Фз об ао с изменениями на. Закон об акционерных обществах

Акционерное общество является довольно распространенным видом коммерческой организации. Деятельность подобных инстанций регулируется Федеральным законом 208-ФЗ, положения которого будут подробно разобраны в этой статье.

Сфера применения закона

Что является акционерным обществом согласно Закону 208-ФЗ? Во второй статье нормативного акта дается определение, в соответствии с которым, таким обществом называют коммерческую организацию, уставной капитал которой поделен на несколько частей в виде специальных акций. Эти акции находятся на руках у членов общества.

ФЗ "Об акционерных обществах" был создан для регулирования процессов по формированию, реорганизации, ликвидации и регистрации рассматриваемых инстанций. В положениях закона закрепляются нормы о полномочиях, функциях, обязанностях и правах акционеров, составляющих организацию. Здесь же устанавливается и правовое положение акционерного общества, закрепляются свободы, права и интересы его членов. Нормы закона распространяются на все акционерные общества, находящиеся на территории Российской Федерации.

Общие положения закона

Понятие и правовое положение акционерного общества закреплены в статье 2 представленного нормативного акта. Согласно закону, такое общество является юридическим лицом и обладает рядом гражданских прав и обязанностей. Члены общества не должны отвечать по обязательствам организации. Однако все они несут риск убытков, который может быть связан с их профессиональной деятельностью. Пределы такого риска не могут быть больше стоимости акций, которые приобрели акционеры.

Все акционеры обязаны нести общую ответственность за не полностью оплаченные акции. При этом члены общества имеют возможность забирать принадлежащие им акции без согласия других членов организации.

Согласно закону, любое создание акционерного общества не представляется возможным без получения специального разрешения и свидетельства о регистрации от вышестоящих государственных органов. Любая инстанция акционерного типа должна иметь свою печать, бланки, эмблему и штампы.

Предоставление информации

Согласно статье 4 рассматриваемого Федерального закона, любое акционерное общество должно обладать фирменным наименованием на русском языке - в полной форме или сокращенной. Название организации должно кратко характеризовать тип ее профессиональной деятельности. Помимо названия, общество должно предоставить и полную информацию о своем местонахождении. При этом указанные при государственной регистрации данные не должны противоречить реальному местонахождению организации.

В статье 3 закона говорится об ответственности общества. Так, организация акционерного типа должна отвечать по всем возложенным на нее функциям и обязательствам. При этом само общество не отвечает по обязательствам ее членов.

На самих акционеров также может быть возложена ответственность. Так, члены организации должны выплачивать субсидии в случаях, когда общество признается несостоятельным из-за ненадлежащих деяний ее акционеров. Государственные органы не несут ответственности по обязательствам общества.

Типы общества

В статьях 5-7 рассматриваемого нормативного акта приводятся основные примеры акционерных обществ. Согласно статье 7, рассматриваемые организации могут иметь публичный и непубличный характер. Это отражено в уставе и названии общества. Публичное общество (ПАО) проводит все операции путем открытой подписки. Непубличные же организации (ЗАО) распространяют количество акций только на неограниченный круг лиц. Самый яркий пример ПАО - компания "Россети", занимающаяся оказанием услуг по распределению электроэнергии по стране. Это довольно известная и крупная организация, а потому ее акции открыты и доступны для доступа любым гражданам. Пример ЗАО - розничная сеть, торговое акционерное общество "Тандер", обеспечивающее продукцией российские магазины одной известной марки.

В статье 6 приведена еще одна классификация. Здесь речь идет о примерах акционерных обществ зависимого и дочернего типа. Дочерней организация является в том случае, если существует еще одно общество, определяющее решения первой организации, то есть дочерней. Похожая система действует и с зависимыми организациями. Здесь преобладающее общество имеет более 20% от зависимого. Яркий пример дочерней организации - федеральная пассажирская компания, зависимая от акционерного общества "Российские железные дороги". Зависимых же обществ по стране довольно много. Как правило, это региональные отделения газовых или нефтяных компаний.

