История вопроса и мнения экспертов — в материале “Ъ”. Оскорбление чувств верующих: нормы УК, квалификация, специфика

Осквернением чувств верующих считаются громкие выступления или действия с предметами или символами веры, которые могут задевать чувства верующих людей. А также все, что способно вызвать душевную боль у таковых.

Отдельного законодательного акта о защите чувств верующих в Российской Федерации нет. Документом, защищающим граждан, которые принадлежат к той или иной религии, а также устанавливает ограничения относительно выражения своего мнения о кощунстве, неуважении к святым лицам, религиозным памятникам, обычаям и верованиям, является .

Понятие «оскорбление чувств верующих» существовало в российском законодательстве еще с 1993 по 1996 годы. На тот момент еще действовал УК РСФСР, 2 часть ст 143 которой во многом схожа с нынешней редакцией части 2 ст 148 Уголовного Кодекса РФ.

Стоит отметить, что сам законопроект о защите чувств верующих не содержит определений соответствующих терминов, однако по общим нормам прав человека, можно сделать следующий вывод:

  • под честью и достоинством понимается оценка человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими, то есть уважение и самоуважение. Более четкого объяснения между понятиями «честь» и «достоинство», документ не предусматривает;
  • форма высказывания должна иметь неприличный характер, то есть не соответствующей нормам морали, которые существуют на данный момент в обществе.

Признаки, предусматривающие оскорбление чувств верующих:

  • осквернение чувств верующих должны быть совершены публично. В общем кругу единомышленников или самим с собой, можно говорить, делать и писать все что угодно;
  • деяние должно выражать явное и недвусмысленно неуважение к социуму в целом, признаки которых схожи с хулиганством;
  • основной целью виновного должно быть именно оскорбление и унижение.

29 июня 2013 г. Президент РФ, Владимир Путин, подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации и дополнительные нормативно-правовые акты РФ в целях противодействия оскорблению общерелигиозных взглядов и чувств верующих».

Изменения, в законе о чувствах верующих

Настоящий Федеральный закон о защите религиозных убеждений и чувств верующих был принят участниками Государственной Думы 26 сентября 2012 г. и одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 г. Поводом для внесения изменений стала скандальная акция известной музыкальной группы, которая сняла провокационный клип в московском Храме Христа Спасителя.

Поправки относительно чувств верующих коснулись следующих пунктов статьи 148:

  • Пункт 1. Общественные действия, которые выражают явное неуважение к обществу и совершенные в целях осквернения духовных чувств верующих, штрафуются взысканием в размере 300 000 тысяч рублей. Согласно нововведениям, данные деяния могут наказываться обязательными работами на срок до 240 часов, либо принудительными работами на 1 г., либо лишением свободы также в течение одного года;
  • Пункт 2. Публичные действия, совершенные на территории, специально предназначенной для проведения богослужения и иных общерелигиозных обрядов и церемоний, подвергаются административным взысканиям в размере 500 000 тысяч рублей. Исполнение обязательных работ на срок до 480 часов, принудительные работы на 3 г., либо лишение свободы в течение одного года;
  • Пункт 3. Незаконное препятствование в области общерелигиозных организаций или проведения богослужений наказывается штрафом в размере 300 000 тысяч рублей. Обязательные работы могут достигать 360 часов, принудительные работы на срок до 1 года или отбывание срока в тюрьме в течение полугода;
  • Пункт 4. Поступки, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, с использованием насильственных действий — наказываются взысканием в размере до 200 000 тысяч рублей. Обязательные работы могут быть назначены на срок до 480 часов, исправительные работы достигают срока до 2 лет, принудительные работы – 1 год. Данным лицам может грозить лишение свободы до 1 г., а также отстранение от занимающей должности на срок до двух лет.

Скачать текст закона о защите прав верующих

Ни одна из религий не может быть обязательной, то есть все объединения отделены от государства и равны между собой. Российская Федерация является многонациональной страной, и в ней проживают приверженцы практически всех существующий религий и конфессий. В связи с этим, Конституция РФ предусматривает права каждого гражданина выбирать себе любую веру или быть атеистом. Несмотря на то, что об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят относительно православия, правоохранительные службы обязаны защищать и законные чувства верующих, принадлежащих к другим религиям.

Что такое оскорбление религиозных чувств? Это форма противоправного поведения, заведомо предполагающая, что чувства верующих будут оскорблены.

Осуществляется путём намеренного использования вандалистского или выраженного сатирического поведения в адрес священных символов, идей, памятников или личностей.

Существует негласное моральное правило, которое определяет, что различные религиозные взгляды не должны становиться камнем преткновения для создания прочных отношений между людьми. Общественное сознание должно опираться на сохранность и преумножение базовых ценностей, к которым относится, в том числе, религия.

На защите за оскорбление чувств верующих стоит . По этой статье вменяется ответственность за неправомерное отношение к тому феномену, который в религии считается священным. Кроме этого, оскорбления чувств верующих могут подпадать под действия статьи 130 УК РФ, как публичные оскорбления.

Что по закону является оскорблением чувств верующих?

