Икона иверской божьей матери в чем помогает. Икона богородицы иверская значение

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: “Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: “Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет”.

Иверский монастырь на Афоне

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Мироточивая Иверская икона Божьей Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Иверская икона – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

“…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”

Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г.. Павловский Посад, апрель 2010.

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

Иверская икона Божией Матери. 1995 г. Иконописец иером. Лука (Иверская часовня, Москва)

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. <…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

Как узнать Иверскую Богоматерь? В чем она может оказать поддержку, и где можно найти икону с ней?

В минуты отчаяния мы всегда обращаемся за помощью к всевышним силам. Очень сильной помощницей в человеческих проблемах и невзгодах является Иверская икона Божией Матери. К ней обращаются с самыми серьезными неприятностями. В этой статье мы расскажем, как выглядит икона Божией Матери Иверская, где находится оригинал, а также опишем и некоторые другие факты об этой святыне.

Икона Иверская фото

Богородица Иверская изображается на иконах обычно в красном одеянии, на левой руке ее сидит младенец — Иисус Христос. Правая рука Богородицы приподнята и, словно указывает на младенца. У Иисуса же правая рука показывает знамение, большой палец прикасается у него, при этом, к безымянному пальцу, а указательный и средний подняты вверх.

На плечах у Богородицы, изображенной на данной иконе, виднеются красивые звезды. Также имеется звезда и на лбу у Богоматери. На голове у Матери Господней красуется корона, каменьями покрытая. Взгляд Богоматери печален и глубок, взор младенца на большинстве икон устремлен на Богоматерь.

На оригинале Богоматерь изображена с кровавой раной на лице. Это тоже является отличительным признаком этой святыни. С помощью него легко узнать эту икону. Ниже мы предоставим фотографии иконы Богоматери Иверской, чтобы вам было проще понять, что она из себя представляет.

История Иверской иконы

Сама икона в оригинале, которая хранится в монастыре на горе Афон, написана была еще при жизни Богоматери. Написал ее в первом веке Апостол Лука. Хранилась раньше эта икона у одной знатной дамы. Однажды, к ней в дом ворвались разбойники, которые выступали против Господа и всевозможных святых людей. Один из них мечом проткнул икону Иверской Богоматери, и из нее потекла настоящая алая кровь. Тогда упал этот человек на колени, и стал слезно молиться о прощении, а позже он стал иноком Афонского монастыря.

Той же ночью, когда напали разбойники, зажиточная женщина вместе со своим сыном пошла к морю и пустила по волнам икону, чтобы спасти ее от раскулачивания. Икона необычным образом встала вертикально, и поплыла к горе Афон. Только спустя много лет обнаружили ее монахи, жившие на Афоне.

Увидели монахи и иноки, служители монастыря на Афоне, как прямо из глубины моря до самого неба возвышается светящийся столп. Возле него виднелся какой-то образ. Они сразу не поняли что это, но потом разглядели икону Богоматери, хотели иноки доплыть до иконы и перенести ее в монастырь, но она лишь отдалялась от них, отплывая назад.

Иноки слезно молились Господу, чтобы он приблизил икону и даровал ее монастырю. Не один день провели монахи и иноки в молитвах. Тогда одному из них, это был инок Иверского монастыря — святой Гав­ри­ил Гру­зин, привиделся сон с самой Богоматерью. Во сне она ему заявила, чтоб он ничего не боялся, а шел к ней навстречу прямо по морским волнам.

На следующий день Гавриил собрал всех иноков, и они все вместе пошли к морю. Там Гавриил встал на волны и пошел навстречу к иконе. Удивительным образом он стоял твердо на волнах, как будто находился на суше. Гавриил принес икону в Иверский монастырь, и оставил там.

Наутро икона переместилась удивительным образом из самого монастыря над вратами обители. Так повторилось несколько раз. Затем снова во сне явилась Богородица Гав­ри­илу Гру­зину и сказала, что не хочет быть хранимой иноками, а сама их хочет от всяческого зла защищать, от того то и перемещается над вратами. Тогда не стали противиться иноки и оставили икону с изображением Богоматери над вратами. С тех пор ее стали еще называть и Вратарницей.

