Великая агентурная революция. Психологическое обеспечение агентурного метода в орд Агентурная работа в оперативно розыскной деятельности

-- [ Страница 5 ] --

Четвертый параграф «Контрразведывательные отделения» посвящен многочисленным попыткам создания постоянно действующих контрразведывательных органов на протяжении рассматриваемого периода и особенностям их правового регулирования – от индивидуальных инструкций до вполне подробных наставлений, единых для всей страны. Но запаздывание, как с созданием органов контрразведки, так и с их нормативной базой повлекло за собой серьезные упущения в организации борьбы со шпионажем, которая не стала достаточно эффективной. Кроме того, до начала XX столетия в России органы военной контрразведки создавались только в военное время, а по окончании боевых действий упразднялись. Тем самым предавался забвению накопленный опыт борьбы со шпионами и диверсантами противника, а немногочисленные профессиональные контрразведчики оставались не востребованы правительством и вынуждены были искать службы в иных государственных органах. Борьба с иностранным военным шпионажем осложнялась и отсутствием соответствующей правовой основы: до 1912 г. в Российской империи шпионаж в мирное время не образовывал состава преступления. Рассмотренный здесь же зарубежный и отечественный опыт создания уголовно-правовой базы борьбы с военным шпионажем доказывает, что правительство не осознавало всей глубины наносимого шпионами вреда, и лишь инициатива снизу позволила привести правовые нормы, карающие за шпионаж, в соответствие с международным уровнем развития этого института.

Раздел III «Нормативно-правовое регулирование основных методов оперативно розыскной деятельности» состоит из двух глав и посвящен анализу правового регулирования всех применявшихся в Российской империи оперативно-розыскных методов, обучения и воспитания штатных и секретных сотрудников розыска, использования в розыске получаемой информации.

Пятая глава «Агентурная работа» включает пять параграфов и содержит анализ основных негласных методов оперативно-розыскной деятельности, связанных с применением внутренней и наружной агентуры.

В первом параграфе «Внутреннее (агентурное) наблюдение в политическом розыске» рассматривается правовое регулирование всех аспектов главного и наиболее эффективного метода политического розыска – внутреннего наблюдения с помощью секретных сотрудников. Если в XIX веке приобретение и использование внутренней агентуры зависело от инициативы начальников розыскных органов, то в XX веке, и особенно с началом первой русской революции, это вменяется им в обязанность. Рассматривается полицейская классификация внутренних агентов на секретных сотрудников и вспомогательных агентов, а по их использованию – на постоянно действующих и «штучников», и отмечается нежелательность использования последних.

Нормативные акты охранки регламентировали процесс подбора кандидатов для агентуры, рекомендуя обращать внимание на моральную неустойчивость и пороки революционеров, попавших в поле зрения охранки, как на обстоятельства, способствовавшие успеху вербовки. Инструкции обобщили опыт лучших жандармских офицеров, подробно описав этапы совращения арестованных людей и стимулы, с помощью которых они вынуждались к сотрудничеству с охранкой.

Среди российских подданных находились люди, добровольно ставшие секретными сотрудниками. Убежденных сторонников режима, желавших посвятить себя борьбе с революцией, среди них были единицы. В основном на сотрудничество с охранкой шли либо авантюристы, искавшие острых ощущений и мечтавшие возвыситься над толпой, либо морально деградировавшие люди, рассматривавшие агентурную работу как способ получения легкого заработка.

Руководство политическим розыском, в том числе внутренней агентурой, требовало высокой квалификации розыскных офицеров. Нормативные акты требовали постоянной подготовки офицеров, которая осуществлялась в три этапа: при переводе в Отдельный корпус жандармов на курсах при штабе корпуса, самообразованием во время службы и изданием в Департаменте полиции обзорных исследований по истории революционного движения. Подготовка внутренней агентуры сводилась к тщательному и поэтапному обучению конспирации и выработке направлений розыска. При этом конспиративные приемы были едины и регламентировались нормативными актами, а способы руководства сотрудниками разрабатывались каждым офицером и составляли его личную тайну.

Подробно анализируется наиболее действенный метод работы секретных сотрудников – политическая провокация. Приведено теоретическое обоснование и первое применение метода его создателем И. П. Липранди. Уточняется историческое и терминологическое содержание понятия провокации и провокаторства, применение его обеими сторонами. Анализ этого содержания, представленного разными авторами, в том числе выдающимися российскими юристами, позволил выявить подмену понятия: активный способ выявления политических преступлений подменялся провокаторством, недопустимым и с точки зрения руководства Департамента полиции. Нормативные акты и другие документы охранки категорически запрещают провокаторство под страхом привлечения к предусмотренной законом ответственности. Политическая провокация, применявшаяся в рамках, установленных правовыми нормами, оказалась наиболее эффективным способом получения надежных доказательств преступной деятельности революционеров для судебного преследования и применения к ним возможно более строгих санкций. Кроме того, применение провокации позволяло не только сохранить секретных сотрудников от провала, но и повысить их статус (и соответственно ценность добываемой ими информации) путем продвижения в партийной иерархии.

Защищаясь от обвинений в применении провокации, руководители политического розыска выдвинули в свое оправдание мотив крайней необходимости. Революционеры в политической борьбе провокацию практически не использовали, достигая тех же целей убийством своих противников. Именно поэтому, апеллируя к общественной нравственности, они стремились опорочить этот действенный метод политического розыска.



Здесь же анализируются нормы, регламентировавшие конспиративность агентурной деятельности, которые отчетливо подразделялись на общие требования к обеспечению секретности и конкретные, созданные предшествующим опытом мероприятия по предотвращению провалов агентуры. Нормы имели ярко выраженную направленность: одни регламентировали действия агентов, другие – руководителей розыска.

Главным в конспирации было обеспечение тайны самого факта сотрудничества, который скрывался не только от посторонних, но и от других сотрудников охранки. Наиболее подробно регламентировались безопасные способы контактов между сотрудниками и розыскными офицерами. Анализ материалов, отложившихся в жандармских архивах, показал, что эти требования неоднократно нарушались, следствием чего были многочисленные провалы. Причинами нарушений, кроме низкого профессионализма, являлись высокомерное и презрительное отношение некоторых офицеров к агентам, опасение покушений. Агенты, в свою очередь, пренебрегали конспиративными приемами из-за жадности и тщеславия.

Следовало оберегать агентов и от опознания их другими сотрудниками. Опасаясь разоблачения, секретные сотрудники стремились возлагать вину за провалы в своих организациях на других лиц, в том числе и на таких же агентов, часто с ведома руководителей розыска. Значительную роль в разоблачении многих секретных сотрудников охранки сыграла настойчивая контрагентурная работа революционных партий и деятельность «Шерлока Холмса русской революции» В. Л. Бурцева.

Основными причинами прекращения деятельности внутренней агентуры были: провал агента, то есть выявление революционной организацией сотрудничества одного из ее членов с охранкой; утрата доверия к сотруднику вследствие некачественной информации или неверного его поведения; изменения в руководстве охранки и, соответственно, стратегии политического розыска. В любом случае, расставаясь с агентом, охранка стремилась поставить его в такие условия, чтобы он не мог предъявлять какие-либо требования руководству розыскного органа.

Во втором параграфе «Наружное (филерское) наблюдение» дается характеристика второй по значению форме политического розыска и ее правовому регулированию. Рассматривается создание системы наружного наблюдения. Анализ нормативных актов показывает, что этот способ розыска в XIX и начале XX века рассматривался как главный и лишь с началом первой русской революции уступил первенство внутреннему наблюдению. Далеко не все руководители охранки верно оценивали значение филерского наблюдения в розыске, в связи с чем метод, а с ним и сама система, переживали периоды расцвета и пренебрежения. Тем не менее к 1907 г. в охранке утвердилось мнение о второстепенности, но необходимости и важности наружного наблюдения, что отразилось и в нормативных актах.

Рассматривается развитие нормативного регулирования процесса приема на службу и обучения наблюдательных агентов. Попытка перейти от местной самодеятельности к централизованному разрешению этого вопроса в 1902 г. не увенчалась успехом, и акты 1907 г. формально закрепили обязанности подбора и подготовки филеров за начальниками розыскных учреждений. Инструкции, созданные под руководством директора Департамента полиции М. И. Трусевича, подробно регламентировали все этапы обучения филеров их сложным обязанностям. С началом первой русской революции кадровая проблема обострилась, и Департамент полиции решил ее за счет кадровых жандармских унтер-офицеров и повышения статуса штатских филеров, о чем свидетельствует ряд циркуляров.

