Порядок увольнения с военной службы по ошм. Увольнение с военной службы по организационно-штатным мероприятиям: условия уточнили - вопросы остались. Обеспечение жильем при увольнении по ОШМ

А.Г. Тищенко, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.

Подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлена возможность досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Несмотря на "популярность" организационно-штатных мероприятий у военных юристов, кадровых органов воинских частей, военных судов, а также на наличие множества теоретических исследований в этой области, нет-нет, да и возникают ситуации, не имеющие однозначного разрешения (с точки зрения законности и обоснованности).

Одна из таких ситуаций рассмотрена в настоящей статье, которая посвящена правовым нормам, регламентирующим порядок досрочного увольнения военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими понимаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту) с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ).

Речь пойдет о таком ОШМ, как сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации продолжается не первый год. При этом в свете последних экономических достижений государства осуществляется не только постоянное совершенствование статуса военнослужащих, но и поиск оптимальной структуры Вооруженных Сил страны.

Перефразируя автора одной из самых успешных "национальных идей", можно утверждать, что для каждого военнослужащего проведение ОШМ неизбежно, как крах мирового империализма. Тем не менее военнослужащий, попав под него (имеется в виду не автор, а проведение ОШМ), как правило, оказывается не готов к столь стремительному развитию событий. Военнослужащего ожидает множество открытий эмоционально-правового характера, позволяющих четко разделить собственное представление о порядке досрочного увольнения с военной службы в связи с ОШМ и тот порядок, который будет применен в отношении его командованием воинской части <1>. Характерно, что порядок досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с ОШМ в данном конкретном случае останется не понятым до конца ни военнослужащим, ни командованием воинской части. Замечательно (т.е. обращает на себя внимание) и то, что в другом подобном конкретном случае все повторится сначала, но уже с другим содержанием и, возможно, другими последствиями.

<1> Здесь необходимо заметить, что настоящая статья актуальна для случая, когда взгляды командования воинской части на перспективу дальнейшего служебного использования "ОШМ-ного" военнослужащего противны (в смысле - противоположны) собственным взглядам военнослужащего на эту же тему. В противном случае (опять в том же смысле) проблем, описанных в статье, как правило, не возникает.

Начнем с соответствующих положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон), ибо без уяснения их сути невозможно правильное представление о правовом механизме их реализации.

Прежде всего, уделим пристальное внимание ч. 2 ст. 32 Закона, дающей представление о составляющих любого контракта о прохождении военной службы. Отсутствие в тексте контракта хотя бы одной из них неизбежно переводит контракт о прохождении военной службы в категорию иных договорных документов. Поэтому в правовом акте, именуемом контрактом о прохождении военной службы, обязательно закрепляются:

  1. Добровольность прохождения военной службы (после заключения контракта является юридическим фактом и не требующим дополнительных доказательств подтверждением того, что военнослужащий проходит военную службу не по принуждению, а по собственной воле).
  2. Срок, в течение которого гражданин <2> обязуется проходить военную службу (после заключения контракта - период времени, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. При этом нельзя не заметить того обстоятельства, что Закон подчеркивает добровольность прохождения военной службы: гражданин не обязан, а именно обязуется проходить военную службу в течение определенного срока).
<2> Здесь и далее под гражданином понимается гражданин России и иностранный гражданин.
  1. Условия контракта (после заключения контракта - исходные данные при разрешении тех или иных вопросов, возникающих в процессе прохождения военнослужащим военной службы).

Условия контракта раскрыты в ч. 3 ст. 32 Закона, что позволяет говорить об обязательности наличия в контракте следующих показателей прохождения военной службы:

  • обязанности гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока (такую обязанность следует отличать от добровольного согласия проходить военную службу в течение определенного срока, рассмотренного выше. В данном случае это именно обязанность гражданина проходить военную службу, которую он в момент заключения контракта добровольно принимает на себя. Другими словами, рассматриваемое условие контракта - это не требующее дополнительных доказательств подтверждение того, что гражданин, заключивший контракт, безусловно обязан проходить военную службу);
  • обязанности гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (еще один круг действий, добровольно принимаемых гражданином в момент заключения контракта и безусловных для выполнения в течение срока действия контракта);
  • права гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Здесь необходимо остановиться на важных особенностях существующей редакции Закона, которые не может не заметить внимательный читатель.

