Как получить международные права на яхту. Как получить права на управление яхтой. Российские права на управление яхтой

Для вывода парусника в море требуются права. Сущесвуют несколько систем выдающие права после обучения на яхтенных курсах. Возникает вопрос: куда пойти учиться. Если однажды влюбился в море, лодки и свободу путешествий, то больше никогда не захочешь проводить отпуск на диване уютного отеля, где все включено, море обязательно поманит.

Типы прав на управление яхтой

Будущий яхтсмен становится перед выбором какую яхтенную школу выбрать, ведь их множество, все они выдают сертификаты, только правомерность и распознаваемость (доверие) у них в различных странах мира разная. Например, в России признаются только удостоверения выданные ГИМС, остальные считаются недействительными. В свою очередь сертификат российского образца не является международным, поэтому для того, чтобы обратиться в чартерную компанию и взять лодку в аренду вам понадобится лицензия RYA или IYT, эти документы наиболее распознаваемы в большинстве стран мира.

Российские права на управление яхтой

Выдает ГИМС:

После обучения длительностью в три месяца;

Тестирования по теории;

Вождения на практике;

Предоставлении обучаемым медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к работе с парусником.

Права не разделяются на категории, различия только в географии зон возможного хождения:

ВВ - воды внутренние (без транспортных путей судов).

ВВП - судоходные воды РФ.

ВМВ - воды РФ и территориальные моря.

МП - акватория РФ до 20 миль от берега.

Яхтенные сертификаты ISSA

Европейская международная ассоциация яхтенных школ, общественная международная организация объединяющая яхтенные школы всего мира и имеющая собственную систему лицензий. В системе ISSA охватывается весь диапазон и все уровни яхтенных знаний. Права ISSA легитимны во многих европейских странах, в США, в Австралии.

Всего известно несколько центров, которые предлагают обучить курсантов управлению парусными судами. Самыми известными считаются Королевская Яхтенная Ассоциация в Англии и Система Международной сертификации IYT в Америке. Помимо вышеперечисленных, есть еще французские и германские центры.

Мы решили остановить свой выбор на самой востребованной и упорядоченной системе IYT, которая хорошо известна во всех странах и объединяет около 60 яхтцентров, включая и наш клуб. Эту систему поддерживают самые именитые и уважаемые ассоциации: Агентство по судоходству и береговой охране Великобритании и Агентство Береговой охраны США, а также независимое общество по классификации Det Norske Veritas совместно с обществом Lloyd, специализирующимся на страховании. Надо отметить, что получив права, выданные после прохождение курса по системе IYT, вы не только приобретете высококлассные знание, но и получите высокий уровень подготовки, а также сможете плавать в любых водах, потому как документы признаются повсеместно. Наши сертификаты принимаются во всех ведущих чартерных компаниях мира.

Программа обучения проводится по следующей схеме, которая изображена на рисунке.

Программа получения навыков по управлению яхтой разбивается на несколько модулей, после получения каждого из которых курсанту выдается соответствующий документ. Рассмотрим подробнее то, какие требования предъявляются к кандидату и при каких условиях курс считается пройденным.

Различные сертификаты

International Crew Certificate – этот курс предназначен для получения звания яхтенного рулевого. Для его успешного прохождения не требуется особенных знаний и тем более опыта. Курс рассчитан на то, чтобы предоставить все нужные знания по управлению судном и дает возможность курсанту впоследствии участвовать в заплывах.

Radio Operator/Communications Certificate – обязательным условием пребывания на яхте, является знание и умение пользоваться радиостанцией. Курсантам прочитают лекцию, где будут изложены главные правила осуществления связи с помощью радиостанции, расскажут, как необходимо действовать во время опасности, как вести переговоры с судном или портом, разучат морские названия первостепенной важности на общепринятом языке. Этот курс является обязательным и необходим для получения удостоверения яхтсмена.

International Watchkeeper/Basic Flotilia Certificate – для получения этот документ, курсант обязан пройти медкомиссию и иметь в наличии хотя бы водительское удостоверение, закончить занятия по радиосвязи и уметь хотя бы держаться на воде. По завершению курса, вы будете иметь право управлять судном в составе нескольких, при условии, что находитесь возле берега, днем и при отсутствии шторма.

