Кто несет ответственность за состояние охраны труда на предприятие

Опишите проведение проверки теоретических знаний и практических навыков работников после обучения (состав комиссий для каждого вида персонала, как проводится, как оформляются результаты, что выдается работнику).

После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков. Результаты проверки знаний оформляют протоколом и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется.

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами.

Перечень профессий, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Члены комиссии по проверке знаний и присвоению групп по электробезопасности определяются пофамильно. Численность комиссии рекомендуется устанавливать не менее пяти человек. Из состава комиссии назначается председатель и заместитель (заместители).

Председателем комиссии, как правило, назначается ответственный за электрохозяйство. При этом председатель комиссии должен иметь группу V по электробезопасности при наличии в электрохозяйстве электроустановок напряжением более 1 кВ и не ниже IV при наличии электроустановок напряжением до 1 кВ.

Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности. Список членов комиссия ежегодно уточняется и утверждается руководителем предприятия. Проверку знаний комиссия может производить в составе не менее трех человек, в том числе обязательно председатель (заместитель).

В случае использования компьютерной техники при проверке знаний и получения проверяемым неудовлетворительной оценки в протоколе автоэкзаменатора комиссия задает дополнительные вопросы. Если проверяемый дал неправильные ответы на большинство вопросов хотя бы одного из членов комиссии, общая оценка выставляется «неудовлетворительно».

Допускается два варианта проверки знаний у ответственных за электрохозяйство, его заместителя и работника по ОТ, контролирующего электроустановки:

В комиссии предприятия с участием государственного инспектора по энергонадзору;

В комиссии органов Госэнергонадзора. Решение о порядке проверки принимают руководители органов Госэнергонадзора.

Удостоверение о проверке знаний для ответственного за электрохозяйство подписывает руководитель (владелец) предприятия, организации, учреждения.



В комиссиях органов Госэнергонадзора может пройти проверку знаний любой другой работник электротехнического (электротехнологического) персонала, при этом:

В комиссии местного органа Госэнергонадзора - предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории, подконтрольной ему;

В комиссии регионального управления Госэнергонадзора - предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории, подконтрольной данному управлению;

В комиссии департамента Госэнергонадзора и энергосбережения Минэнерго России - любых предприятий, организаций, учреждений Российской Федерации.

Присвоение группы I по электробезопасности проводится методом инструктажа на рабочем месте, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний устным опросом, а при необходимости - проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Решение о необходимости и способе проверки знаний принимает работник, проводящий присвоение группы I. Присвоение группы I проводится ежегодно.

Проверку знаний правил должны проводить квалификационные комиссии в составе не менее трех человек:

а) для ответственного за электрохозяйство предприятия, его за­местителя и инженера по охране труда, контролирующего согласно должностному положению электрохозяйство - в составе главного инженера или руководителя предприятия (председатель), инспектора предприятия «Энергонадзор» и представителя службы охраны труда (начальника отдела по охране труда или комитета профсоюза);

б) для начальников и заместителей начальников структурных под­разделений электрохозяйства и ответственных за электрохозяйство производственных цехов и подразделений предприятий - в составе ответственного за электрохозяйство предприятия или его заместителя (председатель), инженера по охране труда, прошедшего проверку в комиссии согласно п. «а» (представителя отдела по охране труда), представителя энергослужбы;

в) для остального инженерно-технического персонала - в составе прошедшего проверку в комиссии согласно п «б», имеющего группу по электробезопасности V (или IV - для электроустановок напряжением до 1 кВ) (председатель) и представителей энергослужбы, отдела по охране труда или комитета профсоюза;

г) для остального электротехнического персонала может быть создано несколько комиссий, состав которых определяет и утверждает ответственный за электрохозяйство предприятия;

д) электротехнический персонал мелких предприятий, организаций и учреждений, не имеющих персонала для состава комиссий, должен направляться для проверки знаний в комиссии, созданные при вышестоящих организациях с участием ответственного за электрохозяйство предприятия, на котором работает проверяемый.

Проверка знаний правил каждого работника производится и оформляется индивидуально. Результаты проверки знаний заносят­ся в журнал установленной формы.