Так, в соответствии с Законом обязанность проходить военную службу является обязанностью в принципе. Обязан - и все тут. А как военнослужащий должен выполнять эту обязанность, точнее, в соответствии с чем? Критерии качества выполнения военнослужащим этой обязанности Закон не установил, тем самым фактически исключена возможность наступления правовых последствий для военнослужащего в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им этой обязанности.

Действительно, в ч. 1 ст. 36 Закона установлено, что порядок прохождения военной службы определяется Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в частности, сказано:

"Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.), другими федеральными законами и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих" (п. 2 ст. 1). "Прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области" (п. 3 ст. 1).

Означает ли это, что гражданин согласно условиям контракта обязан проходить военную службу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области? Очевидно, что нет, поскольку положительный ответ на данный вопрос мотивируется только здравым смыслом.

Более того, п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы и вовсе переворачивает с "ног на голову" смысловое содержание контрактной обязанности военнослужащих проходить военную службу. Не секрет, что назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестация, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением о порядке прохождения военной службы определяют служебно-правовое положение военнослужащих, осуществляются командиром (начальником) либо происходят по воле командира (начальника) военнослужащего. Объективно, в силу принципа единоначалия, очень трудно представить ситуацию, в которой военнослужащий сам определял бы собственное служебно-правовое положение <3>.

<3> Исключением из этого правила являются события, наступление которых не зависит от воли как командира (начальника), так и военнослужащего, например: болезнь военнослужащего или изменившееся законодательство Российской Федерации. Однако это исключение лишь подтверждает правило.

Следовательно, обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока лишена правового и смыслового содержания, что, безусловно, требует соответствующей корректировки Закона <4>. Исходя из фабулы пп. 2 и 3 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы, в данном случае уместно было бы говорить не об обязанности гражданина проходить военную службу, а об обязанности федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, обеспечить прохождение гражданином военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации <5>. При этом наличие в контракте такого условия, как обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исключает возможность возложения ответственности за выполнение этих обязанностей на федеральный орган исполнительной власти.

<4> Ссылка на срок исполнения обязанности проходить военную службу смысловое содержание не "спасает", так как эта "доля" рассматриваемого условия контракта фактически дублирует соответствующую "долю" ч. 2 ст. 32 Закона.
<5> Это условие не повторяет п. 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, поскольку в нем сказано об обеспечении федеральным органом исполнительной власти только прав военнослужащего. Например , у "ОШМ-ного" военнослужащего нет права на досрочное увольнение с военной службы. Следовательно, в данном случае и в соответствии с условиями контракта федеральный орган исполнительной власти освобожден от каких-либо обязательств по отношению к военнослужащему.

В отличие от первой вторая контрактная обязанность выглядит обоснованной со всех точек зрения, за исключением одной: ее редакция оставляет вне поля правового регулирования обязанности военнослужащих, утвержденные не нормативным правовым актом.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона гражданин обязан добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем представляется, что, например, в повседневной жизни и деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации большая часть должностных обязанностей военнослужащих устанавливается не нормативным правовым актом Российской Федерации, а в иной форме (как правило, утверждается командиром (начальником)).

А это, в свою очередь, и в соответствии с контрактом означает, что военнослужащий, должностные обязанности которого не утверждены нормативным правовым актом Российской Федерации, не только не обязан добросовестно их исполнять, но и исполнять вообще.

Но вернемся к нашим ОШМ.

В соответствии с подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона военнослужащий может быть уволен по ОШМ. Может быть уволен, а может и нет. Подробно останавливаться на том, что означает "может быть" в данном случае, наверное, нет необходимости. На современном уровне развития военного права содержание именно этого "может быть" уже не представляет интереса <6>.