Преступлением является заведомое публичное поругание религиозных святынь:

После 2013 года в закон об оскорблении чувств верующих были внесены новые признаки обозначения преступного характера деяния. Теперь они имеют расширенный круг, в сравнении с предшествующим перечнем преступных действий.

Публичность выбранного места – один из основных признаков. Лица с вандалистским отношением к священным предметам или насмехающиеся над высшими религиозными смыслами и символами в узком кругу единомышленников – не могут быть обвиняемыми в данном контексте. Если верующие не посвящены в идеи вандалов – их чувства остаются защищёнными.

Особое значение имеет вандализм в местах проведения богослужений, которые во все времена имели духовную, моральную и правовую защиту от вторжения извне. В настоящее время к публичным местам относится интернет, СМИ и высказывания с трибун при большой аудитории.

Уголовно-правовая характеристика

Действия виновных содержат характеристики хулиганских действий, а также квалифицирующие признаки оскорбления религиозных чувств верующих . Однако они отражают специфику преступления, основанного на направленном воздействии на верующих членов общества. Основной характеристикой является взаимосвязь между осуществлённым деянием и последствиями, воспринятыми членами религиозной организации как оскорбление их чувств.

Объект преступления — мировоззренческие ценности верующих людей, которые подверглись публичному поруганию, что привело к оскорблению чувств верующих.

Объективная сторона преступления состоит в заведомых, планируемых и мотивированных действиях оскорбительного или вандалистского характера, направленного в адрес религиозных организаций.

Члены религиозных организаций являются полноправными членами общества и их конституционные права должны защищаться со стороны государства. В то же время оскорбительность действий должна носить объективный характер.

Субъект преступления – виновный, достигший возраста 16 лет, полностью дееспособный.

Субъективная сторона определяется виной в виде прямого умысла. Злоумышленник не только осознаёт виновность своих действий, но и стремится осуществить их так, чтобы они достигли непосредственной цели религиозного оскорбления.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующими считаются признаки хулиганских, неприличных действий или действий, запрещающих проведение богослужения, которые были произведены:

  1. В местах богослужений, во время проведения богослужения.
  2. С использованием своего служебного положения.
  3. С применением насилия или с угрозой его применения.

Ярким примером преступного деяния можно считать исполнение непристойного танца во время богослужения в храме Христа Спасителя. В данном случае было определено нарушение проведения богослужения при скоплении многочисленной группы верующих людей. Телодвижения танцующих женщин имели намеренно непристойный характер.


В результате преступных действий богослужение было прекращено, а присутствующие на нём прихожане почувствовали себя оскорблёнными .

В других случаях высказывания и действия подвергаются независимой экспертизе, что не допускает произвола со стороны религиозных конфессий. Однозначно к таким действиям причисляются вандалистские действия против икон и других предметов культа.

Перед законом равны все религии, существующие в России. Однако здесь необходимо иметь в виду, что религиозная группа должна быть легализована (зарегистрирована) в качестве религиозной организации, то есть иметь официальный статус. К лицам, которые безосновательно ссылаются на свои религиозные убеждения, пытаясь наказать обидчика, подобное правило не подходит.

Отграничение преступления от смежных составов

В самом преступлении просматриваются яркие элементы хулиганских и оскорбительных действий. Это не является поводом рассматривать возможность ответственности и наказания по совокупности, так как включает обозначенные действия в состав статьи за оскорбление чувств верующих 148 УК РФ.

Однако при недостаточных основаниях в намерении злоумышленника применить свои действия непосредственно в адрес верующих, ответственность и наказание к нему может быть применима по смежным составам преступлений, к которым относится:

  1. Оскорбление религиозных чувств, если оно было произнесено в сакральном месте, но было направлено в адрес личности в общем смысле этого понятия, а не в религиозно-контекстуальном.
  2. Хулиганство, если оно не имело религиозно-мировоззренческой подоплёки.

В данном случае эти два вида ответственности непосредственно перекликаются с оскорблением чувства верующих.

Наказание и ответственность

Если злоумышленник получает наказание непосредственно за оскорбление чувства верующих , то, в отличие от простого оскорбления, оно будет:


В частности законом об оскорблении чувств верующих в общественных местах предусмотрено:

  1. до 300 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) виновного за период до 2 лет.
  2. до 240 часов.
  3. или лишением свободы до 1 года.

Те же деяния, произведённые в местах проведения богослужений, наказываются:

  1. Штрафом до 500 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) виновного за период до 3 лет.
  2. Обязательными работами до 480 часов, либо принудительными работами до 3 лет.
  3. до 3 лет с ограничением свободы до 1 года или без такового.

Обозначенная ответственность регламентирована 1 и 2 частями статьи УК РФ за оскорбление чувств верующих , определяющими пресечение оскорбления чувств.

Последующие части определяют ответственность за воспрепятствование деятельности религиозных организаций.

Судебная практика


В судебную практику преимущественно входят случаи вандализма в местах проведения богослужений, оскорбительные неприличные нецензурные надписи в адрес прихожан или имеющие общий контекст.

