Понятие и структура правосознания. Правосознание: понятие, структура, функции, виды

Правосознание: понятие, структура, виды

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.

Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому правосознание – весьма независимое, целостное и как бы даже «рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или

1 Теория правосознания представлена в нашем правоведении многими работами, среди которых наиболее значительны: ФарберИ.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963, Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М, 1973, Кояобра /I И Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979;

Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1989; Соколов НЯ. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-истори- , ческих сообществах существуют весьма неоднозначные представления! о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или \ иных ситуаций и т.д.

Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов – все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой пси-хологии.

Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания Отнюдь нет. Правовая психология – наиболее «распростра

ненная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.

Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности – гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология – наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений – как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).

Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе слож-носодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.



Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изу-

чение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук*.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми – учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, есте-

См.: Ошеров М.С., Спиридонов Л И. Общественное мнение и право. Л., 1985; Основания уголовно-правового запрета (криминализация и дскриминализация). М., 1982;

Антоши Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987; Криминальная мотивация. М., 1986; и др.

ственно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии – не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений.

Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии – консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.

Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства, которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности.

Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной – коммунистической – идеологии породили на этапе «перестройки» нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.

Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты – какая-то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями эко-номческого кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои

населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма.

На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве государственной и единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого*.

Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.

Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.

Для России в переходный период правовая идеология приобретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созидательные цели.

Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

В конечном счете национальная правовая доктрина – показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие

См Косолапое НА Интегративная идеология для России интеллектуальный и политический вызов//Вопросы философии 1994 № 1 С 9.

культурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, ее нравственному и историческому потенциалу место.

Какая же правовая идеология актуальна для современной России? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая в XX в. многие процессы не только в России, но и в мире. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования,

Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и систематизированной концепции правового развития России.

1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее социального и политического раскола, противопоставления одной социальной группы – другой. Наоборот, теория должна стремиться к максимальному духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн, революций, контрреволюций, расколов и реформации и теперь нуждается в собирании своих интеллектуальных и материальных сил для трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в максимальной степени способствовать реализации этой задачи.

2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он ни был. Правовая идеология должна вбирать все конструктивное и полезное для России из теории и практики прошлого и настоящего.

3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и подавление его самостоятельности и инициативы:

все эти крайности не могут служить методологическими основами правовой идеологии в России. Индивидуальность возможна только через социальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру.

4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы применения насилия или применения насилия в случае угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться.

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической пауки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, – познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые высту

пают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка – готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде. Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.

Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.).

* См.: Щербакова 11.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.

Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа*.

Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследовательский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе – как общегражданской, так и ведомственной (Саратовская государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).

Правосознание включает как осознание обществом, классом, социальной группой, индивидом потребности в обще значимых правилах поведения, которые должны устанавливаться государством, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений дальнейшего развития права.

Правосознание - форма общественного сознания, отражающая отношение социальных субъектов действующих норм права и правовых явлений. Через правосознание отражается не только состояние правовых отношений, но и тенденции их изменений.

Признаки правосознания:

Правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные и иные интересы осознаются как правовые;

Правосознание включает как отношение к прошлому и действующему праву, так и представления о желаемом правовом порядке;

Правосознание является источником права, системой общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;

Носителями правосознания выступают субъекты права;

Правосознание является непосредственным внутренним мотивом правового поведения, что определяет намерения людей, их отношение к объектам и институтов правовой действительности".

Структурно правосознание, как считает подавляющее большинство теоретиков права, состоит из двух основных элементов:

1. Правовая психика отвечает практическом, обыденном уровню общественного сознания, формируется в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Правовая психика включает:

Правовые чувства, правовые настроения, правовые переживания - подвижные, эмоциональные;

практические правовые знания, правовые представления, правовые взгляды - познавательные, предусматривают самооценку, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения ее соответствия праву;

Правовые привычки, правовые традиции, правовые обычаи - неподвижные, устойчивые, выступают как регуляторы поведения.

