ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС,
Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
Защита населения от ЧС в Российской Федерации является общегосударственной задачей. Государственной Думой 11,11.94 принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Законом определены организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на всей территории страны.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни и здоровья, личного имущества; использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты; информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС. Они обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности; знать способы защиты и оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.
Особое место в комплексе мероприятий по защите населения занимает обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья спасателей - граждан, которые подготовлены и аттестованы для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС. Статус, права и обязанности спасателей определены Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой 14.07.95. Законом гарантированы права спасателей по защите их жизни и льготы при выполнении обязанностей по ликвидацииЧС. Защита населения и спасателей от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС. Основные принципы защиты населения:
Защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;
Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов - природного, техногенного, военного характера и др.;
Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются дифференцированно с учетом военно-экономического и административно-политического значения конкретных районов, городов и объектов экономики; особенностей заселения территории; продолжительности и степени возможной и реальной опасности, создаваемой ЧС; природно-климатических и других местных условий;
В целях рационального расходования ресурсов максимально эффективно (по двойному назначению - в производственных интересах и для защиты населения) используются имеющиеся и создаваемые здания и сооружения, технические средства и имущество.
Основным объектом защиты в ЧС является человек с его правами на жизнь, здоровье, а также сохранение имущества. Вместе с тем каждый человек должен сам заботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны участвовать в мероприятиях по защите от ЧС и получать для этого необходимые знания.
Защита достигается проведением до и после возникновения ЧС следующих мероприятий:
Прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;
Непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;
Оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;
Эвакуация людей из опасных зон и районов;
Инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;
Применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;
Оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;
Подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил РСЧС;
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;
Обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;
создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧСБольшое значение для эффективности защиты людей имеют следующие мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:
Обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизо-отиями, в том числе способам оказания первой медицинской помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;
Морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;
Использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного, химического загрязнения территории и др.;
Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, кожных покровов от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;
Соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;
Проведение мероприятий медицинской защиты, являющихся составной частью медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.
К основным способам защиты населения от ЧС относятся: своевременное оповещение, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, в том числе медицинских, и эвакуация населения
Способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
Защита населения в укрытиях
В чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения при ЧС в современных условиях являются:
- укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;
- рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;
- своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.
Для укрытия людей заблаговременно на случай ЧС строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:
- по назначению (для населения или для размещения органов управления);
- по месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);
- по времени возведения (заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);
- по характеру (убежища или укрытия).
Убежищем называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.
По степени защиты убежища подразделяют на пять классов. Однако с 1991 года в России убежища строятся, в основном, не выше 4 класса.
Современные убежища - это сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных систем и приборов, необходимых для обеспечения нормальных условий жизнеобеспечения в течение расчетного времени. По вместимости убежища, возводимые заблаговременно, условно разделяют на следующие виды:
- малой вместимости (до 150 чел.);
- средней вместимости (150-600 чел.);
- большой вместимости (свыше 600 чел.).
В убежищах от воздействия ударной волны, обломков разрушающихся зданий, проникающей радиации, светового излучения и высоких температур защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, защитно-герметические двери, ставни, ворота), клапаны на воздухозаборных, выхлопных и других отверстиях. Для защиты от отравляющих бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют.
Каждое убежище состоит из основных помещений (отсеки для укрываемых и медпункт) и вспомогательных (санузлов, дизельной электростанции, склада горюче-смазочных материалов, фильтровентиляционной камеры, складских помещений, кладовой для продуктов, тамбуров, аварийного выхода и др.).
Вместимость убежища определяется числом сидячих мест на первом ярусе нар и числом лежачих мест - на втором, но так, чтобы внутренний объем помещения составлял не менее 1,5м3 на одного укрываемого. При определении вместимости убежища норма площади на одного укрываемого принимается 0,5м2 при двухъярусном расположении нар и 0,4м2 при трехъярусном. Высота помещения должна быть не менее 2,2м. Количество мест для сидения при двух ярусах должно составлять 80%, а при трех ярусах - 70%.
В защитных сооружениях запрещается курить, шуметь, зажигать без разрешения лампы, свечи, пахучие вещества, приводить животных. Укрывающиеся люди обязаны держать в готовности имеющиеся средства индивидуальной защиты и медицинские средства. Не следует без особой надобности ходить по помещению. Сведения о наземной обстановке укрываемые получают по радиотрансляционной сети или по телефону. Своевременная и спокойная информация необходима для предотвращения паники.
Убежища оборудуются всеми системами жизнеобеспечения. Система воздухоснабжевия включает воздухозаборные устройства, противопылевые фильтры и фильтры-поглотители, вентиляторы, воздухорегулирующие и защитные устройства.
Отчистка воздуха осуществляется:
- в режиме чистой вентиляции, когда наружный воздух очищается только от пыли с воздухообменом 8-13м3 на человека в час;
- в режиме фильтровентиляции, когда воздух дополнительно пропускается через фильтры-поглотители для очищения от отравляющих веществ и бактериальных средств с воздухообменом не менее 2м3 на человека в час.
Регенерация воздуха осуществляется посредством соответствующих патронов. Очищенный воздух вентиляторами нагнетается по воздуховодам в отсеки убежища.
