Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику? Артикуляционная гимнастика

Экология жизни: Здоровье и красота. Хотите, чтобы произносимые вами слова звучали внятно, ясно и чётко, а речь стала красивой и запоминающейся?

Артикуляционная гимнастика

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия?

Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык - это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще - это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу.
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом.
  3. Повторите пункт №2 у зеркала.

    Упражнение 1

    Попеременно высовывать узкий напряженный язык («жалом») и широкий расслабленный («лопатой»).

    Упражнение 2

    С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

    Упражнение 3

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1-5.

    Упражнение 4

    Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

    Упражнение 5

    Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

    Упражнение 6

    Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

    Упражнение 7

    Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка. Затем расслабить язык, уложив его на дно полости рта.

    Упражнения для голосового аппарата

    Зевок - это безусловный рефлекс, произвольный дыхательный акт, который состоит из медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Зевание уменьшает напряженность, скованность голосового аппарата.

    Упражнение 1

    Раскрыть широко рот, глубоко зевнуть. Повторить упражнение.

    Упражнение 2

    Зевнуть и, перебивая зевание, протяжно произнести звук м-м-м. Повторить 10-15 раз.

    Упражнение 3

    Зевнуть, на выдохе произнести слоги ах, ух, ох сначала беззвучно, а затем озвучив их.

    Упражнение 4

    Зевание с произношением слогов мумми, момми, мамми на выдохе. Повторить 10-15 раз.

    Обратите внимание!

    При выполнении упражнений следует улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц. Ежедневно мысленно воспроизводите во всех деталях приятное ощущение расслабленности.

    Овладев релаксацией, вы научитесь снимать напряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и раскрепощенное.

    Глава 5 Тренируем речевые мышцы

    Работающие мускулы - крепнут,

    неработающие - засыпают, неправильно

    работающие - разрушаются.

    Общие сведения

    Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

    Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

    Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

    ♦ При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:

    ♦ выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;

    ♦ избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;

    ♦ выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;

    ♦ переходите к следующему упражнению только после того, как усвоено предыдущее;

    ♦ тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут.




    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения для губ, щек, языка, нижней челюсти.

    Упражнения для выработки правильного произношения звука P, звука Л, шипящих.

    Нетрадиционные упражнения для артикуляционной моторики.

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

    Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
    2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
    3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
    5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
    6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
    7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
    8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики

    1 . Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
    2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
    3 . Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
    4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
    5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
    Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
    Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Упражнения для губ

    1. Хоботок (Трубочка).
    Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
    2. Заборчик.
    Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    3. Бублик (Рупор).
    Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
    4. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
    Чередование положений губ.
    5. Кролик.
    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    6. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
    7. Пятачок.
    Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
    8. Рыбки разговаривают.
    Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
    9. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
    10. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
    11. Уточка.
    Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
    12. Недовольная лошадка.
    Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
    13. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
    Если губы совсем слабые:
    - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
    - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
    - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

    Упражнения для губ и щек

    1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
    2. Сытый хомячок.
    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
    3. Голодный хомячок.
    Втянуть щеки.
    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Статические упражнения для языка

    1. Птенчики.
    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
    2. Лопаточка (Блинчик)
    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
    3. Чашечка.
    Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
    4. Иголочка (Стрелочка. Жало. Змейка).
    Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
    5. Горка (Киска сердится. Мостик).
    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
    6. Трубочка.
    Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
    7. Грибок.
    Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    Динамические упражнения для языка.

