Президент российской федерации государственный служащий. Государственные должности российской федерации. Государственный служащий: понятие и классификация

Задача 1. Перечислите признаки государственного служащего и с их учетом определите, кто из названных работников не является государственным служащим: Президент РФ, ректор СПбГУЭФ, следователь прокуратуры, судебный пристав, судья, губернатор области (края), Председатель Совета Федерации, депутат Государственной Думы, член комиссии Государственной Думы, помощник Председателя Государственной Думы, федеральный министр, руководитель Федеральной таможенной службы, Председатель Центральной избирательной комиссии.

Признаки государственного служащего:

1) Конкретные физические лица граждане РФ, иностранные граждане если предусмотрено законом

2) Лицо замещающее государственную должность в органе государственной власти. Лица, работающее не в органах гос власти не являются гос служащими за исключением случаев установленных действующим законодательством, например воинские формирования или учреждения исполнения наказаний.

3) Гос. служащий выполняет обязанности предусмотренные должностью государственной службы

4) Получает за выполнение обязанностей денежное вознаграждение выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета

5) Нанимателем является РФ или ее субъект (здесь отличие от трудовых отношений, потому что там работодатель наниматель)

6) Гос. служащий соответствует квалификационным требованиям к должностям гос службы установленным действующим законодательством.

7) Гос. служащему присваивается в порядке установленным законом классный чин, дипломатический ранг, воинское звание либо иное звание

8) Выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в различных сферах.

самое важное не путать госслужащего с лицами, которые замещают государственные должности!(не являются госслужащими и законы о госслужбе их деятельность не регулируют)

должность госслужбы - это низовая структурная единица госмеханизма (его органов, воинских частей и т.п.)

1) замещается на основе правоприминительного акта государственной администрации

2) учреждается компетентным гос. органом (а не КРФ, ФЗ)!

Гос.служащие: Президент РФ, судья,если федеральный, губернатор области (края), Председатель Совета Федерации, член комиссии Государственной Думы, Председатель Центральной избирательной комиссии

НЕ ГОС СЛУЖАЩИЕ: ректор СПбГУЭФ, следователь прокуратуры, судебный пристав

депутат Государственной Думы,

Помощник Председателя Государственной Думы,

федеральный министр,

руководитель Федеральной таможенной службы,

Махмудов, будучи руководителем структурного подразделения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, на рабочем месте призывал граждан, прибывших по служебному вопросу, к принятию ислама и присоединению к религиозному объединению. Те же действия он совершал в отношении сотрудников государственных учреждений.

Может ли Махмудов быть привлеченным к ответственности или нести негативные последствия своих действий? Если да, то к какой ответственности? Укажите основания ответственности?

Махмудов может быть привлечен к дисциплинарной ответсвенности за нарушение ст. 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

Согласно ст.57 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ к нему могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий:

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 07.06.2013 N 116-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2,подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Исходя из ст. 57 основанием привлечения к ответсвенности является нарушение законодательства о гос гражданской службе (Махмудов является госслужащим)

Задача 3. Член Правительства РФ Х. является членом Совета директоров АО «Газпром» и кандидатом на выборную государственную должность. В его декларации о доходах и имуществе избиратели-сторонники КПРФ не обнаружили никаких сведений о доходах, полученных за работу в АО.

Имеются ли основания у избирателей утверждать, что Х. не соблюдает законодательство РФ?

Член Правительства РФ может быть членом Совета директоров АО «Газпром», как представитель Российской Федерации, согласно Постановлению Правительства РФ № 738 от 03.12.2004г. «Об управлении находящимися в федеральной собственностями акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»). Но при этом должен выполняться запрет, связанный с гражданской службой, установленный п.1 ч.1 ст.17 Закона РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно – участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Он также должен выполнять ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации, установленные ст. 11 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации». Следовательно, сведений о доходах, полученных за работу в Совете директоров АО «Газпром», у гражданина Х. быть не может, так как эту деятельность он мог выполнять только на бесплатной основе, без получения вознаграждения.

Задача 4. Государственный служащий Ч., сотрудник Министерства экономического развития и торговли, опубликовал книгу с использованием служебных материалов (не имеющих грифов «секретно» или «для служебного пользования»). В книге имеются критические заключения в отношении решений и действий руководства министерства. Три четверти тиража книги были выкуплены концерном «Нефтяной альянс», и автор получил по авторскому договору гонорар в сумме 200 тыс. евро.