Однако ярким примером оскорбления стал вопиющий случай беспрецедентного для нашей культуры действа панк группы «PussyRiot», против преступного действия которой поднялась вся верующая часть общества. А преступницы получили срок заключения на 2 года строгого режима.

Наказание за данное преступление совершенно правомерно и должно организовывать субъектов общества уважительно относиться к святыням. Печально известный случай с сатириками французского журнала Шарлей Эбдо показывает, что в случае отсутствия защиты взглядов верующих со стороны государства, некоторые из них могут решиться на самоуправство.

О поправках, внесенных в закон об оскорблении чувств верующих Вы можете узнать, посмотрев видео:

– У наших соседей, в Ставропольском крае, недавно случилась история, достойная не начала 21 века, а времён царя Алексея Тишайшего или испанской инвизиции. Началось всё с того, что в соцсетях поспорили верующий с атеистом. Один в качестве довода в дискуссии привёл цитату из апостола Павла, а другой ответил ему, что «Бога нет», а «Библия – сборник еврейских сказок».

Казалось бы – ну поспорили и поспорили, мало ли на просторах Сети ежедневно случается стычек на разные темы, зачастую и ещё более острых? Но на этот раз «богословский» диспут получил совершенно неожиданное продолжение – верующие участники спора написали на атеиста заявление в полицию. И началась фантасмагория – на блоггера завели уголовное дело по статье «за оскорбление чувств верующих», изъяли компьютер, а самого его следствие отправило на месячную психиатрическую экспертизу. Сейчас идёт судебный процесс. Как вы прокомментируете эту историю?

– В связи с этим мне сразу вспомнилась другая история, которую меня тоже просили прокомментировать. Недавно пронеслась новость, что Церковь, якобы, хочет запретить изучение в школе Чехова, Бунина и Куприна. Я начал искать подробности в Интернете, и выяснилось, что протоиерей Артемий Владимиров (кстати, тоже писатель, член Союза писателей России, кандидат филологических наук и человек, который безумно любит русскую литературу и является её подлинным знатоком, так что обвинить его в том, что он является каким-то невежественным обскурантом и мракобесом, очень сложно) просто предложил заменить в школьной программе несколько рассказов, темы которых касаются супружеских измен и других неоднозначных предметов, на другие.

Я потом перечитал один из этих рассказов, чеховский «Про любовь», и полностью согласился с протоиереем, без этого рассказа школьникам вполне можно было бы обойтись. Без «Дамы с собачкой» и «Вишнёвго сада» обойтись нельзя, а без этого – можно. И отец Артемий сказал всего лишь, что совершенно необязательно рекомендовать школьникам именно эти рассказы. Однако же из этих слов отца Артемия раздули огромный скандал, просто утаив часть правды и исказив слова священника, чтобы обвинить его в обскурантизме и черносотенстве.

Мне почему-то кажется, что и в этой истории со ставропольским блоггером тоже имело место что-то подобное. Потому что много кто говорил и что «Бога нет», и что «Библия – сборник сказок», но ни к кому ещё на этом основании не приходили полицейские и не изымали компьютер. Вполне возможно, что имело место что-то ещё, более серьёзное, что осталось «за кадром».

– А как вы считаете, принятие закона о защите чувств верующих – это позитивное явление? Он действительно нужен верующим?

– Я уже не раз говорил, что, по-моему, как раз неверующие люди больше нуждаются в защите своих чувств, чем верующие. У нас почему-то принято считать, что религиозные чувства верующего оскорбить намного легче, но, на мой взгляд, дело обстоит совершенно наоборот. У верующего есть выход на перспективы Вечности. Он понимает, что если его здесь и сейчас кто-то безнаказанно оскорбляет и обижает, то в конечном итоге Бог всё расставит по своим местам. А у атеиста возможности такой апелляции нет. Для него остаётся только земной суд и закон, и только государство может защитить его чувства. Поэтому я считаю, что законы о защите чувств должны работать в обе стороны.

А вообще то, что граждане обращаются в суд – это нормальное явление. Что здесь плохого? Суды и законы нужны для правового регулирования отношений между людьми. А если закона не будет, то эти люди начнут сами регулировать свои отношения, и возможно самым нежелательным образом. Как пример можно привести того же Энтео и ему подобных. Я сторонник того, чтобы люди решали свои разногласия цивилизованным способом, в суде, а не варварскими методами на улицах.

При этом хочу ещё раз подчеркнуть, что законы не должны действовать однобоко. Если они будут защищать исключительно интересы верующих и игнорировать права неверующих, то это будет неправильно.

– А вправе ли христианин вообще писать какие-либо жалобы и обращаться в суд? Не говоря уже о том, чтобы доказывать свою правоту кулаками? Ведь если он настоящий христианин, то должен следовать словам Христа, который говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». А если он не следует заповедям Христа, то он по факту не является христианином, и тогда о каких оскорблённых христианских чувствах можно вообще говорить?