Подробная до мелочей регламентация действий филеров при выполнении ими обязанностей по наблюдению являлась мощным средством распространения передового опыта ведения слежки, но в то же время сковывала их инициативу. Кажущаяся диспозитивность норм в реальности оказывалась императивом. Попытки руководителей розыска при таком жестком регулировании практически каждого шага филера получить умелых и инициативных, «умеющих найтись во всякой обстановке» агентов были обречены на провал. Циркуляр товарища министра внутренних дел В. Ф. Джунковского, запретивший знакомить филеров с ходом розыска, окончательно закрепил их в положении простых исполнителей.

Третий параграф «Особенности агентурной работы в прочих розыскных органах» посвящен применению и правовому регулированию внутренней агентуры и наружного наблюдения в уголовном сыске и военной контрразведке. Обучение и воспитание руководителей сыскных подразделений, рядовых работников сыска осуществлялось как с помощью самообразования, так и централизованно, на организованных при Департаменте полиции курсах. Тем не менее, значительных успехов в сыске добивались немногие энтузиасты этой деятельности, умело применявшие известные и активно разрабатывавшие новые методы сыска, поощряемые к тому весьма общим правовым регулированием, признававшим результативность сыска главным мерилом его законности. Правовое регулирование агентурной работы в уголовном сыске касалось главным образом учета и соблюдения секретности ее результатов, методы руководства агентурой по сравнению с политическим розыском урегулированы весьма слабо. Гораздо подробнее осуществлено регулирование агентурного наблюдения в военной контрразведке. Здесь особенностью было привлечение к руководству контрразведывательными отделениями офицеров Отдельного корпуса жандармов, имевших опыт работы с агентурой, поэтому нормы правовых актов регулируют лишь особенности применения ее в контрразведке, прямо рекомендуя руководствоваться документами политического розыска. Весьма высока в этой отрасли роль наблюдательных агентов. Их инициатива и находчивость, предписанные инструкциями, позволяли применять не только тайную слежку, но и входить в контакт с наблюдаемыми.

В четвертом параграфе «Комплексные оперативно-розыскные и охранные мероприятия» приведен анализ основных правовых актов, регулировавших организацию охраны высочайших особ и высокопоставленных чиновников империи от террористических покушений. Если в дореформенный период эти функции с успехом выполняла открытая охрана – Конвой Его Императорского Величества, – то с появлением терроризма как метода революционной борьбы потребовались иные формы охраны, с помощью как наружной, так и внутренней агентуры. Разработанная система охраны позволила полностью исключить контакты охраняемых особ с нежелательными лицами и даже возможность приближения на дальность броска бомбы или прицельного выстрела из револьвера, абсолютно не учитывая возможности применения длинноствольного оружия. При этом наблюдательные агенты не ограничивались слежкой, а внедрялись в среду присутствовавших при проездах людей и тайными методами обнаруживали подозрительных лиц, не выявляя своей принадлежности к охране. Особенностью правового регулирования агентурной работы было не только разрешение, но и прямое требование обязательного проявления инициативы для пресечения покушений.

В пятом параграфе «Режим секретности» анализируется история правового регулирования способов сохранения государственной и военной тайны от разглашения. Необходимость поддержания секретности постоянно вступала в противоречие с желанием офицеров и чиновников иметь доступ к секретной информации и демонстрировать осведомленность перед окружающими, повышая таким образом свой статус, и даже самые строгие меры, предпринимаемые правительством, далеко не всегда оказывались действенными перед этим желанием. Деятельность отечественных периодических изданий по разглашению военных тайн тем более требовала ограничения. Введенные перед Первой мировой войной правовые нормы позволили значительно улучшить сохранность секретов, но окончательно проблема так и не была решена. Более того, многие политические, государственные и военные деятели России противодействовали поддержанию режима секретности на должном уровне и лично неоднократно нарушали его нормы, не без оснований надеясь остаться без наказания.

Шестая глава «Правовое регулирование безагентурных и вспомогательных средств розыска» состоит из трех параграфов и посвящена анализу оперативно-розыскных мероприятий, не связанных с привлечением секретных сотрудников, а также системам учета, анализа, хранения и использования в интересах розыска добываемой информации.

В первом параграфе «Перлюстрация» содержится анализ правовой базы одного из основных источников секретных сведений, получаемых путем ознакомления с дипломатической почтой и частной корреспонденцией в системе политического розыска и внешней разведки. Высокая точность получаемых сведений была причиной бурного развития сети перлюстрационных пунктов. Проверялась вся переписка лиц, обративших на себя внимание правоохранительных органов, и производилась выборочная проверка писем в соответствии с интуицией чиновников, осуществлявших ее. Особенностью применения перлюстрации в уголовном сыске была эпизодичность, отсутствие системы и специальных учреждений. В исследовательской и популярной литературе доминирует мнение о беззаконности перлюстрации. Изучение и сравнение законодательных актов Российской империи дает возможность критики этого мнения. В исследовании доказывается, что перлюстрация была юридически урегулирована. Секретность этого метода розыска вызывалась противоречием его общественной морали и международным нормам, при этом забота власти о конспиративности перлюстрации не шла ни в какое сравнение с конспиративностью других оперативно-розыскных методов. Охранка не останавливалась даже перед уничтожением перлюстрационных пунктов, если существовал риск огласки их работы. Органы политического розыска и военной контрразведки, пользуясь результатами работы перлюстрационных пунктов, в военное время активно применяли для получения сведений и открытую форму ознакомления с частной перепиской – военную цензуру.

Во втором параграфе «Регистрация преступников и оперативные учеты» анализируются способы учета преступников с древнейших времен. Доказывается первичность общинной памяти в качестве наиболее раннего метода регистрации. Введение клеймения связывается с ростом политического отчуждения и отсутствием взаимного доверия между властью и населением. Автор обоснованно отвергает отнесение клеймения к членовредительным наказаниям. Описан переход от внешних к научным методам регистрации: фотографии, антропометрии и дактилоскопии, анализируются нормы правовых актов, регулировавших применение этих методов. Изучены пути внедрения и особенности оперативных и криминалистических учетов в политическом розыске, уголовном сыске и военной контрразведке, их общие черты и особенности. Регистрация в некоторых случаях применялась и как самостоятельный розыскной метод, позволяя выделить среди общей массы населения подозрительных лиц. Отмечена роль паспортной системы в охране правопорядка как особой системы регистрации населения.

Материал третьего параграфа «Секретные библиотеки и прочие средства изучения противника», как правило, относят к криминалистической тактике. Здесь же исследуется процесс создания и развития «заповедных фондов» как вспомогательных средств для розыска, позволяющих изучить противников власти, широкое распространение секретных библиотек революционных изданий как пособий для повышения профессионального уровня жандармских офицеров, руководивших политическим розыском. Военно-историческая библиотека Генерального штаба, напротив, была наряду с Военно-ученым архивом, хранилищем добытых военными агентами и разведчиками изданий и документов об иностранных государствах и их армиях, а также отечественных изданий с использованием разведывательной информации. Эти издания широко использовались для подготовки армейских офицеров.

Особенность объектов уголовного сыска повлекла за собой и особенные средства его изучения: сравнительно небольшие библиотечки общепринятых и местных словарей воровского жаргона и криминалистические музеи с коллекциями воровского снаряжения и инструментов. Получаемые с их помощью знания были бесценны для обучения чинов сыскной полиции, особенно при подготовке к оперативному внедрению в преступную среду.

В заключении подведены итоги и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы по собранным и изученным историко-юридическим материалам, а также определены перспективы дальнейшей работы над темой.

В разделах, посвящённых «кухне» органов внутренних дел, мы стараемся заострить внимание нашей аудитории на контрастах между общепринятыми представлениями о последних (а также медийной картиной и образами в искусстве) и реальностью.

Таким образом мы надеемся создать более сбалансированное представление о фактическом положении дел в системе МВД.

Если обратиться к разделу нашего сайта , посвящённому следователям, легко видеть, что следователь является никем иным как чиновником. В отношении оперативных уполномоченных полиции эту идею усвоить несколько сложнее. Само название должности подразумевает именно динамичный характер работы, мы также знаем, что оперативные работники чаще подвергаются физическому риску и сами применяют насилие. Это рождает иллюзию их большей самостоятельности. Но это лишь иллюзия.

Значит ли это, что оперативные уполномоченные тоже занимаются преимущественно формалистикой, а не погонями и поиском улик?