    1. Часики (Маятник).
    2. Качели.
    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
    4. Футбол (Конфета).
    5. Чистка зубов.
    Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
    6. Катушка.
    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
    7. Лошадка.
    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
    8. Гармошка.
    Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
    9. Маляр.
    Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
    10. Вкусное варенье.
    Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
    11. Оближем губки.
    Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

    1. Трусливый птенчик.
    Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
    2. Акулы.
    На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть даигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
    3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
    4. Обезьяна.
    Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
    5. Сердитый лев.
    Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
    6. Силач.
    Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
    7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
    8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
    9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
    11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
    ааааааааааааа
    яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
    ооооооооооооо
    ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
    иииииииииииии (рот слегка открыт).
    12. Произнесите гласные звуки с голосом:
    аaaaaaaaaaaaa
    яяяяяяяяяяяяяя
    ооооооооооооо
    ёёёёёёёёёёёёё
    иииииииииииии
    13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
    аааааэээээ
    аааааеееее
    аааааиииии
    иииииааааа
    ооооояяяяя
    аааааииииииооооо
    иииииээээээааааа
    аааааиииииэээээоооооо и т.д.
    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

    Тренировка мышц глотки и мягкого неба

    1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
    Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
    2. Произвольно покашливать.
    Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
    Покашливать с высунутым языком.
    3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
    Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
    4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
    Глотать капли воды, сока.
    5. Надувать щеки с зажатым носом.
    6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
    7. Подражать:
    - стону,
    - мычанию,
    - свисту.
    8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
    Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
    Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
    9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
    10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
    11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

    1. Чьи зубы чище? ("Чистим зубы")
    Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
    Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
    Внимание!
    - Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
    - Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
    - Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
    2. Маляр
    Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
    Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
    Внимание!
    - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
    - Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
    3. Кто дальше загонит мяч?
    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
    Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.
    Внимание!
    - Нельзя надувать щёки.
    - Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
    4. Вкусное варенье.

    Внимание!

    5. Индюк.
    Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
    Внимание!


    - Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. -- - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
    6. Барабанщики.
    Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
    Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
    Внимание!
    - Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
    - Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
    - Кончик языка не должен подворачиваться.
    - Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    7. Лошадка.


    Внимание!


    - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

    8. Грибок.


    Внимание!


    - При повторении упражнения надо открывать рот шире.

    9. Гармошка.


    Внимание!


    - Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

    1. Часики (Маятник).
    Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
    2. Футбол (Конфета).

    3. Заборчик.
    Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
    4. Чистим зубы.
    Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    5. Вкусное варенье.
    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
    Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
    Внимание!
    - Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
    - Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
    6. Пароход гудит.
    Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
    Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).
    Внимание!
    Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
    7. Индюк.
    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
    Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
    Внимание!
    - Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
    - Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
    - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
    8. Качели.
    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
    Внимание!
    Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
    9. Лошадка.
    Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
    Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
    Внимание!
    - Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
    - Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
    - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
    10. Дует ветерок.
    Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
    Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
    Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

    1. Наказать непослушный язычок.
    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
    Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
    Внимание!
    - Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
    - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
    - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
    Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
    2. Сделать язык широким.
    Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
    Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
    Внимание!
    - Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
    - Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
    - Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
    - Боковые края языка должны касаться углов рта.
    3. Приклей конфетку.
    Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
    Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
    Внимание!
    - Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
    - Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
    - Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
    - Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
    4. Грибок.
    Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
    Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
    Внимание!
    - Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
    - Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
    - При повторении упражнения надо открывать рот шире.
    5. Кто дальше загонит мяч.
    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
    Внимание!
    - Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
    - Нельзя надувать щёки.
    - Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
    6. Вкусное варенье.
    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
    Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
    Внимание!
    - Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
    - Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
    - Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
    7. Гармошка.
    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
    Внимание!
    - Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
    - Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
    - Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
    8. Фокус.
    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
    Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
    Внимание!
    - Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
    - Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
    - Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
    Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
    В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

    10. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков (с, з, ц)

    1. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 2. Горка (Киска сердится).
    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
    3. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

    Упражнения с шариком

    Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
    1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
    2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
    3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
    4. Язык - «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
    5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
    6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
    7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
    Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

    Упражнения с ложкой

    1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
    2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
    3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
    4. Язык - «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
    5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
    6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
    7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
    8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
    9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
    10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

    Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

    1. Язык в форме глубокого «ковша» ("Чашечка") с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
    2. «Язык-ковш» ("Чашечка") с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
    3. «Язык-ковш» ("Чашечка"), наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

    «ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

    БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Г. ВОРКУТЫ

    РАССМОТРЕНО

    Методическим объединением

    педагогов дополнительного

    образования

    УТВЕРЖДАЮ

    директор ГУ РК «Детский

    дом №18» г. Воркуты

    протокол № ______________

    от «____»____________2015г.