– Во-первых, у человека не могут быть отобраны гражданские права на основании того, что он – христианин. А право обратиться в суд – неотъемлемое право любого человека. Заповеди же Христа следует воспринимать как некий эталон, которого могут достичь далеко не все. И любовь к врагам, и ответ добром на зло – это высшие христианские ценности. А многие из нас не дошли ещё и до самых азов христианства.

Христос говорил: «Раздай имение своё нищим и следуй за Мной». При этом далеко не все христиане готовы отказаться от имущества, от собственности, и пойти в монахи. Но нельзя же им на этом основании отказать в звании христианина. Христос сказал, что если будете иметь веру, то сможете переставлять с места на место горы. Мы не можем переставлять горы, но это же не значит, что у нас совсем нет веры. Так и здесь – многие православные не готовы обращать другую щёку просто по причине своего несовершенства.

– А настоящий христианин, такой, каким он должен быть, например, кто-нибудь из Святых Отцов, не стал бы в аналогичном случае подавать в суд?

– Думаю, что скорее он написал бы какое-нибудь апологетическое сочинение, или сказал бы «Прости им, Господи, не ведают, что творят».

– Включая святого Николая Мирликийского, который, по церковной легенде, доказывал на Никейском соборе свою правоту еретику Арию затрещинами, или Иоанна Златоуста, призывавшего «освятить руку»?

– Есть все основания считать, что описание «заушения» святителем Николаем Ария – не более чем легенда, вставленная в жития святого не ранее XVI века. Ни в каких более ранних источниках – ни в житии, написанном в X веке Симеоном Метафрастом, ни «Четьях Минеях» этого эпизода нет.

Что же касается святого Иоанна Златоуста – во-первых, из его жития следует, что сам он, вопреки своим словам, никогда руку подобным образом не «освящал», а во-вторых, цитата эта, выдернутая из контекста того времени и тех культурно-исторических реалий, совершенно неправильно понимается и трактуется современными «энтео». На самом же деле речь идёт не столько о наказании, сколько о вразумлении богохульника, которым его можно спасти от наказания по действующим законам того времени, которое могло быть гораздо более тяжким. Как в наше время родители делают строгое внушение своему непослушному ребёнку, с тем, чтобы отвратить его от вещей, могущих принести ему большие проблемы в будущем. А телесные наказания для детей в ту эпоху были общепринятой практикой, и вопрос о правомерности или неправомерности их применения даже не стоял.

– Закон о защите чувств верующих был принят после приснопамятного панк-молебна группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Мнения православных по поводу этой выходки разделились. Большинство были за самые тяжкие кары для кощунниц, но другие, как например, Андрей Кураев выступили против их уголовного преследования и тюремных сроков. А на чьей стороне вы?

– Как я уже сказал, то, что верующие обратились за защитой своих чувств в суд – это нормальное явление. Но наказание, конечно, как я считаю, было чрезмерно строгим. Суд мог ограничиться штрафом или обязать принести извинения за свои действия. Подчеркну – не за свои атеистические взгляды, а за оскорбительный для других людей поступок.

То же самое касается и верующих. Я, например, тоже могу невзначай оскорбить чем-нибудь неверующего человека. И тогда я попрошу за это прощения. Это не будет означать, что я от этого принимаю его позицию и тоже становлюсь неверующим, я буду просить прощения лишь за то, что сказал или сделал что-то такое, что этого человека обидело.

– Один из оскорбившихся словами ставропольского блоггера на судебном заседании не смог вспомнить названия храма который он посещает, имя своего духовника, время и место последнего причастия, а также Символ Веры. Можно ли назвать такого человека христианином?

– Конечно, нет. И если так, то речь идёт не о конфликте верующего с атеистом, а о том, что какой-то сумасшедший подал в суд на другого такого же.

– Рискую подпасть под закон о защите чувств верующих, но всё же задам вопрос: а разве не является сказкой книга, в которой фигурируют великаны, говорящие животные, колдуны и прочие атрибуты этого жанра?

– А произведения, например, Булгакова, Пелевина или Стругацких можно с этой точки зрения назвать сказкой?

– Думаю, что да.

– Но они помогают что-то понять, в чём-то лучше разобраться?

– Без сомнения.

– Вот и верующим людям определённые символические и аллегорические трактовки каких-то явлений, событий и исторических фактов помогают лучше разобраться в предмете своей веры.

– Но произведения Пелевина не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.

– А кто сказал, что исторические книги Ветхого завета, например, на это претендуют?

– В таком случае, где в Священном Писании проходит та грань, где заканчивается аллегория и начинается объективность?

– В церковном Предании и в богословии на это существуют разные взгляды. Креационисты, например, утверждают, что Бог создал землю за семь дней, в буквальном смысле, и произошло это семь с половиной тысяч лет назад. Другие же, здравомыслящие и не менее верующие люди говорят, что не надо понимать книгу Бытие так буквально. И что вообще, в древнееврейском языке, на котором писались библейские тексты, многие слова имели не совсем то значение, как мы понимаем их в современных переводах, а зачастую и совсем не то. В этом нам помогают разобраться такие науки, как экзегетика и герменевтика.

