Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе. Ограничение по военной службе как основной вид наказания Ограничение по военной службе назначается военнослужащим

И назначается исключительно осужденным военнослужащим , проходящим военную службу по контракту:

  • за совершение преступлений против военной службы, если такой вид наказания предусмотрен соответствующими статьями гл. 33 Особенной части Уголовного кодекса РФ;
  • за иные преступления – вместо исправительных работ .

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет.

  • в течение всего срока производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда , но не свыше двадцати процентов;
  • во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании;
  • срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе отбывается в той же военной части, где военнослужащий проходил военную службу до вступления приговора в законную силу, назначение этого вида наказания не приостанавливает несение службы.

Размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется:

  • из должностного оклада;
  • оклада по воинскому званию;
  • ежемесячных и иных надбавок;
  • других дополнительных денежных выплат.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

Отличие ограничения по военной службе от исправительных работ:

  1. применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных – любым трудоспособным гражданам , не имеющим основного места работы;
  2. ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом определен минимальный процент удержания из заработка осужденного – он не может быть менее 5 %;
  3. при исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера – из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20 %, в то время как при ограничении по военной службе, помимо денежного удержания, имеют место и другие правоограничения – осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания;
  4. при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе не предусматривается замена наказания иным. Исправительные работы могут быть заменены другими видами наказаний.

Являясь основным, срочным, специальным видом наказания, ограничение по военной службе заключается в продолжении осужденным военной службы на прежнем месте службы на принудительной основе; в удержании в доход государства из денежного довольствия осужденного в размере, установленном судом, но не свыше 20% (в ст. 144 УИК РФ речь идет о несколько ином: удержании в доход государства из денежного содержания); в запрете на срок осуждения на повышение в должности или воинском звании; в исключении срока наказания из срока выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК РФ) . Кроме того, согласно УИК РФ, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 145); осужденный военнослужащий до истечения установленного приговором суда срока наказания может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в связи с чем командиром воинской части направляется представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148).

Ограничение по военной службе может определяться на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, когда оно избирается вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ – на срок, установленный для исправительных работ, т.е. от двух месяцев до двух лет. В любом случае срок наказания исчисляется в месяцах и годах. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 72 УК РФ, а также при зачете наказания сроки данного наказания могут исчисляться в днях (ч. 2 ст. 72 УК РФ). Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок ограничения но военной службе из расчета один день содержания под стражей за три дня службы.

Согласно ч. 1 ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Контракт о прохождение военной службы должен иметь место не на момент совершения преступления, а па момент вынесения приговора по делу.

Если это не связано с назначением вместо исправительных работ, то ограничение по военной службе определяется лишь в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы. В настоящее время в теории и судебной практике остается спорным вопрос о возможности назначения ограничения по службы в порядке применения ст. 64 УК РФ.

Ограничение свободы

На момент принятия УК РФ, его ст. 53 определяла ограничение свободы как содержание осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ΦЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" в данную статью были внесены существенные изменения, в результате чего содержанием ограничения свободы стали выступать такие определяемые судом ограничения, как: не уходить из места постоянного пребывания в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, нс изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы в установленных случаях без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Кроме этих ограничений, суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. В период отбывания наказания суд по представлению органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения, однако, на наш взгляд, это не должно касаться обязательных ограничений.

Указанным Федеральным законом были изменены также сроки ограничения свободы: оно может назначаться в пределах от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день. В то же время в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

По вполне понятным причинам законодатель исключает возможность назначения ограничения свободы военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. В случае, когда имеет место злостное уклонение лица от ограничения свободы, назначенного лицу в качестве дополнительного наказания, наступает уголовная ответственность по ст. 314 УК РФ.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, выданным в установленном порядке (ч. 4 ст. 58 УИК РФ).

