Из истории вены. История вены

История Вены восходит к I столетию нашей эры. На месте города до того времени существовали поселения кельтов. В середине I века на территории нынешнего центра столицы возник римский форпост. Назвали его Виндобоной.

Римляне жили там до конца V века. Распалась Римская империя, и войска покинули Виндобону. В разорённом городе поселились гунны, за ними пришли лангобарды, авары, славянские племена.

В IX веке к варварскому поселению, которое находилось на месте разрушенной Виндобоны, подошли войска императора франков Карла Великого . Территория досталась династии Каролингов . На северо-востоке Виндобоны новый властитель приказал возвести замок, в то время был построен и . В документах 881 года впервые встречается новое название города – Вена.

Рупрехтскирхе (Ruprechtskirche), фото Josef Lex

Город был удачно расположен на стратегическом торговом пути. Это приносило казне немалый доход и способствовало его развитию. С 1155 года маркграф Генрих II Бабенберг объявил процветающую Вену столицей Австрии.

В середине XIII столетия династия Бабенбергов пресеклась, и в Вене воцарились Габсбурги . Могущественная династия закрепилась в столице и правила Австрией до XX века. Фридриха V Гасбурга короновали в Риме. Он получил титул императора, а Вена фактически стала столицей империи. С 1469 года, по велению Папы Римского, в городе была учреждена епископская кафедра.

Беда пришла в Вену в 1529 году – на город напала турецкая армия. Турки были отброшены от города – защитникам Вены помогло раннее начало зимы, к тому же в рядах неприятелей началась эпидемия. Однако, спустя полтора столетия последовала вторая осада города войсками Османской империи. На этот раз против них объединились три католических армии. Союзники наголову разбили восточных завоевателей. Больше турки никогда не пытались взять Вену.

Чумная колонна (Wiener Pestsäule), фото bewilder2009

Городу угрожала другая беда – уже вовсю свирепствовала чумная эпидемия, опустошавшая Европу. Треть венского населения умерло от чумы. Сегодня о страшной болезни и чудесном избавлении жителей от эпидемии напоминает — Пестзойле.

С XVIII века в Вене развивались ремёсла, промышленность, текстильное производство. В начале XIX столетия в город дважды вступали наполеоновские войска, однако его процветанию это не помешало. Вена славилась на весь мир как музыкальная столица; здесь формировался особый архитектурный стиль, развивалась наука. К XX веку столица Австрии заслуженно считалась культурным центром мирового значения.

Хофбург (Hofburg), фото ThomasWeber

Падение Габсбургов в ходе I Мировой войны привело к упадку Вены. В город пришёл жилищный кризис, начался голод. После окончательного распада австро-венгерской империи Вена была провозглашена столицей Австрийской республики. Дальше последовал период установления режима австрофашизма, а в 1938 году Гитлер провозгласил аншлюс Австрии к Германии.

Весной 1945 г. Вену освободила Красная Армия. Теперь уже советские войска занимали северо-восточную часть города вплоть до 1955 года.

С середины XX века начался очередной подъём Вены. Была проведена реконструкция . Городу вернули прежний облик, и современная Вена снова так же прекрасна, как и столетия назад.

Из истории Вены

За несколько тысячелетий до нашей эры на территории, ныне занимаемой Веной, были поселения иллирийских племен, а затем, с V-IV веков до н. э., кельтских. В I веке до н. э. земли кельтских царьков перешли под владычество римлян, которые стали укрепляться в завоеванных областях. На удачно выбранном месте между одним из рукавов Дуная и речкой Вин около середины I века возник военный лагерь, в источниках называемый Виндобона (значение и корень слова неясны – видимо, оно кельтское). Здесь в 180 году умер знаменитый римский философ, император Марк Аврелий.

Римский лагерь представлял собой в плане четырехугольник, расчерченный прямыми линиями улиц, вернее, дорог, продолжавшихся и за его пределами. Кругом шел вал, на нем – стены с башнями и воротами, под стенами там, где не текли речки, были вырыты глубокие рвы. Границы римского лагеря, точно установленные археологами, можно увидеть, внимательно разглядывая план центра,- из него выделяется почти правильный четырехугольник – линии нынешних Крамергассе, Ротгассе, Зальцгрис, Тифер-Грабен, Наглергассе, Грабен. В названиях улиц Грабен («Ров») и Тифер-Грабен («Глубокий ров») сохранилась память о римской планировке, определившей и первоначальную средневековую. Остатки римских построек раскопаны и кое-где внутри стен.

В конце IV века давние враги римлян – маркоманы и квады – разрушили Виндобону. Затем последовали нашествия гуннов и остготов. От этих времен сохранились лишь предания о смерти в Вене предводителя гуннов Аттилы (453 г.) и о пребывании здесь Карла Великого, который якобы основал в 791 году церковь св. Петра. Само название местности в старых хрониках меняется несколько раз – Виндомина, Вениа и т. д.; возможно, в очень дальней кельтской первооснове всех этих имен лежит понятие «лес».

Наконец, в XI веке устанавливается уже близкое к современному наименование – Viennis или Vienna (теперь – Wien).

В конце X века Вена входила в состав Баварской марки, подчинявшейся властителям обширного германского государства, которое называли тогда Римской империей, а несколько позже стали именовать Священной Римской империей германской нации.

В ту пору на месте бывшего римского лагеря существовали два небольших поселения-у церкви св. Рупрехта (очевидно, тогда уже основанной) и около нынешней улицы Тухлаубен, где был рынок. В течение XI века поселения несколько раз расширялись, приобретая вид города; вокруг него построили стену. За ней, все еще в пределах римского лагеря, возникли торговое предместье и новый церковный центр – на месте нынешней церкви св. Михаила.

В исторических источниках о возникающем городе упоминается очень мало и смутно; и только лишь в 1137 году впервые летопись называет Вену городом – civitas. Тогда она была уже в руках герцогского рода Бабенбергов, могущественных князей, владевших многими австрийскими землями. При них Австрия стала самостоятельным герцогством, формально подчиненным императору Священной Римской империи, а Вена – столицей герцогства.

Бабенберги вначале управляли городом и страной из своей резиденции на холме Леопольдсберг близ Вены. В 1156 году герцог Генрих II перенес резиденцию в Вену, которая при нем расширилась наконец до границ прежнего римского лагеря. От тех времен идет название одной из сохранившихся поныне площадей Вены – Ам-Хоф («У двора»), здесь помещался новый замок герцогов; место резиденции добабенберговских властителей – теперь Юденплатц – было отдано под гетто. Уже в 1172 году Вена называется в летописи civitas metropolitana («столичный город»). В правление герцога Леопольда VI Славного (1198-1230) венские купцы, получив первое в своей истории «городское право», смогли оградить торговлю и поднять доходы: развилось и укрепилось ремесло. Город стал в пять раз больше бывшего римского лагеря, разросшись до границ нынешней улицы Ринг. Иными словами, образовалось просуществовавшее до середины XIX века основное ядро Вены, в средние века укрепленное мощными стенами, валами, рвами. Установилась и сохранившаяся до нашего времени планировка сети улочек, среди которых несколько больших по тому времени площадей – Ам-Хоф, Хоэр-Маркт («Верхний рынок» – ок. 1200), Нейер-Маркт («Новый рынок» – ок. 1230). Ясно обозначился важный торговый путь, ведущий на юг,- Кернтнерштрассе – сейчас фешенебельная деловая и торговая улица.

Вид Вены. Гравюра. 1683

При Леопольде VI возникла новая резиденция герцогов на месте нынешнего Хофбурга.

