Когда сотрудники гибдд перестанут приезжать на дтп. Гибдд не будет выезжать на место дтп без пострадавших Гибдд не приезжает

К 2016 году МВД России намеревалось полностью передать страховому сообществу функции по оформлению дорожно-транспортных происшествий при отсутствии пострадавших. Такая цель еще в 2013 году была прописана в официальном Плане деятельности МВД до 2018 года. Представители ведомства неоднократно поясняли, что после сокращения на треть кадрового состава выезжать для оформления мелких ДТП стало просто некому.

С тех пор в полиции пытались решить эту задачу посредством повсеместного внедрения европротокола, что пока так и не дало желаемого результата.

Напомним, что европротокол — это метод оформления ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции, под который подпадают ДТП с двумя участниками, если между ними нет разногласий по поводу обстоятельств аварии и вред причинен исключительно имуществу (транспортному средству). Потенциальный вред не должен превышать 50 тыс. руб., а для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и региона установлен лимит 400 тыс. руб.

Высокопоставленный источник в МВД России отметил, что из-за сокращения численного состава в ведомстве сейчас особенно остро стоит вопрос передачи функции по оформлению ДТП без пострадавших страховым компаниям. «От эвакуации автомобилей уже начали уходить, а вот оформлением ДТП по-прежнему в основном занимаются сотрудники ДПС», — отмечает собеседник.

Европротокол станет ближе к народу

Стоит отметить, что не только само силовое ведомство, но и правительство в целом хотело бы переложить функцию оформления аварий с ГИБДД на плечи страховых компаний. Сейчас в Белом доме это пытаются сделать путем активного развития европротокола, разрабатывая несколько поправок, призванных упростить и в то же время расширить его применение. Изменения призваны сделать этот вид оформления ДТП более привлекательным и удобным для автовладельцев.

В частности, на рассмотрении в Госдуме находится законопроект Минфина с рядом поправок в закон об ОСАГО. Министерство предлагает установить приоритет направления попавшего в ДТП транспортного средства на ремонт перед денежной выплатой ущерба.

При этом есть исключения, когда все-таки будет выплачиваться денежное возмещение ущерба: например, если автомобиль не подлежит восстановлению или причинен вред имуществу, но не автомобилю.

Поправки предусматривают повышение с 50 тыс. до 100 тыс. руб. максимального размера страховой выплаты по европротоколу. Сейчас, по словам участников рынка, именно невысокая сумма покрытия останавливает попавших в ДТП водителей от оформления аварии без участия инспектора — они опасаются, что восстановление автомобиля обойдется дороже и выплаты по ОСАГО не хватит на ремонт.

Кроме того, по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова ведомство готовит еще один пакет поправок в закон об ОСАГО, который предполагает отмену на четырех территориях с лимитом выплат 400 тыс. руб. принципа согласия участников ДТП с обстоятельствами аварии. В то же время автовладельцам предлагают три способа фиксации аварий на выбор: с помощью техсредств контроля, специализированных приложений для мобильных телефонов и непосредственно телефонов. Для оформления европротокола нужна будет фотография или видеосъемка аварии, которую ее участник должен сделать сам.

Кризис недоверия

Представители страховых компаний уверены, что, пока автомобилисты не начнут доверять им, дело с мертвой точки не сдвинется. Сами страховые компании доверять клиентам при этом не хотят и пытаются максимально обезопасить себя от мошенников.

«Дело не в том, что страховщики не хотят работать по европротоколу — этого не хотят водители, — заверили «Газету.Ru» в Российском союзе автостраховщиков (РСА). — Когда с 1 июля ввели штрафы за неоставление места мелкого ДТП, был резкий рост числа оформленных аварий по европротоколу. То есть динамику мы видим, и она улучшается. Новые технические решения для фиксации ДТП страховое сообщество поддерживает. В частности, это касается бортовых устройств и мобильного приложения, требования к которому установлены РСА по согласованию с Банком России.

Однако значительное упрощение процедуры оформления европротокола может привести к неконтролируемому росту мошенничества в этой сфере.

Здесь мы говорим о предложенном способе фиксации с помощью фото- и видеосъемки ТС и их повреждений на месте ДТП плюс подтверждение местоположения участника ДТП по его абонентскому номеру оператором мобильной связи. Такой способ может привести к увеличению рисков мошенничества».