Система водоснабжения обеспечивает людей водой для питья и гигиенических нужд. Она осуществляется от наружной водопроводной сети. Предусмотрен также аварийный запас (только для питья из расчета 3 литра на 1 человека), который хранят в стационарных баках. Санузел размещается в помещении, изолированном перегородками от отсеков убежища, с вытяжкой. Предусматривается отведение фекальных вод из расчета 2 литра на человека в сутки.
Убежища оборудуются также системами отопления, электроснабжения, освещения, радио и телефоном.
Противорадиационное укрытие (ПРУ) - это сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, светового излучения проникающей радиации, ударной волны (частично), а также от непосредственного попадания отравляющих веществ и бактериальных средств.
Оборудуются ПРУ обычно в подвалах (погребах), цокольных этажах прочных зданий и сооружений с небольшими оконными проемами. При недостатке заглубленных помещений, которые могут быть использованы под укрытия, строят специальные ПРУ с применением для этого подручных материалов. Планировка укрытия должна быть простой, входы в укрытие завешиваются мягким материалом (брезентом, одеялами, мешковиной). По возможности ПРУ оборудуется необходимыми системами жизнеобеспечения (воздухообмена, водоснабжения, канализации, освещения и медицинского обслуживания).
При отсутствии ПРУ можно быстро построить простейшее укрытие (щель), Такое укрытие представляет собой траншею глубиной 180-200см, шириной по верху 100-120см, а по дну - 80см, с выходом под углом в 90 градусов к его продольной оси. Длина укрытия определяется из расчета 0,5м на одного укрываемого.
Отрытая щель уменьшает в 1,5-2 раза вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией. Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, от ударной волны в 2,5-3 раза, от проникающей радиации и радиоактивного излучения в 200-300 раз. Перекрытая щель предохраняет также от непосредственного попадания на кожу и одежду человека радиоактивных отравляющих и бактериальных средств.
В случае чрезвычайной ситуации необходимо помнить о защитных свойствах местности и уметь их использовать. Высокую степень защиты от ударной волны, проникающей радиации, светового излучения ядерного взрыва обеспечивают узкие, глубокие и извилистые овраги, карьеры, насыпи, ложбины, канавы, лесной массив и пр.
При нахождении на открытой местности в момент вспышки необходимо закрыть глаза для защиты от светового излучения, упасть лицом вниз спиной к взрыву, используя защитные свойства рельефа местности.
Помните, что опасно укрываться у стен зданий и сооружений из-за их возможного обрушения.
Эвакуация населения
Эвакуация - это организованный вывоз населения из городов в загородную зону с целью его рассредоточения.
Эвакуация является одним из способов защиты населения в чрезвычайной ситуации. При этом эвакуация рабочих и служащих осуществляется по производственному принципу, а населения, не связанного с производством, - по территориальному принципу (по месту жительства, через домоуправления). Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районе рассредоточения. Эвакуацию нужно проводить в кратчайший срок, сочетая перевозку на различных видах транспорта с пешнм порядком.
Получив указания об эвакуации, необходимо собраться и в назначенное время прибыть на сборный эвакуационный пункт (СЭП), имея при себе документы, средства индивидуальной зашиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 2-3 дня) и самую необходимую посуду. Все вещи должны быть уложены в чемодан, сумку или рюкзак. В квартире по месту жительства выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки.
Для совершающих марш пешим порядком от сборного пункта предусматриваются привалы: малый (10-15 мин) - через каждые 1-1,5 часа движения и большой (1-2 ч) в начале второй половины перехода до приемного эвакопункта (ПЭП). Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти и штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Режимы радиационной защиты населения
Режим радиационной защиты населения означает порядок действия людей, оказавшихся в зоне радиоактивного заражения, а также порядок применения средств защиты для уменьшения возможных доз облучения.
Для защиты населения предусмотрено три типовых режима радиационной защиты;
N1 - применяется для населенных пунктов, в которых население проживает в основном в деревянных домах (с коэффициентом ослабления радиации в 2-3 раза);
N2 - предусмотрен для населенных пунктов, где жители проживают в каменных одноэтажных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 10 раз;
N3 - предусмотрен для населенных пунктов, где население проживает в мжогоэтажных каменных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 20-30 раз. При этом необходимо помнить, что подвалы жилых домов существенно снижают уровень проникающей радиации (от 7 раз в деревянных одноэтажных домах до 400 раз в многоэтажных каменных).
Любой из этих трех режимов предполагает трехэтапный порядок поведения в зоне поражения;
а) первый этап - это период времени, в течение которого надо постоянно находиться в убежище;
б) второй этап - включает время, в течение которого надо находится поочерёдно в убежище и в своем доме (квартире);
в) третий этап - это время пребывания только в своем доме (квартире) с кратковременным выходом на улицу (не более чем на 1 час).
Продолжительность каждого этапа зависит от степени защиты людей от радиации, которую обеспечивают убежище и жилое помещение, а также от уровня радиации в районе заражения и времени его спада.
Уровень радиации можно ориентировочно оценить исходя из того, что уже через 7 часов после ядерного взрыва уровень радиации уменьшается в 10 раз, через суткя - в 45 раз, через двое суток - в 100 раз, а спустя две недели - в 1000 раз.
Продолжительность пребывания в убежище определяется штабом ГО и ЧС в зависимости от радиационной обстановки. Используя справочные таблицы и имеющуюся информацию по радиационной обстановке, можно самостоятельно определить время пребывания в убежище или в ином защитном сооружении (ПРУ, подвале и т.п.).