International Bareboat Skipper Certificate – получение шкиперского удостоверения подразумевает наличие у курсанта хотя бы водительских прав и наличие справки о прохождении медкомиссии, курс радиооператора должен быть пройден, а также курсант должен уметь держаться на воде. В качестве дополнительного требования, необходимо наличие записи в индивидуальном логбуке о прохождении 200 морских миль и пребывание в море больше 10 суток. Эти документы дают возможность будущему шкиперу под свою ответственность фрахтовать судно в какой-либо компании и подтверждают, что их владелец достаточно обучен навыкам хождения на яхте, имеет право быть на судне капитаном и может удаляться от береговой зоны на 24 мили.

Особенности IYT

Курсы по обучению управлением яхтой по системе IYT могут проводиться на языке по выбору курсанта. А это является большим плюсом перед занятиями в европейской школе, потому что помимо лекций на английском, заключительный экзамен тоже сдается на этом языке. Проводя сравнение между RYA и IYT можно отметить, что в курсах RYA проводится разделение занятий на два вида: в водах, где есть приливы и отливы и там, где они отсутствуют (Средиземноморье и Балтика). Таким образом, удостоверение, полученное в Средиземноморской школе, отличаются от полученных в Тайланде и не разрешают владельцу посещать эти воды. Дополнительным достоинством IYT считается возможность продолжать профессиональную карьеру, чтобы работать впоследствии на судах.

Наша школа предлагает специализированную версию IYT-программы. Она включает все лекции, которые создавались с учетом огромного опыта наших инструкторов. При этом, мы предлагаем не только освоить управление парусником, но и гарантируем получение удовольствия во время прохождения морской практики в черногорских, хорватских и итальянских водах.

Море издавна манило людей к себе и не только потому, что плывя человек чувствует себя легче и свободней, а и потому, что широкие горизонты скрывали загадки, таили опасность и обещали множество сюрпризов. Сначала это было познание окружающего мира, потом, когда все уголки земного шара стали известны, люди стали просто наслаждаться прогулками и круизами. Одним из любимейших развлечений стали соревнования.

Многие с детства мечтают стать у штурвала и управлять яхтой, но лишь самые целеустремленные добиваются желаемого. А это не так уж и сложно. Есть возможность арендовать яхту с укомплектованной командой и наслаждаться приятным отдыхом, а можно самостоятельно получить права и управлять судном. Как правило, в мир яхтинга попадают те, которые так или иначе сталкивался с морем в детстве. Обычно дети идут по стопам своих родителей. Побывав в семейных плаваниях, послушай необычайные истории, человек изначально планирует связать свою судьбу с морем. Но если вы раньше не имели отношения к морскому делу и решили что-то изменить в своей жизни, что достаточно отправиться в яхтклуб, пройти обучение и получить документы для управления яхтой.

Для справки

Лицензирование управления яхтой в общемировом масштабе нет, в отличие от водительских прав. Это аргументируется тем, что акватории везде разные и проходить обучение надо именно там, где в дальнейшем планируется плавание. При этом различаются типы судов и цели перемещения на них, поэтому для каждой ситуации подбирается индивидуальное решение. Например, вам хочется плавать, но вы готовы довольствоваться внутренними водами и небольшим катером – это подразумевает получение одной категории прав. А если в планах кругосветное путешествие на яхте, то получать надо удостоверение совершенно другой классификации.

ГИМС это краткая аббревиатура от Государственной инспекции по маломерным судам, которая состоит в числе МЧС России. Ее сотрудники занимаются регистрацией малых судов и проведением их аттестации. Для того, чтобы получить разрешение на управление гидроциклом, катером, парусником или моторной лодкой, то вам надо в ГИМС. Вы проходите обучение, предъявляете справку и паспорт и вас допускают к прохождению практики. После сдачи экзаменом выдаются права, где указывается район разрешенного плавания и тип судна, которым можно управлять.

Чтобы подготовиться к экзаменам, можно обратиться в любой обучающий центр или непосредственно в ГИМС. Но тут есть один нюанс – ГИМС выдает документы на русском языке, поэтому арендовать лодку в другой стране не получится.

Как получить удостоверение дешевле?

Квалификация «Яхтенный рулевой дневного плавания» - оптимальной для тех, кто только начинает свои шаги в яхтинге. Она позволяет управлять лодкой в дневное время и на расстоянии 20 миль от берега. Для получения этой квалификации нужно пройти 30-ти часовое обучение, которое состоит только из теории. Практические занятия проходят сначала на российской территории, а потом и за рубежом.

Каждая школа устанавливает свою стоимость. Различия могут быть выдаваемых сертификатах и качестве обучения. Естественно, что чем более опытный у вас педагог, тем больше нюансов вы узнаете. Оптимальным является сертификат ICC, который действует на официальных правах во внутренних водах Европы.

