Должностные обязанности школьного методиста. Профессия методист

Методист (от греч. methodos - следование чему-нибудь.) — педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Педагоги-методисты работают в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного или профессионального образования. Место работы зависит от специализации, полученной в вузе. Для работы методистом требуется высшее педагогическое образование. Например, для работы методистом в детском саду нужно окончить педагогический вуз по специальности «Дошкольное воспитание». Хотя бывает, что методистом становится воспитатель без высшего образования, но с большим опытом. Официальное название должности - заместитель заведующей / директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель / преподаватель).

Педагог всегда работает по плану: в нём намечены темы, объем знаний и навыков, которые должны освоить его ученики или воспитанники. Также заранее намечаются и формы работы: занятия, дидактические игры, утренники и пр. (в детском саду); уроки, семинары, лекции и пр. (в учебных заведениях).

Дипломированный воспитаатель или учитель сам владеет различными методиками, в своей работе он их обязательно использует. Однако жизнь не стоит на месте, и появляются новые методы и технические возможности.

Методист старается быть в курсе новинок, изучает их и наиболее удачные стремится внедрять в практику педагогов. Он организует воспитательно-образовательную и методическую работу, стимулирует профессиональное развитие воспитателей / преподавателей, оказывает педагогам методическую помощь, проводит методические семинары, организует открытые занятия / уроки, контролирует их работу и пр.

Для методиста процесс познания никогда не заваршается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся специалисты из числа рядовых педагогов.

Рабочее место

Детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы, информационно-педагогические центры.

Оплата труда

Зарплата на 14.03.2019

Россия 15000—27000 ₽

Москва 35000—65000 ₽

Важные качества

Педагогические и организаторские способности, интерес к овладению новыми знаниями.

Знания и навыки

Владение научно обоснованными развивающими методиками, методиками обучения, преподавания. Хороший методист продолжает своё образование постоянно: он посещает тематические конференции, семинары, проходит курсы повышения квалификации.

Обучение методистов (в педагогике)

Современная научно-технологическая академия дает возможность получить новую профессию " ". Диплом о переподготовке может получить всякий, у кого уже есть какой-либо диплом о профессиональном образовании. Обучение ведется заочно. Сроки - 3,5 месяца

I. Общие положения

1. Методист относится к категории специалистов; назначается на должность и

освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению

2. На должность методиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы (от 2 до 5 лет; от 5 до 8 лет; от 8 до 12 лет; свыше 12 лет) или стаж работы в должности методиста (инструктора-методиста) не менее (1 года; 3 лет) или квалификационную категорию (II, I, высшую)

3. Назначение на должность методиста (инструктора-методиста) и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению

4. Методист должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Принципы дидактики.

4.5. Основы педагогики и возрастной психологии.

4.6. Общие и частные технологии преподавания.

4.7. Методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.

4.8. Систему организации образовательного процесса в учреждении.

4.9. Принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.

4.10. Методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях.

4.11. Принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений.

4.12. Основы работы с издательствами.

4.13. Принципы систематизации методических и информационных материалов.

4.14. Основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката.

4.16. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Методист подчиняется непосредственно (директору учреждения,иному должностному лицу)

6. На время отсутствия методиста (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Методист:

1. Организует методическую работу образовательных учреждений, фильмотек, методических, учебно-методических кабинетов (центров).

2. Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

3. В учреждениях дополнительного образования участвует в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся.

4. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения.

5. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений.

6. Составляет учебные, учебно-тематические планы и программы по дисциплинам и учебным курсам.

7. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий (учебных дисциплин, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.).

8. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений.

9. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта руководителей и специалистов учреждений.

10. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников.

11. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т.д.

12. Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждений образования по соответствующим направлениям деятельности.

13. Участвует в организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям.

14. Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования.

15. Участвует в разработке перспективных планов издания учебников, учебных пособий, методических материалов, подборе их авторов.

17. Информирует учебно-методические кабинеты и образовательные учреждения об издающихся учебниках, учебных пособиях, видеоматериалах, аудиовизуальных и других средствах обучения и анализирует потребность в них учреждений.

18. Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта.

19. Организует обслуживание абонентов фильмотеки и изучение содержания пособий.

III. Права

Методист вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Методист несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

,

Главные функции методиста — изучение и разработка методов преподавания. Методист планирует работу преподавательского коллектива, координирует его деятельность, занимается повышением квалификации преподавателей, организует семинары, конференции, учебные курсы и т.д. При этом школьные методисты тесно контактируют с социальными педагогами и выстраивают единый, качественный подход к образованию.

Как стать методистом

Чтобы стать методистом, в первую очередь нужны опыт работы и соответствующее высшее образование. Для получения диплома подойдет любой педагогический университет.

Опыт работы получать придется на практике. Для старта подойдет любая должность учителя, преподавателя или воспитателя. Только выбирая работу преподавателя, учтите, что в каждой сфере есть своя специфика. Если поработаете 3 года в детском саду, устроиться методистом в ВУЗ будет сложно. Работодателей часто интересует опыт работы именно в их сфере.