    И.В. Никитина

    «____»___________2015г.

    «Веселый язычок»

    Артикуляционная гимнастика

    Составила:

    Учитель-логопед: Круглова С.В

    Воркута

    2015 г.

    «Подуем на торт»

    Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

    «Улыбка»

    Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

    «Дудочка»

    Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

    «Иголочка»

    Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

    «Горка»

    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    «Часики»

    Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

    Затем дети высовывают язык и поварачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

    Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

    «Качели»

    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    «Футбол» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    «Лошадка»

    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


    «Силач»

    Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

    «Гармошка»

    Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5.

    Цель артикуляционной гимнастики

    Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

      Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

      Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

      Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

      При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

      Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

      Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

      Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

      Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики.

      Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

      Показывает его выполнение.

      Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    Выступление на МО

    Представление методических рекомендаций

    С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляци и. Польза артикуляционной гимнастики:

    Улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; - укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

    Навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений;

    Снижение напряжённости артикуляционных органов;

    Постановка правильного произношения звуков.

    Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

    Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий.

    О сновными задачами являются: 1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.); 2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

    Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.

    Четко произносить слова и правильно издавать звуки человеку помогает артикуляционный аппарат. В зависимости от развитости его мышц и органов, могут проявляться некоторые . Именно поэтому важно заниматься совершенствованием речевого аппарата малышей. Одним из методов выработки уверенной дикции служит артикуляционная гимнастика, особенно в возрасте 6-7 лет.

    Условно артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида:

    • статическая;
    • динамическая.

    Первая производится путем удержания тех или иных мышц в напряжении в течение 10-15 секунд. Динамическая, наоборот, требует ускоренного повторения движений по 8-10 раз. Подобные нагрузки развивают хорошую координацию и переключаемость.

    Внимание! Виды заданий обязательно нужно чередовать!

    Комплексы упражнений для артикуляционных мышц детей 6-7 лет

    Артикуляционная гимнастика детям 6-7 лет включает в себя комплексы упражнений, нацеленных на укрепление мышц речевого аппарата. Так, их разделяют на три основных группы развития.

    Программа для укрепления мышц губ

    Настоящий сборник включает в себя следующие действия:

    1. Чередование полностью разомкнутых в улыбке губ со сжатием, как при поцелуе.
    2. Приоткрыв рот, пытаться обхватить зубы губами.
    3. Изображать оскал, задвигая верхнюю губу под нижний ряд зубов.
    4. Проделать то же самое с нижней губой.
    5. Пофыркать, как лошадки.

    Комплекс для укрепления мышц языка

    Язык является главным органом при воспроизведении речи. Для его развития рекомендуется:

    • Производить вращательные движения кончиком языка по губам.
    • Расслабить и высунуть язык, произнося «бя-бя; мя-мя».
    • Максимально высунуть язык; то делать его широким, то изо всех сил напрягать.
    • Поочередно дотрагиваться кончиком языка к небу и к нижней челюсти.
    • Упражнение «Чашечка».

    Упражнения на развитие мышц щек по праву считаются самыми веселыми и непременно принесут море хороших эмоций и послужат добрую службу развитию артикуляционного аппарата. Для этого следует:

    1. Надувать щеки, затем избавляясь от воздуха в них.
    2. Поочередно надувать то одну щеку, то другую.
    3. Играть на духовых.
    4. Ударять по надутым щекам.
    5. Втягивать щеки, как у рыбок.