Для того, чтобы получение заветной корочки обошлось как можно дешевле, можно последовать опыту многих яхтсменов: освоить теорию самостоятельно, а практику в базовом варианте в ближайшем водоеме. Имея такие знания можно отправляться закреплять их на практический курс в Средиземное море.

Самыми популярными школами являются британские – RYA и IYT. Права международного класса и возможность проходить практику в любых водах, а впоследствии и плавать в кругосветные путешествия, привлекают желающих со всего мира. Для облегчения прохождения обучения многие российские школы сотрудничают с британскими и проводят обучение на русском языке по адаптированной программе. Это является выгодным преимуществом для русскоязычных курсантов, потому как материал усваивается лучше. Но не все школы поддерживают многоязычие в обучающих программах.

Но это не значит, что соприкосновения с английским удастся избежать полностью. Вся терминология и морская лексика построена на английском. Так уже сложилось исторически. Курсы, представленные в RYA, отличаются своим многообразием, но не стоит этого пугаться. Ваша задача пройти тот, который ориентирован на управление круизной яхтой. Практика длиться неделю и если у вас нулевой уровень знаний, то усвоить материал в полной мере будет сложно. Поэтому следует подготовиться заранее и изучить литературу уровня DAY Skipper.

Для получения удостоверения капитана прибрежного плавания следует обладать определенными навыками и опытом хождения на яхте. Будет достаточно 10 дней практики и 200 морских миль. Предъявить пройденные мили по факту никто не попросить, а все станет ясно, когда вы ступите на борт судна и приступите к выполнению своих обязанностей. Оптимальные знания можно получить, если отправиться на Средиземное море в качестве члена экипажа. Предложений о наборе в команду в весенне-летний сезон всегда предостаточно, а для вас это будет шансом набраться опыта. В среднем стоимость такого выхода в море на неделю варьируется от 700-900 евро. Этот пробный выход поможет определиться – надо ли продолжать обучение.

Сертификаты от школы IYT и принцип их получения практически не отличаются, но разница состоит в том, что курсант может выбирать язык обучения. Процесс обучения значительно упрощается и терминологию учить будет легче, если с вами будут заниматься на родном языке.

Необходимые документы на яхту для захода в европейские порты

Для того, чтобы беспрепятственно зайти в любой порт Европы на яхте или катере нужно иметь следующие бумаги:

  • Документы, подтверждающие регистрацию яхты. Полис страхования должна иметь любая прогулочная яхта. Сумма зависит от требований в определенной стране.
  • Документ, подтверждающий таможенный и налоговый статус.
  • Транзит-лог – это разрешение на плавание в водах конкретной страны. По факту это своего рода транзитный ввоз, который выдается на время от 6 месяцев до 12 с возможностью продления. Выдается только тем судам, которые не имеют ЕС регистрации

Документы, которые необходимо иметь на яхте шкиперу.

  • Паспорт с визой. К яхте это никакого отношения не имеет, но подтверждает личность, которая является владельцем или просто управляющим судном.
  • Доверенность на право управления конкретной яхтой. Если человек не является владельцем, то согласно закону ему необходимо иметь с собой нотариально заверенное свидетельство о праве управления.
  • Права, разрешающие управление судном. Существуют страны, которые не так требовательно относятся к наличию прав на управление небольшими прогулочными яхтами, но некоторые страны, включая Россию требуют наличие государственных прав. Евросоюз всячески старается унифицировать закон и требования к выдаче прав, но не все поддерживают это решение. Документы, подтверждающие способность человека управлять яхтой, в основном спрашивают в чартерных компаниях для подстраховки себя и своего имущества от лишних проблем. Береговая охрана и таможня практически не интересуется этими документами.

Как быстрее и проще получить международные права на управление яхтой? К нам постоянно обращаются с этим вопросом и те, кто только начинает интересоваться яхтингом, и профессиоанльные спорстмены, и те любители, чье детство прошло под знаком парусаи сейчас, они хотели бы вспомнить и отправиться наконец в плавание! Спрашивают и профессионалы, желающие повысить свою квалификацию. Уважаемые дамы и господа! Давайте посмотрим на этот вопрос несколько под другим углом.