Взаимоотношения герцога с купеческим патрициатом и союзами ремесленников, которые добивались участия в управлении городом, составляли основу достаточно запутанной внутренней политики. В Вене было множество духовных лиц и монахов различных орденов; в XII веке был основан «Шотландский монастырь», в XIII веке итальянские монахи – ученики Франциска Ассизского – основали церковь миноритов. Быстро распространялась церковная образованность. Не менее развитой была и светская культура. В XII-XIII веках при дворе Бабенбергов собрались многие видные поэты-миннезингеры. Здесь у Рейнмара фон Хагенау учился один из лучших немецких поэтов средневековья, Вальтер фон Фогельвейде, слагавший в Вене свои песни. Горожане часто становились зрителями искусно оформленных, хитроумно задуманных празднеств.

В теперешней Вене почти невозможно угадать ее облик тех далеких времен. Память о них сохранилась в названиях площадей (Ам-Хоф и другие, упоминавшиеся выше) и улиц – Тухлаубен («Поселок суконщиков»), Шустерштейг («Улица сапожников»), Гольдшмидгассе («Переулок золотых дел мастеров») и пр. Кроме остатков жилого дома романской эпохи в одном из дворов «Внутреннего города» от тех времен дошли лишь части церковных зданий. Уцелевшие памятники относятся, как правило, к XIV-XV векам, когда Бабенбергов уже давно сменили новые правители Австрии – Габсбурги.

После смерти последнего Бабенберга страной недолго управлял чешский король Оттокар II. Но уже в 1278 году к власти пришел победивший Оттокара Рудольф Габсбург, которого в то время немецкие князья избрали императором. С тех пор Австрией правила династия Габсбургов, которая пала лишь в 1918 году. Австрийские Габсбурги стремились присоединить к своим владениям соседние земли, укрепить положение Габсбургского дома в Европе. Особенно важно им было втянуть в орбиту своего влияния Чехию, которая была в средние века могущественным королевством и одной из самых культурных европейских стран; ее соседство благотворно сказалось на развитии культуры самой Австрии. С 1438 до 1806 года представителей Габсбургского дома неизменно избирали императорами Священной Римской империи. Возвышалась и Вена как императорская резиденция, как центр растущего многонационального австрийского государства.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Вены Вены (Venaе). – Так называются все кровеносные сосуды, которые несут кровь к сердцу в противоположность сосудам, несущим кровь от сердца и называемым артериями. Так как в В. кровь поступает после того, как прошла через волосные сосуды тела, а в них состав крови

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Фоули Дениз

Из книги Твое тело говорит «Люби себя!» автора Бурбо Лиз

ВЕНЫ (ПРОБЛЕМЫ) Вены - это кровеносные сосуды, по которым кровь направляется к сердцу от капилляров, пронизывающих различные ткани организма (по артериям кровь движется в обратном направлении, то есть от сердца к тканям организма). См. статью АРТЕРИИ

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

«За взятие Вены» 13 апреля, через три дня после падения Кенигсберга, войска 2-го Украинского фронта освободили столицу Австрии – Вену. Вена была первой европейской столицей, которую гитлеровцы захватили еще в 1938 году, и где власть захватчиков продержалась дольше

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Вена. Путеводитель автора Штриглер Эвелин

ОСНОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЕНЫ **Собор Св. Стефана (Stephansdom): символ Вены. С его 137-метровой Южной башни можно насладиться чудесным Панорамным видом города. Внутри собора вас ожидают такие позднеготические шедевры как *кафедра и катакомбы.Найдхартские фрески

Из книги Скорая помощь. Руководство для фельдшеров и медсестер автора Верткин Аркадий Львович

Музей истории Вены на пл. Карлсплатц 2000-летняя история Вены представлена в Музее истории Вены на Карлсплатц (47) (Wien Museum Karlsplatz). Здесь представлены картины (живопись эпохи бидермайера, произведения Климта, Шиле и Шенберга), инструменты, оружие, письменные документы,

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

1.20. Взятие крови из вены для исследования ЦельПропунктировать вену и взять кровь для исследования.ПоказанияПо назначению врача.Противопоказания1. Возбуждение пациента.2. Судороги.Оснащение1. Стерильный лоток.2. Стерильный пинцет.3. Стерильные иглы.4. Шарики ватные

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории Из эссе «Случай добровольного невежества» (1959) английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли (1894- 1963).В оригинале: Главный из всех уроков истории заключается в том, что люди не слишком многое

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Что такое варикозные вены? Пожилые люди и те, кто много времени проводят на ногах, часто имеют варикозные вены. Вы могли это заметить у тех, кто страдает этим заболеванием: вены у них вспухшие, скрученные и синие. Варикозные вены - это вены, которые утратили свою

Из книги Справочник медсестры [Практическое руководство] автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Самое полное руководство по здоровой беременности от лучших акушеров и гинекологов автора Коллектив авторов

Подготовка больного к взятию крови из вены для исследования Последовательность подготовки:1) для получения достоверного результата кровь на анализ должна быть взята натощак; перед сдачей крови больному нельзя пить, курить, принимать лекарственные вещества (за

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Варикозные вены Изменения в кровообращении, поддерживающие рост плода во время беременности, могут давать неприятный побочный эффект в виде варикозных вен. Варикоз вен нередко развивается при беременности. Чтобы справиться с усиленным потоком крови при беременности,

Из книги автора

Повреждение варикозной вены Варикозное расширение вен на ногах опасно тем, что порой такие вены лопаются и начинается сильное кровотечение. Его надо немедленно остановить и доставить больного в медицинское учреждение.Ваши действия:1. Уложите больного и надавите

Парк дворца Бельведер

Город имеет интересную, насыщенную событиями историю. Еще в 15 году до н.э. здесь возникло римское поселение. Эпоха расцвета города связывается с XVIII веком, когда стали появляться первые здания в стиле барокко. Габсбурги покровительствовали классической музыке, в город приезжали Моцарт и Бетховен, в XIX веке - Шуберт и семья Штраусов.

Самая узнаваемая достопримечательность Вены - изящный и стройный шпиль собора Св. Стефана. Собор построен на месте более ранней церкви, это шедевр готики XIV века с сияющей черепичной крышей, на которой изображен австрийский орел. Внутри и снаружи церкви находятся великолепные скульптуры, особенно стоит взглянуть на алтарь и кафедру.

Императорский дворец находится во Внутреннем городе, и лучше всего этот район осматривать пешком. Еще более внушителен дворец Шёнбрунн, построенный Леопольдом I. Для того чтобы как следует осмотреть все сокровища старинного города, потребуется не один день.

Все достопримечательности Вены

История

Изначально Вена являлась кельтским поселением под названием Виндобона, основанным около 500 года до н. э. и расположенным на месте современного центрального округа города. В 15 г до н. э. город был завоёван XX легионом «Gemina» и превращён в форпост Римской империи, призванный защитить границы от нападений германских племён с севера. В последний период римского владычества в Норике Виндобона называлась Фабианой (лат. Fabiana) , по имени квартировавшей в ней фабиевой когорты (cohors Fabiana) . Римляне занимали Виндобону вплоть до V века, после чего он был сожжён.

Вокруг руин Вены начинают возникать жилища, а около 800 г. строится церковь Св. Рупрехта - самая старая cохранившаяся церковь Вены. В 881 году город впервые упоминается под названием Вениа (Wenia) . Следующие упоминания датируются 1030-ми гг. Выдержав несколько нападений славян и венгров, к X веку Вена стала важным торговым городом.