    Описание упражнений для различных групп звуков

    Разные звуки требуют, соответственно, различного комплекса занятий. Основными проблемными группами у детей являются произношение букв Р, Л, шипящих. Отмечается несколько наиболее эффективных мероприятий для их развития:

    • Для отлично подойдет программа «Щетка». Для этого нужно немного улыбнуться, слегка разомкнув губы, и провести языком в стороны по внутренней части зубов.
      Также производят разминку языка, проводя им по небу взад-вперед. Существует отличная программа «Варенье». Для этого необходимо, слегка приоткрыв рот, коснуться языком верхней губы и провести им из стороны в сторону, вверх-вниз.
    • Для следует высунуть язык, позволив ему лежать на нижней губе, слегка его прикусив, произносить «пя, пя, пя». Или можно исполнять обычно запрещенный звук цокота, позже повторив то же самое, но без звука. Рекомендуется также, разомкнув губы в улыбке и дотронувшись языком до верхних зубов, дуть во весь опор. Еще одним хорошим методом служит «Гудящий пароход». Необходимо языком упереться в нижний ряд зубов, выгнув его, и с приоткрытым ртом протяжно издавать звук «ы».
    • Еще одной . Для ее проработки рекомендуется положить в ладошки кусочек ватки и произнося звук С, попытаться ее сдуть. Также можно проговаривать букву, одновременно «качая насос». Советуется часто сворачивать губки трубочкой и задерживать так на некоторое время. Или пытаться, стиснув зубы, улыбнуться. Или же заключить язык в форме чашечки, немного выдвинув его вперед.

    Дыхательная гимнастика

    Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Педагоги советуют начинать дыхательное укрепление с раннего возраста. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру и прекрасно помогает предотвратить заболевания дыхательных путей. Дыхательная гимнастика включает в себя следующие занятия:

    1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.
    2. «Летят гуси». Нужно ходить и имитировать полет гуся. Вздымая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».
    3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
    4. «Трубач». Необходимо подражать трубачу. Сначала набирать полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхать.

    Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.


    Проведение занятий с детьми 2-3 лет в детском саду и дома

    Отличительная особенность проведения заключается в необходимости занятий в виде игры. Множественные педагогические пособия предоставляют свои варианты: сказка о Язычке, например, – она помогает малышам развивать речевой аппарат. Однако основные принципы прослеживаются в каждой:

    • Язык ребенка в данной игре должен полностью повторять «приключения Язычка».
    • Персонажи обязательно выполняют действия, которые можно воссоздать в жизни.
    • и наименования артикуляционных заданий могут различаться.
    • Перед показом заданий взрослому необходимо самому потренироваться перед зеркалом.

    Применение вспомогательных средств в процессе выполнения упражнений

    Зачастую главной задачей педагога является создание подходящей атмосферы урока, которая вызовет у ребенка интерес и сохранит функции обучения. В таких случаях используют нетрадиционные методы проведения гимнастики. Известны такие дополнения, как:

    1. Бионергопластика. Настоящий метод включает в себя необходимость использования пластики рук, точнее кистей. Суть заключается в полном соответствии воспроизводимого упражнения и движения конечностей, которые будто указывают путь движения звука. Однако добавляются эти инновации чуть позже, когда основные принципы артикуляционной гимнастики у ребенка в 7-8 лет уже освоены.
    2. Заучивание необычных стишков. Порой настоящие произведения лишены особого смысла. Но их задача в другом. Путем заучивания небольших четверостиший, развивается определенный комплекс мышц. Однако разрабатывать такие уроки должен специалист, иначе они просто не дадут результата.
    3. Пение. Существуют специальные детские песенки для артикуляционной гимнастики, которые помогают также разрабатывать дыхательный аппарат. Подобными средствами успешно пользуются в частных воспитательных учреждениях.
    4. Домашняя гимнастика. При занятиях дома используются подручные средства. Можно намазать ребенку губы вареньем, и он должен будет их облизывать кончиком языка по кругу. Также задания с надутыми щеками будет веселее проводить с полными щеками воды. Ребенок, стоя в ванной комнате, должен ударять кулачками по щекам, давая воде выливаться фонтаном. Также можно чистить зубной щеткой зубы, переходить на язык и щеки.

    В заключение

    Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. Поэтому нельзя надеяться на «авось». Нужно обязательно проводить специальные комплексы упражнений.