Картотека по окружающему миру на тему: Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с природой. Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

Картотека дидактических игр по
ознакомлению с окружающим миром.
1.
1.1 «Укладывание в колыбель».
1.2 «Что это? Кто это?».
живой или неживой предмет.
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол,
книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных
предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а
вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы,
например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» ­ «Что
это?».
Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и
показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и
спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные
предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно
подвели детей к понятиям «живой ­ неживой».
1.3 «Что изменилось.»
Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить
словарный запас.
что помогает
сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать
их после игры.
Развивать память и внимание,
Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок,
зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного
цвета и формы.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и
определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо
увидеть и сказать, какого предмета не хватает.
Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и
индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать
в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в
определенном порядке.

Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно
посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После
этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время
руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них.
Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые
произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7­10 минут.
Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее
количество правильных ответов.
1.4 «Предметные фризы»
1.5 «Времена года».
Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению
растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие
времени года.
Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе
помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями
и пользоваться их подсказками.
Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей
разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года
(белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или
оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На
каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей
тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на
земле, развлекающиеся дети).
1.6 «Что нам осень принесла?».
Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять
инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем
несложные фразы.

Описание игры. Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит
на столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли
вы их», ­ говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор,
капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там,
где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?».
Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка
грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей
глаголы лакать, грызть, есть.
Описание игры.
«Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка…
(большая­пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет­потянет,
вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку
– тянут­потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?»
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с
репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать:
«Сладкая репка! Сладкая!»)
«Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей
отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень­очень вкусная
репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую
еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска,
молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке –
косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка,
сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и
внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»;
«Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра».
1.8 «Чудесный мешочек».
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных
объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику
пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек,
разные игрушки,
имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному
подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет

характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться,
что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает
предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить
четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
Описание игры.
Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.
Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой
поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе
нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.)
«Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет.
Кровати нет"»
Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате
кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» –
предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю­бай, баю­бай, поскорее
засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы
ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья
нужны», – обязательно скажет кто­нибудь из детей. «Зачем стулья?» –
интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
Просыпается Катя. Она радуется новой мебели.
1.10 «Оденем куклу на прогулку».
Цели и задачи:
1.
Воспитывать бережное отношение к вещам,
оказывать
взаимопомощь друг другу при одевании.
2.
Развивать мелкую моторику рук,
наглядно­действенного
мышления.
3. Учить детей различать и называть предметы одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на
картинках, последовательно одевать куклу.
Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша,
Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью

Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание",
рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над
последовательностью одевания.
1.11 «Научим куклу раздеваться».
1.12 «Купание куклы».
Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия
предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце,
намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода;
показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.
Описание игры.
Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку
«Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем
купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей
определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и
сажает в ванночку. Кому­нибудь из детей он предлагает принести мыло (все
необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что
мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для
мыла».
Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с
дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле
голову, педагог взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться,
И грязь куда­то денется. (Повторяет 2–3 раза.)
Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода.
(Спрашивает у двоих­троих детей, какая вода в ведерке.) А в синем –
холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой
теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу,
проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
Эти строчки повторяют и дети.
Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу,
которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, –
говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить».
Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик­теремок, в
нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку.

1.13 «Укладывание куклы спать».
Цель:
1.14 Дидактическая игра «Живые картинки».
Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание.
Описание игры.
«Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает
педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц.
Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел…
(индюк), прибежали… (курочки).
Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не
должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит:
«Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь
откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза.
Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так
далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
1.15 «Будем заваривать чай».
Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть
предметы чайной посуды.
Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем, высыпает его
на поднос, дети рассматривают, определяют его запах, цвет. Показ
предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном
чацнике, объясняет, что чай должен настояться, затем предлагает детям
попробовать чай, добавив молоко.
2. Знание о себе и своей семье
2.1. «Я есть» .