Зарплата методиста

В вузах заработная плата методиста составляет 15 — 20 тыс. рублей в месяц. Издательства готовы платить специалистам в районе 30-50 тыс. рублей в месяц Если специалист знанет иностранный язык и использует его в работе, то он может получать до 100 тыс. рублей в месяц (естественно в крупных городах и серьезных компаниях).

Вычислить среднюю зарплату методиста сложно, поскольку вакансий немного на рынке труда. Плюс в разных сферах разные требования к специалистам.

Аленова Жулдыз
Эссе «Что значит быть методистом? Кто это?»

Кто такой методист ? Какова его роль в системе работы детского сада? Став методистом , я поняла, что должна нести ответственность не только за себя и мое умение работать с детьми, но и за педагогов-воспитателей, за детей из всех групп, за работу с родителями и т. д. Методист – это человек , который всегда должен знать ответ на любой вопрос; педагог, который должен показать, научить, познакомить с новыми методами , приемами, быть в курсе последних новшеств в системе образования.

Должность «методист » появилась не сразу. Сначала это были «воспитатель-методист » , а после «старший воспитатель» . Но как бы не называлась должность, всегда к методисту предъявлялись высокие требования. И, на мой взгляд, методистом обязательно должен быть человек , который сам был сначала воспитателем, знает эту работу не понаслышке.

Методист отвечает за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. Если методист профессионал в своем деле, и качество работы воспитателей будет высоким.

В любом детском дошкольном учреждении педагоги должны повышать свой профессионализм, умение работать с каждым ребенком. Методист должен помочь воспитателям определить методы работы , рассмотреть творческий потенциал педагогов, помочь выбрать тему самообразования для совершенствования их профессиональных знаний, умений.

Я работаю методистом недавно , но вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время требования родителей к работе педагога в дошкольном учреждении стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения. В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов :

Во-первых, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов.

Во-вторых, это различные смотры – конкурсы. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса. К участию в смотрах – конкурсах мы привлекаем родителей, что очень радует детей, да и взрослых тоже.

В-третьих, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и педагоги – наставники.

Есть у нас в детском саду и «Школа молодого воспитателя» , куда мы объединяем молодых воспитателей для повышения их педагогического мастерства. Для них проводятся мастер-классы, консультации, просмотры открытых занятий, обмен опытом.

Помимо этого каждый педагог занимается самообразованием. Выбрав тему, педагоги осмысляют ее, показывают ее актуальность, самостоятельно добывают знания по теме и внедряют ее в своей работе с детьми. Для меня это направление работы методиста наиболее близко и интересно. Воспитателям предлагаю участие в различных конкурсах, семинарах, педагогических чтениях, конференциях. Каждый педагог создает портфолио, где собирает все наработки по своей теме. Два раза в год педагог дает открытые занятия по теме самообразования.

Основная работа старшего воспитателя - это работа с педагогическими кадрами. Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Старший воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе дошкольного образования. Он сегодня должен сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Коллектив педагогов в детском саду не всегда такой, каким его хотелось бы видеть. Кто-то работает, творчески подходя к любому делу, все время что-то придумывая, изобретая. Другие работают хорошо, выполняют свою работу, но нет инициативы, блеска в глазах, желания сделать процесс воспитания и обучения лучше. И третий тип педагогов, которые имеют диплом об образовании, но очень далеки от профессии, не имеют ни способностей, ни желания работать и творить. И в любом коллективе найдется один – два таких работника. Задача методиста – знать свой коллектив, уметь разглядеть сильные и слабые стороны каждого и вселять в них уверенность и желание работать.

Жизнь не стоит на месте, идет вперед, значит , необходимо самому идти за новыми знаниями. Нельзя с уверенностью сказать «Я все знаю и умею» , мы всю свою жизнь учимся, делая какие-то ошибки и промахи.

Какой должна быть методическая работа в новых условиях?

Если ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой. Методист - это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего» , а в умении оказать эффективную помощь.

Методисту необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.

Методист должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности : хорошие организаторские навыки, способность быть лидером , умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать.

Главное в труде методиста – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием. В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями. Методическая работа мне представляется деревом, где методист – это корень , который питает, растет, и благодаря ему есть ветки – педагоги, а с их чуткой целенаправленной работой появляются листочки – дети. Важно быть мастером своего дела. Что это означает ? А что значит уметь видеть все возможные проблемы в педагогическом процессе и уметь их предотвращать, уметь решать сложные педагогические ситуации, обладать профессионализмом, но в то же время быть простым обычным человеком.

Моя работа заключается в том, чтобы помочь педагогам открыть самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Педагогом с большой буквы.

Для этого обязательно нужны знания, но помимо этого еще и открытая душа, доброе сердце, любовь к детям и к своей профессии.