В РСА отмечают, что не поддерживают правительственную инициативу по увеличению лимита выплат во всех регионах до 100 тыс. руб. «В то же время мы поддерживаем предложение о том, что в случае действия норм о натуральном ремонте при обнаружении скрытых повреждений, которые выходят за лимит по «европротоколу» в 50 тыс. руб., это компенсирует страховая компания. На эту поблажку надо идти, это справедливо и возможно».

«Корень проблемы в том, что наши граждане не доверяют никому, а особенно ГИБДД и страховым компаниям, — говорит «Газете.Ru» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. —

Людям сложно внушить, что можно покинуть место аварии, поскольку за многие десятилетия в водителях было воспитано осознание того, что это делать нельзя — иначе лишение прав.

Кроме того, боится автовладелец и страховой, которая ему недоплатит. Тут виноваты скорее СМИ, которые пугают их критическими материалами. Конечно, страховщики не безгрешны, но и слишком тиражировать это не стоит».

По словам собеседника, каждый случай отказа страховой в выплате по европротоколу имеет под собой вполне объективные причины. «Все элементарно: нет подписи, не составили схему ДТП, у одного из участников аварии полис ОСАГО оказался фальшивым и т.д. Но все это решаемые проблемы. Можно позвонить в страховую компанию участника аварии и уточнить, является ли он ее клиентом. Можно позвонить в свою страховую, описать повреждения и убедиться, что в 50 тыс. руб. ремонт укладывается. Ведь гаишники ругаются как раз из-за таких аварий, когда автомобили получили лишь царапины и сумму ущерба оценить весьма просто».

Рассуждая о том, как и когда ГИБДД сможет не участвовать в оформлении мелких ДТП, Иванов отмечает, что такая практика уже есть в некоторых городах.

«Например, в Екатеринбурге местный начальник УВД взял и сказал: мы ездить не будем. Да, убыточность по ОСАГО для страховых там несколько подросла, но мир не перевернулся, — поясняет Иванов. — Так что издавать новый закон о том, чтобы исполнялся уже имеющийся, нет смысла — можно пользоваться тем, который есть».

Верните аварийных комиссаров

«Развитие европротокола имеет смысл, — уверен гендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников. — Пока ему все еще мешает страховое лобби.

Но критическая точка уже прошла, и максимум через полгода ситуация изменится — вскоре 80% мелких аварий будет оформляться без вызова инспекторов ДПС.

С одной стороны, помогут принимающиеся сейчас изменения в законодательстве. Например, то же мобильное приложение, если оно будет дружелюбно к автовладельцу. Потому что, например, памятка РСА о том, как оформить европротокол, — это шесть страниц текста. Кроме того, правительство могло бы занять более жесткую позицию и обязать страховщиков направлять на место ДТП страховых комиссаров — это решило бы все вопросы. Желательно, чтобы комиссарами являлись не новые участники дорожного движения — эту функцию, например, могли бы выполнять обученные таксисты».

«Эта история с европротоколом имеет предел развития, — возражает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Невозможно оформление всех ДТП переложить на водителей — они не эксперты и нуждаются в квалифицированной помощи, поэтому и вызывают гаишников. А государство хочет просто направить людей в объятия недобросовестных страховых компаний, которые ищут любой повод, чтобы отказать в выплате, придираются к каждой закорючке».

По словам эксперта, притом что в МВД не хотят, чтобы сотрудники выезжали на мелкие аварии, чиновники сами убили частные компании, которые за скромную плату оказывали автовладельцам помощь в оформлении ДТП.

«Например, в Новосибирске, Томске, других городах они просто перестали принимать документы у посредников. Коммерческая служба аварийных комиссаров должна была появиться и в Москве, знаю, что даже машины под это дело закупали, но из-за позиции ведомства работать она так и не начала», — приводит он пример.

По мнению Шкуматова, единственный эффективный выход из ситуации — создание условий для работы таких комиссаров. «Во всем цивилизованном мире вооруженные люди — полицейские — не ездят оформлять царапины на бампере, — говорит собеседник. — Поэтому правильным было бы создание службы комиссаров либо усилиями предпринимателей, либо наделением этих полномочий какой-нибудь муниципальной организации, к примеру Центра организации дорожного движения. Оплачивать их работы, конечно, должны страховщики из тех средств, которые получают в виде премий по ОСАГО».

