Федотов михаил александрович советник. Михаил Александрович Федотов. Биографическая справка

Председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Советник президента РФ и председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека с октября 2010 года, секретарь Союза журналистов России с мая 1998 года. В прошлом - постоянный представитель России при ЮНЕСКО в Париже (1993-1998), президент Российского авторского общества (1993-1995), министр печати и информации России (1992-1993). Доктор юридических наук, заслуженный юрист России.

Михаил Александрович Федотов родился 18 сентября 1949 года Москве в семье юристов, потомственных адвокатов , , , .

В 1966 году Федотов стал студентом юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Два года спустя он был отчислен из вуза как участник запрещенного в СССР правозащитного движения. Однако ряд профессоров МГУ выступил за восстановление студента, после чего тот был восстановлен на вечернем отделении университета. Одновременно в 1969-1972 годах Федотов работал корреспондентом в газетах "Вечерняя Москва", "Социалистическая индустрия", "На боевом посту" и в журнале "Лесная новь" , , .

В 1972 году Федотов окончил юридический факультет МГУ, а в 1976 году - аспирантуру Всесоюзного юридического заочного института. Тогда же он стал кандидатом юридических наук, защитив диссертацию "Свобода печати - конституционное право советских граждан" , , .

В том же 1976 году Федотов начал преподавать во Всесоюзном юридическом заочном институте (с 1990 года - Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина ) , : занимал должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора институтской кафедры государственного права. Работая в институте, он защитил докторскую диссертацию "Средства массовой информации как институт социалистической демократии (государственно-правовые проблемы)" (1989). В институте он проработал до 1990 года .

В сентябре 1990 года Федотов занял пост заместителя министра печати и массовой информации РСФСР Михаила Полторанина . После распада СССР свой пост в российском министерстве сохранил и занимал его до мая 1992 года , .

В октябре 1991 года Федотов первый раз выдвигался на должность судьи Конституционного суда (его кандидатуру предлагал председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов) - однако так ее и не занял, трижды не набрав необходимого числа голосов участников V Съезд народных депутатов .

В феврале 1992 года Федотов выступил инициатором создания Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) при президенте России Борисе Ельцине . Агентство было сформировано на базе Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП, занимавшегося авторским и смежным правам по сбору, получению, распределению и выплате авторского вознаграждения), указ о его создании был подписан в марте 1992 года . В том же месяце Федотов стал генеральным директором РАИС , .

В декабре 1992 года Федотов был назначен министром печати и информации России в правительстве Виктора Черномырдина , , , , , .

В 1990-е годы Федотов выступал представителем президента Российской Федерации на процессах в Конституционном Суде РФ по делу КПСС (судебные заседания были посвящены законности роспуска КПСС в 1991 году ), по делу о роспуске оргкомитета Фронта национального спасения, а также по делу о введении Съездом народных депутатов РФ наблюдательных советов на государственном телерадиовещании. Неоднократно представлял президента Ельцина на Съездах народных депутатов и в Верховном Совете, выступал как представитель правительства Российской Федерации в Конституционном совещании, являлся членом президентской рабочей группы по проекту Конституции России , , .

В начале 1990-х Федотов стал cоавтором законов "О печати и других средствах массовой информации" (1990), "О средствах массовой информации" (1991), "Об архивном фонде и архивах" (1993), а также законопроектов "Об общественных объединениях граждан (о свободе союзов) в СССР" (1990), "Об издательском деле" (1991), а также являлся главой рабочей группы по подготовке проекта закона "Об авторском праве и смежных правах" (1993) , .

В конце августа 1993 года Федотов в знак протеста против ущемления свободы СМИ подал в отставку: о своем уходе с должности он объявил после голосования по внесенным Верховным Советом поправок в закон России "О средствах массовой информации". По опубликованным СМИ сведениям, в отставку он ушел, не желая поддерживать ни одну их соперничавших сторон – ни желавший поставить под свой контроль телевидение ВС, создавший Федеральный наблюдательный совет, ни пропрезидентский, возглавляемый Полтораниным Федеральный информационный центр, который на тот момент управлял всеми местными государственными телерадиокомпаниями. Между тем, закон в силу так и не вступил, а Верховный совет указом Ельцина в октябре того же года был распущен , , , , , , .

Еще до отставки Федотова - З августа 1993 года - вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежным правах", предусматривающий создание негосударственной и некоммерческой организации, осуществляющей управление авторскими правами на коллективной основе... В соответствии с Законом российские авторы и их наследники 12 августа того же года учредили Российское Авторское общество в статусе общественной организации, как это принято в большинстве зарубежных стран (создание РАО инициировал сам Федотов). Устав РАО был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 года. Президент РФ своим указом от 7 октября 1993 г. ликвидировал РАИС и определил, что ставшее "правопреемником РАИС в отношении имущества и, с согласия сторон по ранее заключенным договорам" РАО находится под его покровительством , , .

В 1993-1995 годах Федотов был президентом РАО и председателем авторского совета организации , .

В сентябре 1993 года Федотов был назначен постоянным представителем России при ЮНЕСКО в Париже , . В декабре 1994 года ему был присвоен дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла , . Впоследствии Федотов, выступая в СМИ, подтверждал, что это назначение стало своего рода ссылкой, с иронией рассказывая о своем интервью, "которое так и называлось "Меня послали, я посол"" . Должность постпреда Федотов сохранял до января 1998 года .

В 1997 году Ельцин выдвинул Федотова на должность судьи Конституционного суда РФ (его кандидатура была предложена коллегией Министерства юстиции), однако члены Совета Федерации проголосовали против .

В мае 1998 года VI съезд Союза журналистов России избрал Федотова секретарем и сопредседателем Большого жюри организации . В этом качестве он продолжил заниматься законотворчеством - в СМИ он упоминался как один из авторов законопроектов "О средствах массовой информации. Редакция 2001 года" (2000), "Об общественном телерадиовещании" (2002) .

Сам Федотов называл себя "глубоко беспартийным" человеком, который "никогда не был ни в каких партиях, за исключением периода, когда он входил в состав федерального политсовета партии "Союз правых сил" (2001-2004 годы , ). Из партии вышел после того, как в 2004 году руководство партии отказало в поддержке Ирине Хакамаде , намеревавшейся выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах. В итоге она была зарегистрирована как самовыдвиженец и проиграла выборы (на второй срок был переизбран президент России Владимир Путин ) .

В феврале 2009 года Федотов вошел в утвержденный президентом России Дмитрием Медведевым состав Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, возглавляемый Эллой Памфиловой . В 2010 году его кандидатура как члена совета выдвигалась главой государства на пост представителя ОБСЕ по свободе СМИ. Однако Федотов сам снял свою кандидатуру, объяснив это необходимостью большее внимание уделять защите прав журналистов именно в России , .

В октябре 2010 года указами президента Медведева Федотов был назначен советником главы государства и председателем совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека , , , , . В том же месяце было объявлено, что чиновник сохранит свой пост в Союзе журналистов России .