Имеются ли в действиях Ч. признаки нарушения законодательства, в том числе – о государственной службе?

В действиях госслужащего Ч. можно усмотреть признаки нарушения п.9 ч. 1 ст. 17 Закона № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части использования в книге служебных материалов, поскольку данный пункт устанавливает запрет на использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей ему известными с связи с исполнением должностных обязанностей. Так как данный пункт содержит союз «или», то следовательно, установлен запрет ни использование любой служебной информации, а не только с грифом «секретно» или «для служебного использования». Определение понятия «служебная информация» не установлено действующим законодательством. В части допущения в книге критических заключений в отношении действий и решений руководства министерства нельзя это однозначно рассматривать как нарушение запрета, установленного п.10 ч.1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ на недопущение публичных высказываний, суждений и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, поскольку в Постановлении Конституционного суда РФ № 14-П от 30.06.2011г. указано, что положение п.10 ч.1 ст.17 вышеуказанного Закона не может рассматриваться как не допускающее публичного выражения государственным служащим своего мнения, суждения, оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей. При оценке правомерности действий государственного служащего в этих случаях необходимо учитывать содержание допущенных им публичных высказываний, суждений или оценок, их общественную значимость и мотивы и другие факторы.

Задача 7. Стеклова М. К., имеющая среднее специальное образование, поступила на федеральную государственную гражданскую службу и была назначена на должность категории «специалисты». Через 8 месяцев она обратилась с заявлением о переводе ее в смежное подразделение на вакантную вышестоящую должность категории «помощники (советники)».

Определите квалификационные требования к лицам, поступающим на должности категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Возможно ли удовлетворить это заявление?

В число требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей группы должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направления деятельности (без требований к стажу).

В число квалификационных требований к должности «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей, а также «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей группы должностей входит наличие высшего образования.

79 ФЗ: требования к стажу: на высшую группу должностей – не менее 6 лет; на главную – не менее 4 лет; на ведущие должности – не менее 2 лет.

Задача 8. По результатам проведенной прокурорской проверки соблюдения в федеральных органах исполнительной власти законодательства о государственной гражданской службе, заместитель Генерального прокурора принес протест на следующие виды правовых актов, изданных руководителями федеральных органов исполнительной власти:

а) распоряжение руководителя Федеральной антимонопольной службы о присвоении заместителю руководителя данной службы классного чина государственного советника Российской Федерации 3 класса;

б) распоряжение руководителя Федерального архивного агентства о назначении К., окончившего образовательное учреждение высшего профессионального образования и не имеющего стажа гражданской службы на государственную должность руководителя отдела центрального аппарата данного агентства с присвоением ему классного чина советника гражданской службы 2 класса;

в) приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отнесении должности секретаря-делопроизводителя к должностям государственной гражданской службы категории «специалисты».

Проведите юридический анализ вышеназванных правовых актов на предмет их соответствия законодательству о государственной гражданской службе. В отношении каждой из указанных должностей определите ее категорию, группу, классный чин, квалификационные требования и порядок замещения должности.

1. ФАС - федеральный орган исполнительной власти, чин гос советник 3го класса присваивается лицам, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы; в федеральных органах ИВ - чин гос. Своетник 1,2,3 класса присваивается Правительством, в иных федеральных органах – руководителем, требования – высшее образования, стаж не менее 4 лет.

2 . первый классный чин для ведущей группы должностей – советник гражданской службы 3 класса. Нарушено требование к стажу.

3. ФОИВ не относится к должностям гос. Гражд. службы

Задача 9. Л. решил обратиться в суд с заявлением о признании незаконной статьи 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации в той мере, в которой она позволяет применять к военнослужащему, временно исполняющему обязанности по не занимаемой им воинской должности, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

По мнению Л. эта часть нормативного правового акта нарушает предусмотренные пунктом 2 статьи 10, пунктом 10 статьи 28.2, пунктом 1 статьи 28.4, пунктом 1 статьи 28.5 и пунктом 10 статьи 28.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" его права на объективную оценку результатов прохождения военной службы в занимаемой воинской должности, исправление и справедливую меру ответственности за совершенный дисциплинарный проступок, лишает возможности быть назначенным на высшие воинские должности.

Л. полагает, что оспариваемая статья устава также противоречит абзацу девятому пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и не согласуется с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Дайте правовую оценку ситуации и определите, какое решение должен вынести суд.

Согласно ст. 96 Дисциплинарного устава дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии - применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности.

По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.

Военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания в случае систематического нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.