Действия населения по сигналам оповещения службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
В чрезвычайной ситуации исключительно важное значение имеет своевременность оповещения населения о возникшей угрозе. С возникновением угрозы ЧС прежде всего местные органы власти немедленно принимают обязательные постановления (решения), в которых определяются правила поведения граждан с учетом сложившейся обстановки. Руководители (работодатели) предприятий, учреждений и организаций доводят эти решения до работников.
Основным способом оповещения населения о ЧС является передача речевых сообщений с использованием сетей проводного радиовещания и телевидения. Для привлечения внимания населения перед передачей речевых сообщений включаются сирены, заводские гудки и другие сигнальные средства.
Это означает сигнал - "Внимание всем!". Это предупредительный сигнал перед речевым сообщением. Услышав его, необходимо включить радио или телевизор для прослушивания экстренных сообщений.
Примерные тексты речевых сообщений.
При аварии на химически опасном объекте : "Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города N. Граждане! Произошла авария на мясокомбинате с разливом аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направление поселка Инской. В зону заражения попадают улицы Рябиновая, Некрасова и Водосточная. Жителям этих улиц и работникам учреждений, находящихся на этлх улицах, немедленно выйти в район горы Красная. В дальнейшем действовать в соответствия с указаниями городского штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций".
При угрозе радиоактивного заражения : "Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города N. Граждане! Возникла непосредственная угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства индивидуальной защиты и держите их постоянно при себе. По команде городского штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций наденьте их. Для защиты поверхности тела используйте плащи и накидки. Проверьте герметизацию жилых помещений, упакуйте продукты питания и сделайте запас воды. В дальнейшем действуйте по указанию городского штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций".
Четкие действия при оповещении о чрезвычайных ситуациях помогут каждому с меньшим риском сохранить здоровье и жизнь.
2.Коллективные средства защиты.
Средства коллективной защиты (СКЗ) - это защитные инженерные сооружения гражданской обороны. Они являются наиболее надежным средством защиты населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения. Защитные сооружения в зависимости от их защитных свойств подразделяются на убежища (У) и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей могут применяться простейшие укрытия (ПрУК).
Убежища - это специальные сооружения, предназначенные для защиты людей от поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных (биологических) средств, а также от высоких температур и вредных газов, образующихся при пожарах
Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту людей от ионизирующих излучений при радиационном заражении местности. Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а также от попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных (биологических) средств.
Устраиваются ПРУ чаще всего в подвальных этажах зданий и других сооружений. В ряде случаев могут строиться отдельно стоящие быстровозводимые противорадиационные укрытия, для чего используются промышленные (сборные железобетонные элементы, кирпич, прокат) или местные (лесоматериалы, камни и т.п.) строительные материалы.
Под противорадиационные укрытия приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погребы, овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.
Организационные основы обеспечения БЖ. Структура, организация,
Формирования, силы ГО, их состав, предназначение.
Организация и ведение ГО - одна из основных функций государства, составная часть его оборонных мероприятий. Порядок организации и ведения ГО определены Законом РК "О Гражданской оборонеСилы ГО, состоят из: 1) Воинских частей ГО РК, 2)территориальных формирований ГО 3) Объектовых формирований ГО 4)Формирований служб ГО и ЧС 5) оперативно-спасательных отрядов На период проведения спасательных работ по решению правительства могут превлекаться воинские части, министерство обороны и МВД РК. Формирования ГО создаются по территориально-производственному принципу в областях и городах, районах и организациях независимо от форм собственности. Территориальные формирования создаются решением акимов, объектовые формирования об организациях. Общее количество, структура и численность формирований ГО определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения с учетом характера и объема выполненных задач, наличие человеческих ресурсов, необходимых специалистов техники и местных условий. Для регионов подверженных землетрясению формирования ГО создаются из расчета 1 спасатель на 10 чел населения. Для промышленных регионов подверженных наводнениям и пожарам 1 спасатель а 15-20 чел населения. Формирования ГО по предназначению делятся на основные формирования (разведки, спасательные, медицинские, инженерные, противопожарные, радио и хим. Защиты и аварийно-технические) и обеспечивающие формирования(связи материально-технического обеспечения, транспортные, охраны общественного порядка защиты животных и растений. Формирования ГО комплектуются мужчинами и женщинами трудоспособного возраста, за исключением инвалидов 1,2,3 группы, беременных и женщин имеющих ребенка до 8 лет, а также в военное время военно-обязанных имеющих мобилизационное предписание.
Основные принципы возникновения ЧС.Классификация ЧС.
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной сферы.
Чрезвычайная ситуация – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.
Основные причины возникновения ЧС:
Внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно- конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
Внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.
Характеристика и классификация ЧС техногенного характера. Аварии на химически опасных объектах.
ЧС техногенного характера- это ЧС, вызванные промышленными, транспортными и др. авариями, пожарами, взрывами, авариями с выбросамт (с угрозой взрыва), сильнодествующих ядовитых радиоактивных, внезапным разрушением зданий и сооружений, прорывами платин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения и отчастных сооружений.
Химическая авария - авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом аварийно химически опасных веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды. Химическая безопасность- это состояние радиационной обстановки, обеспечение комплекса мероприятий, ограничивающих химическое воздействие на персонал, население и окружающую среду в соответствии с установленными нормами.