Цель: Ознакомление детей со строением человека, формирование
представления о принадлежности пола.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки –
накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит
ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки.
2.2 «Мое настроение»
Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать
умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать
повышению психоэмоциональной устойчивости.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети
угадывают настроение по мимике, жестам.
2.3 « Я и моя семья».
Цель.
Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней;
умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь
дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Дидактический материал.
Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением
членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама,
папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные
многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.
Игровые правила.
Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
отношения.
Ход игры.
Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?».
Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов
взрослого, рассказывает о своей семье.
Вопросы – помощники:
- Он (она, они) какой (какая, какие)?
- Кто самый младший (старший) в твоей семье?
- Что вы делаете все вместе?
- Как ласково называет тебя мама? И т.д.

2.4 «Я сам».
Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за
собой, соблюдать опрятность, побуждать детей обращать внимание на
внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе.
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно
одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они
самостоятельно умеют делать.
2.5 «Кто веселый грустный сердитый?»
Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей, у которых разное
настроение, дети различают по мимике лица, веселый, грустный, сердитый.
2.6 «Узнай своих родственников».
Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с
изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп,
папа пылесосит, дедушка читает газету.)
Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о
своей семье, отражая сюжеты из жизни.
2.7 «За что бы я себя похвалил?».
Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети по ним составляют
рассказы.
2.8 «Как мы помогаем маме».

Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к
своим родителям.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам
рассказы.
2.9 «Как мы играем».

Моя комната

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал . Листы бумаги различного цвета («пустые комнаты») — по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер и т.д.

Задания

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

Правила

1. Количество играющих 5 — 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу по теме.

2. Дети самостоятельно работают по заданию, затем по очереди рассказывают, почему выбрали ту или иную карточку.

Дизайн

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Закреплять знания детей о видах мебели, используемой людьми в своих квартирах, в гостиной, спальне, кухне и т.д., расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знания о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры и т.п.). Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различной величины и цвета («пустые комнаты») —по одному на каждого ребенка; карточки с изображением предметов быта, мебели, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок различных оттенков, домашних животных и т. п.

Задание. Обставить мебелью выбранную комнату, рассказать о своей деятельности.

Правила

1. В игре участвует столько детей, сколько заготовлено листов-комнат и комплектов мебели, комнатных растений и т.д.

2. Задание выполняется в индивидуальном порядке, советоваться с товарищами нельзя.

3. Выигрывает тот, кто быстрее остальных оформит свое помещение (гостиную, спальню, детскую и т. п.) и расскажет о своей деятельности дизайнера.

Алгоритм проведения

1. Каждый ребенок выбирает один из предложенных педагогом листов, на котором изображен определенный вид комнаты (они различаются по окраске обоев на стенах).

2. Ребенок должен сам выбрать, сколько мебели ему нужно и какого назначения ему нужно.

3. Педагог в процессе игры контролирует деятельность каждого ребенка, наиболее эффектные работы обсуждает со всеми детьми.

Примечание . Эта игра сложнее предыдущей, так как ребенку придется продумать, какую мебель, комнатные растения, вещи, предметы он поставит в гостиную, в коридор, что может находиться в спальне, что —на кухне, что должно быть в кабинете и т.д.

Животные рядом с нами

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. На примере живых объектов, проживающих в экологической лаборатории, знакомить детей с потребностями живых существ в строго определенной среде обитания (даже искусственно созданной человеком), в определенном виде питания, в приемлемых условиях проживания, в тепле, воде и т.д.

Материал. Большая картина с прозрачными кармашками: в одном кармашке лежат карточки с изображением домиков, сделанных руками человека для животных, которые живут в искусственной среде обитания (клетка, аквариум, террариум и т.д.); в другом —корм для различных живых объектов (аквариумных рыбок, птиц, черепах, хомяков и т.д.).

Задания

1. Подобрать домик и корм для животных, птиц, рыб и т.д.

2. Объяснить причины выбора того или иного домика с точки зрения особенностей строения живого существа.