Боговдохновенность же библейских книг совершенно не означает, что пророки или апостолы были некими медиумами. Было, конечно, и такое, что пророки транслировали слова Бога буквально. Но это не значит, что другие библейские книги, например, Пятикнижие Моисеево было написано в буквальном смысле «под диктовку» свыше. Кроме заповедей и прямых Божьих предписаний там присутствуют и легенды, и сказания, и мифология древнееврейского народа.

– Но если мы встаём на путь аллегорического толкования библейских текстов и принимаем допотопных великанов или Валаамову ослицу, которая говорит человеческим голосом, за аллегорию, то что мешает пойти дальше и считать, что таковой же является и Непорочное зачатие, и Боговоплощение, и Воскресение с Вознесением?

– Всё это уже было в истории богословия. Возникающие ереси заставляли Церковь яснее и чётче формулировать своё кредо и выкристаллизовывать догматы. И даже в границах ортодоксии ещё в 3 и 4 веках были разные традиции понимания ветхозаветных сюжетов у отцов Александрийской и Антиохийской богословских школ (соответственно, аллегорическая и буквальная). В нашем Символе Веры догматизируются всё же, в основном, события не ветхозаветной, а новозаветной истории. Поэтому человека, который подвергает сомнению, что каждый день творения равнялся 24 часам и человеческой истории семь с половиной тысяч лет, но при этом признаёт вочеловечение Сына Божия, можно назвать христианином, а того кто верит во все десять египетских казней, но отрицает воскресение Христа, увы, нет.

Проблема в том, что если человек с его несовершенным разумом остаётся один на один со священными текстами, то ошибки и непонимание неизбежны. Но не надо забывать о том, что есть Бог, который может вразумлять человека и помогать ему. Есть также двухтысячелетний опыт святых отцов, который мы называем Преданием. И, что немаловажно, понимание Писания – это ещё и область индивидуальных отношений человека с Богом, где работает евангельский принцип «Чистые сердцем Бога узрят». А сказать кому-то, что вот, тебе, а также всем остальным, надо понимать прочитанное в Библии именно так, а не иначе, нельзя.

Особенно это касается ветхозаветных текстов, чтобы их воспринимать, нужно иметь определённую подготовку. И помнить при этом, что для христианина Новый завет первичен, а Ветхий завет лишь подготавливает человека к принятию Христа.

Вот такая беседа состоялась у нас с настоятелем Калачёвского Свято-Никольского храма. Интересная, содержательная, и ещё раз подтвердившая, что верующий с атеистом вполне могут вести диалог спокойно и конструктивно, без перебранок, метания друг в друга кожурой от бананов и судебных тяжб.

В 2013 году российское уголовное законодательство претерпело изменения в сфере привлечения к ответственности лиц, оскорбивших чувства верующих. Многие юристы-теоретики и практики сходятся во мнении, что правки внесли больше неясности, нежели ясности в этот вопрос. В частности, толком не ясно, что следует понимать под оскорблением чувств верующих, и какие вероисповедания пользуются особой защитой, ведь в России их сотни, если не тысячи. Чтобы хотя бы немного разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть оскорбление чувств верующих, как 148 статью УК РФ, и как действие, являющееся уголовно наказуемым.

В 2013 году были внесены изменения в ст 148 УК РФ. Раньше данной законодательной нормой предусматривалась ответственность только за противодействие проведению верующими или религиозной организацией обрядов. Например, статья за оскорбление чувств верующих могла быть применена к лицу, которое сорвало службы в церкви, мечети и т.д.

В 2013 году положения статьи были радикально пересмотрены. На сегодняшний день содержание статьи по состоянию на 2013 год – это лишь от силы третья часть от ее нынешнего объема. Помимо ответственности за срыв обрядов, в статье теперь также предусмотрено наказание за действия, направленные на оскорбление чувств религиозных людей в публичном порядке.

Подобное расширение статьи по сей день является предметом споров. Дело в том, что в современном УК РФ имеется несколько статей имеющих схожий состав:

  1. 213 УК РФ – хулиганство, то есть преступное действие, выраженное в нарушении сложившегося в обществе порядка и устоев с целью показать неуважения к окружающим представителям социума. При этом во втором пункте части первой нормы сказано, что преступление может быть совершено по мотивам религиозной ненависти.
  2. 282 УК РФ гласит о возможности привлечения к уголовной ответственности за разжигание вражды, в том числе по причинам религиозной нетерпимости.
  3. 214 УК РФ указывает на то, что за осквернение или порчу имущества, используемого для религиозных целей, возможна ответственность за вандализм.

В то же время понятие оскорбление религиозных чувств существовало еще до 1996 года, в УК РСФСР. В данном законе имелась статья 143. Ее вторая часть во многом походила на нынешнюю 148 статью УК РФ. Единственным отличием является то, что в ст. 143 УК РСФСР, отдельно предусматривалась ответственность за оскорбление посредством использования средств массовой информации. Сейчас, из-за развития Интернета это дополнение попросту неактуально.