Суд должен отказать в удовлетворении заявления:

В обоснование принятого решения суд указал, что ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, определен порядок возложения в связи со служебной необходимостью на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной или невакантной равной или высшей воинской должности, которую он не занимает. По смыслу данной правовой нормы, во взаимосвязи со ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, временное исполнение возложенных по приказу командира (начальника) обязанностей по не занимаемой воинской должности относится к тем обязательствам, которые принимает на себя военнослужащий при заключении контракта о прохождении военной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба является видом федеральной государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", согласно пп. 1 и 4 ст. 42 которого военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением прохождения военной службы в период нахождения в распоряжении командира (начальника).

Согласно п. 2 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

Кроме того, в силу ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при поступлении на военную службу по контракту военнослужащий принимает на себя обязательство в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, нарушение которых на основании ст. 28 и п. 1, 2 и 3 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Содержание правовых норм указывает на то, что в период пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой воинской должности на него в силу штатных должностных обязанностей может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, за неисполнение которых командование вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности, в том числе прийти к выводу о несоответствии его занимаемой штатной воинской должности.

Из изложенного следует, что установленное в ст. 96 Дисциплинарного устава положение о том, что дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии - применяется в период пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности, соответствует названным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.

Что касается положений п. 2 ст. 10, п. 10 ст. 28.2, п. 1 ст. 28.4, п. 1 ст. 28.5 и п. 10 ст. 28.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и абзаца девятого п. 1 ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", то эти нормы, вопреки утверждению в жалобе, не предусматривают иных, отличных от указанных выше, прав и гарантий военнослужащего, временно исполняющего обязанности по воинской должности, которую он не занимает, при привлечении к дисциплинарной ответственности и применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, а также ограничений полномочий командиров и начальников, применяющих это взыскание.

Задача 10.

Виды государственной службы

Органы, в которых проходят службу

Виды чинов и званий

Требования к служащему

Гражданская

Администрация, Правительство

    1 Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

    2 Служба внешней разведки Российской Федерации

    3 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

    4 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    5 Федеральная служба охраны Российской Федерации

    6 Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

    7 Управление делами Президента Российской Федерации

    8 Федеральная миграционная служба

    9 Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

    10 Федеральная служба по оборонному заказу

    11 Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

    12 Федеральное агентство специального строительства

    13 Федеральная служба исполнения наказаний

    14 Федеральная регистрационная служба

    15 Федеральная служба судебных приставов

    23 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

    24 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

    25 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

    26 Федеральное агентство по науке

    50 Федеральная налоговая служба

    52 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

    53 Федеральная служба по финансовому мониторингу

    56 Федеральная таможенная служба

    61 Федеральная антимонопольная служба и т.д.

Должности федеральной гражданской службы высшей группы - Действительный государственный советник Российской Федерации 1,2,3 класса

Главной- Государственный советник Российской Федерации 1,2,3 класса.

Ведущей- Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2,3 класса

Старшей- Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 ,2,3класса

Младшей - Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2,3 класса.

Обязанности ст 15 ФЗ№79

Наличие высшего образовании для категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей

В Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации

В инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти

В спасательных воинских формированиях ФОИВ, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

В Службе внешней разведки РФ, Ворганах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях

Войсковые:

Высшие офицеры:

Маршал Российской Федерации

Генерал армии

Генерал-полковник

Генерал-лейтенант

Генерал-майор

Старшие офицеры:

Полковник

Подполковник

Младшие офицеры:

Старший лейтенант

Лейтенант

Младший лейтенант

Прапорщики:

Старший прапорщик

Прапорщик

Солдаты, сержанты,старшина

Старшина

Старший сержант

Младший сержант

Ефрейтор

Корабельные:

Высшие офицеры:

Маршал Российской Федерации

Адмирал флота

Вице-Адмирал

Контр-адмирал

Старшие офицеры:

Капитан 1-го ранга

Капитан 2-го ранга

Капитан 3-го ранга

Младшие офицеры:

Капитан-лейтенант

Старший лейтенант

Старший лейтенант

Младший лейтенант

Мичманы:

Старший мичман

Старшины,матросы:

Главный корабельный старшина

Главный старшина

Cтаршина 1 статьи

Cтаршина 2 статьи

Старший матрос

По контракту-соответствовать медицинским требованиям профессиональным психологическим по уровню его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

По призыву-нет требований к образованию, только к физической подготовке и медицинским требованиям

