Какая помощь малоимущим положена от государства. Какая материальная помощь полагается малоимущим семьям

Помощь малоимущим семьям – важный элемент государственной политики, который учитывает интересы самых малообеспеченных граждан нашего государства.

Важно понимать, что уровень среднего дохода – ключевой, но не единственный критерий, по которому законодатель составляет список льготников: в зависимости от региона и других обстоятельств ни один параметр не может считаться абсолютным по России.

Законодательная база

Именно в нем было дано определение , введены способы его расчета, а все граждане, доходы которых располагаются ниже этой отметки, должны получить помощь от государства. Также там было установлено понятие потребительской корзины – минимального перечня продуктов питания, которые необходимы среднестатистическому человеку для полноценного существования. Закон устанавливает, что прожиточный минимум должен исчисляться ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации отдельно (в зависимости от стоимости продуктов питания в регионе).

Все сопутствующие документы и подзаконные акты принимаются лишь на основании действующего закона «О прожиточном минимуме» .

Для различных категорий населения пособия имеют разную величину. Ключевых категорий малоимущих граждан всего три: трудоспособные, пенсионеры и дети. Размеры выплат индивидуальны для каждого региона, но существуют и общие тенденции.

Пособие на ребенка в среднем примерно на 5% ниже такового для трудоспособного гражданина, а для пенсионера – на 50%. Т. е. если в вашем регионе размер выплат составляет 9 тысяч рублей, то на ребенка будет выплачиваться примерно 8-8.5 тысяч, а для пенсионера – около 6 тыс. руб.

Виды государственной помощи

Денежные пособия

Прежде, чем рассказать о , необходимо разобраться в способе определения финансового достатка семьи – многие граждане по ошибке рассчитывают на помощь от государства, не зная верного способа расчета.

Для того, чтобы вычислить средний доход семьи , необходимо:

  1. Вычислить совокупный доход семьи за последние 3 месяца.
  2. Разделить их на количество членов семьи (в том числе и не имеющих дохода и несовершеннолетних) и еще на 3.
  3. Сравнить полученную цифру с установленным на текущий квартал прожиточном минимуме в вашем субъекте РФ. Если ваша цифра ниже – семья считается малообеспеченной.

Источником получаемых пособий является региональный бюджет. Целью их предоставления являются:

  • покупка товаров, входящих в потребительскую корзины (т. е. жизненно необходимых);
  • получения детского питания;
  • льготного пользования общественным транспортом;
  • льготного питания в столовых государственных учреждений (для школьников – в школьной столовой, для студентов – в университетской и т. д.);
  • компенсации денег, потраченных на одежду, необходимую в школе (спортивную и учебную форму);
  • помощь в поступлении в вуз.

Некоторые региональные администрации приняли решение выдавать единовременное , который идет в школу. Производится эта операция в начале учебного года.

– форма помощи малоимущим студентам. На нее имеют право:

  1. Инвалиды детства І и ІІ группы.
  2. Пострадавшие от воздействия радиационного загрязнения.
  3. Лица, получившие военную травму (в т. ч. инвалидность).
  4. Прошедшие военную службу или проработавшие в органах Внутренних дел более 3-х лет.

Размер социальной стипендии сильно отличается от региона к региону, но ее минимальный размер установлен на федеральном уровне: не менее 2010 рублей для ВУЗов и 730 – для колледжей и училищ.

Жилищные и коммунальные субсидии

Если речь заходит о коммунальных , то необходимо перечислить и те группы малоимущих, которые могут претендовать на них:

  • собственники жилых помещений;
  • члены жилищных кооперативов;
  • квартиросъемщики, обязательства которых с арендодателем закреплены договором;
  • члены семей всех перечисленных выше категорий.

Исключениями из этого правила являются:

  • граждане, проживающие по договору безвозмездного пользования и взявшие ссуду у юридического лица;
  • арендаторы жилья у частных собственников;
  • арендаторы жилья по договору поднайма;
  • отказополучатели, получившие жилье с исполнением наследства;
  • граждане, получающие ренту по договору бессрочного содержания;
  • и, соответственно, члены их семей.

Выплаты назначаются на срок в шесть месяцев. Выплаты происходят в денежной форме на указанный получателем банковский счет. Пенсионные карты и счета для получения других выплат тоже подходят. Возможны и выплаты через отделения связи. Если документы поданы в первой половине месяца (до 15-го числа) и одобрены, то выплаты должны производиться в 1-е число текущего месяца. Если позже – с 1-го числа следующего.

