Вышла против Путина и пенсионной реформы: полиция «подарила» архангелогородке три протокола за день

Неспокойная среда выдалась у архангелогородки Марии Гавриловой. Трижды за день ее навестили сотрудники полиции. Итогом этих встреч стали протоколы за участие в протесте против пенсионной реформы 9 сентября и двух пикетах.

Стражи порядка занялись девушкой с самого утра. Дважды на работу к ней пришел майор Алексей Огорелков, затем его коллега Александр Туркин. Гавриловой вменяют части 1 и 5 статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение порядка проведения пикета и шествия) и часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ (изготовление незаконных агитационных материалов). В общей сложности ей грозит до 41 500 рублей штрафа.

Из нескольких сотен пришедших на акцию протеста 9 сентября протоколы составили в сумме на девятерых человек, сообщают активисты. Часть дел закрылось за отсутствием состава преступления - суд признал законным проведение митинга на площади Ленина. Но не демонстрацию, поэтому протоколы теперь составляют за участие в ней. Сейчас прокуратура пытается обжаловать решение суда по митингу и признать его несогласованным.

На Ольгу Кузнецову (спереди) составлен протокол, Роману Павлову (сзади в солнцезащитных очках) назначили штраф в 15 тысяч рублей

Троих оштрафовали на 15 тысяч рублей, один из них, Игорь Ермаченков, уже подал жалобу в областной суд. Еще на троих человек, включая Гаврилову, составлен протокол. Больше всего досталось Александру Пескову - за организацию демонстрации ночь он провел в отделении , а на следующий день ему назначили штраф в 200 тысяч рублей.

Майор Огорелков составлял протокол на журналиста сайт и обещал публично извиниться в случае своей неправоты. Дело довести до суда не получилось - в документе было много ошибок, извинений он также не принес. При составлении протокола он рассказал журналисту, что пока что будет оформлять только тех людей, кого он знает лично.

Максимально сейчас будем нарабатывать. [Составлять будем на] личностей, которые установлены. То есть, кого я знаю, с теми будем работать. Я знаю вас, знаю Ермаченкова, к ним будут вопросы. Знаю, что Вешкурцева принимала участие, знаю, что Песков принимал участие. Пока - тех, кого знаю. Остальные - если мне представители уголовного розыска смогут идентифицировать, что это Федя Булкин, Саша Пупкин, что они проживают там-то, там-то, я направлю повестки, приглашу для составления протокола, - сказал тогда майор Огорелков.

. Подписывайтесь на наш канал , чтобы новости приходили прямо вам в руки.

Министерство внутренних дел проведет работу над ошибками

Очередное реформирование МВД обойдется казне почти в 10 миллиардов рублей. Что же мы получим на выходе за такую кругленькую сумму?

Новая программа преобразований в ведомстве, опубликованная на сайте МВД, фактически констатирует провал предыдущей реформы. Многие проблемы российской милиции в «обновленной» полиции не только не решены, но, по признанию разработчиков программы, даже усугублены. И если в ближайшие шесть лет ситуация в органах не изменится, кризис правоохранительной системы грозит принять патологические формы. Полицейские эксперты говорят о неминуемой утрате доверия к людям в форме, увеличении количества безнаказанных преступлений, снижении уровня безопасности во всех сферах и даже «усилении угрозы срыва проведения крупных международных и массовых спортивных мероприятий».

Невеселая перспектива, не так ли? Впрочем, в МВД призывают не паниковать. И предлагают на общественный суд проект новой госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Рассчитана она до 2020 года, а обойдется казне очередное обновление почти в 10 миллиардов рублей. Что же мы получим на выходе за такую кругленькую сумму?

СЛЕДСТВИЕ

Здесь к исходу второго десятилетия 21 века нам обещают «Укрепление законности в деятельности следователей». То есть посаженных по сфабрикованным делам должно стать меньше, как и уголовных дел, возвращенных прокурорами на дорасследование. Предполагается также «Повышение уровня защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, возмещение потерпевшим причиненного ущерба».