В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.
Аварии на водном транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.
Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОКЕ
Обморок проявляется: кратковременной потерей сознания; резкой бледностью кожи; глаза закатываются и закрываются; конечности холодные на ощупь; кожа покрывается липким потом; редким пульсом.
Продолжительность приступа
составляет от нескольких секунд до 1-2 минут, затем следует быстрое и полное
восстановление сознания.
Пострадавшего надо уложить на спину с несколько откинутой назад головой,
расстегнуть воротник, обеспечить доступ свежего воздуха. Обрызгать лицо
холодной водой, поднести к носу ватку, смоченную в нашатырном спирте. Если
лежащему пострадавшему приподнять ноги, кровь быстрее прильет к голове, и он
быстрее придет в сознание. После обморока человеку рекомендуется полежать час
Два, выпить горячего сладкого чая.
Одна из главных мер защиты от землетрясения - не поддаваться панике.
Если можно успеть быстро покинуть здание (лучше в течение первых 15-20 секунд), то это необходимо сделать. Выбежав из здания, следует сразу отойти от него на открытое место, подальше от электроприборов, карнизов, стекол и т.д.
Если обстановка не позволяет покинуть здание, то надо, оставаясь в нем, укрыться в заранее выбранном, относительно безопасном месте. В многоэтажном доме можно распахнуть дверь на лестницу и стать в проем. Не следует бояться, если дверь заклинит - так бывает из-за перекоса здания.
При возникновении опасности падения кусков штукатурки, светильников, стекол нужно прятаться под стол. Школьникам можно залезть под парты, отвернуться от окон и закрыть лицо и голову руками.
С началом землетрясения необходимо погасить огонь. Нельзя зажигать спички, свечи и пользоваться зажигалкой во время или сразу после подземных толчков.
Нельзя создавать давку и “пробки” в дверях и прыгать в окна, находясь выше первого этажа, а также прыгать через застекленные окна. При явной необходимости стекло можно выбить табуреткой, в крайнем случае - спиной.
При выходе из здания нужно пользоваться не лифтом, а лестницей. В любой обстановке надо действовать уверенно, не допускать излишней спешки и суеты.
При следовании в автомобиле во время начавшегося землетрясения надо остановиться в таком месте, чтобы не создавать помех транспорту, и оставаться в машине.
Классификация наводнений. Заторы и зажоры на реках. Рекомендации населению при угрозе и во время наводнений.
Наводнение - значительное затопление местности в результате подъема уров-ня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, материальной сфере и природной среде. Катастрофические наводнения вызывают затопления обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем.
наводнения можно разделить на четыре группы:
низкие (малые) - наблюдаются в основном на равнинных реках и имеют повторяемость примерно 1 раз в 5-10 лет. При этом затопляется менее 10% сельхозугодий, расположенных в низинных местах, наносится незначительный материальный ущерб и почти не нарушается ритм жизни населения.
высокие - сопровождаются значительным затоплением, охватывают сравнительно большие участки местности, существенно нарушают хозяйственную деятельность и установленный ритм жизни. Иногда приходится временно отселять население. Материальный и моральный ущерб значительны. Происходят 1 раз в 20-25 лет.
выдающиеся - охватывают целые речные бассейны. Парализуют хозяйственную деятельность, наносят большой материальный и моральный ущерб. Очень часто приходится прибегать к массовой эвакуации населения и материальных ценностей. Повторяются примерно один раз в 50-100 лет.
катастрофические - вызывают затопления громадных территории в пределах одной или нескольких речных систем. Хозяйственная деятельность полностью парализуется Резко изменяется жизненный уклад населения. Материальный ущерб огромен. Наблюдаются случаи гибели людей. Случаются один раз в 100-200 лет и реже.
Затор - это скопление льда в русле, ограничивающее течение реки. В результате происходит подъем воды и ее разлив.
Затор образуется обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек во время разрушения ледяного покрова. Состоит он из крупных и мелких льдин.
Зажор - явление, сходное с затором льда. Однако, во-первых, зажор состоит из скопления рыхлого льда. (шуга, небольшие льдинки), тогда как затор есть скопление крупных и в меньшей степени небольших льдин. Во-вторых, зажор льда наблюдается в начале зимы, в то время как затор - в конце зимы и весной.
При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять бли-жайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организован-ной эвакуации по воде с помощью различныхплавсредств или пешим порядком по бродам. В такой обстановке не следует поддаваться па-нике, терять самообладание, необходимо принять меры позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных во-дой и нуждающихся в помощи. В светлое время суток это достигается вывешиванием на высоком месте белого или цветного полотнища, а в ночное время - подачей световых сигналов.
Смерч - восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси. Восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид темного столба диаметром от несколько десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения..Ураган - ветер разрушительной силы и продолжительности, когда скорость его достигает 30 метров в секунду. Причина ураганов - большая разница атмосферного давления на близком расстоянии, что чаще всего связано с циклонами.
Информация об угрозе ураганов и бурь осуществляется заблаговременно
Сигнал оповещения об угрозе ураганов, бурь и смерчей подается сиреной и дублируется через наружные громкоговорители и квартирные радиоприемники, а также местные радиовещательные станции и телевидение.
С получением сигнала население приступает к работам по повышению устойчивости зданий, сооружений и других мест расположения людей, предотвращению пожаров и созданию необходимых запасов.