Начать стоит с того, что фактически оперативной работой в системе МВД России занимаются также инспекторы по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные (которые дублируют на своих участках функции целого министерства, подробнее об этом вы можете прочесть в соответствующем разделе).Это означает, например,что участковый тоже может получать информацию негласно. Но официально это оформить нельзя, и тот, кто полезной информацией поделился, не будет числиться агентом по документам. Оперативники же работают с агентами официально ради двух целей:

  • для раскрытия преступлений, которые уже совершены и сообщения о нихзарегистрированы (например, у вас украли кошелек и вы заявили об этом);
  • для предупреждения преступлений, о которых обычно не заявляют: торговля наркотиками, финансовые преступления, коррупция; а также для пресечения противоправной деятельности тех лиц, о которых поступилаоперативная информация.

Сами оперативные работники при формальной специализации в расследованиях разных типов преступлений (например, есть подразделения по расследованию экономических преступлений или поиску пропавших без вести), этуспециализацию редко соблюдают из-за дефицита кадров.

Средний оперативный работник имеет широкий спектр обязанностей: это изучение документов и вещественных доказательств, работа со свидетелями, а также с тайными агентами полиции и т.д. Он также обязан выходить на еженедельные дежурства в составе следственно-оперативных групп, которые выезжают на сообщения о преступлениях.

Но главной задачей оперативников с точки зрения руководства всех уровней остаётся обеспечение «высокой статистики раскрываемости» и составление разнообразнейшей отчётности.

Как уже было сказано, система МВД в низшем звене испытывает дефицит кадров и поэтому на одного следователя в России приходится 0,88 оперативного работника. То есть один человек часто занимается несколькими делами и сотрудничает с несколькими следователями. И каждый следователь ждёт от оперативника материалов, дающих ту самую раскрываемость.

В свою очередь, руководство оперативников требует отчетности о том, что оперативник не только помогает следователю, но и занимается второй задачей: ведет оперативную деятельность по неявным преступлениям и совершающим противоправные деяния лицам. В современной структуре МВД это значит заполнение большего числа документов.

Поэтому сотрудники имеют всё меньше времени на реальную работу – ту самую, о которой они пишут отчёты, – с наблюдениями, негласными мероприятиями, формированием сети осведомителей.

Это заставляет оперативников постоянно балансировать между приоритетами. В итоге вместо «динамичной» работы мы видим работу безусловно стрессовую и опасную, при этом забюрократизированную до предела и подчинённую узкокорпоративным интересам и системе формальных показателей.

Как строится совместная работа следователей и оперативников? Кто из них выше по статусу?

Отношения оперативников и следователей не иерархические, а скорее партнёрские. Причём следователь и оперативник являются своего рода соответчиками при сбое конвейера следственного процесса. При общем обвинительном уклоне российского следствия (подробнее об этом , посвящённом работе следователя) оправдательный приговор в суде может быть основанием для дисциплинарных санкций не только для гособвинителя, но идля следователя и для оперативного работника.

Следователь имеет рычаги давления на оперативника: он может не принять материал, на отработку которого оперативник уже потратил время, не возбудить уголовное дело и не привлечь установленное оперативником лицо в качестве обвиняемого. По возбужденным делам следователи осуществляют процессуальное руководство и могут давать поручения о необходимости получения определенной информации, хотя вмешиваться в собственно оперативно-розыскную деятельность не имеют права.Но и поручения чаще всего будут касаться не оперативных мероприятий, а проведения части следственных действий или получения ответов на запросы.

В свою очередь,оперативные сотрудники не заинтересованы в выполнении поручений следователя по делам с уже предъявленным обвинением. Они аргументируют это тем, что «лицо уже установлено», преступление раскрыто, их часть работы выполнена и воспринимают такие дела как вынужденную дополнительную нагрузку. Однако невыполнение поручений грозит тем, что в следующий раз следователь будет затягивать направление дела в суд, что отрицательно скажется на показателях оперативников. Так как в итоге раскрываемость зависит от направленных в суд дел, оперативник возьмёт на себя и эту дополнительную нагрузку.

Другой пример: в случае «приостановления» уголовного дела на этапе следствия на основании п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (т.н. «глухари» для следствия) оперативный работник, занимавшийся этим делом, оказывается ответственным за снижение раскрываемости.

Так что партнёрство следователя и оперативника скреплено, так сказать, и кнутом и пряником: следователь заинтересован в том, чтобы дело было направлено в суд, а значит – чтобы был обвиняемый, оперативник заинтересован в том, чтобы помочь следователю этого обвиняемого установить.

При этом обвиняемый должен иметь нужные характеристики: либо вина его должна быть очевидна, либо это должен быть «слабый» подозреваемый/обвиняемый – представитель маргинальных слоёв населения, не имеющий возможностей для подкупа или квалифицированной защиты.

Можно предположить, что против людей, которые представляются следствию неблагонадёжными или неспособными защититься,оперативники часто используютразного рода провокации вроде «контрольных закупок»?

В законе об ОРД (оперативно-розыскной деятельности) оперативным сотрудникам запрещено провоцировать граждан на совершение преступления. С другой стороны, при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) как проверочная закупка или оперативный эксперимент сложно провести грань между фиксацией противоправных деяний (которые гражданин совершал бы и без вмешательства полиции), и фактическим побуждением к таким деяниям. Самый популярный пример – разовая контрольная закупка наркотических средств.

Согласитесь, что контрольную закупку наркотиков в притоне, за которым была установлена слежка и о котором неоднократно поступали сигналы от окрестных жителей, сложно назвать провокацией.

То есть сам по себе метод эффективен и приносит пользу.

Однако система, поощряющая максимальную раскрываемость, поощряет оперативных работниковк злоупотреблениям при проведении подобных мероприятий.

Конвейер не должен давать обратного хода: если благодаря полученным не вполне прозрачным путём уликам возбуждено уголовное дело, эти сведения будут легализованы следователем в уголовном процессе.

Однако более серьёзной проблемой можно назвать то, что в процессе получения признательных показаний (которые фигурируют в большинстве дел, доведённых до суда) оперативные сотрудники используют незаконные методы.

Это не всегда насилие. Часто оперативники умеют правильно разговорить потенциального подозреваемого, пренебрегая запретом задавать наводящие вопросы.

Это помогает сформировать такие признательные показания, при которых будущий подозреваемый узнает и запомнит обстоятельства совершения преступления, о которых он мог не подозревать в силу своей непричастности, что в дальнейшем позволяет создавать и подкреплять впечатление его виновности перед другими участниками процесса. В итоге даже отказ от показаний на суде скорее всего не поможет обвиняемому.

Можно заключить, что негласные требования, которым подчиняется оперативный работник, исходя из сложившейся практики, подталкивают его к принятиюскорее «удобных», чем справедливых решений. Ему навязывается ответственность за совместный со следователем «выбор обвиняемого». При этом общая забюрократизированность работы сотрудников полиции привела к тому, что вместо оперативника, который сидит в засадах, выслеживает преступников и проводит негласные мероприятия, мы имеем скорее чиновника, который большую часть времени обо всём перечисленном отчитывается, но далеко не всегда исполняет.

Безусловно, оперативникам приходится заниматься и живой работой, но проводится она по остаточному принципу в свободное от формалистики время. Как правило, время это не рабочее, а личное.