В мае 2012 года, подводя итоги работы совета во время президентства Медведева, Федотов заявил, что ему "стыдно, что у совета оказалась низкая эффективность", подчеркнув, что вина за это лежит не на совете, а тех, кто "не захотел или не смог воспринять его инициативы" . В том же месяце после вступления в должность президента России Владимира Путина 11 членов совета по правам человека, в том числе глава Transparency International Russia Елена Панфилова, член совета общества "Мемориал" Светлана Ганнушкина и политолог Дмитрий Орешкин, добровольно вышли из его состава , .

В начале следующего месяца Федотов выступил с критикой нового закона об ужесточении ответственности за нарушение правил организации и проведения митингов, изданного в ответ на массовые оппозиционные акции протеста, прошедшие с декабря 2011 года по май 2012 года в Москве и других российских городах. Этот закон был одобрен Госдумой 5 июня 2012 года , , , , после чего Федотов заявил, что он чреват "серьезными нарушениями прав человека и углублением общественного конфликта" и направил письмо спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой его отклонить, а сообщил прессе, что президента Путина наложить на закон свое вето , . Несмотря на позицию Федотова и СПЧ, 6 июня закон о митингах был одобрен верхней палатой парламента и 8 июня подписан президентом Путиным , .

Также в июне 2012 года администрация президента РФ объявила о новом порядке формирования СПЧ. В соответствии с ним кандидатуры членов совета должны были вноситься на рассмотрение президента не его председателем, как раньше, а общественными организациями, и проходить предварительный отбор при помощи голосования в интернете. В знак протеста совет покинули еще несколько его членов, в том числе председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева , , .

Федотов упоминался в СМИ как вице-президент Фонда "ИНДЕМ" ("Информатика для демократии"; президент Георгий Сатаров); пост занимал, по сведениям биографии Федолтова, размешенной на официальном сайте президента России, до 2003 года . Он - руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности Государственного университета - Высшая школа экономики, член международного консультативного совета ЮНЕСКО по культуре мира, эксперт программы TACIS по интеллектуальной собственности. Федотов - автор более 250 книг и статей по проблемам прав человека, информационного права, правового обеспечения свободы слова и печати, интеллектуальной собственности и международного гуманитарного сотрудничества, один из создателей принятого СЖР в июне 1994 года Кодекса профессиональной этики журналиста , , , , .

Высоко оценивая работу Федотова, журналисты говорили о нем как о специалисте, который в практике журналистики для них навсегда оставался "юридическим гуру" . Федотов имеет почетное звание заслуженного юриста России (1999), лауреат премии Союза журналистов СССР (1990). Он был награжден медалью ЮНЕСКО в честь 50-летия Всеобщей декларации прав человека (1999) и медалью Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского , , .

Федотов женат, у него двое взрослых детей - сын и дочь, оба - юристы. Друзья и коллеги отзывались о нем как об обаятельном человеке, барде ("он сам сочиняет очень интересные такие тексты"), устроителе традиционных домашних спектаклей, в которых сам принимает активное участие .

Использованные материалы

Правозащитники покидают СПЧ. - Интерфакс , 25.06.2012

Светлана Бочарова, Сергей Смирнов, Екатерина Винокурова . СПЧ без накрутки. - Газета.Ru , 22.06.2012

Людмила Алексеева . Почему я вышла из совета по правам человека при президенте. - Эхо Москвы , 22.06.2012

Путин подписал закон об ужесточении наказания за нарушения на митингах. - РИА Новости , 08.06.2012

Госдума РФ приняла закон о митингах, "забастовка" эсеров не удалась. - РИА Новости , 06.06.2012

Федотов попросит Путина наложить вето на закон о митингах. - ЗакС.ру , 06.06.2012

Матвиенко не получала письмо Федотова. - Актуальные комментарии , 06.06.2012

Виктор Хамраев . Единороссы смягчили ужесточение. - Коммерсантъ , 31.05.2012. - № 97 (4882)

"Единая Россия" провела через Думу законопроект о штрафах за нарушения на митингах. - Интерфакс , 22.05.2012

Надежда Красилова . Работа в декорациях. - Новые Известия , 16.05.2012

ЕР предложила штрафовать за нарушение закона о митингах до 1,5 млн руб. - РИА Новости , 11.05.2012

"Мне стыдно, что у совета оказалась низкая эффективность". - Коммерсантъ FM , 02.05.2012

Президент провел слушания. - Профиль , 18.10.2010. - № 38 (689)

Памфиловой найден преемник. - Интерфакс , 12.10.2010

Федотов, назначенный советником президента, сохранит пост в СЖР. - РИА Новости , 12.10.2010

Д.Медведев доверил права человека в России Михаилу Федотову. - РБК , 12.10.2010

Советник президента РФ и председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека с октября 2010 года, секретарь Союза журналистов России с мая 1998 года. В прошлом - постоянный представитель России при ЮНЕСКО в Париже (1993-1998), президент Российского авторского общества (1993-1995), министр печати и информации России (1992-1993). Доктор юридических наук, заслуженный юрист России.


Михаил Александрович Федотов родился 18 сентября 1949 года Москве в семье юристов, потомственных адвокатов.

В 1966 году Федотов стал студентом юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Два года спустя он был отчислен из вуза как участник запрещенного в СССР правозащитного движения. Однако ряд профессоров МГУ выступил за восстановление студента, после чего тот был восстановлен на вечернем отделении университета. Одновременно в 1969-1972 годах Федотов работал корреспондентом в газетах "Вечерняя Москва", "Социалистическая индустрия", "На боевом посту" и в журнале "Лесная новь".

В 1972 году Федотов окончил юридический факультет МГУ, а в 1976 году - аспирантуру Всесоюзного юридического заочного института. Тогда же он стал кандидатом юридических наук, защитив диссертацию "Свобода печати - конституционное право советских граждан".

В том же 1976 году Федотов начал преподавать во Всесоюзном юридическом заочном институте (с 1990 года - Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина: занимал должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора институтской кафедры государственного права. Работая в институте, он защитил докторскую диссертацию "Средства массовой информации как институт социалистической демократии (государственно-правовые проблемы)" (1989). В институте он проработал до 1990 года.

В сентябре 1990 года Федотов занял пост заместителя министра печати и массовой информации РСФСР Михаила Полторанина. После распада СССР свой пост в российском министерстве сохранил и занимал его до мая 1992 года.

В октябре 1991 года Федотов первый раз выдвигался на должность судьи Конституционного суда (его кандидатуру предлагал председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов) - однако так ее и не занял, трижды не набрав необходимого числа голосов участников V Съезд народных депутатов.

В феврале 1992 года Федотов выступил инициатором создания Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) при президенте России Борисе Ельцине. Агентство было сформировано на базе Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП, занимавшегося авторским и смежным правам по сбору, получению, распределению и выплате авторского вознаграждения), указ о его создании был подписан в марте 1992 года. В том же месяце Федотов стал генеральным директором РАИС.

В декабре 1992 года Федотов был назначен министром печати и информации России в правительстве Виктора Черномырдина.

