Путин подписал «пакет Яровой», дополнив его экстренными поручениями. Что такое «пакет Яровой» и в чём его суть

Алексей Наумов

Шрифт A A

Отправить статью на почту

Добавить в избранное

7 июля президент Российской Федерации В.В. Путин подписал пакет Яровой. Суть этого ряда законов, направленных на борьбу с терроризмом и ужесточение ответственности за акты террористического характера. Для простых граждан, которым будет интересно узнать о том, когда вступит в силу и как реализация данной законодательной инициативы коснется их самих, мы постарались изложить краткую суть “пакета Яровой”.

Ниже будут приведено описание наиболее значимых законодательных нововведений и поправок, способных повлиять в той или иной мере на большинство проживающих в России людей, включая тех, кто не является ее гражданином.

Новая статья УК РФ (205.6)

Законом введена новая статья “несообщение о преступлении”. По ней будут привлекаться те, кто заведомо решил не сообщать в органы правопорядка о готовящемся преступлении в нескольких десятках категорий, начиная от активности международных террористических группировок и заканчивая вооруженным мятежом, посягательствами на территориальную целостность государства. Высшей мерой наказания за недоносительство стало тюремное заключение на срок до 12 месяцев.

Ответственность за неисполнение статьи 205.6 не несут люди, которые отказались доносить в органы правопорядка на своего мужа/жену или близкую родню.

Усиление ответственности за пропаганду терроризма

Закон Яровой 2016 года также призван усилить меры пресечения для лиц, которые призывают к осуществлению террористических актов или оправдывают идеологию террористических группировок, в том числе, и на просторах всемирной паутины. Теперь интернет фактически приравняли к средству массовой информации, поэтому ответственность за незаконную деятельность с его помощью будет аналогична. Преступникам грозит до семи лет тюремного заключения и пятилетнее вето на занятие обозначенных должностей. Как вариант, в качестве меры взыскания установлен штраф суммой до миллиона рублей.

Уточнения в документе раскрывают понятие “оправдание терроризма” – это публичные заявления, признающие террористическую идеологию, а также призывающие подражать ей и поддерживать ее.

Все лица, имеющие непогашенную судимость по ряду статей, в той или иной мере касающихся терроризма, лишаются права на выезд за пределы РФ. Часть из них четко указаны в документе. По большей части, относятся они к формированию вооруженных группировок, захвату заложников, терактам, принудительному захвату и удержанию власти. Присутствует и аналогичная мера для тех, кто осуществил покушение на жизнь государственного деятеля.

Закон о хранении информации

Антитеррористический пакет Яровой повлиял и на порядок предоставления телекоммуникационных услуг. Теперь операторы связи и прочие “организующие распространение информации службы” будут вынуждены сохранять на территории РФ записи звонков, текстовую переписку и прочие данные, вплоть до изображений и видеозаписей в течение полугода. Данные о том, что факт переписки или звонка состоялся (то есть, данные о самих участниках, времени проведения и пр), оператора обязывают хранить три года. Все перечисленное нужно будет передавать по первому же запросу правоохранительных органов.

Вместе с этим, к административному кодексу приписали новую статью, согласно которой пользователи интернет, использующие несертифицированные средства шифрования переписки, будут облагаться штрафами. К примеру, юридическим лицам придется оплатить штраф в размере 30-40 тысяч рублей, а несанкционированные средства конфискуют.

Введение понятия “миссионерская деятельность”

Ряд статей получил поправки, в которых четко прописывается обозначение миссионерской деятельности. Это религиозный церемониал, раздача религиозных книг, брошюр и прочих информационных материалов, проповедование и другие практики, которые проходят вне религиозных школ, церквей, мест захоронения или других имеющих отношение к религии заведений. Под миссионерской деятельностью также подразумевается религиозная пропаганда в СМИ, к которым относится и интернет.

Вести деятельность миссионера уполномочены лишь члены прошедших регистрацию организаций или лица, заключившие с ними письменную договоренность. Каждому миссионеру необходимо иметь при себе документы, которые смогут подтвердить его членство.

Ужесточение ответственности за экстремизм

Всемерный размер наказания за организацию незаконных бандформирований или участие в оных, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, подняли на пять лет. Также была введена новая статья, предусматривающая крупный денежный штраф в размере 300-700 тысяч рублей или тюремный срок от 5 до 10 лет за привлечение людей к участию в массовых волнениях, мятежах (попытки склонить или завербовать).

Статья 282 УК РФ серьезно дополнена. Теперь в ней прописано минимальное наказание за порочащие честь и достоинство действия, разжигание вражды – ограничение свободы на 3 года. Высший срок за данное преступление – 6 лет. Подобным образом усиливается ответственность за организацию актов экстремизма, экстремистских сообществ, а также оказание им содействия в материальном плане. Под последним подразумевается сбор средств и прочие финансовые услуги, которые лицо предоставляло преступникам осознанно.

Увеличен список статей, по которым можно судить с 14 лет

Подростки (дети, достигшие возраста 14 лет) теперь будут нести уголовную ответственность по ряду статей:

  • Недоносительство (заведомый отказ сообщать о готовящемся преступлении)
  • Угроза жизни государственному или общественному деятелю, а также находящимся под международной протекцией лицам.
  • Принадлежность к террористическим организациям, незаконным вооруженным формированиям, акты терроризма.
  • Участие в массовых волнениях или причастность к их организации.
  • Обучение терроризму или прохождение подготовки.