С наветренной стороны зданий плотно закрываются окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия..
В домашних условиях жильцы должны проверить размещение и состояние электровыключателей, газовых и водопроводных магистральных кранов и в случае необходимости уметь ими пользоваться.
Находясь в здании, следует остерегаться ранений осколками оконного стекла. При сильных порывах ветра необходимо отойти от окон и занять место в нишах стен, дверных проемах или стать вплотную к стене. Для защиты рекомендуется также использовать встроенные шкафы, прочную мебель и матрасы.
При вынужденном пребывании под открытым небом необходимо удалиться от зданий и занять для защиты овраги, ямы, рвы, канавы, кюветы дорог. Если ураганы и бури сопровождаются грозой, следует избегать ситуаций, при которых возрастает вероятность поражения электрическими зарядами. В ходе и после урагана или бури не рекомендуется заходить в поврежденные здания, а при необходимости это следует делать с осторожностью, убедившись в отсутствии значительных повреждений лестниц, перекрытий и стен, очагов пожара, утечки газа, разрыва электропроводов.
При получении информации о приближении смерча или обнаружении его по внешним признакам следует покинуть все виды транспорта и укрыться в ближайшем подвале, убежище, овраге или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле. При выборе места защиты от смерча следует помнить, что это природное явление часто сопровождается выпадением интенсивных ливневых осадков и крупного града. В таких случаях нужно принимать меры защиты и от поражения этими гидрометеорологическими явлениями.
Классификация СИЗОД.
Средство индивидуальной защиты органов дыхания - это носимое на человеке техническое устройство, обеспечивающее защиту организма от опасных и вредных п в зависимости от принципа действия СИЗОД делятся на два больших класса: фильтрующие и изолирующие.
Фильтрующие СИЗОД более просты в эксплуатации и обеспечивают эффективную очистку вдыхаемого человеком воздуха, благодаря чему получили наиболее широкое распространение в промышленности. Особенностью фильтрующих СИЗОД является ограниченная область их применения, связанная с необходимостью знания состава воздуха рабочей зоны и обязательным наличием в нем не менее 17% кислорода.
Изолирующие СИЗОД могут применяться независимо от состава воздуха, окружающего человека. Однако из них только шланговые СИЗОД, которые отличаются относительной простотой в эксплуатации, получили распространение при выполнении обычных технологических операций. Недостатком шланговых СИЗОД является ограниченность передвижения пользователя длиной шланга. Автономные дыхательные аппараты лишены этого недостатка, однако, они более сложны в обращении и требуют высокой квалификации персонала. Они используются, главным образом, работниками специализированных служб при проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.роизводственных факторов, воздействующих ингаляционно.
Цель, задачи, функции БЖД.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин.
Три основные задачи БЖД:
· Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.
· Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.
· Ликвидация возможных опасностей исходя из концентрации и остаточного риска и ликвидация последствий воздействия на человека опасности.
Функции БЖД:
·описание жизненного пространства, его зонирование по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий их взаимного расположения режима действия, а также с учетом климатических и географических особенностей региона;
·формирование требований безопасности к источникам негативных факторов, назначение предельно допустимых выбросов, предельно допустимых сбросов, предельно допустимых концентраций, предельно допустимого риска;
·организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
·реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;
·обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологии.
Опасности среды обитания.
Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе "человек - среда обитания".
Опасность
- негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Различают опасности: - естественного, - техногенного - и антропогенного происхождения.
Естественные опасности
, обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая освещённость и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления, а также системы искусственного освещения.
Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя в среде обитания техногенные и антропогенные опасности. Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.
Антропогенные опасности
в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и изготовлении технических систем; при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль); при неправильном выполнении обслуживающим персоналом (операторами) процедур управления; при неправильной организации рабочего места оператора; при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и тренированности к выполнению поставленных задач. Производственные негативные (вредные) факторы:- запыленность и загазованность воздуха,- шум, вибрации, - электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.
Техногенные опасности. Современная техносфера многообразна: - её представителями являются города, в состав которых входят промышленные и селитебные зоны, - транспортные узлы и магистрали, - торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения, - ТЭС и ТЭЦ, - зоны отдыха и т.п. Техногенные опасности в техносфере формируются из-за наличия отходов производства и быта, из-за использования технических средств, из-за концентрации энергетических ресурсов и др. Наибольшую концентрацию негативные факторы техносферы имеют в сфере производства.
38. Средства защиты окружающей среды от вредных факторов (экобиозащитная техника).
Для обеспечения экологической безопасности технических систем и технологий используется экобио-защитная техника – средства защиты человека и природной среды от опасных и вредных факторов.
Защита атмосферы от вредных веществ производится с помощью очистки производственных воздушных выбросов от пыли (сухими и мокрыми методами), тумана электрофильтрами и фильтрами из различных материалов), вредных газов (в адсорберах с химио-препаратами и без них) и паров (конденсации).
Защита гидросферы осуществляется с помощью очистки сточных вод от загрязняющих их примесей с извлечением из сточных вод всех ценных веществ и их переработкой, или разрушением вредных веществ окислением или восстановлением, а затем удалением их в виде газов и осадков. Для реализации указанных методов используются очистные сооружения, через которые должны пропускаться все сточные воды промышленных предприятий и городской канализации.
