Предатели родины или русская церковь под германским правлением во время второй мировой войны. Слезы заратустры

Я пишу эту статью 9 мая 2010 г. – в День Победы советского народа над фашизмом. Представители РПЦ, как обычно, говорят о «чуде Божьем», без которого нашим дедам якобы не удалось бы победить Третий Рейх. В этой связи многим вспоминаются циничные заявления г-на Гундяева о том, что ужасы Великой Отечественной Войны «были карой за богоотступничество русского народа в годы революции». Несостоятельность данного утверждения очевидна ввиду следующего:
1) Во время революции многие русские действительно отошли от религии, но представлять коммунистов врагами православия по преимуществу – неправильно. Российские мусульмане тоже массово разуверились в исламе, евреи – в иудаизме. А в Великую Отечественную пострадали все (и победу добывали все, сражаясь бок о бок). А теперь скажите мне, почему Бог покарал всех за безбожие русских?!
Тем более, что отречься, к примеру, от ислама – невеликий грех с точки зрения христианства, для которого никакого Аллаха нет (и, соответственно, предать его просто невозможно).
2) Тот же г-н Гундяев утверждает, что «все фронтовики были верующими и молились в окопах». Так если все антирелигиозные кампании большевиков практически никого не убедили, то в чем же состоит так называемое «богоотступничество»? Понятно, что власти расстреливали священников и взрывали храмы, но где доказательства широкой поддержки этих мероприятий обществом? Получается, что все поголовно поддерживали и военный коммунизм, и продразверстку? Человек, давший себе труд ознакомиться с историческими фактами, хорошо осведомлен о методах, которыми чекисты «убеждали» своих сограждан в правильности ленинизма (не путать с марксизмом!).
Мало того, пуля не отличает верующих от атеистов, и данные статистики не дают никакого повода утверждать, что среди православных процент выживаемости был наивысшим (а ведь Бог должен был озаботиться в первую очередь их судьбой).
3) В 13 в. русским пришлось выдержать тяжелейшую войну с монголо-татарами, закончившуюся установлением печально известного ига. В то время Русь была поголовно православной, – и Бог отдал ее на разграбление «неверным» захватчикам. Т. е., с точки зрения РПЦ, если страдает неправославный народ – «так им и надо, нечестивцам», если же православный – «терпите, стадо Христово, Бог ниспослал вам испытание». Апофеоз мракобесия.
«Чудо Божье» - тоже весьма сомнительная концепция. Один из посетителей А-сайта, к примеру, с возмущением пишет: «Чувствуешь себя оплёванным! Будто это не моя бабушка в 12 лет стояла у токарного станка в блокадном Ленинграде, а архангел Гавриил!» Абсолютно согласен!
Клерикалы постоянно твердят об «искупительной жертве Христа, который отдал свою кровь за грехи человечества», при этом ставя миллионы безвестных героев на второе место (это в лучшем случае). В этой связи мне вспоминается мой прадед, сгоревший в танке под Прохоровкой. Вот он действительно боролся за лучшее будущее для ВСЕГО человечества, ибо фашизм угрожал всем без исключения. О Христе же этого никак не скажешь (не надо забывать об инквизиции и крестовых походах, которые легко оправдать цитатами из Ветхого и Нового Завета). Естественно возникает вопрос: почему солдат Красной армии Василий Кухтин известен лишь единицам, а имя социально опасного еврейского проповедника, мечтавшего об адских муках для инакомыслящих («порождений ехидны»), повторяют миллионы?!
Теперь я перехожу к главному, ради чего написана эта статья: к исследованию корней православия, который заставляют его последователей поступать именно так, а не иначе. В Ветхом завете я нашел множество положений, практически дословно повторяющих лозунги национал-социалистов. Рассмотрим их по порядку:
1) Разделение народов на первый и второй сорт ("народ Завета" и все остальные). Т. е., один народ - "соль земли" с особой миссией, а все остальные - побочный продукт Творения. «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки» (Второзаконие, 23).
2) Требование смертной казни за прелюбодеяние (вспомните, как Гитлер ненавидел проституток и ратовал за "истинно арийскую семью").
3) Проповедь иррациональной идеологии, которая не может подвергаться критике и сомнению, отрицание плюрализма мнений.
4) Оправдание завоевательных войн, терроризма и репрессий против инакомыслящих.
5) Утверждение примата идеологии перед личным, общественным и семейным интересами. «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, - то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (Второзаконие, 13).
Я уже не говорю о словах Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.
Ибо пришел Я разделить человека с отцом его, и дочь с матерью, и невесту со свекровью ее.
И враги человеку - домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин меня;
Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня обретет ее» (Матфея, 10).
Понятно, кто первым подвел идеологическую базу под поступок Павлика Морозова!
6) Необходимость создания специальных вооруженных отрядов, насаждающих веру огнем и мечом (левиты - чем вам не СС?).
Поймите меня правильно – я искренне осуждаю Холокост, но воинствующие сионисты не должны думать, что фашизм – это чисто немецкая беда, а еврейских фашистов не бывает. Еще как бывают!
В свете вышеизложенного напрашивается вывод, что христианство – это и есть фашизм (фраза Христа о том, что «нет ни эллина, ни иудея», не должна никого обманывать: разделение на «верных» и «неверных» - не менее безнравственно). Фашизм- это не только печи Освенцима и ненависть к евреям. Фашизм – это и иррациональность, культ вождя, нетерпимость, деформация семейных и общественных отношений, репрессии внутри страны и агрессия вовне, предпочтение мертвой догмы живой истине, демонизация оппонентов, управление сознанием масс и еще многое другое. Все это есть в христианстве, и со времен Средневековья оно ничуть не изменилось – просто научилось маскироваться (ведь догматы, к примеру, православия, сохраняются в неизменном виде с эпохи Вселенских соборов!). Т. е., имеет смысл говорить о нашей исторической миссии: наши деды победили Гитлера, а нам, может быть, удастся не допустить превращения России в православно-фашистское государство. И это наш долг в том числе и перед ветеранами – они рисковали жизнью ради построения на Земле более справедливого общества, а не для того, чтобы мракобесы могли делать политические дивиденды на доверчивости нашего народа.
Предлагаю написать открытое письмо, в котором будет четко обозначена рациональная трактовка событий ВОВ сквозь призму общечеловеческих ценностей (власть-то, конечно, навряд ли прислушается, но молчать я считаю недопустимым).
Я – патриот, и именно поэтому атеист и антиклерикал.

В 2014 году мы стали очевидцами страшного события — легализации фашизма. Ультраправый переворот и геноцид русских на Украине были поддержаны ведущими западными странами. США и Канада демонстративно проголосовали против резолюции ООН о недопустимости героизации нацизма. Это знаковое событие означает, что либеральное общество вступает в состояние неоархаики, как это имело место в 1930-е годы.

Давно обращало на себя внимание постепенное превращение понятия «фашизм» из научного термина в пустой эмоциональный ярлык, который политики и блогеры использовали в перепалках по любому поводу. Сегодня резкое похолодание политического климата ощутимо, но не все готовы признать очевидное: фашизм реабилитирован, русскому обществу объявлена война. В России период «отрицания болезни» затянулся, и это тревожный факт.

Необходимо восстановить в правах понятие «фашизм», напомнить о его подлинном содержании.

Когда-то термин «фашизм» обозначал локальное явление — режим итальянского диктатора Бенито Муссолини. Позднее он поменял смысл и стал синонимом нацизма (национал-социализма) Третьего рейха. В течение 1950-1990-х западная политология стала называть фашизмом любой репрессивный режим и отождествляла его с паранаучным термином «тоталитаризм». Это было сделано для того, чтобы объединить нацизм и коммунизм, явления идеологически полярные и имеющие разные социальные базы. В одном случае — крупную буржуазию и средний класс, в другом — пролетариат и городские низы.

