Сколько дивизии вдв было в ссср. Исторический очерк: Министерство обороны Российской Федерации

На основании Указа президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" как памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы и установленный в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.

В 1994-1996 и 1999-2004 годах все соединения и воинские части ВДВ участвовали в боевых действиях на территории Чеченской Республики, в августе 2008 года воинские части ВДВ приняли участие в операции по принуждению Грузии к миру, действуя на осетинском и абхазском направлениях.
На базе ВДВ был сформирован первый российский батальон миротворческих сил ООН в Югославии (1992), миротворческие контингенты в Республике Боснии и Герцеговине (1995), в Косово и Метохии (Союзная Республика Югославия, 1999).

С 2005 года по своей специализации части ВДВ подразделяются на воздушно-десантные, десантно-штурмовые и горные . В состав первых входят 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия двухполкового состава, вторых - 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия двухполкового состава и 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада трехбатальонного состава, к третьим относится 7-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия (горная).
Два соединения ВДВ (98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада) входят в состав Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности.
В конце 2009 года в каждой дивизии ВДВ на базе отдельных зенитных ракетных артиллерийских дивизионов были сформированы отдельные зенитные ракетные полки. На первоначальном этапе на вооружение поступили системы противовоздушной обороны Сухопутных войск, которые в дальнейшем будут заменены на десантируемые системы.
По информации на 2012 год, общая численность Воздушно-десантных войск РФ составляет около 30 тысяч человек. В состав ВДВ входят четыре дивизии, 31-я отдельная воздушно-десантная бригада, 45-й отдельный полк специального назначения, 242-й учебный центр и другие подразделения.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В 30-е годы Советский Союз стал пионером в деле создания воздушно-десантных войск. Групповой прыжок 2500 парашютистов в 1935 году в ходе маневров под Киевом потряс воображение военных обозревателей всего мира. И несмотря на череду кровавых сталинских чисток в рядах Красной армии, уже к 1939 году в ее составе насчитывалось три полноценные воздушно-десантные бригады, которые в ноябре того же года были сброшены на Финляндию.
В ходе второй мировой войны СССР провел только две воздушно-десантные операции, и обе закончились провалом. В результате до самой победы советские десантные части воевали как элитная пехота.
Новая оборонная доктрина, принятая Советским Союзом в 50-е годы, предусматривала возрождение воздушно-десантных войск. В 70-е годы поступила на вооружение предназначенная для десантирования с воздуха боевая машина десанта (БМД), что значительно усилило огневую мощь ВДВ.
Вторжение в Чехословакию в 1968 году ознаменовало начало самого успешного периода в истории советских ВДВ. В самом начале операции бойцы 103-й гвардейской дивизии и ГРУ (армейская разведка) высадились в аэропорту Праги и захватили его. Два часа спустя АСУ-85 (артиллерийская самоходная установка) десантников заняли позиции перед зданием Центрального комитета компартии в самом центре чехословацкой столицы.
В 1977 году советские десантники вместе с кубинскими и эфиопскими подразделениями провели успешную операцию в районе Африканского Рога, в ходе которой были разгромлены сомалийские войска в Огаденской пустыне.
В 1979 году 105-я воздушно-десантная дивизия в первых рядах Советской Армии штурмовала Кабул. Афганская столица в то время была поделена между враждующими группировками, и советские десантники сражались под мощным перекрестным огнем и безжалостно уничтожали опорные пункты противника при поддержке танков и тяжелой артиллерии.
Несколько ранее, во время арабо-израильской войны в 1967 году, 103-я воздушно-десантная дивизия была приведена в боевую готовность и ждала приказа, чтобы осуществить развертывание на Ближнем Востоке и вступить в бой на стороне арабов.
Российские воздушно-десантные дивизии, практически не изменившие свою организацию и структуру с момента распада СССР, насчитывают сегодня около 700 офицеров и 6500 рядовых и имеют на вооружении 300 БМД (некоторым подразделениям приданы артиллерийские самоходные установки АСУ-87). Как правило ВДВ используются как тактический резерв или действуют в составе сил быстрого реагирования. Воздушно-десантная штурмовая дивизия состоит из трех воздушно-десантных полков, батальона противовоздушной обороны, артиллерийского полка, инженерного батальона, батальона связи, разведроты, роты радиационной защиты, транспортного батальона, батальона обеспечения и медицинского батальона.
Подготовка носит весьма жесткий характер, и за все два года обязательной службы десантник может не получить ни одного увольнения, но стоит лишь подписать договор о продлении срока службы, как условия его жизни немедленно меняются к лучшему. Личным оружием бойца ВДВ является 5,45-мм автомат АКС-74 со складывающимся прикладом. На вооружении воздушно-десантных частей также имеются ручные пулеметы РПК-74 и противотанковые гранатометы РГ1Г-16, РПГ-18 и СПГ-9.
Автоматический гранатомет 30-мм АГС-17 «Пламя» предназначен для уничтожения живой силы противника. Для противовоздушной обороны используются сдвоенные 23-мм зенитные установки ЗУ-33 и зенитные ракеты СА-7/16.

2 августа 1930 года недалеко от Воронежа были проведены учения военно-воздушных сил (ВВС). Особенностью учений стало десантирование на парашютах воинского подразделения в количестве двенадцати человек с самолета «Фарман-Голиаф». Эта дата стала днем Красной армии, в дальнейшем ставших отдельным родом войск, командование которым осуществлялось командующим. Командующие ВДВ назначались из числа опытных боевых офицеров.

Новый род войск

Первое воздушно-десантное подразделение было сформировано в СССР в 1931 году. В декабре 1932 года Реввоенсовет своим Постановлением вводит воздушно-десантные подразделения. Началось массовое развертывание частей нового рода войск, девизом которых в будущем станет «Никто, кроме нас».

Первоначально воздушно-десантные подразделения входили в структуру ВВС Красной Армии, но 3 июня 1946 года постановлением правительства СССР ВДВ были переданы в подчинение лично министру Вооруженных Сил (ВС) СССР. В связи с этим была введена штатная единица командующего этого рода войск.

Командующие ВДВ СССР и РФ, каждый в свое время, внесли вклад, кто больше, кто меньше, в развитие своих войск.

Командующие «крылатой пехотой» СССР

За время существования ВДВ командование этим особенным доверялось пятнадцати командующим.

Открывает список Василий Васильевич Глаголев - в 1946 году он возглавил новый род войск в СССР.

С октября 1947 года, после внезапной смерти В.В. Глаголева, командующим назначается Александр Федорович Казанкин.

Менее года (конец 1948 года - сентябрь 1949 года) войска воздушного десанта находились под командованием Руденко Сергея Игнатьевича, маршала авиации.

Генерал Горбатов А. В. командовал ВДВ с 1950 по 1954 годы.

Человек-легенда Маргелов В. Ф. руководил воздушными десантниками более 20 лет (1954 - январь 1979).

В последующие годы командующие ВДВ СССР занимали свои посты максимум год-два, за исключением Д. С. Сухорукова:

  • Тутаринов И. В. (1959 - 1961);
  • Сухоруков Д. С. (1979 - 1987);
  • Калинин Н. В. (1987 - начало 1989);
  • Ачалов В. А. (1989 - 1990);
  • Грачев П. С. (январь - август 1991);

Подколзин Е. Н. стал последним командующим "крылатой пехоты" СССР и первым - России (август 1991 - ноябрь 1996).

Командующие «голубых беретов» России

С образованием Российской Федерации наблюдается определенная стабильность в руководстве ВДВ: командующие занимают свои должности более продолжительное время, что говорит о серьезности подбора кадров в Министерстве обороны страны.