В 1990-е годы Федотов выступал представителем президента Российской Федерации на процессах в Конституционном Суде РФ по делу КПСС (судебные заседания были посвящены законности роспуска КПСС в 1991 году), по делу о роспуске оргкомитета Фронта национального спасения, а также по делу о введении Съездом народных депутатов РФ наблюдательных советов на государственном телерадиовещании. Неоднократно представлял президента Ельцина на Съездах народных депутатов и в Верховном Совете, выступал как представитель правительства Российской Федерации в Конституционном совещании, являлся членом президентской рабочей группы по проекту Конституции России.

В начале 1990-х Федотов стал cоавтором законов "О печати и других средствах массовой информации" (1990), "О средствах массовой информации" (1991), "Об архивном фонде и архивах" (1993), а также законопроектов "Об общественных объединениях граждан (о свободе союзов) в СССР" (1990), "Об издательском деле" (1991), а также являлся главой рабочей группы по подготовке проекта закона "Об авторском праве и смежных правах" (1993).

В конце августа 1993 года Федотов в знак протеста против ущемления свободы СМИ подал в отставку: о своем уходе с должности он объявил после голосования по внесенным Верховным Советом поправок в закон России "О средствах массовой информации". По опубликованным СМИ сведениям, в отставку он ушел, не желая поддерживать ни одну их соперничавших сторон – ни желавший поставить под свой контроль телевидение ВС, создавший Федеральный наблюдательный совет, ни пропрезидентский, возглавляемый Полтораниным Федеральный информационный центр, который на тот момент управлял всеми местными государственными телерадиокомпаниями. Между тем, закон в силу так и не вступил, а Верховный совет указом Ельцина в октябре того же года был распущен.

Еще до отставки Федотова - З августа 1993 года - вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежным правах", предусматривающий создание негосударственной и некоммерческой организации, осуществляющей управление авторскими правами на коллективной основе... В соответствии с Законом российские авторы и их наследники 12 августа того же года учредили Российское Авторское общество в статусе общественной организации, как это принято в большинстве зарубежных стран (создание РАО инициировал сам Федотов). Устав РАО был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 года. Президент РФ своим указом от 7 октября 1993 г. ликвидировал РАИС и определил, что ставшее "правопреемником РАИС в отношении имущества и, с согласия сторон по ранее заключенным договорам" РАО находится под его покровительством.

В 1993-1995 годах Федотов был президентом РАО и председателем авторского совета организации.

В сентябре 1993 года Федотов был назначен постоянным представителем России при ЮНЕСКО в Париже. В декабре 1994 года ему был присвоен дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла. Впоследствии Федотов, выступая в СМИ, подтверждал, что это назначение стало своего рода ссылкой, с иронией рассказывая о своем интервью, "которое так и называлось "Меня послали, я посол"". Должность постпреда Федотов сохранял до января 1998 года.

В 1997 году Ельцин выдвинул Федотова на должность судьи Конституционного суда РФ (его кандидатура была предложена коллегией Министерства юстиции), однако члены Совета Федерации проголосовали против.

В мае 1998 года VI съезд Союза журналистов России избрал Федотова секретарем и сопредседателем Большого жюри организации. В этом качестве он продолжил заниматься законотворчеством - в СМИ он упоминался как один из авторов законопроектов "О средствах массовой информации. Редакция 2001 года" (2000), "Об общественном телерадиовещании" (2002).

Сам Федотов называл себя "глубоко беспартийным" человеком, который "никогда не был ни в каких партиях, за исключением периода, когда он входил в состав федерального политсовета партии "Союз правых сил" (2001-2004 годы). Из партии вышел после того, как в 2004 году руководство партии отказало в поддержке Ирине Хакамаде, намеревавшейся выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах. В итоге она была зарегистрирована как самовыдвиженец и проиграла выборы (на второй срок был переизбран президент России Владимир Путин .

В феврале 2009 года Федотов вошел в утвержденный президентом России Дмитрием Медведевым состав Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, возглавляемый Эллой Памфиловой. В 2010 году его кандидатура как члена совета выдвигалась главой государства на пост представителя ОБСЕ по свободе СМИ. Однако Федотов сам снял свою кандидатуру, объяснив это необходимостью большее внимание уделять защите прав журналистов именно в России.

В октябре 2010 года указами президента Медведева Федотов был назначен советником главы государства и председателем совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В том же месяце было объявлено, что чиновник сохранит свой пост в Союзе журналистов России.

В мае 2012 года, подводя итоги работы совета во время президентства Медведева, Федотов заявил, что ему "стыдно, что у совета оказалась низкая эффективность", подчеркнув, что вина за это лежит не на совете, а тех, кто "не захотел или не смог воспринять его инициативы".

Федотов упоминался в СМИ как вице-президент Фонда "ИНДЕМ" ("Информатика для демократии"; президент Георгий Сатаров); пост занимал, по сведениям биографии Федолтова, размешенной на официальном сайте президента России, до 2003 года . Он - руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности Государственного университета - Высшая школа экономики, член международного консультативного совета ЮНЕСКО по культуре мира, эксперт программы TACIS по интеллектуальной собственности. Федотов - автор более 250 книг и статей по проблемам прав человека, информационного права, правового обеспечения свободы слова и печати, интеллектуальной собственности и международного гуманитарного сотрудничества, один из создателей принятого СЖР в июне 1994 года Кодекса профессиональной этики журналиста.

Высоко оценивая работу Федотова, журналисты говорили о нем как о специалисте, который в практике журналистики для них навсегда оставался "юридическим гуру". Федотов имеет почетное звание заслуженного юриста России (1999), лауреат премии Союза журналистов СССР(1990). Он был награжден медалью ЮНЕСКО в честь 50-летия Всеобщей декларации прав человека (1999) и медалью Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского.

Федотов женат, у него двое взрослых детей - сын и дочь, оба - юристы. Друзья и коллеги отзывались о нем как об обаятельном человеке, барде ("он сам сочиняет очень интересные такие тексты"), устроителе традиционных домашних спектаклей, в которых сам принимает активное участие.

Уже четверть века в России есть СПЧ — президентскому Совету по развитию гражданского общества и правам человека в этом году исполнилось 25 лет. Строго говоря, история совета, хотя и под другим именем, началась 26 сентября 1993 года — с указа первого президента России Бориса Ельцина о создании Комиссии по правам человека при президенте РФ. Впоследствии она была преобразована в совет с аналогичными функциями. Глава СПЧ Михаил Федотов в преддверии юбилея Совета рассказал в интервью РИА Новости, почему правозащитники далеко не всегда удовлетворены результатами своей работы, какую роль они сыграли в изменении президентского протокола в День Победы, чем ошибочно представление о правозащитниках как оппонентах власти и каков главный девиз Совета по правам человека.

— Михаил Александрович, вскоре в Совете предстоит ротация. Насколько масштабными будут изменения в составе президентского СПЧ? Кто покинет совет, кто пополнит его ряды и когда ждать этих изменений?

— Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в нынешнем составе уже шесть лет работает c президентом Владимиром Путиным. За прошедшую шестилетку многое удалось сделать, но еще больше, гораздо больше — не удалось. И из этого несделанного, недоделанного образуется тот багаж, который Совет понесет дальше, в рамках нынешней президентской легислатуры и вплоть до 2024 года. Конечно, это будет уже не нынешний Совет: как и в 2004, 2009 и 2012 годах, пройдет ротация, в результате которой одни люди покинут Совет, а другие придут им на смену. Но называть конкретные фамилии я, конечно, не буду. Хотя именно председатель Совета наделен правом вносить предложения по составу Совета, но окончательное решение принимает президент страны. Главное, чтобы Совет сохранил свою правозащитную природу, не обюрократился, не превратился в бутафорию, а остался таким же нетерпимым к любому произволу, таким же отзывчивым к нуждам людей, таким же честным и откровенным в своих отношениях с главой государства.

— Нередко в адрес Совета звучат упреки в том, что он не имеет влияния, а рекомендации правозащитников не учитываются властью. Вы согласны с этим? В чем сила СПЧ? Как вы считаете, нужно ли что-то менять в принципах и методах работы совета?

— Как люди, с одной стороны, самокритичные, а с другой — максималисты, мы, конечно, далеко не удовлетворены результатами своей работы: слишком многие наши инициативы увязли в бюрократической трясине или были отброшены за ненадобностью; слишком часто призывы Совета не были услышаны теми, кому мы их адресовали. Но если серьезно подходить к оценке деятельности Совета, то можно увидеть, что у нас получилось, а что — нет.

Например, в течение многих лет существовала традиция: каждый год в День Победы, 9 мая, в 18 часов по московскому времени по радио и телевидению объявлялась всероссийская минута молчания. Но вот уже несколько лет как традиция изменилась: минуту молчания объявляет глава государства в ходе своей речи на параде Победы. Мало кто знает, что протокол изменился по инициативе Совета, единодушно поддержавшего идею бессменного члена президиума СПЧ, председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Михайловны Алексеевой. И теперь минута молчания застает россиян не на дачных грядках, не в автомобильных пробках или супермаркетах: миллионы россиян, традиционно начинающих праздничный день с просмотра военного парада, в едином порыве поднимаются в своих домах с диванов и табуреток, чтобы почтить память жертв страшной войны.

По инициативе СПЧ правительством России в 2015 году была принята Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Но главным событием, безусловно, стало сооружение общенационального мемориала жертвам политических репрессий. В этом тоже есть заслуга Совета.

Совет всегда выступает в защиту наиболее уязвимых категорий людей: инвалидов, детей, ветеранов, бездомных, беженцев, вынужденных переселенцев и так далее. По инициативе Совета в 2016 году были пересмотрены критерии присвоения инвалидности детям, больным фенилкетонурией. Последовательно защищая права россиян, волею судьбы оказавшихся после декабря 1991 года лицами с неопределенным гражданством, Совет потратил много сил на то, чтобы решить проблему легализации российских паспортов, полученных в 90-е годы, но не зарегистрированных в базах данных Федеральной миграционной службы. Решив эту проблему, Совет тем самым помог легализации более 60 тысяч наших сограждан. По предложению Совета для украинских беженцев были установлены льготы для получения российского гражданства. Важным достижением Совета стало сокращение случаев безальтернативного выдворения лиц без гражданства. За всеми этими нововведениями судьбы сотен тысяч человек. Помимо решения этих системных проблем, Совет постоянно занимается судьбами отдельных людей, пытаясь помочь им в ручном режиме. Занимался Совет и вопросами обеспечения социальных прав россиян, не имеющих условий для регистрации по месту жительства. Благодаря усилиям правозащитников, с 1 января 2018 года в перечне госуслуг, реализуемых по экстерриториальному принципу, стало уже 86 позиций, среди которых регистрационный учет россиян и миграционный учет иностранцев, выдача российских паспортов и загранпаспортов, регистрация автотранспорта, выдача архивных справок, лицензий, назначение и выплата страховых и государственных пенсий, ежемесячных доплат, материнского капитала и так далее.

Результатом многочисленных посещений членами Совета учреждений уголовно-исполнительной системы стали конкретные рекомендации по устранению причин и условий, способствующих нарушению прав человека в местах принудительного содержания. Среди реализованных предложений СПЧ в этой сфере можно назвать: создание исправительных центров; совместное проживание осужденных женщин с детьми в возрасте до 3 лет; принятие региональных законов о социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, возможность изменения меры пресечения по медицинским показаниям на не связанную с содержанием под стражей, сокращение возможностей заключать под стражу обвиняемых по экономическим преступлениям.

Начиная с 2012 года Совет неоднократно поднимал вопрос об объявлении амнистии. В ряде случаев наша инициатива была поддержана главой государства и реализована Государственной думой, к чьей исключительной компетенции относится решение данного вопроса. К амнистиям, которые были объявлены по инициативе Совета, относятся и амнистия от 2 июля 2013 года в отношении лиц, совершивших преступления в области экономики (освобождено из мест лишения свободы 58 человек), и амнистия от 18 декабря 2013 года в связи с 20-летием принятия Конституции РФ (освобождено из мест лишения свободы 1 132 человека), и амнистия от 24 апреля 2015 года в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне (освобождено из мест лишения свободы 231 558 человек).

Список того, что удалось сделать Совету за последние годы, еще долго можно продолжать. Напомню, что именно Совет был инициатором создания Общественного телевидения России и разработчиком федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Не осталась в стороне от нас и тема утилизации твердых коммунальных отходов. Мы рассматриваем ее в общем контексте защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья. По итогам встречи с Советом в 2017 году президент РФ дал ряд поручений правительству, Генпрокуратуре России, СПЧ, Общественной палате РФ и Общероссийскому народному фронту о формировании правовых основ современной отрасли утилизации бытового мусора. По сути, речь идет о формировании максимально замкнутой циркулярной экономики, в которой отходы становятся сырьем и лишь очень незначительная их часть подлежит захоронению.

— На ваш взгляд, президентский СПЧ является, если можно так выразиться, популярным правозащитным институтом? Многие ли знают о Совете и о его работе?

— Судя по количеству обращений, которые мы получаем ежедневно по электронной почте и через наши аккаунты в социальных сетях, о Совете наши граждане знают. Мы проводим большую работу в регионах, к нам обращаются в надежде на помощь и заступничество тысячи людей, которые сообщают о случаях произвола в отношении своих соседей, коллег, сослуживцев или просят помочь в своей личной ситуации. Об узнаваемости СПЧ говорят регулярные социологические опросы. С 2014 года Совет поднялся в общественном мнении как эффективный правозащитный институт с шестого места на второе и уступает первенство (правда, с большим отрывом) только президенту Российской Федерации. Узнаваемость Совета составляет около 63%, уровень доверия — почти 50% для всех категорий опрошенных, а для тех, кто информирован о работе Совета, доверие к нам превышает 80%. При этом каждый третий опрошенный считает, что рекомендации Совета реально учитываются при принятии государственных решений. Так и хочется на это ответить: если бы каждая третья рекомендация Совета была реализована, мы были бы счастливы.

— Члены СПЧ ежегодно встречаются с президентом. Как обычно проходят такие встречи и когда состоится очередная? Какие еще формы взаимодействия между советом и главой государства существуют?