Теория бинарного тоталитаризма не имеет серьезного научного статуса. Термину «фашизм» сегодня возвращен его исторический смысл. Это синоним расизма и всех его разновидностей — культур-расизма (идея культурного превосходства), социал-расизма (идея социального неравенства как от природы данного разделения людей на господ и холопов) и т.п.

Основная идея этих доктрин одна: миф превосходства и принцип «градации человеческого материала». При этом всегда находится группа, в отношении которой «закон не писан» и «всё дозволено».

Фашизм направлен против той части идентичности, которую человек не может изменить, — этнической. Этим он принципиально отличается от обычного авторитаризма, требующего к себе идеологической лояльности. Фашизм не оставляет человеку никакого «или». Именно поэтому теория двух тоталитаризмов, пытающаяся соединить фашизм и коммунизм, — кощунственна.

Обычно выделяют несколько признаков фашизма. Так, итальянский философ Умберто Эко насчитал их 14. Но такой подход лишь размывает предмет разговора. Миф превосходства — важнейший признак. Остальное факультативно. Дополнительные определения порождаются желанием «прицепить» к фашизму что-то еще.

Например, «национальную гордость». Нормальные люди гордятся своим народом и его культурой, но не стремятся уничтожить другие народы. В этом отличие национализма от нацизма.

Или «традиционализм». Если бы дело было в традициях, народы бы веками пребывали в состоянии фашистской лихорадки. Традиция — враг «голоса крови», в ней нет логики исключения, а фашизм этой логикой живет. Не случайно он связан с протестантской линией в христианстве и ее идеей «избранности ко спасению». Помимо идеи исключительности, фашизм рожден духом обновления, уничтожения слабого и «ненужного» ради победы силы, новизны и рациональности. Повторю: традиция — главный враг фашизма.

Идея сильного государства сопутствует фашизму, но не определяет его. Олимпиада 1936 года, «Олимпия» Лени Рифеншталь — это символы сильной государственности. Но фашизм Гитлера заключался не в Олимпиаде, а в Нюрнбергских расовых законах, казнях славян, евреев и цыган, планах колонизации восточных территорий.

Да, война 1941-1945 годов была противостоянием авторитарных государств, но лишь с немецкой стороны она была войной этнической. Намерений проводить геноцид «неполноценных арийцев» не было ни у советских солдат, ни у Иосифа Сталина.

В Европе в последние десятилетия было модно рассуждать о фашизме как «реакции на большевизм». Действительно, рост влияния левых идей в Европе первой половины XX века вызвал активизацию ультраправых сил. Но корни фашизма куда древнее марксистских и большевистских. Фашизм возник как оправдание колониальной экспансии. Гитлер не придумал ничего нового. Он лишь перенес с окраин мира в центр Европы кровавые колониалистские методы англичан, французов, испанцев… и сделал уничтожение людей быстрым и технически совершенным: газовые камеры, массовые захоронения.

Режим 1930-х годов в Германии — законный ребенок европейского либерального капитализма. Но этот вывод серьезно ранит европейское самосознание. Такие идеи жестко табуированы. Но шила в мешке не утаишь. Авторы левого направления всё чаще развивают эту идею.

Сегодня мы наблюдаем архаизацию общества и скольжение его к состоянию «новой дикости». Отсюда рассуждения европейских политиков об Украине как «форпосте цивилизации». Впрочем, утверждение, что Россия «не соответствует демократическим стандартам», уже вряд ли может кого-то обмануть. Эвфемизмы — продукт языка, а не политической реальности. Эта фраза маркирует Россию как «неполноценное» государство, населенное «неполноценными» людьми — ватниками, колорадами. Неофашистская модель в рамках либерализма часто выстраивается путем смещения границ толерантности. На одних толерантность распространяется, на других — нет. Условием защиты прав одной группы является уничтожение прав другой.

Политический миф о глубинном противостоянии либерализма и нацизма всегда опровергался независимыми историками. Сегодня этот миф окончательно дискредитирован.

Родство двух идей — фашистской и либеральной — очевидно. Обе они восходят к идее естественного отбора, перенесенного на человеческое общество. Иначе говоря, сильнейшие должны выживать за счет слабейших. В эпоху социализма эту доктрину принято было называть «социал-дарвинистской». Действительно, принцип «сохранение приспособленных рас», перенесенный в общественные науки, вылился в принятие Нюрнбергских законов, призванных охранять «чистоту расы и крови» — «Закона о гражданине рейха» и «Закона об охране германской крови и германской чести».

Возвращение фашизма — признак определенных исторических ожиданий. На эту меру экономические элиты идут ради отсрочки финала мирового кризиса. Но в итоге фашизм приведет западное общество к краху.

Друзья мои, знаете ли вы, что означает аббревиатура «СС»?

Если вы полагаете, что речь идет об SS (аббревиатура немецкого названия Schutzstaffel) - «охранных отрядах», существовавших в гитлеровской Германии и являвшихся главным исполнителем и организатором террора и уничтожения людей по расовым признакам, и признанной Нюрнбергским трибуналом преступной организацией, то вынужден вас разочаровать: вы не правы.

Дело в том, что в современной Российской Федерации организация под названием «СС» вполне официально функционирует уже два года. Правда, расшифровывается данная аббревиатура отнюдь не как Schutzstaffel, а как «Сорок сороков». Официальное название - боевое православное движение «Сорок Сороков». В настоящее время (на момент написания данной статьи) это движение насчитывает свыше 12 тысяч человек. При этом следует обратить особое внимание на пикантное обстоятельство: на своих страницах в социальных сетях участники этого «боевого православного движения» не утруждают себя полным написанием названия, а упоминают его коротко: СС.

Впрочем, ваш покорный слуга в данном случае отнюдь не является первопроходцем в изучении этого откровенно фашистского движения: немногочисленные российские активисты об этом предупреждают уже давно. И вопросы религии не вписываются в формат уважаемого издания «7 дней», тем не менее, данная тема имеет самое прямое отношение к происходящему в России. Поэтому позвольте в конспективном виде вначале изложить квинтэссенцию этого движения православных эсэсовцев (а, как следует из самого названия движения, слово «эсэсовец» не должно их обижать, ибо они сами себя именно так и позиционируют), а также краткую историю вопроса – и все встанет на свои места.

Итак, после позорного судилища над Pussy Riot и последовавшего за ним стремительно набирающего силу средневекового мракобесия, в России, как грибы после дождя, стали появляться различные православные организации. Если бы это были просто какие-то общины и религиозные организации, единственной целью которых было бы собираться и молиться, то проблема не стоила бы выеденного яйца, и никто на подобные вещи не стал бы обращать никакого внимания. Однако то, чем под покровительством московского патриархата стали заниматься различного рода православные активисты, имеет такое отношение к религии, как приготовление шашлыка к родовспоможению! Нет, уважаемые читатели, никакого отношения в вере и религии эти «активисты» не имели. Забегая вперед, скажу, что на самом деле это были организации хунвейбинского типа, единственная задача которых была в создании в российском обществе обстановки натурального террора.

Понимая, что нормальный человек вправе отнестись к подобному утверждению с известной долей недоверия, позвольте привести некоторые доказательства.

Например, экс-морпех Иван Отраковский организовал православное движение «Святая Русь», под эгидой которого начал спешно создавать «православные дружины», которые, по замыслу автора, должны были «патрулировать улицы, предотвращая кощунство ». Эту инициативу поспешил одобрить протоиерей Всеволод Чаплин (известный своими экстремистскими и эпатажными заявлениями), однако все попытки журналистов получить от самого Отраковского какое-то мало-мальски внятное объяснение – чем же эти «православные дружины» будут заниматься конкретно? – окончились провалом. В начале интервью, защитник православия, польщенный вниманием журналистов, пафосно заявил (цитата):

«Наша задача - при любых действиях против священников, против православных святынь и культурных ценностей пресекать это в рамках закона. Мы обезоруживаем человека, вызываем полицию и выдаем нарушителей в руки правоохранительных органов, когда налицо хулиганство и вандализм ».