Последнюю четверть века ВДВ России находились под командованием генералов:

  • Подколзина Евгения Николаевича (сентябрь 1991 - декабрь 1996);
  • Шпака Георгия Ивановича (декабрь 1996 - сентябрь 2003);
  • Евтуховича Валерия Евгеньевича (ноябрь 2007 - май 2009);
  • Шаманова Владимира Анатольевича (май 2009 - по настоящее время);

Первый командующий

После вывода из подчинения ВВС министром ВС СССР был назначен первый командующий ВДВ: им стал генерал Василий Васильевич Глаголев.

Родился 21 февраля 1896 года. Первичное образование получил в начальной школе и реальном училище Калуги.

С началом гражданской войны (1918 год) воевал на стороне Красной Армии в кавалерии. После окончания братоубийственной войны Глаголев проходит Третьи Бакинские курсы командиров и продолжает служить в 68-м кавалерийском полку.

В 1941 году после Высших академических курсов при Военной академии (ВА) им. Фрунзе получает звание полковника. В годы войны показал себя умелым командиром. За действия в боях на Днепре 27 октября 1943 года Глаголев получает звание генерал-лейтенанта, а вскоре и звезду Героя. В 1946 году Глаголев назначается командующим ВДВ СССР.

За выдающиеся заслуги был награжден орденом Ленина (дважды), орденом Красного Знамени (дважды), орденами Суворова и Кутузова.

Учения 21 сентября 1947 года стали последними для командующего - он скончался в ходе их проведения. Могила находится на Новодевичьем кладбище.

Его имя носят улицы Москвы, Минска, Калуги.

Войска дяди Васи

Так расшифровывалась аббревиатура ВДВ в период, когда "крылатой пехотой" командовал Филиппович - человек-легенда ВС СССР.

Командующий ВДВ СССР Маргелов В. Ф. родился 9 января 1908 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). В 1928 году по комсомольской путевке Маргелов направляется в военную школу в Минске, которую с отличием оканчивает в 1931 году. В советско-финляндскую войну молодой офицер проявляет воинскую доблесть.

Нападение фашистской Германии Маргелов встречает в должности командира стрелкового полка, а с 1944 года ему доверяется 49-я стрелковая дивизия 28-й армии 3-го Украинского фронта.

За умелое руководство вверенными частями во время комдив Маргелов получает звезду Героя.

После Победы учится в ВА Генштаба ВС СССР им. Ворошилова, по окончании командует дивизией. Затем был Дальний Восток, где Маргелову доверили корпус.

С 1954 по 1979 годы (с перерывом в 1959 - 1961 гг.) Маргелов командует ВДВ. В этой должности «Суворов ХХ века» проявил себя замечательным организатором: благодаря ему "голубые береты" стали грозной ударной силой, не знавшей себе равных.

Суровый характер Маргелова органично сочетался с отцовской теплотой к подчиненным. Забота о людях была приоритетом для командующего. Воровство каралось беспощадно. Боевая учеба сочеталась с обустройством солдат и офицеров. За звали Маргелова "батей".

Именно в его бытность командующим ВДВ в 1973 году впервые стало возможным десантирование бронетехники с экипажем внутри.

Рязанскому высшему командному училищу ВДВ присвоено имя Маргелова. В Рязани, Санкт-Петербурге, Пскове и многих других городах память о "Десантнике №1" увековечена в названиях улиц, площадей, памятниках.

Командующий ВДВ двух государств

Командующий ВДВ генерал-полковник Подколзин Е. Н. - уникальный в определенной степени военачальник: будучи командующим, с распадом СССР продолжил занимать эту должность в десантных войсках РФ.

Окончил училище ВДВ города Алма-Аты, затем - ВА им. Фрунзе. В 1973 году командует десантным полком, а через три года - уже 106-й дивизией.

В 1982 году, после учебы в ВА Генштаба им. Ворошилова, назначается первым заместителем начштаба ВДВ, затем - начштаба-первым замом командующего ВДВ. В 1991 году Подколзин назначается командующим.

С распадом Союза Евгений Николаевич продолжает службу в должности командующего ВДВ, но теперь уже нового государства - России. В 1996 году Подколзин был уволен в запас.

Годы службы Подколзина отмечены орденами, среди которых Красная Звезда.

Командующий Шпак Г.И.

Командующий ВДВ РФ Георгий Иванович Шпак родом из города Осиповичи, что находится в Могилевской области. Дата рождения - 8 сентября 1943 года.

После Рязанского высшего училища ВДВ продолжил службу в учебных подразделениях училища и десантных частях.

В 1978 году Шпак после ВА им. Фрунзе занимает должности комполка, начштаба 76-й дивизии ВДВ, а затем командира этой дивизии.

В декабре 1979 года его полк первым принял участие в военном конфликте в Афганистане.

После ВА Генштаба ВС СССР (1988 год) занимает должности командующего армией, начальника штаба Туркестанского и Приволжского округов.

В декабре 1996 года назначается командующим ВДВ. На этом посту Шпак пробыл до сентября 2003 года, после чего уволился по достижении пенсионного возраста.

Георгий Иванович отмечен правительственными наградами, в том числе орденом Красного Знамени.

Второй Ермолов

Командующий ВДВ России Владимир Анатольевич Шаманов выделяется из всех своих предшественников: в его «активе» значатся две войны - чеченские.

Родился в Барнауле 15 февраля 1957 года. В 1978 году, после Рязанского училища, по рекомендации самого командующего ВДВ Сухорукова, назначается комбатом. Предельная требовательность к себе и своим подчиненным сделала его карьеру очень стремительной.

В 90-е годы Шаманов принимает участие в Карабахском конфликте, командует группировкой 7-й дивизии ВДВ в Чечне. В конце 1995 года становится замкомандующего группировкой ВС РФ в Чечне, а через год - командующим этой группировки.

Жесткость Шаманова в принятии решений многими сопоставляется с известным генералом Ермоловым, в свое время «принудившим к миру» Кавказ.

В мае 2009 года Владимир Анатольевич назначается командующим ВДВ РФ. В этой должности он находится по настоящее время. Служит жестко и действенно.

Роль командующих ВДВ

Командующие ВДВ, несомненно, сыграли решающую роль в становлении и развитии воздушного десанта нашей страны. Каждый из них сделал все, чтобы «крылатая пехота» стала грозной силой, способной решать любые задачи в любой точке планеты.

Трудно переоценить вклад таких командующих, как Глаголев, Маргелов, Шаманов. Они заслужили почет и уважение сослуживцев и мирного населения, и народ воздает им должное.

Была создана советская воздушно-десантная часть - авиамотодесантный отряд , в 11-ой стрелковой дивизии . В декабре он был развернут в 3-ю авиационную бригаду особого назначения, которая с стала именоваться 201-й воздушно-десантной бригадой .

Первое применение воздушного десанта в истории военного дела произошло ещё весной 1929 года . В осаждённом басмачами городе Гарм была высажена с воздуха группа вооружённых красноармейцев , которая при поддержке местных жителей разгромила банду, вторгшуюся из-за границы на территорию Таджикистана . . Однако Днём ВДВ в России и ряде других стран является 2 августа , в честь парашютного десанта на войсковом учении Московского военного округа под Воронежем 2 августа 1930 года .

Десантники приобретали опыт и в реальных боях . В 1939 году в разгроме японцев у Халхин-Гола приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. За проявленные мужество и героизм 352 десантника были награждены орденами и медалями. В 1939-1940 гг., в период советско-финляндской войны , вместе со стрелковыми частями сражались 201-я , 202-я и 214-я воздушно-десантные бригада.

На основе полученного опыта в 1940 году были утверждены новые штаты бригад в составе трех боевых групп: парашютной, планерной и посадочно-десантной.

был направлен в Саратовское бомбардировочное училище. … Однако вскоре пришло распоряжение наркомата обороны о передаче Саратовского училища в ведение ВДВ .