К середине XII в. Вена становится резиденцией австрийских герцогов Бабенбергов - в 1155 г. герцог Генрих II из рода Бабенбергов построил дом на площади Am Hof. В 1137-1147 была выстроена первая церковь на месте Собора святого Стефана; современный собор строился в XIII-XV веках. С 1278 г. Вена - оплот династии Габсбургов. В 1469 г. император Фридрих III добился от папы Павла II учреждения в Вене епископства (до 1469 Австрия духовно подчинялась епископу Пассау) .


В 1529 и 1683 гг. Вена безуспешно осаждалась турками. В 1679 г. в Вене разразилась эпидемия чумы. Население города, составлявшее 100 тыс. чел., уменьшилось на треть. С XVI века Вена стала столицей многонационального государства австрийских Габсбургов; с XVII века и особенно в XVIII веке стала средоточием многочисленной придворной бюрократии. С XVIII в. в Вене развивается мануфактурная промышленность (текстильное производство и производство предметов роскоши) . В XVIII - начале XIX века Вена - важный центр мировой культуры, особенно музыкальной. В 1805 и 1809 в Вену вступали войска Наполеона. В 1814 г. в городе прошёл Венский конгресс, подвергший пересмотру политическую карту Европы.

В первой половине XIX в. наблюдался прогресс в сфере культуры и искусства - возник стиль бидермейер, основоположниками которого стали известные венские композиторы, художники и театральные деятели. Вена превращается в общеевропейский музыкальный центр. Эпоха бидермейера завершилась революцией 1848 г., в которой жители Вены принимали активное участие.

В конце XIX в. культура, наука и образование в Вене продолжают процветать. Мировой известностью пользуется Венский университет и Академия наук. В 1897 г. представители Венской богемы создают группу Сецессион, в которую входили Коломан Мозер, Густав Климт и Отто Вагнер.


К началу XX в. Вена - крупнейший город в Европе с населением более 2 млн человек (сейчас - 1,67 млн человек) . Однако политические события в Европе стали переломными для Вены - с поражением Австро-Венгрии в 1918 году Вена утрачивает своё былое влияние.

Первая мировая война привела к падению дома Габсбургов и стало причиной упадка Вены, порождённого инфляцией и внутриполитической борьбой между социалистами и консерваторами. Муниципалитет, балансировавший между интересами масс и капитала, реализовал обширную программу строительства доступного жилья и городской инфраструктуры, но не мог предотвратить столкновения между партиями. В 1928 в Вене начались массовые общественные беспорядки, унёсшие 89 жизней; в 1934 - вспыхнуло Февральское восстание. Режим австрофашизма, пришедший к власти в 1934, не смог сохранить независимость страны, и в ночь с 11 на 12 марта 1938 в Вену вступили немецко-фашистские войска.


13 апреля 1945 Вена была освобождена Советской армией. В июле 1945 было подписано соглашение о зонах оккупации в Австрии и об управлении Веной. Город был разделён на 4 сектора оккупации: советский, американский, английский и французский; центр был выделен для совместной четырёхсторонней оккупации. Советские войска, занимавшие северо-восточные окраины города, покинули его в 1955. Во второй половине 1950-х года Вена вновь развернула массовое строительство муниципального жилья, в 1970-е-1980-е годы существенно реконструировала центр города, избежав опасностей брюсселизации. В современной Вене базируются МАГАТЭ, ЮНИДО и многие другие международные организации.

Музыкальная столица


Музыка играет в жизни Вены чрезвычайно важную роль. Точно так же было и в те времена, когда здесь жили Гайдн, Моцарт и Бетховен, а позднее Брамс, Малер, Брукнер и Рихард Штраус.

Лучшие концертные площадки

В Вене не найдется вечера, когда нельзя было бы услышать великолепное исполнение симфонии, народной музыки, струнного квартета или оперы. Сезон начинается 1 января и длится до 30 июня, а затем открывается снова 1 сентября. Венская опера (Staatsoper) - мастодонт среди оперных театров. Это самая престижная сцена Вены. В конце XX в. в Вене появилась «Фольксопер» (Volksoper) . Здесь преимущественно ставят оперетты. Венцы могут удовлетворить свою страсть к музыке по значительно более низкой цене. Венский театр (Theater an der Wien) был построен в 1801 г. В этом театре состоялась премьера Пятой и Шестой симфоний Бетховена. Малер и Штраус писали музыку специально для знаменитого Золотого зала (Musikverein"s Goldene Saale) , отличающегося исключительной акустикой.

Дома и могилы композиторов

Дом Моцарта в Вене был превращен в музыкальный центр имени великого композитора - Моцартхаус. На четырех этажах разместилось множество экспонатов - старинных и сверхсовременных. С их помощью вы можете представить, какой была жизнь Моцарта, когда он жил в квартире на первом этаже и писал «Женитьбу Фигаро» (Domgasse, 5. Открыто: 10.00- 20.00. www.mozarthausvienna.at) .

Дома же Шуберта (Nussdorfer Strasse, 54) и Бетховена (Doblingerhauptstrasse, 92, здесь была написана Героическая симфония) весьма скромны. Дом «Голубой Дунай» (Praterstrasse, 54) принадлежал Штраусу. Здесь композитор писал вальсы и польки, под которые весь мир танцует и по сей день.

В Вене похоронены многие знаменитые композиторы. На трамвае вы можете доехать до Центрального кладбища (Zentralfriedhof, Simmeringer Hauptstrasse, 232-244, district 11) . На этом огромном кладбище возле ворот № 2 похоронены Брамс и члены семьи Штрауса. Шуберта по его просьбе похоронили рядом с Бетховеном. В центре установлен мемориал Моцарта, место захоронения которого так и осталось неизвестным.

Концертные залы


Vienna State Opera. Opernring, 2.
Тел.: 51444-22-50; www.wiener-staatsoper.at

Volksoper. Wahringerstrasse, 78.
Тел.: 514-44-30; www.volksoper.at

Theater an der Wien. Linke Wienzeile 6.
Тел.: 58830-660; www.theater-wien.at

Musikverein. Bosendorferstrasse, 12.
Тел.: 505-81-90; www.musikverein.at

Konzerthaus. Lothringerstrasse, 20.
www.konzerthaus.at

Венские музыкальные фестивали

Январь - февраль

Новогодний концерт в Золотом зале. Венские вальсы, в которых соединяются душа и тело, танцуют на 200 балах, проходящих в городе.

Фестиваль старинной музыки в Концертхаусе.

Март - май

Пасхальный фестиваль (Osterklang) проходит в Венском театре; www.theater-wien.at. Весенний фестиваль в Концертхаусе.

Май - июнь

Венский международный фестиваль (Wiener Festwochen) ; www.festwochen.at. Каждый год оркестры из разных стран мира выступают в городских церквях, особняках и дворцах. В рамках фестиваля проходит более 150 концертов.

Июль - сентябрь

Летний музыкальный фестиваль (Klang-Bogen Wien) в Венском театре; www.theater-wien.at.

Фестиваль музыкальных фильмов на Ра-тушной площади (Rathausplatz Music Film Festival) . Видеосъемки концертов демонстрируются на большом экране перед венской ратушей.

Октябрь - ноябрь

Вена-Модерн (Wien-Modern) - музыка XX в. исполняется в Концертхаусе и Музик-ферайн.

Шубертиада (вторая половина ноября) в Музикферайн.

Декабрь

Моцартовский фестиваль (первые три недели месяца) в Концертхаусе. Новогодний концерт. Концерт классической музыки - главное событие кануна Нового года в Вене. Венский филармонический оркестр выступает в Музикферайн. В полночь звонят колокола собора, а затем начинается публичное исполнение вальса «Голубой Дунай».

