Законопроект об отказе от гражданства. Отказ от украинского гражданства: новый закон. Условия выхода из гражданства

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.


ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.


ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.


ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.


ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.


ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.


Подпишитесь на нас

Нередко у граждан страны возникает необходимость отказаться от имеющегося статуса. Часто это спровоцировано переездом и утратой связи с государством. Кроме того, отказ от гражданства Украины нередко вызван целью получить российское и полностью закрепиться в РФ. Процесс этот отличается сложностью и длительностью, но в определенных ситуациях его прохождение неизбежно.

Способы утраты украинского гражданства

Существует два варианта лишиться статуса:

  • добровольный – по заявлению заинтересованного лица. В этом случае понадобится подтвердить возможность постоянно проживать в другой стране;
  • по решению властей – при наличии оснований.

Последний вариант применим при определенных условиях:

  • лицо вступило в ряды вооруженных сил другой страны;
  • приняло индигенат иного государства;
  • приобрело статус гражданина Украины незаконно.

При добровольном решении скорость осуществления процедуры зависит от действий заинтересованного лица, а затраты ложатся на его плечи. Как отказаться от украинского гражданства? Для этого целесообразно выполнить определенную последовательность шагов. Нет необходимости публично заявлять о своем решении, достаточно просто подать соответствующее ходатайство. Если же человек желает избавиться от гражданства, чтобы избежать уплаты кредитов, долгов или исполнения других обязательств, сделать это вряд ли удастся.

Этапы оформления отказа

В зависимости от совокупности факторов, заинтересованному лицу предстоит пройти такую процедуру, как выход из гражданства Украины. Она отличается для разных ситуаций. Независимо от того, по чьей инициативе принято решение, процесс рассматривается индивидуально.


Указом Президента Украины № 215/2001 определен вид документа, при помощи которого выносится решение. Кроме того, утверждается комиссия, которая рассматривает соответствующие вопросы. Этапы, которые предстоит пройти заявителю, перечислены далее.

  1. Подготовка и подача документов.
  2. Отправка представленных бумаг в МИД Украины.
  3. Изучение комиссией дела в индивидуальном порядке.
  4. Принятие решения об удовлетворении ходатайства и представление Президенту страны проекта будущего указа.
  5. Подписание документа главой государства.

На этапе рассмотрения комиссией выносится решение путем голосования всех членов. Если конкретная ситуация отличается от стандартных, возможно учреждение отдельных комиссий и промежуточных заседаний в рамках ее рассмотрения по сути.

Если проживает в Украине

По закону претендовать на получение положительного решения о выходе из гражданства вправе лицо, которое находится на ПМЖ в другом государстве. Факт постоянного проживания вне Украины необходимо подтвердить документально. Положительные решения для лиц, находящихся в пределах страны, выносятся в исключительных случаях и крайне редко.

Отказ от гражданства для украинцев: Видео

Если претендент находится в РФ

Другой вопрос встает у тех, кто уже переехал в новую страну. Как отказаться от украинского гражданства в России? Для этого сначала целесообразно максимально четко обозначить свое пребывание в РФ, то есть получить вид на жительство или хотя бы РВП, устроиться на работу и т. д.

Особенности процедуры

Существуют некоторые нюансы процесса оформления отречения от статуса. Для его осуществления обязательно потребуется представить ходатайство в компетентные органы. Главной особенностью является наличие нескольких этапов и большие временные затраты на оформление.

Необходимые документы

Для успешного прохождения процедуры потребуется подготовка определенного пакета бумаг:

  • заграничный паспорт, желательно с пометкой о том, когда лицо выбыло с территории Украины в другую страну;
  • заявление на прекращение гражданства;
  • фотографии 4 шт. (3,5*4,5 см.);
  • дополнительные, подтверждающие факт обустройства в ином государстве.

В процессе оформления могут понадобиться бумаги в зависимости от конкретного случая. Если переезд осуществляется с ребенком, потребуется свидетельство о его рождении. Кроме оригиналов, нужны копии каждой бумаги в 4 экземплярах.