В контрнаступлении под Москвой создались условия для широкого применения ВДВ . Зимой г. проведена Вяземская воздушно-десантная операция с участием 4-го воздушно-десантного корпуса . В сентябре г. применен воздушный десант в составе двух бригад для содействия войскам Воронежского фронта в форсировании реки Днепр . В Маньчжурской стратегической операции в августе 1945 г. было высажено для десантных действий посадочным способом более 4 тысяч человек личного состава стрелковых подразделений, которые успешно выполнили поставленные задачи.

В 1956 г. две воздушно-десантные дивизии принимали участие в венгерских событиях . В 1968 году после захвата двух аэродромов под Прагой и Братиславой были высажены 7-я и 103-я гвардейские воздушно-десантные дивизии , которые обеспечили успешное выполнение задачи соединениями и частями Объединённых вооруженных сил стран - участниц Организации Варшавского договора во время чехословацких событий .

В послевоенный период в ВДВ была осуществлена большая работа по усилению огневой мощи и подвижности личного состава. Были созданы многочисленные образцы авиадесантируемой бронетехники (БМД , БТР-Д), автомобильной техники (ТПК , ГАЗ-66), артилерийских систем (АСУ-57 , АСУ-85 , 2С9 «Нона» , 107-мм безоткатное орудие Б-11). Были разработаны сложные парашютные системы для десантирования всех наименований вооружения - «Кентавр», «Реактавр» и другие. Также был увеличен парк военно-транспортной авиации , призванный для массовой переброски десантных соединений в случае крупномасштабных боевых действий. Были созданы крупнофюзеляжные транспортные самолёты способные производить парашютное десантирование боевой техники (Ан-12 , Ан-22 , Ил-76).

В СССР впервые в мире были созданы воздушно-десантные войска , располагавшие собственной бронетехникой и самоходной артиллерией. На крупных армейских учениях (вроде Щит-82 или Дружба-82) практиковалась высадка личного состава со штатной техникой численностью не более двух парашютно-десантных полков. Состояние военно-транспортной авиации ВС СССР на конец 80-х годов, позволяло произвести выброску парашютным способом 75 % личного состава и штатной боевой техники одной воздушно-десантной дивизии за один общий вылет.

Организационно-штатная структура 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, на июль 1979 года.

Организационно-штатная структура 351-го гвардейского парашютно-десантного полка, 105гв.вдд на июль 1979 года.

Последовавший после расформирования 105гв.вдд, в 1979 году ввод советских войск в Афганистан , показал глубокую ошибочность, принятого руководством ВС СССР решения - воздушно-десантное соединение, специально адаптированное для ведения боевых действий в горно-пустынной местности непродуманно и поспешным образом было расформировано, а в Афганистан в конечном счёте была отправлена 103гв.вдд , личный состав которой не имел никакой подготовки для ведения боевых действий на подобном театре военных действий :

«…в 1986 году приезжал Командующий ВДВ генерал армии Сухоруков Д. Ф., он сказал тогда, какие мы были глупцы, расформировав 105-ю воздушно-десантную дивизию, ведь она была предназначена для ведения боевых действий в горно-пустынной местности. А мы вынуждены были затратить огромные средства для доставки в Кабул по воздуху 103-ю воздушно-десантную дивизию…»

воздушно-десантных войск ВС СССР было 7 воздушно-десантных дивизий и три отдельных полка со следующими наименованиями и местами дислокации :

Каждая из указанных дивизии имела в своём составе: управление (штаб), по три парашютно-десантных полка, один артиллерийский самоходный полк и подразделения боевого обеспечения и тылового обеспечения .

Кроме парашютно-десантных частей и соединений, в воздушно-десантных войсках имелись также десантно-штурмовые части и соединения , но они подчинялись командующим войсками военных округов (групп войск), армий или корпусов . Они ни чем не отличались, кроме задач, подчинённости и ОШС. Методы боевого применения, программы боевой подготовки личного состава, вооружение и обмундирование военнослужащих - было такое же как и парашютно-десантных частей и соединений ВДВ (центрального подчинения). Десантно-штурмовые формирования были представлены отдельными десантно-штурмовыми бригадами (одшбр), отдельными десантно-штурмовыми полками (одшп) и отдельными десантно-штурмовыми батальонами (одшб) .

Поводом для создания десантно-штурмовых формирований в конце 60-х годов, послужил пересмотр тактических приёмов в борьбе с противником в случае полномасштабной войны. Ставка делалась на концепцию применения массированных десантов в ближнем тылу противника, способных дезорганизовать оборону . Техническую возможность для подобного десантирования предоставлял существенно увеличившийся к этому времени парк транспортных вертолётов в армейской авиации .

К середине 80-х годов в составе ВС СССР числилось 14 отдельных бригад , два отдельных полка и около 20 отдельных батальонов . Бригады размещались на территории СССР по принципу - одна бригада на один военный округ , имеющий сухопутный выход к Государственной границе СССР, одна бригада во внутреннем Киевском Военном округе (23одшбр в г. Кременчуг , подчиненная Главному командованию юго-западного направления) и две бригады для группы советских войск за рубежом (35одшбр в ГСВГ в г. Котбус и 83одшбр в СГВ в г. Бялогард). 56гв.одшбр в ОКСВА, дислоцированная в г. Гардез Республики Афганистан , относилась к Туркестанскому Военному Округу , в котором была сформирована.

Отдельные десантно-штурмовые полки подчинялись командирам отдельных армейских корпусов .

Разница между парашютно-десантными и десантно-штурмовыми формированиями ВДВ заключалась в следующем:

На середину 80-х годов в составе ВДВ СВ ВС СССР находились следующие бригады и полки :

  • 11одшбр в Забайкальском ВО (Забайкальский край г. Могоча и Амазар),
  • 13одшбр в Дальневосточном ВО (Амурская область г. Магдагачи и Завитинск),
  • 21одшбр в Закавказском ВО (Грузинская ССР , г. Кутаиси),
  • 23одшбр Юго-западного направления (на территории Киевского ВО), (Украинская ССР , г. Кременчуг),
  • 35гв.одшбр в Группе Советских войск в Германии (Германская Демократическая Республика , г. Котбус),
  • 36одшбр в Ленинградском ВО (Ленинградская область , пгт Гарболово),
  • 37одшбр в Прибалтийском ВО (Калининградская область , г. Черняховск),
  • 38гв.одшбр в Белорусском ВО (Белорусская ССР , г. Брест),
  • 39одшбр в Прикарпатском ВО (Украинская ССР , г. Хыров),
  • 40одшбр в Одесском ВО (Украинская ССР, пгт. Большая Корениха (Николаевская область),
  • 56гв.одшбр в Туркестанском ВО (сформирована в г. Чирчик Узбекской ССР и введена в Афганистан),
  • 57одшбр в Среднеазиатском ВО (Казахская ССР , пгт Актогай),
  • 58одшбр в Киевском ВО (Украинская ССР , г. Кременчуг),
  • 83одшбр в Северной Группе Войск , (Польская Народная Республика , г. Бялогард),
  • 1318одшп в Белорусском ВО (Белорусская ССР , г. Полоцк) в подчинении 5-го отдельного армейского корпуса (5оак)
  • 1319одшп в Забайкальском ВО (Читинская область , г. Кяхта) в подчинении 48-го отдельного армейского корпуса (48оак)

Указанные бригады имели в своём составе управление, по 3 или 4 десантно-штурмовых батальона, один артиллерийский дивизион и подразделения боевого обеспечения и тылового обеспечения. Личный состав развёрнутых бригад достигал 2500 военнослужащих . К примеру штатная численность личного состава 56гв.одшбр на 1 декабря 1986 составляла 2452 военнослужащих (261 офицер , 109 прапорщиков , 416 сержантов , 1666 солдат) .