Главная > Документ

ИСТОРИЯ ВЕНЫ

Вена - город роскошных дворцов, величественных площадей, живо-писных улочек. Город на Дунае, окру-жённый зелёным ожерельем Венского леса. Город поэтов и музыкантов, город блестящий, но уютный, жизне-радостный и задумчивый. Город вечный...

Вена - это два тысячелетия Великой истории. Колыбель города - на "янтарной дороге", издавна соеди-нявшей Балтийское море с Адриатикой и Дунаем.Из " умных" книжек можно вычитать, что в окрестностях Вены обитали охотники времён Палеолита. Находки подтверждают, что в 1 веке до н.э. на горе Леопольда жило кельтское племя. Примерно в 100-м году после Рож-дества Христова местность завоевали римляне, раскинувшие здесь военный лагерь Виндобона - это древнее имя Вены вы можете встретить в названиях фирм, банков, различных учреждений.Император Марк Аврелий, знаме-нитый стоик, руководил из лагеря военными походами, где и почил в бозе при исполнении обязанностей в 180 году. В V веке нашей эры Римская империя распадается, и войска поки-дают город. После ухода римлян в области Вены находили приют гунны, лангобарды, славяне. В 1137 году Вена впервые упоминается в хрониках как город (civitas), который в 1155 году становится резиденцией Бабенбергов, а в 1237 году обретает статус свободного города.Подобно Рюрикам и Романовым, в Австрии существовало две правящие династии - Бабенберги и Габсбурги. Первым правителем династии Бабенбергов был франкский граф Леопольд, представитель высшей баварской аристократии.21 июля 976 года кайзер Отто II передал в его владение "marcha orientalis" - баварский рубеж на Востоке, что явилось началом 270-летнего царствования Бабенбергов в Австрии. В 1246 году в битве с венграми, в день своего 35-летия был убит Фридрих Воинствующий. Его смерть ввиду отсутствия наследников поло-жила конец правлению Бабенбергов.В 1282 году начинается эра Габс-бургов, закончившаяся в 1918 году падением австро-венгерской монар-хии. 11 ноября 1918 года во дворце Шёнбрунн Карл 1,бывший монархом всего лишь два года (1916-1918), подписывает отречение от престола.Из многочисленных представителей Габсбургов, в течение почти семи веков определявших судьбы Европы, русским читателям, пожалуй, больше других известны Мария Терезия и Франц Иосиф. Время правления Марии Терезии и её сына Иосифа II (1740-1790) подобно петровской эпохе в России. Среди многочисленных реформ, осуществлённых ими, - введение обязательного образования, отмена пыток и крепостного права.В 1848 году кайзером становится 18-летний Франц Иосиф. Этот аске-тичный монарх, “первый гражданин своего государства”, как он сам себя любил называть, правил 68 лет. Жизнь его была полна трагедий - брат Фердинанд Макс, король Мексики, был убит, сын и единственный наслед-ник кронпринц Рудольф покончил с собой в охотничьем домике в Майер-линге, любимая супруга императрица Элизабет, которую австрийцы назы-вают ласкательным именем Сисси, пала в Женеве от руки итальянского анархиста Луиджи Луккени.28 июня 1914 года в Сараево были убиты наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд и его супруга София, что послужило поводом Первой мировой войны. Несмотря на все эти потери, кайзер прожил 86 лет. Он умирает в Шёнбрунне 21 ноября 1916 года.История Вены - история борьбы и побед, разрушений и Возрождения.Дважды пытались завоевать её турки - в 1529 и в 1683 годах. После их окончательного изгнания, как феникс из пепла, стала возникать "Vienna gloriosa", город чарующего барокко. В 1938 году состоялся печально-знаме-нитый "аншлюс" - присоединение Австрии к гитлеровской Германии. Вена превратилась в" Reichsgau" – “округ империи”. В 1945 году Красная армия изгнала войска из города - об этом событии напоминает памятник на площади Шварценберг. Вену, как и Берлин, поделили на четыре зоны оккупации - СССР, США, Велико-британии и Франции... Так город жил десять лет. 15 мая 1955 года во дворце Бельведер между странами-победительницами был подписан Государственный договор, согласно которому войска покинули Австрию и ей возвращён полный суверенитет. Трудолюбивые австрийцы мужест-венно взялись за восстановление экономики, не теряя при этом юмора и оптимизма. То, что Австрия - одна из преуспевающих стран Европы, несом-ненно, заслуга народа, любящего свой Дом и заботящегося о его благополучии.Сегодняшняя Вена - город, насчитывающий 1,6 млн. жителей, крупный центр, в котором предс-тавлены многие международные организации, включая ООН. За послевоенные годы здесь построены новые здания и жилые кварталы.ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Площадь “Ам хоф” - "При дворе" - центр времени. В течение веков она была базарной площадью, где продавались древесина, уголь, сено, солома, раки - излюбленный деликатес Средне-вековья, хлеб. Жестокая примета времени - казни - также производились на этой площади. В центре вы увидите "Мариензойле" - колонну в честь Девы Марии, памятник Тридцатилетней войны. В 1645 году шведы под командованием маршала Торстенсона устремились в долину Дуная. Многие города и крепости были разрушены и завоёваны. Вене угрожала серьёзная опасность: не было войск, способных защитить город, горожане евангелического вероисповедания симпатизировали шведам. В этой отчаянной ситуации кайзер Фердинанд III устроил религиозную церемонию и пообещал, что, если Вена будет спасена, он воздвигнет на площади колонну в честь Девы Марии Божьей Матери.