Налоговые и социальные льготы

Практика налоговых и социальных льгот в большинстве регионов ограничивается предоставлением права не уплачивать налог с льготных начислений.

Но для получения такого права необходимо обратиться в налоговую службу по месту прописки. Важно собрать требуемый пакет документов, предоставить их в отделение Федеральной налоговой службы и подать заявление, форма которого утверждена приложением к приказу ФНС N ММВ-7-11/280@ от 13 июля 2015.

Адресная помощь

Адресная помощь малоимущим в регионах может быть представлена:

  • ежемесячным или единовременным пособием;
  • социальными выплатами на оплату технических средств реабилитации;
  • обеспечение продуктами детей младше 2-х лет;
  • оказание единовременной помощи пенсионерам социальными службами.

Ключевая разница между этим и другими видами льгот в том, что они выплачиваются лишь определенной категории лиц. Адресная помощь предоставляется лишь тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума в силу непреодолимых обстоятельств или по уважительным причинам (например по состоянию здоровья). Безработные рассчитывать на подобные льготы не могут. Кроме того, адресная помощь может быть получена (более 3-х детей до 16 лет).

Предоставление одежды и других вещей

Данный вид помощи оказывается как на региональном, так и на государственном уровне. Для ее получения необходимо уже быть признанной малоимущей семьей.

Закона, обязывающего муниципальные или региональные органы власти оказывать натуральную помощь, попросту нет – узнавать о подобных процедурах необходимо в органах социальной защиты.

Четко установленной процедуры ее получения не существует.

Региональные особенности

Льготы малоимущим на региональном уровне представлены в тех же формах, что и на федеральном, но сюда же стоит добавить несколько других видов помощи.

Чаще всего это:

  • регулярные выплаты;
  • единоразовые пособия;
  • гранты на обучение;
  • надбавки к стипендиям;
  • натуральная помощь (одежда, лекарства, продукты питания).

Сумма выплат по пособиям варьируется от региона к региону и зависит от стоимости продуктов в конкретном субъекте РФ.

В ряде регионов имеются законы, которые помогают семьям с низким уровнем достатка при поступлении в вуз или – малоимущие дети могут пройти в учебные заведения без очереди. Для дошкольных заведений имеется практика снижения оплаты на 20-30%, но о конкретных нюансах этих процедур стоит узнавать отдельно для каждого субъекта РФ.

Благотворительные фонды и центры поддержки

В Российской Федерации действуют десятки фондов и центров поддержки, которые оказывают:

  • адресную помощь с сопутствующим мониторингом;
  • натуральную помощь (лекарствами, продуктами, одеждой);
  • психологическую и юридическую помощь и т. п.

Наиболее популярными являются организации «Сердце есть», «Русская береза», «Добросердие» и другие. Наличие филиалов в вашем регионе необходимо уточнять самостоятельно или в органах социальной защиты – часто они сотрудничают с волонтерскими фондами.

Что необходимо, чтобы получить помощь малоимущей семье

Федеральный закон «О малоимущих» установил и перечень необходимых документов для получения гражданами статуса малоимущих:

Заявка должна быть рассмотрена в течение 10 рабочих дней. В случае, если один из членов семьи отсутствует, и семья не знает (или намеренно скрывает) его местоположение – право на пособие все равно сохраняется. Но выплаты будут производиться лишь после возбуждения уголовного дела по факту исчезновения этого человека. К слову, подделка документов и предоставление ложных данных в органы социальной защиты чревато отказом от оказания льгот независимо от реального положения семьи.

Оказание поддержки малообеспеченных граждан от администрации г.Ставрополь рассмотрено в следующем видеосюжете:

ЖК РФ).

1. Социальная поддержка малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) с доходами ниже прожиточного минимума

Получение некоторых видов социальной поддержки, в частности государственной социальной помощи, обусловлено признанием семьи или одинокого гражданина малоимущими исходя из их среднедушевого дохода. Он должен быть ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для соответствующей группы населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей). Если в субъекте РФ прожиточный минимум не установлен, используется значение, установленное на федеральном уровне (ч. 2 , 3 ст. 7 Закона N 178-ФЗ; ст. 1 Закона N 134-ФЗ).