ПРЕСТУПНОСТЬ

Это самый обширный пункт Программы. В первую очередь, эксперты предрекают сокращение нераскрытых преступлений и непойманных преступников. При этом благодаря «стабильному функционированию подразделений» предполагается сократить долю тяжких преступлений от общего количества злодеяний:

Бытовых убийств - до 25,4%
- причинение тяжкого вреда здоровью - 23,7%
- причинение среднего вреда здоровью - 22,1%.

Достичь таких результатов эксперты предлагают в том числе и благодаря жесткому контролю за освободившимися зеками, «учетными» наркоманами и алкоголиками.

КАДРЫ

Уделено внимание и простому общению правоохранителей с гражданами.

«Исключение фактов отказа в приеме и регистрации поступивших в орган внутренних дел заявлений, сообщений о преступлениях и происшествиях, - гласит один из пунктов Программы. - Обеспечение своевременного реагирования на всю поступающую информацию о преступлениях и происшествиях. Вежливое и корректное обращение с гражданами, обратившимися в органы внутренних дел».

Повышаются требования и к собственным кадрам. В МВД признаются, что именно кадровой системе был нанесен наибольший урон в ходе предыдущей реформы. Сократилось количество оперативных подразделений, зато расплодились штабные структуры. Многие сельские районы остались без участковых, в городах не хватает банальных пэпээсников. По Программе, главными критериями при приеме на службу в ближайшие годы станут «высокий образовательный уровень» и «высокое качество специальной профессиональной подготовки». А проследить за работой родной полиции предлагается самим гражданам через механизмы гражданского контроля. Командиры же подразделений смогут всегда знать, чем занимаются их подчиненные через новейшие системы слежения различных электронных гаджетов - от планшетов до смартфонов.

НАЧИСТОТУ

Что забуксовало

Не происходит снижения количества тяжких преступлений.
- Коррупция в органах внутренних дел так и не побеждена.
- Уровень престижности службы на крайне низком уровне.
- Степень доверия граждан по-прежнему минимальна.
- Отмененная палочная система де-факто существует на практике.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Реформа Нургалиева прошла в 2011 году. В начале 2000-х милицию попытались разделить на федеральную и муниципальную, однако эта инициатива растворилась в высоких кабинетах. Последняя же полномасштабная реформа МВД произошла в конце 60-х при министре Николае Щелокове. Он не только перенял тогда все передовые мировые технологии в области криминалистики, но и приблизил милицию к народу, сделав профессию правоохранителя престижной.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции в отставке:

«Нужна новая переаттестация»


- Сейчас можно сколько угодно охаивать предыдущую реформу, но хорошо хоть ее начали. Беда прежних руководителей МВД, а может быть, и их вина в том, что они не смогли доказать нецелесообразность сокращения на 20%. В итоге сегодня у нас 18% личного состава не хватает.

Поэтому в первую очередь надо вернуть участковых и сыщиков в том количестве, в каком они должны быть на территории. На это нужны деньги. Они, конечно, заложены, но возвращать людей надо сегодня.

Далее - восстановить в полном объеме систему сельских отделов. Не дело, когда на несколько поселений - один участковый. И тот без машины. А жителям, чтобы получить какой-нибудь разрешительный документ - будь то на автомобиль или охотничье ружье, - приходится ездить за 100 километров.

Третье - нормально подготовиться к новой переаттестации. Первая явно не удалась, ее пытались провести как можно быстрее, но такие вещи с наскока не делаются. К тому же на этом процессе многие нагрели руки. В результате профессионалы, не желавшие платить, ушли. Эти кадры тоже надо возвращать.

ВОПРОС ДНЯ

Какая еще реформа нужна МВД?

Юнус-Бек ЕВКУРОВ, глава Ингушетии:

Разными реформами мы ничего не добьемся и доверие к полиции никак не повысим, если сам народ у нас не будет законопослушным. Я имею в виду и чиновников, и простых граждан. И еще надо улучшать правовое воспитание, просвещение - в школах, вузах, по месту жительства.

Роберт БАШИРОВ, подполковник полиции, Волгоград:

Полицию нужно реформировать и количественно - увеличить штат. И функционально - освободить от несвойственной для нас работы. Теми же рынками и бабками-торговками должна заниматься администрация, а мигрантами - УФМС. Иначе для чего это ведомство создавалось?