Если вы хотите научиться управлять яхтой, стать настоящим капитаном либо профессионалом яхтинга (Master of Yacht Ocean ), то вы должны помнить об ответственности. Вы должны будете отвечать за безопасность своего экипажа (а в конечном итоге это наши самы близкие и дорогие люди), отвечать за сохранность яхты и за безопасность других людей на посторонних яхтах во время плавания. Поэтому и к вопросу обучения подойдите серьезно!

На самом деле, система курсов в IYT построена таким образом, чтобы в кратчайшие сроки дать необходимые для практического применения навыки и знания для чартерного капитана. Помните, что Bareboat Skipper IYT (капитан любитель яхты до 15 метров) должен пройти теоретический курс и пройти в море не менее 200 миль и 10 дней.

Следуя практическим рекомендациям и разработанным в головном офисе IYT планам обучения, мы проводим теорию 32 часа минимум в течение 5 дней . Следуя своему опыту, мы заявляем, что это предельно допустимое минимально время для обучения теории. Занятия проходят каждый день с 10.00 до 18.00 с перерывом на обед. Это интенсивный курс и напряженная работа как преподавателя, так и студентов. Затем идет практика в течении 10 дней, это как раз минимальный срок для обучения на Bareboat Skipper IYT . На борту - 4-5 человек. После прохождения теории и практики, на основании характеристики-отзыва на вас от инструктора, яхтенная школа принимает решение о присвоении вам того или иного уровня. Только после это вы можете получить международно-распознаваемый сертификат.

Что делать тем, кто обладает уже достаточно большим уровнем знаний и/или квалификацией и не без оснований считает, что эта наука, как говорится знакома от и до?

Тут есть два варианта. Первый - можно просто прийти и сдать экзамен на теоретический курс Bareboat Skipper. Затем пройти практику полностью, либо сдать практический экзамен (только при наличии наплаванности не менее 200 миль и 10 дней в море).

Второй вариант - если вы очень опытный капитан и хотите повысить свою квалификацию, то вам можно претендовать на уровень Master of Yacht Limited либо Unlimited (Offshore-Ocean). Однако вы должны обладать необходимым опытом и количеством наплаванных миль и дней в море. Предварительно мы проводим тестирование. Здесь мы также проводим интенсивный курс согласно программе IYT.

Добро пожаловать, и приятного вам плавания!

Недавно я завершил обучение в одной из московских яхтенных школ и получил права IYT на управление парусной яхтой до 16 метров. О том как пройти обучение и получить статус International Bareboat Skipper и права, дающие право на чартер парусной яхты до 16 метров по всему миру, кроме России, конечно;), читаем ниже...


Введение

В мире существует несколько школ обучения яхтингу. Основные из них - это Британская Королевская Яхтенная Ассоциация (RYA), и Международная сертификационная система IYT International Yacht Training Worldwide (Головной офис Florida, USA). Кроме того, существуют школы в национальных парусных ассоциациях Франции и Германии. Система IYT появилась благодаря развитию чартерного яхтенного бизнеса, который начался только в 90-х годах.

Особенность системы IYT заключается в том, что преподавание может проводиться на любом иностранном языке, в том числе и на русском.

Система обучения IYT многоуровневая. Мой сертификат называется International Bareboat Skipper Certificate. Кандидат на данный сертификат должен удовлетворять минимальным требованиям по здоровью (например иметь водительские права), пройти курс радиооператора и уметь держаться на воде. Для получения данного сертификата кандидат должен пройти 200 морских миль, и быть в море не менее 10 дней. Права на управление яхтой позволяют его владельцу самостоятельно брать яхту в аренду в любой чартерной компании мира, и говорит о том, что его обладатель имеет навыки и знания, достаточные для плавания на яхте до (24 метров) и удалением от берега до 20 морских миль в качестве капитана (Skipper) преимущественно в дневное время суток.

Мое обучение проходило в два этапа, хотя можно было уложиться только в один - практический:

1. Теоретические курсы 32 часа. Москва, вечер, два раза в неделю, продолжительностью полтора месяца.
2. Практический интенсивный курс в Черногории на яхте Bavaria 46 продолжительностью 10 дней с отработкой основных элементов управления яхтой.