Заполнение заявления

Отдельным этапом выступает оформление специального документа по форме 20-1, утвержденного Приказом МИД Украины от 15.09.2006 № 185. Именно эта бумага определяет желание заявителя отказаться от статуса. Образец заявления можно скачать для ознакомления, что поможет избежать ошибок при заполнении. По правилам бумага обязательно заверяется нотариусом, без чего юридической силы не имеет. Недопустимы ошибки, описки, неточности и исправления на бланке.

Заявление для ребенка

Нередко заинтересованное лицо желает покинуть страну и отказаться от статуса вместе с несовершеннолетними детьми. Так как такие лица не могут самостоятельно оформлять соответствующие документы, это делает их родитель (опекун). Если необходимо составить заявление от имени ребенка, заполняется форма 21. Составленный документ обязательно требуется засвидетельствовать у нотариуса, поскольку в ином случае он не будет считаться действительным.

Куда необходимо отправлять отказ

Первой инстанцией, рассматривающей такие обращения, является посольство или МИД Украины. Если лицо уже выезжало за пределы государства, то есть два способа обращения:

  • лично прийти в посольство и подать заявление;
  • представить документы и ходатайство почтой.

Куда отправлять отказ? Адрес учреждения, в которое необходимо обращаться, реально найти на просторах интернета. Однако представление документов почтой возможно лишь в ряде случаев:

  • стихийное бедствие;
  • наличие заболевания, препятствующего самостоятельному обращению
  • иные непреодолимые обстоятельства.

Это означает, что в большинстве случаев предполагается именно личный визит для подачи заявления.


За оказание услуг по совершению выхода из украинского гражданства по инициативе самого заявителя с него в обязательном порядке взимается госпошлина. При подготовке пакета документации, еще до его подачи, целесообразно сразу внести платеж и приложить квитанцию об этом.

Назвать окончательную сумму, сколько стоит отказ от гражданства Украины, трудно. Кроме уплаты пошлины, которая составляет 210 долларов США, на заинтересованное лицо лягут дополнительные расходы, связанные с нотариальным удостоверением бумаг. Окончательный их объем назвать нельзя, так как размер некоторых затрат зависит от особенностей дела. Если лишение статуса происходит по инициативе государства, то гражданину ничего платить не придется.

Сколько придется ждать

Отречение не оформляется быстро, так как процедура предусматривает прохождение нескольких шагов, участия различных инстанций. На совокупный срок ожидания повлияют:

  • рассмотрение представленных документов на начальном этапе в МИДе, возможное исправление ошибок занимает в среднем 1 месяц;
  • аналогичный промежуток времени потребуется на перенаправление представленных бумаг в Комиссию по вопросам гражданства и еще 1 месяц для ее работы;
  • около 2 месяцев отводится на сбор президентской комиссии, так как она созывается по мере необходимости;
  • до 8 месяцев потребуется на рассмотрение ходатайства плюс исправление, пересылку и другие технические нюансы.

Кроме того, в зависимости от сложности вопроса, нередко проводятся дополнительные этапы. Суммарно период рассмотрения составляет 12-20 месяцев. Согласно второму сценарию лишения гражданства процедура осуществляется по инициативе государства. В этом случае срок рассмотрения может быть существенно сокращен.

Условия для жителей Крыма

Определенные сложности возникли в связи с переходом полуострова в состав России. Здесь дополнительные трудности создает позиция украинских властей по поводу территории, которую они считают временно оккупированной. Однако российская сторона определяет ее полностью перешедшей в состав государства. Как отказаться от украинского гражданства в Крыму? Для этого жителям полуострова достаточно придерживаться сценария, описанного далее.

  1. Получить вид на жительство в Российской Федерации.
  2. Находиться минимум 6 месяцев на территории Крыма.
  3. Претендовать на оформление статуса гражданина РФ.