Для защиты человека в условиях производства, а также при взаимодействии с техническими средствами вне производства применяются разнообразные средства, не допускающие или снижающие до допустимого уровня воздействие опасных и вредных факторов.
В частности, электрические установки должны иметь защитное заземление – соединение корпуса установки с проводником, находящимся под нулевым потенциалом «земли». При этом применяются зануление электроустановок (электрическое соединение с глухозаземленной нейтралью источника тока металлических частей, которые могут оказаться под напряжением) или защитное отключение (быстродействующая защита производит автоматическое отключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения человека электрическим током).
Для защиты от вредных веществ на рабочем месте (например, при пайке, работе с клеями, красками, лазерной обработке материалов) применяется местная вытяжная вентиляция.
Оградительные устройства служат для ограждения движущихся частей машин, мест вылета частиц обрабатываемого материала, зон воздействия высоких температур и вредных излучений.
Вибродемпферы (автомобильные и вагонные рессоры), виброизоляторы (резинометаллические амортизаторы, стальные пружины и др.) предохраняют человека от вредного воздействия вибрации при низкочастотной вибрации, а прокладки из губчатой резины – при высокочастотной вибрации.
Звукоизоляцию повышают сплошные панели из вибродемпфированного материала, наклеиваемые изнутри на корпус источника шума.
Кислотные дожди.
Кисло́тный дождь - все виды метеорологических осадков - дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при котором наблюдается понижение дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно - оксидами серы , оксидами азота)
Причины кислотных дождей
Определенный уровень кислотности имеет любая дождевая вода.. Небольшая кислотность объясняется содержанием в воздухе углекислого газа, но считается настолько низкой, что не наносит никакого вреда живым организмам. Причины кислотных дождей связаны исключительно с деятельностью человека, и не могут быть объяснены естественными причинами.
Предпосылки для повышения кислотности атмосферной воды возникают, когда промышленные предприятия выбрасывают большие объемы оксидов серы и оксидов азота. Оксиды попадают в атмосферу, соединяются с водой в результате реакций под действием солнечного света, и выпадают на землю в виде осадков, которые и называют «кислотные дожди».
Парниковый эффект
Парниковый эффект – это явление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы. При этом происходит нагревание, как самой атмосферы, так и земной поверхности. Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата. Причиной парникового эффекта является свойство атмосферных газов поглощать и испускать тепловое инфракрасное излучение и в природе это явление присутствовало всегда. Тревогу вызывает то, что в последние столетия явление парникового эффекта усиливается, а причиной усиления парникового эффекта является всё увеличивающиеся выбросы в атмосферу газов, возникающих в результате жизнедеятельности человечества. Автомобильные выхлопы, трубы заводов, ТЭЦ и даже сжигание бытового мусора загрязняют атмосферу парниковыми газами уже не одно десятилетие, парниковый эффект усиливается и последствием его может стать опасное для человечества глобальное потепление климата Земли. Так же последствием парникового эффекта является рост опустынивания земель из-за интенсивного испарения влаги, содержащейся в почве. |
Население, проживающее в оползне-, селе - и обвалоопасных зонах, должно знать очаги, возможные направления и основные характеристики этих опасных явлений. На основе прогнозов до жителей заблаговременно доводится информация о месторасположении их населенного пункта и предприятий относительно выявленных оползневых, селевых, обвальных очагов и возможных зон их действия, о периодах прохождения селевых потоков, а также о порядке подачи сигналов об угрозе возникновения этих явлений. Раннее информирование людей о возможных очагах стихийного бедствия предостерегает их от стрессов и паники.
При угрозе оползня, селя или обвала и при наличии времени организуется заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и имущества из угрожаемых зон в безопасные места.
Если заблаговременного предупреждения об опасности не было, и жители были предупреждены об угрозе непосредственно перед наступлением стихийного бедствия или заметили его предупреждение сами каждый из них, не заботясь об имуществе, производит экстренный самостоятельный выход в безопасное место. Естественными безопасными местами для экстренного выхода являются склоны гор и возвышенностей, не предрасположенные к оползневому процессу, или между которыми проходит селеопасное направление. При подъеме на безопасные склоны нельзя использовать долины, ущелья и выемки, поскольку в них могут образоваться побочные русла основного селевого потока.
Радиоактивное заражение
Радиоактивное загрязнение воздуха, местности, акватории и расположенных на них объектов происходит в результате выпадения радиоактивных веществ (РВ) из облака ядерного взрыва.
Источниками РВ в облаке являются продукты деления ядерного горючего (урана, плутония), непрореагировавшая часть ядерного горючего и радиоактивные изотопы, образующиеся в результате действия нейтронов на грунт (наведенная активность).
Параметрами радиоактивного загрязнения являются доза облучения (по воздействию на людей) и мощность дозы излучения - уровень радиации (по степени загрязнения местности и различных объектов). Электромагнитный импульс (ЭМИ) - это совокупность электрических и магнитных полей, возникающих в результате ионизации атомов среды под воздействием гамма-излучения. Продолжительность его действия составляет несколько миллисекунд.
Наиболее эффективной защитой от электромагнитного импульса является экранирование линий энергоснабжения и управления, а также радио- и электроаппаратуры.
Чрезвычайные ситуации, вызванные применением ядерного оружия, наиболее сложные. Для их ликвидации необходимы несоизмеримо большие силы и средства, чем при ликвидации ЧС мирного времени.