Не предприняв попытки завоевать город, Торстенсон отвёл свои войска, а в 1646 году был готов памятник. В 1667 году сын Фердинанда кайзер Леопольд 1 приказал демонтировать каменный памятник, который был заменён бронзовой копией. Оригинал перевезли в город Вернштайн, где он находится по сию пору.Среди исторических зданий обратим ваше внимание на церковь и Цейхгауз. Церковь "Ам хоф", или Церковь Девяти ангельских хоров, было построена между 1386 и 1403 годами на месте Находившейся здесь часовни.В XVII веке (1607-1610) её интерьер получил барочную отделку, в 1662 году возник удивительный по красоте барочный фасад. На Пасху 1782 года Папа Пий VI благословил с хоров этой церкви собравшихся прихожан. 6 августа 1806 года в церкви было объявлено о том, что кайзер Франц 1 слагает корону Священной Римской империи германской нации.В бывшем "Городском Цейхгаузе" хранилось оружие, которое выдавалось горожанам в случае нападения на Вену. Здание, построенное в 1550 году, после многочисленных переделок было завершено в 1731-32 годах...Самая древняя церковь Вены - церковь Святого Рупрехта, Рупрехтс-кирхе. По преданию, она заложена в 740 году зальцбургским архиепископом. Ещё раньше на этом месте находился “Дом для молитв и размышлений”. Неф и нижняя часть башни восходят к XI веку, некоторые части строения, возможно, датируются ещё более ранним периодом.Следующий свидетель седой древности - "Мария ам гештаде" - Церковь Марии на побережье. Название напоминает о времени, когда храм находился на берегу рукава Дуная, где швартовались корабли.В документах 1158 года церковь упоминается как "римская святыня". Во время турецких осад 1529 и 1683 годов здание сильно пострадало. Восстановительные работы проводились в XIX веке.В 1327 году герцог Фридрих Красивый основал монастырь августинцев. Августинеркирхе, построенная несколько позднее, долгое время служила придворной приходской церковью, в которой проходили многочисленные церемонии. В 1736 году здесь состоялось обручении Марии Терезии с Францем Стефаном Лотарингским, в 1770 - Марии Антуанетты с Людовиком xvi, в 1810 - Марии Луизы с Наполеоном, где вместо отсутствовавшего императора перед алтарём предстал его бывший враг - эрцгерцог Карл. В 1854 году кайзер Франц Иосиф венчался здесь с 16-летней красавицей Элизабет фон Виттельс-бах, в 1881 году их сын Рудольф - со Стефанией Бельгийской. В 1916 году в церкви Австрия прощалась с кайзером Францем Иосифом.Обратите внимание на саркофаг дочери Марии Терезии эрцгерцогини Марии Кристины, исполненный Антонио Канова в 1797-1805 годах. С 1634 года рядом с церковью находится склеп, в котором хранятся 54 урны с сердцами членов кайзеровской семьи -" Херцгруфт". Неподалёку, под сводами церкви Капуцинов, - усыпальница " Кайзергруфт". Как и "Херцгруфт", она открыта для обозрения. Здесь нашли последний приют большинство Габсбургов - 144 саркофага, 12 из которых хранят останки императоров, 15 - императриц. Наиболее впечатляет двойной саркофаг Марии Терезии и её супруга Франца 1 Стефана. выполненный Бальтазаром Фердинандом Моллем.Последнее пышное захоронение состоялось здесь в 1989 году. Монахи-капуцины, в чьём владении до сих пор находятся церковь и усыпальница, отворили врата и приняли рабу божью Циту, вдову последнего императора Австрии Карла I, окончившую свой жизненный путь в возрасте 97 лет, семь из которых она после многолетнего изгнания провела в Австрии.Своим возвращением Цита, в своё время не подписавшая акт об отречении, обязана канцлеру Бруно Крайскому, сделавшему этот щедрый подарок к её 90 – летию.В Вене столько театров и музеев, что рассказать обо всех мы, разумеется, не сможем. По ходу путешествия мы будем обращать ваше внимание на самые значительные из них."Альбертина", хранящая 200.000 оригиналов, принадлежит к крупнейшим мировым собраниям графики. Музей носит имя своего основателя, герцога Альберта фон Заксен-Тешен, супруга любимой дочери Марии Терезии - Марии Кристины. В фондах собрания - шедевры Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Шиле и многих других художников, начиная с XV века вплоть до современности.Турист, впервые попавший в Вену, прежде всего устремляется на Штефансплатц - площадь Святого Сте-фана со знаменитым собором, по имени которого она названа.... Возвращаясь после долгой разлуки в Вену, каждый раз удивляешься и радуешься этому удивительному творению, простому и прекрасному, кок горный утёс, возвышающему и укрепляющему дух. Его история неотделимо от истории Австрии. Место застройки Штефансдома находилось за стенами римского лагеря, служившими в Средневековье городскими стенами, то есть в предместье. Вокруг новой церкви возникло кладбище, на котором вплоть до XVIII века производились захоронения. В 1732 году по приказу кайзера Карла VI кладбище было закрыто. Некоторые из надгробных камней можно увидеть на стенах собора Святого Стефана, существует доступ и в подземные склепы. На стенах собора немало и других исторических предметов, например, мера длины ткани и размер каравая хлеба. Любой средневековый покупатель мог проконтролировать по ним свой товар, и если обнаруживался обман, продавцу приходилось плохо: булочника, например, в любое время года окунали в его собственной плетёной корзине в Дунай, и часто это становилось последним купаньем. Если вы любознательный турист, то вам удастся найти "фрайюнг" - кольцо, ухватившись за которое, бежавший от преследования, даже если это был преступник, становился неприкосновенным.Строительство собора Святого Стефана длилось несколько веков, каждый из которых оставил свои следы в его архитектуре.Cамые старые, романские части собора - "Ризентор" и "Хайден-тюме". Название портала "Ризентор" – “гигантские ворота" - связано с легендой. При выкапывании грунта в основании портала была найдена огромная кость мамонта, погибшего, вероятно, во время Всемирного потопа. "Хайдентюрме" - "языческие башни" - увенчивают этот портал, составляющий единое целое с готической частью собора. Многим обязан собор герцогу Рудольфу IV Габсбургу, решившему переделать Штефансдом в готическом стиле. Южная башня высотой 136,7 метра, которую венцы любовно называют "Штефль", была завершена в 1433 году. Северная часть из-за нехватки средств так и осталась незавер-шённой. В 1579 году на высоте 68,3 метров её увенчал ренессансный купол.Будучи рядом с собором Святого Стефана, вы, разумеется, захотите войти внутрь, где вас также ожидает встреча с Прекрасным. Интерьер собора даёт представление о разных стилевых направлениях - поколения художников трудились над украшением Штефансдома. Центральный алтарь изображает казнь Святого Стефана, первого христианского мученика. Справа от входа вы увидите готический алтарь (1513 год) с изображением Пётчской мадонны. Культ Девы Марии является характерным для католической религии, а данная мадонна любима и почитаема особенно - вы в этом легко убедитесь, побывав в Штефансдоме. Примечательна её история - в 1697 году по приказу кайзера мадонну привезли сюда из Венгрии, так как ей приписывалось чудодейственное свойство источать слезы. Истинным шедевром является кафедра, высеченная из камня Антоном Пильграмом (1514-1515). Перила лестницы украшают изображения жаб и ящериц, что имеет символическое значение: жабы - символ тьмы, ящерицы - света, стало быть, борьба Добра со Злом. В верхней части - четыре отца католической церкви, чьи портреты отличаются глубоким психологизмом. Мастер Пильграм увековечил и себя - выглядывающим из окна.В "женском клиросе" хранится удивительный по красоте готический алтарь (резьба по дереву, роспись), выполненный в 1447 году. Алтарь носит имя города, в котором он ранее находился, - "Винер нойштадт".Другой шедевр - гробница кайзера Фридриха III из красного мрамора, украшенная 240 фигурами (1513 год).Конечно, вы увидите в соборе и многое другое и, восхищаясь творением рук человеческих, не забудьте о том, что эта гордость Австрии принадлежит всему миру, и вы поступите благородно, если внесете посильную лепту на её содержание.Северная башня Штефансдома - обитель "Пуммерин" - самого большого колокола Австрии (вес 21.383 кг, диаметр 314 см). Отлитый в 1683 году после второго турецкого нашествия из захваченных орудий, он являл собой символ свободы. В 1945 году во время пожара колокол упал и разбился. Одна из девяти земель республики, Верхняя Австрия, пожертвовала средства на новый "Пуммерин", который в 1952 году, подобно петергофскому Самсону, был возвращён на своё историческое место.Звон колокола можно услышать 31 декабря. В этот вечер ("Silvester") толпы народа заполняют площадь. Мощный гул "Пуммерин" разносится по всей Вене, затем звучит неофициальный гимн Австрии - вальс Штрауса "На прекрасном голубом Дунае", и под его звуки кружащиеся пары входят в Новый год. Летят в воздух пробки из бутылок с шампанским, огненные цветы фейерверка зажигают небосклон, кругом царит веселье. Вена празднует...Взгляд вглубь веков вы можете погрузить, спустившись в метро на Штефансплатц. При строительных работах была открыта часовня "Виргилькапелле", относящаяся к XIII веку. Когда-то она находилась в подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесённой в 1871 году.Штефансплатц живёт кипучей и разнообразной жизнью, неотъем-лемая часть которой фиакры - коляски. запряжённые лошадьми. Вена - один из немногих городов мира, где лошадь до сих пор является равноправным участником движения. Своим названием фиакры обязаны церкви Святого Фиакра в Париже, месту стоянки наёмных экипажей. Приятно совершить в них прогулку и послушать рассказ "фиакрщика", знатока и патриота своего города. Те, кого особенно заинтересует эта венская достопримечательность, могут посе-тить музей фиакров, находящийся в 17-м районе (Veronikogosse 12).На южной стороне к Штефансплатц примыкает площадь "Шток им айзен” c одним из символов Вены - стволом дерева с вбитыми в него гвоздями, давшем название площади. С этим символом связано много легенд, одна из которых повествует о том, что во времена Средневековья каждый слесарь-подмастерье, приезжавши в Вену, должен был вбить гвоздь в это дерево - оставить "визитную карточку”. Дерево с гвоздями вмонтирована в стену "Экитабльпале", названного имени американского страхового общества. Вы не пожалеете, если войдёте в дом, где вас поразит архитектурное решение лестницы и откроется удивительный вид во внутренний дворик. Напротив этого особняка - внедрение нового времени "Хаасхаус", спроектированный одним из самых знаменитых архитекторов Вены Хансом Холлайном. С 1867 г. здесь стоял дом, построенный для фирмы “Филипп Хаас и сыновья”, специализирующийся на коврах, это был первый универмаг Вены. После пожара 1945 года дом был сильно повреждён и его снесли, открыв простор полёту архитектурной мысли.... Сегодняшний "Хаасхаус" - коммерческий рай с дорогими магазинами, кафе и ресторанами, зеркало настоящего, в котором отражается прошлое.От площади "Шток им Айзен" начинаются две главные улицы исторического центра - Ам Грабен и Кернтнер-штрассе.Грабен по-русски означает "ров". Когда-то это действительно был ров за стенами римского лагеря, в XIII веке здесь возникла рыночная площадь, где стояли дома разбогатевших в крестовых походах и через торговлю горожан. Роскошь прошлых веков сменило нынешнее богатство. Сегодня на Гра-бен и в прилегающих улочках живут те, кто не думает о завтрашнем дне.Унаследовав от дня вчерашнего, они сумели приумножить полученное. Обитатели Грабен посещают магазины, расположенные в первых этажах, цены в которых иногда в несколько раз превышают минимальную зарплату австрийцев. С наступлением прохладной погоды на Грабен начинается "парад мехов" - элегантные дамы "прогуливают" свои шубки.Главная достопримечательность Грабен - "Пестзойле" - "Чумная колонна", или колонна Троицы, сооружённая в царствование Леопольда 1 и напоминающая о страшной эпидемии 1679 года, унесшей десятки тысяч жизней. Вначале это была деревянная колонна, которую в 1693 году завершил барочный гимн из камня, который вы можете лицезреть и который стал прообразом подобных памятников во многих городах Австрии. Невдалеке от колонны находятся два фонтана - "Йозефсбруннен" и "Леопольдсбруннен", относящиеся к XIX веку и названные в честь наиболее почитаемых в Вене святых.Прогуливаясь по Грабен, вы не пропустите покрытого патиной купола Петерскирхе, памятника архитектуры XVIII века, с пышным внутренним убранством.На месте Кернтнерштрассе в былые времена пролегала дорога на юг, в одну из земель Австрии - Каринтию. С 1974 года эта улица, как и Грабен, является пешеходной зоной. Вечерами она представляет собой театр под открытым небом, где каждые пять метров артисты и музыканты из разных стран демонстрируют свои таланты. Самый древний из сохранившихся домов - дворец Эстерхази (1698 год), в котором после реконструкции находится казино и самый известный модный салон “Адльмюллер”. Не забудьте посетить также отель "Захер", помнящий знаменитостей прошлого и знающих знаменитостей настоящего, и купить один из традиционных венских сувениров - фирменный шоколадный торт, известный во всём мире.