Однако затем в ответ на уточняющие вопросы православный экс-морпех начал бубнить что-то невнятное. Единственное, что смог сформулировать организатор «православных дружин», так это то, что не позволит мочиться возле храмов, чем, разумеется, выставил себя на всеобщее посмешище. Таким образом, первый блин в деле создания православных хунвейбинов, вышел «комом».

После этого провала РПЦ на авансцену вышел отмороженный на всю голову Дмитрий Цорионов (известный в Сети под ником Энтео), организовавший движение «Божья воля». Правда, какое отношение эти господа имеют к высшим силам, вряд ли поддается какому-либо логическому объяснению: единственное, чем они занимались, так это под телекамеры громили выставки, уничтожали экспонаты, нападали на прохожих и так далее (последнее их громкое действо – разгром выставке на Манеже). То есть, занимались банальным хулиганством при полном попустительстве властей.

Но поскольку масштаб «Божьей воли» был явно мал, то в 2013 году при покровительстве самого патриарха Кирилла (в миру – Владимира Гундяева) было создано боевое православное движение «Сорок Сороков» (или сокращенно СС).

Во главе организации встал некий Андрей Кормухин, который позиционирует себя, как «правозащитник». Чисто формально это движение (как они сами утверждают) – «нести в мир любовь к Богу». В одном из выступлений патриарх московский даже назвал это движение «своей гвардией». Однако эта «любовь» на практике выражалась, мягко говоря, своеобразно: «гвардия патриарха» (а, по сути, новоявленные «эсэсовцы») занимались лишь физическими расправами над несогласными.

Причем, это были расправы в прямом, а не в переносном смысле. «Гвардейцы патриарха» неоднократно избивали людей за иски в суд против незаконных строительств храмов «в шаговой доступности» и натурального рейдерства РПЦ, звонили активистам с угрозами физического насилия и тому подобное. Кстати, в подобных художествах был замечен не только глава движения Андрей Кормухин, но и его несовершеннолетний сын.

При этом все происходящее позволяет сделать вывод, что аббревиатура «СС» выбрана отнюдь не случайно. Во-первых, костяк организации составляют отнюдь не священнослужители, а борцы, пауэрлифтеры, боксеры, футбольные фанаты и тому подобная публика. Во-вторых, символика и форма этой «армии главы РПЦ» по какой-то причине разительно напоминает именно неонацистскую.

Иными словами в настоящее время под эгидой РПЦ в России фактически создаются штурмовые отряды по тому же принципу, по которому они создавали в Третьем рейхе. Почему «под эгидой»? А потому, что все свои деяния (которые подробно описаны в Уголовном Кодексе Российской Федерации) члены движения не только не прячут, а, напротив, открыто размещают в социальных сетях, ничуть не стесняясь. Убедиться в этом, друзья мои, вы можете, потратив не более десяти минут своего времени на поиск – и убедитесь сами.

Более того, сам г-н Гундяев высоко оценил усилия своего штурмовика, проведя молебен в честь годовщины существования своей «гвардии». И молебен состоялся не где-нибудь, а в… Храме Христа Спасителя! На котором Сам Кирилл (Гундяев) торжественно вручил Андрею Кормухину икону!

Иными словами, очевидно, что никакого отношения к религии эти штурмовики не имеют. А полное попустительство Кремля дает все основания сделать весьма печальные выводы.

Дело в том, что стремительное тотальное разрушение государства, которое наблюдается в России, уже не позволяет Кремлю делать ставку исключительно на силовиков. А вот для создания хаоса в стране (которое неизбежно в момент окончательного разрушения государственных институтов) такие штурмовики годятся просто идеально.

Пока они только готовятся. Но в любой момент могут быть спущены с цепи – как это уже происходило. Следует понимать: Кремль готовит страну к гражданским столкновениям, дабы самим в мутной воде беспрепятственно уйти. Когда это произойдет – ответить невозможно. Ясно лишь то, что в самое ближайшее время.

И это, к сожалению, не только внутрироссийская проблема. Если страна, начиненная до отказа ядерным оружием, погрузится в хаос и гражданскую войну – по любым причинам! – то проблемы возникнут у всего мирового сообщества.

Приглашаю и в мой основной блог в Гугле -________________________________

Приветствую моих друзей и, конечно же, гостей моего журнала. Этот блог посвящен христианской тематике, однако идея его не совсем обычна. Уделяя в меру внимание великому, доброму и вечному, чем прекрасно христианство, здесь я все больше пишу о том, что можно назвать не нормальным для христианина и христианства в целом. Говоря проще, пишу против мифов и лжи, против сектантского и ключнического фанатизма, против всех форм узколобия и мракобесия, против всего, что разрушает Церковь Божью и бросает тень на нашу религию.

Мой интерес представляют, прежде всего, вопросы связанные с псевдоправославным богословием и историей, теми самыми вопросами, что стали поводом к разделению в некогда Единой Кафолической и Апостольской Церкви Божьей. Темы связанные с Римо-католической Церковью и настоящим протестантизмом тоже затрагивают периферию моих интересов. Что касается всякого рода околохристианских и псевдохристианских течений, то я страсть как их люблю:) Поэтому, история и учения неопротестатских групп и маргинальных, мнимо "библейских" сект тоже мной освещаются. В общем, обо всем, что так или иначе касается христианства, может найти и находит отражение в этом блоге.

()

Оригинал взят у pavlos1 в Участие России в евровидении - огромная ошибка

Ненавижу этот конкурс, превратившийся в политиканство с пропагандой пошлости и содомских мерзостей. Тем более сейчас посылать в Киев девочку-инвалида с надеждой на жалость и милость от бандерлогов?! При этом хочется понять: а будут ли в Киеве наши российские зрители в качестве группы поддержки Юли? А если во время ее выступления начнутся провокации, например - будут топтать наши флаги, кричать антироссийские и антипутинские лозунги? Что мы будем делать в этой ситуации? Неужели Путин дал добро на участие в этой мерзоте?

Оригинал взят у svobodaradio в "Кинотеатры начнут гореть"

Активисты организации "Христианское государство - Святая Русь" разослали в российские кинотеатры угрожающие письма с требованием отказаться от проката фильма Алексея Учителя "Матильда". Сюжет картины построен на истории взаимоотношений балерины Матильды Кшесинской и последнего русского царя Николая Романова.​

"Если выйдет фильм "Матильда", кинотеатры начнут гореть, может даже пострадают люди, и действия эти, от безвыходности, начнутся со стороны тех, кто Любит Бога и свой народ... Официально уведомляем: любой баннер, афиша, листовка с информацией о прокате фильма будет рассмотрена как желание унизить святых православной церкви и провокация к "русскому майдану", - говорится в письме.

В этом послании также подробно рассказывается о том, что так называемыми православными активистами собиралась информация о кинотеатрах, в которых планируют показывать фильм "Матильда". Выход в прокат картины намечен на 25-26 октября. Почему именно сейчас активизировались противники еще не вышедшей на экраны киноленты, в интервью Радио Свобода рассказал руководитель организации "Христианское государство - Святая Русь" Александр Калинин.