<6> Только на страницах нашего журнала его авторами неоднократно комментировалась данная норма права.

А вот более простой и лаконичный вопрос остается "в тени": почему при применении подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона необходимо руководствоваться п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы? Ответ "потому, что в п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы говорится о том же, что и в подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона" по понятным причинам нас не устраивает. Соответствующих ссылок в ст. 51 Закона, и в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы также нет.

Решение этой небольшой задачи кроется в ч. 5 ст. 32 Закона, в которой определено: прекращение действия контракта о прохождении военной службы регулируется в том числе Положением о порядке прохождения военной службы.

Несмотря на отсутствие прямого указания, это именно то, что нам нужно. Увольнение военнослужащего с военной службы всегда сопряжено с прекращением действия заключенного им контракта о прохождении военной службы, в том числе и тогда, когда военнослужащий увольняется в связи с ОШМ.

"Знают, знают офицеры, ОШМ недруг карьеры. То не русская рулетка, ОШМ стреляет метко!" При проведении ОШМ возникают классические для России вопросы, требующие понятного ответа: "кто виноват?" и "что делать?", только в "ОШМ-ной" последовательности: "что делать?" и "кто виноват?".

Второй "ОШМ-ный" вопрос оставим в покое как нерушимый памятник отечественному государственному управлению, а на первый попытаемся ответить.

Вооруженные информацией, полученной при решении нашей небольшой задачи, т.е. с помощью ч. 5 ст. 32 Закона от подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона переходим к абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Анализ содержания указанной нормы права в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы позволяет выделить три признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (вот здесь это "может быть" дублирует Закон и препятствует нормальной "работе" соответствующих норм права) досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность).

Казалось бы, при такой конкретности правового механизма увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ яблоку раздора в военных умах упасть негде! Ан нет. При ближайшем рассмотрении "посадочных мест" обнаруживаются целые площадки, не устающие принимать "спорные фрукты". Один из таких "аэродромов" обслуживает споры и другие виды разногласий, порожденные третьим из указанных признаков, а именно имеющейся в нем фразе "на другую воинскую должность (должность)".

Ни Закон, ни Положение о порядке прохождения военной службы не содержат определения понятия "другая воинская должность" <7>. Отсутствие легитимности данного понятия спровоцировало два основных и противоположных подхода к его толкованию:

  1. Под другой воинской должностью понимается высшая или низшая воинская должность, предлагаемая военнослужащему в качестве альтернативы воинской должности, сокращаемой в связи с ОШМ, поскольку в соответствии со ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы только перед назначением военнослужащего на эту должность требуется согласие "ОШМ-ного" военнослужащего.
  2. Под другой воинской должностью понимается любая воинская должность, в том числе равная ей, поскольку словосочетание "другая воинская должность" в данном случае означает иную воинскую должность, не ту, которую военнослужащий занимал до проведения ОШМ.

Соответственно ситуация, описанная под номером 1, обеспечивала правовое обоснование назначения "ОШМ-ного" военнослужащего на воинскую должность, равную сокращаемой воинской должности, при отсутствии согласия военнослужащего с таким назначением.

В ситуации, описанной под номером 2, "ОШМ-ный" военнослужащий, не согласившийся с назначением на другую воинскую должность, мог быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ.

Здесь еще раз коснемся проблемы применения рассматриваемых норм права на практике, связанной с "может быть", так как она непосредственно влияет на понимание сути данных правил.

Часть 2 ст. 51 Закона содержит перечень случаев, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе случай, предусмотренный подп. "а" этой нормы. И здесь все предельно ясно.

Но что "делает" Положение о порядке прохождения военной службы?

Вначале оно "подтверждает", что увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Закона, и в соответствии со ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (п. 2 ст. 34). А затем дублирует основную конструкцию оснований увольнения с военной службы, предусмотренных ст. 51 Закона (первые абзацы пунктов 3 - 7 ст. 34).