Главный упор нужно делать на изменение менталитета сотрудников. Чтобы люди гордились своей работой, а не воспринимали ее как средство для получения прибыли. Но это очень сложный, длительный и болезненный процесс. И полиция должна пройти его вместе со всем обществом. Мгновенными реформами решить эту проблему невозможно.

Антон ЦВЕТКОВ, член Общественного совета при ГУ МВД Москвы:

Во-первых, я бы усилил правовую защиту самих сотрудников полиции. Многие боятся даже в очевидных ситуациях принимать те или иные решения. Во-вторых, снизил бы бумажную нагрузку на сотрудников. И упростил бы процедуру принятия заявлений у граждан.

Андрей ДУНАЕВ, экс-глава МВД в правительстве Ельцина и Гайдара, предприниматель:

Реформ больше не надо! А надо выполнять все законы, которые приняты. И не ругать полицию на каждом перекрестке. Последние события показали, что там есть и герои, и профессионалы, которые нормально выполняют свой долг.

Михаил ПАШКИН, председатель неформального профсоюза сотрудников полиции Москвы:

Закон-то о полиции приняли, а как его заставить работать? Там написано, что основным критерием работы правоохранительных органов является мнение граждан. Вот было бы так - если 30% населения района недовольны работой местной полиции, надо уволить ее начальника. А не переводить на другое место.

Алекс ФЕДОРОВ, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):

Хватит уже тратить деньги на реформы. Нужен нормальный антикоррупционный контроль, начиная с самых верхов МВД.

Так получилось, что мы живем в затяжную эпоху перемен. Перестройка общества, которая началась в 1985 году прошлого столетия отказом от советского строя в пользу демократических свобод, продолжается до сих пор. Прошло 33 года. Много это или мало для того, чтобы увидеть результаты глобальных изменений? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав реформу полиции.

Мы новый, мы светлый мир построим…

Когда в далекие 80-е Страна советов встала на рельсы демократического развития и понеслась в светлое капиталистическое будущее, никто не мог предположить, что через каких-то 20 лет в России вновь появится полиция. Для поколения людей, выросших в советское время, слово полиция имело негативный посыл, вызывающий гнев и ярость. Это связано и с революционным прошлым, когда царская полиция преследовала революционеров, и с войной 1941 года, когда полицаи, служившие немецким оккупантам, убивали мирных граждан.

Но время идет, выросло новое поколение, которое не было воспитано на славном советском прошлом, и поэтому сейчас слово "полицейский" не режет слух. Почему поменяли вывеску? Кому и зачем понадобилось проводить реформу МВД в 2011 году? Если быть точнее, то подготовка реформы началась в 2009 году с указа президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов РФ». Этот указ стал ответом на те безобразия, что творились в органах правопорядка.

Милицейский беспредел

Одно громкое дело за другим: российские СМИ только и успевали освещать тяжкие преступления, в которых виновниками были сотрудники милиции.

2003 год. Шесть офицеров московского уголовного розыска и генерал-лейтенант МЧС Владимир Ганеев получили по 15-20 лет колонии строгого режима. С начала 90-х годов эти стражи правопорядка, угрожая расправой и тюрьмой, обирали предпринимателей столицы. В их банковских ячейках следствие обнаружило более трех миллионов долларов. С этого дела в обиход вошло устойчивое выражение: оборотни в погонах.

2004 год. Сержант милиции г. Москвы Сергей Коструба приговорен к девяти годам колонии строгого режима. Гражданину Таджикистана Рустаму Байбекову в последний день июля не повезло: за безбилетный проезд в метро ему пришлось расплатиться жизнью. Ревностный страж порядка, обнаружив «зайца» на подведомственной территории, потребовал документы. К несчастью, у задержанного не оказалось регистрации, и он еще имел наглость отказаться заплатить штраф на месте. Не дожидаясь суда и следствия, сержант вынес нарушителю приговор и тут же привел его в исполнение: убил безбилетника выстрелом в рот.

2008 год. Три сотрудника саратовского ОВД приговорены к 23 годам колонии строгого режима. Будучи сильно пьяными, милиционеры избили гражданина армянской национальности и, облив бензином, заживо его сожгли за отказ несчастного взять на себя вину за кражи.