О создании общества акционерного типа

Что Федеральный закон "Об акционерных обществах" гласит о порядке формирования организаций акционерного типа? Согласно статье 8, общество может быть создано как "с нуля", так и путем реорганизации существующего юридического лица. Реорганизация может носить характер разделения, преобразования, слияния, а также выделения. Организация может считаться окончательно сформированной только после заключения государственной регистрации акционерного общества.

В статье 9 рассматриваемого нормативного акта говорится об учреждении общества. Несложно догадаться, что учреждение возможно лишь при активном участии учредителя. Решение о формировании общества принимается на специальном учредительном собрании путем голосования либо одним лицом единолично (если учредитель один).

О реорганизации

В статье 15 рассматриваемого нормативного акта говорится о порядке проведения реорганизационных процессов. Реорганизация всегда проводится на добровольной основе, в строгом соответствии с нормами Федерального закона. Основной особенностью представленного процесса является наличие статуса естественной монополии у реорганизуемого субъекта, более 25% акций которого закреплены в собственности федерации.

Как несложно догадаться, финансирование представленного процесса осуществляется за счет реорганизуемого имущества. Так же, как и в случае с созданием общества, процесс реорганизации признается лишь после соответствующей государственной регистрации.

Об общественном уставе

Немаловажное место в правовом положении акционерного общества занимает устав. Согласно статье 11 рассматриваемого нормативного акта, он принимается на учредительном собрании по учредительному документу. Требования устава формируются членами организации, после чего становятся общеобязательными для всех акционеров.

Что должен содержать в себе устав? Закон указывает на следующие положения:

  • место нахождения организации;
  • фирменное наименование;
  • стоимость, категории и виды привилегированных акций, а также их количество;
  • размер уставного общественного капитала;
  • права членов организации;
  • порядок формирования и реализации общих собраний акционеров, даты и места проведения собраний;
  • структура органов управления общества, порядок принятия решений;
  • иные положения, соответствующие рассматриваемому Федеральному закону и Гражданскому кодексу.

Таким образом, организационный устав должен содержать особенности правового положения акционерного общества.

Об уставном капитале

В статье 25 рассматриваемого нормативного акта закрепляются нормы, касающиеся уставного капитала и акций. Согласно закону, организация имеет право на размещение обычных акций и нескольких привилегированных. При этом все они носят бездокументарный характер. Номинальная стоимость акций обыкновенного типа должна быть одинаковой. Как только общество сформируется, все акции должны перейти во владение ее членами. Существуют также дробные акции, определенное количество которых может составлять одну конкретную акцию. Находятся в обращении они наравне с обычными.

В соответствии с нормативным актом, стоимость акций привилегированного типа не должна превышать 25% от уставного общественного капитала. Публичные общества могут не размещать их, если стоимость таких акций ниже, чем обычных.

Уставной капитал состоит из общей стоимости всех акций организации, что были приобретены членами общества.

Об акционерах

Правовое положение акционерных обществ составляет в большей части юридический статус их членов. Что известно о самих акционерах и что о них говорит закон? Акционерами называют индивидуальных лиц или организации, которые владеют определенной долей уставного капитала общества акционерного типа. Последнее должно обеспечивать, формировать и хранить реестр акционеров, который заполняется сразу же после регистрации организации. Права на акции того или иного акционера подтверждаются путем выдачи специальной выписки, которая не является ценной бумагой.

Согласно статье 47, высшим органом в системе акционерного общества является собрание акционеров. Созываться оно должно ежегодно. Какие вопросы поднимает такое собрание? Закон гласит о проблемах собственности акционерного общества, избрания совета директоров, ревизионной и аудиторской комиссий и т. д. К компетенции собрания относятся также вопросы реорганизации и ликвидации общества, внесения изменений в устав, увеличения или уменьшения уставного капитала и др.

Совет директоров называется также наблюдательным советом. Занимается эта инстанция руководством за деятельностью всей организации, ее членами и активами акционерного общества.