3. Рассказать о выполнении задания.

Правила

1. Количество играющих 4—6 человек.

2. Рассказ о живом существе должен быть четким и связным.

3. Не мешать другим детям рассказывать и подбирать нужные карточки для своих питомцев.

4. Выигрывает тот ребенок, который правильно и быстро справился с заданием.

Алгоритм проведения

1. Педагог объясняет правила игры и задание.

2. Каждый ребенок выбирает любимого животного из предложенных педагогом.

3. Дети выполняют задание.

4. В конце педагог подводит итог игры.

Город и село

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал . Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, сельскохозяйственные машины, городской транспорт, кинотеатр, метро, университет, стадион, завод, городские и сельские дома и т.д.), людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки с коровами, рабочий, врач и т.д.).

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая—картину села.

Правила

1. Играют по командам (2 команды по 3—4 человека в каждой).

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям вспомнить основные отличия города от села (природное и социальное окружение, профессии и т.п.).

2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

3. Дети самостоятельно делятся на две команды.

4. Дети подбирают нужные карточки и составляют картину.

Виды труда

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал . Большая карта, разделенная на две части: на одной изображен человек за столом, на другой — человек с молотком; карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке, крановщика и т.д.

Задания

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

Правила

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3—4 человека.

2. В игре принимает участие каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассматривает с детьми карту, выясняет, что может обозначать первая часть карты, а что —вторая.

2. Педагог рассказывает детям о различных видах трудовой деятельности, указывает на важность каждой профессии, о пользе каждого вида труда (умственного и физического).

3. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

4. Дети внимательно рассматривают карточки с изображением людей различных профессий.

5. Команды работают по заданию: первая команда — выбирает карточки с изображением людей, профессии которых связаны с физическим трудом; вторая — карточки, изображающие людей умственного труда.

6. В конце игры подводится итог.

Поваренок

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Выявлять знания детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща); о том, какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, столовая, походная и т.д.); картинки, изображающие различные продукты питания (капуста, колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка, конфеты, макароны и т.д.); карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

Задания

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда, в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда.

Правила

1. Количество играющих от 2 до 3 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.

Алгоритм проведения

1. Ребенку предлагается побывать в роли повара, который готовит первое блюдо (борщ).

2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.

3. В конце игры подводится итог.

Примечание . Эта и несколько следующих дидактических игр позволяют детям побывать в роли взрослых. В ходе игры ребенок должен сам решить поставленную задачу. Именно самостоятельное решение задач позволяет ему стать более ответственным за порученное дело.

Составь сказку

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» на фланелеграфе по серии картинок с участием представителей животного и растительного мира. Развивать детское творчество. Составлять рисунки к знакомым сказкам. Формировать воображение, умение видеть красоту окружающего мира.

Материал . Импровизированная «пленка диафильма»; «кадры» для «диафильма»; пустые «кадры» для зарисовки сюжета; цветные карандаши; детские книжки с занимательными историями, сказками.

Задания

1. Согласно выбранному сюжету подобрать картинки к будущему «диафильму».

2. Составить и зарисовать недостающие «кадры» к «диафильму».

3. Расположить «кадры» на ленте «диафильма» в правильной последовательности.

Правила

1. Количество играющих 5—8 человек.

2. Рисовать кадры самостоятельно, не мешая друг другу.

Алгоритм проведения

1. В ходе данной игры детям предлагается стать художниками- мультипликаторами и составить сказку или диафильм по любому произведению природоведческого содержания.

2. Педагог демонстрирует пленку для «диафильма».

— Давайте рассмотрим эту пленку для «диафильма». Вы видите на ней кадры, просматривая которые можно догадаться о сюжете сказки, о взаимоотношениях ее героев. А вот «пленка диафильма» с пустыми кадрами. Эти кадры заполните вы. Хотите? Но сначала давайте выберем одну из сказок или историй, которая вам больше всего нравится. (Дети выбирают, объясняют, почему именно эта сказка или история им нравится.)