И последней каплей стало резонансное дело начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова. В 2009 году, находясь под воздействием алкоголя, милицейский босс смертельно ранил таксиста, открыл пальбу по прохожим на Шипиловской улице г. Москвы, но этого показалось ему мало. Ворвавшись в супермаркет «Остров», обезумевший милиционер застрелил кассиршу и отстреливался от сотрудников правоохранительных органов, приехавших на задержание. В результате боевых действий пьяного майора погибли два человека, ранено - семь, и в шоке вся страна. Суд приговорил бывшего милиционера к пожизненному заключению в колонии особого режима.

Предпосылки реформы

Накал негативных событий, выставляющих органы правопорядка в неприглядном свете, свидетельствовал о процветании коррупции и неспособности существующей системы справляться с современными реалиями. Реформа в России должна была разрешить накопившиеся противоречия:

  1. Закон о милиции, принятый в 90-х годах, не отвечал современным требованиям. Множественные поправки в законопроект, которые вносились на протяжении 20 лет, создали путаницу в полномочиях ОВД. Несогласованность обязанностей различных структур органов правопорядка привела к неэффективной работе, дублированию деятельности и выполнению несвойственных для милиции функций.
  2. Закон о милиции и акты, которые регулировали деятельность правоохранительных органов, часто опровергали друг друга, что повлекло трудности в их правовом применении.
  3. Злоупотребление должностными положениями и репрессивные действия к согражданам окончательно настроили население против сотрудников милиции.
  4. Неконтролируемые противоправные действия стражей правопорядка свидетельствовали об отсутствии четко прописанных их прав и обязанностей, внутренней дисциплины, строгого отбора кандидатов, желающих работать в ОВД.

Законодательная база

Жизнь заставила взглянуть правде в глаза: так продолжаться больше не может. Необходимы не столько, может быть, глобальные, сколько реальные, работающие изменения в функционировании системы правопорядка. Для решения данных задач в 2011 году был принят ФЗ-3 «О полиции», который четко прописывал следующие положения:

  1. Полиция РФ защищает жителей страны, ее гостей и людей без гражданства. На это направлено 12 видов органов: защита, профилактика правонарушений и расследование преступлений, охрана, защита потерпевших, свидетелей и т. д.
  2. Реформа полиции коснулась обязанностей полицейского. Он должен защищать любого человека, попавшего в беду. Он обязан быть внимательным и вежливым в общении с гражданами. Полицейскому запрещено состоять в партии, чтобы сохранить беспристрастность. Поведение в рабочее и свободное время не должно отличаться. Полицейский является примером для граждан и т.д.
  3. Закон ФЗ-3 «О полиции» внес ряд запретов. Категорически запрещено применять к людям пытки, жестокие действия и унижать человеческое достоинство.
  4. Документ особо останавливается на повышении доверия населения к органам правопорядка. Полицейский несет ответственность за свои действия. За нарушение прав граждан полиция должна принести извинения, а сотрудник должен понести наказание вплоть до увольнения без права восстановления.

Интернет редактирует закон

Неслыханным делом стало предложение президента Дмитрия Медведева отдать закон на всеобщее обсуждение в Интернете. В результате в полемике приняло участие более 5 миллионов граждан России.

Народ не верил, что будут кардинальные изменения от простого переименования милиции в полицию России. Когда в комментариях люди высказывали свое мнение, это настроение четко прослеживалось. Но, несмотря на скептический настрой населения, к их мнению прислушались.

Из закона были исключены статьи, которые разрешали полицейским беспрепятственно проникать на территорию, считающуюся частной собственностью. «Презумпция законности полиции» вызывала также много критики. Так, по сути, любое действие полицейского считалось законным, пока не доказано обратное. Хотя прямой формулировки в законе нет, но оппозиция считает, что презумпция законности присутствует в документе в завуалированной форме.

Реформа шагает по стране

Ну, наконец-то, заживем: закон о реформе полиции принят и отдан на реализацию. Сейчас, как в песне, преступность снизится, а на улицах только вежливые и улыбающиеся полицейские. Но полет фантазии о светлом настоящем так и останется несбывшейся мечтой. Не будем забывать, что мы в России. И особенность национальных реформ заключается в том, что их сочиняют далекие от жизни простых людей чиновники, и также в нежелании государства достойно финансировать те самые реформы.