Каждому работнику, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы с присвоением группы (II-V) по электробезопасности.

Удостоверение дает право на обслуживание тех или иных электроустановок в качестве административно-технического с правами оперативного, ремонтного или оперативно-ремонтного персонала; в ка­честве оперативного, ремонтного, оперативно-ремонтного, а также электротехнологического персонала с группой по электробезопасности II и выше.

Инженеры по охране труда, контролирующие электроустановки, должны проходить проверку знаний в объеме группы IV по электробезопасности в той же комиссии, что ответственный за электрохозяйство. При этом им выдается удостоверение на право инспектирования электроустановок данного предприятия

Ответственность за состояние охраны труда на предприятии несет работодатель.На предприятии должен осуществляться контроль за соблюдением Правил безопасности, требований инструкций по охране труда, за проведением инструктажей.Не допускается выполнение распоряжений и заданий, противоречащих требованиям Правил безопасности.

Приказной документ, связанный с назначением на предприятии ответственного лица за охрану труда, входит в перечень обязательных бумаг , поэтому применяется во всех фирмах без исключения. Обычно на должность поступает лицо, руководящее подразделением, ответственное за безопасность сотрудников, находящихся в подчинении.

Процедура включает несколько нюансов, обязательных к выполнению, в противном случае есть вероятность получения штрафа и проблем с законом.

Порядок действий руководства зависит от конкретной ситуации, а именно от того, если ли в организации действующий специалист или отсутствует.

  1. В компании специалиста по охране труда нет . Руководящее звено опирается на ст. 217 Трудового кодекса РФ . Его представитель выбирает одного работника из руководителей и профильных специалистов и ставит его на эту должность, прописывая ряд задач. Такой исход событий следует рассматривать только в случае, если в организации исполняет обязанности до 50 человек. Если штат больше, нужно обеспечить создание целой службы или принять на работу новое лицо.
  2. В компании уже работает такой специалист . Если профессионал уже принят на работу, а структура предполагает большое количество отделов, мастерских, складов, то в каждом из них имеется свой работник, ответственный за охрану труда (далее – ОТ). Данная обязанность прописывается не только в рамках трудового соглашения и должностной инструкции, но и в соответствующем приказе.

Ответственный сотрудник может быть назначен в обеих ситуациях вне зависимости от того, кто именно занимается исполнением функций службы ОТ.

Кто может быть назначен

Если штат состоит меньше чем из 50 единиц, создание службы необязательно . Для исполнения назначают генерального директора или другого специалиста из среднего управленческого звена.

Правила приема на работу, особенности обучения и трудовые обязанности регламентируются Трудовым кодексом РФ, а также Постановлениями Роструда.

Выбор ответственного специалиста зависит от особенностей деятельности организации.

Как только специалист был принят на работу, в течение месячного периода он обязуется пройти специальное обучение в соответствии с программой подготовки .

Если у него имеется специализированное образование или трудовой стаж, составляющий от 5 лет непрерывно, то обучение проходит в течение года с момента поступления на должность. Впоследствии повышение квалификации проходится по мере надобности, но не реже 1 раза в три года .

По итогам курсов сдается экзамен , а на руки выдается удостоверение о том, что его знания проверены.

Основные документы

Все мероприятия, связанные с ОТ, осуществляются на базе распорядительных и отчетных бумаг . Подготовка первой группы документов осуществляется на стадии формирования фирмы. Они включают в себя:

  • приказы;
  • должностные инструкции;
  • положения, связанные с организацией трудового процесса;
  • инструкции по ОТ;
  • инструктажи по противопожарной безопасности;
  • распоряжения руководства.

Следует принять во внимание и тот факт, что в соответствии с ТК РФ некоторые распорядительные акты в отношении прав и гарантий сотрудников не обходятся без учета мнения профсоюзов или прочих уполномоченных служб. В рамках применения распорядительных актов в первую очередь на должности назначаются следующие лица :

  • должностное лицо, под ответственностью которого находится создание безопасных условий трудовой деятельности;
  • работники, несущие ответственность за безопасность на отдельных территориях фирмы;
  • представители штата, в сфере компетенции которых находится электрохозяйство компании;
  • прочие специалисты, согласно требованиям и нормам отраслевых инструктажей и норм.