3. Педагог демонстрирует модель рассказа —кадры диафильма. Предлагает зарисовать и поместить на кадры диафильма понравившиеся фрагменты, расставить в определенной последовательности. Каждая зарисовка продолжает по смыслу предыдущую и является началом для следующей.

— Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним последовательность действий в нашей сказке. Что было сначала, а что потом? (Дети совместно вспоминают и уточняют последовательность действий.)

— Какое место этой сказки тебе нравится? А тебе?

Выяснив таким образом интересы и симпатии детей, педагог поручает каждому ребенку зарисовать тот кадр из сказки, который ему понравился.

4. Дети зарисовывают «кадры» для «диафильма». Это очень важно, так как рисунок служит одновременно средством познания, изучения жизни и тем предметно-образным языком, которым пользуется ребенок, общаясь со зрителем, чтобы так или иначе воздействовать на него и передать свое отношение к сюжету сказки.

5. Когда все «кадры» заполнены, воспитатель обсуждает с детьми удачные и неудачные зарисовки.

6. Далее детям дается задание подобрать последовательность «кадров» к «диафильму». Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей и скрепляет кадры в единую ленту для «диафильма».

Примечание. На следующих занятиях можно предложить детям изменить начало диафильма или придумать другой конец. Далее можно приступить к придумыванию сказок и рассказов экологического направления.

Возможности, заложенные в игре «Составь сказку», не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща.

Впоследствии этот «диафильм» можно использовать на занятиях в качестве материала для составления рассказов по серии сюжетных картинок или для творческих пересказов.

Материки

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля; с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах; с названиями и расположением материков на карте.

Материал . Крупное изображение суши, состоящее из скрепленных частей света (материков); голубая материя, изображающая океаны; глобус; физическая карта мира; дидактическая картина; кружки с буквами разного цвета, изображающие олимпийские кольца.

Задания

1. Найти правильное местонахождение материков.

2. Угадать их название при помощи опорных кружков.

Правила

1. Количество играющих 5 человек.

2. Играть дружно, помогая друг другу.

Алгоритм проведения

1. Дети встают в круг. В середине круга крупное изображение суши (она сделана из кусочков, скрепленных с внутренней стороны). Педагог рассказывает детям легенду о том, как Земля раздробилась на большие и малые куски (крепления снимаются, и у детей на руках оказываются большие и малые куски суши).

2. Дети внимательно рассматривают получившиеся куски и узнают в них очертания современных материков, островов. Детям предлагается самостоятельно разложить их на голубой материи, которая изображает океаны.

3. Педагог показывает физическую карту мира. Дети сравнивают местонахождение материков на карте и на материи и передвигают «материки» и «острова» в нужные места.

4. Педагог предлагает детям узнать названия материков, положив на изображение материков кружочки с буквами (в каждом кружочке одна буква: А красная — Америка, А зеленая — Австралия, А черная — Африка, А желтая —Азия, Е голубая —Европа).

— Угадайте, почему я так сделала? (Дети догадываются, что это первая буква в названии материков.)

— Но почему буквы разноцветные?

Этот вопрос может вызвать затруднения, тогда педагог должен перевернуть кружочки с буквами или попросить кого-либо из детей это сделать. На другой стороне кружочков изображены кольца. Дети догадываются, что это эмблема Олимпийских игр.

5. В конце игры подводится итог.

Путешествие на Волшебный остров

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Закреплять знания детей о флоре и фауне различных стран. Формировать умение строить алгоритм совместных действий для достижения коллективной цели. Закреплять знания о пространственном ориентировании. Формировать умение образовывать глаголы: поплыли—подплыли—уплыли, поехали —подъехали —выехали —заехали и т.п.

Материал . Дидактическая картина с изображением запутанного лабиринта; изображение корабля; макет руля; «вождь племени»; наглядный материал для выполнения задания.

Задания

1. Соотнести зверей и птиц тропических стран со средой обитания.

2. Выбрать родину для предложенных зверей и птиц.