Признаки лавинной опасности:
- крупные снегопады зимой с приростом снежного покрова 20-30 см;
- продолжительные и глубокие похолодания или потепления в зимний период;
- выпадение дождя на поверхности снега;
- сильный ветер, образующий снежные каркасы и наддувы на крутых горных склонах и гребнях;
- высота снежного покрова на горных склонах более 30-60 см;
- вспучивание и проседание снежного покрова, возникновения трещин отрыва на горных склонах.
Меры безопасности при нахождении в лавиноопасном районе. Следует:
Не выходить на крутые заснеженные склоны, передвигаться следует только по дорогам и натоптанным тропам;
Постоянно следить за сообщениями средств массовой информации об обстановке в горах;
В течении 2-3 дней после обильного снегопада воздержаться от выхода в горы;
Избегать пересечения крутых склонов, немедленно прекратить движение, если под ногами слышен шум от просадки снега;
При прохождении лавинного участка не кричать и не шуметь;
Лавиноопасный участок проходить по одному
· укрыться за скалой, деревом, лечь на землю, защитить руками голову, дышать через одежду.
· при сносе лавиной делать плавательные движения, чтобы удержаться на поверхности.
· при погружении в снег подтянуть колени к животу, подождать прекращения движения лавины, определить верх-низ, экономя силы, пробирайться вверх, перемещая снег под ногами и утаптывая его.
Составляющими последствия применения ОМП являются: потери войск и объектов в очагах и районах применения ОМП; радиоактивное, химическое и биологическое заражение окружающей среды. Каждая из составляющих характеризуется соответствующими количественными показателями, которые оцениваются методами прогнозирования, по фактическим данным, а также по данным радиационной, химической и биологической разведки.
Ураганы, бури и смерчи относятся к опасным метеорологическим явлениям, которые способны нанести большой материальный ущерб и повлечь за собой человеческие жертвы.
Ураган – ветер, скорость которого превышает 120 км/ч. Ураган, проходя над океаном, формирует мощные облака, являющиеся источником катастрофических ливней, которые вызывают наводнения на значительных территориях. В свою очередь, ливневые осадки, приходящие с ураганами, являются также причиной таких стихийных явлений, как селевые потоки и оползни.
Смерчи , соприкасаясь с поверхностью земли, вызывают такие же разрушения, как сильные ураганы, но на значительно меньших площадях.
Пыльные бури , вызванные ветром, скорость которого достигает 62–101 км/ч, засыпают поля, населенные пункты и дороги слоем пыли и песка. Следствием снежных бурь являются прекращение движения транспорта в городах, на дорогах в сельской местности, гибель сельскохозяйственных животных и даже людей.
1) широкое оповещение населения о пути следования и времени подхода к различным районам опасного метеорологического явления, о возможном характере его воздействия, мерах безопасности и правилах поведения людей, оптимальных для складывающейся ситуации;
2) переход к безопасным режимам работы производств, прекращение строительно-монтажных работ с применением подъемных механизмов (башенных кранов), прекращение погрузоразгрузочных работ с применением подъемных механизмов (автокранов, портальных кранов, козловых и башенных);
3) перевод и перемещение в прочные или защищенные помещения уникального и особо ценного оборудования, в сельской местности – подвоз запаса кормов к фермам, создание запаса воды и т.д.
Защита населения при ЧС. Принципы и способы защиты.
Защита населения при ЧС представляет собой комплекс спасательных, аварийно-восстановительных и др. неотложных работ, проводимых при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС.
Принципы защиты населения - это официально установленные правительством РК положения определяющие порядок защиты населения страны в условиях мирного и военного времени. В законе РК «О гражданской защите» определены основные принципы защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при ЧС природного и техногенного характера:
1) гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по их предупреждению и ликвидации.
2) заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если существует потенциальная опасность.
3) обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС.
4) обязательность проведения спасательных аварийно-восстановительных и др. неотложных работ по ликвидации ЧС.
5) оказание экстренной медицинской помощи, специальная защита населения и пострадавших работников.
6) возмещение вреда причиненного в следствии ЧС здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйства.
К основным способам защиты населения относятся:
1)разработка планов ГО на мирное и военное время
2)подготовка населения к способам защиты от последствий ЧС и современных средств поражения
3)накопление коллективных и индивидуальных средств защиты и поддержание их готовности к использованию
4) подготовка эвакуационных мероприятий
5) проведение мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования отраслей и объектов хозяйствования
6) планирование и проведение защитных мероприятий по все территории республики
7) дифференцированный подход к определению характера и объема проведения защитных мероприятий.
Защита населения в ЧС включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий единой системы, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровья от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.
Основными принципами защиты населения являются:
Заблаговременность проведения мероприятий по обеспечению безопасности;
Дифференцированный подход в определении мероприятий защиты с учетом экономических, природных и иных характеристик региона, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, характерных для данной местности;
Необходимая достаточность мероприятий защиты и максимальная возможность использования имеющихся сил и средств;
Самостоятельность ликвидации ЧС, привлечение только сил и средств, имеющихся на данной территории, за исключением крупномасштабных ЧС;
Комплексность проведения мероприятий защиты, т.е. проведение всех мероприятий защиты, по возможности параллельно.
Предупреждение ЧС – это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами муниципальных образований и организационными структурами единой системы, направленными на предотвращение ЧС и уменьшение масштабов их последствий в случае возникновения.