"Это же реально какая-то провокация к революции! Мы этого не хотим, мы пытаемся это предотвратить, потому что, если эта провокация начнется, если люди сорвутся, человек так устроен, если ему дать возможность в это экономически и политически нестабильное время что-то начать, он же начнет делать очень много даже вещей. Поэтому мы хотим, чтобы этого не было. Мы не описываем конкретные действия, мы описываем свои намерения. А намерения - это то, что произойдет, если тот человек, к которому мы обращаемся, сделает то, что противоречит истине"

Глава РПЦ возложил на Украину ответственность за "нестроения" с Россией и назвал себя "Патриархом Украины"

26 января Патриарх Кирилл выступил с докладом на открытии V Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе Федерального Собрания России в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия», которые проводит РПЦ, сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на Рatriarchia.ru и Mospat.ru .

Сергей Чапнин: «Запрос на “священную войну” на Украине в РПЦ уже есть»

В пятницу, 18 декабря, патриарх Кирилл внезапно уволил ответственного редактора «Журнала Московской патриархии» Сергея Чапнина, который последние шесть лет возглавлял главное церковное СМИ. Это произошло после того, как Чапнин прочитал в Московском центре Карнеги доклад «Православие в публичном пространстве: война и насилие, герои и святые», где высказал тревогу по поводу будущего церкви. В первом после увольнения интервью Сергей Чапнин рассказал Slon Magazine, что конкретный доклад является лишь поводом - его неоднократно предупреждали о недопустимости публичной критики ситуации в церкви. Решение об увольнении он расценивает как «политическое».

В своем докладе Сергей Чапнин констатирует, что Русская православная церковь приблизилась к ситуации единоначалия, когда по каким-то принципиальным вопросам высказывается только патриарх Кирилл, а внутри РПЦ «нет идеологического многообразия». По мнению Сергея Чапнина, внутри церкви набрало влияние «правое крыло», которое выступает против перемен, тесно сотрудничает с государством и считает себя «церковью империи». Эта часть церковной общественности готова оправдать насильственные действия и даже войну. «Насилие оказалось для значительной группы и священников, и мирян очень притягательным и квалифицируется как христианский поступок», - констатирует Чапнин. В качестве примера он приводит акции движения «Божья воля», утверждая, что «это проповедь насилия, эгоизма и самолюбования, лишь слегка прикрытая красивыми словами». «Станет ли это характерной чертой современного православия - вопрос открытый», - заканчивает Чапнин свой доклад.

()

Вот это оно самое...

А интересно, когда российский генштаб затевает новую войну, Гундяя приглашают погадать на печени курицы об успехах военной компании?

Кстати, если кто не знал, забота российского правительства о безопасности Гундяя выражается не только в приставленной к нему госзащите, с туловищехранителями и ментовскими экскортами по перекрытым проспектам. Еще, специально для Гундяя оборонпромом России сделан кивларовый клобук. Вы думали, что он в шапке все время ходит, потому что боится уши заморозить? Боиться за жизнь свою драгоценную. В рай то не верит. Ну, может в рай и верит, но трезво оценивает свои шансы туда попасть... Христа тупыми базарами про "духовные скрепы" не проймешь. Убийство тысяч украинцев и самих одураченных россиян ему с рук не сойдет. Полагаю, что все одежки у Гундяя асбестовые, чтоб в озере огненном не голышом стоять.

Оригинал взят у diak_kuraev в Обосраный финал православия

Вот он:

Эти слова официального спикера патриархии означают одно:

вся великая традиция христианской мысли бессильна перед стёбом таких вот аппаратчиков.
Она, традиция, не может их, церковных властителей, понудить к евангелизации мозга. Церковь не может христианизировать своих же возглавителей.

Потому что после всех правильных слов и конференций "за мир во всем мире" все равно придет вот такой рясофорный боров и положит поверх всех евангелий не скажу что.

И все эти исихазмы и анахореты, перихоресисы и космические теозисы в переводе на аппаратно-патриархийный жаргон значат лишь одно: фюрер, ты имеешь право превентивно и даже ядерно бомбить кого пожелаешь по всей планете, а мы будет радостно подвизгивать! А уж своих холопей могешь санкционировать и санировать как пожелаешь и опять же с сугубого нашего благословения! Мы же обещаемся всё это называть "христианством".

И что толку от пятерок и диссертаций по догматическому богословию, если выхлоп в итоге вот такой: "сильный имеет право на всё, потому что он сильный!"?

... (сокращено )

Прошло всего пятнадцать лет, и Путин снова пообещал замочить террористов.

Нет, господа, я категорически против!
Я не сомневаюсь, что наши доблестные спецслужбисты могут замочить кого-угодно в любой точке планеты. Но я против, чтобы они замочили известного международного террориста Игоря Гиркина ("Стрелкова"), взявшего на себя ответственность за организацию и развязывание террора в Донецкой области Украины. Его необходимо допросить и выяснить связи, контакты, источники финансирования - всё это представляет огромный интерес для международных следственных органов.


Видимо "православные" кизяки сочли, что те Новые Заветы сектантские, и их нужно было сжечь, чтоб защитить их "православие". Новый Завет вообще книга сектантская. Кизяческое "православие" такого не читает. Впрочем, оно вообще ничего не читает. А зачем сжигать книги вхолостую, если можно приготовить "православную" трапезу"?

Оригинал взят у andy_777 в Обед на костре из Новых заветов

Хотя мы с Наташей пришли в здание после того, как наши братья и сестры несколько дней тщательно приводили его в порядок, впечатление было весьма удручающим: полностью разграблена вся усиливающая аппаратура и часть музыкальной, стулья, вся мебель. Часть нашей большой библиотеки уничтожена, а во дворе, на костре из Новых Заветов, казаки готовили себе обед...

Вывезли большую часть дверей и несколько окон. Разграблено кухонное оборудование, посуда и пр. Полностью уничтожена система отопления, включая огромный отопительный котел. Уничтожена система водоснабжения, а из туалетов украдены унитазы и рукомойники. Повреждены потолки, полы, стены, вырваны розетки и выключатели, выкручены лампочки.

Но, хотя здание и разграблено, оно уцелело. Слава Богу, ведь могло быть и хуже!

_______________________

«Религия является злейшим врагом советского патриотизма... История не подтверждает заслуг церкви в деле развития подлинного патриотизма».
Журнал «Безбожник» июнь 1941г.

К началу II мировой войны в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего православного храма, а в 20 областях функционировало не более чем по 5 церквей. На Украине ни одной действующей церкви не было в Винницкой, Донецкой, Кировоградской, Николаевской, Сумской, Хмельницкой областях; по одной действовало в Луганской, Полтавской и Харьковской.26 Согласно данным НКВД, к 1941 году в стране действовало 3021 православный храм из них почти 3000 находились на отошедших к СССР в 1939-1940 годах территориях Литвы, Латвии, Эстонии, Бессарабии, Северной Буковины, Польши и Финляндии

Численность Союза воинствующих безбожников в 1932 году достигла 5 млн. человек. Планировалось к 1938 году количество его членов довести до 22 млн. человек.28 Тираж антирелигиозных изданий достиг к началу войны 140 млн. экземпляров.

С датой германского нападения на СССР связано немало мифов, получивших особенно широкое распространение в церковной среде. Согласно одному из наиболее известных, дата 22 июня была якобы выбрана Гитлером в соответствии с астрологическими прогнозами. От этой легенды отталкиваются и те, кто не прочь представить события июня 1941-го как поход «языческой Германии» на «православную Русь».. Однако германский Генштаб при выборе дня и времени удара по СССР руководствовался соображениями иного плана...

Обычно ночь с субботы на воскресенье была самой «недисциплинированной» в РККА. В воинских частях устраивались бани, за которыми следовали обильные возлияния; командный состав в воскресную ночь, как правило, отсутствовал находясь со своими семьями; для рядового же состава эта ночь всегда была самой подходящей для «самоволок». Именно этим, вполне земным расчетом (а вовсе не «шепотом звезд») и руководствовалось гитлеровское командование при выборе нескольких дат нападения на СССР. События первого дня войны блестяще показали справедливость такого расчета.