— Президент России ежегодно проводит как минимум одну встречу с Советом. Обычно заседание под председательством главы государства проходит ближе к концу года — в сентябре-ноябре. Иногда встреча проходит в начале декабря, когда мировое правозащитное сообщество отмечает Международный день прав человека, приуроченный к дате принятия Всеобщей декларации прав человека (10 декабря). В подобных случаях заседание совмещается с вручением Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности. Такая премия вручалась уже дважды, и оба раза лауреатами становились члены СПЧ: Елизавета Глинка и Людмила Алексеева. Мы рассчитываем, что традиция таких встреч будет продолжена.

— Члены СПЧ и вы сами за годы работы побывали во многих, если не во всех, регионах страны. Можно ли говорить, что какие-то регионы или города являются лидерами по уровню развития институтов гражданского общества? Какие регионы в этой сфере пока отстают?

— А как прикажете измерять этот показатель? В количестве НКО? В суммах грантов, выделяемых региональными властями на развитие гражданского общества? В массовости общественных организаций? Эти количественные показатели на самом деле мало что показывают, поскольку гражданское общество состоит не из организаций, а из сознательных, самостоятельных, инициативных граждан, которые, в свою очередь, объединяются в различные союзы, ассоциации, движения. Подсчитывать таких граждан мы не собираемся, а вот помогать им — всегда. Косвенно о развитости гражданского общества в регионах говорит факт наличия или отсутствия конкурса при формировании общественных наблюдательных комиссий, в задачи которых входит общественный контроль за соблюдением прав человека в колониях, СИЗО, ИВС, отделах полиции и так далее. В некоторых субъектах федерации (Москва, Санкт-Петербург, республика Дагестан, Краснодарский край, Московская и Ростовская области) на 40 вакантных мест всегда бывает кандидатов на несколько десятков больше, а в других регионах не могут найти и минимально достаточных 5 человек.

— В какой сфере жизни ситуацию с соблюдением прав человека сейчас можно назвать бедственной? Есть ли вообще такие сферы, где практически нет позитивных моментов? Какие сферы, на ваш взгляд, требуют системных изменений?

— Сейчас предстоит очень большая работа по минимизации негативных последствий повышения пенсионного возраста. В августе Совет провел специальное семичасовое заседание по этой теме, обсудив самые разные предложения по корректировке реформы. Кое-какие из прозвучавших на заседании идей уже нашли отражение в законопроекте. Но это не конец, а только начало большой работы, которую предстоит сделать. Системных изменений требует и работа интернатов, где совершенно отсутствует структурированный общественный контроль за соблюдением прав граждан. Закрытые учреждения всегда являются зоной повышенной опасности для человека, поскольку здесь отсутствует открытость, а следовательно, есть простор для безнаказанности и произвола. В то же время нельзя превращать интернаты в проходной двор. Вот почему мы в ближайшем будущем на специальном заседании Совета будем обсуждать перспективы организации общественного контроля в социальных, медицинских и образовательных учреждениях закрытого типа. Есть и множество других не менее важных сфер приложения наших усилий: укрепление гарантий независимости судей, искоренение пыток, формирование культуры цивилизованной публичной дискуссии и в целом культуры демократии.

— Не так давно Совет проводил специальное заседание, посвященное вопросам защиты прав заключенных. Вспоминая громкий скандал с избиением осужденного в ярославской колонии, имея в виду другие подобные случаи, которые не становятся достоянием общественности, можно ли говорить, что пенитенциарная система — самое уязвимое место, где права человека не защищены, где слаб общественный контроль? Каким образом можно исправить эту ситуацию?

— Члены Совета регулярно посещают места принудительного содержания граждан. Результатом целенаправленной работы СПЧ по гуманизации уголовно-исполнительной системы стали конкретные рекомендации по устранению причин и условий, способствующих нарушению прав человека в местах принудительного содержания. Безусловно, сделанного недостаточно. Об этом красноречиво свидетельствует видеозапись издевательств, имевших место в 2017 году в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области. Но Совет и не думает прекращать свои усилия по борьбе с пытками, жестоким и унижающим обращением в местах принудительного содержания. Совет настаивает на необходимости комплексной и повсеместной проверки учреждений УИС на предмет организации работы по видеофиксации нарушений со стороны как сотрудников, так и подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также на принятии первоочередных мер по усилению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. Мы поддерживаем идею уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой по созданию в нашей стране полноценного национального превентивного механизма, предусмотренного факультативным протоколом к конвенции ООН против пыток. Важной частью такого механизма могли бы стать существующие с 2008 года общественные наблюдательные комиссии, члены которых назначались бы федеральным омбудсменом по представлению правозащитных организаций.

— Если вернуться к событиям в ярославской колонии, поступали ли подобные сигналы о пытках над заключенными из других регионов? Насколько тщательно Совет следит за этой темой и остается ли для Совета актуальной проблема с посещением СИЗО и колоний?

— Совет получает сообщения о нарушении прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, из самых разных регионов. Из одних чаще, из других — реже, из большинства пока, к счастью, не получал. Защита тех, кто лишен одного из основных прав — свободы, является одной из первостепенных задач СПЧ. И члены Совета начиная с 2012 года регулярно посещали учреждения ФСИН России практически по всей стране. К сожалению, в конце позапрошлого года в этом механизме что-то испортилось и перед членами СПЧ двери колоний и СИЗО были закрыты. Но сейчас взаимопонимание восстановлено и члены Совета продолжают регулярно посещать учреждения уголовно-исполнительной системы, предварительно получив разрешение руководства ФСИН России. Однако мы продолжаем настаивать на том, чтобы наделить правозащитников, входящих в состав нашего Совета, правом посещать следственные изоляторы и исправительные колонии наравне с федеральными и региональными омбудсменами — в любое время и беспрепятственно. Это значительно улучшило бы обстановку в учреждениях УИС и их образ в глазах общественности.

— Не так давно вы получили из комиссии по гражданским правам США ответ на ваше предложение наладить регулярные контакты, американские коллеги ответили отказом. Возникали ли такие прецеденты в процессе взаимодействия Совета с правозащитными институтами других стран? И с кем в таком случае Совет мог бы контактировать в Штатах?

— Совет по правам человека всегда открытдля диалога в целях защиты прав граждан с разными организациями, однако работа по развитию отношений с правозащитниками в других странах развивается не так активно, как нам того бы хотелось. Механизмы открытого, честного межобщественного сотрудничества очень трудно создавать, и напротив — легко скатиться в болото пропаганды и контрпропаганды. Поэтому наш девиз как внутри страны, так и за рубежом: "Меньше политизации, больше конкретизации". Только на этой основе можно выстроить взаимовыгодное сотрудничество, основанное на понимании того, что все мы — ученики в глобальной школе прав человека. И никто никому не учитель, но может быть добрым товарищем, который даст списать домашнее задание. Пожалуй, самые крепкие отношения у нас установились по линии Россия-Германия, доказательством чего является наше постоянное участие в форуме "Петербургский диалог". Совместная работа с германскими коллегами совсем недавно воплотилась в еще один результат — при содействии Фонда имени Конрада Аденауэра было проведено фундаментальное сравнительно-правовое исследование и вышла в свет книга "Правовое положение некоммерческих организаций по германскому и российскому праву". Российские и немецкие ученые-юристы трудились над этой работой в течение трех лет. Были промежуточные встречи, где обсуждались отдельные вопросы, и вот, наконец, эта книга вышла на русском и немецком языках.