На момент принятия правок к ст. 148 УК РФ, в Административном кодексе была предусмотрена статья за оскорбление чувств верующих. Однако в 2013 году была произведена своеобразная рокировка. Теперь 148 статья Уголовного кодекса предусматривает наказание за это, а КоАП РФ карает за нарушения права свободы вероисповедания, а также вандализм в отношении имущества, каким-либо образом относящегося к религии.

В чем выражено преступное посягательство

Согласно УК РФ, наказание за рассматриваемое преступное действие возможно лишь при наличии следующих его признаков:

  • Публичность. Наедине с собой можно говорить все что угодно.
  • Оскорбление должно выражать явное неуважение. В этом данное преступное действие схоже с хулиганством.
  • Целью выполняемого действия должно быть именно оскорбление.


Последний признак нужно рассматривать более детально. Нужно доказать, что действие, являющееся оскорбительным, совершалось именно с целью оскорбить верующих. Оскорбить можно по незнанию. Доказать подобное достаточно сложно.

Также нужно понимать, что подразумевается под самим понятием оскорбление. Под ним понимается ущерб, причиненный достоинству и чести. Чаще всего ущерб выражается в неприличных формулировках. Разумеется, УК РФ не содержит в себе настолько четких формулировок. В то же время изучая право и вникая в его смысл, можно сделать несколько выводов:

  • под честью и достоинством понимается оценка лица с моральной точки зрения самим собой и окружающими;
  • форма, в которой было сделано заявление, должна быть только неприличной, то есть противоречащей норме современной морали (в понятие неприличный включен не только мат).

Разумно полагать, что отдельное высказывание, даже неприличное для одной группы лиц будет оскорбительным, а для другой нет. Тем не менее тут следует опираться на мнение большинства, то есть на принятые нормы поведения.

Какие действия наказываются

В 148 статье Уголовного кодекса сказано, что за оскорбление чувств верующих предусмотрена ответственность. В то же время, сложно сказать, что собой представляют религиозные чувства. Под ними можно понимать эмоциональную привязку к объекту поклонения, но такое определение в законе не содержится. Также можно сказать, что Бога нет. Будет ли это оскорблением религиозных чувств? С точки зрения верующего да, а с точки зрения атеиста нет. Привлечь к ответственности за это нельзя, ведь Конституцией РФ предусмотрена свобода вероисповедания.

Все же можно выделить ряд конкретных действий, за совершение которых имеется возможность привлечения к ответственности в соответствии с положениями статьи 148. Первым из них является оскорбление. Данное действие будет более детально рассмотрено ниже. Здесь же требуется отметить, что имеет значение не только смысл произносимой фразы, но и ее формулировка. Подобное очевидно, ведь даже на бытовом уровне формулировка имеет значение. Например, фраза «Я думаю, что ты не очень умный» – это оценочное суждение, а выражение «Ты дурак» – это оскорбление.


Кроме оскорбления ст 148 УК РФ регламентирует ответственность за препятствие в работе религиозных организаций. Например, нельзя зайти в церковь и мешать проведению службы.

Уголовная ответственность предусмотрена лишь за вмешательство в деятельность религиозной организации, а не группы. Чем отличаются религиозная группа и организация:

  1. Группа не является отдельным лицом, а все имущество, используемое для проведения обрядов, является собственностью одного или нескольких человек входящих в нее.
  2. В то же время организация – это та же группа, но зарегистрированная официально, функционирующая не менее 15 лет, и включающая в себя минимум 10 прихожан.

Нужно учитывать еще один немаловажный момент. Наказания за нарушение положений 148 ст. УК РФ предусмотрены за оскорбление чувств верующих, то есть их объединения. Если был оскорблен один верующий или несколько, но при этом права организации никак не затронуты, то имеется возможность заявить о другом уголовно наказуемом преступлении, например, хулиганстве по мотиву религиозной ненависти.

Как понять, оскорбительно ли высказывание?

Чтобы наказание постигло человека, оскорбившего чувства верующих, нужно доказать, что имело место оскорбление, а это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала нужно понимать, что термины «обида» и «оскорбление» очень похожи. При этом за обидное высказывание привлечь к ответственности нельзя. Таким образом, доказать оскорбительность высказывания можно только путем проведения лингвистической экспертизы. Эксперты выделяют признаки, при наличии которых можно утверждать, что имело место оскорбление.

К таким признакам нужно отнести:

  • негативность отношения к религиозной общине;
  • направленность высказывания к верующим (при этом не имеет значение, каким образом обращение их достигло);
  • негативные высказывания характеризуют личности потерпевших;
  • заявление сделано в неприличной, противоречащей морали форме;
  • высказывания имеют публичную форму;
  • смысл высказанного унижает честь и достоинство верующих.

Если хотя бы один из признаков отсутствует, то возбуждение уголовного дела по ст. 148 бессмысленно.

Равенство религий перед законом

Согласно действующей Конституции РФ, наша страна является светским государством. Что это означает? Все просто. Ни одна из религий не является обязательной, а существующие объединения не зависят от государства и равны между собой. Такое положение дел очевидно, ведь наша страна многонациональна. В России проживают представители большинства религий и конфессий. Если выделить одну из них, то это приведет к нарушению прав других, а в Конституции прямо сказано, что человек может быть приверженцем любой религии или атеистом.