2. Правовая идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Правовая идеология включает:

Правовые идеи, правовые принципы, теории, убеждения - осознанное осмысление правовой реальности;

Правовые понятия, правовые категории - проникновение в сущность правовых явлений;

Правовые цели, правовые мотивы, правовые установки - расщепление сознания (установки) на правомерное и противоправное поведение, их мотивация.

Классификация форм правосознания:

1. За субъектами (носителями) правосознания:

Индивидуальное - совокупность правовых взглядов, чувств, настроений и убеждений конкретного индивида;

Групповое - выражает отношение к праву, правовых явлений, их оценку со стороны социальных групп, формальных и неформальных коллективов, отражает их общие интересы и потребности, их соотношение с интересами всего общества (например, требования Профсоюза аттестованных сотрудников милиции Украины);

Общественное - выражает отношение к праву всего общества, отражает его интересы.

Общественная и групповая правосознания проявляется не иначе как через индивидуальную правосознание, и у каждого человека они проходит сквозь призму личных интересов, черт характера. Было бы неправильным говорить, что общественное и групповое сознание - это сумма суждений о праве каждого из членов социальных групп, народа (общества). Общественная и групповая правосознания выражают самые общие, совпадающие оценки права и правовых явлений членами социальных общностей.

2. По глубине отражения правовой действительности:

Повседневная, непрофессиональная - представляет собой жизненные, порой поверхностные суждения о праве человека, сталкивающегося с правом в повседневной трудовой, семейной, общественной и других сферах жизни. Она создается, прежде всего, в результате того юридического воспитания, которое получает человек, будучи членом общества;

Профессиональное - специализированные правовые знания, которые используются в работе юристами (в суде прокурор - обвиняет, адвокат - защищает и др..). Она включает:

o научное (теоретическое) правосознание ученых, преподавателей высших учебных заведений;

o практическое правосознание судей, работников милиции, адвокатов, прокуроров и др.

Согласно теоретическим исследованиям, основными функциями правосознания являются:

Познавательная функция - ей соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и находит выражение в понятии "правовая подготовка". Через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Задачи такого познания (на уровне общего, обыденного) практики состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении событий, действий, состояний, признаков, относящихся к правовой реальности;

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение находит выражение в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что выступает объектом желания, целью деятельности;

Регулятивная функция правосознания осуществляется средствами правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой активности - реакция в виде правомерного или противоправного поведінки1.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания:

Обыденное правосознание - складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, что является доступная для населения. Этот уровень свойственен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с нормами права: некоторую информацию получают из средств массовой информации, наблюдают за юридической деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и др. Для людей с этим уровнем правосознания характерны знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание характерна как основной массе членов общества (коллективное правосознание), так и каждому индивидууму в отдельности (индивидуальное правосознание) и формируется на базе повседневной жизни в процессе собственной практической деятельности. Каждый человек так или иначе сталкивается с нормами права. Роль эмоционального фактора здесь достаточно велика. Сначала отношение к праву, правопорядку, законности, организации общества складывается на стихийном уровне и находит выражение в чувствах и эмоциях. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание основ, общих принципов правовой организации общества, и здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями человека;

Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей, специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, способствовать совершенствованию юридической практики;

Профессиональное правосознание - это правовое сознание профессиональной группы (таким видом правосознания наделены и работники милиции, поскольку они являются представителями профессиональной группы). В зависимости от предмета отражения в правосознании профессиональной группы образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и тому подобное).

Говоря непосредственно о содержательные особенности профессионального правосознания работников милиции, следует отметить, что они находят свое выражение непосредственно в специальном компоненте, однако при этом во многом обусловливаются специфическим содержанием общесоциального компонента.

Советская правовая система базировалась на идее обязанностей человека перед государством. В государстве складывалось негативное отношение к правам человека.

Таким образом, фактически человек и представитель государства, имели неравные права и обязанности в одних и тех же отношениях. И это обстоятельство не могло не найти своего отражения в общественном правовом сознании и не могла не сказаться и на профессиональной правосознания самих представителей власти. Не смотря на то, что на уровне позитивного права эта идея уже не находит своего признания, в правовом сознании она достаточно глубоко укоренилась. Именно поэтому сотрудники милиции могут:

Идентифицировать себя с социальной группой, находится в особых, отличных от простых граждан, отношениях с государством, рассматривают себя в качестве лиц, находящихся вне рамок общего правового поля, считают, что имеют особые полномочия и иммунитет;

Не признавая ценность человека, его прав и свобод, придерживаться в своей практической деятельности принципов "конвейерной" логики судопроизводства, по которой оправдательный приговор - редкое явление;

Чувствовать свою беспомощность и бесправие в отношениях с вышестоящими руководителями, а также представителями контролирующих и надзорных органов.