В рассматриваемом нами случае ОШМ в соответствии с п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и в "переводе на русский язык" этот правовой механизм предстает в следующем виде:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Не нужно обладать специальными лингвистическими познаниями, чтобы понять, какая фраза в представленном механизме лишняя. Убрав ее и опять же руководствуясь п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, получаем следующую редакцию:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (Закон);
  • условиями, определяющими досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями, являются:

отсутствие других оснований для увольнения;

сокращение занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций;

отсутствие его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Неопределенность в применении п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы была настолько очевидной, что Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599 в Положение о порядке прохождения военной службы были внесены соответствующие изменения, устраняющие возможность двоякого толкования его смыслового содержания. Но желания привести правовые нормы в порядок хватило только на ликвидацию многовариантного толкования понятия "другая воинская должность". Теперь он (этот пункт) выглядит следующим образом <8>:

<8> Применительно к рассматриваемому в статье случаю ОШМ.

"4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.)) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность)".

В обновленном состоянии содержание абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 этого Положения позволяет выделить уже четыре признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (и снова это бесполезное "может быть") досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие других оснований для увольнения;
  • сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности);
  • невозможность назначения на равную воинскую должность (должность);
  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Указанные изменения Положения о порядке прохождения военной службы прекратили споры и другие виды разногласий, порожденные вольным толкованием понятия "другая воинская должность (должность)".

Вместе с тем изменения Положения о порядке прохождения военной службы не затронули показанных выше структурных недостатков его содержания, что позволило сделать ряд следующих наблюдений:

  • с одной стороны, изменившееся Положение о порядке прохождения военной службы упростило процесс принятия правильного решения в отношении военнослужащих, воинские должности которых подлежат сокращению в связи с ОШМ, что, безусловно, обеспечивает "прозрачность" порядка увольнения военнослужащих в связи с ОШМ. С другой стороны, военнослужащие, воинские должности которых были сокращены в связи с ОШМ до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599, остались вне сферы его действия и вместе с командованием вынуждены заниматься поиском компромиссного решения либо добиваться защиты своих прав в суде;
  • наличие в п. 4 ст. 34 двух слов "может быть" по-прежнему не позволяет Положению о порядке прохождения военной службы дать ответ на вопрос: что является определяющим фактором для увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ? Ведь при отсутствии других оснований для увольнения, при сокращении занимаемой военнослужащим воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность военнослужащий все еще может быть уволен с военной службы, а может и нет;
  • обращение внимания читателей на правовой сумбур с условиями контракта было сделано не случайно. Юридико-технический уровень, заданный Законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" в 1993 г. был опосредован революционными процессами, происходящими в стране и ее Вооруженных Силах, и носил не прикладной, а государственно-правовой характер. Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г. сохранили этот подход, сделав оговорку о том, что все необходимые пояснения об их практическом применении будут даны в Положении о порядке прохождения военной службы.

При всех достоинствах Положения о порядке прохождения военной службы предлагаемая им правовая регламентация условий заключения контракта о прохождении военной службы и порядка увольнения военнослужащего с военной службы не отвечает современным потребностям, выдвигающим гораздо большие по объему, количеству и качественному содержанию требования.

Например , в отличие от военнослужащих, реализующих свое право на труд посредством прохождения военной службы (что само по себе требует более кропотливого подхода к созданию соответствующей правовой базы), работник и работодатель заключают трудовой контракт, условия которого, а также порядок увольнения работника детально регламентированы (см. Трудовой кодекс Российской Федерации).

Вот и получается, что гражданин правового государства (или еще стремящегося стать правовым), принявший решение добровольно проходить военную службу, помимо тягот и лишений, связанных с непосредственным исполнением обязанностей военной службы, должен периодически защищать свои права, не имея соответствующих норм права. В такой же ситуации находится и командир (начальник), подчиненный или бывший подчиненный которого решил злоупотребить предоставленными ему правами.

Приведенные в настоящей статье примеры являются лишь частным случаем, подтверждающим необходимость скорейшего (но не спешного), качественного, научно обоснованного и комплексного изменения законодательства Российской Федерации о порядке прохождения военной службы, без которого престиж военной службы будет лишен юридической составляющей.