Европротокол отвоевал у традиционного метода оформления ДТП (того, что происходит в присутствии сотрудников ГИБДД) еще одну позицию – с 1 декабря вызывать «гаишников» на место аварии необязательно, если в ней участвует больше двух машин. Многие водители считают европротокол очень полезной штукой, другие утверждают, что никогда не станут самостоятельно заполнять извещение о ДТП: во-первых, боятся «накосячить» и, во-вторых, - получить отказ в страховых выплатах.

Интересная деталь: наряду с продвижением европротокола российские чиновники и законодатели все чаще принимают законы и постановления, которые не обязывают полицейских выезжать на ДТП. При этом, есть перечень условий, когда они не могут отказать пострадавшему, вызвавшему их на ДТП.

Давайте заглянем в ПДД. В «главной книге» автомобилиста есть пункт 2.6, в котором говорится следующее: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию». Выходит так: если участник ДТП обязан вызвать полицию, значит полиция (в лице сотрудников ГИБДД) обязана приехать на вызов.

Существует еще одно условие, при котором автомобилист должен сообщить о происшествии в полицию, - это если обстоятельства причинения вреда или характер и перечень видимых повреждений вызывают разногласия участников. Обратите внимание: водитель обязан сообщить о происшествии по «02», а вот наряд ДПС ехать на него не обязан. В этом случае, дежурный (диспетчер) может объяснить звонившему, что надо делать, а затем пригласит участников ДТП в ближайшее подразделение ГИБДД.

Во всех прочих случаях водители не обязаны звонить в полицию. Но если водитель все-таки намерен отремонтировать свой автомобиль по страховке, общение с ГИБДД является обязательным (п. 2.6.1), если:

Хотя бы у одного из участников ДТП нет полиса ОСАГО – например, пешехода или водителя, который по каким-либо причинам не купил его;

В результате аварии повреждены другие объекты – автомобили, строения, осветительные мачты и т.д.;

Стоимость ремонта автомобиля пострадавшего по ОСАГО превышает 50 тыс. рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 400 тыс. рублей).

Один из автомобилей застрахован по каско и в условиях страхования указаны документы, которые выписывают сотрудники ГИБДД.

Еще раз предупреждаем: наряд может не приехать. То есть вам придется самостоятельно ехать в ближайшее подразделение для оформления документов. Собственно, вы можете даже не звонить в полицию, но лучше все-таки сделать это. Ну хотя бы для того, чтобы получить консультацию о том, что следует предпринять и где находится ближайшее подразделение ГИБДД.

Что можно посоветовать водителю, который не сильно осведомлен об особенностях российского законодательства, касающихся случаев попадания в ДТП? Мы можем посоветовать ему звонить в полицию по поводу его дальнейших действий. Он все равно ничего не теряет!

Вывод

В настоящее время наряд ГИБДД «стопроцентно» выедет на ДТП только в том случае, если в нем есть погибшие и пострадавшие. Во всех остальных случаях – на их усмотрение. В противном случае, водители либо самостоятельно оформляют извещения для получения страховых выплат (или иными способами занимаются урегулированием проблем – на самом деле, они могут самостоятельно решить их при незначительном ДТП), либо направляются в ближайшее подразделение ГИБДД.

Об этом Business FM рассказали автостраховщики. Соответствующий приказ готовит глава МВД Владимир Колокольцев. Инициатива министра вызвала неоднозначную реакцию на рынке ОСАГО

Со следующего года сотрудники ГИБДД перестанут оформлять аварии без пострадавших. Разбираться друг с другом предложено водителям и страховым компаниям — самим, по «европотоколу»: как утверждают на рынке, его либерализацию готовит Минфин.

Сейчас по упрощенной схеме можно оформить ДТП, если ущерб не превышает 50 тысяч, оба водителя согласны, кто виноват, и нет пострадавших. В нескольких регионах работает так называемый безлимитный протокол — с суммой в 400 тысяч, но для оформления потребуется зафиксировать место аварии средствами ГЛОНАСС или GPS.

В любом случае, у водителей не должно быть споров, кто прав, а иначе вызов ГИБДД неизбежен. Вот от этого в МВД и хотят отказаться. В страховых компаниях против, почему — объясняет президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс:

президент Всероссийского союза страховщиков «Безлимитный протокол», то есть где 400 тысяч вам могут выплатить, это только Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, а так это 50 тысяч рублей. Таким образом, в эти деньги только относительно небольшие аварии вписываются. Поэтому возникает очень много вопросов по поводу того, как все это будет происходить. Помимо приказа Колокольцева, нужны еще и поправки в закон «Об ОСАГО» для того, чтобы всю процедуру описать и чтобы автовладельцам было не страшно».