Все это может привести к деформации правосознания под которой следует понимать искажения, "разрушение" позитивных идей, установок, чувств и убеждений.

Виды деформации правосознания такие:

Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточный уровень правовых знаний при личной уверенности в собственной высокой профессиональной юридической подготовке;

Правовой дилетантизм - вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных мотивов, а из-за небрежного отношения к юридическим ценностям;

Правовой идеализм - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач;

Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права, сознательное игнорирование требований закона, резко критическое отношение к требованиям права и уважения к нему.

Как справедливо отмечает P. A. Рябцев, для славянской правового сознания исторически характерно то, что человек, который имеет даже малейшую долю власти, кроме получения морального удовлетворения от ее использования становится богом в пределах действия своих повноважень1. Эта особенность имеет негативные последствия и для правосознания работников милиции которые:

Рассматривают свою деятельность в первую очередь не как способ реализации возложенных действующим законодательством обязанностей, а как средство реализации собственной власти над другими людьми;

Не имеют установки на строгое и неукоснительное соблюдение действующего законодательства;

Глубоко убеждены в возможности использовать предоставлении полномочия по собственному усмотрению, в том числе - для удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Правовой нигилизм, то есть отсутствие уважения к действующему праву имеет своим следствием следующие особенности профессионального правосознания работников милиции, которые проявляются в осуществляемой ими правоприменительной деятельности:

Признание важнейшим принципом профессиональной деятельности принципа целесообразности;

Ошибочное представление о соотношении и юридическую силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов (в том числе - ведомственных приказов), следствием которого становится перевес в пользу последних при возникновении между ними противоречий;

образование "штампов", стереотипов мышления, что, по справедливому наблюдению Н.Л. Граната, становятся источником интеллектуальных, психологических и эмоциональных барьеров при работе в нетипичных ситуациях.

Особенности понимания специфики профессионального правосознания в сравнении с обыденным правосознанием, которые в процессе профессионального обучения, так и в міжособистому общении работников милиции становятся неотъемлемой составляющей специального компонента их правосознания и предопределяют:

Установку на большую компетентность, чем у других граждан, в отношении понимания норм права;

Переоценку собственного профессионального опыта и чрезмерную веру в правильность совершаемых действий и безошибочность принимаемых решений;

Высокую степень интуитивности мышления и его некритичность;

Склонность к необдуманным, импульсивным поступкам;

Формирование представления о невозможности повысить эффективность правоприменительной деятельности за счет организации взаимодействия с населением через низкий уровень правовой культуры последнего.

Процесс регулирования общественных отношений во все времена вызывал массу вопросов. Ведь он имеет не только свою специфику, но еще и достаточно нетипичный предмет непосредственного воздействия. На протяжении многих столетий люди пытались найти наилучший способ регулирования общественных отношений, пока не увидели высокую роль и эффективность права.

С того времени юридические нормы заполонили весь мир. Сегодня при помощи права регулируется любая жизнедеятельность человека. Это позволяет не только контролировать её, но еще и направлять в то русло, где она сможет принести наиболее благоприятный результат. Однако регулирование общества - это крайне сложный процесс. Следует отметить, что он производится как со стороны государства, посредством права, так и со стороны непосредственно граждан. То есть для удачной координации действий социума необходимо, чтобы последний осознавал принципиальную пользу подобного рода деятельности. Свои мысли и идеи насчет процесса юридического регулирования человек непосредственно реализует. Таким образом, деятельность по осмыслению права в конкретном государстве называется правосознанием, о чем пойдет речь далее в статье.

Что такое право?