Что касается учетной группы документации , то она включает в себя бумаги, отображающие работу в сфере охраны труда:

Общий порядок назначения специалиста на должность выглядит следующим образом :

  1. Выбор подходящей кандидатуры.
  2. Формирование приказа и назначение.
  3. Прохождение обучающих мероприятий.
  4. Начало исполнения трудовых обязанностей.
  5. Периодическое повышение квалификации.

Сотрудник рассчитывает на получение надбавки к основной заработной плате . Также к трудовому договору происходит составление вспомогательного соглашения о назначении на новую работу. Как можно заметить, в рамках каждой фирмы существует огромное количество бумаг, регулирующих охрану труда и безопасность персонала.

Кто создает

Процесс написания приказа входит в обязанности любого сотрудника, который имеет определенный уровень знаний, навыков, квалификационных способностей. Важно, чтобы составитель имел общее и частное представление о трудовом и гражданском праве , а также владел тонкостями делопроизводства.

Чаще это обязательство входит в непосредственные трудовые задачи юриста, если таковой имеется. Если сотрудника нет, функция возлагается на представителя отдела кадров, секретаря. В любом случае, вне зависимости от того, кто занимался составлением документа, он должен обязательно передаваться на подпись руководителю , в противном случае документ не имеет юридической силы.

Правила оформления

В связи с отсутствием какой-либо стандартной унифицированной формы, документ заполняется в свободном порядке . Тем не менее, особых затруднений возникнуть не должно. Более того, готовый шаблон может быть разработан и внутри предприятия, но его следует утвердить в учетной политике.

Обязательно, чтобы в документе такого плана содержались материалы :

  • подробные сведения о самой организации;
  • номер приказа и дата, в которую он составлен;
  • ответственное лицо по охране труда (ФИО, должность);
  • полный перечень опций, которые оно имеет.

Если появится необходимость, специалист, составляющий документ, может дать ссылку на другие приложения. Составлять документ можно от руки или в электронной форме с использованием фирменного бланка предприятия.

Обязательно дать бумагу на подпись руководителю и лицам, упомянутым в нем. Делать заверение посредством печати необязательно, поскольку с 2016 года закон освобождает от этого. Составление происходит в единственном экземпляре.

Образец приказа

Общая форма приказ о назначении ответственного:

  1. В начале по центру указывается название фирмы, а строкой ниже прописывается наименование документа – «Приказ», его номер.
  2. Отмечается населенный пункт регистрации компании и дата формирования бумаги.
  3. Переход к основной части. Указывается, какое основание имеет данный процесс — речь идет о выполнении условий ТК РФ в области охраны труда.
  4. «Тело» приказа, в котором отмечаются реквизиты – ответственные лица, перечень их обязанностей, условия оплаты, замещающие сотрудники.

После этого документ отправляется к руководителю, чтобы тот поставил подпись.

Можно ли обойтись без него

Для всех организаций наличие приказа является обязательным . Освобождаются от его составления только индивидуальные предприниматели с небольшим штатом до 10-15 человек и в некоторых случаях – компании до 50 человек.

В остальных случаях отсутствие или нерациональное применение влекут административную и уголовную ответственность. Отсюда вывод, что предприятия вольны составлять эту бумагу на основании собственного разработанного шаблона, но обходиться без нее не могут. Более того, к этому документу прилагается список других обязательных бумаг.

Какой вывод можно сделать

Таким образом, обеспечение безопасных условий труда – непосредственная обязанность работодателя перед каждым сотрудником . Назначение ответственного лица – одна из кардинальных мер для решения данной задачи.

Принятие на работу нового сотрудника или совмещение обязанностей специалиста по ОТ с основной должностью уже существующего работника закрепляется специальным документом – приказом о назначении специалиста по ОТ . Он должен быть составлен в обязательном порядке и заверяется подписью генерального директора.