Инициативу МВД в какой-то степени можно назвать революционной. Ни в Европе, ни в США сотрудники правоохранительных органов не отказываются от выезда на место ДТП, если сами водители не договорились, кто виноват, ведь от этого зависит в итоге стоимость будущей страховки. За инспектором остается роль судьи, и случаи бывают разные: столкнулись несколько машин, или авария случилась по вине третьего участника, а он скрылся, или ДТП произошло по вине дорожных служб. Непонятно, как все эти нюансы водители будут оформлять на месте, особенно, когда нет опыта использования «европротокола» и доверия к страховым компаниям.

партнер аналитического агентства «Автостат» «Страшно. Мы привыкли жить в стране, где без бумажки в руках человек чувствует себя неуверенно, а тут как это — я сам оформил и нет у меня протокола, нет печати? Первое, что непривычно и в стрессовой ситуации не всякий сможет оценить трезво, — количество повреждений, потому что достаточно небольшой лимит, 50 тысяч рублей. С другой стороны, есть опасения, что ты что-то не так сделал и тебе откажут. С третьей стороны, реально достаточно пристальное внимание со стороны страховых компаний к тем людям, которые приходят с документами по «европротоколу». В любом человеке видит потенциального жулика, который пытается обмануть».

Если сотрудники ГИБДД перестанут выезжать на спорные случаи, можно ожидать очередного всплеска судебных разбирательств по поводу невыплат по ОСАГО. Судам такая перспектива вряд ли придется по душе. Страховщики, конечно, могут создать некую службу разбора, которая в спорных случаях будет выезжать на ДТП вместо ГАИ, но все это приведет к существенном росту издержек и в конечном счете отразится на цене полиса. Получается, без ГИБДД никак, а там не хватает рук, чтобы заниматься вмятинами на крыльях или бамперах. Замкнутый круг.

Правда, справедливости ради, нужно сказать, что введение этого новшества в МВД нам не подтвердили.

1. Произошло ДТП, что делать?

В первую очередь Вы должны - немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
- принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии, адреса, телефоны, марку автомобиля свидетелей и ожидать прибытия сотрудников милиции.
- заполнить со вторым участником извещение о ДТП, для страховой компании

В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 Кодекса.

На месте ДТП инспектор ГИБДД возбуждает дело об административном правонарушении. Инспектор ДПС составляет следующие документы:

1. Протокол об административном нарушении, в котором указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В соответствии со ст. 25.5 Кодекса с момента составления протокола об административном правонарушении в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол, не оспаривает своей вины, в отношении его выносится постановление. Копия постановления вместе с копией протокола вручается ему на месте.
В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол, не согласен, то он подписывает протокол и указывает, что не согласен с вменяемым ему нарушением ПДД.
Копия протокола вручается немедленно после его составления лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе.

2. Схема ДТП, в которой должно быть указано:
. место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
. ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;
. ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
. положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
. направление движения участников ДТП до момента его наступления.

3. Справка об участии в ДТП (форма 12). Выдается обоим участникам.
4. Объяснения участников ДТП, в которых они описывают обстоятельства произошедшего ДТП;
При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется составлять протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 3), схему места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 4), протокол осмотра транспортного средства (приложение N 5), справку по дорожно-транспортному происшествию (приложение N 6), водители направляются на мед. освидетельствование.
Вы должны внимательно изучить все составленные документы и если с чем то не согласны, то вместе с подписью написать что не согласны с тем то. Отказываться от подписи из-за несогласия с чем то в документах не имеет смысла.

2. Ко мне отказываются выезжать сотрудники ГИБДД, для того, чтобы зафиксировать ДТП, ссылаясь на то, что я нахожусь в лесу, поле, удаленной деревне, не на дороге.

Сотрудники ГИБДД обязаны выехать на место ДТП в любой район. Помните, что ГАИ лучше вызывать по телефону 02 (при наборе с мобильного 002 или 112). При звонке настаивайте что вы находитесь на дороге (понятие дороги в ПДД довольно расплывчатое). Если долго никто не приезжает также через 02 сообщить свою жалобу и узнать телефон доверия ГИБДД и пожаловаться туда..