Получив известие о начале войны, блюститель патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) как говорят современные церковные историки выпустил своё
«Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Факт его появления
22.6.1941 г. до сих пор оспаривается

В послании говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.».37 Содержался в послании и скрытый упрек властям, утверждавших, что войны не будет. У митр. Сергия это место выражено так: «...мы, жители России, надеялись, что пожар войны, охвативший почти весь земной шар, до нас не дойдет...»...38 Любопытно, что задолго до соответствующего обращения Кремля митр. Сергий уже назвал «лукавые соображения» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта ничем иным как прямой изменой Родине».39 Однако действенность такой риторики неумолимо превращалась в прах по мере стремительного продвижения германских армий на восток...
В истории войн невозможно найти аналог столь изначально лояльного отношения к агрессору, которое демонстрировало население оккупированных немцами областей СССР. И тот факт, что так много россиян заранее было готово перейти к немцам, выглядит для многих невероятным. Но именно так и было. Примеры изначально враждебного отношения к изгнанию большевиков были скорее исключением, нежели общим правилом. Немецким кинематографистам не было нужды прибегать к искусственным декорациям, для того чтобы запечатлеть на пленку примеры встреч советским населением германских войск хлебом-солью и забрасывания немецких танков цветами. Эти кадры являются ярчайшим свидетельством, столь ненормального восприятия чужеземного вторжения...

Стоит ли удивляться, что с не меньшим воодушевлением восприняла нападение Германии на СССР и русская эмиграция. Для многих русских изгнанников появилась реальная надежда скорого «освобождения» Родины. Причем такие надежды встречались независимо от церковной юрисдикции (а не только в РПЦЗ - как это пыталась представить советская историография). Вторжение Германии в СССР приветствовал парижский иерарх РПЦЗ митр. Серафим (Лукьянов), впоследствии перешедший в Московскую Патриархию. В своем обращении по случаю германского нападения, он заявил: «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога... Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот».45 С неменьшей радостью воспринял 22 июня 1941 года и принадлежавший тогда к «евлогианской» юрисдикции архимандрит Иоанн (Шаховской, будущий архиеп. Сан-Францисский): «Кровавая операция свержения Третьего Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу».46 И даже клирик Московской Патриархии о. Георгий Бенигсен вспоминает о начале войны в Риге: «На всех лицах затаенная радость...».47
. В. Цыпин: «Во всех городах и во многих селах, оставленных советской администрацией, объявлялись священники, либо находившиеся там на положении ссыльных, либо скрывавшиеся в подполье, либо зарабатывавшие на жизнь каким-нибудь ремеслом или службой. Эти священники получали у оккупационных комендантов разрешение на совершение богослужений в закрытых,».41 Другой очевидец (псаломщик Николо-Конецкого прихода Гдовского района Псковской области С. Д. Плескач) отмечал следующее: «Русский человек совершенно изменился, как только появились немцы. Разрушенные храмы воздвигались, церковную утварь делали, облачения доставляли оттуда, где сохранились, и много строили и ремонтировали храмы. Всюду красилось... Когда все было готово, тогда приглашали священника и освящался храм. В это время были такие радостные события, что я не умею описать».42 Такие чувства были характерны для населения самых различных районов оккупированной территории. Журналист В. Д. Самарин так описывает немецкую оккупацию в Орле: «Проснулось, всплыло на поверхность души спрятанное глубоко при большевиках религиозное чувство. Молящиеся переполнили церкви, по деревням носили чудотворные образа. Молились так, как давно не молились.»

Адольф Гитлер и православная эмиграция

«...если правительство германского Рейха пожелает
привлечь русские православные церкви к сотрудничеству
в борьбе с коммунистическим безбожным движением...,
то правительство Рейха найдет с нашей стороны
полное согласие и поддержку».
митр. Евлогий (Георгиевский), октябрь 1937 г.

Примечательно, что первые контакты русской эмиграции с Гитлером относятся к началу 20-х годов.4 Посредником в этих контактах был Альфред Розенберг. Родившийся в Российской империи, учившийся в Киевском университете и служивший в русской армии во время I мировой войны, Розенберг по-русски говорил лучше, чем по-немецки. В окружении Гитлера он сыскал славу лучшего специалиста по России и «русской душе», и именно ему была доверена разработка расовой теории в нацистской идеологии. Возможно, что именно он убедил Гитлера в целесообразности дружеских отношений с Русской Православной Церковью на территории Германии. Так, в 1938 году нацисты построили в Берлине православный кафедральный собор Воскресения Христова на Курфюрстендамм и финансировали из имперской казны капитальный ремонт 19 православных храмов.
Кроме того, по указу Гитлера от 25.2.1938, русские приходы подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому), были переданы под юрисдикцию Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (далее - РПЦз).5 Цитируемый здесь проф. Поспеловский склонен несколько драматизировать это событие, выставляя его одним из краеугольных камней церковно-эмигрантского раскола. Необходимо все же учитывать, что конфронтация между карловацким Синодом и митр. Евлогием началась задолго до прихода Гитлера к власти и носила все-таки церковно-административный, а не богословский и не политический характер. Справедливым будет так же отметить, что только 6% русских эмигрантских приходов находились под юрисдикцией митр. Евлогия, а остальные 94% подчинялись Зарубежному Синоду.6 Даже исходя только из элементарной арифметической логики, вряд ли будет справедливым говорить о «раскольничьих устремлениях карловчан».

Вероятно, подобной же логикой руководствовался и Гитлер, пожелавший «централизовать» православные приходы на территории Рейха, а потому подчинивший евлогианское «меньшинство» синодальному «большинству» (было бы странно, если бы он сделал наоборот. В истории с евлогианскими приходами Гитлер был движим идеей централизовать, все для облегчения контроля над религиозными организациями.7 Для достижения этой цели он создал Рейхсминистерство религиозных культов, предоставил Германской епархии РПЦ государственный статус «корпорации публичного права» (каковой имели только лютеране и католики) и передал под юрисдикцию Германской епархии 13 евлогианских приходов.
Что касается строительства нацистами православного собора и капитального ремонта 19 храмов, то с этим благодеянием связано и благодарственное письмо Гитлеру за подписью тогдашнего первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского).
Гитлер выступил как «строитель и попечитель» храмов, и выражение благодарности предстоятелем Церкви за такое благодеяние - явление вполне нормальное и естественное, для предателей. Нельзя не учитывать и того факта, что в предвоенном 1938-м Гитлер олицетворялся с человеком, честно победившим на выборах и возглавившим правительство, признанное всеми странами мира.
Как уже отмечалось выше, Гитлер воспринимался русской эмиграцией как противовес безбожному большевизму. Еще в 1921 году Высший монархический совет вел переговоры с Гитлером о возможной помощи в случае его прихода к власти в подготовке духовенства для освобожденной от большевиков России.9 В отличие от лидеров западных демократий, Гитлер не позволял себе выражения «русский коммунизм», предпочитая этому другой термин - «иудо-большевизм». Такая терминология русскую эмиграцию вполне устраивала и не резала ухо. Русофобские места в «Mein Kampf» были мало кому известны, и неудивительно, что даже самые отъявленные русофилы вроде И. А. Ильина призывали русскую эмиграцию «не смотреть на национал-социализм еврейскими глазами».
Вполне справедливо будет предположить, что проправославные жесты Гитлера носили дипломатическо-пропагандистский характер. Такими жестами можно было снискать себе симпатии в странах потенциальных союзников, в странах с преимущественно православным вероисповеданием (Румыния, Болгария, Греция). 1 сентября 1939 года германский Вермахт взломал польскую границу. II мировая война началась...
Несмотря на то, что Гитлер выступил как откровенный агрессор, его нападение на Польшу серьезно не отразилось на восприятии его русской эмиграцией. Это обстоятельство позволило нацистам после оккупации Польши сделать еще один проправославный жест. Началось повальное возвращение православным, отобранных у них приходов. Как писал журнал «Церковная жизнь», «...православное население встречает доброжелательное отношение со стороны немецких властей, которые по первой просьбе населения возвращают ему отобранное поляками церковное имущество».13 Помимо этого, при поддержке германских властей в Вроцлаве был открыт православный богословский институт.