Расчет среднедушевого дохода семьи или одинокого гражданина осуществляется органом соцзащиты населения по месту жительства (пребывания) указанных лиц на основании заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете учитывается сумма доходов членов семьи (одинокого гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления. Среднедушевой доход семьи определяется путем деления одной трети суммы доходов всех ее членов на число членов семьи. Доход одинокого гражданина определяется как одна треть суммы его доходов. При этом в состав доходов входят, в частности, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и не входят уплаченные алименты, государственная социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи, а также единовременные страховые выплаты (ст. ст. 1 , , , Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; Перечень видов доходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512).

Справка. Состав семьи в целях расчета среднедушевого дохода

При расчете среднедушевого дохода семьей признаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство — супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы (ст. 1 Закона N 134-ФЗ; ст. 13 Закона N 44-ФЗ).

В состав семьи не включаются (ст. 14 Закона N 44-ФЗ):

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных вузах и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

— лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, либо в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, либо находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

— лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

1.1. Государственная социальная помощь

Малоимущие семьи (одинокие граждане), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, имеют право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи (ч. 1 ст. 7 , ст. 12 Закона N 178-ФЗ).

Так, в Московской области малоимущим семьям (одиноким гражданам) оказывается государственная социальная помощь в виде денежной выплаты в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи (одинокий гражданин), и общим доходом семьи (одинокого гражданина). При этом размер выплаты на одного члена семьи (одинокого гражданина) не может быть меньше 300 руб. и больше 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году (ст. 2 , ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).

Справка. Величина прожиточного минимума по Московской области

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2016 г. по Московской области (п. 1 Постановления Правительства Московской области от 23.03.2017 N 212/9):

— в расчете на душу населения — 11 021 руб.;

— для трудоспособного населения — 12 214 руб.;

— для пенсионеров — 8 285 руб.;

— для детей — 10 688 руб.

Также малоимущие семьи (одинокие граждане), попавшие в трудную жизненную ситуацию (например, получившие инвалидность, потерявшие работу), могут получить государственную социальную помощь на основании социального контракта. Она предоставляется не чаще одного раза в пять лет на срок от трех месяцев до года. Ее размер определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать 60 000 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 1.1 , ч. 2 ст. 2 , ч. 2 ст. 3 , ч. 2 ст. 4 , ч. 1 ст. 5 Закона N 189/2013-ОЗ).

Примечание. На федеральном и региональном уровнях также предусматривается социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам. Однако при ее назначении берется в расчет не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. При этом региональное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии (ч. 1 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

1.2. Иные виды социальной поддержки

Малоимущим семьям (одиноким гражданам), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, на федеральном и региональном уровнях предоставляются, в частности, следующие виды социальной поддержки.

1. Бесплатная юридическая помощь в виде устных и письменных консультаций, составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, представления интересов граждан в судах, органах власти и организациях (ч. 1 ст. 6 , п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).

2. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам в случае, если их расходы на эти цели превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).

3. Государственная социальная стипендия студентам, которая назначается при представлении в образовательную организацию документа органа соцзащиты населения о получении государственной социальной помощи (ч. 1 , 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

2. Обеспечение жилыми помещениями граждан с учетом их имущественной обеспеченности

Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В этом случае для признания малоимущим учитывается не только доход, приходящийся на каждого члена семьи, но и стоимость налогооблагаемого имущества в их собственности (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ; ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Так, для указанных целей в г. Москве определяется уровень имущественной обеспеченности гражданина — сумма стоимости имущества (за исключением стоимости жилых помещений или их частей), находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. Малоимущими признаются граждане РФ, проживающие в г. Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилья на одного человека (п. п. 3 , 5 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29; ч. 1 , 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N 7).

Справка. Состав семьи в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в состав семьи включаются (ч. 3 ст. 1 Закона N 7):

— супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;

— лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении;

— иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Также малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, может быть предоставлено по договору социального найма освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей или собственников (ч. 1 ст. 59 ЖК РФ).

Обратите внимание!

Малоимущие граждане освобождены от уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость и договоров об отчуждении недвижимости (пп. 15 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

3. Социальная поддержка малообеспеченных семей в г. Москве

С 01.01.2017 уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки в г. Москве. Он определяется в зависимости от наличия недвижимости, транспортных средств, иной техники, денежных средств во вкладах или на счетах в банках (

Небольшие зарплаты и рост безработицы приводят к тому, что граждане вынуждены обращаться в органы соцзащиты для оформления льгот, пособий, субсидий, чтобы как-то прокормить себя и семью. Для того чтобы человека признали малоимущим, ему необходимо предоставить справку об очень низком доходе. После присвоения гражданину данного статуса он сможет получать различные пособия и льготы. Если малоимущей будет признана семья, то дети, проживающие в ней, получат талоны на бесплатное

Определение

Кто же такие малоимущие граждане? Как получить такой статус, если не хватает денежных средств даже на еду и одежду? Такими вопросами задаются многие люди, средний доход которых не достигает прожиточного минимума. А ведь это минимальная сумма средств, которая нужна для приобретения продуктов, одежды и оплаты коммунальных услуг.