Шёнбрунн - летняя резиденция Габсбургов - также входит в число ваших обязательных посещений. Подобно Петергофу и Версалю, это - ансамбль, объединяющий архитектуру и природу, где парк становится продолжением дворца. Его история начинается в 1559 году, когда Максимилиан II приобрёл участок земли, на котором находилась мельница "Каттенбург", по его приказу переделанная в охотничий домик. "Шёнбрунн" - "прекрасный источник", названный так кайзером Маттиасом. Кайзер был коронован в 1612 году, и как сообщают хроники, в первые дни своего правления пошёл охотиться и открыл источник с чистейшей водой – “Шёнбрунн”. Охотничий домик был разрушен во время турецкой осады 1683 года. В 1692 году кайзер Леопольд I решил построить для своего сына Иосифа летнюю резиденцию и получил выполнение этой задачи своему любимому архитектору Бернхарду Фишеру фон Эрлаху, одному из известнейших архитекторов эпохи барокко, внесшему весомый вклад в формирование облика Вены.

Фишер фон Эрлах разработал грандиозный проект, поставив своей целью превзойти Версаль. Он хотел построить дворец на холме, подчеркнув тем самым исключительное положение монарха. От дворца должны были спускаться лестницы с пандусами. Из-за финансовых сложностей этот проект не удалось реализовать. Вместо парадных сходов разбили парк, завершением которого является дворец - кайзеру всё же пришлось приблизиться к народу. На холме воздвигли" Глориетт" - триумфальную арку в честь победы над прусским кайзером Фридрихом II(битва 1757 года при Колине).Строительство дворца, начатое в 1696 году, было завершено в 1713. Во время правления Марии Терезии, любившей Шёнбрунн и жившей в нём с супругом-императором и 16-ю детьми, здание было перестроено архитектором Николаусом Пакасси. Когда войска Наполена оккупировали Вену (в 1805 и 1809 годах), в Шёнбрунне находился штаб императора. Во дворце родились и скончались сын Наполеона от брака с Марией Луизой Австрийской - король Рима, патетичный неудачник Эглон (“Орлёнок”), и кайзер Франц Иосиф. Достоин внимания интерьер - 1441 апартамент, частично доступный для осмотра. В одном из самых нарядных помещений дворца - Зеркальном зале шестилетний Моцарт играл для Марии Терезии и её двора. Жемчужина рококо - так называемая “миллионная гостиная”, которую украшают панно из китайского розового дерева с драгоценными персидскими и индийскими миниатюрами, обрамлёнными позолоченными рамами. В Большой галерее, где сегодня проходят особо торжественные приёмы, танцевал когда-то Венский конгресс.В Шёнбрунне открыта выставка экипажей, где экспонируются кареты, сани, паланкины, портшезы.В центре коллекции - позолоченная, богато отделанная имперская карета весом в 4 тонны, которую в дни коронаций запрягали восемью лошадьми. О Версале напоминает французский парк с подстриженными деревьями, украшенный мифологическими скульптурами и увенчанный у подножия холма фонтаном Нептуна. В летнее время вы можете посетить дворцовый театр, где проходят музыкальные спектакли и концерты. На территории парка находятся также несколько музеев, в частности. Дом пальм - стеклянно-металлическая конструкция, созданная в 1883 году, и Зоопарк.

Мы вам расскажем ещё о двух памятниках эпохи барокко - о Бельведере и Карлскирхе.