Наказание в виде ограничения по военной службе сходно по своему содержанию с исправительными работами. Специфиче­ской особенностью наказания в виде ограничения по военной службе является назначение его:

Осужденным военнослужащим, проходящим военную служ­бу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы;

Осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмот­ренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Военная служба, согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и о воен­ной службе», - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-техниче­ских и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ. органах федеральной службы безопасности, феде­ральном органе специальной связи и информации, федераль­ных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государст­венной власти РФ, воинских подразделениях федеральной про­тивопожарной службы и создаваемых на военное время специ­альных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формирова­ниях и органах.

К лицам, проходящим военную службу по контракту, отно­сятся граждане как мужского, так и женского пола, заключив­шие письменное соглашение (контракт) с Министерством обо­роны РФ или федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Лицо, осужденное к ограничению по военной службе, про­должает проходить военную службу по контракту там же, где оно и служило, но из денежного довольствия осужденного про­изводятся удержания в доход государства в размере, установ­ленном приговором суда, но не свыше 20%.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное до­вольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в со­ответствии с занимаемой воинской должностью (окладом по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с при­своенным воинским званием (оклад по воинскому званию), ко­торые составляют оклад месячного денежного содержания во­еннослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат. Лицам, проходящим службу по контракту и добросовестно исполняющим обязанности воен­ной службы, положены, кроме того, согласно ст. 13 названного Закона, дополнительные денежные выплаты (по итогам кален­дарного года, за классность, при уходе в отпуск или переводе к новому месту военной службы и т. д.), а также различного рода надбавки, например за выслугу лет.

Установленный приговором суда размер удержания из де­нежного содержания осужденного военнослужащего исчисляет­ся, согласно ст. 144 УИК РФ, из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных выплат. Из сумм, выплачиваемых осужденно­му военнослужащему не в порядке его денежного содержания, удержания не производятся.

Помимо правоограничений материального характера осуж­денные претерпевают и иные ограничения: во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; срок наказания не засчитывается в срок вы­слуги лет для присвоения очередного воинского звания. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоя­тельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части переме­щается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ч.

2 ст. 145 УИК РФ). Со­гласие осужденного военнослужащего на перевод в другую часть или местность требуется при этом лишь в том случае, ес­ли при поступлении на воинскую службу контракт заключался им на службу в конкретной воинской части или на конкретной должности в конкретной части. Если в тексте контракта указы­валась служба в кадрах Вооруженных Сил и других войсках РФ, согласие осужденного не требуется.

Как и при исправительных работах, карательное воздействие анализируемого наказания должно сочетаться с мерами воспи­тательного воздействия на осужденного. Воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совер­шенного преступления, личности осужденного военнослужаще­го, а также его поведения и отношения к военной службе про­водится командиром воинской части.

Таким образом, уголовно-правовая сущность наказания в виде ограничения по военной службе заключается в виде определен­ного размера удержаний из денежного содержания осужденно­го, запрещении повышать его в должности и в воинском зва­нии, невключения срока наказания в срок выслуги лет для при­своения очередного воинского звания и проведения с ним, помимо прочего, воспитательной работы.

Ограничение по военной службе - основное наказание, в каче­стве дополнительной меры наказания оно применяться не может.


Основанием исполнения наказания является получение из су­да копии приговора и распоряжения о его исполнении коман­диром воинской части. Не позднее трех дней после их получе­ния издается приказ, в котором объявляется, на каком основа­нии и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению во­инского звания, какой срок ему не засчитывается в срок вы­слуги лет для присвоения очередного воинского звания. Здесь же указывается, в каком размере должны производиться со­гласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в пе­риод отбывания им ограничения по военной службе. Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осуж­денного военнослужащего и принимается к исполнению. Кро­ме того, о поступлении приговора, об издании соответствую­щего приказа и о принятии его к исполнению в трехдневный срок извещается суд, вынесший приговор. Копия приговора направляется в суд.

Приказ о прекращении исполнения наказания в виде огра­ничения по военной службе с указанием даты прекращения из­дается командиром воинской части также не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявлен­ного приказом по воинской части срока ограничения по воен­ной службе. А копия приказа, соответственно, направляется в суд, вынесший приговор.