Ссылка на международный опыт борьбы с преступностью - это вовсе не дань моде, но, увы, горькая необходимость: раньше (конец 80-х) больше, в настоящее время меньше, но все же высказываются суждения о том, что оперативно-розыскная деятельность, агентурная работа - порождение исключительно коммунистического строя, проще говоря, - аморальный вид деятельности в социальной практике любого государства. К счастью, это вовсе не так.
Попытаемся подтвердить вышеизложенное отдельными примерами организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов ряда зарубежных государств.
В Германии значительное место в обеспечении государственной безопасности принадлежит Федеральному ведомству криминальной полиции (Des Bundescriminalamt - BCA) - БКА. В его функции входит как расследование уголовных дел, так и агентурно-оперативная работа. Для этого оно имеет свой агентурный аппарат и необходимые оперативно-технические средства, а также самостоятельную службу наружного наблюдения. При этом следует подчеркнуть, что приоритетное место в структуре БКА занимает оперативно-технический отдел, который проводит большую исследовательскую и научную работу по внедрению передовых технологий в оперативно-розыскную деятельность. В частности, ему удалось разработать систему по автоматизированному учету почерков, которая позволяет в считанные минуты установить автора рукописи, в т.ч. и по личной подписи, а также систему идентификации личности по голосу.
Если же говорить в целом об особенностях организации на территории ФРГ деятельности криминальной полиции, ее структурных подразделений и иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, - спецслужб, то, не рассматривая их подробно, хотелось бы отметить следующее:
- спецслужбы организационно не объединены, децентрализованы и не имеют единого руководства, что зачастую приводит к дублированию и параллелизму в их деятельности;
- центральный аппарат спецслужб выполняет лишь руководящие и координирующие функции по отношению к территориальным подразделениям, анализирует и оценивает информацию, добытую ими;
- проведение процессуальных действий возложено только на следственные подразделения БКА. Органы разведки, контрразведки (в т.ч. военной) лишены права осуществления процессуальных функций (задержание, арест, следствие);
- подразделения разведки действуют исключительно под различными прикрытиями, включая и территорию ФРГ;
- значительная часть подразделений контрразведки также использует прикрытия;
- весь персонал спецслужб использует максимальную конспирацию: все сотрудники имеют псевдонимы и номера, которые используются как в официальной переписке, так и в отношениях между собой.
Настоящие фамилии не употребляются и не раскрываются даже в служебной обстановке. Агентура не знает подлинных фамилий оперативных сотрудников, у которых они находятся на связи.
Наибольший интерес для подразделений полиции России представляют организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ. При этом следует отметить, что отличительными чертами деятельности спецслужб ФРГ, наряду с другими, являются следующие:
- тесная взаимосвязь между режимными мерами и агентурно-оперативной деятельностью, активное использование спецслужбами информации других государственных органов и организаций;
- создание всеохватывающих электронных систем учета граждан ФРГ и иностранцев, находящихся в стране;
- активная агентурная работа среди политических эмигрантов и иностранцев, временно находящихся в ФРГ;
- распространенность работы сотрудников спецслужб под прикрытием различных государственных и негосударственных организаций;
- массовое привлечение к агентурно-оперативной деятельности бывших сотрудников спецслужб ФРГ (т.н. институт "свободных сотрудников");
- использование безагентурной формы вербовки;
- высокие требования конспирации, предъявляемые к кадровому составу, а также к агентурному аппарату;
- широкое применение сдельной формы оплаты труда агентов в зависимости от ценности представляемой ими информации.
Наряду с агентурой в оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ широко используются возможности спецтехники в перлюстрации корреспонденции и прослушивании телефонных переговоров лиц, подозреваемых в нарушении уголовного законодательства; особенно это касается террористов. А лица, арестованные по подозрению в занятии террористической деятельностью, лишаются контактов с внешним миром сроком до нескольких недель, включая и общение с адвокатом. А один из отделов БКА постоянно ведет оперативный учет на более чем миллион студентов и школьников под предлогом предупреждения террористической и наркодеятельности.
Во многих крупных городах ФРГ организовано скрытое наблюдение с использованием телекамер автодорожной полиции. Практически на всех больших площадях Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Нюрнберга и ряда других на фасадах зданий установлены телекамеры с поворотными механизмами, передающие изображение на мониторы полицейских центров наружного наблюдения, которые активно используются специальными службами ФРГ.
Одновременно правоохранительные органы добиваются права осуществлять мероприятия по слуховому и визуальному контролю в жилых помещениях без санкции суда и прокурора, что откроет дополнительные возможности по сбору доказательственных материалов и значительно облегчит выявление и пресечение тяжких преступлений.
Среди мер по наделению правоохранительных органов необходимой компетенцией для эффективного расследования дел, связанных с экономической и организованной преступностью, в Швеции наибольшего внимания заслуживают меры по расширению полномочий полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности.
В конце 70-х гг. оперативная деятельность полиции Швеции стала объектом пристального внимания со стороны руководства полиции, правительства и риксдага, что было вызвано необходимостью активизации борьбы с экономической, организованной преступностью, а также незаконным оборотом наркотиков.
Две группы экспертов исследовали методы оперативно-розыскной деятельности полиции, результатом чего явились отчеты "Некоторые взгляды на оперативные методы борьбы с экономической преступностью" (1978 г.), "Оперативная деятельность в борьбе с наркотиками" (1979 г.), "Задачи оперативной работы", "Организация оперативной работы" (1981 г.). Указанные материалы дают представление о взглядах полицейских экспертов на некоторые вопросы оперативной деятельности полиции, связанные с агентурой и агентурным проникновением, с использованием оперативно-технических средств и провокационных методов работы.
Агентура признается важным средством в борьбе с определенными видами преступлений, что было подчеркнуто еще в 1971 г. при создании оперативных отделов в уголовной полиции. Агентом, по определению экспертов, является представитель полиции, внешне не имеющий никаких связей с полицией и находящийся в преступной среде. Последнее положение является определяющим в отличии агента от информатора. Информатор используется полицией только для сбора информации, а деятельность оперативного сотрудника полиции в этом случае чаще всего представляет собой лишь пассивное ожидание от него сведений. Такое положение критиковалось, и особо указывалось, что необходимо активно вербовать информаторов, создавать из них резидентуры, стремиться к тому, чтобы информаторы имели хорошие возможности по наблюдению за криминальной деятельностью. Указанное различие между информатором и агентом, по мнению экспертов, позволяет повысить уровень и эффективность оперативной работы полиции, сосредоточившись на главном направлении.
Учитывая потребность полиции в правовом регулировании некоторых оперативно-розыскных мероприятий, государственное полицейское управление вошло в правительство с ходатайством, которое было сформулировано 5 декабря 1980 г. в докладной записке "О некоторых мерах повышения эффективности борьбы с наркотиками и экономической преступностью". Решение правительства о предоставлении полиции необходимых полномочий последовало 26 февраля 1981 г. и содержало следующие важные положения.
Провокационные методы работы полиции были признаны правомерными в том случае, когда они применяются при расследовании серьезных преступлений или когда этого требуют особые обстоятельства. Было отмечено, что при их применении необходимо принимать во внимание силу подозрения и возможности закрепления доказательств. На применение провокационных методов необходимо разрешение прокурора или начальника полицейского органа. Правительством была отмечена необходимость строгого документирования этой деятельности. В Меморандуме 1981 г. полиции были предоставлены полномочия на покупку наркотиков. В отношении предложения наркотиков было определено следующее: "Предложение наркотиков в принципе имеет характер чистой провокации. Такие действия полиции считаются недопустимыми, кроме разве что случаев, которые можно квалифицировать в соответствии с параграфом 4 главы 24 уголовного законодательства (крайняя необходимость)".
В целях проникновения на рынок наркотиков полиция может осуществлять проникновение в преступную среду, осуществляя подставу своей агентуры торговцам наркотиков, и в этих же целях разрешается проводить мероприятия по пропуску наркотиков в страну (контролируемая поставка).
В 1982 г. вопрос об оперативной работе полиции в борьбе с определенными видами преступлений рассматривался на уровне комиссии риксдага. Комиссия отметила большую роль, которую играют оперативные мероприятия в борьбе с наркотиками и экономической преступностью, а также необходимость прибегать и к таким методам работы, как провокация.
Комиссия определила, что если действия полиции находятся "в приемлемой пропорции с охраняемыми интересами, если планируемое преступление совершается при обстоятельствах, способствующих закреплению доказательств", то действия полиции будут в этом случае правомерными.
Комиссия высказалась о необходимости принятия отдельной нормы, регулирующей проведение полицейских мероприятий, связанных с применением "острых" методов борьбы с преступностью, и предложила следующий вариант: "Полицейский, соблюдая основные права и свободы граждан, требования закона или иного нормативного акта, должен при исполнении служебных обязанностей предпринимать такие меры, которые с учетом цели применения этих мер и иных обстоятельств могут быть определены как оборонительные". Эта норма с незначительными изменениями позднее была включена в Закон о полиции в 1984 г.
Решительным шагом правительства Италии в направлении усиления борьбы с организованной преступностью, по мнению многих политических обозревателей и криминалистов, явилось решение о роспуске тех местных органов власти ("джунт"), в отношении которых имелись данные о связи их с мафиозными структурами.