Иногда совет директоров одновременно является и собранием акционеров. В большинстве же случаев наблюдательная комиссия избирается каждый год в ходе голосования на акционерном собрании. Зависит здесь все от того, какие именно положения прописаны в уставе организации.

В компетенцию совета директоров входит определение и реализация приоритетных направлений, созыв собраний, утверждение повесток дня, размещение дополнительных акций и прочее.

Контроль над акционерным обществом

Для внутреннего контроля над профессиональной деятельностью организации создаются ревизионные и аудиторские комиссии. Аудиторы проверяют финансовую отчетность, то есть работают с бухгалтерским составом. По итогу они дают специальную оценку. Ревизоры же контролируют хозяйственную деятельность организации. Каждый из них входит в соответствующую комиссию, которая ежегодно избирается на собрании акционеров.

Как ревизионная, так и аудиторская комиссия должны действовать только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

О ликвидации общества акционерного типа

Процесс ликвидации организации акционерного типа должен иметь строго добровольную основу. Согласно статье 21, окончательная ликвидация возможна лишь по решению суда.

Что влечет за собой ликвидационный процесс? Общество полностью прекращает исполнение своих полномочий без права перехода обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства. Добровольные ликвидационные процессы начинают свое действие с созывы совета директоров акционерного общества. На повестку ставится вопрос об удалении общества и назначении ликвидационной комиссии. Как только ликвидационная комиссия будет полностью сформирована, к ней перейдут все функции организации. В обязанности комиссии входит и своевременное выступление на судебных заседаниях.

В статье 22 ФЗ "О правовом положении акционерных обществ" говорится о порядке ликвидации рассматриваемых организаций. Если общество не имеет обязательств перед сторонними организациями, то все его имущество распределяется между акционерами. Производятся оставшиеся выплаты кредиторам, рассчитывается ликвидационный баланс. И общество закрывается.

Президент России подписал Федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Новшества направлены на совершенствование системы управления акционерными обществами.

Закон вступил в силу 19 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

В чём суть нового закона?

Поправки коснулись правил о ревизионных комиссиях, общем собрании акционеров, сделках с заинтересованностью, привилегированных акционерах, полномочиях совета директоров и др.

Для чего внесены поправки?

Закон разработан в целях реализации плана мероприятий «Совершенствование корпоративного управления», утверждённого распоряжением Правительства России от 25 июня 2016 г. № 1315-р. Новшества призваны повысить уровень защиты прав миноритарных акционеров и качество корпоративного управления в российских акционерных обществах. Так, именно в интересах миноритарных акционеров увеличен срок сообщения о проведении общего собрания акционеров.

В какой срок теперь нужно сообщить об общем собрании акционеров?

Минимальный срок уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров увеличен с 20 до 21 дня. При этом сохранены специальные сроки уведомления акционеров, применяемые в ряде случаев, например, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров.

Что изменилось в порядке проведения общего собрания акционеров?

Поправками уточнён перечень информации, которую необходимо передать участникам собрания при подготовке к его проведению:

Предоставляются проекты только тех внутренних документов общества, которые подлежат утверждению собранием;

Заключение ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в её состав предоставляются, только если наличие комиссии обязательно по уставу общества;

Участникам общего собрания публичного акционерного общества нужно будет представить заключение внутреннего аудита. Норма об обязательности такого аудита заработает с 1 июля 2020 года.

Кроме того, в перечень вопросов, которые обязательно должны быть рассмотрены на годовом собрании акционеров, включён вопрос о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчётного года.

Как обновлены правила деятельности ревизоров?

Предусмотрено, что контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества может осуществляться только коллегиальным органом: ревизионной комиссией. Ранее Закон допускал также возможность избрания ревизора. В обществах, в которых на день вступления в силу обозначенных изменений был избран ревизор, положения о ревизионной комиссии применяются к ревизору таких обществ.