Именно последний этап провоцирует неоднозначность ситуации. Фактически, чтобы его пройти, следует отказаться от имеющейся государственной принадлежности. Чтобы это сделать, теперь крымчанину достаточно подать заявление в отделение УВМ МВД по Республике и сдать паспорт гражданина Украины. Таким образом, лица, имеющие ПМЖ на полуострове и получившие российский паспорт, признаются в России гражданами, не имеющими принадлежности к иностранному государству. Правда, с одной оговоркой: если они подали заявление о нежелании состоять в таком статусе.

Получение справки об отсутствии украинского гражданства

Нередко человеку требуется подтверждение прекращения действия статуса. Для этого оформляется специальный документ. Чаще всего справка о выходе из гражданства Украины необходима для получения иного статуса. Она предоставляется на дату принятия Указа Президентом и освобождения лица от индигената страны и только после представления национального паспорта.

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.


ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

В свете последних событий все больше граждан Украины покидает родину и переезжают в Россию на постоянное место жительства. Некоторые из них хотят оформить при этом подданство страны официально. Однако, чтобы получить гражданство нашего государства, следует сперва отказаться от украинского. Также отказ от украинского подданства производится и в других случаях.

Сегодня мы поговорим о том, как отказаться от гражданства Украины независимо от причин отказа и что говорит об этом украинское право.

Так, отказаться от украинского гражданства можно на добровольной основе, либо же гражданин этой страны может быть лишен его по решению компетентных органов по той или иной причине.

В целом существует три причины, на основании которых официально оформляется отказ от гражданства Украины:

  • при добровольном отказе человека от него;
  • при утрате права быть гражданином данной страны;
  • вследствие оснований, которые предусматриваются договорами Украины с другими странами.

Отказ от гражданства Украины: инструкция по добровольному выходу

Если гражданин Украины постоянно проживает за ее территорией, со временем он может заинтересоваться тем, как отказаться от украинского паспорта и получить подданство той страны, где он постоянно проживает.

Отказ от гражданства происходит по специальному ходатайству желающего, а несовершеннолетний ребенок, который выехал за пределы страны, причем его родители или как минимум один из них выходит из гражданства Украины, имеет право на данную процедуру по ходатайству одного из своих родителей.

Если ребенок является гражданином страны по рождению, а как минимум один из его родителей является либо лицом без гражданства, либо резидентом другого государства, то ребенок может перестать считаться украинцем официально согласно требованию родителей независимо от того, проживает ли он на территории Украины или нет.

Если ребенок был усыновлен приемными родителями на территории Украины, один из родителей при этом является гражданином Украины, а второй - зарубежным резидентом, то он может выйти из гражданства страны лишь по ходатайству родителя - иностранного резидента. Если усыновители не имеют подданства, то ходатайство может подать любой из родителей.

Отказ от гражданства Украины и последующий выход из него считается действительным, когда человек становится официальным резидентом другого государства или получает соответствующий документ о том, что уполномоченные органы той или иной страны смогут выдать ему подданство тогда, когда он выйдет из украинского.

Дети от четырнадцати лет и до наступления совершеннолетия могут перестать считаться гражданами страны официально только при своем согласии на выход.

Ходатайство о выходе из подданства Украины не будет удовлетворена в том случае, если лицо, подавшее его, подозревается в совершении уголовного преступления или же в отношении его действует обвинительный приговор на территории этой страны.

Документы для оформления отказа от гражданства Украины

Чтобы в официальной форме отказаться от гражданства Украины, необходимо в паспортный стол подать следующие документы:

  • свидетельство о рождении или паспорт от 16 лет;
  • документ, который подтверждает подданство страны у ребенка;
  • документ о приобретении ребенком подданства другой страны или документ о намерении предоставить его при условии отказа от имеющегося;
  • для детей старше 14 лет – заявление, написанное собственноручно;
  • документ, который позволяет ребенку уехать за границу на постоянное проживание;
  • документ, подтверждающий выход родителей ребенка из украинской юрисдикции;
  • копия решения суда или другого подтверждения, на основании которого был усыновлен ребенок, выданное в том государстве, на территории которого была совершена процедура усыновления, признанная действительной на территории Украины.

В каких случаях можно лишиться украинского гражданства?

