятельность полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на права граждан
    • Деятельность полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
    • Деятельность полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении
  • Пресечение административных правонарушений в области дорожного движения
    • Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Административная ответственность в области дорожного движения
    • Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения
    • Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников
  • Пресечение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
    • Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
  • Особенности административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции при получении информации о проведении на обслуживаемой территории публичных и массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка
    • Деятельность сотрудников полиции по оказанию содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в период проведения публичных и массовых мероприятий
  • Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
    • Правовые и административно-правовые режимы: понятие и признаки
    • Классификация административно-правовых режимов
    • Деятельность полиции при введении особых режимов

Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях

Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления - центральная в производстве стадия. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения постановления. Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 24.1 КоАП РФ. На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит реализация как административно-материальных, так и административно-процессуальных норм. И в конечном итоге предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела (ст. 28.7 КоАП РФ) является составленный уполномоченным должностным лицом и надлежащим образом оформленный протокол о правонарушении или постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Подготовка к рассмотрению дела . Правила подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении содержатся в ст. 29.1 КоАП РФ. При подготовке к рассмотрению дела выясняются следующие вопросы:

  1. относится ли к компетенции судьи, органа, должностного лица рассмотрение данного дела;
  2. имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  3. правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  4. имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  5. достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  6. имеются ли ходатайства и отводы.

Если поступившее дело не относится к компетенции данного судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, то оно направляется по принадлежности или возвращается в тот орган, откуда поступило.

К обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела о правонарушении, относятся следующие:

  1. судья, член коллегиального органа, должностное лицо являются родственниками лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя;
  2. судья, член коллегиального органа, должностное лицо лично прямо или косвенно заинтересованы в разрешении дела.

При наличии указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны согласно ст. 29.3 КоАП РФ заявить о самоотводе, подав соответствующее заявление председателю суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

В свою очередь лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым могут быть вынесены следующие определения (ст. 29.4):

  1. о назначении времени и месте рассмотрения дела;
  2. о вызове участников производства и других лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  3. об отложении рассмотрения дела;
  4. о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые их представили с нарушением предъявляемых к ним требований (неправильное составление протокола и оформление материалов, неполнота последних и др.), без устранения которых не может быть рассмотрено дело;
  5. о направлении протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, а также в случае, если вынесено определение об отводе судьи, органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин тех или иных участников производства и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

По общему правилу (ст. 29.5) КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства этого лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о невыполнении соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором или объявлением забастовки, вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство. Дело о правонарушении, влекущее лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом протокола о правонарушении и других материалов дела. В случае поступления заявлений от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на месяц, о чем выносится мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Непосредственное рассмотрение дела . Это очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса по административным правонарушениям. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях.

Хотя непосредственным предметом правоприменения в этом производстве служит отдельный, конкретный случай, здесь в конечном итоге проявляются нормативно-правовая урегулированность соответствующих общественных отношений и действенность правовых гарантий обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.

Главная цель рассмотрения дела по существу: установление фактических обстоятельств совершения правонарушения; объективная правовая оценка его; применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентируется ст. 29.7-29.13 КоАП РФ. Слушание дела начинается с объявления того, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. После этого устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Участникам производства разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела; истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Также может быть вынесено определение о передаче дела по подведомственности в соответствии со ст. 29.5, если таковая нарушена.

Если нет препятствий для рассмотрения дела о правонарушении, оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости - и иные материалы дела.

Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При необходимости могут производиться и иные процессуальные действия в соответствии с нормами КоАП РФ.

При рассмотрении дела большой объем занимает аналитическая работа, оценка деяния, квалификация содеянного. Анализируя ситуацию, судья, орган, должностное лицо определяют характер совершенного деяния, степень вины лица, в отношении которого ведется производство, оценивают все доказательства, внимательно разбираются в существе дела. Объективная истина по делу должна базироваться на представленных материалах, а также на данных, которые получены в ходе слушания дела.

В процессе рассмотрения материалов дела важно установить, имело ли место правонарушение и правильно ли оно квалифицировано, виновно ли лицо, которое подлежит ответственности, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли смягчающие обстоятельства или отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению, и другие факторы, влияющие на вынесение объективного и справедливого постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол. В протоколе указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывает председательствующий в заседании коллегиального органа и секретарь этого органа.

Вынесение постановления . По результатам рассмотрения дела о правонарушении принимается постановление. В нем дается окончательная правовая оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, определяются вид и мера воздействия. В зависимости от результатов рассмотрения может быть принят один из двух вариантов постановления по делу:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5); освобождения привлекаемого лица от административной ответственности и объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановление по делу представляет собой административный акт, имеющий обязательную силу как для правонарушителя, так и для физических, должностных и юридических лиц, которые должны его исполнять. Постановление должно быть оформлено надлежащим образом. В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ в нем должны содержаться следующие сведения: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица; наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела: сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении разрешаются и другие вопросы. Если при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение судьей одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест или в отношении которых не применена или не может быть применена конфискация или возмездное изъятие. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при отсутствии сведений о владельце - передаются в собственность государства в установленном порядке. Вещи, изъятые из оборота, передаются в соответствующие организации или уничтожаются. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела и в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления. Копия постановления по делу в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, и копия постановления о назначении наказания направляются в соответствующую организацию.