Отменяется обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. В публичных АО ревизионная комиссия теперь обязательна только в том случае, если её наличие предусмотрено уставом. Уставом же непубличного АО можно предусмотреть отсутствие ревизионной комиссии либо её создание исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого общества. Аналогичное положение было включено в ГК РФ еще в сентябре 2014 года. Указанные положения можно внести в устав непубличного АО по единогласному решению всех акционеров на общем собрании.

Коснулись ли поправки сделок с заинтересованностью?

Да, уточнены критерии сделок, на которые правила о сделках с заинтересованностью не распространяются в связи с непревышением 0,1% от балансовой стоимости активов общества. Такому лимиту должна соответствовать либо сумма сделки, либо цена или балансовая стоимость имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связана сделка.

Аналогичные параметры (сумма сделки, цена или балансовая стоимость имущества) установлены для сделок с заинтересованностью, которые должно одобрить общее собрание большинством голосов всех незаинтересованных акционеров - владельцев голосующих акций.

При этом введено новое правило, согласно которому общее собрание акционеров считается правомочным независимо от числа принимающих в нём участие незаинтересованных акционеров.

Какие изменения предусмотрены для владельцев привилегированных акций?

Уточнены критерии установления дивидендов. Теперь в уставе размер дивиденда по привилегированным акциям можно определить, указав его минимальный размер (например, в процентах от чистой прибыли). Размер дивиденда не считается определённым в случае, если в уставе общества указан только его максимальный размер. Также привилегированные акционеры получили право голоса на общем собрании по вопросам, решение по которым согласно Закону об АО должны принимать все акционеры единогласно.

Кроме того, акционерам - владельцам привилегированных акций определённого типа предоставлено право голоса на общем собрании при внесении в устав АО положений об объявленных привилегированных акциях этого или иного типа, размещение которых может привести к фактическому уменьшению определённого уставом размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых по таким акциям.

Поправками уточнены и расширены права и компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Установлено положение о том, что годовой отчёт общества, уставом которого вопрос о его утверждении отнесён к компетенции совета директоров, подлежит утверждению советом директоров не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров. Ранее срок законом не оговаривался.

Совету директоров предоставлено право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Уточняется компетенция совета директоров в части определения размера оплаты услуг аудитора и рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций.

Как будет контролироваться деятельность АО?

Вводится обязанность публичного АО по организации управления рисками и внутреннего контроля (данная норма заработает с 01.09.2018). Определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита отнесено к компетенции совета директоров.

Для непубличных АО в вопросах, связанных с внутренним аудитом, закон оставляет свободу выбора.

Какие ещё внесены изменения?

Поправками определены последствия ситуации, когда общее собрание акционеров передает совету директоров или наблюдательному совету решение вопросов, которые относятся к компетенции общего собрания. При такой передаче у акционеров не возникает право требовать выкупа акций.

В минувшем году федеральное законодательство, регламентирующее порядок осуществления деятельности акционерными обществами, было подвергнуто существенному пересмотру. Так, в течение 2015 года в закон № 208-ФЗ изменения вносились дважды — 29 июня и 29 декабря. Принятие законодательных поправок было продиктовано необходимостью приведения норм названного закона в соответствие с положениями действующего ГК РФ. Львиная доля принятых поправок начала действовать в июле прошлого года, однако поправки, касающиеся порядка созыва, особенностей подготовки и проведения общего собрания, вступят в силу лишь в июле текущего года. О том, что же именно изменилось в действующем акционерном законодательстве и будет рассказано в настоящей статье.

Преимущественное право приобретения акций.

Согласно новой редакции документа, такое право больше не действует автоматически. Поэтому возможность использования преимущественного права приобретения ценных бумаг, при их отчуждении акционером третьим лицам, отныне должна быть прямо прописана в положениях устава общества. Наряду с этим, в уставе также может содержаться условие о необходимости получения одобрения прочих акционеров при отчуждении ценных бумаг общества третьим лицам.

Преимущественное право в рамках допэмиссии.

Положения устава непубличного АО отныне могут содержать условия о том, что акционеры не имеют преимущественного права на покупку акций, выпущенных в обращение в рамках допэмиссии.