3. Не пройден тех. Осмотр действует ли полис ОСАГО при ДТП?
А) Для виновника ДТП.
Действует
Б) Для пострадавшего в ДТП.
Действует

4. Не пройден тех.осмотр действует ли полис КАСКО при ДТП?
Действует. Хотя при страховании талон техосмотра обязательный документ при оформлении полиса КАСКО. Во многих страховых компаниях в правилах прописано не является страховым случаем повреждение транспортного средства в результате нарушения Страхователем или лицом, допущенным к управлению застрахованным ТС по Договору, правил эксплуатации транспортных средств, в том числе использование технически неисправного ТС. В случае не прохождения техосмотра ТС может расцениваться, как неисправное. Для большей уверенности внимательно прочитайте условия договора КАСКО, у каждой страховой компании они могут отличаются.

5. ДТП произошло на трамвайных путях (свидетелей нет). Действия водителей.

Автомобили не передвигать, поставить знаки аварийной остановки, вызвать сотрудников ГАИ. Действия такие же как и при обычном ДТП.

6. ДТП произошло на неохраняемой стоянке (супермаркет, рынок). Действия ГАИ.

Действия аналогичны действиям при ДТП на проезжей части (оформление и выдача всех необходимых документов)
7. ДТП произошло на стройплощадке (охраняемая территория завода, охраняемая стоянка). Действия ГАИ и водителей.

На внутренней охраняемой территории организации, предприятия (юридически документально оформленной и принадлежащей организации, а не просто огороженную без юридического оформления) сотрудники ГИБДД фиксировать ДТП не будут. Вы можете вызвать сотрудников ГИБДД, если они приедут и зафиксируют ДТП, то это не внутренняя охраняемая территория организации. Либо вызвать на оформление происшествия участкового.

Полис ОСАГО в этом случае не действует (ФЗ об ОСАГО статья 6 часть 2 пункт и), т.к. это внутренняя территория организации.

8. Виновник уехал с места ДТП. Действия пострадавшего.

Запомнить и записать номер, марку скрывшегося автомобиля. Постараться установить свидетелей, взять у них данные, ФИО, адрес, телефон. Не передвигать автомобиль и предметы имеющие отношение к ДТП, поставить знак аварийной остановки, вызвать сотрудника ГАИ. Сотрудники ГИБДД оформят ДТП, объявят скрывшийся а/м в розыск, установят собственника а/м. Вынесут постановление. Если виновник не появится, либо не сообщит данные страховщика, у которого застрахована его гражданская ответственность. нужно обращаться в суд к владельцу, либо к виновнику о возмещении ущерба.

9. Сотрудники ГИБДД долго не приезжают на место ДТП, куда обращаться.

В службу доверия ГИБДД или по телефону 02.

С 1 июля вступают в силу поправки в ПДД – нововведения в том числе конкретизируют порядок действий водителей при ДТП ().

Как и сегодня, участники ДТП обязаны будут немедленно остановить автомобили после столкновения, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию ().

Если машины мешают движению, водителям по-прежнему надо будет освободить проезжую часть. Но здесь есть один нюанс. Водители при любом ДТП, как и сейчас, обязаны будут освободить проезжую часть, если движение по ней стало полностью невозможным. Если же в аварии нет пострадавших, отогнать машину с места ДТП необходимо будет не только при полностью парализованном движении, но и когда для него создаются препятствия. ПДД не разъясняют, что именно понимается под такой ситуацией – например, будет ли препятствием движению ДТП на средней полосе, если на крайних левой и правой полосах движение продолжается, но немного замедлилось. Очевидно, это предстоит решать самим водителям в каждом конкретном случае.

Отметим, что специальной ответственности за нарушение этой обязанности поправки не установили. Однако водитель может быть наказан по общей норме за невыполнение обязанностей в связи с ДТП, участником которого он является. Размер штрафа за такое нарушение составляет 1 тыс. руб. ().

Перед тем, как отогнать свои автомобили с места происшествия, водители должны будут также, как и сейчас, предварительно:

  • зафиксировать с помощью средств фотосъемки или видеозаписи положение автомобилей по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры (в настоящее время достаточно зафиксировать положение машины без увязки с объектами дорожной инфраструктуры и расположением по отношению к другим автомобилям);
  • запечатлеть на фото и видео все следы и предметы, относящиеся к происшествию;
  • принять все возможные меры к сохранению следов ДТП и организации объезда места аварии.

Однако с завтрашнего дня, фиксируя детали происшествия на фото и видео, водителям не нужно будет заручаться показаниями свидетелей.

Кроме того, с 1 июля сотрудники ГИБДД будут выезжать на место происшествия, только если в результате ДТП пострадали люди.