Потеря украинского подданства может быть добровольной, в случае отказа от имеющегося в пользу другого государства, однако существует ряд других оснований, когда человек может быть его лишен:

  • если ребенок, получивший по рождению украинское подданство, одновременно получает гражданство другой страны, резидентом которой является как минимум один из его родителей;
  • если гражданин Украины становится официальным жителем другой страны вследствие заключения брака с ее резидентом;
  • если гражданин Украины стал официальным жителем другой страны вследствие попадания под действие законодательства этой страны по отношению к иностранцам.

Также лишиться украинского подданства можно вследствие приобретения его посредством обмана или после добровольного вступления в ряды вооружнных сил другой страны, если таковая служба не является военной обязанностью с точки зрения украинского законодательства.

Отказ от украинского подданства и его последующее приостановление осуществляется миграционными или дипломатическими органами страны на основе ряда документов, включая документы, поданные при добровольном отказе. Если же подданство прекращается вследствие противоправных действий, совершенных человеком, дипломатические и миграционные органы готовят документацию, которые подтверждают совершение подобных действий.

Решение о выходе гражданина из украинского гражданства принимается непосредственно Президентом страны на основе соответствующего указа. Конечной датой его приостановления считается дата, когда данный указ опубликован.

Даже при подаче заявления о добровольном отказе от украинского гражданства и до момента опубликования соответствующего указа Президента, человек считается гражданином Украины и он может вплоть до последнего пользоваться всеми соответствующими правами и соблюдать обязанности гражданина этой страны.

Итак, теперь вы узнали как отказаться от украинского гражданства, чтобы принять со временем другое, российское в частности и, как правильно оформить отказ от него официально.

Как известно, некоторые страны при приёме новых граждан требуют от них предварительное прекращение предыдущего гражданства. Как правило, перестать быть гражданином какой-либо страны намного сложнее, чем стать им. В этой статье мы детально рассмотрим нюансы и способы отказа от гражданства Украины.

Отказ от гражданства Украины: возможные пути

Согласно пояснениям министерства иностранных дел Украины, просто так перестать быть украинским гражданином невозможно. Но можно прекратить быть гражданином, и в украинском законе «О гражданстве» обозначены три пути совершения этого:

  • Выход из украинского гражданства;
  • Потеря гражданства;
  • Если таковое предусмотрено международными соглашениями Украины.

Порядок выхода. Образец оформления заявления и бланк документа

Это единственный способ прекращения гражданства, который инициирует сам гражданин. В других случаях решение о необходимости лишения гражданства принудительно принимают уполномоченные органы власти Украины.

Одним из условий для прекращения украинского гражданства в добровольном порядке является официальное постоянное проживание в другой стране. То есть, выезжая насовсем в другую страну, Вы должны предварительно выписаться с украинского адреса и подтвердить, что не оставляете долгов и чисты перед законом.

Если же Вы уже стали гражданином другой страны или уже на пути к этому и требуется только подтвердить отказ от гражданства, то украинские власти также обязаны рассмотреть Ваше заявление на прекращение гражданства. Во втором случае заявителю потребуется предоставить документ, подтверждающий намерение другой страны принять его в гражданство при предоставлении им подтверждения выхода из украинского.

Заявление на прекращение гражданства Украины заявитель должен подать лично в Консульство или дипломатическое представительство в той стране, где он проживает. Если по каким-то причинам заявитель не может лично присутствовать при подаче документов, то допускается переслать документы по почте или назначить вместо себя доверенное лицо. Однако это делать не рекомендуется, так как в момент приёма документов могут быть выявлены какие-то ошибки или неточности, и Вы сэкономите время для корректировок.

Бланк ходатайства (установленная Форма 20) можно найти и скачать на сайте Посольства Украины в России www.russia.mfa.gov.ua/ua/consular-affairs/services/citizenship/withdrawal , либо получить в Консульстве.

Вместе с этим подаются следующие документы:

За выход из гражданства несовершеннолетнего ребёнка ходатайствует один из его родителей. При этом прилагаются вышеперечисленные документы на ребёнка (также оригинал с четырьмя копиями каждого) и дополнительно его свидетельство о рождении, и его письменное согласие на выход из гражданства (для подростков 14–18 лет).