3. Определить последовательность развития живого существа и т.п.

Правила

2. Совместно выполнять задания, активно участвовать в обсуждении, решении задач.

3. Наиболее активных детей «вождь племени» награждает цепочкой цветов, эти дети считаются победителями.

Алгоритм проведения

1. В ходе путешествия дети по запутанному лабиринту продвигаются на корабле к неизвестному острову, где будут выполнять определенные задания. Педагог комментирует:

— Капитан ведет наш корабль, рулевой поворачивает руль согласно отданным приказам.

2. Дети по очереди продвигают корабль по пути следования согласно командам: направо, полный вперед, налево, тихий назад и т.д.

3. По прибытии на остров детей ожидает «вождь племени», он дает детям задания, решения которых потребует от них коллективного мыслительного процесса. Дети совместно обсуждают ход выполнения задания, выстраивают алгоритм действий. Задания носят экологическую направленность. Герои заданий —экзотические животные и растения, с которыми дети знакомы, встречались и ухаживали за ними в уголках природы в группе или в экологическом классе.

Примечание. Очень важно проговорить мысль словами. Мысль, которая облеклась в словесную форму, остается, как правило, в памяти ребенка. Мысль неозвученная остается мыслью и быстрее забывается.

4. В конце игры подводится итог.

Дома на разных параллелях

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Формировать умение соотносить характер постройки дома с климатическими условиями данной местности, выстраивать логические взаимосвязи между строительным материалом и природой, умение по дидактической картине правильно находить нужную климатическую зону для различных построек человека. Обратить внимание детей на эстетическое оформление домов жителей различных природных зон. Формировать умение видеть, замечать оригинальность, своеобразие различных построек.

Материал . Карта климатических зон со специальными обозначениями климата; карточки с изображением стройматериалов, нужных для строительства жилья; карточки с изображением домов.

Задания

1. Подобрать стройматериалы и типы домов ко всем климатическим зонам и расставить обозначения домов на карте.

2. Объяснить свои действия, красочно описать тип дома, который ребенок устанавливает на карте (из чего сделан, почему использовались именно такие материалы, как украсили люди свои дома: например, в кирпичном доме возможна лепка над окнами и балконами, в деревянном доме —резные наличники и т.д.).

Правила

1. Играют 4 команды по 2—3 человека.

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Алгоритм проведения

1. Педагог знакомит детей с наглядным материалом игры и специальными игровыми обозначениями.

— Перед вами большая красочная карта климатических зон. Климатические зоны изображены при помощи специальных обозначений: тропики — «лианы»; пустыни —«пески»; средняя полоса —«дуб»; север — «льды».

3. Дети разделяются на команды, выбирают климатическую зону, в которой они будут строить дома.

4. Каждая команда подбирает стройматериалы, типы домов, расставляет их на карте и рассказывает о своем выборе.

5. В конце игры подводится итог.

Звездный зоопарк

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Рассказать детям о том, что человек так связан с окружающим миром, что даже звезды собрал в конфигурации и группы, контуры которых напоминают силуэты животных, птиц. Познакомить с разнообразными созвездиями. Формировать умение составлять созвездия из предложенного материала. Развивать воображение, творческое мышление. Формировать эстетическое представление об окружающем мире.

Материал . Фланелеграф (можно использовать также стены или окна группы); вырезанные из цветной бумаги звезды (для каждого созвездия свой цвет); наборы для детей (альбомный лист, закрашенный в черный цвет с наклеенными маленькими квадратиками бархатной бумаги по схеме созвездий; маленькие «звездочки» для составления созвездий); карточки с изображением созвездий и существ — прототипов созвездий.

Задания

1. Собрать из «звездочек» свое созвездие —то, которое им понравилось, или то, под которым они родились (многие дети уже знают свое созвездие).

2. Найти карточку этого созвездия, отыскать к ней изображение живого существа — прототипа созвездия.

3. Вспомнить миф или легенду, связанную с этим созвездием.

Правила

1. Количество играющих 5—6 человек.

