Объектами концессионного соглашения являются. Что такое концессия в сфере ЖКХ? Определение и примеры

Концессионный договор – это письменное соглашение, в силу которого одна сторона (концендент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок права владения и пользования объектом концессии или права на осуществление вида деятельности. Сторонами в концессионном договоре выступают с одной стороны – концедент (РБ или её АТЕ), с другой стороны концессионеры (инвесторы, за исключением государственных юридических лиц). В зависимости от прав передаваемых концессионеру концессионные договоры подразделяются на следующие виды: 1. Полный концессионный договор – соглашение, предусматривающее возникновение и сохранение за концессионером права собственности на произведенную им продукцию; 2. Концессионный договор о разделе продукции - соглашение, в соответствии с которым произведенная продукция делится между концессионером и концедентом в размерах и порядке, определяемых концессионным договором; 3. Концессионный договор об оказании услуг или выполнении работ – соглашение, в силу которого право собственности на произведенную, переработанную по концессионному договору продукцию передается концеденту. Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. Концессионный договор должен включать в себя следующие существенные условия: · вид концессионного договора; · размер разового платежа и срок его внесения (кроме случаев предоставления в концессию земельных участков); · срок действия концессионного договора; · описание имущества или вида деятельности, являющегося объектом концессии; · права и обязанности сторон; · территорию, на которой концессионер имеет право, в том числе и исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности (если объектом концессии являются виды деятельности), а также программу и график работ, выполняемых в соответствии с концессионным договором, с указанием сроков их выполнения; · ответственность сторон. Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. Изменение, прекращение и расторжение концессионного договора осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. Изменения в концессионный договор вносятся путем заключения сторонами дополнительных соглашений в письменной форме. Такие дополнительные соглашения подлежат согласованию с государственными органами и иными организациями, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые концессионным договором, и регистрации в государственном реестре концессионных договоров. Действие концессионного договора прекращается в случае: · окончания срока действия концессионного договора; · ликвидации концессионера - ЮЛ или прекращения деятельности ИП; · смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим, признания недееспособным концессионера - ФЛ; · расторжения концессионного договора; · одностороннего отказа РБ или ее АТЕ от исполнения концессионного договора.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 79.Концессионный договор и его виды.:

  1. 52. Понятие концессионного соглашения. Стороны концессионного соглашения. Срок действия концессионного соглашения.
  2. д) правовой механизм заключения и действия концессионных договоров
  3. Опишите виды трудового договора в зависимости от срока его заключения: трудового договора, заключенного на неопределенный срок; срочного трудового договора; трудового договора, заключенного на время выполнения определенной работы; трудового договора, заключенного на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника; трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ.

1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

1.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4

1.2. В случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4.1 настоящего Федерального закона.

2. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

3. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

5. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается.

6. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается.

7. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное.

8. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением.

12. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.

13. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Применение способствует повышению инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества оказываемых услуг, выполняемых работ и производимой продукции. В рамках договоров осуществляется более эффективное использование ресурсов.

Суть концессионного соглашения

В рамках сделки один участник обязуется реконструировать либо создать недвижимость, право собственности на которую принадлежит либо будет принадлежать другому субъекту. в отношении объекта муниципального имущества предусматривает, что пользователь будет вести деятельность, связанную с эксплуатацией материальных ценностей. При этом собственник обязуется передать права пользования и владения ими на срок, определенный участниками. Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества содержит элементы разных договоров. Соответственно, применяются правила ГК о контрактах, компоненты которых присутствуют в документе, если другое не исходит из его содержания или не установлено законом.

Реконструкция

Концессионер по концессионному соглашению принимает на себя обязательства осуществлять определенные мероприятия. Они могут быть направлены на создание либо реконструкцию недвижимости. Например, соглашение может предусматривать такие мероприятия, как:

  1. Переустройство на основе внедрения новой технологии.
  2. Автоматизацию и механизацию производства.
  3. Модернизация и замена физически и морально износившегося оборудования.
  4. Изменение функциональных или технологических свойств объекта либо его отдельных компонентов.
  5. Прочие мероприятия, способствующие улучшению эксплуатационных характеристик основных средств.

Нюансы

Объект соглашения, который подлежит реконструкции, на момент заключения сделки должен быть в собственности и свободным от прав иных лиц. Не допускается передача в залог или отчуждение пользователем принятых им материальных ценностей. Запрещена смена целевого назначения объекта. Пользователь может извлекать доход и выпускать продукцию в процессе эксплуатации основных средств. Они являются его собственностью, если другое не устанавливается в договоре. Риск случайного повреждения или гибели основных средств несет концессионер, если иное не определено соглашением. Договором может возлагаться обязанность застраховать материальные ценности за свой счет.

Состав ОС

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества может предполагать передачу в пользование материальных ценностей, которые формируют единое целое с основным средством либо будут эксплуатироваться по общему назначению для ведения оговоренной участниками сделки деятельности. В таком случае в договор включается их состав и описание, срок и цели использования. В договоре также прописывается порядок их возврата собственнику при прекращении соглашения. В рамках сделки могут устанавливаться дополнительные обязательства для пользователя. Они определяются по обоюдному согласию участников, оформляющих концессионное соглашение. Примеры таких обязанностей: модернизация износившегося оборудования, замена технологических линий, другое улучшение эксплуатационных свойств. приобретенные либо созданные в процессе осуществления деятельности и не являющиеся ОС, переходят в собственность пользователя, если другое не устанавливается в договоре. Исключительные права на продукцию которые получены концессионером за собственные средства в ходе реализации концессионного соглашения, принадлежат другому участнику сделки. Субъекты могут установить и иное правило.

Расходы

Затраты на выполнение обязательств по договорам несут пользователи материальных ценностей. В концессионные соглашения в России часто включается пункт, предполагающий, что часть расходов на реконструкцию/создание ОС может принять на себя собственник. Величина затрат должна в таком случае указываться в объявлении о конкурсе либо в решении о подписании договора (если конкурс не проводится), а также непосредственно в самом контракте.

Регистрация

Переданные пользователю права на эксплуатацию и владение материальными ценностями, предоставленными собственником, являются обременением. Соответственно, они должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Процедура в отношении созданного объекта соглашения выполняется одновременно с госрегистрацией собственности концедента на это имущество.

Категории материальных ценностей

В законодательстве приводится перечень ОС, передача которых может оформляться как концессионное соглашение. Примеры материальных ценностей - сооружения, входящие в состав:

  1. Автомобильных дорог и сетей инженерной коммуникации транспортной инфраструктуры. К последней, в числе остального, относят путепроводы, пропускные пункты, автостоянки, мосты, тоннели и так далее.
  2. Объектов железнодорожного транспорта.
  3. Речных и морских портов, в том числе их гидротехнических сооружений, инженерной и производственной инфраструктур.
  4. Объектов трубопроводного транспорта.
  5. Аэродромов, зданий, предназначенных для посадки, взлета, стоянки, перемещения воздушных судов.
  6. Объектов инженерной и аэропортов.
  7. Гидротехнических сооружений.
  8. Объектов по производству, распределению, передаче тепло- и электроэнергии.
  9. Систем коммунальной инфраструктуры.
  10. Объектов образования, культуры, здравоохранения, спорта и пр.
  11. Метрополитена и иного общественного транспорта.
  12. Объектов, предназначенных для ведения медицинской, туристической, лечебно-профилактической деятельности, организации отдыха.