Мои жизненные принципы, которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности :

1. Никогда не говорить «Я не знаю» , главное - желание это узнать;

2. Всегда помогать окружающим тем, что знаю и умею сама;

3. Контролировать свои чувства и эмоции;

4. Уважать выбор и мнение другого человека;

5. Уметь слышать и слушать.

Иногда и мне бывает очень трудно и тяжело работать, но я не сдаюсь. Я доказываю всем и в первую очередь самой себе, что я не зря выбрала эту профессию…

И, подводя итог, хочется сказать, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.

Список использованной литературы :

1. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Воспитатель-методист детского сада , Минск, 1975

2. Организация работы сельского детского сада, М., Просвещение,1988

3. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства - М, 1978

4. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. М.: 1984г.

5. Детский сад. Книга для заведующих, М., Просвещение, 1982

Должностная инструкция

методиста отдела

образования

1. Общие положения

1.1. Методист отдела образования администрации Сладковского муниципального района является работником системы образования, строит свою деятельность на основе федеральных и областных законов, руководствуясь в своей работе документами: Конституцией Российской Федерации , Законом РФ «Об образовании», решениями правительства РФ и органов управления образованием по вопросам дошкольного образования , работы школьных библиотек , начального (общего) образования, Конвенцией о правах ребенка, приказами, постановлениями, распоряжениями и другими руководящими и нормативными документами вышестоящих органов;

1.2. Методист назначается и освобождается от занимаемой должности приказом начальника отдела образования.

1.3. Методист подчиняется в своей работе непосредственно начальнику отдела образования.

1.4. На должность методиста отдела образования принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

1.5. Методист должен знать законодательные и другие нормативные акты по вопросам образования, уметь осуществлять контроль за деятельностью образовательных учреждений, оказывать методическую помощь в вопросах.

2. Функции

1. Осуществляет контроль за:

8. Исполняет приказы департамента образования и науки администрации Тюменской области, распоряжения и постановления Главы Сладковского муниципального района, приказы начальника отдела образования.

9.Ведет протоколы аппаратных совещаний с руководителями образовательных учреждений.

10.Секретарь заседаний муниципального Совета по реализации ПНП «Образование».

11.Курирует работу образовательного учреждения МАОУ Никулинская оош.

3. Должностные обязанности

3.1. Методист отдела образования своевременно готовит документы в пределах своих должностных полномочий.

3.2. Исполняет приказы департамента образования и науки администрации Тюменской области, распоряжения и постановления Главы Сладковского муниципального района, приказы начальника отдела образования.

3.3. Дошкольное образование:

3.3.1. Участвует в работе семинаров педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;

3.3.2. Оказывает методическую помощь старшим воспитателям, воспитателям по выбору образовательных программ дошкольного образования;

3.3.3. Отвечает за выполнение муниципального заказа на предоставление услуг дошкольного образования.

3.3.4. Ведет мониторинг долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» (Формы 2-1, 2-2,2-5, 2-6,2-7)

3.3.5. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностики.

3.3.6. Осуществляет контроль за реализацией программ дошкольного образования.

3.3.7. Координирует работу дошкольных образовательных учреждений по заполнению сайтов:

Информационно методического портала «Детские сады Тюменской области»

Образование Сладковского района.

3.4. Начальное (основное) образование:

3.4.1.Участвует в работе семинаров районного методического объединения учителей начальных классов.

3.4.2.Оказывает методическую помощь педагогическим работникам по выбору образовательных программ начального (общего) образования;

3.4.3. Организует районную олимпиаду младших школьников.

3.4.4.Осуществляет контроль за выполнением государственных стандартов по начальному образованию.

3.4.5 Курирует работу образовательных учреждений по введению ФГОС второго поколения.

3.4.6. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностики;

3.4.7. Оказывает и контролирует учебные, учебно-тематические планы, программы начального звена.

3.4.8. Анализирует и обобщает результаты работы учителей начальных классов.

3.5.Организация работы школьных библиотек :

3.5.1.Создает и поддерживает районную базу данных учебной литературой и осуществляет контроль за заказом, поступлением и распределением учебно-методической, программной художественной литературой .

3.5.2.Отвечает за мониторинг состояния общего и учебного фонда школьных библиотек, мониторинг библиотечной работы, мониторинг обеспечения обучающихся учебной литературой; формирование заявок на учебную литературу, получение и распределение учебной литературы

3.5.3. Осуществляет координацию в работе семинаров школьных библиотекарей.

3.5.4. Организует методическую и консультационную помощь школьным библиотекарям.

3.5.5. Осуществляет контроль за выполнением законодательства и других нормативных актов и инструкций по библиотечному делу.

Методист РМК обязан:

· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих, в порядке подчиненности, руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

· поддерживать уровень квалификации, достаточный для осуществления своих должностных обязанностей;

· соблюдать установленные в администрации района правила внутреннего распорядка, нормы служебной этики, должностные инструкции , порядок обращения со служебной информацией;

· не совершать действий, затрудняющих работу, а также приводящих к подрыву авторитета работника администрации района;

· сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.