Денег хватило, только чтобы поменять вывески и а повышение зарплат… «Денег нет, но вы держитесь», - знаменитая фраза Дмитрия Медведева описывает истинное положение с зарплатами. Чтобы отчитаться в успешной реализации реформ, начальник полиции Ришат Нургалиев организует сокращение штатов. 22 % сотрудников были уволены, а освободившиеся деньги перераспределили на оставшихся - волшебное повышение зарплат состоялось. При этом ни одной дополнительной копейки не было потрачено. В который раз россияне убеждаются, что любое улучшение жизни происходит за их счет.

Что происходит? Реформа полиции!

Последствия сокращения штатов незамедлительно отразились на качестве работы. Объем выполняемых задач остался прежним, а ряды сотрудников, которые должны их решать, заметно поредели. Как отметили сами полицейские, времени на улыбки нет, работы много, какие-то вопросы решаются наспех и кое-как. Кроме того, реформа полиции коснулась и образования. Конечно, сама по себе идея, чтобы сотрудники полиции имели высшее юридическое образование, хороша. Но жизнь демонстрирует другое.

Теперь на место начальников в полиции сажают зеленых и неопытных выпускников вузов, а опытные и квалифицированные кадры из-за отсутствия высшего образования остаются на подхвате. Но это полбеды. Многие сотрудники с богатым опытом работы уволились, не желая выносить такую несправедливость. А выпускники юридических вузов, поработав три месяца в невыносимых условиях большого объема задач и вечной нехватки времени, тоже увольняются и предпочитают находить не столь нервную работу.

Картина маслом: несмотря на повышение зарплат, люди не спешат устраиваться на работу в полицию. Нехватка кадров ощутима в тех профессиях, которые работают непосредственно с населением: участковые, следователи, дознаватели и т. д. Но полностью укомплектован штат руководящих работников, пресс-служба, воспитательный, медицинский, юридические отделы. Дальше - больше.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Реформа полиции предусматривала пересмотр кадрового состава правоохранительных органов. Для этого было решено изменить штатное расписание и провести переаттестацию сотрудников. Данные шаги были призваны повысить уровень квалификации и исключить недобросовестных полицейских. Корректировка штатных расписаний должна была сократить руководящие должности и оптимизировать деятельность исполнительных штатных единиц. Но четких критериев оценки сотрудников разработано не было.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. На практике дело обстояло иначе, чем рисовалось идеальной теорией. Закон о полиции вышел в феврале 2011 года, к июлю этого же года необходимо было отчитаться по итогам проведения аттестации и изменений штатных расписаний. До мая министерство внутренних дел разрабатывало типовой штатник, а на местах документ дорабатывали до июля. В результате на аттестацию времени не хватило. Хорошо, ее продлили до середины августа. Но за такой короткий срок, если к делу подойти добросовестно, аттестовать всех сотрудников физически невозможно.

В итоге галопом провели аттестационные мероприятия без понимания, что проверять, и начальство вовремя успело отрапортовать о проделанной работе. Как выяснилось позднее, скоропалительные штатные расписания, которые делались второпях, не только не сократили руководящие должности, но и увеличили их, соответственно, число реально работающих сотрудников сократилось.

Благие намерения

Реформа (от милиции к полиции) предполагала, что работа правоохранительных органов должна была стать лучше, отрицательный имидж - остаться в прошлом, а доверие людей к полицейским возрасти. Однако формальный подход дал формальный результат. Изменения, конечно, есть: когда приходишь за справкой, тебе дают сначала бумажечку для подписи, где нужно оценить деятельность полиции. А как ее оценивать? В кабинете сидит сотрудница и спокойно выдает справки. Конечно, человек оценит работу этой женщины как хорошую. Отсюда и положительные цифры социальных исследований: доверие населения к полиции повысилось в два раза, т. е. с 23 % до 46 %. Опять все формально.