Молитва Иверской иконе

Молиться перед иконой Богоматери Иверской можно и своими словами, а можно заглянуть в молитвослов, и найти там молитву. Собственная молитва может быть такой: «О, Богородица, мать наша, милостивая заступница, не оставь меня наедине с бедою. Помоги мне преодолеть все трудности и встать на путь исправления. Не по той дорожке повела меня судьба, да не так я жизнь свою проживаю, как следовало бы. Недоволен и я своей жизнью, и родные не видят ничего хорошего в житие моем. Помоги мне, родимая, найти смысл и стать лучше, чем сейчас я. Отведи от дома моего, да от меня самого все искушения да соблазны. Пусть ни один плохой человек не причинит мне зла. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Во имя всех Святых! Аминь!»

Молитву можно читать как выходите из дома, направляясь на работу или куда-то еще по делам. Можете ее и по утрам, сразу после пробуждения читать. Это будет очень хорошей установкой на день грядущий. Не помешает ее читать и перед сном. Также к молитве сей можно обратиться и в тех случаях, когда вы чувствуете, что сворачиваете с пути истинного и не найти вам самостоятельно сил справиться с искушением поддаться греху какому-то.

Вы можете читать ту молитву, которую мы предоставили вашему вниманию или придумать свою собственную, где будет описана именно ваша проблема и просьба помочь решить ее. Можете и к православной молитве обратиться. Текст ее мы предоставили в виде картинки.

В чем помогает Иверская икона

К Иверской иконе Богоматери обращаются в с самыми разными проблемами. К ней может в мольбах обратиться, как сам человек, которому нужна помощь, так и родственники его. Очень часто Богоматери Иверской молятся матери, у которых дети пошли не по тому пути, по которому следовало бы.

Тот, кто искренне раскаялся в грехах своих, и теперь хочет получить прощение от Господа, тоже обращается за помощью к этой иконе.

Часто просят Иверскую икону излечить простых смертных от пьянства, наркомании и прочих зависимостей. Она укрепляет силу воли и помогает справиться с тягой к греховным делам.

Обращаются к ней и мужчины, которые изменили своим женам, а теперь очень сожалеют об этом, и хотят замолить грех. Больше эта икона помогает именно представителям мужского пола.

Икона Иверской Богоматери может стать прекрасной защитницей вашего дома. Она способна отогнать от вашей семьи всех недругов и сомнительных личностей. Ни один враг не посмеет причинить дому вреда, если будет в нем икона Иверской Богоматери.

Можно обратиться к ней для того, чтобы Богоматерь помогла залечить, как ваши душевные, так и физические раны. С любой болезнью можно посылать мольбы перед этой иконой и Богоматерь Иверская вам непременно поможет излечиться.

Куда вешать Иверскую икону Божьей матери

Так как сам оригинал иконы Иверской Богоматери не захотел располагаться внутри монастыря и переместился на ворота, то и в доме икону не стоит размещать далеко от входа. Повесьте список иконы Иверской Богоматери прямо над входной дверью. Это лучше всего сделать не снаружи, а с внутренней стороны. Она в таком расположении будет более эффективно отгонять от вас всех злых духов и злобных людей.

Кроме того, вы каждый раз, выходя из дома, сможете помолиться своей великой заступнице, взглянув на ее образ. После возвращения домой, тоже можно читать молитвы Иверской Богоматери и благодарить за удачно проведенный день.

При выходе из дома можно говорить, к примеру, такие слова: «Помоги мне, Богородица Иверская, день этот прожить без трагедий и потрясений. Сохрани мою жизнь и здравие, а также огради и моих близких людей от беды в этот день. Аминь!»

Когда вернетесь домой после удачного дня, то стоит сказать перед Иверской иконой Богоматери вот такие слова: «Спасибо тебе, Матушка Иверская, за помощь во всех делах. Благодарю тебя за поддержку, которую ты мне каждый день оказываешь. Дай же и дальше мне сил жить правильно, по Господним заповедям, да никому при этом зла не учинять. Аминь!»

Акафист Иверской иконе

Акафист Иверской иконе Богородицы читается очень долго, в отличие от молитвы. Его нужно произносить, вникая в глубокий смысл. Мы предлагаем к прослушиванию и просмотру видео-ролик, в котором будет представлен, как раз, этот акафист.

Монреальская Иверская икона Божьей матери

Существует еще и Монреальская Иверская икона Богородицы. Ее в Монреаль привез Иосиф Муньос Кортес. Сам он по происхождению является испанцем, который еще в малом возрасте принял христианство. А написал эту икону с оригинала, то есть с Иверской Богоматери Вратарницы, один греческий монах. Случилось это не в таком уж далеком, 1981 году.