Наряду с внесением коррективов в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы Италии, изменению подверглась и внутренняя структура правоохранительных органов, в т.ч. МВД, Корпуса карабинеров и, в некоторой степени, Финансовой гвардии.
В частности, в МВД Италии было создано новое подразделение - Центр по обработке оперативной информации, главной задачей которого является обмен поступающими данными в отношении деятельности мафиозных групп со Службой Верховного комиссара по борьбе с мафией, Корпусом карабинеров, Финансовой гвардией, местами лишения свободы, где содержатся "мафиози", и с центрами координации и планирования оперативной деятельности подразделений МВД, расположенных в 12 наиболее крупных городах Италии (Риме, Турине, Милане, Неаполе и др.).
Образовано оперативно-техническое подразделение МВД Италии - Центр по изучению обстановки. В его компетенцию входит разнообразная деятельность, в т.ч. с применением технических средств по сбору оперативной информации об организованной преступности и ее передаче в оперативные подразделения министерства. На него возложено также поддержание постоянной связи с находящимися в Италии представительствами ФБР, Управления по борьбе с наркотиками и Таможенного управления США, а также с аналогичными службами стран Евросоюза в целях обеспечения четкого и оперативного обмена информацией об организованной преступности.
В США основным правительственным учреждением, занимающимся расследованием всех уголовных дел, нарушений федеральных законов, за исключением тех, расследование которых поручено другим агентствам, является Федеральное бюро расследования (ФБР). В своей деятельности ФБР руководствуется, наряду с законодательством США, Нормами и правилами уголовного расследования преступлений, совершенных отдельными лицами или организациями, которые разработаны Генеральной прокуратурой США и утверждены Министром юстиции США в 1980 г.
В соответствии с этими Нормами при проведении расследования общеуголовных преступлений ФБР имеет право использовать любые законные методы. Прежде чем прибегнуть к таким методам, ФБР должно выяснить, возможно ли получить нужную информацию при минимальном вмешательстве в частную жизнь. При оценке необходимости такого вмешательства среди прочих факторов учитывается тот факт, что оно может иметь неблагоприятные последствия, касающиеся неприкосновенности частной жизни, и нанести ущерб репутации частного лица. Решение об использовании метода обширного вмешательства в частную жизнь зависит от тяжести преступления и от того, насколько правдива информация, указывающая на наличие преступления. Выбор того или иного метода расследования зависит от правильной оценки конкретной ситуации.
Вместе с тем для этих методов существуют и некоторые ограничения, которые, применительно к оперативно-техническим мероприятиям, мы укажем:
- автоматическое устройство, регистрирующее телефонные номера, устанавливается с разрешения Министерства юстиции;
- разрешение на консенсуальное электронное прослушивание выдается в соответствии с положением о Министерстве юстиции.
Для проведения консенсуального прослушивания нетелефонных разговоров требуется предварительное разрешение директора или заместителя директора Управления по оперативной борьбе с правонарушениями, или второго помощника главного прокурора Уголовного отдела, или заместителя главного прокурора - начальника Уголовного отдела, за исключением обстоятельств, не терпящих отлагательств. Это относится как к портативной аппаратуре, которой пользуется участник операции, так и к стационарной аппаратуре, установленной в помещении, также контролируемой участниками операции. Для консенсуального прослушивания телефонных переговоров необходимо предварительное разрешение Особого уполномоченного агента и соответствующего прокурора, за исключением случаев, не терпящих отлагательств (до 48 часов).
Чтобы выяснить правильность тезиса о несовместимости демократических преобразований в обществе и разведывательной работы в сфере и инфраструктуре социально-аномальной, прежде всего противоправной, среды обратимся к опыту оперативной работы криминальной полиции и спецслужб Запада.
В США, чтобы обеспечить руководителей правоприменяющих органов информацией, которая давала бы возможность обнаруживать, а в некоторых случаях и прогнозировать организованную противоправную деятельность, осуществляется т.н. полицейская разведка. По методам и характеру добываемой информации полицейская разведка делится на две категории: стратегическую и тактическую.
Стратегическая разведка предполагает получение, накопление, систематизацию и анализ многочисленных и весьма разнообразных сведений о лицах, подозреваемых в причастности к организованным криминальным структурам, включая даже такие данные, которые на первый взгляд не имеют непосредственного отношения к противоправной деятельности.
Основная цель тактической разведки - помощь в планировании конкретных полицейских операций и установление источников получения доказательств, которые позволили бы произвести арест подозреваемого и доказать его виновность. Следует отметить, что между задачами, которые решаются стратегической и тактической разведками, нет, разумеется, жесткой границы, т.к. они взаимосвязаны.
В Великобритании обработка разведданных об организованной преступности и преступниках основывается и координируется в зависимости от регионального, национального и международного уровней. В Англии и Уэльсе в рамках подобной структуры существует девять региональных отделов уголовной разведки, выполняющих эти функции. Информационные сведения хранятся в памяти компьютеров и в архивах. К концу 1992 г. планировалось создание национальной службы уголовной разведки, через которую будут проходить все разведданные об организованной преступности, с использованием автоматизированной системы обработки информации.
Согласно данным печати, такая служба (НКР) была создана 1 апреля 1992 г. Криминальная разведка занимается рядом преступлений, оказывающих большое влияние на стабильность и экономику Великобритании, например, доставкой и распространением наркотиков, фальсификацией денежных знаков и отмыванием "грязных" денег, бесчинством футбольных фанатов, любыми проявлениями организованной преступности.
Собранная НКР информация направляется силовым ведомствам для проведения операций "на местности". Информационно-аналитический центр НКР круглосуточно обрабатывает сведения о маршрутах транспортировки, крупных партиях перевозимых наркотиков, наиболее активных деятелях наркомафии, поступающие от таможенных органов, из местных отделений полиции, а также из-за границы - по линии Интерпола. В составе НКР есть подразделение финансовой разведки. В его задачи входит отслеживание крупных денежных транзакций и их проверка - не являются ли они оплатой поставок наркотиков.
Финансовые организации Великобритании обязаны предоставлять правоохранительным органам необходимую информацию. Это, сказано в законе, "не является нарушением контрактных обязательств по сохранению коммерческой тайны со стороны финансовых организаций". На практике большинство банков, фондов и работающих с деньгами фирм имеют прямую договоренность об информировании НКР обо всех подозрительных случаях, особенно связанных с операциями с наличностью. Финансовая разведка действует в тесном контакте со специализированной рабочей группой Банка Англии по проблеме отмывания денег. Ими было совместно подготовлено и разослано по банкам всей Британии директивное письмо по данному вопросу.
Подразделение по борьбе с фальшивомонетничеством НКР получает в свое распоряжение все поддельные банкноты английских и иностранных денег, изъятые полицией на территории Великобритании. Специалисты знакомятся с последними "достижениями" нелегальных конкурентов Банка Англии, готовят рекомендации по усилению защиты денег от фальсификации.
Специфична деятельность подразделений криминальной разведки, специализирующихся на противодействии бесчинствам футбольных хулиганов, как их называют англичане. В обязанности офицеров этой службы входит посещение всех матчей европейских и мировых первенств, присутствие на международных играх как на территории своей страны, так и за границей. Они должны в лицо знать многие тысячи хулиганов и своевременно выявлять их в толпах болельщиков, постоянно поддерживать контакт с коллегами в других государствах, обмениваясь с ними списками и фотографиями зачинщиков драк и погромов на стадионах и вокруг них во время и особенно после спортивных мероприятий.
В Канаде существует служба по сбору информации об организованной преступности, которая была создана 7 марта 1970 г. (КИСК). Подчиненные ей службы занимаются сбором, регистрацией, анализом и распространением информации о преступности. Центральное бюро действует в национальном масштабе, в то время как местные бюро - в пределах провинций и между провинциями. Материал, представляющий национальный интерес, доставляется в Центральное бюро, где находится главная картотека. Очень важно, что система предусматривает непосредственный обмен информацией между агентствами охраны порядка и провинциальными информационными службами. Центральное бюро получает информационные материалы по такому обмену. С появлением новой службы канадские агентства охраны порядка имеют все необходимые средства, при помощи которых можно предпринять согласованные действия против организованной преступности.
Таким образом, Запад не отвергает, а, наоборот, интенсивно развивает структуры, осуществляющие полицейскую разведку. В этом плане уместно сослаться на бывшего помощника Генерального прокурора США Томпкинса, выступавшего обвинителем по делу советского разведчика В. Фишера (Р. Абеля), выданного ФБР его помощником в 1957 г. В своей речи он отметил, что общество и правительство имеют право защитить себя, когда имеются данные, что кто-то лишь вступает в преступный заговор. Нельзя проявлять непростительную в этом случае беспомощность, ожидая, пока будет обнаружен труп, чтобы приступать только тогда к поискам преступника. Общество и правительство имеют право вмешаться, как только будет установлено, что преступление лишь готовится, и в ходе подготовки к нему в преступных целях создается некое сообщество, деятельность которого будет направлена на совершение конкретных противозаконных деяний. Этот тезис получил законодательное закрепление в различных правовых документах, в т.ч. регламентирующих оперативно-розыскную деятельность ФБР США и упомянутых в статье служб.
Поэтому в Российской Федерации вполне оправданно, в силу высокого уровня современной преступности и по причине необходимости обеспечивать безопасность государства, существует традиционно сложившаяся система оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб, выполняющая функцию оперативно-аналитического поиска информации, во-первых, о преступной и иной противоправной деятельности отдельных лиц и сообществ, во-вторых, о разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств.