Предотвращение ЧС – комплекс мероприятий включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников ЧС, а также подготовку к ЧС.
Профилактика возникновения источников ЧС предполагает заблаговременное принятие мер по устранению причин и предпосылок возникновения источников ЧС антропогенного происхождения, а также по минимизации ущерба от них. Она заключается в повышении надежности и устойчивости функционирования объекта путем своевременного устранения причин аварии за счет соблюдения технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.
Подготовка территории к ЧС предусматривает заблаговременное проведение в субъектах РФ комплекса экономических, организационных, инженерно-технических и санитарно-медицинских мероприятий с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.
Подготовка объекта экономики к работе в ЧС проводится в плановом порядке. На каждом объекте заблаговременно разрабатывается «Планзащиты рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера » (на мирное время) и «План гражданской обороны » (на военное время). Разработкой планов занимаются отделы ГО и ЧС объекта экономики.
С возникновением ЧС проводится целый комплекс мероприятий по защите персонала объекта и населения, который включает в себя:
Оценку обстановки;
Оповещение о чрезвычайной ситуации;
Укрытие в защитных сооружениях;
Эвакуацию (рассредоточение) из опасных зон в безопасные районы;
Дозиметрический и химический контроль;
Медико – профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
Организацию медицинской помощи;
Определение и соблюдение режимов радиационной, химической и бактериологической защиты;
Организацию охраны общественного порядка.
В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения об угрозе ЧС мирного времени и в условиях войныустановлен сигнал «Внимание всем!» Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях. Сообщение передается несколько раз в течение 5 минут.
Для оповещения населения в ходе военных действий установлены следующие сигналы ГО: «Воздушная тревога» (ВТ), «Отбой воздушной тревоги» (ОВТ), «Радиационная опасность», «Химическая тревога».
Действия персонала объектов экономики определяются специальными инструкциями в зависимости от особенностей объекта.
Укрытие людей от воздействия поражающих факторов источников ЧС проводится в специальных защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях), а также в помещениях производственных, общественных и жилых зданий, приспособленных для этих целей.
Эвакуация людей проводится с целью вывода их из зоны воздействия поражающих факторов источников ЧС.
Использование СИЗ органов дыхания и кожи предотвращает сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, а также светового, теплового и ионизирующего излучения.
Дозиметрический и химический контроль проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, а также дезактивации и дегазации техники, оборудования, транспорта, средств защиты, одежды, возможности использования продуктов питания и воды.
Профилактические медицинские мероприятия защиты населения при ЧС проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей в результате воздействия опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуируемых.
К защитным мероприятиям относится также, определение и соблюдение режимов защиты при радиационном, химическом и бактериологическом заражении местности. Цель введения режимов – исключение массовых поражений людей и обеспечение функционирования объектов и жизнедеятельности населения.
Режим радиационной защиты определяет порядок действий людей и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного заражения с целью уменьшения воздействия ионизирующего излучения.
Режим химической защиты определяет порядок работы и действий в зонах химического заражения и применение способов и средств защиты, исключающих поражение людей ОВ и ОХВ.
При возникновении аварии на ХОО, услышав сигнал оповещения, персонал и население надевают средства защиты органов дыхания и далее действуют в соответствии с указаниями отдела ГО и ЧС.
Для защиты населения от биологического оружия применяется режим карантина или обсервации.
При применении или обнаружении бактериологического (биологического) заражения подается сигнал «Химическая тревога». По этому сигналу следует надеть СИЗ и принять бактериальное средство № 1 из аптечки АИ – 2.
При установлении фактов возникновения инфекционных заболеваний среди людей или животных по распоряжению председателя КЧС в очаге поражения устанавливается карантин, а в прилегающих районах режим обсервации.
В целях обеспечения успешных действий сил ГО при проведении аварийно-спасательных работ, предотвращения дополнительных человеческих жертв, материального ущерба и правонарушений в зонах ЧС организуется охрана общественного порядка.
Охрана общественного порядка возлагается на комендантскую службу, которая осуществляется, в основном, подразделениями органов милиции и формированиями охраны общественного порядка объектов экономики с привлечением, в необходимых случаях, сил и средств министерства обороны и МВД.
Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на минимизацию размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
2. Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера.
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Президент России:
1) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий;
3) вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
4) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
Федеральное Собрание РФ:
1) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
3) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Правительство РФ:
1) издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение;
2) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС;
3) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС федерального характера;
4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
5) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;
6) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
7) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
8) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС;
9) определяет порядок сбора информации в данной области, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
10) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера.
В целом, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера аналогичны. Однако, компетенция органов государственной власти РФ значительно шире, чем у органов местного самоуправления и их полномочия в указанной области распространяются на предупреждение и ликвидацию ЧС межмуниципального и регионального характера. Поэтому, если мы говорим о функциях именно органов государственной власти субъектов РФ, то после слов "чрезвычайные ситуации" следует добавлять "межмуниципального и регионального характера".
К основным функциям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС можно отнести:
1) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
2) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организация их проведения;
3) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в данной области, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
4) осуществление финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
5) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
6) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
7) содействие устойчивому функционированию организаций в ЧС;
8) содействие МЧС РФ, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.
При недостаточности собственных сил и средств органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ и соответственно обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ и Правительству РФ.