Муньос стал, так называемым, хранителем этой иконы. Однажды случилось чудо. Как рассказывал Муньос, 24 ноября 1982 года среди ночи, прямо во время сна, испанец почувствовал непередаваемо блаженный запах. Оказалось, что это мироточила икона Иверской Богоматери.

Миро текло прямо с рук Матери Господней, а также и с маленьких ручонок Иисуса. Замечено было, что целительная жидкость выделяется даже из звезды, которая изображена на правом плече Богоматери.

Со всех городов даже из других стран приезжали посмотреть на мироточащую икону. Ее потом так и назвали Икона Иверской Богоматери Мироточивая. Жидкость, струящаяся с лика Богоматери, обладало целительной силой. Икона всегда источала миро, за исключением Страстных седьмиц.

С этой святыней служители церкви вместе с Иосифом Муньос Кортес объездили много стран. Немало людей исцелились от всевозможных болезней при помощи этой иконы. Она обладала и примирительной силой. С помощью этой святыни удавалось приходить к компромиссу парам, которые были на грани расставания и болезненного развода.

До самой кончины Иосифа Муньос мироточила икона. Это продолжалось целых 15 лет. После того, как Иосифа жестоко убили, что случилось в ночь с 30 на 31 октября 1997 года, икона пропала. Где она находится в данный момент неизвестно.

День Иверской иконы божией

Вспоминают о Богоматери Иверской трижды в году. Памятными днями считаются: 17 апреля, 26 октября и 25 февраля. В апреле, 17-го числа, отмечается день памяти иконы, так как написан в этот день был оригинал иконы греческим монахом.

В октябре отмечается день иконы Иверской Богоматери, потому что именно в этот день была икона обретена Иверским монастырем на горе Афон. В феврале, 25-го список Иверской иконы Богоматери был перенесен в Россию.

Где находится Иверская икона

Оригинал Иверской иконы Богоматери можно найти на горе Афон, в одноименном монастыре. Там он хранится уже много лет. Списки же иконы разошлись по всем странам и хранятся во многих Храмах и церквях. Сам оригинал довольно большой. Его размер составляет 137 на 87 см.

Расписание служб в храме Иверской иконы

Иверских храмов по России есть несколько. К примеру, есть такой храм в Ижевске, есть в Москве и в других городах. Расписание богослужений можно посмотреть на сайтах этих храмов. Это очень удобно, ведь никуда вам ходить не придется. Если есть желание узнать более точную информацию, то можно зайти в сам храм и все подробно там расспросить у местных служителей.

Чудотворная икона Иверская, чудеса связанные с Иверской иконой

Есть много легенд об иконе Иверской Богоматери. Столько чудес она совершила и столько добра людям принесла, что по праву ее можно называть чудотворной.

К примеру, известен случай, когда в монастырь на Афоне прибились несколько нищих странников. Они просили ночлега у местных иноков, но те были настроены негативно и не пустили бедолаг без оплаты ночлега. Тогда пошли она восвояси, то встретили случайно богатую женщину, она дала им золотую монету. Пошли странники снова к инокам, но и на этот раз получили отказ. Наутро иноки обнаружили, что все их продукты испорчены. С этой поры они не стали брать денег за ночлег странников.

Еще известен не менее интересный факт. Возле оригинала иконы стоит неугасаемая лампадка. Она имеет свойство раскачиваться из стороны в сторону перед приближающейся бедой. Когда чувствует икона сильное потрясение, то раскачивается так, что воск плещется по сторонам. Кстати, перед сильнейшим землетрясением в Армении и нападением американцев на Ирак лампадка тоже раскачивалась.

Еще одна очень интересная история с хорошим концом случилась в одном из храмов, где хранился список Иверской иконы Богоматери. В этот храм случайно зашла женщина, которая недавно потеряла своего сына. Она уже полностью разочаровалась в этом мире, и хотела покончить с собой. Она уже вынашивала план своей преждевременной смерти. Как только женщина взглянула на икону, она сразу переменилась в лице и передумала сводить счеты с жизнью. Женщина стала усердно молиться со слезами на глазах, и просить прощения за свои греховные мысли.

Икона Иверская мироточивая

Мироточивая икона Иверской Богоматери, как мы уже сказали, была привезена в Монреаль испанцем Иосифом Муньос Кортес. Мироточить она начала не сразу, а только через год после написания. Зовется эта икона еще и Монреальской. Иосифа считали избранным человеком, которого выбрала сама Богородица.