Каждый работающий гражданин имеет полное право на обеспечение ему определенных гарантий для работы, но не все работодатели одинаково соблюдают эти нормы. В этом случае работникам необходима защита. Как же защитить свои права? Как возместить ущерб и привлечь работодателя к ответственности?

Что говорит закон?

Действующая Конституция РФ, а также Трудовой кодекс нашего государства гарантируют гражданам право на оплачиваемый труд, а также необходимость обеспечения работающих всем необходимым снаряжением и соответствующими условиями труда.

Если же эти нормы будут нарушены, тогда работодатель понесет ответственность в виде штрафных санкций. Но несмотря на это, разные виды нарушений в данной сфере часто имеют место на практике. Видимо работодатели рассчитывают на то, что смогут избежать ответственности и не спешат создавать все необходимые условия комфортного труда.

В 2002 году Министерство труда утвердило специальное Постановление, которое закрепляет порядок действия всех правил по охране труда

Кроме того, в Трудовом кодексе есть определение видов ответственности. Среди них есть и дисциплинарная. Именно на руководителя учреждения возлагаются обязанности по организации всех необходимых мер для охраны труда. В свою очередь руководитель может вменить в обязанности ведение вопросов охраны труда специалисту, скажем, инженеру по охране труда. Тогда уже и результат нужно будет спрашивать с него. Согласно нормам Конституции, подтвердить соблюдение работодателем всех указанных условий можно с помощью контролирующих органов. Поэтому за нарушения таких условий при проверке будет составлен акт, которым руководителя будут привлекать к административной ответственности.

При этом в каждом отдельном правонарушении учитываются его вид и степень тяжести, что и определит меру предстоящей ответственности.

Нарушения в данной сфере могут повлечь за собой также материальную ответственность виновных лиц. Имеется в виду, что работодатель обязан будет возмещать пострадавшему лицу от его неправомерных действий размер нанесенного ущерба.

Процесс применения административных санкций регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Этот акт регулирует случаи более тяжелых нарушений за которые не предусмотрена уголовная ответственность.

Следующим актом является Уголовный кодекс, который определяет уголовную ответственность, применяющуюся в случаях с наступлением более серьезных последствий.

Стоит отметить, что чаще всего проверяющие органы обнаруживают именно административные нарушения и применяют соответствующие меры. Рассмотрим же каждый из отдельных случаев и варианты ответственности.

Административная ответственность

Итак, новые изменения, произошедшие в 2015 года в КоАП касались введения в действие новой статьи 5.27.1. Она отображала отдельные виды правонарушений в данной сфере, а также устанавливала наказания за них, такие как:

1.Нарушение требований нормативных актов федерального или местного уровней с последующим вынесением виновным лицам письменного предупреждения или применения штрафных санкций в размерах:

  • 2 -5 тыс. руб. — для руководителей, а также индивидуальных предпринимателей;
  • 50-80 тыс. руб. — для юридических лиц (предприятий и организаций любой формы собственности).

Пример: На предприятии, которое занимается производством мебели, не была проведена проверка приборов для сборки мебели. В итоге, в процессе работы инструмент ломается, нанося увечия сотруднику. Здесь уже для защиты своих прав работник обращается с исковым заявлением и требует возмещения убытков на лечение. Но это при условии, что работодатель продолжает и дальше нарушать закон, не составляя акты о нарушении и не уведомляя о травматическом случае соответствующий государственный орган.

2. Нарушение работодателем установленного порядка осуществления оценки условий труда с целью корректировки их и устранения нарушений, отсутствие соответствующих документов по ее проведению. Предполагает предупреждение или применение штрафа в размерах:

  • 5 -10 тыс. руб. — для руководителей, а также индивидуальных предпринимателей;
  • 60 -80 тыс. руб. — для юридических лиц.

Здесь также необходимо учитывать, что осуществление данной процедуры должно происходить в обязательном порядке на тех рабочих местах, которые имеют опасные для здоровья работников показатели труда. По ее результатам можно определить назначать ли льготы сотруднику за такую его трудовую деятельность (надбавки, премии и так далее, которые должны выплачивать работодатели).