Это лица, имеющие доход ниже установленного субъектом прожиточного минимума и нуждающиеся в материальной поддержке государства. Для того чтобы получить статус малообепеченного человека, нужно прийти в органы соцзащиты своего населенного пункта и предоставить справки, документы, подтверждающие небольшой доход.

Что нужно сделать в самом начале

  • пенсия;
  • стипендия;
  • алименты;
  • зарплата;
  • иные средства, полученные от коммерческой деятельности.

Если при суммарном подсчете окажется, что прожиточный минимум всей семьи не достигает положенного предела, можно смело обращаться за государственной поддержкой. Здесь также нужно помнить о том, что если человек живет один, то будут считать только его доходы. А если у него есть семья, то все денежные поступления.

Это только те люди, у которых не выходит на всю семью доход, равный прожиточному минимуму. Вот это и потребуется доказать в органах соцзащиты.

Получение статуса

Итак, малоимущие граждане - это те, чьи доходы не достигают даже установленного минимума, необходимого для нормальной, человеческой жизни. Если такой статус хочет приобрести семья, то нужно будет собрать справки о доходах всех ее членов. В случае когда человек одинок, ему необходим только документ, подтверждающий его небольшой заработок. Здесь не стоит забывать о том, что малоимущий гражданин - это лицо, чей доход не достигает прожиточного минимума. Но этот факт должен быть подтвержден документально.

Также нужно помнить о том, что за государственной поддержой могут обратиться только те граждане, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, а не просто лица, не работающие без определенных причин. К женщинам, находящимся в декретном отпуске, это не относится.

Итак, если человек решил приобрести статус малоимущего, первое, что ему необходимо сделать - это прийти за помощью в органы соцзащиты. После консультации со специалистом на руки выдают список домументов, которые нужно предоставить.

Список

Для того чтобы граждан признали малоимущими, им нужно лично прийти на прием в орган соцзащиты своего населенного пункта. Там нужно предоставить определенный список документов:

  • справку о всех проживающих лицах;
  • документы личности взрослых и детей, их копии;
  • неработающие граждане предоставляют справку с центра занятости и с пенсионного фонда о том, что они не занимаются коммерческой деятельностью;
  • документы о вступлении брак, а также о его расторжениии, смерти мужа или жены;
  • заявление (заполняется прямо на месте).

Порядок признания граждан малоимущими достаточно прост, необходимо только собрать нужные бумаги и передать специалисту, работающему в органе социальной защиты. После чего подождать 10 дней. В течение этого времени специалисты производят подсчеты доходов по представленным документам. Если нужно, то делают специалиные запросы. Если оказывается, что доход граждан не достигает прожиточного минимума, их признают малоимущими. Затем назначают льготы и пособия.

Малоимущие граждане - это те люди, которые имеют очень низкие доходы, не достигающие даже установленного в регионе минимума. Именно по этой причине государство поддерживает таких граждан и оказывает им материальную помощь.

Отличия

На какие льготы может претендовать малообеспеченный, одинокий гражданин? Чем они отличаются от тех, которые предоставляются малоимущим семьям? Данные вопросы часто интересуют людей, которые обращаются за материальной поддержой в органы соцзащиты, но являются одинокими.

В первую очередь стоит отметить, что малоимущий гражданин - это тот, чей доход не достигает минимума, установленного в месте его проживания. с низким заработком, не имеющий семьи и детей, не может претендовать на те льготы, которые предоставляются государством для поддержки малообеспеченных семей (путевки в оздоровительные лагеря, бесплатное питание в школе). Тем не менее, он вправе требовать субсидию на снижение оплаты за услуги коммунального хозяйства, а также имеет право помощь в приобретении медикаментов и продуктов питания.

А малоимущая семья может претендовать на получение от государства на сбор детей в школу, предоставление дотаций на питание в общеобразовательных учреждениях, получение путевок в оздоровительные лагеря. Кроме того, если условия для проживания семьи не достаточно хорошие, то люди вправе претендовать на получение другого жилья. Также не стоит забывать про субсидии, предоставляемые малообеспеченным гражданам.