Список литературы

1. Донован Дж. Незнакомцы на мосту: дело полковника Абеля / Пер. с англ. М.: Междунар. отношения; МП "Уилис", 1992.
2. Михайлов К. Криминальная разведка Великобритании борется с организованной преступностью // Московская правда. 1994. 13 дек.
3. Наквакина Е.В. Верховный суд США и укрепление гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 2.
4. Николайчик В.М. США: полицейский контроль над обществом. М.: Наука, 1987.
5. Стародубцева И.А. Конституционные механизмы ограничения прав и свобод личности в России и зарубежных странах // Общество и право. Краснодар: изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2012. N 1. С. 54 - 59.
6. Виллс. Служба по сбору информации об организованной преступности в Канаде // Police Chief. 1971. V. 28. N 9.

Совершенно секретно
Экз. № 213 0

П Р И К А З

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР

О введении в действие Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности

Комитет государственной безопасности СССР, руководствуясь указаниями Коммунистической партии, ее Центрального

Комитета по надежному обеспечению безопасности страны, неуклонно повышает боеспособность органов КГБ в борьбе с

усилившейся разведывательно-подрывной деятельностью классового противника. Укрепляются чекистские кадры.

Последовательно проводится в жизнь ленинский принцип прочной опоры на трудящихся, их помощь и поддержку. Важнейшее

значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата,

эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами.

Вместе с тем осложнение международной обстановки, возрастание агрессивности империализма, активизация тайной

подрывной деятельности противника требуют дальнейших действенных мер по повышению боеспособности и мобилизационной

готовности органов КГБ, укреплению" их оперативных сил и средств. Особое значение приобретают задачи качественного

укрепления агентурного аппарата, совершенствования всей работы с агентурой и доверенными лицами.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести в действие одобренное ЦК КПСС и утвержденное Коллегией Комитета государственной безопасности СССР

Положение об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР (прилагается).

2. Руководителям подразделении центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, органов КГБ на

местах, командованию войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП обеспечить глубокое знание оперативным

составом Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР,

неукоснительное исполнение его требований в агентурно - оперативной деятельности.

3. Оперативно-техническому управлению КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального

аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок подготовить Инструкцию о порядке использования агентуры и доверенных лиц при

проведении оперативно-технических мероприятий.

Следственному отделу КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в

трехмесячный срок внести необходимые дополнения и изменения в ныне действующую Инструкцию о порядке организации и

проведения в органах и войсках КГБ внутри - камерной разработки лиц, содержащихся под стражей, вытекающие из

Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР.

С приказом и Положением ознакомить руководящий и оперативный состав подразделений центрального аппарата КГБ

СССР, органов КГБ на местах, разведаппаратов пограничных войск КГБ СССР, а также преподавательский состав

специальных кафедр разведывательного и контрразведывательного профиля учебных (кроме военно-учебных) заведений КГБ.

Председатель Комитета В. Чебриков

Тематические индексы: 3-18-1, 4-1, 7-1, 7-00, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5-0, 9-6-0, 9-7-0, 9-8-0, 13-1-3, 13-3, 16-

2, 17-2, 17-3-1, 19-7, 20-2-2, 40-2, 40-3, 40-4, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-10, 40-11.

Совершенно секретно
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 года № 00140

ПОЛОЖЕНИЕ
об агентурном аппарате и доверенных лицах
органов государственной безопасности СССР

1. Общие положения

1.1. Органы государственной безопасности, созданные ленинской партией для защиты революционных завоеваний

Великой Октябрьской социалистической революции, действуют в интересах Советского государства и советского общества.

Источником силы чекистских органов является повседневное руководство и контроль со стороны КПСС, ее Центрального

Комитета. Органы КГБ неукоснительно соблюдают положения Конституции СССР и советские законы. В их деятельности

неуклонно осуществляется ленинский принцип связи с трудящимися, опоры па массы. Патриотизм советских людей, их

активная жизненная позиция в обеспечении безопасности социалистического государства - неисчерпаемый резерв

дальнейшего повышения боеспособности органов КГБ.

1.2. В обеспечении безопасности Советского государства п общества органы КГБ используют весь арсенал имеющихся в

их распоряжении средств, но всегда выделяли и выделяют 1-агентуру, поскольку она была и остается основным средством

чекистской деятельности.

Агентурная работа строится в полном соответствии с внешней и внутренней политикой Коммунистической партии,

подчинена целям и задачам, которые она ставит перед органами КГБ в конкретных исторических условиях, неуклонно

осуществляется с партийных, классовых позиций. Она требует от чекистов глубокого понимания интересов Советского

государства и советского общества, высоких политических, деловых и моральных качеств.

Исходя из внутриполитического положения в пашен стране сфера применения такого острого чекистского средства, как

агентура, уже сейчас могла бы быть сужена. Но поскольку империализм не отказывается и никогда не откажется от

ведения тайной подрывной деятельности против СССР, советские органы госбезопасности обойтись без агентуры не могут.

Более того, в условиях активизации агрессивных сил империализма, шпионских и иных подрывных зарубежных центров ее

значение возрастает. С помощью агентуры чекисты действуют наступательно, проникают в политические, экономические и

военные органы империалистических и недружественных государств, их спецслужбы и враждебную среду. Агенты

непосредственно участвуют в других активных операциях органов КГБ, в их мероприятиях по выявлению и пресечению

подрывных акций противника, вскрытию государственных преступлений, в предупредительно-профилактической работе.

1.3. Основу агентурного аппарата органов КГБ составляют преданные делу коммунизма и социалистической Родине

советские граждане. В силу специфических особенностей борьбы с тайной подрывной деятельностью противника органы КГБ

приобретают агентов также из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.

1.4. Агентурный аппарат органов КГБ должен быть качественно высоким, а количественно небольшим. Иметь агентов

необходимо столько, сколько требуется для решения конкретной задачи на конкретном участке оперативной деятельности.

1.5. Одним из важнейших условий успешной работы с агентурой является строжайшее соблюдение конспирации.

1.6. В решении задач по обеспечению государственной безопасности страны органы КГБ активно используют помощь

советских граждан на доверительной основе.

1.7. Агентурная работа и работа с доверенными лицами осуществляется в строгом соответствии с Положением о

Комитете государственной безопасности СССР, нормативными актами КГБ СССР, данным Положением.

1.8. Агентурная работа и работа с доверенными лицами - дело творческое, сложное. Она должна опираться на

глубокое знание форм и методов подрывной деятельности противника, его устремлении, на объективный анализ и

прогнозирование оперативной обстановки, имеющийся опыт, строгий учет требований разведки и контрразведки.

Обеспечение успешной работы с агентурой и доверенными лицами требует от руководящего и оперативного состава

организационных навыков, профессиональной компетентности, умения воспитывать, обучать, эффективно использовать

агентурный аппарат и доверенных лиц в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.

2. Основные задачи, решаемые с помощью агентуры

Осуществление активных мероприятий по борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью противника.
Добывание политической, экономической, научно-технической, военной и иной разведывательной информации.
Разработка разведывательных органов, их резидентур, иных специальных служб, центров и организаций, действующих

против Советского Союза, проникновение в них; выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности

разведчиков и агентов противника; розыск шпионов, террористов, диверсантов, а также скрывающихся от уголовного

преследования других лиц, совершивших особо опасные и иные государственные преступления.
Выявление, проверка и разработка лиц, установивших (намеревающихся установить) преступные связи со спецслужбами

противника; предупреждение становления отдельных политически неустойчивых советских граждан на путь измены Родине.
Ограждение советских граждан от подрывных акций противника.
Контрразведывательное обеспечение объектов и работ оборонного и военного назначения, сохранности государственной и

военной тайны; предотвращение утечки секретов к противнику, оперативное расследование фактов утечки таких сведении,

утраты документов и специзделий; участие в противодействии технической разведке противника; оперативное обеспечение

безопасности литерных и специальных перевозок; дезинформация противника.
Содействие командованию и политическим органам в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР.
Контрразведывательное обеспечение Министерства внутренних дел СССР, его органов и внутренних войск.
Защита экономики страны от подрывной деятельности противника и враждебных элементов; предотвращение актов диверсии и