3. Допуск сотрудника к исполнению обязанностей без соблюдения определенных процедур влечет применение штрафных санкций в следующих размерах:

  • 15 -25 тыс. руб. — для руководителей и предпринимателей;
  • 110-130 тыс. руб. — для юридических лиц.

О каких же обязательных процедурах идет речь? Здесь необходимо говорить об обучении и инструктажах для электриков, скажем, газосварщиков и прочих работников, которые приступая к работе должны соблюдать нормы безопасности, проверять приборы, понимать то, как они работают и, в случае поломок, обращаться к руководству за возможностью устранения таковых.

Сюда же стоит отнести и прохождение обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, которые помогут определить степень адекватности работника и его физической совместимости с занимаемой должностью для избежания возможных аварий на производстве.

Законодательство содержит полный список должностей и профессий, которые в обязательном порядке должны проходить медицинские осмотры.

4. Не предоставление подчиненным средств личной защиты (рабочая форма, головные уборы для защиты от воздействия внешних факторов, защитные очки и так далее) влечет за собой применение штрафных санкций в следующих размерах:

  • руководители и предприниматели - от 20 до 30 тыс. руб.;
  • предприятия, организации - от 130 до 150 тыс. руб.

При игнорировании предписаний контролирующих органов и повторных нарушениях меры ответственности по отношению к виновному лицу ужесточаются:

  • для должностных лиц штрафы могут достигать 30-40 тыс. руб. или дисквалификации до трех лет от занимаемой должности;
  • для индивидуальных предпринимателей - штраф в аналогичном размере, с возможностью приостановления деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц размер штрафа может достигать 100-200 тыс. руб. с приостановлением работы на аналогичный период.

Как видим, самые существенные меры ответственности применимы именно к юридическим лицам, ведь их финансовые возможности значительно выше, чем у индивидуальных предпринимателей, и они вполне могли бы обеспечить работникам все необходимые меры по охране труда. А вот по отношению к физлицам законодательство более щадящее.

Другие виды ответственности

Кроме указанных существует еще материальная и дисциплинарная виды ответственности. Первая наступает в случаях если при нарушении требований по охране труда был нанесен ущерб работнику, а также его имуществу. Это и нарушение локальных актов, и предписания контролирующих органов.

Дисциплинарная ответственность как работника, так и руководителя наступает тогда, когда речь идет о нарушении трудовых обязанностей. Ответственность здесь наступает в виде замечания или выговора. Повторное же такое действие или бездействие может повлечь увольнение.

Пример: Должностная инструкция инженера по охране труда предполагает периодический пересмотр инструкций по технике безопасности разных категорий работников в связи с изменением норм действующего законодательства. Но это требование не было выполнено данным работником. При обнаружении ошибок администрация применила выговор указанному специалисту.

Уголовная ответственность считается самым серьезным вариантом и наступает при нанесении тяжких телесных повреждений работнику (скажем, при сильных травмах на производстве, возникших из-за нарушений правил по охране труда). Так, если на заводе случается травма со смертельным исходом также можно говорить об уголовной ответственности, если в судебном процессе будет доказана вина работодателя (отсутствие оценки рабочего места, необходимого снаряжения работника и так далее). Здесь речь будет идти не просто о штрафе, а о возможности лишения свободы уполномоченных лиц.

Таким образом, данная отрасль очень важна и каждому работодателю необходимо вести грамотную политику, дабы избежать негативных последствий.

18 Мая 2017, 10:35, вопрос №1639820 Волжанин , г. Москва

Волжанин оставил отзыв о сайте - показать

Спасибо, быстрый и удобный сервис.

18 Мая 2017 11:39

1000 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8 )

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Новосибирск

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте.

    Достаточно одного должностного лица на организацию.

    Создавать ли отдел охраны труда Вам решать, если численность организации более 50 человек, то обязательно наличие отдела или специалиста по охране труда.

    Если менее 50 человек штатная численность, то на Ваше усмотрение назначение специалиста или создание службы.

    Ответственных за охрану труда в подразделениях назначать не обязательно, но можете это сделать в целях повышения ответственности руководителей подразделений и охраны труда в подразделениях.