В то же время в одном из ФЗ, в преамбуле сказано о том, что православие играет особую роль и входит в историческое наследие государства. Собственно, только в честь православного праздника «Рождества Христова» во всей стране предусмотрен выходной. В то время, когда по другим религиозным праздникам выходные могут быть назначены только на региональном уровне. Что это значит? Вероисповедания нужно делить на основные и второстепенные?

Разумеется, нет. Просто исторически сложилось так, что в России очень много православных христиан, но в то же время существует мощная исламская община, есть буддизм, иудаизм и даже язычество. Таким образом, закон защищает интересы всех верующих, просто из-за огромного количества православных христиан, их права нарушаются гораздо чаще и поэтому случаи подобного на виду.

Меры наказания

Рассматривая возможные меры наказания за нарушения, предусмотренные 148 статьей УК РФ, нужно учитывать, что это норма содержит четыре пункта:

  • За оскорбление чувств верующих публичным способом предусмотрены такие наказания: штраф в размере 300 000 рублей или двухгодичного заработка виновного, обязательные работы сроком до 240 часов, принудительные работы сроком до года или лишение свободы сроком на год.
  • За оскорбление чувств верующих в местах проведения религиозных мероприятий, наказание более суровое. Это может быть штраф в размере 500 000 рублей или трехгодичного заработка виновного лица, обязательные работы сроком до 480 часов, принудительные работы сроком до 3 лет или лишение свободы сроком на один год.
  • За препятствие религиозной деятельности назначаются те же виды наказания, что и за публичное оскорбление. Исключением является лишение свободы. Третьей частью 148 ст. лишение свободы не предусмотрено. Оно заменено арестом сроком до 6 месяцев. Кроме того, максимальный срок обязательных работ увеличен до 360 часов.
  • За препятствие религиозной деятельности должностным лицом или с использованием оружия может быть назначено такое наказание: штраф двести тысяч рублей или равный доходу лица за год, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы сроком до двух лет, принудительные работы сроком на год или лишение свободы сроком на год. Также все перечисленные виды наказания могут быть сопряжены с запретом на право занимать определенные должности сроком до двух лет.

Вид наказания выбирается в индивидуальном порядке при рассмотрении каждого конкретного случая. Как правило, лишение свободы – это крайняя мера наказания, но в отечественной судебной практике есть примеры ее применения.

В России и во всем мире распространено понятие об оскорблении чувств верующих и предусматривается свое уголовное наказание. Что входит в это понятие и какое наказание грозит виновному лицу?

Что понимать под чувствами верующих

Законом об оскорблении чувств верующих не идет речь обо всех чувствах. Там говорится только о тех, которые относятся к вероисповеданию и религиозной принадлежности. Общим определением чувств верующих может служить благоговение перед религиозными предметами, храмами и действиями, а также устоями религии.

Оскорблением считается проявление неуважения или высмеивание канонов или догм религии, а также проявление негативного отношения или высмеивание религиозного человека, приверженца какого-либо религиозного течения.

Важно! Оно может быть выражено в устном или письменном виде, а также в виде интервью или заметки в СМИ. Кроме того, к оскорблению причисляется прилюдно намеренное уничтожение религиозного атрибута.

Оскорбление чувства верующих

Какие действия считаются оскорблением чувств верующих

Действия, направленные на оскорбление чувств верующих статья 148 ук рф, попадают под понятие преступление. Данные действия могут быть совершены в публичном месте или в храме, во время совершения таинств или богослужения.

После внесения изменений в закон от 2013 года список признаков, по которым можно обозначить действия как преступления, был расширен. Теперь публичность совершения злодеяния - один из главных признаков.

Лица, которые насмехаются над религией и проявляют свое девиантное поведение ко всему, что связано с ней, в узком кругу друзей, которые имеют схожие мнения, не могут стать обвиняемыми по данному закону.

Обратите внимание! Обвиняемым в совершении правонарушения можно стать за оскорбления и вандализм в храме или в любом публичном месте, в частности в интернете и СМИ.

Действия, оскорбляющие чувства верующих

Особенности статьи 148 УК РФ

По статье 28 Конституции Российской Федерации каждый человек свободен выбирать религию, а также свободно следовать ей. За его неотъемлемый выбор его не имеют права оскорблять. Ответственность за нарушение этих привилегий гражданина предусматривается нормой 148 УК РФ и комментариями к ней. Но тут стоит ввести в оборот то, что охране по закону подлежит лишь организации и действия, которые не запрещены законом.

Обратите внимание! Объективной стороной правонарушения является противоправное вмешательство в работу церковного объединения или совершения им обряда.

При этом способ этого воспрепятствования не уточняется. Это может быть вмешательство в работу исповедующего человека или всей церкви в виде применения насилия, надругательства либо угрозы его совершения, ограничения прав и свобод, истребление или нанесение вреда церковной утвари для отказа исповедующего лица от исполнения церковных обрядов или участия в службе, отказа регистрироваться в церкви или для умышленного уничтожения имущества церкви.