Бельведер, построенный Лукасом фон Хильдебрандтом как летняя резиденция для одного из самых великих полководцев своего времени принца Евгения Савойского, находился когда-то за городскими стенами. После смерти принца дворец отошёл Габсбургам. В начале века здесь жил наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд, убитый в Сараево в 1915 году.Верхний Бельведер, шедевр Хильдебрандта, завершённый в 1722 году, служил принцу репрезентативной резиденцией. В одном из самых парадных залов этого дворца, украшенном красным мрамором, 15 мая 1955 года был подписан Государственный договор, положив-ший конец 10-летней оккупации Австрии. Сегодня в залах Верхнего Бельведера расположились коллекции Австрийской галереи ХIХ-ХХ веков, где можно увидеть наиболее известные работы Климта, Шиле, Кокошки, художников периода “бидермайер” и современных мастеров. В одной из частей дворца в 1896 году умер композитор Антон Брукнер.Жилые помещения принца Евгения - в Нижнем Бельведере, построенном в 1714-1716 годах, где находится музей барокко. В бывшей Оранжерее Нижнего Бельведера открыта для обозрения коллекция средневекового австрийского искусства. Оба дворца объединяет исключительный по красоте парк, вдохновлявший многих художников, в том числе Бернардо Белотто (“Каналетто”).Над созданием самой совершенной барочной церкви Вены Карлскирхе трудились Йоханн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын Иосиф Эммануэль. Работы были закончены в 1739 году. Церковь - дань кайзера Карла VI во избавление от чумы 1713 года. Купол церкви высотой 72 метра - одна из доминант венского ландшафта. Рассказывают, что идея фасада с двумя отдельно стоящими колоннами возникла в голове Фишера фон Эрлаха-отца, когда он при закате солнца наблюдал церковь Святого Петра и Троянскую колонну в Риме, объединившихся в его фантазии в единое целое.

Это произошло в Рождество 1857 года. Мирные бюргеры ещё нежились в постелях, вдыхая аромат еловой хвои и свечей и предвкушая радость завтрака и утренней газеты, не подозревая о том, что на первой её странице напечатан указ кайзера Франца Иософа о сносе крепостных валов, доселе окружавших центр города. Цель этой акции - придать более репрезентативный характер столице, объединить ядро Вены с предместьями.

“Ринг” означает “кольцо”, но на самом деле этот бульвар имеет форму подковы, стороны которой выходят на “укрощённый” Дунай – “дунайский канал” (из-за частых наводнений в 1870-75 годах русло Дуная в пределах города было урегулировано). Отдельные участки Рингштрассе имеют свои названия: Паркринг, Шубертринг, Кернтнерринг и так далее. Одна из возможностей охватить взором панораму Ринга - поезка на трамваях “1” или “2”, курсирующих по маршруту Ринг - Кай (набережная) - Ринг.В застройке бульвара участвовало много архитекторов, старавшихся превзойти друг друга в оригинальности. В результате возник конгломерат различный стилей, когда-то раскритикованных как “стилевая мешанина”, с годами, однако, утвердившийся как собственный “ринг-штрассенстиль” - история искусств знает немало подобных примеров. На Ринге вы увидите много интересных зданий, обратим ваше внимание на самые значительные из них. Неоготический Ратхаус - Ратуша Вены - построена в 1872-83 годах Фридрихом фон Шмидтом, строителем Кёльнского собора. Его центральная башня увенчана “железным ратушным человечком”, ставшим одним из символов Вены. Перед Ратушей парк, украшенный фонтанами и скульптурами выдающихся австрийцев, среди которых Йоханн Штраус-отец и Йозеф Ланнер. С ноября площадь перед Ратушей украшает огромная ёлка, доминанта рождественского базара, где развлекаются и стар и млад. Летом площадь превращается в открытый театр, где проходят фестивали искусств, выступает цирк. Вокруг устраиваются лотки с сувенирами и разной снедью - венцы и гости столицы получают хлеб и зрелища. Парламент (1873-83) построен датчанином Теофилом Хансеном. Архитектор долгие годы провёл в Афинах, что вдохновило его на проект в греческом стиле. Перед зданием фонтан со статуей Афины Паллады.Самый знаменитый драматический театр Вены - Бургтеатр также находится на Ринге. Он был построен в 1874-88 годах по проекту Готфрида Земпера. Пышный интерьер театра украшен фресками Густава Климта и Франца Матча. Сильно повреждённый во время войны, театр был вновь открыт 1955 году.Музыкальная Мекка Вены - Штаатс-опер. Авторы её проекта Эдуард ван дёр Июль и Аугуст Сиккардсбург черпали своё вдохновение во французском раннем Возрождении. 25 мая 1869 года Опера торжественно открылась “Дон Жуаном” Моцарта. Здание, которым сегодня восхищаются, в своё время было предметом ожесточённых нападок: архитекторов обвиняли во всех смертных грехах, позволил себе критику и кайзер. Не выдержав такого позора, ван дёр Нюль повесился, два месяца спустя умер от инфаркта Сиккардсбург. Если верить истории, Франц Иосиф избегал с тех пор высказывать своё мнение по вопросам искусства, употребляя неизменно стереотипную, ставшую теперь нарицательной фразу: “Это было прекрасно и очень меня порадовало...”. Разрушенная во время войны, восстановленная Опера была открыта в 1955 года почти одновременно с Бургтеатром. В феврале в Штаатсопер проходит самый знаменитый бал Австрии - опернбаль. На одну ночь зрительный зал и сцена превращаются в огромную танцевальную площадку. Феерия цветочных гирлянд, роскошных туалетов, сверкающих драгоценностей - высший свет Австрии предстаёт во всём своём блеске. Забываются все высокие государственные и иные обязанности, и после вечно прекрасного полонеза, где белые туалеты дебютанток оттеняют фраки и униформы партнёров, когда звучит фраза, которую можно перевести примерно так: “Все танцуем вальс!”, начинается праздник, длящийся до утра...Невдалеке от Штаатсопер другой “храм искусств” – “Музикферайн”, дом бесподобных венских филармоников. Здание построено в 1867-69 годах Теофилом Хансеном, автором проекта Парламента. Первого января в “золотом” зале Мукзикферайна проходит Новогодний концерт, транслирующийся телевидением на весь мир. Этот концерт, как и опернбаль, - одно из центральных событий светской жизни. Чести дирижировать концертами, где в основном звучат произведения династии Штраусов и Лайнера, удостаиваются лишь самые знаменитые дирижёры -Херберт фон Караян, Карлос Клайбер, Риккардо Мути, Зубин Мета...По обеим сторонам площади Марии Терезии с её памятником находятся архитектурные близнецы - Художественно-исторический и Природно-исторический музеи, построенные в 1871-81 годах Готфридом Земпером и Карлом Хазенауером в стиле итальянского Возрождения. Гордость Художественно-исторического музея - его картинная галерея с работами Дюрера.Рембрандта, Рафаэля, Тициана, Веласкеса, нидерландских мастеров с самой большой мире коллекцией Брейгеля.Лёгкие Ринга - его парки. Самый популярный - Штадтпарк - городской парк, открытый в 1862 году. Среди многочисленных монументов, украшающих парк, - памятник королю вальса Йоханну Штраусу (скульптор Эдмунд Хельмер, 1923 год). Летними вечерами в парке играет оркестр, и вы можете забыться в безумном вихре под чарующие звуки знакомой с детства музыки... Самый старый парк Ринга - Бурггартен (1820 год), являющийся как бы продолжением Хофбурга. Его главное украшение - памятник Моцарту (1896 год) работы Виктора Тильгнера. Прелестен Фольксгартен, Народный парк, в итальянском стиле. В центре парка так называемый Храм Тезея, копия греческого храма, построенный архитектором Пьетро Нобиле для скульптуры Каковы “Тезей, убивающий Минотавра”, которая сейчас находится в Художественно-историческом музее. В Фольксгартене замечталась навеки мраморная императрица Элизабет. Близость храма Тезея напоминает ей о любимой Греции...

С венским барокко соседствует модерн, крупнейшим представителем которого является Отто Вагнер. Один из его проектов - городская железная дорога, которую он рассматривал кок целостный художественный объект, где важно всё: павильоны и мосты, светильники и надписи.