    Трудовой кодекс

    Статья 217. Служба охраны труда в организации



    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


    (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

    Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    С уважением! Г.А. Кураев

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    • Юрист, г. Екатеринбург

      Общаться в чате
      • 9,6 рейтинг
      • эксперт

      Этого достаточно или необходимо ещё назначать ответственных за охрану труда в каждом структурном подразделении организации?
      Волжанин

      Здравствуйте. А что значит структурное подразделение? Отделы организации или ее обособленные подразделения, расположенные в других городах? Какова общая численность в организации?

      Приложение
      к Постановлению Министерства
      труда и социального развития
      Российской Федерации
      от 8 февраля 2000 г. N 14
      РЕКОМЕНДАЦИИ
      ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
      В ОРГАНИЗАЦИИ
      VI. Формирование службы охраны труда
      14. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.
      15. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
      16. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
      При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Пермь

      Общаться в чате
      • 7,2 рейтинг

      Волжанин, здравствуйте.

      Согласно Трудового Кодекса РФ, достаточно назначить специалиста по охране труда, либо создать соответствующую службу. Если сотрудников меньше 50 - то введение специалиста, в зависимости от специфики, и вовсе не обязательно.

      ТК РФ Статья 217. Служба охраны труда в организации
      В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

      Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

      Согласно Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации, такую службу следует организовывать отдельным структурным подразделением. Специалист является аналогом такой службы, так что создание должности специалиста по охране труда в каждом структурном подразделении не требуется законом и даже не рекомендуется МинТрудом.

      С уважением,

      Роман Новиков

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Сыктывкар

      Общаться в чате
      • 8,4 рейтинг
      • эксперт

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Кемерово

      Общаться в чате
      • 7,1 рейтинг

      Доброго дня!

      Здравствуйте, в организации назначен отдельный специалист, ответственный за охрану труда (прошёл все курсы). Этого достаточно или необходимо ещё назначать ответственных за охрану труда в каждом структурном подразделении организации? Организация обычная, посредническая, офисная, никаких производств нет. Все работают за компьютером.
      Волжанин

      Считаю, что одного человека будет достаточно, что следует из

      ст. 217 ТК РФ: В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
      Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

      Но ответственность и обязанность обеспечить своим работникам безопасность на работе, создание безопасных рабочих мест лежит на работодателе:

      ст. 212 ТК РФ: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
      Работодатель обязан обеспечить:

      Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
      создание и функционирование системы управления охраной труда;
      применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

      Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

      Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
      приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

      Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

      Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

      Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
      проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Раменское

      Общаться в чате
      • Обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, которые будут соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда для работодателя прописана в статье 22 Трудового кодекса. А статья 214 гласит, что и работник по закону должен соблюдать требования охраны труда, например, применять средства индивидуальной защиты, которые ему предоставляет работодатель. А там где есть обязанность, возложенная на руководителя или простого работягу, есть и ответственность за нарушение этих требований.

        Давайте разберемся, какие виды ответственности предусмотрены Российским законодательством за нарушения в области охраны труда?

        В первую очередь давайте обратимся к трудовому кодексу. В статье 419 указаны виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

        1. Дисциплинарная ответственность:
        - Статья 192 «Дисциплинарные взыскания» ТК РФ
        2. Материальная ответственность:
        - Раздел XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» ТК РФ
        - Глава 38 «Материальная ответственность работодателя перед работником» ТК РФ
        - Глава 39 «Материальная ответственность работника» ТК РФ
        - Статья 277. Материальная ответственность руководителя организации ТК РФ
        3. Административная ответственность:
        - Статья 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда» КоАП РФ
        4. Уголовная ответственность:
        - Статья 143 «Нарушение требований охраны труда» УК РФ.

        У каждого из этих видов ответственности есть свои нюансы, которые необходимо знать как работодателю, так и работнику.

        Дисциплинарное наказание – прерогатива работодателя. Он может применять такой вид наказания, если работник предприятия нарушает требования охраны труда. Такие требования к сотрудникам указаны в статье 214 Трудового кодекса. Дополнительные требования, на которые также может распространяться дисциплинарные наказания, работодатель имеет право указать в коллективном или трудовом договоре.