Прежде чем автором будет представлено понятие, структура и виды правосознания, необходимо рассмотреть особенности иной, более важной категории. В данном случае мы говорим о праве в его классическом варианте. Зачем оно нужно человечеству? Какую пользу оно несет? Этими вопросами все больше задаются юристы-практики в наше время. Если говорить простым языком, то право - это совокупность санкционированных государством правил поведения. Они, в свою очередь, гарантируются властью, а также имеют общеобязательный и формально-определенный характер. Стоит отметить, что современная жизнедеятельность человека практически полностью подчинена данным правилам, потому что они регулируют все без исключения аспекты социального бытия. При этом все право не используется хаотично. В своей структуре оно подразделяется на отрасли, подотрасли и институты, что позволяет намного удобнее использовать его нормы. Правосознание в данном случае свидетельствует о степени «популярности» юридической сферы страны среди людей.

Понятие юридического сознания

Правосознание, функции, структура которого будут представлены далее в статье, представляет собой специфическую форму сознания социума. Иными словами, это совокупность взглядов, идей, моральных норм, принципов, оценок, убеждений, настроений и чувств, которые возникают по отношению к праву.

При этом нужно заметить, что мнение может быть адресовано не только к юридической системе национального государства, но и к праву в целом. То есть человек имеет возможность выдвигать свои мысли по поводу наиболее целесообразной структуры правовых явлений и их необходимости. Правосознание человека свидетельствует о его культурном уровне развития, а также уровне государственного самосознания. Как правило, наличие представленной в статье категории - это главный индикатор гражданского общества.

Необходимо также отметить схожесть таких категорий, как Понятие, структура, виды этих явлений очень часто отождествляются. Но мнение об их идентичности является ошибочным. Как правило, вторая категория, является более обширной. То есть она включает в себя такие элементы, как понятие, структура и виды правосознания. ТГП в данном случае говорит о том, что правосознание - это лишь структурный элемент такой большой категории, как юридическая культура.

Как правосознание соотносится с правом?

Многим ученым и рядовым людям не понятен вопрос, как правосознание соотносится со всей юридической сферой. В данном случае нужно отметить, что эти категории, по сути, являются смежными. То есть одна раскрывается полностью посредством другой. Ведь право - это статистическая категория, которая оказывает влияние на все отношения, возникающие в обществе. Что касается правосознания, то именно оно позволяет людям изменять юридическую систему государства для более эффективной регуляции своей жизни. Но это не единственный позитивный момент данной категории. Её истинные преимущества кроются в самом термине.

Особенности правосознания

Как уже указывалось ранее, правосознание, понятие, структура, виды и уровни которого представлены в статье, является одним из типов социального сознания. Таким образом, категория представляет собой познавательно-оценочный фактор, позволяющий людям выражать свое отношение к юридическим явлениям в государстве. То есть правосознание - это атрибут современного гражданского общества, в котором люди не только борются за свои возможности природного и национального характера, но еще и понимают личную роль для государства и его нормативной системы в целом. Термин также характеризует поведение людей в рамках, непосредственно созданных юридическими актами.

Связь правосознания с иными формами общественной мысли

Представленная ранее в статье категория достаточно тесно связана с иными формами социального сознания в той или иной стране. Например, на этот фактор достаточно сильно влияют политические взгляды, концепции философского характера, идеологические теории, религиозные верования и т. п. То есть непосредственная связь правосознания происходит с культурой общества. Более того, категория обусловлена в большей части историческим развитием человечества. Например, раньше люди допускали работорговлю, которая, в свою очередь, носила вполне законный характер. Но после демократических преобразований в конце XX века правосознание общества меняется в сторону свободы, равенства и т. п.

Структура категории

Понятие, структура и виды правосознания - это, безусловно, термины, связанные между собой. Однако достаточно весомую роль играет система представленной в статье категории. Потому что именно благодаря ее элементам мы имеем возможность наглядно увидеть влияние этого явления на иные составляющие жизнедеятельности человека. На сегодняшний день структура категории делится на следующие компоненты:


Необходимо заметить: структура и виды правосознания - это во многом смежные категории. Ведь каждый вид имеет свои особенности, однако в системном вопросе он полностью копирует классическую категорию. Таким образом, дабы более полно осознать, что такое понятие, структура и виды правосознания, необходимо рассмотреть его разновидности.