вредительства; расследование чрезвычайных происшествии на объектах народного хозяйства, выявление лиц, умышленно

создающих предпосылки к таким происшествиям, а также инспираторов и подстрекателей, антиобщественных проявлении;

борьба с контрабандой и незаконными валютными операциями
Борьба с подрывной деятельностью зарубежных антисоветских идеологических центров и организаций, предотвращение и

срыв их акций; разработка нелегальных антисоветских группирований; предупреждение массовых и групповых

антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов, которые могут возникнуть под воздействием

идеологической диверсии противника, враждебных элементов или в силу других обстоятельств, нейтрализация этих

процессов; предупреждение и пресечение распространения заведомо ложных измышлений, порочащих советский

государственный и общественный строи; розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок и надписей.
Предотвращение террористических акций.
Оперативное обеспечение охранных мероприятий.
Оперативное обеспечение охраны государственной границы СССР.
Охрана иностранных представительств на территории СССР.
Создание условий для конспиративного внедрения и применения оперативно-технических средств, проведения установок и

других специальных мероприятий.
Содействие полному и всестороннему раскрытию особо опасных и иных государственных преступлений, расследованию

уголовных дел.
Обеспечение оперативно-мобилизационной готовности.
Участие в необходимых случаях в выявлении хищений и расхитителей социалистической собственности, взяточничества и

спекуляции в особо крупных размерах.

3. Агентурный аппарат

3.1. Агентурный аппарат органов КГБ состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих

в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир.

Агент - советский гражданин, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно

сотрудничающий с органами КГБ и выполняющий их задания по обеспечению безопасности СССР.

Резидент - советский гражданин, завербованный органами КГБ па идейно-политической основе и осуществляющий

руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами.

советский гражданин, предоставляющий жилое помещение органам госбезопасности для работы с агентами и резидентами и

обеспечивающий при этом необходимые условия конспирации.

политической основе советский гражданин, обеспечивающий условия для агентурной и другой оперативной работы в

помещении, находящемся в распоряжении органов госбезопасности.

3.2. На каждом участке, направлении, объекте работы органов госбезопасности создается агентурный аппарат,

способный в любых условиях надежно контролировать оперативную обстановку, влиять на ее развитие в нужном

направлении, активно участвовать в борьбе со шпионажем, идеологической диверсией, иной подрывной деятельностью

противника и враждебных элементов.

3.3. Выполнение требования о том, что агентурный аппарат должен быть качественно высоким, а количественно

небольшим, обеспечивается: вербовкой работоспособных, перспективных агентов, правильной их расстановкой и

воспитанием, квалифицированной работой с каждым агентом, полным использованием его возможностей, постоянной заботой

о стабильности агентурного аппарата.

3.4. Формирование агентурного аппарата осуществляется по линейно-объектовому принципу на основе постоянного

изучения оперативной обстановки на конкретных участках чекистской деятельности, знания ее тенденций и возникающих

оперативных задач. Первостепенное внимание уделяется созданию агентурных позиций па участках и направлениях наиболее

острой борьбы с подрывной деятельностью противника, сосредоточения особо важных государственных и военных секретов.

Оперативный сотрудник своевременно осуществляет подбор и изучение кандидатов па вербовку, планомерно укрепляет

агентурный аппарат.

3.5. В агентурный аппарат контрразведки вербуются главным образом советские граждане - патриоты нашей Родины,

обладающие высоким чувством ответственности за безопасность Советского государства, способные по своим личным и

деловым качествам, занимаемому положению и другим возможностям успешно выполнять задания органов КГБ. Они

приобретаются на идейно-политической основе, при соблюдении принципа добровольности.

В необходимых случаях для решения конкретных оперативных задач разрешается вербовать агентов из числа членов и

кандидатов в члены КПСС.

3.6. Там, где требуется, агенты приобретаются из числа лиц, подпавших под влияние антисоветской пропаганды,

вынашивавших намерение совершить преступные действия, судимых в прошлом за участие в антисоветской деятельности, из

числа националистических, реакционных церковно-сектантских и иных враждебных элементов.

При их вербовке могут использоваться компрометирующие материалы, материальная и иная личная заинтересованность.

Разрешается вербовать лиц, совершивших государственные или иные преступления. Вербовка не освобождает их от

уголовной ответственности. При возникновении особой необходимости и наличии смягчающих обстоятельств может решаться

вопрос об освобождении агента от уголовной ответственности в установленном заколом порядке. Вербовка органами КГБ

лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях МВД, осуществляется в установленном КГБ СССР порядке.

При подготовке, проведении вербовок и последующей работе с агентами из перечисленных выше категории лиц

осуществляется их политическое и нравственное перевоспитание.

3.7. Агенты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства приобретаются и используются для своевременного

выявления и срыва, враждебных Советскому Союзу планов спецслужб противника по подрыву политической и экономической

основы, обороноспособности Советского государства, проводимых в этих же целях акций идеологической диверсии. К

сотрудничеству с органами КГБ привлекаются главным образом лица, лояльно относящиеся к Советскому Союзу. При

вербовке агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работе с такими агентами постоянно учитываются

их социально-классовая принадлежность, мировоззрение, национально-психологические особенности. В вербовочных

мероприятиях в отношении таких лиц используются материальная и иная личная заинтересованность, компрометирующие

материалы.

3.8. Важная задача оперативного состава - повседневный, целенаправленный поиск лиц, из числа которых могут быть

завербованы и в процессе активной деятельности, воспитания и обучения подготовлены ценные и особо цепные агенты. К

Из числа советских граждан - лица, принимающие эффективное участие в предупреждении и пресечении особо опасных

государственных преступлений, разоблачении агентуры н эмиссаров противника, получающие сведения о планах и замыслах

спецслужб противника и зарубежных антисоветских центров, активно участвующие в компрометации и разложении враждебных

формировании, а также добывающие информацию, имеющую существенное значение для обеспечения сохранности важных

государственных и военных секретов, укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Вооруженных

Сил и улучшения охраны государственной границы СССР;

Из числа иностранных граждан и лиц без гражданства - политические и государственные деятели, высокопоставленные

чиновники, дипломаты США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канады, Израиля, других капиталистических и недружественных

государств, руководящие работники международных организаций и другие иностранные граждане, представляющие

документальную и иную информацию о внешней и внутренней политике своих государств, стран главного противника и

других недружественных государств, об их планах в отношении Советского Союза, социалистического содружества, а также

способные оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств; кадровые сотрудники и

агенты разведывательных н контрразведывательных органов, руководящие работники военных ведомств и генеральных штабов

капиталистических и развивающихся стран и другие лица, добывающие достоверные сведения о планах, замыслах и

конкретных акциях спецслужб противника, военно-экономическом потенциале, оперативных и мобилизационных планах США,

их союзников по военно-политическим блокам, других недружественных государств, а также иную важную информацию по

оперативным и военным вопросам; сотрудники шифровальных служб капиталистических и развивающихся стран; ученые и

специалисты, передающие документальные и другие данные о научно-техническом потенциале, военных достижениях и

новейших видах вооружения, важных научных проблемах и разработках, ведущихся в капиталистических государствах, и

иную ценную научно-техническую информацию; крупные промышленники, финансисты и коммерсанты капиталистических стран,

оказывающие выгодное для Советского Союза влияние на формирование экономической политики своих государств;

антисоветских зарубежных организаций, а также их эмиссары, активно сотрудничающие с органами КГБ.

Определение принадлежности к ценным и особо цепным агентам осуществляется с учетом добываемой ими информации и

перспектив их использования по мотивированным заключениям, утверждаемым соответственно начальниками Второго и

Третьего главных, Четвертого, Пятого и Шестого управлений, Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по

представлениям председателей КГБ союзных республик и КГБ автономных республик РСФСР, начальников КГБ СССР по краям и

областям, начальников войск пограничных округов, управлений особых отделов КГБ СССР особых отделов КГБ СССР по

группам войск, округам, илотам, объединениям центрального подчинения. Утверждение заключение на агента приобщается к

его личному делу.

3.9. Вербовка агента, как правило, разрешается после проверки и всестороннего изучения кандидата, получения

полных данных о его надежности, личных качествах и реальных возможностях, необходимых для успешного выполнения

заданий органов КГБ. Выводы о пригодности кандидата к негласному сотрудничеству с органами КГБ должны опираться па

конкретные, убедительные данные. В этих целях используются официальные источники, оперативный учет, агентура и

доверенные лица, наружное наблюдение, оперативная установка, информационно-поисковые системы органов КГБ, а при

необходимости и другие оперативные и оперативно - технические средства. Во всех случаях выясняются возможные

препятствия к привлечению данного лица к сотрудничеству с органами КГБ (душевный и физический недуг, низкие

моральные качества, болтливость, замкнутость, предвзятость, трусость и т. п.).

Наиболее тщательно проверяются и изучаются кандидаты на вербовку из числа иностранных граждан, лиц без

гражданства, советских граждан, постоянно проживающих за границей, враждебных элементов, а также лиц, вербуемых для

участия в особо сложных контрразведывательных мероприятиях и операциях (внедрение в спецслужбы противника, его

подрывные идеологические центры и организации, разработка иностранных разведчиков, враждебных группирований, других

объектов дел оперативного учета).

3.10. В целях изучения кандидата на вербовку из числа советских граждан, проверки его па конкретных поручениях,

получения объективных характеризующих данных с ним может устанавливаться личный оперативный контакт. Для

установления личного оперативного контакта избирается соответствующий предлог и необходимая основа. Принимаются меры

к сохранению кандидатом в тайне контакта с оперативным сотрудником. Поручения кандидату на вербовку должны иметь

отношение к компетенции органов госбезопасности, соответствовать возможностям кандидата, способствовать более

полному изучению его личных качеств. Не допускается расшифровка перед кандидатом объектов заинтересованности органов

Продолжительность поддержания личного оперативного контакта с кандидатом па.вербовку определяется

дифференцированно в зависимости от личности кандидата, полноты и достоверности уже имеющихся о нем сведений, цели

вербовки, характера и важности задач, для решения которых имеется в виду использовать будущего агента.

3.11. Вербовка агентов проводится как путем постепенного привлечения, вербуемого к выполнению заданий органов

КГБ, так и путем прямого вербовочного предложения.

Вербовка агента может быть закреплена письменным обязательством (подпиской), получением от агента оперативной

информации, распиской о получении денежного или иного вознаграждения, негласной документацией процесса вербовки и т.

п. По завершении вербовки в целях конспирации, как правило, совместно с агентом избирается его псевдоним.

3.12. В качестве резидентов вербуются в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым

данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их

использование в интересах решения контрразведывательных задач.

При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов исходить из того, что резидент должен быть преданным

делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами,

способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента являются душевная теплота,

доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку

в качестве резидента может быть установлен личный оперативный контакт.

Вербовка резидентов осуществляется при строгом соблюдении принципа добровольности. Она завершается отбором

подписки о негласном сотрудничестве с органами КГБ.

политическом и моральном отношении, малосемейных, добровольно и с желанием дающих согласие оказывать помощь органам

госбезопасности. Они должны сохранять в тайне использование жилплощади в интересах органов КГБ, создавать

необходимые условия для встреч с агентами, способствовать обеспечению конспирации.

3.14. Резерв кандидатов на вербовку для формирования агентурного аппарата в особый период готовится в плановом

порядке из числа невоеннообязанных и лиц, должности которых на военное время бронируются. В органах военной

контрразведки - в основном из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) и военнообязанных Вооруженных

Сил СССР приписного состава.

Систематически ведется изучение кандидатов на вербовку в особый период, при необходимости с ними устанавливается

личный оперативный контакт для ознакомления и проверки на выполнении отдельных поручений (особенно во время

проведения войсковых учений, расследования чрезвычайных происшествий и т. п.).

3.15. Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных

н комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов,

политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных

республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры использовать в

качестве агентов, резидентов, содержателен конспиративных и явочных квартир не разрешается.

Глава МВД РФ Владимир Колокольцев подготовил проект приказа, по которому будет ежемесячно выплачиваться дополнительный должностной оклад оперативникам, которые общаются с секретной агентурой и информаторами.

По данным Лайфа, в последнее время из подразделений МВД, призванных бороться с убийцами, мошенниками, ворами, экстремистами и террористами, стали увольняться опытные оперативники.

Чтобы поддержать офицеров рублём, глава МВД РФ Владимир Колокольцев подготовил проект изменений в приказ № 65 от 31 января 2013 года "О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

Согласно предложению главы МВД РФ Владимира Колокольцева, оперативникам, работающим с "секретными агентами", будут за риск ежемесячно выплачивать надбавку к зарплате в размере должностного оклада.

По данным МВД РФ, сейчас должностной оклад оперативного сотрудника составляет от 18 до 25 тысяч рублей, в зависимости от выслуги лет и региона, в котором служит офицер.

В Москве, Подмосковье, Петербурге должностной оклад выше, чем во всех остальных регионах, - рассказывает знакомый с ситуацией собеседник Лайфа из МВД РФ.

По его словам, сейчас некомплект личного состава столичной полиции составляет около 3,5 тысячи человек, а в целом по России эта цифра может доходить до 30 тысяч человек.

Председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции Михаил Пашкин рассказал Лайфу, что приказ Владимира Колокольцева о выплате оперативникам за работу с агентами дополнительного должностного оклада - мера вынужденная.

Министр как бывший опер понял, что пора спасать ситуацию. Удержать профессионалов сыска в органах и не потерять агентурную сеть, которую нарабатывали десятилетиями, - утверждает Михаил Пашкин.

По словам Пашкина, оперативники из-за большой бумажной волокиты просто перестали официально отчитываться перед начальством о работе с агентурой.

Ведь по закону на каждого агента заводится оперативное личное дело, куда оперативник обязан подшивать все отчёты о встречах со своим доверителем. А начальник оперативника проверяет данные дела и сообщает своему руководству о работе службы с завербованными агентами, - рассказывает профсоюзный лидер полицейских.

Вот глава МВД и решил стимулировать оперативных сотрудников рублём. В среднем полицейский в уголовном розыске получает 50 тысяч рублей. Половина зарплаты и есть должностной оклад. Значит, теперь офицер будет получать 75 тысяч, если решит, конечно, начать официально встречаться со своими агентами и писать отчёты руководству, - говорит Пашкин.

По данным Лайфа, ежегодно все российские силовики тратят на оплату секретных осведомителей сотни миллионов рублей.

Да к сожалению, без добровольных помощников не обойтись. Они были в царской охранке, в советской милиции, а теперь остаются и в российской полиции. Но всегда осведомители получали за свою работу деньги, - говорит один из оперативников ГУ МВД РФ по городу Москве.

По признанию сыщика, многие преступления раскрываются именно благодаря помощи осведомителей, но обычные граждане могут об этом только догадываться. Ведь вся деятельность осведомителя секретна.

Агенты - это святая святых сыска, и когда ты понимаешь, что полученная от осведомителя информация очень ценна, то за неё можно и бюджетных денег заплатить, а многие работают и за идею, - говорит полицейский.

Летом 2017 гола во Владимирской области именно благодаря полицейской агентуре был задержан скрывавшийся от следствия на протяжении почти 20 лет член самой кровавой в российской криминальной истории ореховско-медведковской ОПГ Александр Шарапов.

На счету Александра Шарапова пять убийств, среди которых есть и убийство одного из самых известных киллеров России - Александра Солоника (Саши Македонского).

Опрошенные Лайфом полицейские считают правильной инициативу главы ведомства о доплатах за работу с информаторами.

Любой риск, а особенно связанный с человеческой жизнью, должен быть оплачен, - говорит офицер. - Ведь общение с агентами действительно опасно для жизни. Были случаи, когда помощники опера во время душевных бесед становились врагами и чаепитие заканчивалось кровопролитием, в котором не всегда побеждал сотрудник МВД.

Лайф направил запрос в МВД РФ с просьбой прокомментировать инициативу главы ведомства Владимира Колокольцева о дополнительных выплатах оперативникам, работающим с секретными осведомителями. Однако получить оперативный комментарий Лайфу не удалось.

Между тем в Минюсте утверждён приказ главы ФСБ РФ о том, как Пенсионный фонд должен заботиться о людях, которые сотрудничали со спецслужбами. После передачи таких сведений в Пенсионный фонд срок сотрудничества гражданина будет зачтён в трудовой стаж. Таким образом, негласные сотрудники будут получать пенсию.

В июле 2015 года вступил в силу обновлённый закон об оперативно-разыскной деятельности, в котором было чётче прописано, что сотрудничающие с силовиками граждане вправе претендовать на пенсию. Каждое ведомство, которое занимается оперативно-разыскной деятельностью, должно утвердить порядок передачи сведений о стаже социальным службам. Одним из авторов закона о пенсиях за негласное сотрудничество была депутат от "Единой России" Ирина Яровая.