Правовое регулирование

В России количество малообеспеченных граждан превышает несколько миллионов человек. Для того чтобы хоть как-то помочь данной категории лиц, в государстве существуют законы, предусматривающие порядок предоставления материальной поддержки указанным людям. К ним относятся:

  • ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ";
  • ФЗ "О социальной госпомощи";
  • иные правовые акты, принятые на местном и региональном уровнях.

Люди, которые находятся в затруднительном и имеют доходы ниже установленного минимума - это малоимущие граждане. Законы, которые действуют в России, приняты для того, чтобы помочь преодолеть финансовые трудности данной категории лиц. Ведь люди, оказавшиеся в затруднительной финансовой ситуации, не могут себе позволить оплатить коммунальные услуги, приобрести одежду и хорошую, полезную еду. Поэтому государство в этом случае оказывает им небольшую поддержку.

малоимущим гражданам

После того как граждане получают данный статус, они имею право на:

  • зачисление малышей в детские сады (в первую очередь);
  • дотации в школе;
  • бесплатную юридическую помощь;
  • льготы при оплате налогов;
  • получение путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
  • на бесплатное получение лекрств нуждающимся членам семьи.

Пособия

Государственная помощь малоимущим гражданам заключается в том, что один из родителей, который является неработающим и не состоит на бирже труда, имеет право получить единовременную выплату по случаю рождения ребенка. Кроме того, матери или отцу малыша может быть назначено пособие до момента достижения последним полутора лет. Но если родитель выходит на работу или приобретает иной источник дохода, он обязан сообщить об этом в соцзащиту для прекращения выплат.

Здесь нужно отметить и то, что получать такое пособие может только отец или мать ребенка, которые считаются официально неработающими и не имеющими другого дохода. Кроме того, нужно предоставить в соцзащиту справку о том, что второй родитель не получает средства на ребенка по месту работы.

В этом году государство планирует пересмотреть некоторые льготы для людей, чей доход не достигает необходимого минимума. Категория малоимущих граждан в данном случае ничего не потеряет, они также будут получать бесплатные препараты для больных членов своих семей, наполовину оплачивать коммунальные услуги и иметь скидки на поездку в транспорте общего пользования. Также государство планирует освободить указанных лиц от уплаты некоторых налогов.

Обеспечить потребности своей семьи могут не все трудоустроенные лица. В функции государства входит оказание материальной поддержки нуждающимся, поэтому следует знать, когда обращаться за ней. Для определения необходимости дополнительной помощи гражданам ежеквартально устанавливается показатель прожиточного минимума. Его размер зависит от стоимости минимальных потребностей человека в продуктах питания, одежде и других товарах, необходимых в повседневной жизни.

Какие семьи могут получить статус малоимущих

Для получения соцпомощи необходимо оформление статуса малообеспеченного. Он присуждается решением комиссии органов местного самоуправления. Основным критерием для выделения субсидии малоимущим семьям в 2018 г.­остается среднедушевой доход. Он определяется путем суммирования всех выплат, которые получали члены семьи за 3 месяца. При определении совокупного дохода учитывают:

  • зарплату, отпускные и выплаты по случаю временной нетрудоспособности;
  • все социальные выплаты: стипендии, пенсии, пособия по безработице, по уходу за ребенком, инвалидом и другие;
  • выплаченные компенсации за выполнение государственных или общественных обязанностей;
  • пособия по случаю выхода в отставку;
  • доходы, полученные от аренды имущества (квартиры, автомобиля, оборудования);
  • доходы от продажи овощей, фруктов, животных из собственного подсобного хозяйства;
  • авторские гонорары;
  • доходы от акций;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • выплаты по гражданско-правовому договору;
  • алименты и др.

Сумму делят на три и на количество жильцов. Полученный результат сравнивают с региональным прожиточным минимумом. ПМ пересматривается ежеквартально с учетом изменения цен на товары из потребительской корзины. Предполагается, что за первый квартал 2018 г. он составит:

  • 10423 рублей для детей;
  • 11163 рублей для лиц трудоспособного возраста;
  • 8726 рублей для пенсионеров (утвержден Федеральным законом №362-ФЗ от 5.12.2017 г.).