Такими юридически значимыми обстоятельствами являются проведение организационно-штатных мероприятий и сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности, а также отсутствие иных оснований для увольнения и согласия военнослужащего с назначением на другую должность. В соответствии с подп. «б» п. 15 ст. 11 Положения назначение военнослужащего на другую равную воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями, действительно, осуществляется без его согласия. Однако поскольку данная норма Положения регулирует иные отношения, связанные с назначением военнослужащих на воинские должности, а статья 34 Положения — с увольнением военнослужащих с военной службы, по мнению Военной коллегии применению в данном случае (после обращения военнослужащего с рапортом об увольнении) подлежит последняя из указанных статьей.

Увольнение военнослужащих по ошм или болезни

N 2749 заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателем Военной коллегии сообщается: «На Ваше письмо сообщается, что согласно статье 126 Конституции Российской Федерации, статье 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статье 56 Закона «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд Российской Федерации вправе давать разъяснения только нижестоящим судам общей юрисдикции по вопросам судебной практики. Поэтому официального разъяснения положений действующего законодательства о досрочном увольнении военнослужащих с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями, о чем Вы просите в своем письме, Военная коллегия Вам дать не вправе.

Увольнение по ошм — консультации юристов

Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям происходит в полном соответствии с общими правилами, а именно:

  • Издается приказ руководства;
  • Работника под роспись знакомят с документом;
  • Оформляются все необходимые бумаги и осуществляются необходимые выплаты.

Расторжение контракта с работником по причине ОШМ является одним из оснований его увольнения в досрочном порядке (ст. 51 №53-ФЗ). Более того, такие служащие, как офицеры, так и солдаты, имеют право рассчитывать на особые льготы и выплаты (ст.


23 №306-ФЗ).

Каков порядок увольнения военнослужащих по ошм?

Поскольку такие мероприятия по изменению тарифных разрядов должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не носят характера организационно-штатных, предусмотренных подп. «а» п. 4 ст. 34 вышеназванного Положения, основания для увольнения И. с военной службы отсутствуют. С учетом того, что по делу не требовалось собирания и дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены достаточно полно и правильно, а судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия нашла необходимым без передачи дела на новое рассмотрение вынести по нему новое решение, отказав в удовлетворении заявления И.
При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию. Военнослужащий Б.

Мысли юристов вслух

Мероприятия, проводимые после издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок замещения военнослужащими и гражданским персоналом иных воинских должностей. Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 года N 599 «О внесении изменении в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 в целях совершенствования порядка досрочного увольнения военной службы по контракту в связи с организационно-штатными мероприятиями в Положение о порядке прохождения военной службы» внесены изменения и подпункт «а» пункта 4 статьи 34 изложен в новой редакции: 4.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Вместе с тем при разрешении поставленного в письме вопроса, по нашему мнению, необходимо иметь в виду, что при осуществлении в воинских частях организационно-штатных мероприятий основания и порядок увольнения военнослужащих с военной службы установлены статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В случае конкуренции норм данной статьи и других статей Положения, в том числе определяющих порядок назначения на воинские должности, при решении вопроса об увольнении применяются специальные нормы, содержащиеся в статье 34 Положения.

Увольнение по ошм

Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям должно производится в строгом соответствии с законом 2006 г. В настоящее время проведение организационно-штатных мероприятий (ОШМ) является одним из недостаточно урегулированных в правовом отношении вопросов.


Актуальность этой проблемы состоит в том, что ОШМ влекут за собой серьезные правовые и материальные последствия как для Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и государства в целом, так и для конкретного военнослужащего в частности. При увольнении с военной службы в связи с ОШМ военнослужащий приобретает ряд социальных гарантий, в том числе и гарантию на обеспечение жилым помещением до увольнения из рядов ВС РФ (п.


1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Порядок увольнения военнослужащего по ошм

Ежемесячное социальное пособие гражданам, имеющим воинский стаж более 15 лет, составляет 40% от оклада на момент увольнения, каждый последующий год дает прибавку в 3%. Выплаты производятся в течение пяти лет с момента сокращения.