Статус общества.

В соответствии с обновленной редакцией закона отныне акционерам общества доступна возможность изменения статуса АО с непубличного на публичное, или же наоборот. В первом случае необходимо будет зарегистрировать проспект акций и заключить соглашение об их листинге, а во втором - получить разрешение Центробанка на отказ от раскрытия информации и изъять ценные бумаги из публичных торгов.

Утверждение регистратора.

Согласно ст. 9 названного выше закона учреждение АО не представляется возможным без утверждения регистратора, т. е. независимого лица, которому будет поручено ведение реестра акционеров.

Возможность установления более строгого большинства.

Устав непубличного АО может предусматривать необходимость наличия более строгого большинства голосов для принятия собранием тех или иных решений, нежели установлено законом. Наряду с этим, несколько расширился перечень вопросов, которые могут быть проголосованы собранием исключительно единогласно. К примеру, внести существенные изменения в устав АО без единогласного решения отныне не удастся.

Капитал.

В соответствии со ст. 26 данного закона размер минимального уставного капитала для ПАО установлен на уровне 100 тыс. рублей, а непубличного АО — 10 тыс. рублей.

Дополнительные права владельцев привилегированных ценных бумаг.

Предусмотрена возможность закрепления в уставе непубличных АО дополнительных прав за владельцами привилегированных ценных бумаг. В качестве примера такого права можно привести возможность получения права голоса держателем привилегированных акций по вопросам, входящим в компетенцию общего собрания.

Общие собрания.

Закон уточнил некоторые особенности созыва и проведения общего собрания. (ст. ст. 52–54, 55, 58, 62). Часть из указанных положений начнет действовать лишь в июле текущего года.

Продажа акций обществу.

Закон уточнил основания и процедуру выкупа ценных бумаг обществом (ст. ст. 72, 75, 76). Часть из указанных положений начнет действовать 1 июля текущего года.

Покупка крупных акционных пакетов.

Закон уточнил и несколько дополнил порядок покупки крупных акционных пакетов ПАО (глава 10.1). Большая часть новых положений начнет действовать в июле этого года.

Обязательный аудит.

Отныне для всех акционерных обществ, включая непубличные, проведение аудита является обязательным.

Акционерное общество (одно из разновидностей обществ хозяйственного направления) является, в отличие от общественных объединений (см. федеральный закон об общественных объединениях), коммерческой организацией, основным направлением которой признается получение прибыли. Уставной капитал любого акционерного общества имеет разделение на определенное число акций, которые удостоверяют обязательственные права каждого акционера (участника) по отношению к обществу в целом.

В соответствии с законодательством РФ, акционеры вышеназванного общества несут риск убытков, которые непосредственно связаны с деятельностью акционерного общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, и никак не отвечают по его общим обязательствам. В современном государстве акционерное общество есть - наиболее распространенная форма организации крупного и среднего бизнеса, при этом, предприятия среднего бизнеса чаще используют форму закрытого акционерного общества, крупного бизнеса – открытого. Как и другая деятельность в России (область противодействие терроризму, социального страхования, медицинской помощи и иное), деятельность акционерных обществ любого типа, а также их форма создания, реорганизации и ликвидации, регламентирует Федеральный закон№ 208-ФЗ от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах». Закон содержит в своей структуре 14 глав и 94 статьи.

Глава 1 закона об акционерных обществах определяет общее положение нормативно-правового документа. Статьи дают определения основным понятиям, применимым к данной сфере, фиксируют сферу действия закона и основные положения об акционерных обществах, ответственность, фирменное наименование и место нахождения обществ. В главе 1 постатейно характеризуются филиалы и представительства обществ, дочерние и зависимые общества, открытые и закрытые общества.