Критерии оценки положения членов семьи органами соцзащиты

Для признания граждан нуждающимися, кроме среднедушевого дохода, учитывают другие факторы, но прежде комиссии предстоит установить круг лиц, которые претендуют на материальную поддержку. К членам семьи причисляют супругов, их детей и родителей, усыновителей и усыновленных, сестер и братьев. Для получения субсидии малоимущим семьям в 2018 г.­необходимо:

  • всем членам семьи проживать совместно и вести общее хозяйство, а между супругами должны быть оформлены в законодательном порядке брачные отношения (при отсутствии свидетельства о браке или наличии брачной регистрации, но при раздельном проживании супруги лишаются права претендовать на субсидии малоимущим семьям в 2018 г.);
  • все трудоспособные лица должны получать доход или состоять на учете в Центре занятости (исключение составляют женщины, находящиеся в декретном отпуске);
  • среди членов семьи не должны присутствовать лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией и являющиеся причиной плохого материального состояния родственников.

Право на первоочередное получение дотации от государства имеют семьи, у которых:

  • низкий уровень заработка всех трудоустроенных лиц;
  • на содержании одного работающего гражданина находятся нетрудоспособные лица: несовершеннолетние или инвалиды;
  • супруги воспитывают 3 и более детей (собственных или усыновленных);
  • один или оба родителя несовершеннолетних детей умерли;
  • супруг не платит алименты;
  • один из родителей отсутствует по причине службы в армии.

Официальное подтверждение статуса

Оформлением статуса малообеспеченных граждан занимается районный орган социальной защиты населения. Претенденту на государственную помощь необходимо написать заявление с просьбой назначения субсидии малоимущей семье в 2018 г. и предоставить документы:

  • паспорт и свидетельство о рождении;
  • справку о доходах;
  • при наличии статуса безработного – справку о состоянии на учете в Центре занятости, возможно – трудовую книжку и выписку о выплатах;
  • свидетельство о браке супругов;
  • выписку из домовой книги о семейном составе, которую выдает администрация по месту жительства;
  • пластиковую карту, номер счета для перечисления социальной помощи.

Для назначения соцпомощи необходимо соблюдение условия – трудоустройство всех совершеннолетних граждан. При отсутствии гражданина и возможности установления его места пребывания, для предоставления подтверждения дохода необходимо заявителю дать согласие на возбуждение дела по поводу проведения органами внутренних дел розыска отсутствующих лиц.

Помощь малоимущим в 2018 году

Финансирование расходов на субсидии малоимущим семьям в 2018 году предусмотрено из федеральной казны. Дополнительно на региональном уровне органы власти принимают решение о выделении средств из местного бюджета. Правительство РФ и муниципальные органы власти оказывают материальную поддержку малообеспеченным путем предоставления:

  1. Денежных выплат. Пособия имеют адресное назначение и выплачиваются преимущественно на детей (после рождения, до достижения 3 лет, 18 лет).
  2. Натуральной помощи. Выдача продуктов питания, одежды, обуви, других предметов потребления, лекарства, топлива.
  3. Повышения размеров компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
  4. Субсидий по обеспечению жильем.
  5. Льгот. Предоставляется: школьникам – компенсация 50% стоимости проезда общественным транспортом; детям – бесплатные путевки в санаторий 1 раз в год; студентам – зачисление вне конкурса для получения образования в вузах и назначение государственных социальных стипендий; взрослым – освобождение от налогообложения соцвыплат, от оплаты юридических консультаций и взноса при регистрации индивидуальной предпринимательской деятельности.
  6. Земельных и садовых участков.

Малоимущим гражданам предусмотрены такие виды поддержки:

  1. Детские пособия на детей до 18 лет. Различают: единовременные и ежемесячные; детям в возрасте от рождения до 3 лет, от 1,5 года до 3 лет, до достижения 18 лет. Размер и адресность назначенных пособий находится в зависимости от регионального законодательства. В регионах, где низкая рождаемость, многодетным малоимущим семьям выплачиваются единовременные пособия на каждого ребенка. Родители получают ежемесячное пособие на 3 ребенка и всех последующих детей до достижения ими трехлетнего возраста в размере регионального прожиточного минимума. Например, лицам, имеющим прописку в Санкт-Петербурге, на ребенка от 1,5 до 3 лет в полной семье будут выплачивать 913 рублей; родителю-одиночке, супругу при отсутствии алиментов, а также при службе родителя в ВС РФ – 1318 рублей.
  2. Социальные выплаты. Законодательством предусмотрены единовременные выплаты малоимущим семьям при заболевании, несчастном случае, потере имущества. Их размер зависит от региона проживания и колеблется от 15000 рублей до 30000 рублей.
  3. Медицинские льготы. Детям до 6 лет медицинские услуги и лекарства предоставляются бесплатно. При наличии показаний ребенку положено бесплатное получение путевки на санаторно-курортное лечение 1 раз в год.
  4. Адресная помощь. Предоставляется семьям военнослужащего, многодетным, родителям-одиночкам, беременным женщинам в виде начисления пособий. Дополнительно многодетной семье могут выдаваться продукты питания, одежда. Беременной жене военнослужащего выплачивается 25892,45 рублей единовременно, а на ребенка родителя, состоящего на службе по призыву – ежемесячное пособие 11096,76 рублей.
  5. Материальная помощь учащимся и студентам. Школьники получают: к началу нового учебного года школьную и спортивную форму (или родителям компенсируют стоимость ее приобретения), а в период обучения бесплатное двухразовое питание, скидку в размере 50% стоимости проезда в общественном транспорте, возможность бесплатного посещения выставок и музеев (не больше 1 раза в месяц). Вне конкурса зачисляется в вуз и назначается выплата государственной стипендии студенту из малоимущей семьи до достижения 20 лет при условии, что его родитель инвалид первой группы, а ребенок набрал проходной минимум при сдаче ЕГЭ.

Какие субсидии положены малоимущим семьям в 2018 году

Значительную часть семейного бюджета составляют расходы на коммунальные услуги и по найму жилья. Без помощи государства приобрести жилье в свою собственность малообеспеченные граждане не могут, поэтому предусмотрены следующие виды субсидий малоимущим семьям в 2018 году:

  • увеличение размера компенсации оплаты жилищно-коммунального хозяйства;
  • бесплатное получение жилья или покупка по ипотеке на льготных условиях.

Нормативная и правовая база

Предоставление государственной поддержки нуждающимся регулируется законодательными актами:

  1. Федеральным законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. с изменениями от 08.12.2010 г. «О государственной социальной помощи».
  2. Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода…».
  3. Жилищным кодексом РФ.
  4. Постановлением Правительства РФ № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода…».
  5. Постановлением Правительства Москвы № 805-ПП от 31.10.2017 г.

Жилищная субсидия

Государство оказывает помощь малообеспеченным лицам в улучшении жилищных условий. Действие субсидий распространяется на граждан РФ. Реализуются государственные программы путем:

  1. Постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Социальное жилье для малоимущих предоставляется из государственного или муниципального жилого фонда.
  2. Приобретение собственного недвижимого имуществ или строительство дома с помощью социальной ипотеки. Она отличается льготными процентами, наличием социальных гарантий, возможностью оплатить первоначальный взнос или часть кредита средствами материнского капитала. Существуют специальные программы, которые предполагают дополнительное финансирование погашения ипотечного кредита за счет бюджетных средств. Так, согласно программе «Молодая семья», для оплаты стоимости приобретенного жилья можно получить до 70% размера ипотеки из госбюджета. В 2018 г. малоимущим гражданам ипотека будет выдаваться на постройку или готовое жилье под 6%, остальная часть процентов будет покрываться за счет бюджетных средств.

Для постановки на учет следует обратиться в местные органы власти, написать заявление и предоставить документы:

  • паспорт совершеннолетних граждан;
  • свидетельство о рождении детей;
  • свидетельство о браке;
  • справку об отсутствии жилой собственности;
  • справку о семейном составе;
  • справку о доходах.

Решение выносится на протяжении месяца, но перед его принятием условия проживания осматривает комиссия. Преимущественно жилищная субсидия для малоимущих выделяется в виде сертификата. Для получения жилья таким способом следует соблюдать алгоритм действий:

  • открыть банковский счет для зачисления средств сертификата;
  • выбрать жилую недвижимость (при покупке у застройщика ее готовность должна составлять больше 70%);
  • оформить договор купли-продажи;
  • предоставить договор банку для перечисления средств продавцу;
  • взять расписку с продавца о поступлении денег, оформить акт приема-передачи недвижимости;
  • зарегистрировать собственность;
  • предоставить свидетельство о регистрации в жилой фонд.

Условия получения

В статье 49 Жилищного кодекса РФ указано право малоимущих граждан на бесплатное первоочередное получение жилья. Согласно статье 51 ЖК РФ, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и становятся на учет для выделения социального жилья на таких основаниях:

  1. Среди членов семьи отсутствуют владельцы жилой недвижимости или наниматели социального жилья.
  2. Помещение, в котором проживают малоимущие граждане, является непригодным для жилья, находится в аварийном состоянии.
  3. Один из членов семьи тяжело болен.
  4. В одном помещении (квартире, доме) проживает несколько семей.
  5. Собственное или арендованное жилье не соответствует установленным нормам. Согласно законодательству на 1 человека полагается не меньше 18 кв. м жилой площади.