Внимание

Имеющие выслугу менее 15 лет могут рассчитывать на выплаты, равные последнему окладу, в течение года после увольнения. Производится своевременная индексация пособий, согласно установленным пенсионным фондом нормативам.


Если до истечения указанных сроков гражданин вновь устраивается на военную служб, в органы МВД, налоговую или таможенную службу с сохранением воинского звания, то социальные пособия выплачивать прекращают с момента трудоустройства. После подписания приказа об увольнении, кадровый орган воинского подразделения предоставляет всю необходимую информацию в пенсионное отделение по месту регистрации гражданина.

Порядок увольнения военнослужащего по jiv

Каковы же условия предоставления его от государства при досрочном расторжении контракта?

  • Во-первых, военнослужащему необходимо отслужить не менее 10 лет;
  • Во-вторых, рассчитывать на помощь могут те солдаты и офицеры, которые ранее не получали жилье от государства;
  • Во-вторых, при расчете выплаты на приобретение недвижимости учитываются региональные коэффициенты и цена квадратного метра жилой площади в конкретном регионе;
  • В-третьих, к накоплениям прибавляются средства именного счета и сумма с квадратного метра – именно так выводится стоимость жилищного сертификата.

Все платежи в пользу военнослужащего ежегодно проходит процедуру обязательной индексации. Ее нормативы определяет Пенсионный фонд.
Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность. Факт наличия у Б. заболевания и признания его не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности подтвержден заключением военно-врачебной комиссии Согласно п.
11 ст.

Порядок увольнения военнослужащих по ошм

Если же гражданин признан ограниченно пригодным к службе, то он не подпадает под эти льготы (список В). Единовременное пособие при определении группы инвалидности назначается независимо от иных выплат по увольнению.

При отсутствии инвалидности и увольнению по заболеванию военнослужащему выплачивается страховая премия в размере 50 тыс. рублей. Увольнение военнослужащих по болезни, если была установлена инвалидность, сопровождается назначением ежемесячного пособия: 14 тыс., 7 тыс.

и 2,8 тыс. рублей при 1, 2, 3 группе инвалидности соответственно.

Важно

Комиссовать по болезни допускается сразу же после постановления военно - врачебной комиссии, если военнослужащий не может по состоянию здоровья отработать положенный срок перед увольнением. Следует учесть, что подавать заявление в военкомат на получение страховых выплат следует не позднее месяца после увольнением (см.

Процедура увольнения военнослужащего по ошм

Это условие выполняется только в том случае, если ранее военному жилье еще не предоставлялось;

  • Если выслуга лет составляет более 20 лет, то в этом случае военнослужащий имеет право получить единовременное пособие в размере от 2 до 7 окладов работника (оклад военного состоит из двух частей – выплаты по званию и по должности);
  • Если военные имеют особые заслуги перед Отечеством, отмеченные медалями и иными знаками отличия, то им дополнительно будет выплачена компенсация, равная двум стандартным окладам;
  • При выслуге более 15 лет военнослужащие имеют право рассчитывать на ежемесячные выплаты, равные 40% их оклада.

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Здравствуйте! Ситуация следующая: нас 9 человек, служили мы в отдельной разведывательной роте 149 гв. МСП (г. Куляб) 201 ВБ в Таджикистане. Полк расформировывают и нас переводят без нашего согласия и каких-либо объяснений в 191 МСП (г. Курган-тюбе), раскидывают по подразделениям на равнозначные должности (но при этом мы теряем около 10 тыс. руб от зарплаты, выплаты были за разведку). Мы не желаем далее проходить военную службу в ВС РФ (ввиду массы причин, таких как систематическое нарушение наших прав, превышение должностных полномочий командным составом, нарушение регламента рабочего времени, не своевременные некоторые выплаты, а то и вовсе их отсутствие (выплата полевых, командировочных), отсутствие полного обеспечения вещевым имуществом, отсутствие приемлемого и безопасного питания и прочее). В связи с этим, хотим уволиться по ОШМ. Нас хотят уволить по несоблюдению условий контракта и пугают длительным процессом увольнения вплоть до полутора лет. Вопрос: как нам быстрее уволиться со службы? Как быть в данной ситуации?