Церковная политика нацистов в оккупированных областях СССР

«Православие – красочный этнографический ритуал»
(рейхсминистр Розенберг).

Занятые немцами районы (едва ли не половина европейской части СССР) подверглись территориальному делению на рейхскомиссариаты, состоявшие из округов, областей, районов, уездов и волостей. Прифронтовая территория находилась под управлением Вермахта. Северная Буковина, Молдавия, Бессарабия и Одесская область были переданы Румынии. Галицию присоединили к Польскому генерал-губернаторству. Остальная территория составила рейхскомиссариат «Украина» (с центром в Ровно). Центральная часть Белоруссии образовала генеральный комиссариат Белоруссии. Северо-запад Брестской и Гродненская области отошли к Восточной Пруссии (здесь действовали общегерманские законы). Большая часть Брестской, а также Пинская и Полесская области отошли к рейхскомиссариату «Украина», а северо-запад Виленской области - к генеральному округу Литвы. Сам же генеральный округ Белоруссии входил в состав рейхскомиссариата «Остланд».51
Национальный вопрос, по мнению нацистского идеолога Розенберга, заключался в том, «чтобы разумно и целеустремленно поддержать стремление к свободе всех этих народов… выделить из огромной территории Советского Союза государственные образования (республики) и организовать их против Москвы, чтобы освободить Германский Рейх на грядущие столетия от восточного кошмара».52
Что касается религиозной политики немцев на оккупированных землях, то она вряд ли может быть охарактеризована однозначно. Здесь господствовало несколько взаимоисключающих подходов, однако наиболее распространенными были два...
Позицию рейхсминистра Восточных земель Альфреда Розенберга можно сформулировать примерно так: «Уклад жизни русского народа веками формировался под влиянием Православия. Большевицкая клика лишила русский народ этого стержня и превратила его в ни во что неверующее, неуправляемое стадо. Столетиями русским вдалбливали с амвонов, что «всякая власть от Бога». Царская власть, не сумев обеспечить своим подданным достойный уровень жизни, смогла с помощью Церкви сформировать в народе сознание, что лишения, страдания и притеснения идут на пользу душе. Подобная проповедь обеспечивала правителям раболепскую покорность народа. Этот момент совершенно не учли большевики, и с нашей стороны было бы глупо повторять их ошибку. Поэтому, в наших же интересах реанимировать эти православные постулаты в умах народа, если мы хотим держать его в узде. Гораздо лучше, если в Восточных землях будут созданы автономные и неподотчетные друг другу церковные структуры, дабы исключить возможность возникновения единой мощной церковной организации».
Такова была позиция Розенберга, которая определяла отношение нацистов к РПЦ и которой руководствовались в той или иной степени нацистские чиновники. Основные ее положения были изложены в письме Розенберга к рейхскомиссарам Остланда и Украины от 13.5.1942 г. Их можно сформулировать так: Религиозные группы не должны заниматься политикой. Они должны быть разделены по признакам национальным и территориальным. Национальный признак должен особенно строго соблюдаться при подборе возглавления религиозных групп. Территориально же религиозные объединения не должны выходить за границы одной епархии. Религиозные общества не должны мешать деятельности оккупационных властей.53
Церковную политику Вермахта можно охарактеризовать как отсутствие какой-либо политики по отношению к Церкви. Собственный кодекс поведения, верность старым традициям способствовали распространению в среде немецких военных устойчивой антипатии к проявлениям нацистского фанатизма и расовой шизофрении. Только этим и можно объяснить тот факт, что фронтовые генералы и офицеры закрывали глаза на директивы и инструкции из Берлина, если те строились на теории об «унтерменшах». Сохранилось немало свидетельств и документов не только о радушном приеме российским населением немецкой армии, но и о «ненацистском» отношении германских солдат к населению занятых ими областей СССР. В частности, сохранились документы о приказах немецким солдатам помнить, что они находятся не на оккупированных территориях, а на земле союзника.54 Довольно часто солдаты и офицеры Вермахта демонстрировали искреннее дружелюбие и симпатии к народу, страдавшему в течение двух десятилетий под властью большевиков. В церковном вопросе такое отношение выливалось во всестороннюю поддержку восстановления церковной жизни.
Военные не только охотно поддерживали инициативы местного населения по открытию приходов, но и оказывали различную помощь в виде денежных средств и стройматериалов для восстановления разрушенных храмов. Сохранилось немало свидетельств и того, что немецкие военные сами проявляли инициативу по открытию церквей на подконтрольных им территориях и даже приказывали это делать.55 Так, например, в сохранившейся в материалах Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) докладной записке З. В. Сыромятниковой «О пребывании на территории Харьковской области, оккупированной немецкими войсками с 15 по 22 декабря 1941 г.» отмечалось: «Немецкое командование особое внимание обращает на работу церквей. В ряде сел, где не разрушены церкви, они уже работают... В селах, где они разрушены, дан приказ старостам немедленно подобрать помещение и открыть церкви».56
Иногда инициативность немцев принимала анекдотические формы. В том же фонде хранится и справка уполномоченного Себежской комендатуры от 8.10.1941 г.: «Дана настоящая в том, что немецкая власть, освободившая крестьянство от большевиков, ставит вопрос открыть богослужение в Ливской церкви, и поэтому уполномочиваю лично вас, Рыбакова Якова Матвеевича, за неимением священника - занять место священника и исполнять церковный обряд. Просьба: никаких отказов не может быть, в чем и выдана настоящая справка за подписью представителя немецкой власти Энгельгард»... На что Рыбаков отвечает: «Быть священником не могу, так как не получил на то от епископа благословения, кроме того, по христианскому закону двоеженцы священниками быть не могут, а я двоеженец»...57
Следует отметить, что помощь немецкой армии в восстановлении русских православных храмов всегда строилась на принципах «христианского гуманизма» . Командующий группой армий «Центр» фельдмаршал Федор фон Бок сам с немецкими офицерами принимал участие в православной службе в Борисове.
Вышеприведенные характеристики и примеры довольно ярко отражают всю пестроту церковной жизни на занятых немцами территориях СССР, ибо становится вполне очевидным, что размах и характер «религиозного возрождения» во многом зависел от местных особенностей оккупационной администрации (НСДАП и СС или же Вермахт). Поэтому и положение РПЦ на занятых немцами территориях целесообразно рассматривать не по периодам войны, а по регионам и областям.

Положение Церкви в Прибалтике

«Не таких обманывали.
С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно».
Митр. Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский).