Испанец, который принял христианство еще в молодые годы, всю жизнь хранил этот образ. Икона все это время источала целительную жидкость. Когда Иосиф был жестоко убит в Афинах, что случилось в 1997 году, икона без следов пропала. До сих пор ее нигде не могут найти.

Иверская икона на Афоне

На Афоне хранится оригинал Иверской иконы Богоматери. Он зовется еще и Вратарницей. Название связано с тем, что Богоматерь сама захотела, чтобы ее образ находился не внутри монастыря, а вне его — над вратами при входе в это святое место.

По сей день икона хранится именно в Иверском монастыре, что на горе Афон расположен. Она достаточно большая и возле нее стоит лампадка, которая никогда не гаснет. Отличительной чертой этой иконы является кровоточивая рана на лике Богоматери.

Икона Богородицы Иверская Вратарница

Об иконе, которая носит название Вратарница, мы уже сказали чуть выше. Ее название связано с тем, что располагается икона именно над вратами при монастыре на горе Афон. Списки с Вратарницы можно найти во многих российских храмах. Эту икону хорошо весить у входа в своей дом, чтобы злые люди не посмели причинить ничего страшного вашей семье.

Тропарь Иверской иконе божией

Тропарь, который читается перед иконой Иверской Богоматери, мы предоставим в виде видео-ролика. Вы его можете прочесть и своими словами. К примеру, это может выглядеть так: «Пресвятая Матерь божья, именуемая Иверской. На тебя надежды возлагаю и прошу избавить и от телесных мук меня, и от мучений духовных. Посели гармонию в душе моей и дай покой моему телу. Измучили болячки меня, да не дают жизни счастливой. Лишь на тебя уповать мне приходиться в столь недобрый час. Во имя всех Святых, Аминь!»

Где Иверская икона в Москве

Список иконы Иверской Богоматери в Москве можно увидеть в часовенке у Воскресенских ворот. Еще с 17-го века это место очень почитают, и верующие часто приходят сюда за помощью к Иверской Богоматери Вратарнице.

Наиболее сильна она в избавлении от всяческих пагубных привычек, вредных для здоровья. К примеру, она способна избавить человека от пьянства, наркомании и табакокурения. К ней часто обращаются матери, для избавления своих чад от перечисленных пристрастий.

Икона Иверской Божьей матери бисером, фото

Икону Иверской Богоматери можно встретить на просторах интернета вышитой бисером. Эту икону можно считать целительной и чудодейственной только в том случае, если она была освящена в церкви.

Также обстоят дела и с другими иконами, которые выполнены в виде вышивки, нарисованы самостоятельно на холсте или вырезанными из дерева своими руками. Всех их надо для начала освящать в церкви, а потом уже вешать дома, чтобы читать пред ними молитвы.

Теперь вы знаете, как выглядит икона Иверской Богоматери, какой она обладает силой, и какие с ней связаны чудотворные истории.


Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Ныне она пребывает в Иверской обители на Афоне, а в IХ веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом этой христианки, и один воин в безумной ярости мечом ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц перед иконой, горько раскаиваясь в своем поступке. Впоследствии он оставил иконоборческую ересь и окончил жизнь монахом. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. После их ухода женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) долго молилась перед святым образом, прося Владычицу о заступничестве и милости. Для сохранения святой иконы вдова опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. В 980 году тремя знатными иверцами на Святой Горе была[...]

Икона Иверская (Вратарница, Портатисса) - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, прин[...]

Икона Божией Матери «Вратарница»
Источник: Книга "Явления и чудеса Пресвятой Богородицы ", 2001 (ISBN 5-7533-0187-8)
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» - самая знаменитая икона Афона. Вначале, согласно преданию, она находилась в малоазийском городе Никея, в домовой церкви некой благочестивой женщины, жившей со своим единственным сыном. Во время второго гонения на иконы императорские шпионы обнаружили этот образ и пригрозили женщине, что в случае, если та не даст им мзды, ее убьют. Запуганная мать пообещала, что на следующий же день разбойники получат свои деньги. А сама под покровом темной ночи, помолившись пред святою иконой, с благоговением подняла ее над головой, спустилась к побережью и опустила в море со словами: - Владычице Богородица, Ты имеешь силу и нас спасти от гнева нечестивого правителя, и Свою икону в морской пучине. В этот момент произошло нечто невероятное: чудотворная икона поднялась над волнами и направилась к западу. Взволнованная происшедшим женщина вернулась к сыну и говорит: - Сын мой, ради любви к Богородице я готова умереть. Ты же беги в Грецию [...]