Максим Вадимович Евтеев,
Тема вопроса: Увольнение с действительной службы
Населенный пункт: Курган-тюбе


В совместных указаниях начальников Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 13 июля 1999 г. N 180/3/339 определено, что к организационно-штатным мероприятиям, имеющим отношение к изменению служебно-должностного положения военнослужащих, относятся следующие мероприятия:
1. Расформирование (ликвидация) органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций (далее - воинские части).
2. Переформирование (реорганизация) воинских частей.
3. Передислокация воинских частей.
4. Перевод на другие штаты и внесение изменений в штаты воинских частей (исключение воинской должности, ИЗМЕНЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ структурного подразделения, ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ, ВОИНСКОГО ЗВАНИЯ, ВОЕННО-УЧЕТНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ТАРИФНОГО РАЗРЯДА ИЛИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ, проводимые на основании директив Министра обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).
Если Вас перевели на равнозначную воинскую должность, то на это Вашего согласия не требовалось, т.к. на равнозначную могут назначить без согласия военнослужащего. Что касается невыплаты денежного довольствия и иных выплат, а также не обеспечения жильём и другими видами довольствия - это можно рассмотреть как несоблюдение условий контракта со стороны МО РФ. Для начала подайте письменные рапорта в адрес командования части на произведение положенных вам денежных выплат, также подайте в адрес командования рапорта на обеспечение жилым помещением для проживания и на обеспечение вещевым иным имуществом по установленным нормам. Также подайте письменные заявления в адрес гарнизонной военной прокуратуры, в которых подробно в хронологии изложите нарушения всех Ваших прав и просите осуществить прокурорский надзор за действиями должностных лиц в вашем отношении. Ждите ответов и реакции - если вопрос не разрешится, то будете решать его в судебном порядке: взыскание положенных средств и увольнение из МО РФ.

Выполнить досрочное увольнение военнослужащих из рядов ВС РФ просто так нельзя. Обычно действие осуществляется в результате проведения организационно-штатных мероприятий, которые сокращенно называются ОШМ, или в результате состояния здоровья человека. Порядок проведения процедуры зафиксирован ФЗ № 117 «О воинской обязанности и военной службе». О том, как происходит увольнение военнослужащего по состоянию здоровьяиз рядов ВС РФ, об особенностях прекращения контракта в результате организационно-штатных мероприятий поговорим далее.

Увольнение военнослужащего по болезни предполагает в первую очередь прохождение военно-врачебной комиссии. Обращение к ней осуществляется, если присутствуют хронические заболевания или во время службы были получены травмы и ранения. Обследование проводится в рамках стационара. Во внимание принимается история болезни военнослужащего. На основании изученных данных выносится решение, которое оформляется в виде заключения ВВК. Если комиссия решила, что военнослужащий не может продолжать службу, информация отражается в протоколе.

Заключение выдается на руки гражданину. На основании документа можно написать рапорт об увольнении. Когда решение будет вынесено, лицо освободят от занимаемой должности. Процедура выполняется в течение месяца.

Происходит прекращение контракта. Действие осуществляется с формулировкой «увольнение военнослужащего по здоровью». Гражданин имеет право на единовременные выплаты и социальные льготы. Если лицу была присвоена группа инвалидности в результате утраты здоровья, возможно назначение пенсии по инвалидности.

Размер выплатыпри увольнении зависит от выслуги лет. Если выслуга 20 и более лет, пособие исчисляется семью окладами. Дополнительно предоставляется обязательное денежное содержание при замещении должности. Размер выплаты- 1 месячный оклад. Если выслуга при увольнении составляет 20 и более лет, предоставляется дополнительная компенсация. Размер выплаты равен вещевому материальному обеспечению за последний год. Если группа инвалидности была присвоена лицу, получившему травму во время выполнения служебных обязанностей, предоставляется медицинская страховая компенсация. Величина ее варьируется от 500 тыс. до 2 млн руб. (зависит от степени нанесения вреда здоровью). Если травма была получена во время прохождения военных сборов, страховые выплаты составят от 250 тыс. до 1 млн руб.