2. Можно выбрать только одну схему и работать с ней, не мешая другим игрокам.

3. Внимательно выслушивать ответы других детей и стараться самому сделать и рассказать правильно.

4. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее остальных выполнил задание.

Алгоритм проведения

1. Проводится показ карты звездного неба. Педагог переодет в костюм звездочета.

Звездочет:

— Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас на экскурсию в волшебный зоопарк (планетарий), к волшебным зверям и волшебным птицам. Пойдем? (Да.)

2. Звездочет ведет детей на «экскурсию» (в другое помещение группы, где все уже готово для игры).

Звездочет:

— Ребята, это звездный зоопарк. (Звездочет показывает рукой на «звезды».)

— Кого только не увидишь здесь: и льва, и рака, и скорпиона, и пса, и медведицу... Вы их видите? (Нет.)

—Да вот же они! (Показывает на группу звезд.)

— Это созвездие Льва, а это —Лебедя...

3. Звездочет соединяет мелом звезды в созвездиях (полосками бумаги на фланелеграфах) — получаются силуэты зверей, птиц и т.д.

— Теперь видно этих зверей? (Да.)

— Интересно? (Да.)

4. Звездочет при проведении «экскурсии» по звездному небу знакомит детей с мифами о возникновении созвездий.

5. Дети рассматривают очертания созвездий, запоминают их названия.

6. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Участникам игры раздаются наборы для игры, они составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, наклеенные на листы. Дети работают по заданию.

7. В конце игры подводится итог.

Спланируй город

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Закреплять знания детей о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение составлять, опираясь на карту, макет города из крупного «Строителя», оперировать предметами- заместителями. Обратить внимание детей на красоту архитектурных сооружений в их городе.

Материал . Большая карта города; крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов; крупный «Строитель».

Задания

1. Наметить центр и окраины города.

2. Вывести вредные производства за черту или на окраину города.

3. По плану построить макет города из крупного «Строителя».

4. Украсить город деревьями, скверами.

Правила

1. Количество играющих не должно превышать 8 человек.

2. Наиболее активные дети признаются лучшими участниками игры.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям составить план для строительства города с учетом всех современных требований.

— Вы знаете, что должно быть в городе, а что —нет. Перед вами карточки с изображением различных домов, зданий. Ваша задача — выбрать только те, которые нужны для города, и расположить их на плане города. Обратите внимание на эстетическое оформление вашего города. (Дети выполняют задание.)

2. Педагог совместно с детьми анализируют правильность выполнения задания, проверяет, где дети расположили здания правительства, детских садов, школ, больниц, кинотеатров, клубов, заводов и т.д.

3. Педагог спрашивает у детей:

— А как сделать наш город еще красивее? (Дети догадываются о том, как можно сделать город еще более красивым и экологически чистым: они «озеленяют» город при помощи карточек с изображением деревьев и кустарников, «разбивают» скверы.)

4. Дети в соответствии с планом строят «город» из крупного «Строителя».

5. В конце игры подводится итог.

Светофор

(игра для детей 5-7 лет)

Цель . Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный — стоять, желтый —приготовиться, зеленый — идти). Формировать умение идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка и т.д., то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал . Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины), фигурки пешеходов, водителей и т.д.

Задания

1. Выбрать для себя фигурку, то есть роль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора и др.).

Правила

1. Количество участников 5—6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения, объявляются лучшими пешеходами, водителями и т.д.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям, что такое улица, откуда пошло это название.

— В старину люди, как правило, строили свои дома у дорог, самой красивой, главной стороной к дороге. Дорога проходила как бы у лица дома. Отсюда и пошло слово «улица».

2. Педагог совместно с детьми рассматривает макеты, представляющие дорожные ситуации.

3. Дети разбирают роли и начинают играть, не забывая переключать светофор и соблюдать правила.

4. В конце игры подводится итог.