— В своем обращении к американской комиссии вы просили коллег также предпринять усилия по защите прав арестованной в США россиянки Марии Бутиной. Есть ли какие-то подвижки конкретно в ее деле и в целом есть ли механизмы, которые Россия может задействовать, чтобы добиться соблюдения прав наших соотечественников, которые находятся под арестом или осуждены в США? Например, осужденный в США летчик Константин Ярошенко заявляет, что ему в американской тюрьме отказывают в необходимой медпомощи. Получал ли СПЧ обращения по этому поводу и предпринимал ли какие-то действия, чтобы добиться улучшения условий содержания Ярошенко?

— Защита прав граждан России, оказавшихся в местах принудительного содержания в иностранных государствах, постоянно находится в сфере внимания Совета. Однако в первую очередь непосредственную помощь им могут и должны оказать консульские службы. Вот почему, получив обращения от россиян, попавших в беду за рубежом, мы прежде всего стучимся в двери МИД России. Мы также обращаемся в различные международные правозащитные институты, однако наиболее действенными могли бы быть непосредственные, прямые контакты с иностранными организациями, чей статус сходен со статусом СПЧ. Такие структуры есть во многих странах, и мы заинтересованы в том, чтобы наладить с ними контакт. Но уж больно деликатна сфера прав человека: международные контакты здесь налаживаются с большим трудом.

— В российских тюрьмах и колониях сейчас находятся украинцы Олег Сенцов, Александр Кольченко, Станислав Клых, Владимир Балух, Роман Сущенко и другие, в местах заключения на территории Украины — россияне Кирилл Вышинский, Елена Одновол, Александр Баранов, Максим Одинцов, Алексей Седиков и не только они. Отслеживаете ли вы развитие их дел, условия содержания, поступают ли жалобы от кого-то из них? Существуют ли сейчас варианты обмена или помилования?

— Безусловно, судьбы названных вами украинцев и россиян находятся в сфере постоянного внимания Совета. У нас налажен регулярный обмен информацией по этой теме с уполномоченным Верховной Рады по правам человека Людмилой Денисовой. Кроме того, Совет последовательно выступает за освобождение удерживаемых лиц по принципу "всех на всех". И мы рассчитываем, что благодаря усилиям уполномоченных по правам человека России и Украины можно будет продвинуться в решении этой застарелой проблемы.

— Последние недели отметились заметными событиями в электоральной сфере. Вторые туры в четырех регионах, в Приморье — признание результатов выборов недействительными и грядущие повторные выборы. Как вы считаете, о чем это говорит — люди больше интересуются политикой, больше осознают важность своего выбора или сами выборы стали более конкурентны?

— В Совете уже не первый год функционирует мониторинговая рабочая группы по выборам, которая старается фиксировать нарушения избирательных прав граждан и предотвращать конфликты, если они возникают на избирательных участках в день голосования. Для нас важно, не кто победил на выборах, а как он победил: честно или нечестно. Потому что фальсификации на выборах — это всегда оскорбительная для избирателей кража их голосов.

— К слову о выборах. Вашим предшественником на посту председателя СПЧ была Элла Памфилова, сейчас она возглавляет Центральную избирательную комиссию. Находится ли сейчас СПЧ в контакте с ней и с людьми, возглавлявшими до этого комиссию по правам человека, — с Сергеем Ковалевым, Владимиром Карташкиным?

— Безусловно, Совет поддерживает контакты с людьми, прежде возглавлявшими комиссию по правам человека. С Эллой Памфиловой Совет находился в тесном взаимодействии и когда она была на посту уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, и сейчас, когда она стоит во главе Центризбиркома. Мы помним и чтим историю Совета — разные периоды СПЧ представлены в интервью с Сергеем Ковалевым, Владимиром Карташкиным и Эллой Памфиловой, которые вошли в книгу к 25-летию СПЧ "Совет по правам человека: искусство невозможного". Мы собрали под одной обложкой уникальные документы и десятки интервью с интереснейшими людьми, входившими в состав Совета в разные годы. Мы начали их публикацию на сайте СПЧ.

— Правозащитники чаще выступают как оппоненты власти. Когда-нибудь вам, Совету в целом приходилось вступать в серьезную конфронтацию с властными институтами или госорганами?

— Будет ошибкой считать правозащитников оппонентами власти, врагами государства. Напротив, они первейшие помощники государства, если государство само помнит, что "человек, его права и свободы — высшая ценность", а "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Здесь я цитирую не философский трактат какого-то либерального мыслителя, а статью 3 Конституции Российской Федерации. Вот почему задача правозащитника состоит в том, чтобы, с одной стороны, помочь государству не сбиться со своего конституционного пути, а с другой — помочь человеку отстоять свои права, свое человеческое достоинство от посягательств со стороны тех, кто именем государства творит произвол, беззаконие, несправедливость. Тяжелая задача, но абсолютно необходимая.

Семья

Родился в семье юристов, потомственных адвокатов.

Федотов женат, у него двое взрослых детей - сын и дочь, оба – юристы.

Биография

В 1966 году Федотов стал студентом юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1968 году он был отчислен из вуза как участник запрещенного в СССР правозащитного движения. Однако ряд профессоров МГУ выступил за восстановление студента, после чего был восстановлен на вечернем отделении университета.

В 1969-1972 годах Федотов работал корреспондентом в газетах "Вечерняя Москва", "Социалистическая индустрия", "На боевом посту" и в журнале "Лесная новь".

В 1976 году Федотов окончил аспирантуру Всесоюзного юридического заочного института, стал кандидатом юридических наук, защитив диссертацию "Свобода печати - конституционное право советских граждан".

В 1976 – 1990 годы Федотов преподавал во Всесоюзном юридическом заочном институте (с 1990 года - Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина), где занимал должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора институтской кафедры государственного права.

В 1989 году Федотов, работая в институте, защитил докторскую диссертацию "Средства массовой информации как институт социалистической демократии (государственно-правовые проблемы)" (1989). В институте он проработал до 1990 года.

Федотов - автор более 250 книг и статей по проблемам прав человека, информационного права, правового обеспечения свободы слова и печати, интеллектуальной собственности и международного гуманитарного сотрудничества, один из создателей Союза журналистов.

Федотов имеет почетное звание заслуженного юриста России (1999), лауреат премии Союза журналистов СССР(1990). Он был награжден медалью ЮНЕСКО в честь 50-летия Всеобщей декларации прав человека (1999) и медалью Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского.

Федотов - руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности; член Международного консультативного совета ЮНЕСКО по Культуре мира; эксперт Программы TACIS по интеллектуальной собственности.

Политика

В сентябре 1990 года Федотов занял пост заместителя министра печати и массовой информации РСФСР Михаила Полторанина.

После распада СССР свой пост в российском министерстве сохранил и занимал его до мая 1992 года.