Полки отличались от бригад наличием только двух батальонов: одного парашютно-десантного и одного десантно-штурмового (на БМД), а также несколько уменьшенным составом подразделений полкового комплекта

Участие ВДВ в Афганской Войне

Также с целью повышения огневой мощи десантных подразделений, в их состав введут дополнительные артиллерийские и танковые подразделения. К примеру 345опдп по образцу мотострелкового полка дополнят артиллерийским гаубичным дивизионом и танковой ротой , в 56одшбр артиллерийский дивизион был развёрнут до 5 огневых батарей (вместо положенных 3 батарей), а 103-й гв.воздушно-десантной дивизии придадут для усиления 62-й отдельный танковый батальон, что являлось несвойственным для организационно-штатной структуры частей ВДВ на территории СССР .

Подготовка офицерского состава для воздушно-десантных войск

Офицеров готовили следующие военные учебные заведения по следующим военно-учётным специальностям :

Кроме выпускников указанных учебных заведений, в ВДВ нередко назначались на должности командиров взводов, выпускников высших общевойсковых училищ (ВОКУ) и военных кафедр , готовивших на командира мотострелкового взвода . Связано это было с тем, что профильное Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище , выпускавшее каждый год в среднем около 300 лейтенантов , не в состоянии было полностью обеспечить потребности ВДВ (на конец 80-х в в них числилось около 60 000 личного состава) в командирах взводов. К примеру, бывший командир 247гв.пдп (7гв.вдд), Герой Российской Федерации Эм Юрий Павлович , начинавший службу в ВДВ с командира взвода в 111гв.пдп 105гв.вдд, окончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище

Долгое время военнослужащих подразделений и частей СпН (так называемого сейчас армейского спецназа) ошибочно и намеренно именовали десантниками . Связано это с тем что в советский период, как и сейчас, в ВС России не было и нет войск специального назначения , а были и есть подразделения и части Специального назначения (СпН) ГРУ Генерального штаба ВС СССР . В печати и в СМИ упоминались фразы «войска специального назначения» или «командос» только по отношению к войскам вероятного противника («Зелёные береты », «Рейнджеры », «Коммандос»).

Начиная с возникновения этих частей в ВС СССР в 1950 году вплоть до конца 80-х годов, полностью отрицалось существование подобных подразделений и частей. Вплоть до того, что об их существовании военнослужащие срочной службы узнавали только при принятии в личный состав этих подразделений и частей. Официально в советской прессе и по телевидению подразделения и части СпН ГРУ Генерального Штаба ВС СССР объявлялись либо частями ВДВ - как в случае с ГСВГ (официально в ГДР не было частей СпН), либо как в случае с ОКСВА - отдельными мотострелковыми батальонами (омсб). К примеру 173-й отдельный отряд специального назначения (173ооСпН), дислоцировавшийся возле города Кандагар , назывался 3-й отдельный мотострелковый батальон (3омсб)

В повседневности военнослужащие подразделений и частей СпН носили парадную и полевую форму принятую в ВДВ , хотя ни по подчинению, ни по поставленным задачам разведывательно-диверсионной деятельности не относились к ВДВ . Единственное что объединяло ВДВ и подразделения и части СпН - это большая часть офицерского состава - выпускников РВВДКУ , воздушно-десантная подготовка и возможное боевое применение в тылу противника.

Российская Федерация - период после 1991 года

Средняя эмблема ВДВ России

В 1991 году выделены в самостоятельный род войск Вооружённых Сил Российской Федерации .

  • 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) дивизия (Новороссийск)
  • 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия Черниговская Краснознамённая дивизия (Псков)
  • 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Иваново)
  • 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Тула)
  • 242-й учебный центр г. Омск и Ишим
  • 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая ордена Кутузова II степени бригада (Ульяновск)
  • 38-й отдельный полк связи (Медвежьи озёра)
  • 45-й гвардейский отдельный полк СпН ВДВ (г. Кубинка , Одинцовского района , Московская область)
  • 11-я отдельная десантно-штурмовая бригада (Улан-Удэ
  • 56-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада (Камышин) (В составе ВДВ,но оперативно подчиняется Южному военному округу)
  • 83-я отдельная десантно-штурмовая бригада (Уссурийск) (В составе ВДВ,но оперативно подчиняется Восточному военному округу)
  • 100-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада (Абакан) (В составе ВДВ,но оперативно подчиняется Центральному военному округу)

В других странах

Белоруссия

Силы специальных операций (белор. Cілы спецыяльных аперацый ). Командование подчиняется непосредственно Генеральному штабу Вооружённых сил. Командующие: генерал-майор Люциан Суринт (2010 г.); с июля 2010 года - полковник (с февраля 2011 генерал-майор) Олег Белоконев. Включают в себя 38-ю, 103-ю гвардейские мобильные бригады, 5-я бригаду специального назначения и др.

Казахстан

Нарукавный знак аэромобильных войск ВС РК

Великобритания

Британские десантники 1пб ,1(британской)вдд ведут бой. Голландия. 17 сентябрь 1944 года

Воздушно-десантные войска Великобритании , основным воздушно-десантным компонентом является 16-я Воздушно-штурмовая бригада (англ. 16th Air Assault Brigade ). Бригада была создана 1 сентября 1999 года слиянием компонентов расформированных 5-й Воздушно-десантной (англ. 5th Airborne Brigade ) и 24-й Аэро-мобильной (англ. 24th Air Mobile Brigade ) бригад . Штаб и подразделения бригады расквартированы в городе Колчестер , графство Эссекс . 16-я Воздушно-штурмовая бригада входит в состав 5-й дивизии сухопутных войск Великобритании .

Германия

Воздушно-десантные войска Вермахта

Нагрудный знак парашютиста воздушно-десантных сил Вермахта, Германия

Воздушно-десантные силы Вермахта (нем. Fallschirmjäger , от Fallschirm - «парашют» и Jäger - «охотник, егерь») - немецкие воздушно-десантные силы Вермахта оперативно-тактического развертывания во вражеском тылу. Являясь отборным родом войск, в них набирались лишь лучшие из лучших солдат Германии. Формирование частей началось в 1936 году, после чего в годы Второй мировой войны, в период с 1940 по 1941 они были использованы в крупных воздушно-десантных операциях в Норвегии, Бельгии, Нидерландах и Греции. В последующие годы были ещё более крупномасштабные операции с их участием, но в основном уже лишь в качестве регулярных пехотных соединений, для поддержки основных сил. От союзников они получили прозвище «Зелёные дьяволы». В течение всей Второй мировой войны бессменным командиром Fallschirmjäger был их основатель генерал-полковник Курт Штудент .

Израиль

Бригада была сформирована в 1954-1956 годах слиянием нескольких частей специального назначения.

Бригада «Цанханим» относится к Центральному округу и входит в состав 98-й резервной воздушно-десантной дивизии, комплектуемой резервистами, прошедшими действительную службу в бригаде.

США

Шеврон 1 ВДА союзников, 1944 г.