Дополнительные возможности

Объект соглашения и другое имущество, не находящееся в муниципальной/государственной собственности, могут предназначаться для эксплуатации по общему назначению, ведения оговоренной деятельности и обеспечения единого производственного процесса. В этом случае владелец ОС вправе подписать с пользователем гражданско-правовой договор, определяющий особенности их предоставления. Однако при этом собственник должен связать возникновение обязанностей и прав по нему с отношениями по концессионному соглашению.

Участники сделки

В законодательстве определены следующие стороны концессионного соглашения:

  1. Правительство или орган исполнительной федеральной власти, структура регионального либо местного управления. Указанные институты выступают в качестве собственников (концедентов).
  2. Индивидуальный предприниматель, зарубежная или отечественная коммерческая компания либо 2 и более юрлица, действующие в соответствии с Указанные субъекты являются концессионерами (пользователями).

Законодательство допускает перемену лиц в сделке. Она осуществляется путем уступки либо перевода задолженности с согласия собственника в момент ввода объекта соглашения в эксплуатацию. Пользователь не может передавать свои права по сделке в залог. Переход обязанностей и юридических возможностей концессионера-юрлица при его реорганизации к другому обществу производится при соответствии возникшей организации требованиям, определенным в решении о заключении соглашения.

Период действия

При определении срока, в течение которого концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества будет иметь силу, учитываются:

  1. Время, необходимое на создание/реконструкцию ОС.
  2. Объем инвестиций для осуществления оговоренной участниками сделки деятельности и период их окупаемости.
  3. Другие обязательства пользователя по договору.

Оплата

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества определяет размер суммы, которую пользователь обязан перечислить в течение срока эксплуатации переданных ему материальных ценностей. Платежи могут устанавливаться как на протяжении всего оговоренного периода, так и отдельных временных промежутков. Величина оплаты, ее форма, правила и сроки внесения определяются участниками сделки. Законодательство предусматривает несколько вариантов погашения денежных обязательств:

  1. Твердая сумма. Она может вноситься единовременно либо периодически в бюджетный фонд соответствующего уровня.
  2. Доля доходов или продукции, полученных пользователем при осуществлении оговоренной в рамках сделки деятельности.
  3. Передача конценденту прав собственности на имущество, принадлежащее концессионеру.

Участники сделки могут устанавливать смешанные формы оплаты.

Права пользователя

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества устанавливает следующие юридические возможности:

  1. Распоряжаться материальными ценностями по правилам, определенным в федеральном законодательстве и договоре.
  2. Выполнять условия концессионного соглашения самостоятельно либо с привлечением сторонних лиц. При этом пользователь будет отвечать за действия сторонних субъектов как за свои.
  3. Использовать безвозмездно по правилам, определенным в договоре, при соблюдении условий конфиденциальности исключительные права на продукты интеллектуального труда, полученные при выполнении условий соглашения за свой счет, в целях ведения оговоренной сторонами деятельности.

Обязанности пользователя

В процессе осуществления деятельности, оговоренной концессионным соглашением, концессионер должен:

  1. Провести в установленные договором сроки реконструкцию или создание ОС и начать его эксплуатацию.
  2. Использовать материальные ценности в целях и по правилам, определенным сделкой.
  3. Вести деятельность, предусмотренную в соглашении, не приостанавливать и не прекращать ее без согласия собственника.
  4. Обеспечить при исполнении договора возможность получения услуг, продукции и работ потребителями.
  5. Предоставлять покупателям/заказчикам льготы, установленные в федеральном законодательстве, иных нормативных актах, в случаях и по правилам, определенным в рамках сделки.
  6. Поддерживать исправное состояние ОС, выполнять текущий и капремонт за свой счет, нести прочие расходы на содержание материальных ценностей, если другое не определено в договоре.

Основные пункты договора

В качестве важнейшего этапа сделки выступает подготовка концессионного соглашения. Она предполагает согласование всех ключевых пунктов договора. Подготовка концессионного соглашения включает в себя, в том числе, определение величины и формы оплаты за эксплуатацию ОС, правила, в соответствии с которыми она будет вноситься. В договоре, кроме этого, должны присутствовать следующие пункты:


Дополнительно

В концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества могут также включаться пункты о:

  1. Объемах производства при ведении оговоренной в рамках сделки деятельности.
  2. Правилах установления и корректировки тарифов (цен) на исполняемые работы, выпускаемую продукцию, оказываемые услуги, а также надбавок к стоимости при ведении оговоренной деятельности.
  3. Объемах инвестиций в реконструкцию/создание объекта соглашения.
  4. Прочие пункты, не запрещенные законодательством.

Важный момент

Законодательство устанавливает определенный порядок заключения концессионного соглашения. Оно оформляется в рамках проведения конкурса. Документ составляется по типовой форме, включающей обязательные пункты, приведенные выше. Внесение изменений в концессионное соглашение осуществляется по согласию участников. При этом корректировка пунктов, определенных в соответствии с конкурсным предложением, допускается только в исключительных случаях, установленных законодательством. Изменение соглашения может также осуществляться по судебному решению по основаниям, оговоренным в ГК.

Прекращение договора

Оно имеет место в случаях:

  1. Окончания установленного срока.
  2. По согласию участников.
  3. По решению суда.

После прекращения действия соглашения пользователь обязан передать имущество собственнику, если другое не устанавливается договором или законом. Материальные ценности при этом должны пребывать в таком состоянии, которое оговорено в контракте. Возврат имущества осуществляется с оформлением передаточного акта.

Расторжение договора по судебному решению

Прекращение действия соглашения допускается по требованию одной из сторон при наличии нарушений его пунктов другим участником. В качестве оснований могут выступать и иные обстоятельства. К существенным нарушениям условий соглашения относят:


Гарантии

При ведении деятельности, оговоренной сторонами соглашения, пользователь имеет право на защиту своих интересов, согласно конституционным положениям, международным договорам, федеральному законодательству и прочим нормативным актам. В частности, он может рассчитывать на компенсацию убытков, которые возникли вследствие неправомерных действий органов государственной, местной и региональной власти, а также должностных лиц указанных структур. Ответственность виновных наступает в соответствии с действующим законодательством.

Третьяков Андрей Михайлович - юрисконсульт ООО "РСП-Модуль".

В настоящее время в России, как и в некоторых зарубежных странах, действует специальный законодательный акт (далее - Закон) <1>, регулирующий концессионные отношения и устанавливающий гарантии прав и законных интересов их участников. Принятие Закона, как следует из его ч. 1 ст. 1, направлено на привлечение инвестиций в отечественную экономику, повышение эффективности публичной собственности, а также повышение качества продукции и услуг, предоставляемых потребителям. В этой связи законодательный акт, четко очерчивающий контуры концессионной деятельности, с учетом в первую очередь национальных интересов, имеет, несомненно, положительное значение.

<1> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // Российская газета. 2005. 26 июля.