Служба в органах внутренних дел

Главное командование внутренних войск

Следственный департамент МВД России

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения(ГИБДД)

Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ

Главное управление по противодействию экстремизму

Главное управление собственной безопасности

Главное управление на транспорте

Главное управление уголовного розыска

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции

Департамент государственной службы и кадров

Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий

Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций

Территориальные органы внутренних дел

1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;

2) младший начальствующий состав:

а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;

б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;

в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;

г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;

д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;

е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

3) средний начальствующий состав:

а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;

б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;

в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;

г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

4) старший начальствующий состав:

а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;

б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;

в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

5) высший начальствующий состав:

а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;

б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;

в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;

г) генерал полиции РФ

Соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел;

проходить ежегодно профилактическое медицинское обследование, а также по направлению медицинской организации либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование);

поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование;

Задача 11. Заполните карту сравнительного анализа

Квалификац. *требования к стажу, квалификации, знаниям и навыкам*

Способ замещения должности

Должностные обязанности

Срок замещения должности(фз№79)

Руководители

(высшая группа)**не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности

Наличие знаний КРФ, ФКЗ,ФЗ Наличие навыков руководства структурным подразделением; практического применения нормативных правовых актов; разработки и управления проектами и т.д.

Наличие высшего образования

Без конкурса

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности2) назначение на должности и освобождение осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

Соблюдать Конституцию РФ,ФКЗ,иные НПА РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок центрального аппарата Ростехнадзора;

Замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий

Помощники

(главная) не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности; Наличие высшего образования

Назначаются на должность и освобождаются от нее представителем нанимателя

Без конкурса - при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности

Соблюдать К РФ, ФЗ, ФКЗ, иные НПА конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

Замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителей;

Специалисты

(ведущая) не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности; Наличие высшего образования

По результатам конкурса

Ст.15 ФЗ №79 +обязанности возложенные отделом(все устанавливается конкретным регламентом)

Замещаемые без ограничения срока полномочий

Обеспечивающие специалисты

(старшие и младшие) без предъявления требований к стажу

Наличие высшего образования(только для главной и ведущей группы)

Для старшей и младшей группы-наличие среднего профессионального образования

По результатам конкурса

Ст15ФЗ №79+ возложенные обязанности

Замещаемые без ограничения срока полномочий.

**Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131"О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих"

Возникла некоторая путаница, связанная с тем, что в РФ существует два вида чиновников - госслужащие и лица, замещающие государственные должности .
Думаю, что необходимо с этим разобраться - чтобы ясно представлять себе - что из себя представляет "РФ".
Итак - с госслужащими все более менее понятно - они служат государству.
Кто или что является у нас государством - это отдельный вопрос, но можно взять такое определение, что государство - это инструмент подавления правящим классом класса угнетенного. Никто не будет отрицать, что в РФ классовое общество и на данный момент у нас осуществляется диктатура буржуазии, прикрытая демократией, всякими выборами, многопартийностью и прочим.
Гораздо интереснее с "лицами, замещающими".
Значение слова "замещающий" - я взял определение из бизнес-словаря, поскольку у нас кругом и всюду этот самый "бизнес"-

ЗАМЕЩАЮЩИЙ ДИРЕКТОР
(alternate director) Лицо, которое может временно выполнять директорские обязанности при отсутствии директора компании.
Замещающий директор представляется на заседании совета директоров, если в уставе (articles of association) компании есть соответствующие положения и если другие директора согласны с тем, что данное лицо способно выполнить возлагаемые на него обязанности.

Уже становится интересно - "временно выполняющий обязанности при отсутствии директора" - не правда ли, интересная формулировка?
Получается, что все чиновники, которые замещают государственные должности - это временщики, поставленные на время отсутствия лиц, исполняющих обязанности.
Самый главный вопрос - кто эти лица? , где они находятся, кто реально управляет образованием "государство РФ"?
Список должностей, которые замещают временщики в отсутствие "хозяина" и разьяснение из Вики.

Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы ).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2017 г. этот перечень включает следующие должности:

Президент Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Федеральный министр
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Генеральный прокурор Российской Федерации
Председатель Следственного комитета Российской Федерации
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Председатель Счетной палаты
Заместитель Председателя Счетной палаты
Аудитор Счетной палаты
Председатель Центрального банка Российской Федерации
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
Председатель федерального суда
Заместитель председателя федерального суда
Судья федерального суда
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Как видите - все ключевые фигуры - это временщики, которые просто замещают кого то, которые являются исполнителями чьей-то воли. Но не "воли народа" - не питайте иллюзий.
Так что или кто является у нас "государством"?