В прекращении гражданства может быть отказано, если у заявителя на момент подачи документов имеется непогашенная судимость, невыполненные алиментные или договорные обязательства, в отношении заявителя начато досудебное расследование, судебное разбирательство или подан иск в суд.

На рассмотрение заявления и документов уполномоченными органами до передачи на принятие решения президенту Украины выделяется 8 месяцев. Решение о выходе из гражданства должно быть официально издано президентом Украины в виде указа. С момента вступления этого указа в силу заявитель прекращает быть гражданином Украины. Об этом заявителя в течение рабочей недели должны оповестить уполномоченные представители Консульства или дипломатического представительства.

Заявитель должен будет сдать свои гражданские украинские документы и взамен получить справку об успешном прекращении украинского гражданства.

Как потерять статус украинского гражданина

Органы внутренних дел Украины могут инициировать лишение украинского гражданства в следующих случаях:

  • Добровольное приобретение гражданства другого государства совершеннолетним украинцем. При этом есть ряд оговорок, по которым смена гражданства не является добровольной. А именно:
  • если ребёнок приобретает гражданство иного государства одновременно с украинским по рождению;
  • если ребёнок (гражданин Украины) приобретает гражданство страны своих усыновителей;
  • если гражданство иного государства было приобретено автоматически через супруга;
  • если гражданин автоматически получил гражданство иного государства одним из способов, предусмотренных законом «О гражданстве» той страны, но не получил при этом подтверждающего документа.
  • Предоставление ложных сведений при приёме в Украину или получение украинского гражданства обманным путём.
  • Добровольное вступление на военную службу в армию другой страны по контракту.

В случае принудительной потери гражданства документы могут подать сотрудники органов внутренних дел или дипломатических представительств

В этих случаях документы на лишение гражданства подготавливают сами органы внутренних дел, представители Консульства или дипломатического представительства Украины. Поэтому для заявителя эта процедура является абсолютно бесплатной и не требует лишних хлопот.

Если Вы уже приобрели гражданство другой страны и имеете документ, который это подтвердит, то Вам достаточно письменно оповестить Консульство или дипломатическое представительство Украины и предоставить копию этого документа. Далее дело за ними, Вам остаётся только ждать. Это самый оптимальный вариант аннулирования гражданства Украины.

Сроки принятия решения о лишении гражданства те же, что и при выходе.

Выход из гражданства: нужен или нет?

Для ответа на этот вопрос нужно опираться на законодательство той страны, гражданство которой Вы собираетесь приобретать. Украина не приемлет второго гражданства. Даже если в Вашей потенциальной стране будет разрешено иметь двойное гражданство, то для Украины Вы будете признаваться только как гражданин Украины. Кроме того, это даёт основание на лишение Вас гражданства.

Вопрос двойного гражданства поднимался в Украине не раз. В 2013 году вносился законопроект о разрешении двойного гражданства. В 2014 году хотели, наоборот, ужесточить меры за второе гражданство. Однако, никаких изменений в действующий закон «О гражданстве» пока так и не внесено.

Украинское законодательство не признаёт двойного гражданства

В тех же случаях, где смена гражданства требует предварительного выхода из, ответ очевиден. Однако тут следует учесть, что есть страны, которые очень категоричны в этом требовании и не принимают в свои граждане, пока не будет подтверждения выхода из прежнего гражданства (например, Израиль). А есть страны, которым достаточно подтверждения подачи Вами заявления и документов на отказ от прежнего гражданства (к примеру, Россия).

Видео о процедуре

Значительно упрощено прекращение гражданства Украины для тех, кто желает принять белорусское гражданство. По соглашению между этими странами, при подаче документов на гражданство в Беларуси, белорусский уполномоченный орган оповещает Украину о приобретении гражданства заявителем. Украина, в свою очередь, оформляет прекращение украинского гражданства заявителя. Датой выхода из украинского гражданства будет считаться дата приёма в гражданство Беларуси.