Следует обратить внимание на то, что определенная Законом модель регулирования концессионных соглашений существенно отличается от модели советских концессий 20 - 30-х годов прошлого века, а также от видения концессий российским законодателем в начале 1990-х годов, отраженного в том числе в ряде законопроектов. Кроме того, в современной литературе высказывается мнение о том, что концессионное соглашение является новым предпринимательским договором <2>, и необоснованное, на наш взгляд, мнение, что концессионное соглашение носит гражданско-правовую природу <3>. В настоящей работе предполагается проанализировать особенности содержания и порядка заключения концессионного соглашения, отличающие его от гражданско-правового договора.

<2>
<3> См.: Дроздов И.А. К правовой природе концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2006. N 6; Мазурок В.В. Некоторые аспекты участия публичных образований в концессионных соглашениях // Закон. 2007. N 2.

1. Особенности содержания концессионного соглашения

Под содержанием договора в российском гражданском праве традиционно понимается совокупность всех его условий. Так, Д.И. Мейер в начале прошлого века охарактеризовал условия договора как "точнейшие, подробнейшие определения", которые в совокупности составляют содержание договора <4>. Именно условия договора, представляющие собой взаимосогласованные между всеми его участниками договоренности о порядке выполнения определенных действий, которые стороны обязуются совершить, формируют модели возможного и целесообразного поведения контрагентов, в концентрированном виде отражают их права и обязанности, выступают ориентирами действий сторон.

<4> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. По испр. и доп. 8-му изд., 1902. М., 2000. С. 503.

Специфика концессионных отношений проявляет себя в особой роли властного акта в возникновении прав и обязанностей сторон, который сам по себе никогда не становится прямым источником прав и обязанностей, поскольку договор, в том числе и концессионный, - это всегда продукт совместного волеизъявления сторон. Значительная часть условий концессионного соглашения устанавливается государством и отражается в типовых соглашениях. Однако стороны концессионного соглашения могут включать в текст концессионного соглашения положения, не противоречащие российскому законодательству <5>. Следует также иметь в виду, что отдельные условия концессионного соглашения определяются на основании конкурсного предложения претендента на право его заключения. В этом плане концессионное соглашение отличается от предусмотренного ст. 428 ГК РФ договора присоединения, объединяющего договоры, которые были заключены путем присоединения одной из сторон к условиям договора, определенным другой стороной в формулярах или иных стандартных формах.

<5> На это прямо указано в соответствующих нормативно-правовых актах. См., например: Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 319 "Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств", п. 2.

В содержании концессионного соглашения, как и любого иного договора, особое место занимают те условия, которые Закон называет в качестве существенных. Вопросы определения круга существенных условий договора и их правового значения относятся к числу дискуссионных, однако предмет данной дискуссии выходит за рамки настоящего исследования, в связи с чем мы на ней специально не останавливаемся. Важно подчеркнуть, что существенные условия договора концептуально определены в ст. 432 ГК РФ. Исходя из буквального толкования указанного определения, их можно свести в следующие группы: 1) условия о предмете договора; 2) условия, прямо названные в законе или иных правовых актах в качестве существенных или необходимых; 3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Действующий Закон о концессионных соглашениях в ч. 1 ст. 10 содержит открытый перечень существенных условий, которые должны быть включены в текст соглашения. При этом ФЗ N 115-ФЗ, в отличие от законопроектов о концессиях, разрабатываемых в 1990-х годах, специально не оговаривает, что является предметом концессионного соглашения.

В проекте Федерального закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" (ст. 2), под предметом концессионных договоров понималось установление прав и обязанностей в отношении: отдельных видов хозяйственной деятельности, предоставление права на осуществление которых находится в компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в том числе в области пользования недрами и другими природными ресурсами на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной зоне Российской Федерации; объектов государственной или муниципальной собственности.

Данная трактовка предмета концессионного договора вызвала критические замечания со стороны отдельных авторов. Так, В.Н. Лисица высказал замечание о том, что "непосредственное установление прав и обязанностей не может являться тем, по поводу чего стороны заключают договор" <6>.

<6> См.: Лисица В.Н. О проекте Федерального закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" // Законодательство и экономика. 2002. N 9.

Следует заметить, что понятие о предмете договора является спорным в отечественной правовой науке. Так, М.И. Брагинский выделяет два контекста рассматриваемой категории <7>. В широком смысле слова предмет охватывает весь набор показателей того, по поводу чего заключен договор. Сюда входят данные о предмете как таковом, включая количество, качество и цену передаваемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг. Однако применительно к конкретному виду договора предмет договора уточняется. В самом элементарном виде предмет выражается в формуле "чего и сколько".

<7> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. С. 315 - 316.

Ряд авторов сводят предмет договора к конкретному объекту гражданского оборота. Так, Ю.В. Романец считает, что предмет договора - это материальный объект, по поводу которого складывается гражданское правоотношение. По мнению С.А. Денисова, в большинстве случаев предметом договора является имущество, которое одна сторона обязуется передать другой стороне (например, товар в договоре купли-продажи) <8>.

<8> См.: Денисов С.А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договора // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. М., 1998. С. 240.

Между тем в науке высказывается и иная точка зрения. Так, еще Д.И. Мейер писал, что "подобно тому, как и предметом обязательства вообще, предметом договора всегда предоставляется право на чужое действие, и притом действие возможное физически и нравственно" <9>. В современной литературе аналогичной позиции придерживается, в частности, В.В. Витрянский, полагающий, что сущность предмета договора должна определяться как предмет обязательства, вытекающего из договора, представляющий собой действия (или бездействие), которые должна совершить (или от совершения которых должна воздержаться) обязанная сторона <10>.

<9> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. М., 2000. С. 503.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное).

<10> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. Книга вторая. М., 2000. С. 22.

По нашему мнению, данный подход выглядит вполне обоснованным применительно к предмету исследуемой разновидности предпринимательского договора. Если исходить из понимания предмета как материального объекта, по поводу которого складываются концессионные отношения, может сложиться впечатление, что предметом в данном случае выступает сам объект концессионного соглашения. Однако концессионный объект, рассматриваемый изолированно от действий сторон, в первую очередь обязанной стороны (концессионера), не дает точного представления о том правовом результате, на достижение которого направлено данное соглашение.

С другой стороны, мы не можем согласиться с высказыванием В.Н. Лисицы о том, что предметом концессионного договора являются капиталовложения <11>. Концессионное соглашение действительно направлено на привлечение частных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной инфраструктуры. Однако не вполне корректным представляется отождествлять цель концессионной деятельности (существенную, но не единственную) с предметом договора, в рамках которого эта деятельность осуществляется.

<11> См.: Лисица В.Н. Указ. соч.

Несмотря на то, что в Законе о концессионных соглашениях, как уже отмечалось, отсутствует указание на предмет такого рода соглашений, данный предмет формулируется в типовых соглашениях, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона. Так, например, согласно Типовому концессионному соглашению, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 319 от 27 мая 2006 г., концессионер обязуется за свой счет создать (создать и (или) реконструировать) недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в специальном разделе соглашения, право собственности на которое принадлежит (будет принадлежать) концеденту, и осуществлять эксплуатацию автомобильных дорог и средств транспортной инфраструктуры с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. Аналогичные трактовки предмета представлены в тексте других типовых концессионных соглашений.