К примеру, в Грузии после реформы полиции доверие людей к сотрудникам правоохранительных органов повысилось с 5 % до 95 %, и это настоящие цифры. Секрет прост. Там реально хотели изменить все к лучшему, поэтому не ставили невыполнимых сроков и не требовали формальных отчетов. Увольняли всех, кто не соответствовал новым требованиям, а вновь поступивших новичков обучали. За взятки сажали на 10 лет. Несколько показательных судов довели до понимания, что все серьезно. Взятки прекратились. Воров в законе посадили всех в одну тюрьму, чтобы могли управлять только сами собой, а остальные покинули страну. В реорганизацию полиции были вложены большие средства: патрульно-постовая служба получила парк новых машин марок "Шкода-Октавия" и "Форд".

Построены красивые и удобные здания отделов милиции по всей Грузии. А здание МВД в столице поражает своими размерами и дизайном. Новая форма и оснащение полицейских по последнему слову техники также повысили их статус. Все за счет государства. Ну и, конечно, высокие зарплаты. Профессия полицейского очень престижна, и просто так на нее не устроишься, необходимо пройти строгий отбор. Благодаря реформе, Грузия признана одной из самых безопасных стран. Водители могут оставить ключи в машине и спокойно уйти. Никто ее не угонит. Забытые вещи будут дожидаться хозяина на том месте, где их оставили.

Будущие реформы

Как здесь не вспомнить крылатую фразу: «Эх, за державу обидно!» Что же мы не можем, что ли, так? Но надежда умирает последней. Правительство России предпринимает еще одну попытку провести глобальную реформу МВД в 2019 году.

Изменения преследуют две цели: сокращение управляющего аппарата и сокращение расходов на силовые структуры:

  1. Глобальной реформа называется потому, что срок ее реализации запланирован на 5 лет. За это время должна вырасти зарплата, улучшиться социальное обеспечение сотрудников.
  2. Слияние ведомств позволит сократить штат управленцев: патрульно-постовая служба соединится с ГИБДД, рассматривается вопрос об объединении прокуратуры и следственных органов.
  3. Реформа полиции сокращает некоторые функции ведомства: теперь выдачей паспортов будет заниматься МФЦ. Также гражданские организации возьмут на себя обязанность выдачи водительских прав.
  4. Вспомогательные профессии потеряют статус военнослужащих. Психологи, бухгалтеры, эксперты-криминалисты, сотрудники отдела кадров приобретут статус гражданских специалистов.
  5. Медицинский персонал перейдет под крыло Минздрава. Медицинское обслуживание сотрудников полиции будет осуществляться по страховым полисам, а результаты медкомиссии о годности к службе будут объективнее.
  6. В целях экономии средств и повышения квалификации сотрудников срок службы увеличивается с 20 до 25 лет.
  7. Федеральная служба исполнения наказаний войдет в состав МВД России.

Последняя реформа в планах правительства должна существенно улучшить работу полицейских. Жизнь показывает, что реформы продолжаются, и идут они с переменным успехом. Было бы здорово, если бы реализация новой реформы проводилась с учетом прошлых ошибок, а осуществлялась не для галочки, а для людей.

В общей сложности в правоохранительных органах России работает приблизительно миллион человек. Несмотря на внушительное число, есть сторонники всеобщего увольнения. Довод «Куда вы денете миллион человек?» пообтесался в спорах, отвечают на него по-разному, но суть одна: пристроятся, юристами ли, сторожами ли, но они же молодые и здоровые и работу себе найдут. Вот и толчок к развитию экономики, уйдут нахлебники с бюджета, возможно, даже начнут приносить какую-то добавленную стоимость.

Относиться к этому можно по-всякому - очевидно, что штаты правоохранки непомерно раздуты, они слишком дороги, и в любом случае их нужно пытаться сжимать, не радикально, но всё же. Нельзя допускать одного: безразличного «да разберутся как-нибудь». Псы опричнины не обучены сеять и жать. Они ждут и получают свою миску, а если её нет, отбирают у слабых. Впрочем, я не верю в миллион уволенных, на это не решится ни один теоретический лидер теоретической «прекрасной России будущего». Ибо нити управления государством исторически в России не у выборных органов, а в руках силовиков. Выпустить их разом не сможет себе позволить никто.

Мне намного интереснее рассуждения на тему, какой будет «полиция будущего». Глубоких профессиональных рассуждений на эту тему нет, в основном это мысли умных и добрых людей, мысли общефилософской направленности, иногда их можно брать за базу для проработки, но чаще всего они построены на представлениях, но не знаниях.