Порядок действий при создании и ликвидации акционерных обществ, подробно описаны в главе 2 федерального закона об акционерных обществах . В статьях закона определены учреждения обществ, учредители, устав, в том числе внесение дополнений и изменений, форма государственной регистрации общества (с дополнениями и изменениями в уставе), форма реорганизации, слияния, присоединения, разделения и выделения общества (статья 19.1 трактует особенности таких действий), преобразование, а также подробно прописан порядок ликвидации акционерного общества.

Главы 3-4 закона об акционерных обществах определяет уставной капитал обществ, чистые активы общества, а также формуи порядок размещения обществом акций, облигаций и других ценных бумаг. Статьи 25-29 устанавливают минимальный размер уставного капитала акционерных обществ, правила при увеличении или уменьшении уставных капиталов обществ и защиту прав кредиторов при таких действиях. При этом порядок выплаты обществом дивидендов, в том числе ограничения на выплаты, определен в главе 5.

Главы 6-8 регулируют реестр акционерных обществ, форму общих собраний акционеров и совета директоров, которые являются наблюдательным советом, а также исполнительного органа общества. В этих главах постатейно перечислены правила ведения реестра, компетенция, права и обязанности, а также ответственность общего собрания акционеров, совета директоров и исполнительного органа относительно общества. Главы9-10 регулируют деятельность в сфере приобретения и выкупа обществом размещенных акций, а также в ходе совершения обществом крупных сделок. Главы 12-13 устанавливают виды контроля над деятельностью акционерного общества со стороны государства, а также форму учета и отчетности для обществ. Заключительное положение правового документа регламентирует порядок вступления закона в законную силу.

Скачать Федеральный закон об акционерных обществах

Акционерное общество представляет собой коммерческое объединение, средства уставного капитала которого разделяются на заведомо определённое число акций. Сообщества рассматриваемого типа делятся на открытые и закрытые.

Деятельность акционерных сообществ на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом № 208. Но что представляет собой данный нормативный акт? Каков порядок создания акционерного общества по регламенту рассматриваемого закона? Каковы условия ликвидации АО по ФЗ 208? Каковы последние изменения, внесённые в актуальный текст данного нормативного акта? Ответы на каждый из представленных выше вопросов находятся в данной статье.

Общие положения закона

Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ был принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года. Рассматриваемый документ был подписан Президентом Российской федерации 26 декабря того же года. В это же время ФЗ 208 об акционерных обществах вступил в официальную юридическую силу и был впервые опубликован.

Рассматриваемый Федеральный закон регламентирует процессы и социально-экономические отношения, возникающие при создании, деятельности и ликвидации АО. Положения изучаемого нормативного акта актуальны как на территории Российской Федерации, так и в отношении международных договорённостей.

Структура Федерального закона об акционерных обществах

Федеральный закон об акционерных обществах состоит из 14 глав (94 статьи):

  1. Вводные положения изучаемого нормативного акта (ст. 1-7.2);
  2. Нормативы создания, реорганизации и упразднения АО (ст. 8-24);
  3. Акции и иные ценные бумаги уставного капитала (ст. 25-35);
  4. Размещение акционерным обществом ценных бумаг (ст. 36-41);
  5. Дивиденды АО (ст. 42-43);
  6. Акционерный реестр (ст. 44-46);
  7. Нюансы проведения общего собрания акционеров (ст. 47-63);
  8. Наблюдательный совет (ст. 64-71);
  9. Нюансы приобретения акций (ст. 72-77);
  10. Порядок проведения крупных сделок (ст. 78-80);
  11. Заинтересованность в оформлении АО сделки (ст. 81-84.10);
  12. Контроль экономической деятельности акционерного общества (ст. 85-87);
  13. Отчётные и иные документы сообщества (ст. 88-93.1);
  14. Итоговые положения действительного Федерального закона (ст. 94).

Порядок и правила создания АО по ФЗ 208

В соответствии с регламентом статьи 8 Федерального закона об АО, Акционерное общество может быть учреждено или реорганизовано из уже существующего юридического лица. Объединение изучаемого типа считается созданным с момента регистрации.