Железнодорожные линии должны были соединить венские вокзалы, сделав сообщение в столице империи более совершенным. Сегодня отреставрированные в историческом стиле павильоны принадлежат метро, в одном из них, на Карлсплатц, - выставочный зал Музея истории Вены.На берегу реки Вены, превратившейся в едва заметный ручеёк, вы найдёте “Майоликахаус”, построенный Отто Вагнером в 1898-99 годах, фасады которого украшают майолики, расписанные типичным для модерна растительным орнаментом. Соседний дом с золотыми медальонами также построен по проекту Вагнера.Достойно внимания вилла архитектора в Венском лесу, для которой он избрал свободный ренессансный стиль. В 1972 году виллу приобрёл художник Эрнст Фукс, один из основателей венской школы фантастического реализма. Сохранив во многом стиль Отто Вагнера, он превратил виллу в личный музей, где экспонируются его картины, рисунки, скульптуры, мебель.Одно из самых знаменитых творений Отто Вагнера и, пожалуй, всего “венского модерна” - церковь “Ам штойнхоф” (1904-1907), находящаяся но территории психиатрической больницы.Гуляя по Вене в её центральной части, вы несомненно, обратите внимание на здание с кружевным золотым куполом. Интересна его история. В 1861 году в Вене было основано Товарищество художников, которые собирались в Доме художников, служившим также выставочным залом. В 1898 году девятнадцать художников, которые, подобно Передвижникам, были несогласны с консервативными тенденциями, доминировавшими тогда в изобразительном искусстве, покинули Товарищество и основали Общество художников под девизом: “Времени - его искусство, искусству - его свободу”. Главой “сецессионистов”, “отступников”, стал Густав Климт. В том же году выдающийся представитель “сецессионистов” Иосиф Мария Ольбрмх спроектировал выставочный зал, который стал называться “Сецессион”. На его открытии присутствовал Франц Иосиф.В 1985-86 годах здание было отреставрировано. Средства на позолоту бронзового купола из лавровых листьев пожертвовал тогдашний посол США в Австрии Рональд Лаудер. Во время реставрации возник новый зал, где теперь экспонируется фриз Густава Климта - художественное видение Девятой симфонии Бетховена.В 1998 году, в год столетия “Сецессион”, венцы и многие гости столицы испытали шок, вызванный новым обликом здания - из белоснежного оно превратилось в красное. К счастью, эта метаморфоза, осуществлённая швейцарским художником Маркусом Гайгером, длилась недолго, и вскоре фасады снова предстали в первоначальной белизне.Среди современных венских художников Фриденсрайх Хундертвассер, безусловно, - один из самых оригинальных. Стремление к необычному чувствуется во всём - в придуманном имени: Фриденсрайх – “Царство мира”, в облике - неизменной кепкой на голове, в стилеего архитектуры и живописи. Туристы, несмотря на протесты жильцов, буквально осаждают один из спроектированных им домов, который так и называется – “Хундертвассерхаус”.Почерк Хундертвассера узнаваем сразу - красочность поверхностей, позолоченные куполочки, сознательное искривление стен, потолков, асимметрия, вкрапление природы в архитектуру. Что-то от детских рисунков, подкупают своей фантастической наивностью и неизменно вызывающих улыбку. Радовать глаз и душу - вот к чему стремится художник. Весьма проблематично, конечно, уютное самочувствие в таком доме, где пол буквально уходит из-под ног...Неподалёку от Хундертвассерхаус - спроектированный им же Кунстхаус - Дом, искусств с постоянной экспозицией работ художника и выставочными залами. В один из дней, которые вы проведёте в Вене, вам обязательно бросится в глаза башня с золотым шаром - так украсил Хундертвассе “мусорный крематорий”.

Если вам захочется отдохнуть среди зелени и аттракционов, сходите в Пратер, история которого восходит к Средневековью. С 1766 года императорский Пратер, место охоты, по приказу Иосифа II стал общедоступным. С этого времени Пратер превращается в место отдыха с увеселениями и гастрономическими заведениями. Символ Пратера и один из символов Вены - Ризенрад - гигантское колесо обозрения, сооружённое в 1896-97 годах английским инженером Вальтером Бассетом для Всемирной венской выставки. Поднявшись в одном из его вагонов на высоту примерно 65 метров, вы сможете охватить взором панораму Вены.

О былых временах Пратера напоминают сегодня две китайские фигуры - Калафати с супругой. Калафати настолько популярен, что на территории Пратера имеет хождение волюта его имени, которой вы можете оплатить аттракцион. Есть в Пратере “лиллипутбат” - детская железная дорога длиной в 4 километра.Увеселений здесь много и для любого возраста – “дорога ужасов”, карусель, тиры, современные аттракционы с захватывающей дух скоростью и переворотами в воздухе. Разрушенный во время войны, возрождённый Пратер, как и прежде, - одно из любимых мест отдыха венцев и гостей столицы.

История возникновения и становления Вены. Развитие и исторические события в Вене.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Вена - самый крупный город Австрии, являющийся не только столицей, но и политическим, экономическим и культурным центром всей страны. Её история как зеркало отражает историю становления сначала небольшого государства, а позднее - огромной империи. Оказывавшей влияние, кстати, на внешнюю политику не только Европы, но и сопредельных стран. Поскольку именно Вена была резиденцией династии Габсбургов, австрийских правителей, несколько столетий носивших титул императоров Священной Римской империи, то фактически город можно рассматривать как один из наследников величайшей античной цивилизации.

Старая часть Вены и дворец Шёнбрунн находятся под охраной Всемирного наследия.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Доисторическая Вена

Территория Вены по форме напоминает круг, пересекаемый от края до края рекой Дунай. Отчасти такой вид столицы Австрии напоминает о древних временах, когда еще в доисторический период люди выбирали речные берега в качестве места для строительства своих будущих жилищ. В дальнейшем, будучи чуть менее зависимыми от вод Дуная, поселенцы начинали осваивать близлежащие земли, и к 1 веку нашей эры на месте жилищ кельтов, облюбовавших это место, был разбит военный лагерь пришедших извне римлян под названием Виндобона. Приход римской цивилизации, с одной стороны, означал конец относительно мирной жизни «коренных» жителей, а с другой - символизировал начало нового витка развития для Виндобоны.

Виндобона в переводе с кельтского значит «угодья Виндоса». Виндос - имя одного из кельтов.

От Каролингов к Габсбургам

Первыми особами королевских кровей, кто обратил внимание на будущую великолепную Вену, были представители из династии Каролингов (эта фамилия тесно связана с историей Франции). Они строят в 9 веке в северо-восточной части Виндобоны замок. Также приблизительно в это же время в документах начинает фигурировать новое название города, более близкое к сегодняшнему. Династия Бабенбергов продолжает дело Каролингов, построив здесь свой дом и церковь. Но настоящими владельцами Вены становятся могущественнейшие Габсбурги.

Первыми особами королевских кровей, кто обратил внимание на будущую великолепную Вену, были представители из династии Каролингов.

Во время их правления город многое пережил. Осада турками в 16 веке, эпидемию чумы, в честь избавления от которой была воздвигнута Чумная колонна, вторжение войск Наполеона и многое другое. Но это не помешало Вене на протяжении двух веков, с 18 по 20 век, быть важнейшим культурным центром. Поражение в Первой мировой войне и экономический кризис привели к падению дома Габсбургов. Вторая мировая война и все связанные с ней события не добавили городу величия. Тем не менее, масштабная реконструкция исторического центра, проведенная в 70-80-х годах, смогла вернуть прежний архитектурный облик, и сегодня Вена почти так же красива, как и много лет назад.