Виды представленной категории

Классификация правосознания производится посредством различных критериев. На сегодняшний день в научном сообществе нет единого взгляда на видовое разделение различных форм юридической мысли. Однако чаще всего классификацию производят на основе его субъектного состава. Таким образом, выделяют следующие виды:

1. Правосознание, понятие, структура, виды которого представлены в статье, в контексте общества представляет собой совокупность общепринятых концепций, идей, взглядов и мнений, которые существуют на уровне всего государства. То есть это консолидированный взгляд на юридические реалии страны. Как правило, общественное правосознание проявляется в законодательных актах, потому что они издаются публичными органами власти, избранными непосредственно народом. Таким образом, этот вид восприятия отражается в наибольших институтах, которые имеют массовый характер. К ним можно отнести не только юридическую сферу, но еще и религию, политическую идеологию в государстве, искусство и т. п.

2. Как показывает практика, групповое, или же отдельное, социальное правосознание выделяют в форме обособленного вида далеко не всегда. Это происходит потому, что в научном сообществе все еще не пришли к согласию о существовании подобной формы вообще. Тем не менее её невозможно отрицать. Ведь правосознание переходит в умы индивидов не сразу. Изначально определенные моральные идеалы, концепции и взгляды должны проникнуть в отдельные социальные группы. В данном случае групповое правосознание характеризуется рядом специфических факторов. Во-первых, оно формирует не просто сферу единомышленников, а отдельную субкультуру. Во-вторых, все социальные группы не являются однородными. Поэтому каждая из них выдвигает собственное видение отдельных составляющих государственного строя и отношений.

3. Последним видом является индивидуальное правосознание. Оно характеризуется тем, что выработка определенных взглядов по поводу правового полиса государства происходит в уме индивида. При этом каждая неповторимая личность формирует юридическое видение на основе собственного опыта и социальной мысли.

Как мы видим, понятие, структура и виды правосознания, пути формирования данных структур тесно переплетены друг с другом. При этом каждый в отдельности термин дает возможность раскрыть суть всей категории в целом.

Уровни действия категории

Понятие, структура и виды правосознания кратко были рассмотрены ранее в статье. Но необходимо также учесть тот факт, что представленная категория существует на нескольких уровнях. В данном случае выделение той или иной ступени правосознания осуществляется на основе его субъектов. Например:

Учение об уровнях правосознания имеет большое значение. Потому что оно наглядно показывает, как происходит формирование категории, какие субъекты в этом процессе задействуются. Ведь понятие, структура и виды правосознания, уровни правосознания - это все продукты именно человеческой деятельности.

Функции правосознания

Безусловно, понятие, структура и виды правосознания - это очень важные элементы категории для её анализа. Однако её роль можно полностью осознать лишь на основе ключевых функций. Они, в свою очередь, являются основными направлениями действия правосознания. Функции наглядно показывают пользу и особенности существования категории. Как правило, на сегодняшний день ученые выделяют пять основных функций, а именно:

  1. Регулятивная функция доказывает, что правосознание является фактическим продолжением права. То есть оно оказывает влияние на общественные отношения. Но если право непосредственно координирует их, то правосознание позволяет оценивать поведение субъектов и выносить фактический вердикт.
  2. правосознания достаточно тесно переплетена с оценочной. Но последняя направлена на выработку конкретного видения тех или иных юридических особенностей.
  3. Познавательная функция обуславливает процесс получения и накопления определенного массива знаний о праве и его институтах. На основе этих ведомостей индивид получает возможность создавать свои концепции теории насчет тех или иных явлений.
  4. Наиболее специфичной является Её суть в том, что индивид на основе полученных знаний имеет возможность предугадывать дальнейшее развитие правовых ситуаций.
  5. Безусловно, правотворческая функция является самой главной по своей сути. Она выражается в том, что на основе видения особенностей права практически каждый человек имеет возможность менять действующий юридический режим посредством издания нормативных актов. Однако для этого ему необходимо владеть возможностью нормотворческой инициативы.