Примечания

  1. Гудериан Г. Внимание, танки! История создания танковых войск. - М.: Центрополиграф, 2005.
  2. Полевой устав РККА (ПУ-39), 1939 год.
  3. Развитие ударной мощи десантно-штурмовых соединений будет происходить путём оснащения транспортными и боевыми самолётами, Сайт Военное обозрение.
  4. Военный энциклопедический словарь, Москва, Военное издательство, 1984 г., 863 стр. с ил., 30 листов
  5. В украинской армии созданы высокомобильные десантные войска, КоммерсантЪ-Украина.
  6. Английское слово «commandos» употреблялось как для обозначения военнослужащих специальных десантных отрядов, самих десантных отрядов и всей службы С. С. («Special Service», сокращенно «S. S.») в целом.
  7. ВДВ в БСЭ.
  8. Первые парашютно-десантные формирования
  9. Хухриков Юрий Михайлович, А. Драбкин, Я дрался на Ил-2 - М.: Яуза, Эксмо, 2005.
  10. Неизвестная дивизия. 105-я гвардейская воздушно-десантная Краснознамённая дивизия (горно-пустынная). - Десантура.ру - о десанте без границ
  11. В нынешнем году исполняется сорок пять лет 242 учебному центру ВДВ
  12. Структура ВДВ - Журнал «Братишка»
  13. Боевой устав воздушно-десантных войск, введён в действие приказом командующего воздушно-десантными войсками № 40, от 20 июля 1983 года
  14. Войны, истории, факты. Альманах
Воздушно-десантные войска. История российского десанта Алехин Роман Викторович

СОВЕТСКИЕ ВДВ В 1961–1991 ГОДАХ

К 27 апреля 1962 года на основании директивы Главного штаба сухопутных войск от 22 марта 1962 года артиллерийские дивизионы воздушно-десантных дивизий были развернуты в артиллерийские полки:

816-й гв оадн 7-й гв вдд - в 1141-й гвардейский артиллерийский полк;

819-й гв оадн 76-й гв вдд - в 1140-й гвардейский артиллерийский полк;

812-й гв оадн 98-й гв вдд - в 1065-й гвардейский артиллерийский полк;

844-й гв оадн 103-й гв вдд - в 1179-й гвардейский артиллерийский полк;

846-й гв оадн 104-й гв вдд - в 1180-й гвардейский артиллерийский полк;

847-й гв оадн 105-й гв вдд - в 1181-й гвардейский артиллерийский полк;

845-й гв оадн 106-й гв вдд - в 1182-й гвардейский артиллерийский полк.

Это повлекло изменение структуры артиллерийских подразделений воздушно-десантной дивизии - в сторону увеличения числа боевых батарей. Перед артиллерией ставились прежние задачи: огневое поражение противника при артиллерийской подготовке и контрподготовке атаки, артиллерийское сопровождение наступления войск, воспрещение выдвижения и развертывания войск противника, отражение атаки противника, поддержка обороняющихся войск. Имеющиеся на вооружении советских ВДВ полевые орудия вполне могли справиться с возложенными на них задачами, однако, как мне кажется, 85-мм орудия не могли обеспечить гарантированное поражение основных танков вероятного противника, так как не могли пробить их лобовую броню.

В это время начинается поступление на вооружение ВДВ принципиально нового вида оружия - противотанковых управляемых реактивных снарядов. Это высокоточное оружие позволяло с большой долей уверенности поражать бронеобъекты противника, в том числе и в движении. Боевая часть реактивных снарядов «Фаланга» и «Малютка» позволяла пробить лобовую броню германских танков «Леопард», британских «Чифтен» и американских М-48.

В бригадах специального назначения противотанковые управляемые ракеты планировали использовать для поражения ракетных комплексов противника, радиолокационных станций и узлов связи. Дальность полета такой ракеты позволяла спецназовцам не входить в ближнюю зону обороны спецобъектов противника. Одна из типовых задач спецназа ГРУ заключалась в уничтожении с помощью противотанковых ракет автомобильного кортежа руководителя той страны, которая посмеет стать врагом Советского Союза.

Приказом министра обороны СССР от 7 марта 1964 года Главкомат сухопутных войск был расформирован. Функции Главного штаба сухопутных войск вновь были переданы Генеральному штабу ВС СССР. Воздушно-десантные войска вновь были подчинены непосредственно министру обороны СССР.

Директивой Генерального штаба от 24 декабря 1965 года 337-му гвардейскому парашютно-десантному полку 104-й гвардейской воздушно-десантной ордена Кутузова дивизии был передан по преемственности орден Александра Невского, ранее принадлежащий расформированному 346-му гвардейскому посадочному парашютно-десантному полку.

К 1 декабря 1968 года 337-й гвардейский парашютно-десантный ордена Александра Невского полк 104-й гв вдд был передислоцирован из города Кутаиси Грузинской ССР в Кировабад Азербайджанской ССР.

22 июня 1968 года в ВДВ произошла одна из самых крупных авиационных катастроф, повлекшая большое количество человеческих жертв: с аэродрома города Каунаса поднялись три самолета Ан-12, на борту которых находилась новая тогда техника - БМД-1 и подготовленные экипажи из состава 108-го гв пдп 7-й гв вдд. Им предстояло перелететь в Рязань, где командование ВДВ предполагало показать новые боевые машины в действии министру обороны. Но в районе Калуги третий самолет столкнулся в воздухе с гражданским пассажирским самолетом Ил-14 и с высоты 4000 метров рухнул вниз. В результате трагедии погибли пять членов экипажа, 91 десантник и четырехлетний сын одного из офицеров, которого отец решил отвезти к родственникам в Рязань. Через год на месте падения был воздвигнут памятник, деньги на который собирали во всех частях ВДВ.

В 1968 году в форму одежды военнослужащих ВДВ был введен малиновый берет, но просуществовал он меньше года, после чего был заменен на берет голубого цвета. Красный околыш на берете символизировал принадлежность к гвардии.

В 1968 году советские военные парашютисты выполнили ряд выдающихся прыжков. Так, 1 марта 1968 года был проведен грандиозный эксперимент по низковысотному десантированию группы парашютистов в количестве 50 человек с высоты 100 метров из самолетов Ан-2. Всего на выполнение этого прыжка ушло 23 секунды. Десантирование людей проводилось на парашютах Д-1-8 без применения запасных парашютов. 27 июля 1968 года в составе группы парашютистов, десантировавшихся на Памир в честь 50-летия ВЛКСМ, были и воины 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии рядовые Асаенок, Зизюлин и Кульпинов. Они проявили высокие мастерство и мужество, за что были занесены в Книгу славных дел Закавказского военного округа.

Директивой Генерального штаба ВС СССР от 14 июля 1969 года в связи с обострением обстановки на Ближневосточном направлении 98-я гв вдд была передислоцирована из города Белогорск Амурской области в город Болград Одесской области (217-й и 299-й гв пдп), поселок Веселый Кут (1065-й гв ап), а 300-й гв пдп - в город Кишинев Молдавской ССР. Части дивизии разместились на фондах военных городков 48-й мотострелковой Ропшинской Краснознаменной дивизии имени М. И. Калинина, которая еще в 1968 году ушла в Чехословакию. Уже в июне 1971 года 98-я гв вдд участвовала в учениях «Юг» и десантировалась в один из районов Крыма.

В августе 1972 года на базе 691-го отдельного батальона связи ВДВ (Боровуха-1) и центра подвижных средств связи 879-го узла связи ВДВ в поселке Медвежьи Озера Щелковского района Московской области был сформирован 196-й отдельный полк связи ВДВ. 20 декабря 1972 года после убытия 691-го обс в поселке Боровуха-1 был сформирован 8-й отдельный танко-ремонтный батальон ВДВ.

