Разные по значению. Омонимы

Вы, конечно же, догадались, что мальчики не поняли друг друга, потому что говорили о разных вещах, при этом называя их одним и тем же словом. Это и есть пример омонимов. Ведь овсянка - это птица, а еще овсянка - это крупа.

Омонимы - слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению. Слово «омоним» произошло от двух греческих слов: омос - одинаковый, онимо - имя.

Рассмотрим примеры омонимов, сравним звучание, написание и значение слов.

В море суши полоса

Называется коса,

И у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса -

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

Рис. 2. Омонимы: коса ()

Коса - узкая отмель, идущая от берега.

Коса - заплетенные волосы.

Коса - инструмент для скашивания травы.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет!

Кашка - белый клевер.

Кашка - блюдо из разваренных в воде или молоке зёрен.

Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Веселый ключ журчащий.

И мы родник зовём ключом

(Ключ от дверей тут ни при чём).

Рис. 3. Омонимы: Ключ ()

Ключ - родник.

Ключ - приспособление для замка.

Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

Мы лисички тоже!

Как, с одной-то лапкой?

Нет, ещё со шляпкой.

Рис. 4. Омонимы: Лисички ()

Лисички - грибы.

Лисички - животные.

Со мной ходи стрельбе учиться

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

Рис. 5. Омонимы: Лук ()

Лук - растение.

Многозначные слова и омонимы пишутся одинаково. Основным отличием между ними является то, что многозначные слова имеют в лексическом значении что-то общее (цвет, форма), а у омонимов лексические значения абсолютно разные.

Если вы сомневаетесь в определении многозначное слово или омоним, на помощь вам придёт толковый словарь. Рассмотрим различие в записи словарных статей:

Корень - это многозначное слово, имеет несколько значений:

1. Подземная часть растений.

2. Внутренняя часть волоса, зуба.

3. Начало, источник чего-нибудь (переносное значение).

4. Значимая часть слова.

В словаре у многозначного слова каждое его значение обозначено цифрой.

Рассмотрим, как в словаре представлены омонимы. Например:

Кран - запорное устройство в виде трубки для выпуска жидкости или газа.

Кран - машина для подъёма и перемещения грузов на небольшие расстояния.

В словаре омонимы имеют отдельную словарную статью.

Определить значение омонимов можно только тогда, когда слово употребляется в словосочетании или в предложении.

Выполним задание.

Рассмотрим картинки. Составим предложения или словосочетания с омонимами, чтобы показать их разное лексическое значение.

1. Пушистая норка.

2. Глубокая норка.

Рис. 11. Омонимы: Норка ()

1. Мы увидели картинку с хищной рысью.

2. Лошадь бежала рысью.

Рис. 12. Омонимы: Рысь ()

1. Нельзя загрязнять окружающую среду.

2. В среду приедет бабушка.

Рис. 13. Омонимы: Среда ()

Итак, мы узнали, что в русском языке встречаются слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение. Эти слова получили название омонимы.

Омонимы часто используют в ребусах и загадках, например:

Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

Из железнодорожного.

Из какого крана нельзя напиться?

Из подъёмного.

В какой клетке не держат птиц и зверей?

В грудной.

В каких лесах не водится дичь?

В строительных.

Каким поясом нельзя подпоясаться?

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Bukina-69.ucoz.ru ().
  2. Toyskola.ucoz.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 33, 34 С. 25.
  • Подберите к данным словам омонимы. Составьте предложения, чтобы стал понятен смысл слов.

Замок, пеночка, сливки.

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай загадки или ребусы, где ответами будут слова-омонимы.

Омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего. Термин произошёл от греческого языка: homos - «одинаковый», onyma - «имя». Допустим, лук – растение и лук – оружие для метания стрел, топить печку и топить корабли .

Рассмотрим виды омонимов .

1. Некоторые слова пишутся одинаково, а произносятся по разному: з`амок и зам`ок , п`арить (бельё, овощи) и пар`ить (в облаках), ст`оит (хлеб в магазине) и сто`ит (машина, дерево). Такие слова называютсяомографами , что в переводе с греческого языка означает «одинаково пишущиеся».

2. Существуют слова, которые одинаково произносятся, а писать их надо по-разному. Например,пруд и прут , метал и металл , пять и пядь . Это омофоны , в переводе с греческого – «одинаково звучащие».