На момент прихода в страны Балтии немецкой армии экзархом Прибалтики был митр. Сергий (Воскресенский). Пост этот он занимал с января 1941 года. Перед бегством большевиков из Риги митр. Сергию было приказано эвакуироваться. Вопреки приказу, он укрылся в крипте рижского кафедрального собора.
Сергий в миру Димитрий Воскресенский, родился в Москве в 1898 г. в семье московского священника и до революции учился в семинарии, которую не успел закончить. В начале революции был послушником в Даниловом монастыре. Там же, принял монашество с именем Сергий. Исследователи, беседовавшие с людьми, знавшими лично отмечают, что в 1920-е годы это был религиозный, монах, тем не менее, любивший жизнь и светские удовольствия, любил выпить и провести время среди молодежи, за что на него неоднократно накладывались епитимии. С 1926 г. он стал сотрудником канцелярии Московской Патриархии. Вероятно, в 30-е годы епископ Сергий тесно сотрудничал с митр. Сергием (Страгородским), что и повлияло на дальнейшую карьеру молодого епископа.63

С приходом в Прибалтику немцев (Вермахт вошел в Ригу 30 июня) митр. Сергий постарался найти общий язык с новой властью. При его дипломатичности успех ему был заранее обеспечен. Он умел преподать себя в нужном свете. Вскоре он хорошо зарекомендовал себя как яростный антикоммунист. С помощью роскошных банкетов и щедрых подарков митр. Сергий обзавелся нужными знакомствами с партийными функционерами и высшими чинами СС. Комфортабельный дом митрополита и личный автопарк производили впечатление на немцев.
В отличие от других советских территорий, оказавшихся под немецкой оккупацией, в Прибалтике произошло расширение территории РПЦ и укрепление власти ее экзарха, несмотря на то, что в Эстонии и Латвии открыто проявились тенденции к автокефалии. Сразу же после ухода Советов из Прибалтики митрополиты Латвийский и Эстонский постарались восстановить утраченную независимость от Москвы. 20.7.1941 г. митр. Рижский Августин (Петерсон) сделал запрос германским властям с просьбой о восстановлении Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинополя. Аналогичную просьбу, но уже от имени Эстонской Православной Церкви, сделал митр. Таллинский Александр (Паулус). Казалось, что церковный раскол был неминуем. Но 12.9.1941 г. митр. Сергий (Воскресенский) обратился к германским властям с докладной запиской, в которой объяснял всю нежелательность для Берлина допускать, чтобы Церковь в Латвии и Эстонии подчинялась Константинопольскому патриарху, чей западноевропейский экзарх проживал в Лондоне и имел тесные связи с британским правительством. Владыка Сергий сумел доказать немцам преимущества канонического подчинения Прибалтики. Иными словами, он предложил оставить Прибалтику в подчинении РПЦ, а его, ее экзархом.
По сути, Сергий добился от Берлина разрешения. В результате раскол в Прибалтике не состоялся, а некоторым «автокефалистам» ,не без участия Сергия,пришлось даже иметь дело с гестапо. Немцам надоело терпеть амбициозные заявления сторонников автокефалии, требовавших выдворения из Латвии «большевицкого ставленника», агента ЧК экзарха митр. Сергия.64 В Латвии раскол закончился в ноябре 1941 г., когда гестапо потребовало от митр. Августина немедленного прекращения деятельности его Синода.65
Что же касается его отношений с Москвой, то немцы поначалу выступали за их разрыв. Однако митр. Сергий сумел убедить Берлин, что РПЦ никогда не примирялась с советской властью, подчинившись ей только внешне. Доказывал немцам экзарх и то, что их вмешательство в управление Церковью (как, например, разрыв канонических связей с Москвой) может быть использовано Советами для антигерманской пропаганды.
Все эти переговоры привели к тому, что, когда в 1942 году митр. Эстонский Александр порвал с Сергием, в то время как другой эстонский епископ (Павел Нарвский) остался ему верен, немцы постановили, что митрополиты Александр и Августин должны именоваться соответственно митрополитами Ревельским и Рижским, а не Эстонским и Латвийским, т.к. митрополитом всех трех прибалтийских государств является Сергий (Воскресенский).66 В инструкциях, разосланных фашистскими чиновникам, указывалось, что, хотя приходы в Эстонии могут входить как в Эстонскую епархию митр. Александра, так и в русскую епархию еп. Павла, германское командование предпочитает, чтобы как можно больше приходов вошло в русскую епархию. Следует отметить, что большинство приходов в Прибалтике осталось в подчинении митр. Сергию. Отчасти это объясняется тем, что паства не хотела рвать отношений с Русской Церковью, а отчасти тем, что все видели, на чьей стороне немцы.
Окончательно немецкая политика по отношению к РПЦ в Прибалтике была сформулирована на совещании в Рейхсминистерстве Восточных земель 20.6.1942 г. Суть итога совещания сводилась примерно к следующему:
1. Оккупационные власти считают для себя выгодным объединение всех православных вокруг московского экзарха с целью выселения их после войны в Рейхскомиссариат «Москва».
2. Для германского руководства не столь важно, кому номинально подчиняется экзарх в Прибалтике - Москве или Константинополю, тем более, что пребывание экзарха Константинопольского Патриарха в Лондоне действительно не может быть приятным.
3. Такая политика дает возможность оккупационным властям подчеркивать свою веротерпимость и использовать полностью антикоммунистические выступления экзарха Сергия в пропагандных целях.67
Можно лишь догадываться о том давлении, которое испытал на себе в Москве митр. Сергий (Страгородский) со стороны советских властей, требующих от него осуждения своего прибалтийского экзарха. В конце концов, большевики своего добились, и 22.9.1942 г. митр. Сергий (Страгородский) обратился с посланием, в котором говорилось: «...Народ ради блага родины не считает своих жертв и кровь проливает и самую жизнь отдает... А вот в Риге в начале августа объявились православные наши архиереи... во главе с присланным из Москвы Сергием Воскресенским, которые «не пожелали страдать с народом Божиим», а предпочли «имети временную греха сладость» (Евр. 11,25), пожить благополучно, питаясь от крупиц с фашистского стола... Волосы встают дыбом при чтении об истязании фашистами женщин, детей и раненых. А митрополит Сергий Воскресенский со своими «сподвижниками»-архиереями телеграфируют Гитлеру, что они «восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой» (с беззащитными?!) и «молят Всевышнего, да благословит Он (фашистское) оружие скорой и полной победой...».68 Это послание и не вызвало у экзарха Прибалтики обиды, а когда архиерейский Собор 1943 года отлучил от Церкви всех клириков, проявивших себя коллаборационистами и среди них был назван и митр. Сергий (Воскресенский), последний напечатал в прибалтийских газетах статью под названием «Сталин не Савл, он не станет Павлом», в которой высмеял иллюзорность надежд на мир коммунистов с Церковью,69 но с Москвой все-таки не порвал. Примечательно, что этого разрыва требовали от него и немцы, когда митр. Сергий (Страгородский) стал Патриархом, но владыка Сергий убедил их в нелогичности такого требования, объяснив, что большевики смогут использовать возникший церковный раскол в антигерманской пропаганде - играя на вмешательстве оккупационных властей во внутрицерковные дела.
По сути, единственное, чего не удалось митр. Сергию добиться от Берлина, это - разрешение на каноническое подчинение себе Белоруссии. У Розенберга на это счет были свои соображения.
Но несмотря на «неудачу» митр. Сергия с Белоруссией, не будет ошибкой назвать его самым активным иерархом Русской Церкви сотрудничавшим с нацистами на оккупированной территории СССР. «Помимо отстройки церковной организации и отстаивания интересов Церкви на территории своего экзархата, митр. Сергий приложил немало усилий для духовного окормления православной паствы в захваченных гитлеровцами северо-западных районах СССР. Чего стоит только одна Псковская Миссия (о чем будет рассказано в соответствующей главе). Вся эта деятельность не могла вызвать одобрения у советской власти
Люди, смеющие это делать, совершенно справедливо заносились ею в разряд врагов народа и пособников гитлеровцев. Карающим мечом советского правосудия, по замыслу Сталина, должны были здесь служить партизанские отряды, действующие на оккупированной территории. Именно к ним был обращен призыв советского вождя «создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу...».70 Митр. Сергий (Воскресенский) был одним из этих пособников. Согласно воспоминаниям людей, близко его знавших, он всерьез опасался за свою безопасность...
28.4.1944 года по дороге из Вильнюса в Каунас экзарх Сергий и сопровождавшие его лица были ликвидированы неизвестными. По показаниям местных жителей, нападавшие были одеты в немецкую военную форму. Немцы заявили, что убийство митрополита было организовано советскими партизанами. Советская пропаганда приписала это убийство нацистам.
Рижский священник о. Николай Трубецкой, отсидевший 10 лет за участие в Псковской Миссии, утверждает, что встретил в лагере человека, якобы бывшего советского партизана, который сообщил ему, что он участвовал в убийстве митрополита, совершенном по приказу советской разведки.71
О сомнительности версии об убийстве митр. Сергия немцами говорит и тот факт, что никто из современных церковных историков не смог связно аргументировать логику, по которой немцам было бы выгодно избавиться от митр. Сергия.