С 1969 года на вооружение ВДВ стала поступать боевая машина десанта, ставшая буквально революционной, - БМД-1. Машина десантировалась парашютным способом, что позволило придать десанту свою броню в любом месте, где только мог быть выброшен десант. Машина имела герметичный алюминиевый пуленепробиваемый корпус, фильтровентиляционную установку, 240-сильный двигатель и комплекс вооружения, который соответствовал тому, что получили пехотинцы на своей машине БМП-1. В состав вооружения боевой машины десанта вошло 73-мм орудие «Гром», которое стреляло выстрелами, аналогичными тем, что применялись на станковом противотанковом гранатомете СПГ-9, и могло создать серьезную угрозу средним танкам противника на средних дистанциях боя. Также на машине был установлен противотанковый ракетный комплекс 9м14 «Малютка», с помощью которого экипажи БМД-1 могли уверенно бороться с тяжелой техникой противника, с дальних дистанций поражать наиболее важные цели: ракетные установки, радиолокационные станции, узлы связи и пункты управления. Кроме того, машина имела спаренный с орудием 7,62-мм пулемет ПКТ. Еще для двух пулеметов в носовой части корпуса машины имелись специальные лючки, через которые десант мог вести огонь из пулеметов ПК или РПК. Выход десанта из машины осуществлялся через верхний кормовой люк, а также верхние носовые люки. Всего машина могла вместить 7 человек. Коэффициент тяговооруженности машины (соотношение мощности двигателя к массе) составлял около 33, что давало десантникам транспортное средство, способное преодолевать крутые подъемы, сложно-пересеченную местность и разные другие препятствия. Этому способствовал высокий дорожный просвет - 450 мм, который мог снижаться до 100 мм (при десантировании машины парашютным способом или при необходимости «залечь» в засаде), а также возможность плавать со скоростью 10 км/ч. На суше БМД-1 могла развить скорость до 65 км/ч. Запас хода составлял 300 км (вполне должно было хватить для выполнения основной и второстепенной задачи в тылу противника).

Для этой (и ряда других) машины была отработана система десантирования «Кентавр», которая позволяла десантировать часть экипажа внутри боевых машин. Для этого внутри машин, подготовленных к испытаниям, были установлены модернизированные космические кресла типа «Казбек-Д», разработанные в КБ завода «Звезда» главным конструктором Гаем Ильичом Северином для космических аппаратов и адаптированные для использования в новом проекте. Система имела пять куполов площадью по 760 кв. м каждый.

Парашютно-платформенные средства, на которых планировалось десантировать боевую машину с частью экипажа, были хорошо освоены в войсках, имели достаточно высокую, подтвержденную большим количеством десантирований надежность - 0,98 (расчетная надежность системы имела коэффициент 0,995). Для сравнения: надежность парашюта, предназначенного для людей, составляет 0,99999, т. е. на 100 тысяч раскрытий - один технический отказ.

Эксперимент по десантированию экипажа внутри машины планировалось провести впервые не только в истории советских воздушно-десантных войск, но и во всем мире. Подготовка к первому в мировой и отечественной практике десантированию людей внутри боевой техники проводилась научно-техническим комитетом ВДВ в тесном контакте с конструкторским бюро Московского агрегатного завода «Универсал», многолетним головным разработчиком средств десантирования техники ВДВ, руководимым главным конструктором, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР Алексеем Ивановичем Приваловым. Одновременно в ГНИИ авиационной и космической медицины (ГНИИАКМ) проводились физиологические испытания (копровые сбросы) по переносимости ударных перегрузок, действующих на человека при десантировании. Начальник института генерал-майор медицинской службы Николай Михайлович Рудный лично контролировал эту работу.

Сложность такого эксперимента заключалась прежде всего в том, что десантники, которым предстояло «прыгать» внутри боевой машины, не имели личных средств спасения, случись в воздухе отказ основной системы. В этой связи институт имени Чкалова не принял комплекс к испытаниям. Пришлось командующему ВДВ долго объяснять министру обороны Маршалу Советского Союза А. А. Гречко и начальнику Генерального штаба Маршалу Советского Союза В. Г. Куликову необходимость проведения эксперимента в интересах воздушно-десантных войск. При этом он настаивал на участии в эксперименте непременно офицеров, которые смогут в дальнейшем передавать свой опыт в войсках. Когда же маршал Гречко поинтересовался, кто будет десантироваться, командующий ВДВ генерал В. Ф. Маргелов сделал шаг вперед и просто сказал: «Я…» Разумеется, ему было отказано. Тогда генерал предложил кандидатуру одного из своих сыновей - Александра Маргелова и опытного офицера-десантника, мастера спорта по прыжкам с парашютом, майора Леонида Гавриловича Зуева. В октябре 1971 года все было готово к проведению эксперимента, предварительные испытания были завершены. В совместном решении от 28 октября 1971 года, утвержденном руководителями НИИ, командованием ГНИИАКМ, военно-транспортной авиации и, наконец, командующим ВДВ, отмечалось успешное завершение копровых и натурных сбросов БМД-1 с макетами и манекенами и предлагалось провести экспериментальный сброс с людьми.

В середине 1972 года в связи с задержкой получения разрешения на проведение эксперимента было принято решение в комплексе «Кентавр» десантировать собак. Три собаки в одной машине были успешно десантированы. Было принято решение на десантирование людей 5 января 1973 года на тульском аэродроме. К этому времени участники эксперимента переехали в казармы 106-й дивизии.

В 14 часов 5 января с аэродрома взлетел самолет Ан-126 с боевой машиной десанта на борту, в которой находились испытатели. Командующим ВДВ была поставлена жесткая задача: после приземления расшвартовать машину и начать движение не более чем через 2 минуты, в ходе которого провести машину по намеченному маршруту со стрельбой по мишеням из орудия и спаренного пулемета. Экипаж должен был доказать, что не только отлично перенес все этапы десантирования, в том числе ударные перегрузки при приземлении, но и сохранил физические и умственные способности, может успешно вести боевые действия.

Вот как описывает экспериментальное десантирование сам Александр Маргелов: «Вытяжной парашют по команде штурмана вывалился, расправился, набрался сил и как бы нехотя стал потихоньку вытаскивать «Кентавра». Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, машина-«утюг сначала завалилась на 135 градусов от горизонтали, затем стала раскачиваться с постепенно уменьшающейся амплитудой колебаний. И вот раскрылись тормозные, а затем и основные парашюты. Перевернувшись в первый момент вниз головой, мы в доли секунды испытали состояние, близкое к невесомости. В этом убедил невесть откуда взявшийся в машине хлам. Особенно ненужной показалась в этой ситуации довольно приличных размеров гайка, «всплывшая» прямо между головами. В следующий момент все гулко ухнулось на пол и потом еще некоторое время там перекатывалось, пока машина «изображала» из себя маятник. Все свои ощущения спокойно, как нам казалось, мы передавали на землю. Только вот с земли после выхода машины из самолета ничего не слышали - пришлось ориентироваться о работе системы по личным ощущениям да по показаниям приборов - высотомер после раскрытия многокупольной системы равномерно «приближал» нас к земле, а вариометр «застыл» на скорости снижения около шести метров в секунду.

И тут последовал резкий, перекатывающий удар. Головы в шлемофонах мгновенно «выбили морзянку» из заголовников, и все замерло. Навалилась неожиданная тишина. Но это продолжалось мгновение - мы, не сговариваясь, стали освобождаться от привязных систем.

Автоматическую расшвартовку изнутри машины с помощью пиротехнических устройств было решено на первое десантирование не ставить, поэтому, не задерживаясь, мы выскочили из БМД. Освободив ее от парашютной системы и платформы, заняли свои места внутри: Леонид - за рычагами, я - в башне. Пока механик заводил двигатель, наводчик-оператор выискивал, поворачивая башню, цели для обстрела. Есть! И вот сразу с началом движения бухнуло орудие «Гром». Конечно же, это была имитация, и последующая стрельба из пулемета велась холостыми, но в первом эксперименте это было не главное. Главное, что на всех этапах десантирования, приземления, движения, проведения стрельб мы сохраняли полную боеготовность и доказали, что в случае необходимости десантники могут воевать с наибольшим боевым эффектом, поражать противника, не выходя из машины, обеспечивая другим членам экипажа возможность с наименьшими потерями присоединиться к ним для совместного выполнения боевой задачи.