Среди омофонов много таких пар, которые совпадают не во всех своих формах, а в некоторых или даже одной. Если начать изменять слова по падежам и числам, то сразу обнаруживается разница в их звучании. Допустим, у пруда , к пруду два прута , ударил прутом . Слово «три » может быть и числительным (три яблока , три вещи ) и глаголом (три сильней! ). Но совпадать будут не все формы этих слов: тереть , тёр трёх , тремя . Одинаковые формы разных слов называютсяомоформами .

Омонимы могут быть помехой в языковом общении, особенно большую трудность они представляют для переводчика. В этом случае помогает контекст, т.к. в естественном разговоре слова редко употребляются изолировано. По контексту достаточно легко догадаться, какой смысл имеется в виду: Это совсем простой пример.- Простой оборудования достаточно дорог.

§ 51. Омонимия и её виды

Многозначность слов – большая и многоплановая проблема, с нею связаны различные вопросы лексикологии, в частности проблема омонимии. Омонимы слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему значению. Взаимосвязь полисемии и омонимии обусловлена исторически. С развитием языка «одна и та же внутренняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов» [Виноградов В. В. 1947: 14]. Омонимы в ряде случаев возникают из полисемии, подвергшейся процессу разрушения: кулак – кисть руки со сжатыми пальцами и кулак – зажиточный крестьянин, хороший крепкий хозяин, а затем кулак – крестьянин-эксплуататор (классовое определение). Проблема разграничения полисемии и омонимии сложна, лингвисты предлагают различные критерии для разведения данных явлений. Существует несколько подходов.

    О.С. Ахманова строила разграничение полисемии и омонимии, прежде всего, на учёте характера соотношения слова с объективной действительностью. Если каждое из значений является самостоятельным названием определенного предмета окружающего мира и находится вне всякой зависимости от другого предмета, то эти значения принадлежат разным словам-омонимам. Например: град (город) и град (осадки); коса (прическа), коса (отмель) и коса (орудие труда).

    Е. М. Галкина-Федорук придерживалась мнения, что разграничение полисемии и омонимии следует проводить путём подбора синонимов. Если синонимы не имеют ничего общего, то это омонимы: бор (сверло) – бор (хвойный лес) – бор (химический элемент).

    Ряд учёных, не отвергая названные критерии, предлагал учитывать также деривационные особенности: например, реакция как термин различных наук имеет разные словообразовательные ряды: реакция (биол., хим.) реактив, реактивный, реактивность; реакция (полит.) – реакционер, реакционный, реакционность.

Омонимы нередко имеют различную синтаксическую сочетаемость, разные формы управления: уход с работы и уход за ребёнком, за цветами; изменить план, но изменить родине. Однако эти критерии разграничения не универсальны, поэтому иногда в словарях встречаются разночтения. Источники омонимии следующие:

    Омонимы – продукт распада полисемии: сушка – сушение и сушка – вид изделия (баранка).

    Словообразовательные омонимы: покупать (от глагола «купить») и (от глагола «купать»).

    Следствие исторического изменения звукового облика разных слов: ЕСТЬ (имеется) и ЂСТЬ (кушать) по звучанию совпали к середине XVIII в.: звук «ê» (закрытый) или древнерусский дифтонг «ие» (передаваемые на письме буквой Ђ «ять») стал произноситься как [е], поэтому произношение слов перестало различаться. В 1918 г. была проведена реформа орфографии, упразднены некоторые буквы, в том числе и буква Ђ, и приведённые выше слова совпали не только по звучанию, но и по написанию. Приведем еще пример. Слово рысь (животное) в древности звучало «рдысь» и было однокоренным со словами рдеть, рыжий ; затем «дс» упростилось в «с». Слово рысь как бег лошади восходит к древнерусскому «ристь» (ср. ристалище), позднее конечный «т»« отпал, а «р» отвердел.

    Богатейшим источником омонимии являются заимствованные слова, например: тур (бык – древнерусское) и тур (из французского): тур вальса, балка (овраг – из тюркских яз.) и балка (бревно – из немецкого), брак (женитьба – русское) и брак (изъян – из немецкого) и другие.

Омонимы делятся на полные, или собственно лексические омонимы, и неполные омонимы, среди которых, в свою очередь, различают несколько видов. К собственно лексическим омонимам относятся, например: англ.: flaw1 – трещина; flaw2 – порыв ветра; русск.: свет1 – энергия; свет2 – мир, вселенная. Эти слова совпадают по звучанию, написанию и относятся к одной и той же части речи. Виды неполных омонимов следующие:

1. Омофóны – разные по значению слова и формы, совпадающие по звучанию, но различающиеся по написанию:

луг (поле) – лук (орудие для стрельбы), бал (танцевальный вечер) – балл (оценка).

2. Омóграфы – слова, разные по значению и звучанию, но одинаковые по написанию:

атлáс (ткань) – áтлас (сборник географических карт), зáмок – замóк.

3. Омоформы (морфологические омонимы) – слова, совпадающие по звучанию и написанию в одной или нескольких грамматических формах:

рой (сущ.) пчел – рой (глаг.) яму, дорóгой (сущ.) – дорогóй (прилаг.), новая пила (сущ.) – пила (глаг.) кофе, жгут (глаг.) траву – медицинский жгут (сущ.).

К омонимам примыкают парóнимы близкие по звучанию и написанию слова, но разные по значению. Их иногда ошибочно употребляют одно вместо другого: абонемент (право пользования чем-либо) и абонент (человек, имеющий абонемент); эффективный (результативный) и эффектный (бросающийся в глаза); скрытный (замкнутый) человек и скрытый (невидимый) механизм и многие другие.

Омонимы - слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Слово омоним произошло от греч. homos - одинаковый + onyma - имя.

Больше всего омонимов среди существительных и глаголов.

Пример:

1. ОТСТОЯТЬ - защитить (отстоять друга).

2. ОТСТОЯТЬ - простоять (отстоять очередь).

3. ОТСТОЯТЬ - находиться на некотором расстоянии от кого-, чего-л. (аэропорт отстоит от города на пять километров).

Причины появления в языке омонимов

    случайное совпадение слов:

Пример:

1. ЛУК - заимств. Огородное растение с острым вкусом.

2. ЛУК - иск.-рус. Ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой.

    совпадение при образовании новых слов:

Пример:

ПОСЛАТЬ - отправить с поручением. Человек, выполняющий поручение - 1. ПОСОЛ .

ПОСОЛИТЬ - консервировать что-то в солёном растворе. Способ соления продуктов - 2. ПОСОЛ .

    потеря смысловой связи между значениями многозначного слова.

Пример:

Так произошло ещё в древности со словом СВЕТ :

СВЕТ - 1) освещение, 2) земля, мир, вселенная.

Эти значения стали настолько далёкими, что потеряли между собой смысловую связь. Сейчас это два разных слова.

1. СВЕТ - лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. СВЕТ - Земля, мир, вселенная.

Омонимы нужно отличать от многозначных слов. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Отдельно взятое слово РОД непонятно. Но, если ввести его в словосочетание, то станет ясно, о чём идёт речь:

Пример:

древний род , мужской род .

Виды омонимов

Часто омонимы, омоформы, омофоны и омографы используются в каламбурах - остроумных выражениях, шутках.

Пример:

Ты этот зонт НЕ МОЙ, так как он НЕ МОЙ, потерял его НЕМОЙ.

Использовать омонимы, омоформы, омофоны и омографы в своей речи надо очень осторожно. Иногда они приводят к нежелательной двусмысленности.

Пример:

Вчера я побывал на ДНЕ поэзии. День поэзии? Или дно поэзии?

Во многих языках планеты существует такое явление, как омонимия. Основано оно на том, что одинаковые по звучанию и написанию слова и морфемы имеют разное значение. Они носят название «омонимы». Примеры их встречаются повсеместно. Мы и в обычной речи их употребляем чрезвычайно часто.

Омонимы

Примеры, подтверждающие данное явление, известны многим. Это такие общеупотребительные слова:

  • «лук» в значениях растение и оружие;
  • «побег», в одном случае обозначающий молодую ветвь, а в другом - самовольный торопливый уход.

Вне контекста трудно определить, в каком именно значении используются эти омонимы. Примеры предложений со словами продемонстрируют это явление наглядно.

  • Зелёный лук особенно хорош в овощных салатах.
  • Мальчику на день рождения подарили игрушечный лук со стрелами.
  • Яблоня дала молодой побег, но садовник осенью произвёл его обрезку.
  • Граф Монте-Кристо совершил побег из тюрьмы креативным способом, заменив собою труп узника.

Помогут понять, что означают омонимы примеры словосочетаний:

  • «зелёный лук» и «меткий лук»;
  • «девичья коса» и «речная коса»;
  • «три яблока» и «три тряпкой пятно».

Это явление довольно занимательно, поэтому часто используется преподавателями русского языка в качестве развлекательного приёма в изучении предмета, способа расширить словарный запас и кругозор обучающихся.

Игры с омонимами на уроках и на внеклассных мероприятиях

Для проведения этого конкурса следует подготовить пары слов, имеющих одинаковое произношение и написание, но абсолютно различные значения. Игрокам предлагаются лишь значения, а сами слова (можно воспользоваться одним вариантом написания для обоих) прячутся под картонной картинкой, которая будет служить жетоном очка, например, шаблон листика дерева, яблока, золотого слитка. Участник, правильно назвавший омонимы, получает эту эмблему после верного ответа в качестве балла. В конце игры очки-жетоны подсчитываются и выбирается победитель.

Для конкурса подойдут омонимы, примеры которых могут быть такими (следует напомнить, что участникам и зрителям представляются только картинки, сами слова закрыты):

  • «лавка» как предмет мебели и некрупная торговая точка;
  • слово «лама», выступающее в одном значении как животное, а в другом - как тибетский монах.

На уроке можно предлагать ученикам одну-две пары слов. Выполнение этого задания займёт всего несколько минут, а пользу принесёт огромную. Ведь, кроме перечисленного выше, данный вид деятельности порождает и укрепляет интерес к изучению русского языка.

Омонимия и полисемия

Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Совпадая в написании, они отличаются лексически. Следует различать омонимы и многозначные слова. Примеры полисемии также встречаются достаточно часто. Например, два слова, произносящиеся как «ключ», могут выступать омонимами в следующем варианте:

  • родник и приспособление для открывания.

А вот в значениях «скрипичный», «гаечный», «от дверного замка», «приспособление для закатывания банок» «ключ» - это одно слово. Это удивительное языковая особенность, которую уже следует рассматривать как явление полисемии. Ведь в каждом перечисленном варианте фигурирует способность ключа что-либо открывать: нотную строку или какой-то объект. Это одно слово с различными значениями, а не разные омонимы.

Примеры таких многозначных слов в русской речи существует великое множество. Порой достаточно трудно отделить их от омонимов.

Полисемия иногда происходит от перехода названия по внешнему сходству. Таковым является

  • «рукав» - отдельное русло реки и часть рубашки;
  • «лента» - приспособление для девичьей причёски и длинная дорога, движущаяся часть транспортёра.

Многозначность этих слов возникла по внешнему сходству некоторых признаков. Например, рукав в одежде отделяется от общего крупного предмета. И разветвление русла напоминает такое же явления. Собственно, в этом варианте могло бы выступить слово «штанина», однако по какой-то причине русский народ избрал именно «рукав».

Лента представляет собой узкий длинный предмет. Видимо, человек, который изобрёл транспортёр, увидел сходство его движущейся части с приспособлением для девичьей причёски. Так и произошёл переход название, явление полисемии.

Этимологическая омонимия

Группа слов относится к омонимам однозначно, так как само их происхождение уже различно. Поэтому в задании «Приведите примеры омонимов, различающихся этимологически» нужно подобрать такие слова, которые пришли в русскую речь из разных языков. Для этого следует заглянуть в этимологический словарь.

Таковыми являются слово «бор», обозначающий химический элемент, и его омоним - сосновый лес. Первое существительное пришло в русскую речь из персидского языка, где звучало как «бура», то есть соединения бора. Название же соснового леса имеет славянское происхождение.

Часть лингвистов считает, что следует признавать наличие явления омонимии лишь там, где различается сама этимология слов.

Эти же языковеды не видят омонимичности в существительном «эфир» как органическом веществе и в значении «радиовещание и телевидение». Ведь исторически оба слова имеют общую этимологию. Они произошли от древне-греческого корня αἰθήρ, что в переводе означает «горный воздух». И если в задании говорится: «Приведите примеры омонимов», а отвечающий использует слово «эфир» в двух значениях, то эти учёные сочтут ответ неверным.

Споры лингвистов о полисемии и омонимии

Однако не все могут навскидку определить историческое происхождения слов. Часто для этого требуются специальные словари. Поэтому большинство людей видят, что значения слова «эфир» являются абсолютно разными и причислят их к омонимам. Поэтому и часть лингвистов также не видят здесь многозначности. К разным словам с разными значениями относит их и толковый словарь.

Примеры омонимов, вызывающих у языковедов спор, таковы:

  • «коса» в значении причёски и инструмента для косьбы, так как некоторые утверждают, что здесь налицо переход названия по внешнему сходству (тонкая и длинная);
  • «ручка» как инструмент для письма, приспособление для открывания, включения, так как часть людей определяет многозначность по тому, что они перекликаются по способу действия (пишут и открывают рукой);
  • «перо» в смысле «ручка» и как накожное роговое образование птиц и некоторых динозавров, считая, что первое значение пришло к слову от исторического способа письма птичьими перьями.

Некоторые языковеды относят к омонимии все слова, в которых прослеживается многозначность. Они считают полисемию лишь частным случаем.

Полные омонимы

Языковеды делят совпадающие по произношению и написанию слова, имеющие разное значение, на две группы. В одну категорию выделяют относящиеся к одной грамматической категории полные лексические омонимы. Примеры таковых: «коса», «язык», «побег», «ключ» и другие. Во всех своих формах эти слова совпадают и по написанию, и по произношению.

Неполные или частичные омонимы

Выделяют также слова, совпадающие только в некоторых формах. Это грамматические омонимы. Примеры такого явления часто относятся к разным частям речи:

  • «три» - глагол 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с начальной формой «тереть» и «три» - количественное числительное;
  • «печь» - глагол в неопределённой форме и «печь» - существительное женского рода единственного числа;
  • «пила» - глагол женского рода единственного числа в прошедшем времени и «пила» - существительное женского рода единственного числа.

Грамматическая омонимия наблюдается и в словах, относящихся к одной части речи. Например, глаголы 1-го лица единственного числа настоящего времени «лечу». Первое слово определяется как действие, связанное с медициной. Уже инфинитив будет звучать как «лечить». А второй глагол имеет начальную форму «лететь» и обозначает действие совершения полёта.

Частичная омонимия наблюдается в словах одной грамматической категории. Это происходит тогда, когда слова различаются лишь в одной форме. Например, два существительных «ласка» - животное и проявление нежности - не совпадают лишь в родительном падеже множественного числа. Эти омонимы будут в данной форме выглядеть как «ласок» и «ласк».

Омонимы и омофоны

Некоторые путают явление омонимии с другими. Например, омофоны - это одинаково звучащие слова, имеющие разное значение, но отличающиеся по написанию. Это не омонимы! Примеры слов, являющихся омофонами, показывают эту их особенность.

  • «Кот» - домашнее животное, а «код» - чаще всего определённый набор символов либо звуков.

Каждый заметит, что писать эти слова следует по-разному. А вот на слух уловить разницу практически невозможно. Слово «код» нужно произносить с оглушением конечной согласной. Отсюда и возникает звуковое сходство.

Омонимия и омография

Существуют и другие языковые явления, схожие с рассматриваемым нами. Например, омографы интересны тем, что совпадают в написании, но произносятся иначе, чаще всего из-за ударения. Это также не омонимы. Примеры слов-омографов таковы:

  • во́рота — воро́та;
  • за́мок — замо́к;
  • за́пах — запа́х.

Омографы также интересны для составления заданий для конкурсов и игр. При помощи загадок-картинок, в которых зашифрованы омографы, можно разнообразить лингвистические мероприятия.

Цели:
Планируемые результаты:
Предметные:

· Углубить знания о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению;

· Знать значение термина омонимы;

· Различать омонимы и многозначные слова;

· Показать роль омонимов в речи;

· Развивать речь при объяснении значения слов- омонимов, при составление предложений с ними.

Метапредметные:

· Понимать, что конкретное значение слова может проявляться только в тексте;

· Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;

Личностные:

· Формировать стремление делать свою речь точной, избегать в ней двухсмысленности.

Оборудование: Учебник

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)


Цели: Познакомить со словами похожими по звучанию и написанию, но разные по значению «омонимами».
Планируемые результаты:
Предметные:

  • Углубить знания о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению;
  • Знать значение термина омонимы;
  • Различать омонимы и многозначные слова;
  • Показать роль омонимов в речи;
  • Развивать речь при объяснении значения слов- омонимов, при составление предложений с ними.

Метапредметные:

  • Понимать, что конкретное значение слова может проявляться только в тексте;
  • Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;

Личностные:

  • Формировать стремление делать свою речь точной, избегать в ней двухсмысленности.

Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. « Просвещение» 2-е изд. М. : Просвещение, 2012., презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Вре-мя

Деятельность Учителя

Деятельность

учеников

УУД

Орг. Момент

Слово уч-ля.

Практический:

Словарная работа

Практический:

Мин-ка чистописания

Мотивационный этап.

Практический: слушание Т.

Словесный.: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстрации

2 мин

Здравствуйте ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Нам предстоит выполнить много интересных заданий. Откройте тетради, положите их правильно. Запишите число и классная работа.

словарная работа-

Минутка чистописания

Приветствуют учителя.

Садятся.

Слушают задания уч – ля.

Выполняют задания.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Ребята, я вам сейчас расскажу одну история, а вы поможете понять, почему мама и сын не сумели договориться?

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»

Почему мама и сын не понять друг друга?

(Уч-ся пытаются объяснить, что есть два разных слова; мешать-взбалтывать, и мешать – создавать препятствие для работы.)

В каком значение сын потребил слово «мешать»?

(помочь матери помешать варение)

А что мама подумала?(мешать – создавать препятствие)

Можно ли эти слова назвать многозначными?(нет)

Почему?

Какие слова называются многозначными? (Одно слово имеет несколько значений)

Оказывается ребята есть в русском языке такие слова которые похожи по написанию и звучанию, но разные по значению.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

(Слова похожие по звучанию и написанию, но разные по значению)

А какая цель будет нашего урока? (Узнать, как называются такие слова, научиться их использовать в речи)

Рассмотрите картинки которые показаны на экране, назовите мне что вы видите?.(Ключи (гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ-родник, ключ от двери))

Ребята, но тут ведь много картинок, а вы мне назвали только одно слово. Это все одно и тоже? Можем ли мы назвать эти слова многозначными? (нет, это слова которые звучат и пишутся одинаково а значения имеют разное)

А вот наш профессор самоваров приготовил для вас новое определение таких слов.

Давайте с вами откроем учебники и прочитаем. Стр. 25

Какие слова называются омонимы?(слова которые звучат и пишутся одинаково, а значение имеют разное)

Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные твёрдые - мягкие, звонкие - глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Омонимы как близнецы похожи,

Но значат не одно и то же:

Груз подает подъемный кран,

А воду льет в квартире кран

А теперь давайте потренируемся.

Запишите Упражнение 34.

Рассмотрите 4 иллюстрации, Что изображено? (Опоры моста «быки», бык, птичка «овсянка»каша «овсянка)

Бык – животное.

«Быки»- это опоры на которых стоит мост.

Птичка «Овсянка»

Овсянка размером с воробья , живет она в полях и лесах.

Каша геркулесовая, а по другому мы ее называем овсянкой.

А что это за слова? (омонимы)

Давайте придумаем предложения с этими словами.

(предложения выведены на слайд) И запишем их в тетрадь.

Давайте разомнемся.(физминутка)

На доске две иллюстрации. (лук (растение) лук(оружие))

Посмотрите на изображения. Что вы на них видите?

(лук-растение, лук- оружие)

Произнесите эти два слова. Как они звучат (одинакого)

Давайте составим схему каждого из этих слов.

Л- согл. непарный, звонкий

У- глас. ударный

К- согл. парный, глухой.

Лук- луковый. Много лука, Много луков.

Лук- раст, лук- оруж. Звучат одинаково. Посмотрите на схемы. Что вы можете сказать про схемы (они одинаковые)

В том и другом есть парная согл. на конце. (проверяем проверочным словом, доказываем в 1-м и во 2-м случае)

Давайте запишем. Лук и лук. Значит они пишутся одинаково? (да) И звучат одинаково? (да)

Какой вывод можно сделать? Слова которые звучат и пишутся одинаково называются омонимами.

Итак, с какими словами мы сегодня знакомились на уроке?(с омонимами)
Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Узнать какие слова называются омонимами)

  • Вам удалось достичь цели? (Да.)
  • У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
  • Кому еще трудно?
  • Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
  • Кто не смог? Как вы думаете почему?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Стих. Рассказать родителям.

Оценивать свои достижения.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Р: осуществляют итоговый контроль


Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Похожие слова

Произнесите подряд два слова, отличающихся друг от друга лишь одним звуком, и попросите ребенка повторить их.

Примеры слов: дом – дым, мох – мех, кот – кит; лук – люк, мышка – мишка, мыло – Мила, нос – нес, кошка – мошка, сетка – ветка, кепка – щепка; уточка – удочка, качу – хочу, почки – бочки; коза – коса, суп – зуб, шар – жар, миска – мишка, шутки – сутки, Марина – малина, рак – лак.

В следующий раз усложните задание – произносите уже не два, а три слова подряд. Например: «Ток – так – тук». Пусть ребенок повторит их.

Примеры других созвучных слов:

Мак – бак – так.

Кошка – ложка – мошка.

Уточка – удочка – улочка.

Дам – дом – дым.

Венок – поток – каток.

Ветка – сетка – клетка.

Ком – дом – гном.

Маска – ласка – каска.

Оля – Коля – Толя.

Рак – лак – мак.

Батон – бетон – бутон.

Соседка – пипетка – наседка.

Игра способствует активизации внимания, развитию речевого слуха (умению различать близкие по звучанию слова), учит ребенка подбирать рифмующиеся слова.

Из книги Отцовство автора Эпштейн Михаил Наумович

XV. Слова и шаги Ты идешь ко мне, и я чувствую, что это мгновение останется для нас обоих надолго, может быть, навсегда. Мне хочется прощально помахать тебе, хотя ты

Из книги Успеть сделать, пока ребенок не вырос. Приключения, игры, опыты автора Ризо Елена Александровна

Играем в слова Словесные игры – универсальный вариант для путешествий. Вы и сами не раз играли в «Города». Но согласитесь: это развлечение для детей постарше (от 10–12 лет), которые смогут вспомнить более трех-четырех названий городов или стран, начинающихся на

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Упражнение 4 Пишем слова Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, - тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Играем в слова Одно из условий интереса к чтению - достаточный словарный запас. Ни один ребенок не захочет читать книгу, в которой он не понимает половины слов. Каждое слово - это мостик к новому понятию, знанию, выводу, сравнению и, следовательно, умению мыслить. Поэтому

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

Дурные слова Известно, что детей привлекают дурные слова. В подростковом возрасте им начинает казаться, что этим они приятно удивят взрослых и завоюют расположение сверстников. Иногда легкость в употреблении таких слов приходит чуть позже, и ребенок пользуется ими,

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Волшебные слова Родители часто задумываются над тем, как научить ребенка хорошим манерам. Здесь действует общий закон: дети учатся тому, что видят. Если вы говорите «пожалуйста» или «спасибо», ваш ребенок научится этому, когда придет время.Не заставляйте его говорить

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Из книги Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию автора Мазлиш Элейн

Слова-антонимы Назовите ребенку прилагательное и попросите придумать к нему слово с противоположным значением. Затем сами изобразите с помощью общих движений и мимики одно из только что названных состояний. Так, к паре слов «кислый» и «сладкий» можно показать такую

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Два слова в одном Приведите ребенку пример, как можно два слова соединить в одно. Для этого задайте вопрос: «Кто сам летает?», а затем сами ответьте на него, сделав посередине слова небольшую паузу: «Само-лет».Предложите ребенку самостоятельно соединить два слова в одно.

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Первые слова Приготовьте 5–8 игрушек, которыми малыш постоянно играет и знает их названия.Покажите ребенку знакомую игрушку. Когда он заинтересуется ею и захочет взять в руки, произнесите: «Скажи: „Дай-дай!”»Покажите ребенку знакомую игрушку и спросите: «Что это?» Если

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Из книги автора

Слова малыша Помимо того, что ребенок понимает ваш вербальный язык и язык вашего тела, он расширяет и свой собственный репертуар. Хотя издаваемые им звуки по-прежнему по большей части отрывисты, он время от времени изумляет вас, меняя модуляции и интонацию своих

Из книги автора

Первые слова Многие дети на этом этапе развития произносят не так много новых слов, возможно, потому что отдают большую часть своей энергии навыкам ходьбы. Как только ребенок осваивает шаги, начинают бить ключом слова. К 15 месяцам средний ребенок может разборчиво

Из книги автора

Важность слова «нет» Родители должны говорить «нет» ребенку, для того чтобы позже ребенок мог сказать «нет» самому себе. Всем детям – и некоторым взрослым – бывает трудно откладывать удовольствия на потом. «Хочу сейчас» – мощный импульс, особенно для ребенка в