Нетрудно заметить, что в данном случае практически полностью воспроизводится (применительно к конкретному объекту) дефиниция ч. 1 ст. 3 Закона. Соответственно, схематично предмет концессионного соглашения образует совокупность следующих условий: 1) обязательство концессионера по созданию и (или) реконструкции определенного соглашением недвижимого имущества (объекта концессионного соглашения); 2) обязательство концессионера по осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения; 3) обязательство концедента предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Следует обратить внимание на то, что в ст. 10 Закона среди существенных условий не упоминается указанное обязательство концедента, что выглядит не вполне логичным. Во-первых, не следует забывать о том, что именно за счет инвестиций концессионера создается (реконструируется) объект недвижимости и осуществляется производственно-хозяйственная деятельность. Во-вторых, суть любой концессии заключается в уступке со стороны государства определенных прав частному лицу на определенных условиях. В данном случае имеется в виду уступка части вещных прав на объект концессионного соглашения. В-третьих, несмотря на то, что в исследуемой разновидности предпринимательского договора превалирует публичный интерес, здесь, так же, как и в других договорах, имеет место взаимность прав и обязанностей, которая должна последовательно учитываться законодателем.

По нашему мнению, не только обязательства концессионера по строительству и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и деятельности, связанной с его использованием (эксплуатацией), но и встречное обязательство концедента по предоставлению концессионеру прав владения и пользования указанным объектом для осуществления концессионной деятельности должны быть указаны в ст. 10 Закона N 115-ФЗ в качестве существенных условий, образующих в своей совокупности предмет концессионного соглашения.

Следует отметить, что концессионное соглашение характеризуется сложным предметом, отличающим его от других предпринимательских договоров. Внешне этот предмет выглядит таким образом, что концессионер осуществляет строительство или реконструкцию объекта, принадлежащего концеденту, а затем эксплуатирует его определенный соглашением срок. В этой связи, на первый взгляд, может показаться, что концессионное соглашение вбирает в себя в основном два гражданско-правовых договора - договор строительного подряда и договор аренды.

Однако, несмотря на внешнее сходство, имеются существенные отличия концессионного соглашения от гражданско-правового договора, включая указанные его виды. Так, если по договору подряда производство определенных им работ является основной целью, по достижении которой подрядчик получает установленную в договоре плату (ст. 702 ГК РФ), то по концессионному соглашению выполнение работ является условием, которое государство устанавливает для пользования предоставляемым имуществом или выполнения определенного вида деятельности. Преобладающая концессионная практика (и современная отечественная модель концессии не является исключением) заключается в хозяйственной эксплуатации самим концессионером результата работ, а произведенную продукцию он получает в свою собственность. Для сравнения, по договору подряда результат подрядных работ немедленно становится собственностью государства-заказчика.

В отличие от строительного подряда, где результат строительных работ создается за счет заказчика, концедент финансирует часть расходов на создание (реконструкцию) объекта только в том случае, если это предусмотрено концессионным соглашением.

Как полагает И. Дроздов, наиболее близкий к концессии по своей правовой природе - договор аренды <12>. Однако стоит заметить, что на практике аренда часто сводится к ситуации найма имущества, должное состояние которого обязан обеспечить арендатор. Крайне редко условиями договора аренды публичного имущества являются обязанности арендатора по преумножению и обновлению арендованного имущества, что позволяло бы государству или иному публично-правовому образованию реализовывать инвестиционные проекты в отношении своего имущества и свидетельствовало об эффективном управлении им. Обратим внимание и на то, что законодатель, хотя и не исключает возможности улучшения арендуемого имущества, однако и не предусматривает соответствующей обязанности арендатора: согласно ст. 622 ГК РФ, арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

<12> См.: Дроздов И. К правовой природе концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2006. N 6. С. 53.

В отличие от арендатора, концессионер обязан не только пользоваться концессионным имуществом, но и, вкладывая инвестиции, качественно улучшать его состояние. Иными словами, концессионер, в отличие от арендатора, возвращает контрагенту уже не ту вещь, которую он получил, а ту которую создал (реконструировал) в процессе концессионной деятельности.

Важно отметить, что в соответствии с императивной нормой ч. 5 ст. 3 Закона реконструкция не должна влечь изменение целевого назначения объекта концессионного соглашения. При этом Закон обязывает концессионера не только осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, но и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента (п. 3 ч. 2 ст. 8). Данное обязательство, не известное арендным, подрядным, а также иным гражданско-правовым конструкциям, отражает публичный интерес, в свою очередь, определяющий характер концессионной деятельности. Публичный интерес, как показывалось ранее, служит одним из конститутивных признаков концессионного соглашения, отграничивающего его от гражданско-правовых договоров, в том числе заключаемых в предпринимательской сфере.

Вместе с тем не только публично-правовые признаки, но и предмет концессионного соглашения позволяют вести речь о его самостоятельном месте в системе предпринимательских договоров. Мы полностью разделяем точку зрения С.А. Зинченко, О.Г. Ломидзе и В.В. Галова, согласно которой предмет концессионного соглашения - структурно-сложное и развивающееся явление, а ступени его движения можно представить следующей моделью: "деятельность - объект - деятельность". В этой связи полагаем, что п. 1 ч. 1 ст. 10 рассматриваемого Закона следует изложить в следующей редакции <13>:

<13> См.: Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галов В.В. Концессионное соглашение - правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон. 2007. N 2. С. 67.

в) обязательства концедента предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения, для осуществления деятельности, предусмотренной указанным соглашением" <14>.

<14> Соответственно, п. п. 3, 4, 5, 6, 7 ч. 1 ст. 10 Закона займут место п. п. 2 - 6.

В непосредственной связи с предметом исследуемой разновидности предпринимательского договора находятся существенные условия, относящиеся к объекту концессионного соглашения. Среди существенных условий, подлежащих включению в текст соглашения, Закон указывает, во-первых, на состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, а, во-вторых, на цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Выделение законодателем названных существенных условий выглядит не случайным. Во-первых, как мы уже ранее отмечали, концессионный договор имеет своей сущностной целью привлечение частных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной инфраструктуры. В свою очередь, четкое описание технико-экономических характеристик концессионного объекта в соглашении делает данную цель осязаемой применительно к конкретному объекту недвижимого имущества публичного собственника.

Во-вторых, концеденту как органу публичной власти и гаранту общественных интересов далеко не безразлично, каким образом концессионер использует (эксплуатирует) объект концессионного соглашения. Концессионная деятельность, как это можно предположить из целей законодателя и перечня указанных в Законе концессионных объектов, связана с удовлетворением повседневных жизненно необходимых потребностей населения в товарах массового спроса, бытовом и коммунальном обслуживании, общественном транспорте, а также иных социально значимых потребностей. В этой связи указание на цель и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения имеет важное практическое значение.

К числу существенных условий законодатель относит срок действия концессионного соглашения. Следует обратить внимание на то, что в ранее разрабатываемых законопроектах устанавливалось ограничение предельного срока действия концессии. Так, в проекте Федерального закона N 95050725-1 "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" предусматривалась норма, согласно которой срок действия концессионного договора не может превышать 50 лет; по истечении срока действия концессионного договора, при условии добросовестного выполнения инвестором взятых на себя обязательств, договор может быть продлен по просьбе инвестора на условиях, определенных в порядке, предусмотренном федеральным законом, но не более чем на 20 лет.

Действующий Закон о концессионных соглашениях (ст. 6) не содержит подобных ограничений, однако законодатель называет факторы, которые должны учитываться при установлении срока действия концессионного соглашения. К числу таких факторов относятся сроки создания (реконструкции) и окупаемости объекта концессионного соглашения, объем инвестиций, другие обязательства концессионера по концессионному соглашению.