Согласно статье 9 ФЗ 208, решение об организации акционерного общества принимается на основании открытого голосования его будущих акционеров. Учредителями сообщества единогласно принимаются следующие решения:

  • О формировании Устава АО;
  • Об утверждении финансовой оценки ценных бумаг;
  • Об установке капитала.

При формировании акционерного общества его членами избираются:

  • Органы управления;
  • Ревизионная коллегия (или один ревизор);
  • Регистратор АО.

В качестве учредителей сообщества могут выступить как юридические, так и физические лица (ст. 10) . Государственные и муниципальные органы власти не имеют законного права на членство в АО. Созданное акционерное общество подлежит обязательной регистрации в Реестре акционеров.

Согласно существующему регламенту Федерального закона № 208, создатели акционервного общества оформляют между собой письменное соглашение. В данном документе указываются типы акций и других ценных бумаг, права и обязанности каждого из учредителей.

Условия ликвидации акционерного общества

В соответствии с регламентом статьи 21 изучаемого Федерального закона, акционерное общество может быть упразднено в добровольном порядке. Ликвидировать АО без согласия учредителя возможно только посредством обращения в суд. Судопроизводство в таком случае опирается на положения Российской федерации.

При добровольном упразднении АО проводится голосование. Процедура ликвидации проводится только в том случае, если более двух трети акционеров проголосовали соответствующим образом. На том же голосовании избирается ликвидационная комиссия.

Согласно актуальному тексту статьи 22 рассматриваемого Федерального закона, алгоритм ликвидации акционерного сообщества является следующим:

  • Ликвидационной комиссией отдаётся в печать извещение о грядущем упразднении АО;
  • При отсутствии обязательств перед кредиторами, имущество сообщества распределяется между его акционерами;
  • Принимаются меры по выявлению кредиторов и расчёта с ними;
  • Если денежных средств недостаточно для расчёта с кредиторами, ликвидационная комиссия уполномочена на реализацию имущества акционерного общества посредством торгов;
  • После упразднения задолженностей, определяется ликвидационный баланс, и оставшиеся блага делятся между кредиторами;
  • Органом государственной регистрации вносится запись об упразднении сообщества в Реестр юридических лиц.

По завершению указанной выше процедуры АО объявляется ликвидированным.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, периодически проходит процедуру актуализации её регламента. Посредством поправок, в текст Федерального закона вносятся данные, обеспечивающие актуальность его устаревающих положений.

Последние изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа был использован Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 233-ФЗ. Посредством статьи 1 ФЗ-223 в закон об АО внесены следующие изменения:

  • Пункт 1 статьи 89 с привнесёнными поправками гласит, что закрытое или открытое общество обязуется обеспечить сохранность всей документации, предусмотренной настоящим нормативным актом;
  • Предоставляется новая редакция статьи 91, в соответствии с которой сообщество обязуется предоставить акционерам следующие документы:
    • Свидетельство о государственной регистрации АО;
    • Устав;
    • Годовые отчёты;
    • Бухгалтерскую документацию;
    • Протоколы общих собраний;
    • Заключения ревизора;
    • Иную документацию, перечень которой изложен в статье 89;
  • Пункт 2 статьи 91 гласит, что публичное общество по требованиям акционеров обязано предоставить доступ к следующим актам:
    • Протоколы директорского совета;
    • Документы, касающиеся проведения односторонних сделок;
    • Отчёты оценщиков о проведённой оценки имущества акционерного общества.
  • По требованию владельца более чем 25% акций, непубличное сообщество, согласно 3 пункту статьи 91, обязано предоставить документы, предусмотренные частью 2.

Публичное общество обязано вести сайт во всемирной сети интернет, на определённой странице которого в обязательном порядке указываются ценовые категории в отношении издания документации. Подобных требований к непубличному АО настоящим Федеральным законом не предусмотрено.

Скачать ФЗ 208 об АО в новой редакции

Для более углублённого изучения Федерального закона № 208 рекомендуется вникнуть в его актуальный текст. Скачать ФЗ 208 об акционерных обществах с последними изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно