Заключение эксперта 44 фз. Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ). Как оформляются результаты экспертизы

Учреждение – заказчик вправе провести силами своих сотрудников экспертизу для проверки результатов исполнения контракта. Привлекать экспертов или экспертные организации для этих целей надо только в том случае, если это прямо предусмотрено , (далее – Закон №44-ФЗ).

Для подтверждения факта самостоятельного проведения экспертизы достаточно оформить документ о приемке, подписанный сотрудниками учреждения, – отдельный документ о проведенной экспертизе составлять не надо (). А еще при оформлении приемки обязательно учитывайте требования приказов Минфина России по составлению первичных учетных документов.

1. Если приобретаете основные средства.

Всероссийская конференция с участием представителей Минфина

"Учет и отчетность, правовые
и финансовые вопросы деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений"

Учетной политикой может быть предусмотрен такой порядок оформления операций:

  1. Дебет 0 106 ХХ 310 Кредит 0 302 31 730 – на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей () отражена приемка имущества;
  2. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 ХХ 310 – на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов () отражен перевод вложений в состав основных средств (объект признан пригодным к эксплуатации).

Этот порядок оформления документов позволит свести риски разногласий с ревизорами к минимуму.

Во-первых, на сегодняшний день в , по-прежнему остается упоминание об акте, как о документе, которым оформляется решение комиссии о принятии к учету основных средств.

Во-вторых, специалисты Минфина России полагают, что для оприходования нефинансовых активов достаточно отгрузочных документов поставщика (). Однако , составлены так, что позволяют некоторым ревизорам выдвигать следующее требование: "В любых ситуациях при поступлении НФА в оговоренных учетной политикой случаях обязательно составляйте акт, а в остальных – приходный ордер".

В-третьих, если приемку и экспертизу согласно проводит комиссия, оформление итогов ее работы актом – вполне уместное решение, которое можно закрепить в учетной политике.

2. Если оплачиваете работы или услуги.

При приемке и экспертизе результатов выполненных работ или оказанных услуг, оформляйте акт по форме, предусмотренной контрактом. Он должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в и . При оплате строительных работ предусматривайте в контракте требование об оформлении акта по .

После выполнения подрядчиком контракта в рамках 44-ФЗ, заказчик производит приемку товаров, работ или услуг и по необходимости обеспечивает проведение экспертизы результатов исполнения контракта. Экспертиза бывает финальная или поэтапная, она может выполняться силами заказчика или с привлечением экспертов или экспертной комиссии. Закон о контрактной системе устанавливает, какой вариант требуется в том или ином случае, и мы с Вами эти случаи сейчас рассмотрим.

Одна или несколько?

Одна финальная экспертиза исполнения всего контракта целиком требуется в том случае, если договор не предполагает поэтапное исполнений его условий. Если же вся работа или поставка разделена на этапы, то проверку нужно проводить по окончании каждого из них. При этом результат экспертизы, все сопутствующие документы и информация должны загружаться заказчиком в Единую информационную систему. Исключениями являются контракты по пунктам 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тысяч рублей), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Существуют некоторые контракты, которые не предполагают деление на отдельные этапы, но при этом оплата и приемка отваров, работ или услуг по ним осуществляются на ежемесячной или ежеквартальной (одним словом, регулярной) основе. В таком случае экспертизу также необходимо проводить несколько раз в соответствии с каждым новым актом о приемке.

Эксперты или экспертная комиссия

В некоторых случаях привлечение экспертов не просто возможно, но обязательно по закону:

1) Если существует конкретное временное (или без ограничения по времени) Постановление Правительства РФ, которое указывает, что в данной ситуации требуется привлечение профессиональных экспертов.

2) Если проводится закупка у единственного поставщика, но с обширным рядом исключений. Ими являются закупки:

  • по пунктам 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, 24 (только для федеральных закупок), 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 части 1 статьи 93;
  • услуг экспертов;
  • чей предмет - это разработка проектов строительных объектов, которые уже заранее прошли обязательную экспертную проверку (государственную или частную).

Привлеченные к работе эксперты имеют право запрашивать дополнительную документацию, которая связана с исполнением контракта, как у заказчика, так и у подрядчика. Результатом их работы будет экспертное заключение с официальной подписью и печатью. Заключение может быть трех видов:

  • Все условия договора исполнены.
  • Условия исполнены с нарушениями, препятствующими приемке товаров, работ или услуг, или не исполнены вовсе. К такому заключению прилагается список нарушений и рекомендации по их устранению, если это возможно.
  • Условия исполнены с незначительными нарушениями, не препятствующими приемке. В таком случае список нарушений и методов их исправления также обязан быть приложен к заключению.

Последний случай означает, что приемка все равно состоится.

Экспертиза силами заказчика

Во всех случаях, которые не перечислены выше, заказчик имеет право выбора: провести экспертизу с привлечением профессионалов или самостоятельно. Во втором случае документом, который по юридической силе равняется заключению экспертной комиссии, будет сам акт приемки товаров, работ или услуг. Если заказчик его подписал, то есть признал правомочным, значит, он согласен, что все условия договора выполнены верно.

В акте приемки (или аналогичном документе) могут быть указаны претензии обеих сторон или несущественные нарушения, которые не препятствуют приемке. Если же заказчик сочтет, что условия договора были выполнены ненадлежащим образом, то он должен известить об этом поставщика в оговоренные контрактом сроки, чтобы у того была возможность исправить положение вещей. При этом заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании результатов такой экспертной проверки, а у подрядчика останется право подать иск на обжалование ее результатов.

«РосТендер» поможет Вам подобрать подходящую экспертную организацию и провести экспертизу на высочайшем уровне, не переплачивая за услуги профессионалов. Обращайтесь к нам! Это не единственная услуга в проведении госзакупок, где мы можем помочь сэкономить Ваши средства! Закажите звонок наших специалистов и узнайте, чем еще мы можем быть полезны Вашей компании!

Проведение экспертизы по 44-ФЗ - внешняя и внутренняя

Исполнение контракта - довольно сложный процесс, который включает в себя не только поставку товара/оказание работ/выполнение услуг, но и их приемку, а также составление отчетности. Для того чтобы определить, соответствует ли результат заявленным требованиям, заказчиком в обязательном порядке, в соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Федерального закона №44 (далее - 44-ФЗ) должна быть проведена экспертиза.

Виды экспертиз в соответствии с 44-ФЗ

44-ФЗ предусматривает два вида экспертиз: внешнюю и внутреннюю. Внешняя экспертиза проводится силами привлекаемых экспертов или комиссии. Она может быть организована по желанию заказчика во время приемки товара/работ/услуг по любому заключенному контракту. Чаще всего это делается в случаях:

  1. отсутствия в штате заказчика квалифицированных специалистов, способных оценить результаты исполнения конкретного контракта;
  2. возникновения спорных ситуаций;
  3. отсутствие материально-технической базы, необходимой для качественной оценки результатов.

Также заказчик может принять решение и о привлечении внешних экспертов в любой другой ситуации. Частью 4 статьи 94 44-ФЗ определен ряд случаев, когда проведение внешней экспертизы - это не право, а обязанность - для контрактов с единственным поставщиком, заключенных по ряду оснований из части 1 статьи 93.

Внутренняя экспертиза проводится заказчиком своими силами. Для этого из штатных специалистов должна быть создана комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек. Она может быть такой же, как приемная, а может отличаться от нее.

Когда проводится экспертиза

Экспертиза проводится заказчиком или привлеченной им экспертной организацией после поставки товара/выполнения работы/оказания услуги. А вот срок, отведенный на это, законом не определен. Как правило, он указывается непосредственно в контракте. Победителю непременно стоит обратить на это внимание, так как от длительности поведения экспертизы зависит когда будут подписаны итоговые акты (накладные) и проведена оплата.

В отдельных случаях экспертиза может быть проведена и раньше, по завершении любого этапа контракта - если заказчик намерен его расторгнуть в одностороннем порядке из-за ненадлежащего его исполнения.

Как оформляются результаты экспертизы

Что касается оформления результатов экспертизы, то 44-ФЗ определяет их очень расплывчато. При проведении внутренней экспертизы можно вовсе не оформлять отдельного заключения - достаточно упомянуть в документе, подтверждающем приемку, что она была сделана и поставить подписи всех членов комиссии. При желании заказчик может разработать свою собственную форму и оформлять заключение комиссии отдельным документов.

Что касается внешней экспертизы, по ее результатам обязательно должен быть отдельный документ, содержащий информацию о дате проведения, эксперте или членах экспертной комиссии, место проведения, цели и основания для проведения, а также результаты. Этот документ в обязательном порядке подписывается каждым из привлеченных экспертов.

Кто оплачивает экспертизу

Проведение экспертизы - это обязанность заказчика и оплачивается она, соответственно, им. И если с внутренней экспертизой все более или менее понятно - она не требует дополнительных затрат, то с внешней возникает немало вопросов. Первый из них - можно ли включить эту статью расходов непосредственно в контракт? Ответ однозначный - нет. оплачиваться экспертиза должны в соответствии с отдельным контрактом, который, как и любой другой, должен быть заключен на основании норм 44-ФЗ.

На поставщика/подрядчика/исполнителя расходы на проведение экспертизы могут быть возложены исключительно судом в единственном случае - когда по ее результатам выявлено несоответствие качества поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг и контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.

Экспертиза - это всего лишь один из этапов исполнения контракта и добросовестным поставщикам/подрядчикам/исполнителям не стоит ее бояться. тем более что организовывается она без какого-либо участия с их стороны. Единственное, на что нужно обратить внимание - это сроки проведения экспертизы, определенные контрактом, так как они могут довольно надолго "отсрочить" получение денег.

Как провести экспертизу по 44-ФЗ


Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя проведение экспертной проверки товара, работы или услуги. Это значит, что заказчику необходимо провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору. Обратим внимание на тот факт, что если по договору исполнение обязательств происходит поэтапно, то и аудит результатов проводится по окончании каждого этапа, даже если соглашением эти этапы не закреплены, но по факту приемка и оплата осуществляется частями.

Проведение экспертизы по 44 ФЗ

По закону заказчик обязан привлекать эксперта в случаях, если закупка проводилась у единственного поставщика — так называемая внешняя экспертиза по 44 ФЗ. Исключения составляют:

  • закупка услуг экспертных организаций;
  • разработка проектной документации объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, которые уже подвергались исследованию;
  • торги, которые осуществляются на основании п. 1-9, 14,15, 17-30, 32, 33, 36, 40-42, 44-48 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (к примеру, посещение кинотеатра, зоопарка или проведение работ по мобилизационной подготовке).

Важно упомянуть, что правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит.

При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку.

Как проверить самостоятельно


Рассмотрим подробнее вопрос о том, каким образом провести экспертную проверку своими силами. Соответствующий образец акта экспертизы по 44 ФЗ (бланк) можно скачать ниже.

  • руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
  • приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;
  • документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).

В случае когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.

Важно отметить, что на заказчика возложена обязанность по формированию отчета о выполнении всех условий контракта (либо его неисполнении).

Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах.

Экспертиза по 44 ФЗ: акт и заключение


Контрактная система государственных и муниципальных закупок регулируется законодательно. В отношении этой системы действует громадное количество правил и требований. Важнейшим элементом здесь является проведение экспертизы. По 44-ФЗ, это совокупность специальных мероприятий, необходимых для регистрации товаров, услуг и работ. Именно про экспертизу и всю систему закупок будет рассказано в этой статье.

Общая характеристика 44-ФЗ

Согласно статье 1, предметом рассматриваемого нормативного акта являются отношения в области обеспечения региональных и федеральных нужд Российской Федерации. В частности, речь в законе идет о следующих явлениях и процессах:

  • качественные работы по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • планирование закупок услуг, товаров или работ;
  • проведение аудита в области закупок;
  • осуществление мониторинга;
  • заключение специальных гражданских договоров при покупке;
  • осуществление работ контрольно-надзорного типа за соблюдением российского законодательства.

Представленный Федеральный закон должен строго соответствовать конституционным нормам.

О системе закупок

Что представляет собой контрактная система в области осуществления государственных и муниципальных закупок? Закон гласит о совокупности участников системы и осуществляемых ими закупочных действий, направленных на реализацию нужд федерального или регионального характера. В контрактной системе немаловажным элементом является поиск подрядчика - лица, способного и согласного осуществлять определенные услуги. Именно с подрядчиком или с лицом, готовым продать определенный товар, заключается договор на контрактной основе. Государственным или муниципальным заказчиком при этом выступает соответствующий орган, наделенный властными полномочиями.

Все действия участников контрактной системы закупок отражаются в единой информационной системе. Здесь имеются данные о годовом объеме закупок, об общем количестве затрат, о стоимости полученных товаров и услуг и т.д.

Отдельно стоит отметить необходимость привлекать специальных экспертов при реализации действий по закупке. Экспертиза по 44-ФЗ нужна для изучения и оценивания предмета сделки, а также для подготовки экспертных заключений по участникам закупки.

На каких принципах базируется система?


По 44-ФЗ экспертиза, купля-продажа, занесение информации в специальный реестр и прочие действия, составляющие весь процесс закупок, должны базироваться на ряде специальных принципов. Под принципами в данном случае понимаются разного рода условия, идеи и убеждения, от которых ни в коем случае нельзя отступать. Вот что здесь стоит отметить:

  • принцип качественной организации электронного документооборота в системе;
  • принцип обеспечения здоровой конкуренции;
  • принципы открытости, прозрачности и гласности;
  • принцип профессионализма сторон сделки;
  • принцип стимулирования инновационных работ;
  • принцип ответственности за результативность обеспечения закупок;
  • принципы гуманности и соответствия законам Российской Федерации;
  • принцип применения национального режима и т.д.

Именно на всех представленных выше принципах базируется система исполнения, изменения или ликвидации контрактов.

Об исполнении контрактов

В статье 94 рассматриваемого нормативного акта закрепляются нормы, в соответствии с которыми должен оформляться, регистрироваться и приниматься контракт на реализацию закупок государственного или регионального характера.

Сам процесс исполнения контрактного договора состоит из ряда специальных мер, которые реализуются после заключения документа и имеют своими целями осуществление действий закупочного характера. Сюда включены пути взаимодействия поставщика с заказчиком в соответствии с нормами российского законодательства. Вот что здесь стоит выделить:

  • процесс приемки поставляемого товара, выполняемой услуги или работы;
  • оплата заказчиком услуги, работы или товара;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком, исполнителем или подрядчиком при расторжении или изменении контракта.

В обязанности поставщика входит своевременное наделение заказчика достоверной информацией об условиях контракта. При этом исполнитель должен качественно реализовать все прописанные в документе обязанности.

В пунктах 6-12 статьи 94 рассматриваемого нормативного акта рассказывается о создании заказчиком специальной приемочной комиссии, о приемке результатов контракта поэтапно, о составлении отчетов и т.д. Немаловажное место занимает здесь экспертиза. По 44-ФЗ, это целый ряд мероприятий по проверке поставляемого товара или услуги. Именно про экспертные работы и будет рассказано далее.

Об экспертизе

Как реализуется проведение экспертизы по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос предоставляют пункты 3-5 статьи 94 рассматриваемого закона. Согласно нормативному акту, экспертные работы могут проводиться как силами самого заказчика, так и специальной экспертной комиссии, услугами которой необходимо своевременно пользоваться.

Естественно, далеко не всегда получится провести экспертные работы самому; тем более, если речь идет о таком важном заказчике, как государство или конкретный его регион. Порядок же проведения экспертных работ определяется российским Правительством.

В каких случаях необходимы экспертные работы?


Согласно закону, требования о реализации экспертных проверок недействительны в случаях, если речь идет о закупке товаров, услуг или работ, закрепленных на официальном сайте в интернете. Все остальные, можно сказать, незапланированные закупки необходимо проверять при помощи экспертной комиссии.

Для чего вообще проводят экспертизу? Закон говорит о проверке результатов исполнения работ подрядчиками на соответствие установленным в контракте нормам. Экспертные работы всегда проводятся либо во время приемки, либо при проверке оказанных услуг.

Как известно, исполнение обязательств или приобретение отдельных товаров может носить поэтапный характер. В этом случае экспертиза должна осуществляться для каждого конкретного этапа. Стоит обратить внимание на ситуации, когда поэтапность не указана в контракте, но на практике к ней все же приходится обратиться. В этом случае экспертные работы все так же необходимо осуществлять поэтапно.

О привлечении экспертов


У заказчиков часто возникает вопрос: как именно стоит осуществлять экспертные работы? Можно сделать все своими силами - дешево, но, вполне вероятно, не очень качественно, а можно с привлечением специалистов - профессионально, но с оплатой услуг. Естественно, большинство заказчиков выбирают первый вариант. Тем более, если речь идет о региональных или федеральных властях, где зачастую имеются свои штабы, в которых специалисты способны осуществлять экспертную деятельность. Но что же говорит закон? Согласно части 4 статьи 94 № 44-ФЗ, обязательное привлечение экспертов необходимо в ситуациях, когда закупка товаров или услуг реализуется всего у одного поставщика. Исключениями здесь могут выступать лишь следующие случаи:

  • закупка производится у самих экспертов;
  • предметом закупки являются проекты объектов капитального строительства или результаты работ инженеров, которые прошли экспертизу государственного или негосударственного характера.

Во всех остальных случаях допускается по 44-ФЗ внутренняя экспертиза, то есть без привлечения посторонних комиссий.

Как именно необходимо работать с экспертами? Закон устанавливает особый порядок, при котором соответствующие комиссии, зарегистрированные в государственных реестрах, имеют возможность запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, связанные с условиями исполнения контракта. Результаты экспертных работ должны быть оформлены в специальном документе (по 44-ФЗ - акт экспертизы), который подписывается как самим заказчиком, так и представителем экспертной комиссии. При выявлении нарушений на приемке или во время проверочных работ может быть подана соответствующая жалоба, в которой должен указываться конкретный срок их устранения.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ (образец оформления)

По 44-ФЗ проведение внутренних экспертных работ возможно лишь при строгом соблюдении норм закона, в которых устанавливается следующее:

  • руководитель организации (он же заказчик) формирует и регистрирует приказ о создании экспертной комиссии;
  • в составе комиссии должны находиться минимум 5 человек;
  • в приказе содержится номер и предмет контрактного документа, а также сроки и этапы проведения экспертных работ;
  • приемка все так же осуществляется в сроки, установленные в контракте.

При соблюдении данных условий возможна экспертиза по 44-ФЗ своими силами. В случае с отсутствием экспертов извне документ о приемке товара одновременно является и актом о проведении экспертных работ. Положение о проведении экспертизы (44-ФЗ) гласит, что акт должен быть размещен в государственной информационной системе в сети "Интернет".

Написание заявления


Проведение экспертизы осуществляется в рамках обыкновенного гражданско-правового договора. По результатам проведения внутренних экспертных работ лицо, являющееся заказчиком, обязано оформить и подать в информационный реестр всего один документ, включающий данные о приемке и об экспертизы. Привлечение же сторонних экспертов влечет за собой создание следующих документов:

  • акт о приемке;
  • акт об экспертизе;
  • заключение о проведении экспертизы.

В отчет (акт о проведении экспертных работ) входит информация об исполнении контракта и сроках, о нарушениях и принятых мерах ответственности, а также об изменениях, если таковые вносились в контракт. Заключение экспертизы по 44-ФЗ включает в себя оценочные данные о том или ином товаре, услуге или работе.

Особенности проведения экспертизы по 44-ФЗ своими силами


Несмотря на то, что Федеральный Закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) активно используется на протяжении нескольких лет, жестко регламентируя нормы закупочной деятельности государственным и муниципальным заказчикам, вопросов о приемке и проведении экспертизы поставляемых товаров, работ и услуг не становится меньше.

Разграничив понятия приемки и экспертизы, а также введя определения экспертов и экспертных организаций, авторы закона дали понять, что во втором случае речь идет о более тщательной процедуре проверки поставляемых товаров, работ и услуг на соответствие установленным требованиям с участием специалистов, имеющих высокий уровень квалификации и специальных знаний в какой-либо конкретной области, к которой относится объект закупки.

Практические особенности проведения экспертизы


Данное заказчикам право, а в некоторых случаях и обязанность, привлечения сторонних экспертов, несомненно, способны исключить ситуации, когда человек, осуществляющий приемку какого-либо товара, не имел достаточных знаний для того, чтобы проверить предлагаемый товар на соответствие требованиям технического задания и документации о закупке.

Каждый, кто на практике работает с Законом № 44-ФЗ, знает немало подобных примеров.

Но благие намерения законодателей разбиваются о суровую реальность будней контрактного управляющего, работающего в рамках доведенных до организации бюджетных лимитов.

Напомним, что согласно части 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, для проверки поставляемого товара, работ или услуг на предмет соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, которая может осуществляться как силами самого заказчика, так и с привлечением экспертов и экспертных организаций.

При этом привлечение сторонних экспертов осуществляется посредством заключения контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, часть 4 этой же статьи оговаривает случаи, в которых заказчик обязан привлекать экспертов.

На практике привлечение экспертов влечет за собой ряд проблем, наиболее актуальными из которых являются:

  • изыскание средств для оплаты услуг экспертов;
  • поиск этих самых высококвалифицированных и, что немаловажно, добросовестных экспертов и экспертных организаций, которые не исчезнут сразу же после оплаты их услуг.

Кто имеет право осуществлять экспертизу?

Из-за наличия ряда сложностей и вопросов в том случае, когда речь идет о внутренней экспертизе, заказчики стремятся обходиться собственными силами. Но кто именно вправе осуществлять экспертизу? Непосредственно сотрудник, входящий в состав контрактной службы (контрактный управляющий) или любой представитель организации? Давайте разбираться.

В соответствии с утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ Профессиональным стандартом специалиста в сфере закупок, одной из его трудовых функций является экспертиза результатов закупок. Вместе с тем, Законом № 44-ФЗ и указанным Профессиональным стандартом установлены требования к наличию у такого лица специального образования.

Означает ли это, что проведение экспертизы нельзя возложить на представителя организации, не являющегося контрактным управляющим или работником контрактной службы?

Обратимся за разъяснениями к Приказу Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013 года № 631, который гласит, что в функции контрактной службы входит организация приемки продукции, включая проведение ее экспертизы. В данном случае речь идет об организации процедуры, а не о фактическом ее проведении.

Таким образом, функции по проведению экспертизы могут быть возложены на лицо, не входящее в состав контрактной службы и не являющееся контрактным управляющим, каким-либо приказом или распоряжением в порядке, предусмотренном правилами внутреннего документооборота организации.

О требованиях к образованию


Что касается требований к наличию специального образования, то поскольку в данном случае речь идет о лицах, не входящих в состав контрактной службы и не являющихся контрактными управляющими, то и требования Закона № 44-ФЗ на них не распространяются.

Вывод


Из вышесказанного следует, что обязанности по проведению внутренней экспертизы могут быть возложены на любого представителя организации-заказчика, не входящего в состав контрактной службы и не являющегося контрактным управляющим, вне зависимости от наличия у него специального образования в сфере закупок.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

С 1 июля вступила в силу новая редакция Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Теперь помимо электронных аукционов у заказчиков есть возможность проводить в электронной форме конкурсы, запросы котировок и запросы предложений. В связи с такой глобальной электронизацией закупок были изменены и иные нормы закона.

Так, в статьей 93 Закона 44-ФЗ расширен перечень закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) новыми пунктами:

П.25.1 — признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона,

П.25.2 — признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме,

П.25.3 — признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме.

При этом при исполнении таких контрактов заказчик обязан привлечь к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги независимых экспертов, экспертные организации (части 3 и 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ). Это означает, что если при проведении электронного аукциона поступила единственная заявка или все заявки кроме одной отклонены, при исполнении контракта по итогам несостоявшегося аукциона заказчик будет обязан провести экспертизу только с привлечением сторонних независимых экспертов, экспертизы собственными силами заказчика будет уже недостаточно.

Эксперт, экспертная организация – это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам. Требования к таким экспертам, экспертным организациям установлены в статье 41 Закона 44-ФЗ.

Учитывая, что привлечение экспертов должно осуществляться на основании контрактов, заключённых в соответствии с правилами Закона 44-ФЗ, всем заказчикам по Закону 44-ФЗ необходимо заранее планировать свои расходы на проведение такой экспертизы. Участникам закупки от этих нововведений стоит ожидать увеличения времени на приемку поставленной ими продукции, а также ужесточение контроля за качеством поставленной продукции.

О.Г. Еремин Генеральный директор ООО «Специализированный научно-исследовательский центр техники, технологии, информации и экономики», ведущий эксперт внешней экспертизы государственных и муниципальных контрактов

Как известно, Положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ сразу была предусмотрена возможность привлечения Заказчиком независимых экспертов для оценки результатов контракта. Это достаточно логичный шаг со стороны Законодателя, который не только дает возможность Заказчику воспользоваться услугами специалистов, но и позволяет переложить на них часть ответственности. До 1 июля привлечение независимых экспертов было достаточно редким. Основными причинами назывались отсутствие средств на проведение экспертизы. За годы деятельности нашей экспертной службы мы можем сказать, что это утверждение верно лишь отчасти. Бюджет без проблем выделяет средства на проведение таких экспертиз, но уже в рамках возбужденных уголовных дел. Поэтому для Заказчика логичнее было изыскать средства на более ранних этапах.
С 1 июля 2018 года ситуация изменилась. Вступили в силу изменения в ФЗ-44, которые устанавливают обязательный порядок проведения внешней экспертизы в определенных случаях.
В связи с тем, что за последний месяц резко выросло число обращений в нашу экспертную службы, которая специализируется именно на проведении внешней экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках государственного (муниципального) контракта, мы решили подготовить ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

1. В каких случаях Заказчик обязан провести экспертизу поставленного товара (работы, услуги) с привлечением экспертной организации или эксперта? –

В соответствии с требованиями Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
  1. Предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
  2. Осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
  3. Если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Несмотря на достаточно внушительный перечень пунктов, которые позволяют избежать проведения внешней экспертизы – они носят достаточно специфичный характер. Например, если вы закупаете товар (услугу, работу) у естественной монополии; у поставщика, который определен актами Президента или Правительства РФ; у органа государственной власти или речь идет о поставке средств разведывательной или контрразведывательной деятельности; закупки, совершаемой в условиях чрезвычайной ситуации – то можно вполне обойтись без внешней экспертизы. Это также касается закупок на сумму менее 100 000 рублей и закупок услуг экспертов.
Во всех остальных случаях при поставке товара (работы, услуги) единственным поставщиком Заказчик обязан провести внешнюю экспертизу с приглашением независимого эксперта или экспертной организации.

2. Какая ответственность грозит Заказчику за отказ от проведения внешней экспертизы?

Если в вышеуказанных случаях Заказчик не выполнит требование закона о привлечении эксперта или экспертной организации, а проведет приемку и экспертизу самостоятельно, либо вообще откажется от их проведения, то должностное лицо ждет административный штраф в размере 20 000 руб. (ч.8 ст.7.32 КоАП РФ).

3. Что включает в себя проведение внешней экспертизы поставленного товара (работы, услуги)?

Как правило, внешняя экспертиза состоит из следующих этапов:
  1. Изучение государственного (муниципального) контракта, технического задания (технических условий), нормативной документации, устанавливаемой требования к поставленному товару (выполненной работе, оказанной услуге).
  2. Проведение осмотра поставленного товара, проверка наличия и правильности составления документации, прилагаемой Поставщиком. На данном этапе также может проводиться фото- и видеофиксация, по итогам осмотра составляется акт, который подписывается как экспертом, так и представителями Заказчика и Исполнителя.
  3. Исследование и анализ полученных данных, формулирование выводов
  4. Подготовка акта экспертизы (заключения эксперта), в котором должны быть отражены как основания для производства экспертного исследования, так и исходные данные, сведения о квалификации эксперта. Акт экспертизы состоит из вводной, исследовательской частей и выводов. К акту прилагаются документы, подтверждающие квалификацию эксперта, сертификаты и аттестаты, сведения о поверке приборов и пр.

4. Что должен получить Заказчик в результате проведенной экспертизы?

По итогам проведения экспертного исследования Заказчик получает акт экспертизы (экспертное заключение), которое содержит ответ на основной вопрос – соответствует ли поставленный товар (работа, услуга) требованиям государственного контракта. Если не соответствует, то в чем именно и какие меры необходимо предпринять. Отдельно должно быть указано – влияют ли выявленные недостатки на возможность использования поставленного товара.

5. Кто может выступать в качестве эксперта или экспертной организации?

Согласно действующего законодательства экспертом признается лицо, имеющее специальные знания в области науки, техники, искусства или ремесла.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ не дает четкого определения о том, какие именно организации можно отнести к экспертным. На практике в качестве критериев отбора используют виды деятельности, указанные в уставной деятельности (коды ОКВЭД). Согласитесь, нелогично привлекать к проведению внешней экспертизы строительных работ юридическую фирму или кадровое агентство.
Основной показатель профессионализма экспертной организации – это наличие квалифицированных экспертов, имеющих соответствующее образование и стаж экспертной деятельности. В ООО «Специализированный научно-исследовательский центр техники, технологии, информации и экономики» основной состав экспертной службы составляют специалисты, имеющие квалификацию «судебный эксперт» и большой стаж работы по данной специальности. Работа в сфере судебной экспертизы, предусматривающая особую ответственность эксперта, налагает на наших сотрудников строгое соблюдение основных принципов экспертной деятельности – независимость, объективность, всесторонность и полнота исследований.
Ч. 8. Статьи 41 ФЗ-44 гласит, что «…В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям…»
При этом закон четко оговаривает круг лиц, не имеющих права выступать в качестве экспертов. К ним относятся:
  1. Бывшие сотрудники Заказчика или Исполнителя, если с момента их увольнения прошло менее двух лет;
  2. Лица, имеющие заинтересованность в заключении и выполнении данного контракта;
  3. Близкие родственники руководства Заказчика или Исполнителя
  4. Юридические лица, аффилированные с Заказчиком или Исполнителем.
Коротко хочется отметить алгоритм работы нашей экспертной службы с потенциальными Заказчиками. После получения запроса о возможности проведения внешней экспертизы и технического задания в течение 2 рабочих дней мы даем официальный ответ о возможности проведения данной экспертизы, стоимости и сроках ее проведения, перечня необходимой документации, далее по запросу отправляем проект договора.
После согласования и подписания договора в максимально короткие сроки проводится экспертное исследование, и Заказчик получает акт экспертизы с выводами о соответствии результата исполнения контракта его условиям.
Запрос можно отправить на e-mail – [email protected]
Мы готовы предоставить любые консультации по вопросам проведения внешней экспертизы и будем рады сотрудничеству с любыми заинтересованными лицами.