        Итак, работник обязан:

        Правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты;
        проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
        немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, которая угрожает жизни и здоровью людей, а также о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве;
        сообщать об ухудшении состояния своего здоровья или проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
        проходить обязательные и внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

        Если работник не выполняет свои обязанности, руководитель может применить к нему следующие дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ):

        Замечание;
        выговор;
        увольнение.

        Работодатель не имеет право применять дисциплинарные взыскания, которые не предусмотрены федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

        Наказание директор должен выбирать, руководствуясь исключительно тяжестью вины работника. Так что уволить сотрудника за незначительное нарушение в охране труда нельзя! Также руководитель не можете применить дисциплинарное взыскание за отказ работника приступать к работе, если ему не выдали надлежащие СИЗ или не создали безопасные условия труда.

        Прежде чем применять дисциплинарное взыскание, работодатель должен подтвердить факт нарушения работником охраны труда – взять объяснительную с самого нарушителя или с очевидцев. Это даст возможность нарушителю указать возможную уважительную причину проступка, тем самым получить смягчение наказания. После этого руководитель издает приказ о наказании нарушителя и обязательно знакомит с ним работника.

        Самое серьезное дисциплинарное наказание - увольнение работника. В этом случае работодатель руководствуется статьей 81 Трудового кодекса. В пункте 6 сказано, что руководитель может расторгнуть договор с сотрудником, если комиссией по охране труда был установлен факт нарушения работником требований охраны труда, если это повлекло тяжкие последствия - несчастный случай на производстве, авария, катастрофа. Либо работник заведомо создал реальную угрозу наступления таких последствий.

        Привлечь к дисциплинарной ответственности можно не только рядового сотрудника, но и специалиста по охране труда, а также другие ответственных за охрану труда на предприятии лица.

        Применять также наказание можно если:

        Работника допустили к работе, а оборудование, на котором он должен работать является неисправным;
        сотрудника допустили к работе на незащищенном оборудовании;
        ответственное лицо не выдало сотруднику предусмотренные средства индивидуальной защиты;
        работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда, медицинский осмотр;
        сотрудника поставили на работу, которая ему противопоказана по состоянию здоровья.

        Дисциплинарное наказание автоматически снимается через год с момента его наложения при условии отсутствия нового наказания (ст. 194 ТК РФ).

        Если работник не согласен с наложенным на него дисциплинарным взысканием, он имеет право обжаловать его в комиссии по трудовым спорам. Срок обжалования - 90 дней с момента привлечения к ответственности.

        Материальная ответственность за нарушение требований охраны предусмотрена в случае, если работник причинил ущерб работодателю в результате нарушений требований охраны труда.

        Например, два сотрудника на складе решили устроить «гонки» на погрузчиках. На очередном вираже одного из сотрудников занесло. На погрузчике он врезался в стеллаж с товаром. Чем нанес работодатель материальный ущерб – часть товара была испорчена, погрузчику требовался ремонт.

        Но работодатель должен помнить, что не каждого сотрудника и не в любой ситуации можно привлечь к материальной ответственности.

        То возможно, если:

        Работник совершеннолетний;
        работодатель получил явный фактический ущерб и может то доказать;
        сотрудник бездействовал либо проявлял незаконные действия;
        вина сотрудника, который нанес ущерб работодателю, доказана.

        Работодатель может обязать сотрудника, который допустил причинение ущерба, возместить ему материальный ущерб. Руководитель имеет право потребовать его как в полном объеме, так и частично. А также, согласно статье 240 Трудового кодекса отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.

        Работник обязан возместить работодателю только прямой действительный ущерб. Нельзя требовать от работника возмещения недополученные доходы, а именно упущенную выгоду (ст. 238 ТК РФ).

        К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда можно по закону привлечь не только работников, но и руководителей, должностных лиц и других ответственных работников.

        Поводы, за которые к административной ответственности привлекают работодателя, в полном объеме указаны в статье 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации». Давайте рассмотрим подробно каждый из них.

        Пункт 1 - Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (за частей 2 – 4).