Краски осени

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с одним из видов народного искусства (хохломской росписью), со своеобразием красок и элементов, употребляемых в хохломской росписи. Закреплять знания о теплых красках. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей, отражающих природу родного края. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал . Изделия из Хохломы; изображения изделий, украшенных хохломской росписью; шаблоны посуды, подлежащие украшению именно этой росписью; элементы хохломской росписи; клей-карандаш.

Задания

1. Выбрать «посуду» для росписи.

2. Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами хохломской росписи.

3. Расположить на шаблонах «посуды» детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.

4. Рассказать о своей работе, а также о хохломской росписи, прорекламировать ее.

Правила

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

— Вы знаете, ребята, о том, что краски времен года, целесообразность устройства мира природы привлекают и восхищают людей, побуждают их воспевать красоты природы в стихах, картинах. Красота природы отразилась и в народно-декоративном творчестве. Вы знаете, что у каждого времени года свои краски, которые преобладают над другими. Как вы думаете, какие краски преобладают в осенний период времени? (Дети перечисляют.)

— Это холодные или теплые краски? (Теплые.)

— Вспомните, пожалуйста, как называется народно-декоративная роспись, в которой используются эти краски? (Хохлома.)

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

— Сегодня мы с вами выступим в роли народных умельцев. Каждый из вас распишет свое изделие хохломской росписью. Чтобы получилась красивая роспись, вам нужно не только внимательно рассмотреть иллюстрации и изделия, но и правильно выполнить задание.

4. В конце игры подводится итог.

Зимние узоры

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с одним из видов народного искусства— гжельской росписью, со своеобразием красок и элементов, употребляемых в гжельской росписи. Закреплять знания о холодных красках. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал . Изображения изделий из Гжели; шаблоны посуды и разнообразных фигурок, подлежащих украшению именно этой росписью; элементы гжельской росписи; клей-карандаш.

Задание

1. Выбрать «посуду» или понравившуюся фигурку для росписи.

2. Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами гжельской росписи.

3. Расположить на шаблонах «посуды» и фигурок детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.

4. Рассказать о своей работе, а также о гжельской росписи, прорекламировать ее.

Правила

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

Волшебница-зима рисует свои узоры на окнах домов. У нее для этого есть свои холодные краски. Как вы думаете какие? (Дети высказываются.)

— В каком виде народно-прикладного творчества отразились краски зимы? (Гжельская роспись.)

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

—Давайте сегодня «порисуем» красками зимы. Чтобы у нас получилась красивая роспись, рассмотрим изделия народных мастеров, которые расписывали свои изделия именно этими красками.

3. Дети выполняют игровые действия.

4. В конце игры подводится итог.

Лето красное

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с одним из видов народного искусства (традиционная роспись Полховского Майдана), со своеобразием красок и элементов, употребляемых в этой росписи. Закреплять знания о разноцветье красок летнего периода, используемых в этой росписи. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал. Изделия из Полховского Майдана; изображение изделий, украшенных этой росписью, шаблоны изделий, подлежащие украшению именно этой росписью, детали элементов росписи.

Задание

1. Выбрать «изделие» для росписи.

2. Из предложенного количества деталей выбрать те, которые являются элементами традиционной росписи Полховского Майдана.

3. Расположить на шаблонах изделий детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.

4. Рассказать о своей работе, а также о своеобразии этой росписи, прорекламировать ее.

Правила

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

— Скоро лето красное придет. Почему лето называют красным? Лето собирает все разноцветье красок в природе. Какие только цвета не встретишь в этот период времени! Люди давным-давно заметили эту красоту и постарались запечатлеть ее. Посмотрите на эти изделия: сколько красок, форм, линий использовано при их росписи!

Организация: МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района

Населенный пункт: Республика Тыва, село Дерзиг-Аксы

Дидактические задачи: Проверить и закрепить представления о времени. Формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа. Учить по частному определять общее и из общего определять частное.

Игровая задача: Кто быстро и правильно ответит.

Игровые действия: Ловить мяч и отвечать на вопрос. Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии |с условиями (учителя).

Оборудование: Мяч средней величины.