В октябре 1991 года Федотов первый раз выдвигался на должность судьи Конституционного суда (его кандидатуру предлагал председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов) - однако так ее и не занял, трижды не набрав необходимого числа голосов участников V Съезд народных депутатов.

В феврале 1992 года Федотов выступил инициатором создания Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте России Борисе Ельцине. Агентство было сформировано на базе Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП, занимавшегося авторским и смежным правам по сбору, получению, распределению и выплате авторского вознаграждения), указ о его создании был подписан в марте 1992 года. В том же месяце Федотов стал генеральным директором РАИС.

В декабре 1992 года Федотов был назначен министром печати и информации России в правительстве Виктора Черномырдина.

В 1990-е годы Федотов выступал представителем президента Российской Федерации на процессах в Конституционном Суде РФ по делу КПСС (судебные заседания были посвящены законности роспуска КПСС в 1991 году), по делу о роспуске оргкомитета Фронта национального спасения, а также по делу о введении Съездом народных депутатов РФ наблюдательных советов на государственном телерадиовещании. Неоднократно представлял президента Ельцина на Съездах народных депутатов и в Верховном Совете, выступал как представитель правительства Российской Федерации в Конституционном совещании, являлся членом президентской рабочей группы по проекту Конституции России.

В начале 1990-х Федотов стал cоавтором законов "О печати и других средствах массовой информации" (1990), "О средствах массовой информации" (1991), "Об архивном фонде и архивах" (1993), а также законопроектов "Об общественных объединениях граждан (о свободе союзов) в СССР" (1990), "Об издательском деле" (1991), а также являлся главой рабочей группы по подготовке проекта закона "Об авторском праве и смежных правах" (1993).

В конце августа 1993 года Федотов в знак протеста против ущемления свободы СМИ подал в отставку: о своем уходе с должности он объявил после голосования по внесенным Верховным Советом поправок в закон России "О средствах массовой информации".

По опубликованным СМИ сведениям, в отставку он ушел, не желая поддерживать ни одну их соперничавших сторон – ни желавший поставить под свой контроль телевидение ВС, создавший Федеральный наблюдательный совет, ни пропрезидентский, возглавляемый Полтораниным Федеральный информационный центр, который на тот момент управлял всеми местными государственными телерадиокомпаниями. Между тем, закон в силу так и не вступил, а Верховный совет указом Ельцина в октябре того же года был распущен.

З августа 1993 года вступил в силу Закон, предусматривающий создание негосударственной и некоммерческой организации, осуществляющей управление авторскими правами на коллективной основе. В соответствии с Законом российские авторы и их наследники 12 августа того же года учредили в статусе общественной организации, как это принято в большинстве зарубежных стран (создание РАО инициировал сам Федотов).

Устав РАО был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 года. Президент РФ своим указом от 7 октября 1993 г. ликвидировал РАИС и определил, что ставшее "правопреемником РАИС в отношении имущества и, с согласия сторон по ранее заключенным договорам" РАО находится под его покровительством.

В 1993-1995 годах Федотов был президентом Российского Авторского общества, учрежденного в августе 1993 года после вступления в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежным правах". Также он был председателем авторского совета организации.

В сентябре 1993 года Федотов был назначен постоянным представителем России при ЮНЕСКО в Париже.

В декабре 1994 года ему был присвоен дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла. Впоследствии Федотов, выступая в СМИ, подтверждал, что это назначение стало своего рода ссылкой, с иронией рассказывая о своем интервью, "которое так и называлось "Меня послали, я посол". Должность постпреда Федотов сохранял до января 1998 года.

В 1997 году Ельцин выдвинул Федотова на должность судьи Конституционного суда РФ (его кандидатура была предложена коллегией Министерства юстиции), однако члены Совета Федерации проголосовали против.

В мае 1998 года VI съезд Союза журналистов России избрал Федотова секретарем и сопредседателем Большого жюри организации. В этом качестве он продолжил заниматься законотворчеством - в СМИ он упоминался как один из авторов законопроектов "О средствах массовой информации. Редакция 2001 года" (2000), "Об общественном телерадиовещании" (2002).

В 2001-2004 годах Федотов входил в состав федерального политсовета партии "Союз правых сил".

Из партии вышел после того, как в 2004 году руководство партии отказало в поддержке Ирине Хакамаде, намеревавшейся выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах. В итоге она была зарегистрирована как самовыдвиженец и проиграла выборы (на второй срок был переизбран президент России Владимир Путин).

В феврале 2009 года Федотов вошел в утвержденный президентом России Дмитрием Медведевым состав Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, возглавляемый Эллой Памфиловой.

В 2010 году его кандидатура как члена совета выдвигалась главой государства на пост представителя ОБСЕ по свободе СМИ. Однако Федотов сам снял свою кандидатуру, объяснив это необходимостью большее внимание уделять защите прав журналистов именно в России.

В октябре 2010 года указами президента Медведева Федотов был назначен советником главы государства и председателем совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В том же месяце было объявлено, что чиновник сохранит свой пост в Союзе журналистов России.

В мае 2012 года, подводя итоги работы совета во время президентства Медведева, Федотов заявил, что ему "стыдно, что у совета оказалась низкая эффективность", подчеркнув, что вина за это лежит не на совете, а тех, кто "не захотел или не смог воспринять его инициативы".

Летом 2012 года совет покинула большая группа его членов. В частности, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, глава Института современного развития Игорь Юргенс, руководитель национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан, глава правозащитной организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова и другие.

В основном претензии ушедших членов СПЧ касались несогласия со способом формирования этой структуры, которая, по мнению правозащитников, полностью подконтрольна Кремлю.

В ноябре 2012 года Федотов выступил против инициативы новых членов Совета, чтобы его возглавил лично Владимир Путин. По его словам, ни один из президентов не согласился возглавить совет.

В июле 2013 года Федотов заявил, что Москва не может выполнить просьбу Вашингтона и отправить бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена, который опубликовал секретные материалы, домой. Глава СПЧ сослался на международное право, и на этические нормы. Федотов напомнил - в данной тупиковой ситуации Россия является пострадавшей стороной. И при всем желании ничего не может сделать, чтобы удовлетворить американских партнеров.

В феврале 2014 года Совет по правам человека при президенте России посчитал, что ситуация с телеканалом "Дождь" напоминает "фактическое уничтожение телеканала", который позиционирует себя как "трибуна открытого диалога" и как "социально ответственное телевидение".

Скандал вокруг "Дождя" произошел в конце января, когда в программе телеканала "Дилетанты" был проведен опрос о блокаде Ленинграда. Зрителям и интернет-пользователям задали вопрос, "нужно ли было сдать Ленинград, чтобы спасти тысячи жизней". Опрос вызвал широкое общественное обсуждение, а также критику со стороны чиновников и депутатов Госдумы. Впоследствии жители Санкт-Петербурга подали к "Дождю" серию судебных исков. Они требовали от канала возмещения нанесенного им морального ущерба.