Разумеется, помимо наиболее значимых особенностей, пакет Яровой содержит и ряд мелких. Например, почтовые служащие теперь обязаны контролировать содержимое посылок. Узнать обо всем подробнее можно прочитав официальный текст.

Когда произойдет принятие пакета Яровой

Большинство законов и поправок, входящих в пакет Яровой, были приняты еще 20 июля 2016 года. К ним относится ужесточение наказания за различные преступления, относящиеся к терроризму и экстремизму, их организации и финансированию.

Что касается остальных положений, касающихся главным образом связи, хранения информации и смежных областей, где реализация инициатив сопряжена с рядом трудностей и требует времени на подготовку – они должны будут вступить в силу лишь в 2018 (по некоторым данным, в 2023) году. За столь продолжительный период времени ситуация может серьезно поменяться.

С 20 июля вступают в силу основные положения пакета антитеррористических законопроектов, или, как его окрестили СМИ по имени одного из авторов, .

В Уголовном кодексе в числе преступлений против мира и безопасности человечества появился новый состав преступления — "международный терроризм": это совершение за пределами территории России взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, либо направленных против интересов РФ, а также угроза совершения указанных действий. За это будет грозить лишение свободы от 10 до 20 лет либо пожизненное заключение.

Нижняя уголовная "планка" по статье "теракт" поднимается с 8 до 10 лет и с 10 до 12 лет, если преступление было совершено группой лиц или повлекло смерть человека.

Также пожизненное заключение — либо от 15 до 20 лет тюрьмы — может быть назначено за финансирование международного терроризма, если в результате преступлений погибли люди.

Публичные призывы к терроризму или его публичное оправдание в Интернете будут грозить штрафом до 1 миллиона рублей или лишением свободы на срок от 5 до 7 лет, а участие в террористической организации будет караться тюремными сроками от 10 до 20 лет.

Законом введена новая статья УК, где прописаны санкции за несообщение о подготовке или совершении террористических преступлений. Это будет наказываться штрафом до 100 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок. При этом гражданин не будет нести ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

В Уголовном кодексе также ужесточается наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а возрастной порог за умышленный терроризм понижается до 14 лет.

Отдельный блок поправок определяет понятие "миссионерская деятельность" и запрещает ее вести от лица религиозных объединений, цели которых противоречат закону.

Однако самым противоречивым компонентом поправок стали также вступающие в силу с 20 июля о хранении сведений о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображений, звуков и видео. Срок хранения таких данных для операторов — 3 года, для интернет-компаний — 1 год. Всю эту информацию необходимо будет предоставлять по запросу спецслужб.

Также "пакет Яровой" вводит для интернет-компаний обязанность по раскрытию ключей шифрования сообщений при использовании дополнительного кодирования. У бизнеса пока нет ясного понимания того, как исполнять новый закон. Президент России , подписав антитеррористический пакет, также поручил правительству и ФСБ проработать вопрос минимизации возможных рисков, связанных с реализацией пакета.

Ответ редакции

Последнее обновление: 07.07.2016 г.

В четверг, 7 июля, президент РФ Владимир Путин , усиливающий уголовную ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности. Также Путин поручил правительству контролировать ход реализации утвержденных инициатив.

«Говоря проще, правительство будет строго смотреть за тем, как будет реализовываться этот закон, и при необходимости, если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

Пакет антитеррористических законов в СМИ прозвали «пакетом Яровой», так как подготовила их председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая.

Лишение гражданства или свободы за «несообщение о преступлении»

Закон вводит статью УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице/лицах, которые по достоверно известным сведениям готовят, совершают или совершили» преступления некоторых категорий. Закон вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых необходимо сообщить компетентным органам: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником.

Усиление ответственности за призывы к террористической деятельности

Закон усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (до этого публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений).

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Люди с непогашенной судимостью по «террористическим» статьям лишаются права покидать Россию

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж».

Операторы будут обязаны полгода хранить записи телефонных звонков и переписку пользователей

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и/или обработки.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Вводится понятие «миссионерская деятельность»

В статье о свободе совести и вероисповеданий, согласно принятым поправкам, появится определение понятия «миссионерская деятельность». Ею считается религиозная практика вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. Также миссионерством признаётся «распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете.

При этом закон предусматривает, что миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе.

Ужесточения наказаний за преступления экстремистской направленности

Публичные призывы к терроризму или его оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок до 5-7 лет. Под публичным оправданием понимается «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Участие в террористической организации предлагается карать тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от 5 до 10 лет).

Также ужесточается и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе за рубежом: верхняя планка наказания по этой статье повышается на 5 лет.

УК дополняется новой статьей, вводящей наказание за склонение или вербовку для совершения массовых беспорядков. Такие действия будут наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Вводятся нижние планки наказания и по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), в частности, минимальный срок лишения свободы составит 3 года, максимальный - 6 лет. По аналогичному принципу ужесточается наказание за организацию деятельности экстремистской организации, экстремистского сообщества, финансирование экстремистской деятельности.

Кроме того, закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе будет пониматься «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения» террористических преступлений.

Вводится статья о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Посылки почты проверят с помощью рентгена на предмет запрещённого содержимого

Закон вносит поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. Сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Расширение уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Закон расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Так им могут вменяться уголовные статьи за:

За международный терроризм;
. за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях;
. за прохождение обучения терроризму;
. за участие в массовых беспорядках;
. за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.
. за несообщение о преступлении.

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

  • содействие экстремистской деятельности;
  • несообщение о преступлении террористического характера;
  • совершение акта международного терроризма.

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики “О противодействии экстремистской деятельности”)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