Компенсация за коммунальные услуги малоимущим

Как и раньше, будут предоставляться субсидии малоимущим семьям в 2018 г. на оплату коммунальных услуг. Право получения такой материальной помощи от государства имеют владельцы и арендаторы жилья при условии, что у них:

  • отсутствует задолженность по оплате ЖКХ;
  • суммарная величина расходов по оплате всех видов коммунальных услуг превышает установленный законодательством показатель.

На федеральном уровне он составляет 22% совокупного семейного дохода. Местные органы власти определяют свой порог для предоставления компенсации стоимости ЖКХ. Преимущественно он ниже этого показателя, поэтому можно рассчитывать на повышение дотации. Например, по Москве он составляет 10% семейного бюджета, остальная часть расходов компенсируется из средств муниципального бюджета.

Виды субсидии на оплату ЖКХ

При расчете нормы потребления по видам коммунальных услуг учитывается количество проживающих и величина жилплощади. Малообеспеченные граждане имеют право выбора способа получения субсидии:

  • оплата полной стоимости ЖКХ с последующей компенсацией части уплаченной суммы и зачислением средств на банковский счет;
  • оплата коммунальных услуг по сниженным тарифам – с учетом назначенной субсидии.

Кто имеет право на получение

Субсидии малоимущим на оплату коммунальных услуг назначаются собственникам и арендаторам жилья. Право получения государственной помощи для оплаты квартиры и коммунальных услуг предоставляется таким категориям жильцов:

  • которые пользуются государственным или муниципальным жилым фондом;
  • арендующим жилье по договору найма;
  • жилищно-строительных кооперативов;
  • собственников жилья – квартиры, дома или их части.

Существуют случаи отказа выдачи субсидии на оплату коммунальных услуг. Согласно законодательству материальная помощь для частичной компенсации расходов ЖКХ не назначается:

  • когда при заключении договора найма жилья граждане проживают на одной жилплощади с собственником недвижимого имущества;
  • получателям ренты.

Срок предоставления

Субсидии малоимущим на оплату коммунальных услуг назначаются органом социальной защиты населения на срок 6 месяцев. Выделение средств происходит ежемесячно. По истечении 6 месяцев необходимо переоформить компенсацию на оплату коммунальных услуг. Следует учесть, что при обращении за назначением дотации:

  • до 15 числа, выделение средств начинается с месяца написания заявления;
  • после 15 числа – компенсация выделяется со следующего месяца.

Как оформить

Для получения субсидии по оплате услуг ЖКХ необходимо совершить такие действия:

  1. Узнать перечень документов, необходимых для получения компенсации стоимости услуг ЖКХ.
  2. Собрать документы.
  3. Написать заявление.
  4. Сдать заявление вместе с документами для назначения компенсации расходов по оплате услуг ЖКХ.

Куда обращаться

Узнать необходимую информацию по предоставлению такого вида господдержки можно в управлении социальной защиты населения, жилищно-эксплуатационной организации или многофункциональном центре. В вышеперечисленные органы предоставляются собранные документы и составленное заявление. Решение о назначении дотаций выносится на протяжении 10 дней.

Перечень необходимых документов

Для получения компенсации стоимости услуг ЖКХ необходимо предоставить такие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении всех жильцов;
  • налоговые свидетельства;
  • свидетельство о браке;
  • справку о семейном составе;
  • свидетельство о праве собственности на жилье или договор найма;
  • справку о доходах;
  • справку об отсутствии задолженности;
  • документы, на основании которых жильцы получают коммунальные льготы (удостоверение пенсионера, матери-одиночки, многодетной матери и др).

Какие социальные выплаты положены малоимущим семьям в Москве в 2018 году

Малообеспеченным жителям столицы в 2018 году будут выплачиваться пособия:

Назначение выплат

Размер ежемесячного пособия, рублей

Родителям при воспитании ребенка с момента рождения до 3 лет:

одинокому

супругу военнослужащего

которые не получают алиментов

всем остальным

Родителям при воспитании ребенка с 3 до 18 лет:

одинокому

супругу военнослужащего

которые не получают алиментов

всем остальным

Видео

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.