Возьмем одну из - дробление полиции, создание полицейских структур местного масштаба с подчинением выборным органам местного самоуправления. Федерального подчинения таких структур не планируется, на уровне государства предлагается оставить «компактную федеральную полицию для расследования самых серьёзных подразделений, а также преступлений сотрудников правоохранительных органов». Авторы подобных теоретических выкладок походя разрешают вопрос существования следственного комитета (в текущем состоянии, видимо, его сохранить не предполагается) и создания единого следственного органа (та самая компактная федеральная полиция).

Исключительно сомнительна сама идея создания единого следственного органа. Это нежизнеспособно и крайне коррупциогенно. Однако не только это вводит в сомнения. Что есть «самые серьезные преступления»? Посмотрим данные сайта МВД РФ. Убийства? Их в прошлом году было совершено 9738, прибавим сюда 24 552 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Создание организованного преступного сообщества (это высшая форма преступной организации) - 198. Бандитизм - 86. Террористический акт - 37. Преступления с использованием взрывчатых веществ - 126. Контрабанда наркотиков - 711.

И это еще без коррупционных преступлений, каковых зарегистрировано 21 948. Пусть преступления сотрудников правоохранительных органов составляют лишь часть из них, но это значительная часть. К примеру, лишь по итогам девяти месяцев 2017 года генеральная прокуратура отчиталась, что число сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности, составляло 1,3 тысячи человек. Практически все перечисленные выше преступления расследованы территориальными органами СКР и МВД.

Авторы подобных концепций предлагают передать их «компактной федеральной полиции». Очевидно, что при таком подходе этот орган не сможет быть компактным, более того, он вберет в себя функции местных органов и тоже вынужден будет иметь подразделения в каждом субъекте федерации. Вопрос. Что же изменится по сути? Думаю, в этом случае речь идёт лишь о завуалированном перераспределении полномочий.

Рассмотрим сами муниципальные, сознательно раздробленные подразделения, которые предлагается создать. Что в них войдет? Дознаватели, следователи, участковые уполномоченные, служба охраны порядка (а куда без неё?), штаб, службы материально-технического снабжения и кадров, инспекторы административной практики, автомобильная инспекция, исполнительная инспекция, изолятор временного содержания, специальный приёмник для административно-задержанных. Это как минимум. Некоторые подразделения нужны не в каждом районе, это дорого, но при такой реформе странно было бы иное, не повезёшь же своего задержанного в другой, независимый околоток. Надо бы еще и какое-то специальное силовое подразделение, вдруг люди какие лихие бандой приедут гастролировать. А федеральных структур нет, они разогнаны; в том самом компактном подразделении только следователи, а оперативной информации о готовящихся налётах не было, да и сейчас нет, и внедрять в банду некого. Даже наблюдение организовать некому. Федеральные оперативные подразделения тоже люстрированы безжалостно, проект жесток.

Кстати, а где они в этой предполагаемой структуре, оперативные подразделения? Та компактная федеральная служба предполагается только для расследования. Понятно, что ФСБ в реформу не вписывается никак и будет расформирована первой. А что будет со службами уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, контроля оборота наркотиков, с оперативно-поисковым управлением, наконец? Куда их?

Раздробленные и разобщенные оперативные подразделения без единых федеральных централизованных баз учета: дактилоскопия, облик, розыск - бесполезны. А есть еще секретные оперативные базы, крайне важные в деле раскрытия преступлений. А ещё система оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Организовать это в масштабах муниципалитета невозможно и, повторюсь, бессмысленно.

Подобные базы и правоохранительные структуры могут быть только федеральными с жесткой иерархией и автоматическим обменом криминологически и криминалистически значимой информацией. Сама по себе идея создания муниципальной милиции очень неплоха, в сильно кастрированном виде она есть и сейчас, часть подразделений охраны общественного порядка финансируется местными бюджетами. Но обособленное подразделение в масштабах муниципалитета слабо, да что там, совсем непригодно для работы с трансрегиональной и трансграничной преступностью, региональной и федеральной коррупцией, для расследования пусть и незначительных, но многоэпизодных преступлений с широкой территорией. Мелкие мошенники, к примеру, не связаны территорией и будут этим с благодарностью к авторам реформы пользоваться.