Кроме постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение . Оно выносится в случаях передачи дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; передачи дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В определении указываются: должность, фамилия и инициалы судьи, должностного лица, наименование состава коллегиального органа, вынесших определение; дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела; сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела; содержание заявления, ходатайства; обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела; решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

Определение по делу, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Определение подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.

Кроме рассмотренных актов (постановления, определения) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление об устранении указанных причин и условий . Организации и должностные лица, в адрес которых направлено представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения (ст. 29.13) и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, инициировавшим представление.

Назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении . Если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном ст. 32.3 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ (ст. 28.6 КоАП РФ).

Должностные лица ОВД вправе назначать такие наказания, как предупреждение и штраф . При этом начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административное наказание в виде штрафа в размере до 2000 руб.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении выносится без лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

Стадия административного расследования . Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится после выявления административного правонарушения в следующих областях: (1) антимонопольного законодательства; (2) патентного законодательства; (3) законодательства о естественных монополиях; (4) законодательства о рекламе: (5) законодательства об акционерных обществах; (6) о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах; (7) законодательства о выборах и референдумах; (8) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; (9) законодательства о противодействии коррупции: (10) законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (11) законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах; (12) законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним; (13) миграционного законодательства; (14) валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; (15) защиты прав потребителей; (16) охраны здоровья граждан; (17) авторского права и смежных прав; (18) товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров; (19) области налогов и сборов; (20) санитарно-эпидемиологического благополучия населения; (21) таможенного дела; (22) экспортного контроля; (23) государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги); (24) регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; (25) охраны окружающей среды; (26) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; (27) пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте; (28) несостоятельности (банкротства); (29) размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления - немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  1. решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;
  2. решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;
  3. решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении . Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5 КоАП РФ). По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Статья 276. Место рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 80, 81, 121-126, статьями 128-129, частями первой и второй статьи 130, статьей 132, частью четвертой статьи 133 и статьей 139 (когда правонарушение совершено водителем) настоящего Кодекса, могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителя.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 177 и 178 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя.
Административными комиссиями дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства нарушителя.
Законами Украины может быть предусмотрено и иное место рассмотрения дела об административном правонарушении.
(В ред. от 29.05.85 г., 16.10.85 г., 19.05.89 г., 15.09.89 г., 29.07.91 г., 15.11.91 г., 23.12.93 г., 15.11.94 г., 05.10.2000 г., 05.04.2001 г.)

Статья 277. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 422, частью первой статьи 44, статьями 44\ 1061, 1062, 162, 173,173\ 178, 185, частью первой статьи 1853, статьями 1857, 18510, 18822, 203-2061, рассматриваются в течение суток, статьями 146,160,1602,1851, 2127-21220 - в трехдневный срок, статьями 461, 51 и 176 - в пятидневный срок, а статьями 101-103 настоящего Кодекса - в семидневный срок.
Законами Украины могут быть предусмотрены и иные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.
(В ред. от 29.05.85 г., 03.04.86 г., 12.06.87 г., 21.08.87 г., 03.08.88 г., 27.04.89 г., 19.01.90 г., 07.03.90 г., 20.04.90 г., 04.05.90 г., 18.01.91 г., 28.01.91 г., 03.03.93 г., 28.01.94 г., 15.02.95 г., 01.10.96 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 20.11.2003 г., 2.06.2005 г., 15.11.2005 г., 23.02.2006 г.)

Статья 278. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешает следующие вопросы:
1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
2) правильно ли составлены протоколы и другие материалы дела об административном правонарушении;
3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;
4) востребованы ли необходимые дополнительные материалы;
5) подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката.

Статья 279. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий на заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

Статья 280. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
(Вред, от 16.10.85 г., 05.04.2001 г.)

Статья 281. Протокол заседания коллегиального органа по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении коллегиальным органом дела об административном правонарушении ведется протокол, в котором указываются:
1) дата и место заседания;
2) наименование и состав органа, рассматривающего дело;
3) содержание рассматриваемого дела;
4) сведения о явке лиц, участвующих в деле;
5) объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела;
7) сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.
Протокол заседания коллегиального органа подписывается председательствующим на заседании и секретарем этого органа.

Статья 282. Предложения об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, установив причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, вносит в соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, общественную организацию или должностному лицу предложения о принятии мер по установлению этих причин и условий. О принятых мерах в течение месяца со дня поступления предложения должно быть сообщено органу (должностному лицу), внесшему предложение.
(В ред. от 05.04.2001 г.)