Если до истечения установленного приговором суда срока наказания осужденный должен быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, на­пример в связи с невыполнением условий контракта со сторо­ны военнослужащего; признания лица негодным либо ограни­ченно годным к определенному виду или в целом к воинской службе, командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мяг­ким видом наказания либо об освобождении от наказания.

Согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе может быть назначено военнослужащим в случаях, предусмотренных соот­ветствующими статьями Особенной части УК РФ, за соверше­ние преступлений по военной службе на срок от трех месяцев до двух лет; в случаях применения данного наказания вместо исправительных работ - на тот же срок исправительных работ, который указан в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

Срок ограничения ко военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разби­рательства засчитывается из расчета один день лишения свобо­ды за три дня по ограничению по военной службе.

Еще по теме § 9. Ограничение по военной службе:

  1. 22.1. Понятие преступлений против военной службы (ст. 331 УК РФ)
  2. 3. Преступления против порядка прохождения военной службы
  3. § 3. Воинская обязанность, комплектованиеВооруженных Сил и прохождение военной службы

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -

Ограничение по военной службы .Это наказание является новым для отечественного уголовного законодательства. Оно предусмотрено законом в качестве основного наказания, которое может быть назначено только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК);

за общеуголовные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных статьями Особенной части УК(например, за побои, кражу, незаконную охоту и др.).

Кроме того, данное наказание может быть назначено на основании ст. 64 и65 УК - при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, а также при замене неотбытой части наказания более мягким - на основании ст. 80 УК. По своей сути это специальное наказание, которое содержит в себе некоторые свойства наказаний в виде исправительных работ и лишения права занимать определенные должности и применяется в отношении указанной специальной категории осужденных(т.е. старшин, прапорщиков, мичманов, К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане РФ, достигшие18-летнего возраста мужского и женского пола, заключившие письменный договор(контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором упомянутым Федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы(ст. 32 указанного Закона).

Содержание данного наказания включает следующие правоограничения, применяемые к осужденному в течение установленного законом срока: а) из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше20%; б) во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; в) срок наказания не засчитывастся в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания(ч. 2 ст. 51 УК). Иные ограничения(понижение осужденного в должности или в звании, лишение его тех или иных льгот, отказ в улучшении жилищных условий и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не должны применяться в связи с его исполнением.

Осужденный к наказанию в виде ограничения по военной службе продолжает проходить военную службу по контракту там же, где он и служил. Из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше20%. В отличие от исправительных работ минимум удержаний при ограничении по военной службе уголовным законом не установлен. Поэтому по смыслу закона он может составлять и менее5%. Суд определяет размер удержаний, руководствуясь общими началами назначения наказания и его целями(ст. 43 и60 УК). Согласно ст. 144 УИК удержание производится как из должностного оклада и оклада по воинскому званию, так и из надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ограничение по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. При назначении этого наказания вместо исправительных работ, предусмотренных в санкции конкретной статьи Особенной части УК, суд, очевидно, должен руководствоваться пределами, определенными в данной санкции, но с учетом пределов рассматриваемого вида наказания, установленных ч. 1 ст. 51 УК. Поэтому суд не может назначить военнослужащему, осужденному, к примеру, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 167 УК, ограничение по военной службе на срок менее трех месяцев, несмотря на то, что исправительные работы в санкции за указанное преступление могут быть назначены и на меньший срок.

Уголовный закон не предусматривает замены ограничения по военной службе в случае злостного уклонения от него другим, более строгим наказанием. Исполнение его возлагается на командование воинской части, в которой проходит службу осужденный.

Содержание в дисциплинарной воинской части является специальным видом основного наказания, назначаемым только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава(в том числе курсантов военно-учебных заведений за преступления, совершенные во время обучения), если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Следует обратить внимание на противоречие ч. 2 ст. 54 и ч. 1 ст. 88 УК.

Не должен применяться данный вид наказания к военнослужащим сверхсрочной службы, к проходящим военную службу по контракту прапорщикам, мичманам и офицерам, к офицерам, проходящим службу по призыву в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также к военнослужащим, совершившим преступления в период учебных сборов.