Законодателем предусмотрены три различные ситуации, в зависимости от которых автомобилистам предстоит выбрать ту или иную модель поведения ( , ). Рассмотрим их подробнее.

Ситуация 1. В результате ДТП ранены или погибли люди . В данной ситуации требования к действиям участников ДТП не изменились. Как и сейчас, водитель, причастный к аварии, будет обязан:

  • оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном или, если это невозможно, на своем автомобиле (в последнем случае в медицинском учреждении нужно будет предъявить свой паспорт или водительское удостоверение и регистрационный документ на машину), а затем возвратиться к месту ДТП;
  • записать фамилии и адреса очевидцев аварии и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Ситуация 2. В результате ДТП причинен вред только имуществу, между водителями есть разногласия относительно обстоятельств происшествия . С 1 июля водитель, причастный к аварии, будет обязан:

  • записать фамилии и адреса очевидцев аварии;
  • сообщить о случившемся в полицию для получения указаний о месте оформления ДТП;
  • оставить место происшествия, если сотрудник полиции даст указание об оформлении документов на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции. Если таких указаний нет – оформлять документы на месте.

Ситуация 3. В результате ДТП причинен вред только имуществу, между водителями нет разногласий относительно обстоятельств происшествия . Участники такого ДТП не обязаны по новым правилам сообщать о нем в полицию и могут выбрать один из следующих вариантов.

Во-первых, автомобилисты, как и сейчас, смогут оформить документы без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о ДТП по правилам европротокола и оставить место происшествия.

Однако для оформления ДТП в этом случае должны быть соблюдены дополнительные условия:

  • в ДТП участвуют два транспортных средства;
  • у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО;
  • вред причинен только автомобилям;
  • обстоятельства причинения вреда не вызывают у водителей разногласий.

Обращаем внимание, что максимальная сумма страхового возмещения при европротоколе составляет 50 тыс. руб. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей действуют повышенные лимиты – страховая компания может выплатить до 400 тыс. руб. Правда, для того, чтобы ими воспользоваться, надо выполнить дополнительные условия: зафиксировать данные о ДТП с помощью средств навигации, использующих систему ГЛОНАСС. Но если полис ОСАГО получен хотя бы одним из водителей до 1 августа 2014 года страховая выплата вне зависимости от региона, в котором произошло ДТП, составит 25 тыс. руб.

Во-вторых, участники ДТП смогут оставить место происшествия и оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции (предварительно звонить в полицию для получения указаний при этом не нужно).

В-третьих, водители могут не оформлять документы о ДТП, если повреждено только их имущество и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов, и покинуть место происшествия.

Не все так просто

Несмотря на то, что положения ПДД достаточно детально прописывают обязанности водителей, на практике автомобилисты могут столкнуться с рядом вопросов. Редакция портала ГАРАНТ.РУ разобралась, как следует действовать, если...

1

ДТП произошло на двухполосной дороге, где отсутствует обочина. На двухполосной дороге любая авария становится причиной пробки, часто многочасовой. Новая редакция обязывает водителей освободить проезжую часть, если их автомобили мешают проезду, но как быть, если нет обочины? Управляющий партнер компании "Антистраховщик", руководитель портала "Антистраховщик.РФ" Илья Афанасьев пояснил порталу ГАРАНТ.РУ, что в такой ситуации водителю следует переместить свой автомобиль максимально близко к правому краю проезжей части.

2

Автомобиль причастного к ДТП водителя в результате аварии не на ходу. В данном случае водитель не сможет самостоятельно освободить проезжую часть по объективным причинам, но ПДД не содержит никаких исключений из нормы, закрепляющей такую обязанность. "Надо постараться по максимуму переместить авто к обочине или к правому краю проезжей части при помощи буксирующего троса, попросив помощи у проезжающих водителей", – советует Илья Афанасьев.

3

Водители договорились не оформлять документы о ДТП и разъехаться, однако один из них впоследствии обвинил другого в том, что тот оставил место происшествия. Чтобы этого не произошло, участникам ДТП следует обезопасить себя заранее. Например, обменяться расписками о том, что оба участника добровольно уехали с места происшествия. Кроме того, желательно указать, что участники ДТП претензий имущественного или иного характера друг к другу не имеют, или составить соглашение об условиях выплаты компенсации за возникшие повреждения. При этом нужно обязательно указать время и адрес места ДТП, паспортные данные обоих участников и сведения об автомобилях и документах на них.