При приемке результатов исполнения контракта заказчик должен провести экспертизу. О требованиях к ней и проводящим ее лицам мы поговорим в этом материале, а также рассмотрим образец заключения экспертизы.

Когда проводится экспертиза по 44-ФЗ

Экспертиза проводится на стадии приемки результатов исполнения контракта. Закон №44 ФЗ обязывает заказчика проводить экспертизу, однако дается право выбора – самостоятельно или же с привлечением специалистов.

Правда, иногда экспертов привлекать необходимо в обязательном порядке. Это касается некоторые случаев, когда закупка проводится у единственного поставщика. Например, если поставляются культурные ценности, произведения литературы и искусства, приобретаются здания для госнужд, закупаются оборудование и программное обеспечение для научно-технических работ, заключается контракт на лечение россиянина за рубежом и так далее.

При закупке у единственного поставщика экспертов привлекать не обязательно, если закупаются услуги экспертных организаций или если результатом контракта является получение проектной документации по строительству или инженерным работам, которая и так должна проходить экспертизу по закону.

Экспертам дано право запрашивать у поставщика и заказчика определенные документы, касающиеся исполнения контракта. Результатом экспертизы служит заключение. К нему закон устанавливает требования объективности и обоснованности. В нем помимо данных и реквизитов могут содержаться предложения экспертов об устранении выявленных нарушений.

При приемке товара или работы по контракту комиссия должна учитывать отраженные в экспертном заключении сведения, а также предложения. Но экспертиза может проводиться не только на стадии приемки товара. Заказчик вправе привлечь экспертов, если хочет отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Экспертиза проводится по тем же правилам с вынесением заключения. При этом заказчик должен отменить решение об отказе от исполнения контракта, если поставщик устранит нарушения, на которые указали эксперты, и возместит затраченные на экспертизу средства.

Привлечение экспертов по 44-ФЗ

Важно знать, что некоторые лица не могут быть привлечены заказчиком в качестве экспертов:

✘ Физлица, которые являлись должностными лицами заказчика или поставщика в течение двух последних лет;

✘ Близкие родственники руководителей заказчика или поставщика, члены закупочной комиссии, контрактные управляющие или другие сотрудники;

✘ Лица, имеющие личные имущественные интересы, касающиеся контракта;

✘ Лица, на которые стороны могут оказать влияние;

✘ Юрлица, в которых поставщик или заказчик владеет более чем 20 процентами голосов или долей в таком же объеме.

Если речь идет об оборонном заказе, то к экспертам предъявляется ряд других требований. Эксперты несут ответственность за предоставление ложных результатов, в том числе и заведомо недостоверных. Сюда относится и неуведомление заказчика о недопустимости своего участия в экспертизе.

Отдельно отметим, что в некоторых случаях для экспертизы необходимы определенные исследования, испытания или работы, требующие специальных знаний и разрешений, а именно лицензии, аккредитации и так далее. В таком случае в числе экспертов должны быть лица и организации, отвечающие этим требованиям.

Заключение экспертизы по 44-ФЗ: образец

Документ включает в себя несколько разделов. Это данные о контракте, сведения о поставщике и его правах на предмет поставки, а также информация об исполнении контракта и выявленных нарушениях. Необходимо указать следующие данные о контракте: его номер, дату, предмет контракта с кодом по ОКПД , источник финансирования.

В разделе «сведения о поставщике» нужно прописать наименование организации, ее адрес, ИНН, КПП и имя должного лица. Также прилагается список документов, подтверждающих наличие исключительных прав. Далее следует информация о том, какой товар, в каком количестве и на какую сумму был поставлен, указывается дата исполнения и подтверждающий это документ.

Документ содержит также ФИО лица, проводящего экспертизу, и ФИО присутствующих при этом представителей поставщика и заказчика. Далее следует непосредственное заключение, а именно: соответствуют или нет представленные документы данным контракта, были выявлены или нет нарушения в ходе его исполнения.

Если такие нарушения имеют место, указываются конкретные пункты договора, которые нарушены, и рекомендации по устранению несоответствий с возможным указанием сроков. Также делается вывод по заключению: принять или не принимать результаты исполнения контракта.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»