Это наказание заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, в принудительном порядке помешается на указанный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть. Содержание в ней подчинено цели исправления осужденного в духе точного исполнения законов, военной присяги, воинских уставов, приказов начальников, честного отношения к службе, а также предупреждения совершения новых преступлений.

Содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, за совершение преступлений против военной службы - на срок от трех месяцев до двух лет; в иных случаях - вместо лишения свободы, если суд, учитывая характер преступления и личность виновного, сочтет возможным заменить лишение свободы на срок не свыше двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. В случае указанной замены наказание определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части(ч. 2 ст. 55 УК). Таким же образом в срок отбывания наказания засчитывается время содержания лица пол стражей до судебного разбирательства(ч. 3 ст. 72 УК). На основании ст. 73 УК возможно назначение этого вида наказания условно. Возможно и условно-досрочное освобождение от отбывания данного вида наказания(ч. 1 ст. 79 УК).

Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Однако это время может быть зачтено в общий срок службы осужденным, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва.

Статья 51. Ограничение по военной службе. 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 51
Данный вид наказания впервые введен в систему уголовных наказаний настоящего Кодекса.
По своей сущности ограничение по военной службе и исправительные работы сходны. Отличие состоит лишь в том, что ограничение по военной службе может быть назначено специальному субъекту преступления, то есть военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за преступления против военной службы. Вторым отличием является то, что нижний предел процента удержания из заработка военнослужащего по контракту не определен законодателем.
Содержание военной службы по контракту, перечень лиц, с которыми может быть заключен контракт, виды контрактов и сроки службы по контрактам определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Ограничение по военной службе является основным видом наказания. Оно может быть назначено в двух случаях: преступление должно быть совершено военнослужащим по контракту против военной службы; как более мягкий вид наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, в соответствии со ст. 64 УК.
Законодатель установил срок ограничения по военной службе, который назначается от трех месяцев до двух лет.
Если суд придет к выводу о назначении наказания в виде ограничения по военной службе в виде основного наказания, не предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, как более мягкого вида наказания с применением ст. 64 УК, то в этом случае минимальное наказание не может быть назначено ниже трех месяцев (например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК, - самовольное оставление части или места службы. Санкция части данной статьи не предусматривает как основной вид наказания ограничение по военной службе.
Однако суд, установив наличие исключительных обстоятельств и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, применяя ст. 64 УК, может назначить более мягкий вид наказания, чем арест или содержание в дисциплинарной воинской части, в виде ограничения по военной службе, но не ниже трех месяцев).
Данный вид наказания может быть назначен осужденным военнослужащим по контракту вместо исправительных работ, если санкции соответствующих статей Особенной части УК не предусматривают данный вид наказания (например, ст. ст. 116, 129, 130, 133 УК и др.). В описательной части приговора суд должен мотивировать основания назначения данного вида наказания со ссылкой на ст. 51 УК в резолютивной части приговора.
Ограничение по военной службе может назначаться с условным осуждением, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания (см. комментарий к ст. 73 УК). Назначение ограничения по военной службе целесообразно к осужденным военнослужащим по контракту беременным женщинам, женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей, военнослужащим по контракту, являющимся единственными кормильцами в многодетных семьях и имеющим престарелых родителей.
При назначении наказания в виде ограничения по военной службе из заработка осужденного производятся удержания в размере не свыше 20%. Нижний предел удержания процентов законодатель не установил. Поэтому предполагается, что с учетом специфики военной службы суд должен сам определить тот процент удержаний, который будет способствовать достижению целей наказания. Данный процент удержаний должен быть определен таким образом, чтобы он не превратился в средство откупа осужденного, и необходимо правильно оценить, как установленный судом процент отразится на материальных условиях жизни семьи осужденного.
Главной сущностью назначения ограничения по военной службе является то, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного воинского звания. Время отбывания наказания не приостанавливает общую выслугу лет. Отбывание наказания не препятствует предоставлению основного и дополнительного отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и т.д.
Срок ограничения по военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день лишения свободы за три дня ограничения по военной службе.