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов - это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция - тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ , который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаютсязаконами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие:руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие:специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

    Государственные должности Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся следующие… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    ЛИЦА ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения… … Юридическая энциклопедия

    По смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

    лица, занимающие государственные должности Российской Федерации - по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Большой юридический словарь

    Являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной… … Википедия

    Государственные должности РФ - 1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также государственные должности) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для… … Официальная терминология

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ КАТЕГОРИИ А - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Государственные должности категории Б - Должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории А. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119 ФЗ Об основах… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Книги

  • Территориальная организация местного самоуправления Российской Федерации Монография , Шарнина Л.. Монография посвящена комплексному изучению территориальной организации местного самоуправления Российской Федерации. В ней определяются сущность и социальная основа территориальной…
  • Женские награды Российской империи , Левин Сергей Семенович. Книга`Женские награды Российской империи` посвящена малоизученной теме - женским наградам. Конечно, многим известны орден Святой Екатерины и знак отличия Святой Ольги, часто неправильно…

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Территориальные органы исполнительной власти

Правовой статус главы администрации субъекта РФ

В своей деятельности глава администрации субъекта РФ руководствуется: Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, уставом и законодательством субъекта РФ.

Глава администрации субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

Представляет интересы своего субъекта РФ в Правительстве РФ и других федеральных органах;

Разрабатывает и представляет на утверждение законодательного органа субъекта РФ бюджет и обеспечивает его исполнение;

Формирует органы исполнительной власти субъекта РФ, назначает на должность и освобождает от должности руководителей этих органов;

Принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их официального опубликования, если иное не определено в самом акте.

Территориальные органы исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность под их руководством. Они не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, но взаимодействуют с администрациями субъектов РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов производится соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Деятельность территориальных органов регулируется постановлением Правительства РФ «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ» № 491 от 27 мая 1993 г.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной исполнительной власти. Они являются формой осуществления населением власти на местах. Деятельность этих органов регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.

Государственная служба регулируется федеральными законами «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ».

Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах с установленными обязанностями по исполнению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения полномочий РФ и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.



Государственная служба делится на три вида:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Принципы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

К ним относятся следующие принципы:

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами (принцип законности).

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие.

Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.

Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями.

Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе.

Профессионализм и компетентность государственных служащих.

Гласность в осуществлении государственной службы.

Ответственность государственных служащих за принимаемые решения.

Внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства.

Стабильность кадров государственной службы.

Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Из системы должностей государственной службы исключаются должности лиц, непосредственно исполняющих полномочия государственных органов. К ним относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи. Они не являются государственными служащими.

Государственным служащим может стать гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям.

Административно-правовой статус государственных служащих определяется их правами, обязанностями, ограничениями, запретами и ответственностью перед обществом и государством.

Основные права государственного гражданского служащего закреплены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». К ним относятся:

Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности;

Получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

Доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

Защита сведений о гражданском служащем;

Защита своих прав и законных интересов

и другие.

Обязанности государственного гражданского служащего (ст. 15):

Исполнять поручения вышестоящих руководителей, за исключением явно незаконных;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

Соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;

Хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;

Ежегодно представлять декларации о полученных доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности,

и другие.

Основаниями ограничений , связанных с гражданской службой, являются (ст. 16):

Недееспособность;

Осуждение, наличие не снятой или не погашенной судимости;

Отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне;

Близкое родство с непосредственным руководителем по гражданской службе;

Наличие гражданства другого государства

и другие.

Государственному гражданскому служащему запрещается (ст. 17):

Осуществлять предпринимательскую деятельность;

Приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды иностранных государств, а также политических партий и других общественных объединений;

Выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации;

Использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных объединений;

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность .

1) Основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный или должностной проступок. Меры дисциплинарной ответственности:

Замечание;

Выговор;

Предупреждение о неполном должностном соответствии;

Освобождение от замещаемой должности;

Увольнение.

2) Административная ответственность наступает на основе законодательства об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений, связанных со служебной деятельностью. Например, вмешательство в работу избирательной комиссии (ст. 5.2 КоАП), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП), невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ст. 17.1 КоАП) и другие.

3) Государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений на основании Уголовного кодекса РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), халатность (ст. 293), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292) и другие.

4) Материальная ответственность состоит в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к другим видам ответственности.