По составу правонарушение относят к формальному. Оно оканчивается тогда, когда совершается само деяние, вне зависимости от достижения вмешательства в работу церкви или совершения обряда.

Субъективной стороной правонарушения является вина и прямой умысел. Субъектом его является человек без психических отклонений, которому исполнилось 16 лет.

Комментарии к статье 148 УК РФ

Наказание за оскорбление религиозных чувств

По данному закону за оскорбление чувств верующих есть статья. По ней предусмотрены разного рода наказания:

  • Денежный штраф;
  • Общественные работы;
  • Тюрьма.

За оскорбительные действия чувств исповедующего религию или всей церкви вне помещения для совершения таинств предусматривается штрафная санкция до 300 000 рублей*, исправительные работы или тюрьма до года.

Если все противоправные деяния совершаются в храме во время обрядов, поступает наказание в виде штрафной санкции до полумиллиона рублей*, а также уголовный срок или общественные работы до 3 лет. В случае незаконного ограничения деятельности церкви предусматривается такая же мера наказания.

Если лицо совершает такие же действия и использует свое служебное положение, на него накладывается штрафная санкция до полумиллиона рублей* или его заключают под стражу либо отправляют на общественные работы до 3 лет. Также человек лишается прав работать на подобной должности на протяжении двух лет.

Наказание по 148 статье УК РФ

Сколько дают за оскорбления - в зависимости от характера оскорбления

Если противоправное лицо совершил действия, которые воспрепятствовали ходу службы в храме или провел соответствующие мероприятия, которые помешали функционированию религиозного объединения, то предусматриваются наказания в виде:

  • Заключения под стражу до трех месяцев;
  • Выполнения общественных работ до 365 дней;
  • Исполнения принудительных работ до 15 суток;
  • Штрафной санкции до 300 тыс. рублей* или в объеме ежемесячной оплаты труда до 2 лет.

В случае если человек использовал свое положение для препятствия службе или работе церкви и применял угрозы с принуждением, чтобы оскорбить или осудить действия церкви или ее приверженца, тогда ему грозит:

  • Тюрьма на 2 года;
  • Выполнение общественных и принудительных работ на судебный срок до 2 лет;
  • Уплата штрафной санкции до 200 тыс.рублей* или суммарный доход за 1 год.

Когда препятствовать религиозным объединениям допустимо

Есть такие ситуации, когда воспрепятствовать действию религиозной организации стоит и нужно. Примером служит то, когда сотрудники совершают противоправные действия:

  • Вынуждают разрушить брак и посягают на свободу и права граждан;
  • Совершают экстремистские действия, препятствуют получению образования, склоняют к самоубийству или к отказу от медицинских услуг при необходимости;
  • Нарушают социальный порядок с мерами, которые предпринимаются государством, чтобы обеспечить безопасность людей;
  • Наносят ущерб нравственной среде или здоровью участников, заставляя употреблять наркотические с психотропными, гипнотическими средствами;
  • Угрожают либо насилуют участников, заставляют принять какие-то нелегитимные действия.

Представленные действия - незаконные деяния, которые могут послужить основой, чтобы привлечь участников и организаторов к уголовной ответственности.

Когда нужно препятствовать церкви

Что делать верующему при оскорблении

Если верующего человека публично оскорбили или унизили, тогда он может сразу обратиться в часть полиции, так как подобные действия считаются нарушением прав и свобод гражданина. При обращении в полицию, верующему нужно написать письменное заявление со сноской на статью уголовного кодекса. При нападении, физическом насилии и издевательстве требуется позвонить в правоохранительные органы и вызвать патруль.

Куда подавать жалобу, как составить

Жалоба подается в правоохранительные органы напрямую или через их интернет-сайт. При ее составлении нет строго установленных нормативов, однако в ней должна присутствовать информация:

  • О лице, который нарушил правопорядок (если лицо неизвестно, его нужно подробнее описать);
  • О действиях, словах или поступках, которые были конкретно совершены в адрес потерпевшего;
  • О пострадавших лицах.

Не факт, что обвиняемый человек или группа лиц получат наказание по ряду статей из российского уголовного кодекса, не только за оскорбление чувств верующих.

Как доказать факт оскорбления

Чтобы доказать факт оскорбления религиозных чувств ук РФ по норме 148, требуется опросить потерпевших, найти основных свидетелей или предоставить в отделение правоохранительных органов фото-, видео-материалы, свидетельствующие о факте правонарушения.

Дополнительная информация! Также в случае физического насилия, может пригодиться медицинское заключение о нанесенном вреде организму. При нанесении вреда имуществу, потребуется предъявить поврежденные вещи или материалы, свидетельствующие об этом.

Как доказать факт оскорбления

В целом, чувства верующих - благоговение перед атрибутами и таинствами церкви. За их оскорбление предусматривается уголовное наказание, в зависимости от состава преступления: штраф, общественные работы или тюремное заключение. При нарушении прав подается жалоба в правоохранительные органы.

*Цены актуальны на сентябрь 2018 г.