Леонид Зуев лихо, на большой скорости, подъехал к трибуне, по пути разнес вдребезги автомобиль начальника штаба дивизии (которого, кстати, предупреждали о такой вероятности), остановился точно напротив командующего и четко доложил об успешном выполнении боевой задачи. Командующий обнял и расцеловал нас поочередно, поблагодарил от лица службы и, быстро вытерев глаза, в дружеском тоне стал расспрашивать об ощущениях в ходе проведения эксперимента. К нему присоединились и другие участники испытаний ».

Л. И. Щербаков и А. В. Маргелов после выполнения прыжка.

После первого удачного эксперимента командующий ВДВ отдал приказ провести аналогичные экспериментальные десантирования во всех дивизиях ВДВ, в каждый период обучения. А. В. Маргелов был назначен ответственным за подготовку штатных экипажей. Руководителями дальнейших испытаний были генерал-лейтенант И. И. Лисов, позже - его преемник на посту заместителя командующего генерал Н. Н. Гуськов и, наконец, председатель НТК ВДВ полковник Л. 3. Козленко. К настоящему времени в ВДВ проведены десятки десантирований экипажей в комплексах «Кентавр», КСД, «Реактавр» и других системах, разработанных советскими конструкторами.

Согласно приказу командующего ВДВ десантирования техники с экипажами внутри боевых машин были проведены во всех воздушно-десантных дивизиях:

13 ноября 1973 года в 98-й гв вдд старшина А. И. Савченко и старший сержант В. В. Котло десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

30 мая 1974 года в 7-й гв вдд старшина М. Е. Савицкий и старший сержант А. И. Силинский десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

20 июня 1974 года в 76-й гв вдд старшина Г. И. Соловьев и ефрейтор Г. Г. Мартынюк десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

11 июля 1974 года в 7-й гв вдд старшина А. В. Титов и старший сержант А. А. Мерзляков десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

22 июля 1974 года в РВВДКУ лейтенант Н. Г. Шевелев и лейтенант В. И. Алымов десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

15 августа 1974 года в 103-й гв вдд ефрейтор В. П. Лопухов и ефрейтор А. В. Жагуло десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126;

3 сентября 1974 года в 104-й гв вдд старший сержант Г. В. Козьмин и сержант С. М. Кольцов десантировались внутри БМД-1 на парашютной платформе П-7 из самолета Ан-126.

Все десантирования с людьми прошли успешно. Даже тогда, когда при приземлении «Кентавра-5» в июле 1974 года из-за сильного ветра в приземном слое (порывы до 12–15 метров в секунду) купола не отцепились от машины: БМД-1 перевернуло вниз башней и потащило, но отважные молодые десантники А. Титов и А. Мерзляков не впали в шоковое состояние, поддерживали радиосвязь с руководителем десантирования, спокойно сообщали о состоянии машины. Получив команду произвести расшвартовку изнутри, не выходя из машины, они четко выполнили команду. После остановки машины самостоятельно выбрались из нее и продолжали выполнение «боевой задачи» в ходе полковых учений.

Впоследствии десантирование боевой техники с экипажами внутри машин стало обыденным делом для советских ВДВ.

23 января 1976 года впервые в мировой практике состоялось испытание парашютно-реактивной системы «Реактавр» с людьми внутри машины. Эта система, в отличие от «Кентавра», имела всего один купол площадью 540 кв. м, отчего груз летел к земле с убийственной скоростью. И только перед самой землей в дело вступали реактивные тормозные устройства - три двигателя мягкой посадки, которые за несколько секунд значительно снижали скорость падения, и приземление проходило на вполне допустимых скоростях. Также платформа была оборудована двумя амортизационными пенопластовыми брусами. За полтора года до десантирования людей один из «Реактавров» с собакой по кличке Буран разбился. После выхода из самолета и раскрытия купола парашют разорвался, и машина рухнула вниз. Двигатели мягкой посадки не сработали. Собака погибла. Комиссия установила, что купол перешел предел своей прочности ввиду выработки ресурса.

«Реактавр» десантировался тем же самолетом Ан-12б с тем же экипажем, который бросал «Кентавра». Внутри БМД десантировались майор А. В. Маргелов и подполковник Л. И. Щербаков. Для проведения эксперимента специально выбирали площадку приземления, где было много снега. Однако приложило комплекс на укатанную ледяную дорогу так, что десантники ощутили солидную ударную перегрузку. После приземления Щербаков и Маргелов привели машину в боевую готовность, завели двигатель, выполнили комплекс по вождению и стрельбе, после чего подъехали за поздравлениями к трибуне, на которой находился командующий ВДВ.

За успешное проведение испытаний систем «Кентавр» и «Реактавр», а также проявленные мужество и героизм в ходе этих сложнейших и опаснейших экспериментов майор А. В. Маргелов и подполковник Л. И. Щербаков были представлены к званию Героя Советского Союза.

Учитывая положительные результаты в ходе испытаний новейших систем десантирования «Кентавр» и «Реактавр», для закрепления этого успеха командующий ВДВ генерал армии В. Ф. Маргелов приказал провести десантирование штатных экипажей внутри БМД во всех дивизиях. Такие учения были проведены в кратчайшие сроки.

С 1976 года парашютно-реактивные системы «Реактавр» были приняты на вооружение ВДВ. Они позволили уменьшить время сбора личного состава и техники на площадке приземления после десантирования. Так, на экспериментальных учениях в 1983 году было проведено десантирование восьми объектов с системами «Реактавр». От момента выхода первой машины из самолета до сбора всех восьми машин на удалении 1,5 км от площадки приземления прошло всего лишь 12–15 минут, тогда как при раздельном десантировании экипажей и техники на это потребовалось бы 35–45 минут. Попробуйте себе это представить: тишина, спокойствие, чистое поле… а через двенадцать минут на этом поле, откуда ни возьмись, рота советских десантников на своих боевых машинах!

Кроме этих систем, в ВДВ использовался комплекс совместного десантирования - КСД, на котором можно было выбрасывать орудия, минометы вместе с расчетом из четырех человек. КСД использовались в ВДВ, пока войсковая артиллерия не перешла полностью на артсистемы, созданные на базе БТРД. Эти КСД можно считать продолжением мысли Гроховского - помните неуклюжие «авиабусы»? Только здесь можно говорить о более высоком технологическом уровне.

По уровню технической оснащенности к середине 80-х годов советские ВДВ были самыми сильными в мире. На вооружении ВДВ состояли боевые машины десанта БМД-1 (с ПТУР «Малютка»), БМД-1П (с ПТУР «Конкурс» или «Фагот»), БМД-2, бронетранспортеры БТР-Д, БТР-ЗД «Рокот» (с ПЗРК «Стрела-2»), БТР-РД «Скрежет» (с ПТУР «Конкурс» или «Фагот»), артиллерийские установки АСУ-85, реактивные системы залпового огня БМ-21В «Град-В», орудия Д-48, гаубицы Д-30, самоходные орудия 2С9 «Нона-С», 82-мм минометы «Поднос», 120-мм минометы «Нона-Б» и 2С12 «Сани» на автомобилях ГАЗ-66, зенитные автоматы ЗУ-23 на ГАЗ-66 и БТР-Д.

15 мая 1972 года с целью подготовки специалистов полковых служб была сформирована 332-я школа прапорщиков ВДВ в литовском поселке Гайжунай. Эта школа готовила начальников складов, технических специалистов, специалистов воздушно-десантной службы.