Заключение

Итак, в статье были рассмотрены понятие, структура и виды правосознания. Их характеристика свидетельствует о большом значении и роли представленной категории не только для общества, но и процесса его непосредственного регулирования.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

28.1 Понятие правосознания и его структура

Понятие правосознания и его структура

Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы людей или общества в целом, государственно-правовые явления получают положительную или отрицательную оценку. Характер оценок зависит от ориентированности правосознания отдельной личности, общностей людей, иных участников правового общения.

В самом общем виде правосознание - это отношение к праву. В более развернутом определении правосознание характеризуется следующим образом.

Правосознание - это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

Как подчеркивается в литературе, правосознание - одна из форм общественного сознания. Помимо правосознания, в общественное сознание входит политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное, эстетическое и иное сознание. Правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и в то же время обладает своими особенностями, позволяющими отнести его к самостоятельным явлениям. Эти особенности составляют:

1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т. е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.;

2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности - посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т. д.;

3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т. е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе в сфере справедливости, гуманизма, равенства людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;

5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие. Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей;

6) оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям. Правосознание также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.

В юридической литературе принято выделять в структуре правосознания правовую психологию и правовую идеологию .

Правовая психология представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т. е. в виде настроений, переживаний, чувств. Например, чувство страха перед уголовным наказанием, чувство протеста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т. е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву.

Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психологии составляют настроения. Несмотря на то что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.

Правовая идеология представляет собой систему идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.

По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения (проф. Н. Л. Гранат).

Проф. В. М. Сырых полагает, что правовую идеологию разрабатывают прежде всего политические партии на основе учета интересов отдельных классов и слоев населения, которые представляет соответствующая партия. Эта позиция не поддерживается большинством ученых-правоведов, поскольку юридическая наука также разрабатывает определенную идеологию, основывается на ней. Более того, «чистой» науки вне какой-либо идеологии не существует. Следовательно, вряд ли правильно считать, что идеология разрабатывается исключительно партийными объединениями.

Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второстепенное, малозначительное по сравнению с правовой идеологией. Те или иные правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом. От характера и уровня идеологической подготовленности личности зависит, в какой мере она способна и стремится контролировать свои эмоции, настроения. В то же время правовая психология лица во многом предопределяет разделяемые им идеи.

Отдельные ученые, помимо названных, выделяют еще один компонент правосознания - поведенческий . Чаще всего он рассматривается применительно к правосознанию личности и включает в себя: правовую установку, ценностную ориентацию человека, готовность к деятельности в правовой сфере, цель, мотив, привычку, убеждение, правовую активность. На поведенческий элемент правосознания большое влияние оказывают социальная среда, взаимодействие больших и малых социальных групп, практическая деятельность индивида.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

13. Понятие парламента и его структура Парламентом является высший орган народного представительства, основная функциея которого – выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

63. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ Методика расследования отдельных видов преступлений – раздел криминалистики, который изучает закономерности организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения отдельных видов преступлений в

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и структура административной ответственности Административная ответственность - это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

19. Понятие парламента и его структура Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1.4 Правоотношения: понятие, виды, структура Правоотношение – это разновидность общественного отношения, урегулированное нормами права. Правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами.Правоотношение – это юридическая взаимосвязь субъектов права,

Из книги Финансовое право автора Шевчук Денис Александрович

§ 1. Понятие и структура валютных правоотношений Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

28.2 Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права В юридической науке принято выделять три главные функции правосознания - познавательную, оценочную и регулятивную.Познавательная, или информационная, функция направлена на получение определенных правовых

Из книги Административный процесс автора Бандурка Александр Маркович

1.1. Понятие и структура административного процесса В настоящее время в Украине расширяется сфера и совершенствуется процессуальная регламентация всех видов государственной деятельности. Очевидно, что многие материальные нормы права в сфере государственного

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

25. Избирательное право: понятие и структура Избирательное право - это совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс. Различают субъективное избирательное право - это право граждан избирать и быть избранными и объективное избирательное право - это

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 1. Общество: его понятие и структура В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

§ 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

§ 2. Структура правосознания Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 1. Понятие и структура правовой системы Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и

Из книги автора

Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда присутствует какое-либо отношение к

Из книги автора

Из книги автора

§ 2.1. Понятие правосознания и его функции Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это