Положение Церкви в Белоруссии

Белоруссия была регионом, одним из первых оказавшимся под оккупацией, вследствие стремительного продвижения Вермахта на Восток, и в то же время она была для немцев наглядным примером результатов советского правления. Как писал историк Белорусской Церкви еп. Афанасий (Мартос), «немецкие войска застали церковно-религиозную жизнь в Восточной Белоруссии в разрушенном состоянии. Епископов и священников не было, церкви были закрыты, переделаны в склады, театры, а многие разрушены. Монастырей не существовало, монахи разбрелись.»
Белоруссия вместе с Прибалтикой входила в один рейхскомиссариат (Остланд), В силу того, что экзарх западных областей Украины и Белоруссии митр. Николай (Ярушевич) не предал родину и предпочел остаться на советской территории, Белоруссия и Украина оказались без правящего архиерея.
Буквально с самого начала оккупации в церковной жизни Белоруссии проявилось противостояние между сторонниками подчинения Москве и теми, кто предпочитал автокефалию. Поощряя белорусский национализм, фашисты стремились создать национальную автокефальную Церковь, опираясь здесь на белорусских националистов, приехавших сюда из Чехии и Польши.
Сущность нацистской религиозной политики в Белоруссии сводилась к семи пунктам:
1. Организовать православную Церковь самостоятельно, без всяких сношений с Москвой, или Варшавой, или Берлином.
2. Церковь должна носить название «Белорусская автокефальная православная национальная Церковь».
3. Церковь управляется своими св. канонами, и немецкая власть не вмешивается в ее внутреннюю жизнь.
4. Проповедь, преподавание Закона Божия, Церковное управление должны производиться на белорусском языке.
5. Назначение епископов должно производиться с ведома немецкой власти.
6. Должен быть представлен немецкой власти статут «Белорусской Православной автокефальной национальной Церкви».
7. Богослужения должны совершаться на церковнославянском языке.74
в марте 1942 г. собор белорусских епископов избрал архиепископа Пантелеймона (Рожновского), К моменту проведения собора Белорусская Церковь включала в себя уже 6 епархий:
1. Минская - во главе с митр. Пантелеймоном (Рожновским).
2. Гродненско-Белостокская (находившаяся за пределами рейхскомиссариата «Остланд» и поэтому получившая статус экзархата) - во главе с архиеп. Венедиктом (Бобковским), получившим права экзарха Восточной Пруссии.
3. Могилевская - с еп. Филофеем (Нарко).
4. Витебская - с еп. Афанасием (Мартосом).
5. Смоленско-Брянская - с еп. Стефаном (Севбо).
6. Барановичско-Новгородская.75

Отказ от провозглашения автокефалии Белорусской Церкви не мог понравиться белорусским националистам. Именно поэтому они приложили все усилия для отстранения митр. Пантелеймона от управления Церковью - усилия, в конечном итоге увенчавшиеся успехом. По настоянию националистов, фашисты передали управление Церковью его ближайшему помощнику, архиеп. Филофею (Нарко). Филофей писал и в своем письме рейхскомиссару «Остланда» Х. Лозе от 30.7.1942 г.: «Это очень важное и ответственное положение, требующее точности и правильности церковного канона священной всеобщей Православной Церкви...» 77
В конечном итоге, 30.8.1942 г. в Минске состоялся т.н. «Всебелорусский Православный Церковный Собор». Инициаторами его созыва выступили сторонники автокефалии Результатом четырех дней работы собора стала выработка статута Белорусской Церкви и утверждение мероприятий по достижению автокефалии. Гитлеру была послана телеграмма: «Первый Всебелорусский Церковный Собор в Минске от имени православных белоруссов шлет Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевицкого безбожного ига, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной автокефальной церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию». 79 Послания главам других Церквей были переданы нацистам лишь спустя год.
В мае 1944 г. собор белорусских епископов издал резолюцию, называющую большевизм «сатанинским отродьем» и «сыном дьявола»81 ,
Когда белорусские архиереи (во главе с митр. Пантелеймоном) бежали в Германию, все они примкнули к РПЦЗ, что лишний раз подтверждает их «прорусскую позицию».
Хотя Розенберг и требовал от гауляйтера Лозе, чтобы Русская Церковь соблюдая умеренность не распространяла своего влияния на православных белоруссов, последнему выполнить такую директиву было не так-то просто. В своих рапортах, СД была вынуждена констатировать отсутствие священников-автокефалистов.82 Кроме того, в западных областях Белоруссии, где были сильны позиции католичества, немцы были склонны поддерживать православных, видя в католическом населении польскую «пятую колонну».
Одной из отличительных черт немецкой оккупации в Белоруссии была особенная распространенность бесчеловечного обращения оккупантов с гражданским населением. Массовые облавы, аресты, карательные рейды СС не могли вызвать у местных жителей нежных чувств по отношению к творцам «нового порядка».
Вероятно, этим и объясняется факт сотрудничества около десятка белорусских священнослужителей с советским подпольем и НКВД. Иногда подобным священнослужителям приходилось за это расплачиваться не только собственной жизнью, но и жизнью своих прихожан. Так, например, священник с. Хоростово Минской епархии о. Иоанн Лойко за активную партизанскую работу был сожжен СС в собственном храме вместе с 300 прихожанами. Чудом избежал подобной участи и священник Кузьма Раина, чья деятельность в качестве партизанского осведомителя была разоблачена гестапо. Подобное поведение духовенства (как, впрочем, поведение немцев) разительно отличало Белоруссию от других оккупированных немцами регионов СССР.
.
В самой же Белоруссии немецкая оккупация вызвала повсеместно «религиозный подъем». В одном лишь Минске, где к приходу немцев не было ни одной действующей церкви, спустя всего 3-4 месяца их открылось уже 7 и было крещено 22 тыс. детей. По Минской епархии было открыто 120 церквей. Оккупационные нацистские власти открыли пастырские курсы, каждые несколько месяцев выпускавшие 20-30 священников, дьяконов и псаломщиков.83 Аналогичные пастырские курсы были открыты и в Витебске. В ноябре 1942 г. в витебскую Свято-Покровскую церковь были перенесены мощи св. Евфросинии Полоцкой. В мае 1944 года мощи преподобной были перевезены в Полоцк, где действовали 4 храма и монастырь.84 В некоторых районах Белоруссии, например, в Борисовском, было восстановлено до 75% дореволюционных церквей (в самом Борисове 21 храм). Процесс «возрождения церковной жизни» продолжался вплоть до самого отступления немцев из Белоруссии. Так, в донесении командования группы армий «Центр» за январь-февраль 1944 г. говорилось, что в районе расположения 4-й армии вновь открыто 4 храма, а в Бобруйске впервые за время войны на Крещение состоялся крестный ход на р. Березину с участием 5000 человек.

Церковь на оккупированной Украине