В том же 1972 году в составе ВДВ была сформирована 778-я отдельная радиорота специального назначения численностью 85 человек. Основной задачей вновь сформированного подразделения стал привод авиации десанта к точке выброски, для чего группы этой роты должны были загодя высаживаться в тыл противника и разворачивать там аппаратуру привода. В 1975 году рота переформирована в 778-ю ор РЭП, а в феврале 1980 года - в 899-ю отдельную роту специального назначения численностью 117 человек - таким образом, ВДВ получили и свой «спецназ». В 1988 году 899-я орСпН переформирована в 899-ю роту СпН (со штатом в 105 человек) в составе 196-го опс ВДВ. Позднее рота была развернута в 218-й отдельный отряд специального назначения ВДВ, который в 1994 году вместе с 901-м отдельным десантно-штурмовым батальоном был сведен в создаваемый в структуре ВДВ собственный орган специальной разведки -45-й отдельный разведывательный полк специального назначения ВДВ. Этот полк полностью оправдал надежды своих создателей - впоследствии, в период чеченских кампаний, отряды 45-го полка выполняли самые сложные боевые задачи с минимальным уровнем боевых потерь. Сейчас эта высокопрофессиональная боевая часть способна выполнить широкий круг задач специальной разведки в любой точке земного шара.

Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в вооруженной защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке, освоении новой техники и в связи с 60-летием СА и ВМФ 104-й гвардейский парашютно-десантный полк 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознаменной дивизии 21 февраля 1978 года был награжден орденом Красного Знамени.

4 мая 1985 года за успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 40-летием Победы 7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия награждена орденом Красного Знамени.

На основании директивы Генерального штаба от 5 февраля 1980 года к 1 декабря 1980 года в составе 104-й гв вдд сформирован 387-й парашютно-десантный полк. Местом дислокации стал город Кировабад Азербайджанской ССР. На основании директивы Генерального штаба от 13 мая 1982 года полк был выведен из состава 104-й гв вдд, передислоцирован в Фергану Узбекской ССР (ТуркВО) и переформирован в 387-й отдельный парашютно-десантный полк (подготовки молодого пополнения для воздушно-десантных и десантно-штурмовых частей и соединений, действующих в Афганистане). На основании директивы Генерального штаба от 9 октября 1985 года переформирован в 387-й отдельный учебный парашютно-десантный полк.

На основании директивы министра обороны от 28 апреля 1988 года и директивы Генерального штаба от 4 октября 1988 года к 30 декабря 1988 года полк переформирован в 387-й отдельный парашютно-десантный полк.

В 1990 году, в связи с обострением межнациональных конфликтов на территории СССР и для оперативного реагирования по ним, было решено заново сформировать 105-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию. В состав дивизии решено было ввести 387-й опдп, 345-й гв опдп, 57-ю одшбр и другие части.

Директивой министра обороны от 18 августа 1990 года 387-й отдельный полк должен был быть переведен на штат парашютно-десантного полка и включен в состав 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. На основании директивы МО СССР от 21 марта 1991 года к 1 октября 1991 года переведен на штат парашютно-десантного полка (горно-пустынного). После чего был передан ВС Узбекистана.

Без связи нет управления - это не требует никаких доказательств, ибо жизнь сама неоднократно доказывала сие утверждение. Именно поэтому мне хочется остановиться на формировании органов связи ВДВ, без чего не может быть управления войсками. Опыт Великой Отечественной войны показал, что утрата связи с высаженными в тыл противника подразделениями ВДВ однозначно приводила к срыву выполнения поставленной задачи, отсутствию взаимодействия и, как следствие, к большим потерям десанта. Поэтому в послевоенное время, с качественным развитием средств связи, особое внимание было также уделено и созданию органов связи, которые могли обеспечить надежную связь в самых сложных условиях боевой обстановки.

Одним из таких органов связи стал центр связи ВДВ. Формирование части началось 13 августа 1947 года в городе Полоцк Белорусской ССР. Местом дислокации части был военный городок Задвинье. Основой для формирования стали узел связи 8-го гвардейского воздушно-десантного Неманского Краснознаменного корпуса, а также 13-я гвардейская отдельная рота связи 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Формирование проводил командир батальона гвардии майор Сидоренко Николай Климентьевич.

4 сентября 1947 года новому формированию было присвоено наименование 191-й отдельный батальон связи, который вошел в состав 8-го гвардейского воздушно-десантного Неманского Краснознаменного корпуса. 21 апреля 1956 года начал формироваться батальон связи воздушно-десантных войск. Формирование закончилось 22 июня 1956 года. После формирования батальону было присвоено наименование 691-й отдельный батальон связи воздушно-десантных войск.

В августе 1972 года началось формирование полка связи ВДВ. Основой для формирования полка явились 691-й отдельный батальон связи воздушно-десантных войск и центр подвижных средств связи 879-го узла связи. Формирование закончилось 20 декабря 1972 года. Полку было присвоено наименование 196-й отдельный полк связи воздушно-десантных войск.

В 1983 году приказом командующего ВДВ часть была награждена переходящим Красным Знаменем ВДВ. В 1988 году за достигнутые успехи в социалистическом соревновании среди частей воздушно-десантных войск и высокую воинскую дисциплину полк был награжден грамотой командующего ВДВ. 30 декабря 1990 года 196-й отдельный полк связи воздушно-десантных войск был переформирован в 171-ю отдельную бригаду связи воздушно-десантных войск.

Бригадная организация части связи ВДВ к тому времени лучше отвечала требованиям, предъявляемым к связи войск. Бригада состояла из отдельных подразделений, которые могли самостоятельно действовать в отрыве от подразделений обеспечения бригады. В состав бригады вошли мобильные узлы связи, батальон и узел связи командующего ВДВ, отдельная рота специального назначения. Впоследствии, в российский период, в условиях жесткого сокращения ВДВ, 171-я бригада связи снова будет переформирована в полк, и часть получит наименование 38-й полк связи ВДВ.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман Викторович

Во времена советские… Спортивный уклон бильярд стал приобретать в конце XIX - начале XX веков. В некоторых странах уже начали проводиться спортивные турниры. До Октябрьской революции 1917 г. и у нас, в России, также ежегодно устраивались бильярдные турниры, однако сразу же

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Советские пистолеты В нашей стране самозарядными пистолетами впервые занялись после окончания Гражданской войны.Первый отечественный самозарядный пистолет под 7,65–мм патрон браунинга разработал в 1920–1921 годах оружейник С. А. Коровин. Чуть позже представил свой образец

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

ВООРУЖЕНИЕ ДЕСАНТА В 1930–1931 ГОДАХ Стрелковое оружие личного состава 3-го авиамотодесантного отряда было представлено обычными пехотными образцами. Это были 7,62-мм автоматические пистолеты «Маузер» К-96, револьверы Нагана, 7,62-мм винтовки и карабины Мосина, 7,62-мм пулеметы

Из книги автора

ВООРУЖЕНИЕ ДЕСАНТА В 1936–1941 ГОДАХ К этому времени стрелковое вооружение десантников пополнилось 7,62-мм пистолетами ТТ и пистолетами-пулеметами под тот же патрон ППД-40 и ППШ-41, необходимость наличия которых ярко продемонстрировала короткая война с финнами. Более того, их

Из книги автора

ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНАЯ ТЕХНИКА ВДВ В 1968–1991 ГОДАХ Парашютная платформа ПП-128-5000 - это металлическая конструкция на съемных колесах, предназначенная для десантирования на ней грузов полетной массой от 3750 до 8500 кг только из самолета Ан-12Б.Платформа предназначена для

Из книги автора

Советская культура во второй половине 50-х – 80-х годах После ХХ съезда КПСС начался период либерализации внутренней политики, что сказалось на отношениях власти и культуры. Вновь стали собираться съезды художественной интеллигенции. Многие функции управления культурой

Из книги автора

Положение броневого вопроса в 80-х годах в России. В полную противоположность малым государствам, где под влиянием появления фугасных бомб и пропаганды броневых башен бельгийским инженером Бриальмоном крепостное строительство приняло так называемое бетонно-броневое