14 мая 2014 года Федотов выступил с предложением установить уголовную ответственность за преследование журналистов, допускающих критические высказывания. СПЧ постарается добиться внесения соответствующих изменений в статью 144 УК РФ, которая предусматривает наказания за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Федотов отметил, что в настоящее время эта статья практически не применяется.

Федотов также раскритиковал вернувшуюся в Уголовный кодекс статью о клевете. По его мнению, очевидно, что "эту норму нужно менять".

Слухи (скандалы)

В 2012 году в распоряжении Life news оказалась видеозапись очевидца многочисленных нарушений председателя Совета по правам человека при президенте РФ Михаила Федотова – глава СПЧ, по мнению журналистов, нарушал правила ПДД десятки раз. Подобные нарушения наказываются лишением прав до 1 года. В частности, на записи зафиксировано, как черный BMW Федотова проезжает под кирпич, разворачивается через две сплошные линии и даже проезжает на красный сигнал светофора.

Летом 2012 года был применен новый механизм формирования Совета по правам человека. Кандидатов могли выдвинуть члены совета, уполномоченные по правам человека или НКО с пятилетним стажем правозащитной деятельности. Сам кандидат должен был иметь опыт работы по номинации не менее трех лет. После проведения обсуждения кандидатур интернет-пользователями и членами СПЧ списки поступили на рассмотрение президента.

В сентябре 2012 года директор Московского бюро по правам человека Александр Брод объявил голодовку в знак несогласия с отбором в оригинальный СПЧ и решил создать альтернативный СПЧ.

В ноябре 2012 года Брод направил президенту Владимиру Путину письмо с просьбой об отставке председателя Совета Федотова. Брод укорял Федотова в "непонятном" статусе рабочей группы СПЧ, ее регламента, критериях отбора. По его словам, рабочая группа завернула кандидатуры самого Брода, Ольги Крыштановской, Владимира Коптева-Дворникова из-за недостатка опыта по номинации, но по рекомендации Федотова включила в списки Ирину Киркоры в номинации защита военнослужащих.

2 марта 2014 гола СПЧ опубликовал заявление по поводу возможного присоединения Крыма к РФ, подписанное главой Совета Федотовым и еще 26 из 61 членами. В нем говорилось, что "использование внешней военной силы, связанное с нарушением суверенитета соседнего государства" противоречит международным обязательствам России и "совершенно неадекватно" ситуации на Украине.

3 марта 2014 года несколько членов президентского Совета по правам человека потребовали переформатировать этот орган и назначить нового председателя. Член СПЧ Игорь Борисов потребовал дезавуировать заявление своих коллег с осуждением военной операции на Украине. Борисов и еще около десятка членов СПЧ со скандалом покинули заседание Совета. Борисов заявил, что этот текст составляли на английском люди, ненавидящие Россию, по корыстным мотивам. Подписавшие заявление члены СПЧ, по его словам, возомнили себя наднациональными судьями и поддались диктату Запада.

"Если это означает раскол Совета - значит, раскол Совета. Если мы не найдем консенсуса, то тем, кто не согласен, надо выступить со своим заявлением по этому вопросу", - заявил на заседании член совета, депутат Госдумы Алексей Пушков. В ответ на критику Федотов напомнил, что члены Совета могут публиковать заявления, не отражающие официальную точку зрения СПЧ.

Контекст

Президент России Дмитрий Медведев своими указами назначил Михаила Федотова своим советником и председателем Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, сообщила во вторник пресс-служба Кремля.

Михаил Александрович Федотов родился 18.09.1949 г. в Москве в семье потомственных юристов.

В 1966 г. поступил на юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, в 1968 г. был отчислен за участие в правозащитном движении. По настоянию ряда профессоров восстановлен на вечернем отделении университета, после чего работал журналистом в газетах "Вечерняя Москва", "Социалистическая индустрия" и др.

Доктор юридических наук, профессор. С третьего курса университета занимается проблемами информационного права. Тема кандидатской диссертации - "Свобода печати - конституционное право советских граждан" (1976), докторской - "Средства массовой информации как институт социалистической демократии (государственно-правовые проблемы)" (1989).

Вместе с Ю. Батуриным и В. Энтиным создал новый жанр юридической научной литературы - инициативные авторские законопроекты. В этом жанре (в соавторстве) создал проекты законов "О печати и других средствах массовой информации", "Об общественных объединениях", "О средствах массовой информации", "Об архивном деле и архивах", "Об издательском деле". Возглавлял рабочую группу по подготовке проекта закона "Об авторском праве и смежных правах".

Автор около 100 книг и статей по проблемам прав человека и конституционализма, интеллектуальной собственности и международного гуманитарного сотрудничества, один из создателей Кодекса профессиональной этики журналиста.

Среди основных публикаций: Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. - ЮНЕСКО, Институт "Открытое общество". М.: 1996; Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. - Article XIX, Фонд защиты гласности, М.: 1996; Черновик серьезного текста (Пособие для самозваных законописцев с альтернативными вариантами). - Факультет журналистики МГУ. Кафедра ЮНЕСКО. М.: (в соавторстве), 1995; Советы и пресса. М.: Юридическая литература, 1989; Конституционный статус советского гражданина (вопросы теории). М.: Изд. ВЮЗИ, 1982 и др.

С сентября 1990 по май 1992 г. - заместитель Министра печати и массовой информации Российской Федерации. В феврале 1992 г. инициировал создание и возглавил Российское агентство интеллектуальной собственности при Президенте Российской Федерации. С декабря 1992 г. - Министр печати и информации Российской Федерации. Летом 1993 г. вел борьбу против внесения Верховным Советом антидемократических поправок в закон РФ "О средствах массовой информации". 2О августа с трибуны парламента, после голосования по поправкам, подал в отставку в знак протеста против ущемления свободы массовой информации.

С сентября 1993 г. по январь 1998 г. - Постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Являлся представителем Президента Российской Федерации на процессах в Конституционном Суде РФ по делу КПСС, по делу Фронта национального спасения, а также по делу о введении Съездом народных депутатов РФ наблюдательных советов на государственном телерадиовещании. Неоднократно представлял Президента Российской Федерации на Съездах народных депутатов и в Верховном Совете. Представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Совещании, член президентской Рабочей группы по проекту Конституции.

В августе 1993 г. инициировал создание Российского авторского общества (РАО). Председатель Авторского совета, Президент РАО (1993 - 1995).

В мае 1998 г. на VIСъезде избран Секретарем Союза журналистов России и Сопредседателем Большого Жюри.

Вице-президент Фонда ИНДЕМ ("Информатика для демократии").

Член Международного консультативного совета ЮНЕСКО по Культуре мира.

Эксперт Программы TACIS по интеллектуальной собственности.

В политических партиях не состоял.

Лауреат Премии Союза журналистов СССР (1990). Награжден Медалью ЮНЕСКО в честь 50-летия Всеобщей Декларации прав человека (1999) и медалью РПЦ Св. благов. Кн. Даниила Московского (1997).

С августа 1999 г. - Заслуженный юрист России.

Женат, у него двое детей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Добавить в блог

Код для публикации:

Президент России Дмитрий Медведев своими указами назначил Михаила Федотова своим советником и председателем Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, сообщила во вторник пресс-служба Кремля.