        В этом случае может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф. Если виновно должностное лицо, штраф может составить от 2 000 до 5 000 рублей.

        Если наказанию подвергают юридическое лицо, то размер наказания будет намного серьезнее - от 50 000 до 80 000 рублей.

        Пункт 2 – Наказание предусмотрено за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Если инспектор ГИТ во время проведения проверки, обнаружит такое нарушение, он может оштрафовать должностное лицо на 5 000-10 000 рублей. Для юридического лица сумма составит от 60 000 до 80 000 рублей.

        Пункт 3 – Предусматривает наказание за допуск сотрудника к работе без обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

        Еще раз напоминаем работодателю, что в новой редакции Трудового кодекса по этому нарушению предусмотрено наказание за каждого работника, в отношении которого допущено нарушение.

        Если такое нарушение допустило должностное лицо, административный штраф составит от 15 000 до 25 000 рублей. Для юридического лица все гораздо серьезнее. Им грозит штраф от 110 000 до 130 000 рублей.

        Например: Инспектор ГИТ во время проверки обнаружил, что на предприятии 4 человека не прошли положенный медосмотр. В результате юридическое лицо оштрафовали на сумму 440 000 рулей!

        Пункт 4 – Согласно этому пункту, работодатель будет наказан, если он не обеспечит своих сотрудников средствами индивидуальной защиты. Наказание по этому пункту также было ужесточено, так как работа без СИЗ очень часто приводит к несчастным случаям и смертельному исходу.

        Если такую ситуацию допустит должностное лицо, его накажут на сумму от 20 000 до 30 000 рублей. Юридическое лица заплатит от 130 000 до 150 000 рублей за каждого сотрудника, которого не обеспечили СИЗ.

        Пункт 5 – наказание за повторное административное правонарушение. Должностному лицу оно обойдемся в сумму от 30 000 до 40 000 рублей. Юридическому - от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

        Решение о наложении взыскания в виде штрафов принимают инспекторы ГИТ или руководители органов Государственного надзора. Дела об административных нарушениях рассматривают суды.

        Работодатель должен помнит, что если его оштрафовали за выявленное нарушение в охране труда, это не значит, что он может теперь не исполнять свои обязанности в том вопросе.

        Например, инспектор оштрафовал работодателя за то, что 2 сотрудника предприятия не прошли в назначенный срок периодический медосмотр. Юридическое лицо наказали на сумму 260 000 рублей. Работодатель теперь обязан в ближайшее время исправить нарушение и направить сотрудников на медосмотр.

        Самое суровое наказание, которое предусмотрено за нарушение требований охраны труда – уголовное. Его могут назначить, если по неосторожности произошло причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерти при чрезвычайной ситуации на конкретном объекте (столкновение, авария, пожар, катастрофа).

        Важно помнить, что к уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо. Это означает, что если на предприятии нарушили нормы охраны труда, накажут за это руководителя.

        Пример: При строительстве жилого дома в Перми с высоты 8 этажа упал и погиб каменщик Директора строительной компании, сотрудником которой являлся погибший, осудили на 1,5 года за гибель рабочего на стройке по ч. 2 ст.216 УК РФ. И на 2 года лишили права занимать должности, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, а также заниматься деятельностью, связанной со строительно-монтажными работами. Кроме этого, взыскали в пользу родственников погибшего 1,5 млн. рублей. Исполнение наказания отсрочено до достижения ребенком осуждённой четырнадцатилетнего возраста.

        Статья 143 «Нарушение требований охраны труда» УК РФ предусматривает следующее наказание:

        Пункт 1 – Если произошло по неосторожности нарушение требований охраны труда и это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека. В этом случае наказание может быть в виде штрафа в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев. Могут быть назначены обязательные работы на срок от 180 до 240 часов или исправительные работы на срок до двух лет. Возможны и принудительные работы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
        Пункт 2 – Если в результате нарушения охраны труда по неосторожности произошла смерть сотрудника, это наказывают принудительными работами на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
        Пункт 3 – Если погибших в результате нарушения два сотрудника или больше, наказание предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.