По всей видимости, такой подход законодателя связан с тем, что ныне действующая модель российской концессии не ориентирована на природопользование, а имеет качественно иные задачи. В данном случае для концедента не актуален вопрос о возможности истощения разрабатываемых концессионером месторождений, поскольку концессионные объекты носят "рукотворный" характер. С другой стороны, для концессионера особую значимость приобретает вопрос о возмещении расходов, понесенных при строительстве (реконструкции) того или иного инфраструктурного объекта.

К существенным условиям Закон относит порядок предоставления концессионеру земельных участков. В соответствии со ст. 11 Закона, земельный участок предоставляется концедентом концессионеру в аренду (субаренду) на срок действия концессионного соглашения и ставится в зависимость от концессионных обязательств. Не случайно законодатель прямо указывает на то, что прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения договора аренды (субаренды) земельного участка (п. 3 ст. 11 Закона).

Как мы отмечали выше, перечень существенных условий концессионного соглашения, приведенный в ч. 1 ст. 10 Закона, не является исчерпывающим. Концессионное соглашение должно включать в себя также "иные предусмотренные федеральными законами существенные условия". В контексте с положением ч. 1 ст. 432 ГК РФ это означает, что существенными условиями должны признаваться все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон (не только концедента, но и концессионера) должно быть достигнуто соглашение. Следует согласиться с М.И. Брагинским и В.В. Витрянским в том, что все условия, включенные в договор (по настоянию одной из сторон или по обоюдному согласию), должны считаться существенными <15>. В этой связи условия, перечисленные в ч. 2 ст. 10 Закона, также относятся к существенным, если на их включении в текст концессионного соглашения настаивает одна из его сторон. К примеру, могут быть определены способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по соглашению, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта концессионного соглашения.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

<15> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. первая. Общие положения. М., 1999. С. 301 - 302; Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. С. 132 - 142, N 6. С. 75 - 83, N 7. С. 91 - 101.

Заслуживает внимания обязательство концессионера по внесению платы концеденту. Данная обязанность предусмотрена ст. 7 Закона о концессионных соглашениях и включена в текст типовых концессионных соглашений. Концессионная плата вносится концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, причем внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации).

Обязательство о концессионной плате закономерно поднимает вопрос о встречном удовлетворении имущественных интересов концессионера. По мнению И. Дроздова, "было бы неверно утверждать, что концессионное соглашение не предполагает какого-либо встречного предоставления со стороны концедента. По сути, в качестве платы за проведенные концессионером строительные работы выступает предоставляемое концессионеру на определенный срок право пользования объектами концессионного соглашения" <16>.

<16>

Следует заметить, что в Законе о концессионных соглашениях не оговаривается вопрос о вознаграждении концессионера. В ст. 8 сказано, в частности, о праве концессионера распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном федеральным законом и концессионным соглашением. В контексте с другими нормами Закона это означает ограничение концессионера на передачу в залог прав по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5) и передачу прав по договору аренды (субаренды) земельного участка (передачу земельного участка в субаренду) если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка (п. 2 ст. 11).

Справедливости ради следует указать на нормы Закона, косвенно подтверждающие право концессионера на вознаграждение. Во-первых, продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Во-вторых, имущество, созданное или приобретенное концессионером при исполнении концессионного соглашения и не являющееся объектом концессионного соглашения, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением <17>.

<17> См., соответственно: ч. ч. 7, 10 ст. 3 Закона.

Данный подход выглядит логически обоснованным, однако, по нашему мнению, он недостаточен с учетом необходимости соблюдения требования эквивалентно-возмездного характера исследуемых отношений. При этом важно принять во внимание отмеченную выше специфику предмета исследуемого договора, который при внешней схожести с предметом ряда гражданско-правовых договоров не сводится к их конгломерату. В отличие от договоров подряда, доверительного управления, концессионное соглашение не предусматривает условия о вознаграждении обязанной по договору стороны - концессионера. Между тем следует согласиться с мнением И. Дроздова о том, что "в момент заключения концессионного соглашения неизвестно, сможет ли концессионер за счет доходов от пользования концессионным имуществом покрыть свои расходы на его создание и/или реконструкцию, а если сможет, то каков будет размер прибыли" <18>.

<18> См.: Дроздов И. Указ. соч. С. 56.

Закон о концессионных соглашениях (ст. 20) гарантирует соблюдение имущественных прав концессионера при неблагоприятном для него изменении законодательства, что далеко не исчерпывает случаи, когда концессионер, добросовестно исполнивший свои обязательства, тем не менее не получает того, на что он вправе был рассчитывать. Так, концессионер может понести убытки в результате резких изменений экономической конъюнктуры, необходимости внедрения новых технологий и т.д., причем такие убытки концессионеру возмещаться не будут. Как полагает С.А. Сосна, "относительно неблагоприятная для концессионера трактовка убытков компенсируется "симметричным" допущением, согласно которому получение концессионером прибыли, превышающей минимальную, заложенную в договоре, тоже не считается нарушением финансового равновесия концессии" <19>.

<19> См.: Сосна С.А. Концессионное соглашение: теория и практика. М., 2002. С. 72.

Однако применительно к концессионной модели, заложенной в действующем Законе о концессионных соглашениях, данное утверждение выглядит небесспорным. Во-первых, принимая во внимание особенности предмета рассматриваемого договора, трудно заранее просчитать минимальную прибыль концессионера. Ведь до того момента, когда он начнет получать доходы от использования объекта концессионного соглашения, ему этот объект надо построить (реконструировать), ввести в эксплуатацию. Далее концессионер обязан поддерживать объект в надлежащем состоянии, проводить ремонтные работы, вкладывать средства в модернизацию объекта и иного имущества связанного с ним, вносить концеденту концессионную плату.

Во-вторых, закономерно возникает вопрос, за счет чего концессионер может получить сверхприбыль? Очевидно, что за счет повышения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и надбавок к ценам (тарифам) при осуществлении концессионной деятельности. Но в этом случае под сомнение ставится социальная значимость концессионных соглашений, их способность удовлетворения того самого публичного интереса, на который мы уже неоднократно обращали внимание.

Закон предусматривает возможность закрепления в тексте концессионного соглашения обязательства концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта (п. 9 ч. 2 ст. 10). Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 10 рассматриваемого Закона, в случае, если законодательством РФ предусмотрено финансирование предоставления товаров, работ, услуг гражданам и другим потребителям за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в полном объеме, концессионным соглашением не должна предусматриваться оплата таких товаров, работ, услуг за счет средств граждан и других потребителей. Однако, с учетом тенденции сокращения бюджетных расходов, вопрос о применении данных норм ставится под сомнение.

Следует также обратить внимание на ситуацию, когда с концессионером, добросовестно исполнившим обязательство по строительству или реконструкции объекта, но допустившим нарушение правил его использования, соглашение будет расторгнуто досрочно, причем без возмещения каких-либо расходов, понесенных при строительстве (реконструкции). По всей видимости, требование учета взаимных имущественных интересов сторон исследуемого договора не получило должного отражения в действующем Законе о концессионных соглашениях.

Как мы отмечали выше, в ч. 1 ст. 10 Закона необходимо обозначить предмет концессионного соглашения, включив в него не только обязательства концессионера по созданию объекта соглашения и осуществлению деятельности с его использованием, но и встречное обязательство концедента по предоставлению концессионеру прав владения и пользования объектом концессионного соглашения. Признание за концессионером производного права на объект концедента на всех этапах реализации концессионного соглашения будет, на наш взгляд, повышать привлекательность концессионной деятельности для потенциальных инвесторов.

В этой связи представляется целесообразным дополнить редакцию ч. 1 ст. 8 Закона указанием на право концессионера "владеть и пользоваться объектом концессионного соглашения при соблюдении условий, установленных концессионным соглашением".

Спорный характер носит формулировка ч. 15 ст. 3 Закона, согласно которой права владения и пользования концессионером объектом концессионного соглашения, а также иным недвижимым имуществом, предоставленным концедентом, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.

Между тем в литературе высказывается обоснованное, на наш взгляд, суждение о том, что субъективное право другого лица на имущество собственника, обусловливая в некоторых случаях ограничение (обременение) права собственника имущества, само ограничением не является. Так, В.П. Камышанский применительно к вещным правам несобственников пишет о том, что "ограниченные вещные права являются не ограничениями, а вызывают ограничения субъективного права собственности" <20>. Как отмечают С.А. Зинченко, О.Г. Ломидзе, В.В. Галов, "не случайно в перечне подлежащих регистрации ограничений Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" называет аренду, ипотеку, доверительное управление, а не право аренды, право ипотеки и т.п." <21>. В этой связи действительно не следует отождествлять и предоставляемые концессионеру права владения и пользования объектами концессии с вызываемыми вследствие передачи объекта во владение концессионеру ограничениями права концедента.

<20> См.: Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000. С. 161.
<21> См.: Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галов В.В. Указ. соч. С. 71.

Следует обратить внимание на то, что перечень ограниченных вещных прав, указанный в ст. 216 ГК РФ, не является исчерпывающим, причем вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. С учетом того, что у концессионера имеется заслуживающий признания и удовлетворения интерес в объекте концессионного соглашения, в правах пользования этим объектом и заключается смысл его вознаграждения за осуществляемую хозяйственную деятельность, представляется целесообразным проводить регистрацию рассматриваемых прав концессионера не в качестве обременения права собственности концедента, а в качестве производного вещного права. В этой связи предлагаем исключить словосочетание "в качестве обременения права собственности концедента" из редакции ч. 15 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях.

Полагаем, что предложенные коррективы, принимая во внимание четко выраженный в Законе публично-правовой интерес и предусмотренные в нем же механизмы его обеспечения, не ущемят интересы концедента. В то же время они прояснят ситуацию в вопросе о вознаграждении концессионера и будут способствовать соблюдению финансовых интересов сторон соглашения.

2. Особенности заключения концессионного соглашения

Специфика концессионного соглашения проявляет себя не только в особенностях содержания его условий, но и в процедуре оформления и согласования воли участников концессионных отношений, иначе говоря, в порядке заключения данной разновидности предпринимательского договора. Как мы ранее отмечали, российское гражданское законодательство не содержит понятия предпринимательского договора, а следовательно, и норм, регламентирующих порядок его заключения. Вместе с тем, как полагает В.С. Белых, "это не означает, что в ГК РФ отсутствуют правила, устанавливающие особенности заключения отдельных видов предпринимательских договоров. Применительно к тем или иным типам и видам гражданско-правовых договоров Кодекс очерчивает круг специфических вопросов, связанных с заключением договоров в сфере предпринимательства (например, договора поставки)" <22>.

КонсультантПлюс: примечание.

<22> См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 344.

В принципе соглашаясь с данным высказыванием, мы не можем не отметить в очередной раз автономный характер концессионного соглашения и действующего по его вопросам законодательства по отношению к гражданско-правовой отрасли. Применительно к порядку заключения, это проявляет себя в явном преобладании публичных начал, пронизывающих основные стадии договорного процесса. Прежде всего в основе возникновения концессионных правоотношений в отличие от правоотношений участников любого гражданско-правового договора лежит властный акт государства или иного публично-правового образования. Несмотря на то, что сам по себе властный акт не является прямым источником прав и обязанностей сторон соглашения, он является одним из неотъемлемых элементов в их возникновении, поскольку без него по закону не может начаться инициирование договорного процесса. Согласно ст. 22 Закона о концессионных соглашениях, концедент в лице соответствующих органов государства и местного самоуправления (в зависимости от значимости объекта) принимает решение, которым устанавливаются: состав и содержание конкурсной документации; условия концессионного соглашения; порядок заключения концессионного соглашения; состав конкурсной комиссии.

Указанное решение концедента, представляющее собой "универсальный признак, своеобразное "родимое пятно" концессии" <23>, выступает, как мы полагаем, в качестве первой стадии, а точнее, первого этапа процесса заключения концессионного соглашения.

<23> См.: Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. N 2.

Следует заметить, что в литературе преобладает подход, согласно которому порядок заключения гражданско-правовых договоров, в том числе в предпринимательской сфере, состоит в том, что одна сторона направляет другой стороне предложение заключить договор (оферта), а другая сторона, получив данное предложение, принимает его (акцепт) (п. 2 ст. 432 ГК РФ) <24>.

<24> См., например: Паращук С.А. Договоры в сфере предпринимательской деятельности // Предпринимательское право Российской Федерации / Ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2004. С. 917; Денисов С.А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договоров // Актуальные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 229 - 276; Хохлов С.А. Организация и техника договорной работы на предприятии. Свердловск, 1982 и др.

Вместе с тем некоторые авторы высказывают сомнения относительно универсального характера данного порядка заключения договора. Так, по мнению Б.И. Пугинского, установление "такого способа как единого и единственного противоречит потребностям практики, прежде всего - коммерческой. Самостоятельным способом следует признать заключение договора в процессе проводимых сторонами переговоров. При переговорах содержание договорных условий может меняться многократно, и невозможно определить, кто внес соответствующее предложение и кто его принял. Попытки подвести этот способ под схему оферта - акцепт лишены смысла" <25>.

<25> Пугинский Б.И. Коммерческое право. Зерцало, 2005.

Иную точку зрения высказывает В.С. Белых, по мнению которого "надо согласиться с необходимостью проводить разграничение между понятиями "порядок заключения договора" и "способ заключения договора". Порядок заключения договора есть процедура, состоящая из двух стадий: оферты и акцепта. Способ заключения указывает на то, каким образом договор подлежит заключению" <26>.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография В.С. Белых "Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России" включена в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009.

<26> См.: Белых В.С. Указ. соч. С. 345.

По нашему мнению, следует согласиться с тем, что в процессе заключения любого договора обязательно присутствуют предложение одной стороны (оферта) и согласие другой (акцепт). Иное дело, в каких действиях сторон договора эти стадии могут выражаться, являются ли они единственными в процессе его заключения.

Процесс заключения концессионного соглашения, как и некоторых других предпринимательских договоров, не сводится исключительно к стадиям оферта - акцепт уже в силу того, что как общее правило действует конкурсный отбор претендентов в концессионеры. В свою очередь, конкурс представляет собой сложный юридический состав, который может включать в себя два и более юридических фактов.

Анализ положений главы 3 Закона о концессионных соглашениях позволяет вести речь о том, что вслед за принятием концедентом решения о заключении концессионного соглашения следует целая цепочка последовательных и взаимосвязанных действий (стадий), непосредственно связанных с подготовкой и проведением конкурса на право заключения исследуемого договора. Рассмотрим их.

Сообщение о проведении конкурса. Следует обратить внимание на то, что в ст. 448 ГК РФ, посвященной вопросам проведения аукционов и конкурсов, используется термин "извещение о проведении торгов". Данное извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении участия лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок. При этом если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Приведенные положения ст. 448 ГК РФ нашли определенное отражение в ст. 26 Закона. В частности, в соответствии со ст. 26 Закона, сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети Интернет или направляется лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса) в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.

В перечне сведений, подлежащих включению в сообщение о проведении конкурса, Закон указывает не только на сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 448 ГК, но и одновременно уделяет специальное внимание вопросам о требованиях к участникам конкурса, критериям конкурса и их параметрам.

По всей видимости, такое внимание законодателя к названным вопросам вызвано необходимостью обеспечить контроль со стороны концедента (государства или муниципалитета) за соблюдением публичного интереса при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Следует заметить, что в литературе встречается несколько точек зрения на юридическую природу извещения о проведении конкурса. Так, по мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, извещение является офертой <27>. По мнению И.Б. Новицкого, извещение о проведении конкурса является приглашением делать оферты <28>. Н.Д. Егоров и А.П. Сергеев утверждают, что данное извещение является односторонней сделкой <29>.

<27> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. С. 181.
<28> Там же.
<29> См.: Гражданское право. Т. 1: Учеб. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 611.

На наш взгляд, сообщение о проведении конкурса не является ни тем, ни другим, ни третьим. Офертой сообщение о проведении конкурса не является, поскольку такое сообщение не содержит указания на все существенные условия концессионного соглашения, предусмотренные ст. 10 Закона. Между тем ст. 435 ГК РФ недвусмысленно указывает на то, что оферта должна содержать все существенные условия договора.

Данное сообщение не является приглашением делать оферты, поскольку из анализа Закона о концессионных соглашениях следует, что предложение заключить данный договор (оферта) исходит от концедента, а не от концессионера. Именно концедент формирует перечень существенных условий концессионного соглашения, и именно ему принадлежит право инициирования договорного процесса, включая его завершающий этап.

Сообщение о проведении конкурса влечет у лица, получившего такого сообщение, право на участие в допуске к конкурсу, а не в самом конкурсе. Соответственно, адресат сообщения (в отличие от адресата извещения, предусмотренного ст. 448) не вправе требовать от конкурсной комиссии принятия и рассмотрения своего конкурсного предложения пока его не допустят к участию в конкурсе. Однако для этого он обязан выполнить требования, предъявляемые к участникам конкурса и их заявкам. В этой связи вряд ли можно утверждать, что сообщение о проведении конкурса обязывает только одну сторону - его организатора.

Согласно ч. 3 ст. 448 ГК РФ, организатор торгов вправе отказаться от проведения конкурса в любое время, но не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса (если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов). В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанного срока, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Закон о концессионных соглашениях не содержит аналогичной нормы, что не случайно. Во-первых, концедент до проведения конкурса принимает принципиальное решение о заключении концессионного соглашения и создает для организации конкурса конкурсную комиссию, компетенция которой ограничена функциями, перечисленными в ч. 3 ст. 25 Закона. Комиссия не правомочна принимать решение об отказе от проведения конкурса. Во-вторых, правом отказа от участия в конкурсе обладают лица, претендующие на допуск к участию в нем, а также на право заключения концессионного соглашения. Поскольку инициатива в данном случае исходит не от концедента, а от другой стороны договорного процесса, отсутствие в рассматриваемом Законе нормы о возмещении участникам конкурса реального ущерба выглядит вполне логичным.

По всей видимости, сообщение о проведении конкурса не является тождественным извещению о проведении торгов, и нормы ст. 448 ГК РФ в данном случае непосредственно не применимы. В то же время Закон использует выработанные гражданским правом правила проведения конкурса. В частности, по аналогии с положением ч. 4 ст. 448 ГК РФ, заявителям, не допущенным к участию в конкурсе, а также его участникам (за исключением победителя) возвращаются суммы внесенных задатков; в случае объявления конкурса несостоявшимся концедент возвращает участнику сумму внесенного им задатка.

Представление заявок на участие в конкурсе. Закон о концессионных соглашениях (ст. 27) содержит четкие предписания, касающиеся требований к содержанию заявок и сроку их представления. Данные заявки должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.

Срок представления заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее чем тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса или со дня направления такого сообщения лицам, в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.

Поскольку конкурс предполагает участие не менее двух претендентов, Закон предусматривает положение, согласно которому конкурс, по решению концедента, объявляется несостоявшимся в случае подачи менее двух заявок, и в этом случае сумма задатка возвращается заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Заявитель вправе не только отозвать свою заявку, но и изменить ее в любое время до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе. Изменение заявки на участие в конкурсе или уведомление о ее отзыве считается действительным, если такое изменение или такое уведомление поступило в конкурсную комиссию по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.

Предварительный отбор участников конкурса. Согласно ст. 29 Закона о концессионных соглашениях, предварительный отбор участников конкурса проводится в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией. При этом комиссия рассматривает соответствие заявки и ее заявителя требованиям, содержащимся в конкурсной документации. Комиссия вправе потребовать от заявителя соответствующих разъяснений.

Важно отметить, что непосредственно рассмотрению данных о претендентах на участие в конкурсе предшествует вскрытие конвертов с заявками на заседании конкурсной комиссии, причем Закон (ст. 28) специально оговаривает право заявителей (их представителей) присутствовать при этом. В итоге конкурсная комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в таком допуске и оформляет это решение протоколом проведения предварительного отбора участников конкурса, после чего направляет участникам конкурса уведомление о возможности представить конкурсные предложения. Данное уведомление должно быть направлено в течение трех дней со дня подписания названного протокола, но не позднее чем за шестьдесят рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений в конкурсную комиссию.

Представление конкурсных предложений. В соответствии со ст. 30 Закона о концессионных соглашениях, конкурсное предложение (как и заявка на участие в конкурсе) оформляется на русском языке в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью участника конкурса и представляется в конкурсную комиссию в отдельном запечатанном конверте. К конкурсному предложению прилагается опись представленных участником конкурса документов и материалов. Предложение регистрируется в специальном журнале, причем указываются не только дата, но и точное время (вплоть до минуты) его представления. Данное положение предусмотрено для устранения ситуации одновременного представления нескольких конкурсных предложений.

Рассмотрение и оценка конкурсных предложений, определение победителя конкурса. После того, как конверты с конкурсными предложениями вскрыты (при вскрытии вправе присутствовать участники конкурса или их представители), следует стадия рассмотрения и оценки данных предложений. Перед конкурсной комиссией стоит задача определить соответствие предложений критериям конкурса и провести сравнение содержащихся в предложениях условий в целях определения победителя конкурса. Порядок оценки конкурсных предложений, а также определения победителя конкурса достаточно четко предусмотрен ст. ст. 32 - 33 Закона, и здесь мы на нем специально не останавливаемся.

Концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение. Если такое конкурсное предложение соответствует критериям конкурса, концедент вправе принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении. Следует обратить внимание на то, что концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, на что указывает ст. 37 Закона.

На наш взгляд, данный подход законодателя связан с необходимостью обеспечения интереса концедента в заключении соглашения с лицом, которое предлагает выгодные для публичного собственника условия концессионной деятельности и соответствует требованиям, предъявляемым к концессионеру. С учетом того, что такое лицо проходит предварительный конкурсный отбор и его предложение соответствует критериям конкурса, а проведение нового конкурса потребует новых материальных и временных затрат, данный подход законодателя выглядит обоснованным.

Решение об определении победителя конкурса оформляется протоколом рассмотрения и оценки конкурсных предложений и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством РФ. О результатах проведения конкурса составляется отдельный протокол, а на конкурсную комиссию Законом (ст. 35) возлагается обязанность опубликования соответствующего сообщения и уведомления участников. Всем участникам конкурса, за исключением победителя, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса возвращаются суммы внесенных задатков.

После проведения конкурса и определения его победителя наступает третий, завершающий, этап заключения концессионного соглашения. Анализ ст. 36 рассматриваемого Закона позволяет выделить следующие стадии данного этапа.

Предложение концедента победителю конкурса заключить концессионное соглашение (оферта). Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, а также проект концессионного соглашения, соответствующий решению о заключении концессионного соглашения и представленному победителем конкурса конкурсному предложению.

Мы считаем, что данное предложение концедента является офертой, поскольку, во-первых, оно адресовано конкретному лицу, в данном случае победителю конкурса; во-вторых, оно достаточно определенно и выражает намерение концедента считать себя заключившим концессионное соглашение с указанным лицом, которым будет принято предложение; в-третьих, данное предложение включает проект концессионного соглашения, а следовательно, его существенные условия.

Ответ победителя конкурса в форме подписания концессионного соглашения (акцепт). Концессионное соглашение должно быть подписано не позднее чем через девяносто рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса. Иначе говоря, согласие победителя конкурса на принятие предложения концедента должно быть полным и безоговорочным и выражается в действии, которое недвусмысленно свидетельствует о принятии данного предложения. Данные признаки акцепта указаны в ст. 438 ГК РФ.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания. В том случае, если победитель конкурса уклоняется от подписания концессионного соглашения в установленный срок, концедент вправе предложить заключить соглашение участнику конкурса, предложение которого содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса. Победителю конкурса, не подписавшему концессионное соглашение, внесенный им задаток не возвращается, что в принципе соответствует практике гражданско-правового регулирования организации и проведения торгов.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. Закон о концессионных соглашениях не выделяет предмет среди существенных условий исследуемого предпринимательского договора, что представляется неверным, поскольку предмет концессионного соглашения качественно (по своим статическим характеристикам и динамике) отличается от предмета любого гражданско-правового договора, обусловливает своеобразие прав и обязанностей его сторон, оказывает влияние на содержание других существенных условий. В этой связи полагаем, что в п. 1 ч. 1 ст. 10 рассматриваемого Закона следует внести коррективы и изложить его в следующей редакции:

"1. Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

  1. о предмете концессионного соглашения:

а) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;

б) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

в) обязательства концедента предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения, для осуществления деятельности, предусмотренной указанным соглашением".

  1. С учетом эквивалентно-возмездного характера концессионных обязательств следует более четко обозначить в Законе производные вещные права концессионера на объект концессионного соглашения, внести коррективы в ч. 1 ст. 8, указав на право концессионера владеть и пользоваться объектом концессионного соглашения при соблюдении условий, установленных концессионным соглашением, и исключить словосочетание "в качестве обременения права собственности концедента" из редакции ч. 15 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях.
  2. Процесс заключения концессионного соглашения подразделяется на три этапа: 1) принятие концедентом принципиального решения о заключении соглашения; 2) конкурсный отбор концессионера (включающий ряд последовательных и взаимосвязанных между собой стадий, начиная от сообщения о проведении конкурса и заканчивая определением его победителя); 3) непосредственно заключение соглашения посредством его подписания сторонами (включает исходящее от концедента предложение-оферту и его принятие-акцепт концессионером).
  3. Формулируя правила заключения концессионного соглашения, Закон в определенной степени использует положения главы 28 ГК РФ, однако непосредственно указанные положения не применимы, что связано с автономным характером исследуемой разновидности предпринимательского договора по отношению к системе гражданско-правовых договоров, особой ролью властного акта в инициировании договорного процесса, преобладанием в указанном процессе публичных регулятивных начал.

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

При этом партнер-инвестор обязуется вложить серьезные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), признанное наиболее удачным выходом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

ГЧП регламентируется такими законодательными актами:

  1. ПП РФ № 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения» .

Передавая в концессию объекты водо- и теплоснабжения, водоотведения, государство на законодательном уровне закрепило за собой право выступать (в лице субъекта РФ) стороной концессионного соглашения.

Важно ! Доступ иностранным инвесторам полностью закрыт, партнерами могут быть только отечественные компании.

В коммунальной сфере концессионные соглашения возможны при таких условиях:

  • долгосрочность действия контрактов;
  • наличие четко очерченного круга задач и обязательств, подлежащих безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • инвестиции имеют верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать средства;
  • показатели, которых должен достичь концессионер, среди которых – энергоэффективность, качество, надежность;
  • алгоритм возврата средств, истраченных инвестором (если к конечной дате концессионного соглашения возмещение прошло не в полной мере).

Разумеется, ГЧП не является стопроцентно беспроигрышным вариантом, есть и негативные стороны.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ , направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Порядок заключения концессионного соглашения


Потенциальный инвестор, решившийся стать партнером государства в возрождении коммунального хозяйства, должен выбрать объект, который устроит его в масштабе, характере перестройки, объемах вложений и пр., к примеру — котельную. После этого он должен заявить в орган местной власти о своем намерении.

Субъектом РФ подготовлены проекты, выполнена работа по проведению конкурса. Если претендентов несколько, то конкурс состоится, и по итогам изучения документации каждого участника будет выбран партнер .

Если претендент остался в единственном числе, то ему и поручат важнейшую миссию инвестора без проведения торгов (ст. 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Избраннику могут предъявить требования по корректировке его программы, особо удачные варианты могут быть приняты без изменений.

Концессионное соглашение – своего рода договор, содержащий такие пункты:

  1. описание объекта, в отношении которого заключается соглашение;
  2. срок действия;
  3. концессионную плату – ее размеры, форма платежей, их периодичность;
  4. плату концедента – размеры, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ и его использование;
  5. условия досрочного расторжения;
  6. методы и средства разрешения противоречий;
  7. гарантии банка;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Также должна быть обусловлена передача документации и в натуре объектов ЖКХ, принимаемых в распоряжение инвестором.

Когда передача объектов ЖКХ частным инвесторам затруднена?


Для передачи в концессию необходимо, чтобы сети, котельные, подстанции и пр. объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.

Выходит, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, не имеющей прав владения, а только пользования в течение времени, обусловленного трехсторонним соглашением. Поэтому на все переходящие под концессию недвижимое имущество сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования .

В этом вопросе возникает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как положено, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительством принимаются меры по урегулированию всех подобных проблем на законодательном уровне. Статистика показывает, что в 2017 г. концессии в сфере ЖКХ растут по объемам инвестиций и по числу успешных проектов с обнадеживающими результатами.