Выбор школы

Самый первый шаг в яхтинг начинается с выбора школы. В Москве таких школ достаточно, например http://www.yachtcaptains.ru/ , http://www.go-og.ru/ , http://12knots.ru/ru/obuchenie/ . Прежде всего советую Вам обратить внимание на каких яхтах и в какой акватории проходит практический курс яхтинга, т.к. от этого зависит самый главный этап Вашего обучения. Чем современнее и больше яхта, на которой вы будете обучаться, тем больше практических навыков вы получите. Выбор акватории в свою очередь повлияет на качество марин, в которых вы будете стоять, а также на климатические условия и силу ветра. Например, Черногория по всем параметрам лучше северного побережья Турции, хотя разница в цене обучения может достигать 200-300 евро. Мой совет - не скупитесь, яхтинг - это дорогой и красивый вид спорта и времяпрепровождения, на нем глупо экономить;) Берите только лучшее.

Посещать или нет теоретические занятия? Факт есть факт - на сдаче экзамена на борту лодки, прошедшие теоретический курс чувствуют с ебя увереннее. Понимаете, какое дело... Даже обладая всеми пособиями вы не сможете в той же Черногории изучить всю теорию в достаточном объеме... Солнце, море и вино за два евро вам этого не позволят. Мой совет - если вы собираетесь заниматься яхтингом каждый сезон, связываете с ним отдых своей семьи и видите в нем образ жизни - вам необходимо получить теоретическую подготовку. Кроме того, тория морского дела насчитывает уже около 500 лет и очень интересна сама по себе.

Практический курс

Этот этап самый интересный и вы будете ждать его с нетерпением;) Моя практика проходила в Черногории на яхте Bavaria 46. Из Москвы до Белграда 2,5 часа лета, а потом час до Тивата, расположенном в самом южном фьерде Европы - Боко-Которском заливе.


Основная стоянка нашей яхты была в современной марине PortoMontenegro, в которую активно инвертируются деньги. По задумке инвесторов эта марина станет лучшей в Адриатике.
По площади яхта это однокомнатная квартира, около 34 кв.м. в кают компании, состав команды - 6-7 человек. Люди, которые приходят учиться яхтингу уже понимают, чего хотят от жизни. В моей команде было три бизнесмена со всего СНГ и городов России - Алма-аты, Нижневартовска, Питера. У кого то дети уже учатся в Лондоне, кто то закончил MBA в Калифорнийском университете. Наш капитан был с Красноярска, полгода с Женой они живут в Тивате, а зимой улетают в Питер. В общем скучать на борту не придется)
Сама Черногория после удушливого московского смрада кажется райским островком спокойствия и счастья. Тут не дорогие цены в магазинах и в отличие от чопорной Европы они не закрываются в 5 часов вечера. Фрукты, овощи - сущие копейки. Мясо свежее, пиво и вино - вкусные. Природа радует красками, а люди - улыбками.
В каждом заведении вы получите уже забытый в москве "сервис". Рестораны в основном с местной кухней - рыба (дорада), морепродукты (кальмары, осьминоги, устрицы - все свежее), плескавица (свиная котлета с начинкой), баранина и пршут (местная разновидность хамона). Кульминационное блюдо, которое я кушал в отличном ресторане Montenegrino в Тивате - кальмар фаршированный крабами и осьминогами на гриле. Будете рядом - обязательно попробуйте.
Из самих теоретических занятий особенно запомнились - постановка парусов, ночной переход и ориентирование по маякам, а также спасение человека-бутылки за бортом:) И узлы)

В одной из бухт встретили украинца на старой яхте Арктика. Он уже три года как живет на воде с женой и двумя кошками на борту - говорит, не может починить мотор... но нам всем показалось, что просто не хочет;)


По правилам школы экзамен принимается у вас другим капитаном и проходит, обычно в форме беседы. Экзамена не бойтесь - права вы получите в любом случае. Бойтесь моря - оно не прощает ошибок.

Сколько стоит?

Стоимость теоретического курса в разных школах в среднем - 30 т.р. В эту стоимость входят пособия IYT И дополнительные материалы, которые пригодятся вам на экзамене. Практика стоит около 1350 евро, плюс билеты Москва-Тиват (400 евро). В эту же стоимость входит комплект документов (сертификаты, права, логбук и т.д.), которые школа заказывает из США после прохождения вами практики. С собой берем 500 евро, 200 из которых уходят в общесудовую кассу, а 300 сполна хватит на сувениры, вино и кухню.

А дальше перед вами открывается множество дорог. Самая прямая - брать лодку в чартер с друзьями и отдыхать, занимаясь яхтингом и, иногда, сейлингом. Вторая дорожка - регаты и накопление мастерства. Я же надеюсь, что в следующем году мой путь приведет меня на яхту Петр 1, которая будет ходить в Норвежских Фьердах. Может быть, увидимся на борту;)

Всем мира и любви!