Учитель : Сегодня у нас будет дидактическая игра «Большой экзамен». На экзамене учитель задает вопросы, а ученик отвечает. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Вот, например, я скажу: - Утро. А что дальше? Что наступает после утра? (День). А что следует за днем? (Вечер). А дальше? (Ночь). Как одним словом назвать утро, день, вечер и ночь?

Начали: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Зима, весна, лето, осень - что это? (Времена года).

Сколько дней в неделе?

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяцы.

Назовите осенние месяцы.

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы.

Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг, за сутки он может съесть 1700 веток).

Почему лису назвали Патрикеевна? (Лет 600 назад жил князь Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью).

Назовите главный корм белок? (Семена хвойных деревьев).

Что делает медведь зимой? (Спит в берлоге).

Какие съедобные грибы вы знаете?

Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы?

Заготавливает ли заяц еду на зиму?

Где растет?

Дидактическая задача: Знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: Учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

Деревья , кустарники , травы.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: Учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень - показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

Летает - не летает.

Дидактическая задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.

Домашние и дикие животные.

Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова)

Назови детенышей.

Дидактическая задача: знать название детенышей домашних и диких животных.

Игровые действия: Учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша.. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное.

Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: Учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Эстафета цветов - «Шаг - цветок» .

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Кто назвал растение - шаг вперед, повторился с названием или не сказал - оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.

Найти пять одинаковых листьев

Дидактическая задача: Закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с са­мими растениями. Развитие наблюдательности.

Игровые действия: Игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения (причем найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые 5 человек, которые правильно выполнили задание.

Список использованной литературы.

  1. Л.Д.Ласкина и др. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: метод. Беседы: кн. для учителя – М.: Просвещение, 2001.
  3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс – М.: ВАКО, 2004

Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром

16301


изучение мира природы

найди такой же листик

Познакомьте ребенка с понятием «листопад».

Соберите опавшие листья. вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.
положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.

рассортируй листья

Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому-то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.

что на что похоже?

Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже. например, шишка - на ежика, шляпка желудя - на настоящую шапочку, крылатки ясеня и клена - на лепестки цветов и т.д.
вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.

осенний венок

Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.

птицы и звери

Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью). точно так же рассмотрите и прокомментируйте изображения птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.

домашние и дикие животные

Нарисуйте дом и лес. приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.

кто летает?

Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) - ребенок машет руками, будто летает. если животное не может летать - ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).

третий лишний

Можно предложить ребенку игру «третий лишний». положите перед ним три карточки: два гриба и одно яблоко. спросите, что тут лишнее. на первых порах «лишний» предмет должен существенно отличаться от остальных двух (две картофелины и пингвин, два апельсина и шишка), чуть позже отличие должно быть менее выраженным (два яблока и груша, два белых гриба и сыроежка).

что в корзиночке лежит?

Положите в корзинку овощи и фрукты (по 1 - 2 штуки каждого вида). пусть ребенок достает их по одному из корзинки и называет. можно ещё раскладывать в две миски - овощи и фрукты. или нарисовать дерево и грядку на картоне и раскладывать плоды на них. или ещё интереснее задание - «варить» компот и суп: раскладывать фрукты в банку, а овощи в кастрюлю.

изучение мира предметов


что в коробочке лежит?

В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.

транспорт

Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.

посуда

Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т.д.

выбери предметы

На столе разложены различные предметы. предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

одежда и обувь

Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. с опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.

одеваем куклу

Возьмите куклу. предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать для нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима - то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).


рассматривание сюжетных картинок

С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты - тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т.д.

приобщение к трудовой деятельности

стирка

налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. а потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка - развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.

мытьё посуды

иногда кукольную посуду тоже надо мыть. приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй - с чистой. покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.

беседы по картинкам

рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где изображён труд людей: «водитель автобуса везёт детей», «доктор лечит мальчика», «садовник сажает деревья» и т.д. обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.д.

Материал к занятию.

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.


Дулина Кристина Андреевна