Компенсация предоставляется только военнослужащим, которые получили военную травму и были занесены в категорию Д. Это означает полную непригодность к последующему несению службы. Если была присвоена категория В, компенсации не предоставляются.

Если присвоена группа инвалидности, компенсация будет назначена вне зависимости от других выплат. Если ограничение по здоровью отсутствует, при увольнении размер премии составит 50000 руб.

При увольнении в результате болезни и присвоении группы инвалидности назначается ежемесячное пособие в размере:

  • 2800 руб.-3-я группа;
  • 7000 руб.-2-я группа;
  • 14000 руб.-1-я группа.

Комиссовать по болезни могут сразу после постановления комиссии том, что продолжение военной службы невозможно по состоянию здоровья. Чтобы получить страховую выплату, нужно подать заявление в военкомат. Действие осуществляется в течение месяца с момента увольнения. Дата проставляется в военном билете военнослужащего.

Если военнослужащего увольняют в результате ОШМ

Закон позволяет осуществить увольнение военнослужащего по ОШМ.

Процедура должна выполняться с соблюдением следующих условий:

  • закон позволяет осуществлять службу и оставаться в распоряжении командира, не имея занимаемой должности, в течение 6 месяцев;
  • увольнение военнослужащего по ОШМ может осуществляться в результате сокращения или отсутствия должности в штатном расписании;
  • уволить могут в случае, если военнослужащий отказался переводиться на высшие или низшие должности или его статус изменился.

Также должен соблюдаться порядок увольнения по организационно-штатным мероприятиям. Когда установленный законом срок завершится, гражданину направляется приказ о досрочном увольнении.

Если лицо прекращает службу в результате проведения организационно-штатных мероприятий, можно претендовать на получение ряда единовременных выплат и компенсаций, зависящих от величины оклада. Если лицо до увольнения прослужило больше 10 лет, оно может получить жилплощадь или денежную выплату на покупку помещения.

Право присутствует только у лиц, которые в течение службы не получали от МО РФ недвижимость в собственность.

Если офицеру или солдату выплачивается компенсация стоимости жилья, во внимание принимается районный коэффициент в цене 1 кв. м.Разбираясь, как уволиться из армии по ОШМ или по состоянию здоровья в 2019 году, нужно помнить о возможности получения ежемесячных соцпособий, единовременных выплат или оклада. В первую очередь предоставляется единовременная компенсация. Размер исчисляется в зависимости от занимаемого звания на момент увольнения, величины оклада и количества времени, которое лицо прослужило в вооруженных силах РФ. Если воинский стаж больше 15 лет, размер соцпособия составляет 40% отразмера оклада на момент увольнения.

Дополнительно предоставляется прибавка. Она начисляется каждый последующий год. Размер прибавки к пособию военного составляет 3%. Получать выплаты можно в течение 5 лет, если лицо попало под сокращение. Если выслуга лет до увольнения меньше 15 лет, выплаты предоставляются в размере последнего оклада, но в течение года с момента увольнения. Пособие индексируется единовременно. Процедура выполняется в зависимости от действующих нормативов, установленных Пенсионным фондом РФ. Если лицо вновь устраивается на военную службу до истечения указанных сроков, предоставление социальных пособий прекращается с момента трудоустройства.

Аналогичное правило действует, если лицо начинает работать с сохранением воинского звания в следующих организациях:

  • таможенной службе;
  • МВД РФ;
  • налоговой службе.

Когда подписан приказ об увольнении военнослужащего, кадровый отдел в подразделении предоставляет данные в пенсионное отделение. Информация об окладе и иные данныепоступают по месту регистрации гражданина. Чтобы получать ежемесячное перечисление по увольнению, военнослужащему потребуется обратиться в ПФ РФ и представить документы установленного образца. Денежные средства перечисляются на расчетный счет.